Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 – летию Института усовершенствования врачей)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 – летию Института усовершенствования врачей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалыгин Л. Д., Карпов О. Э., Коняева О. Е., Матвеев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 – летию Института усовершенствования врачей)»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ

(к 15 - летию Института усовершенствования врачей)

Шалыгин Л.Д., Карпов О.Э., Коняева О.Е., Матвеев С.А. УДК: 37:061.75

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва

FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PYROGOV CENTER (to the 15th anniversary of the Institute for the Improvement of Doctors)

Shalygin L.D., Karpov O.E., Konyaeva O.E., Matveev S.A.

В июне 2018 г. исполняется 15 лет со дня основания Института усовершенствования врачей Пироговского Центра. Глубоко символично, что идея академика Шевченко Ю.Л. о создании собственного образовательного учреждения была успешно реализована уже на первом году существования самого Центра (Рис. 1).

Об образовании и включении в штатное расписание Центра Института было объявлено приказом исполнительного директора 23 июня 2003 г. № 05-сл. А уже 10 ноября 2003 г. было утверждено Положение об Институте усовершенствования врачей, которым было определено его предназначение и прописан регламент образовательной деятельности.

В истории ИУВ можно выделить несколько этапов его развития:

Организационный этап и начало учебного процесса - (июнь 2003 г.- декабрь 2004 г.). На этом этапе в Институте осуществлялась разработка и утверждение нормативно-регламентирующих документов, успешно было подготовлено и проведено лицензирование образовательной деятельности, комплектование и размещение кафедр, ремонт помещений, закупка мебели, оргтехники, оборудования и оснащение учебных классов и др. В этот период в Институте на 13 кафедрах проводилась профессиональная переподготовка, сертификационное и тематическое усовершенствование врачей (Рис. 2, 3).

Следующим был этап дальнейшего совершенствования образовательной деятельности (январь 2005 г. - декабрь 2009 г.). В 2005 г. проведено дополнительное лицензирование, увеличено количество циклов последипломного обучения специалистов здравоохранения, проведён набор в интернатуру, ординатуру и аспирантуру. Открыты новые кафедры, их стало в институте уже 20, создана кафедра «Сестринское дело» для обучения среднего медицинского персонала.

Значимым событием 2006 г. для Института явилась комплексная проверка его работы, проведенная Феде-

Рис. 1. Шевченко Ю.Л. - Президент Пироговского Центра, основатель Института усовершенствования врачей

ральной службой по надзору в сфере образования и науки, которая завершилась положительной оценкой его деятельности.

Далее наступил этап включения в обучение циклов по высокотехнологичным видам медицинской помощи - (январь 2010 г. - декабрь 2015 г.), по программам тематического усовершенствования - проведения роботасси-

Шалыгин Л.Д., Карпов О.Э., Коняева О.Е., Матвеев С.А.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 - летию Института усовершенствования врачей)

Рис. 2. Первая группа обучающихся с педагогами в Институте

OfflHHV

Рис. 3. Первый сертификат, выданный в Институте

стированных операций с применением хирургического комплекса Da Vinci по различным хирургическим специальностям и направлениям, методов лечения опухолей с использованием ультразвуковой системы абляции «JC HiFU», а также технологии интраоперационной навигации с применением системы Vector Vision (Рис. 4).

В Институте в этот период успешно обучают новым роботизированным технологиям восстановления функций ходьбы в нейрореабилитации, особенно при спинальных травмах и лечении последствий инсультов. В 2013 г. ИУВ успешно прошёл очередное лицензирование и получил бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности. На этом этапе обучение осуществлялись на 18 кафедрах.

В год 15 летия со дня основания Институт проходит следующий этап своего развития - этап подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре по новым образовательным стандартам, перехода к непрерывному медицинскому образованию и внедрению инновационных образовательных технологий в циклы повышения квалификации специалистов здравоохранения - (с января 2016 г. по настоящее время).

Кафедрами Института разработаны и внедрены в образовательный процесс короткие (18 и 36 - часовые) курсы повышения квалификации по различным специальностям, а также информационные технологии АСУ образовательного процесса, дистанционное и симуляци-онное обучение в учебных Центрах г. Москвы, и многое другое. В Институте создан класс, в котором установлен PXK da Vinci для обучения специалистов хирургического профиля робот - ассистированным операциям, а так же активно проводятся циклы повышения квалификации специалистов в области роботизированной механотерапии (экзоскелеты) в системе НМО.

ИУВ - структурное подразделение Пироговского Центра, в котором осуществляется образовательная деятельность по программам высшего, дополнительного и непрерывного профессионального образования.

Главная задача Института - совершенствование теоретических знаний и практических навыков медицинских работников с высшим и средним образованием по актуальным проблемам современной медицины и обучение новым высокотехнологичным видам медицинской помощи с целью их внедрения в клиническую практику

медицинских учреждений регионов страны, а также подготовка научных и научно-педагогических кадров здравоохранения.

Обучение в ИУВ осуществляет высококвалифицированный и опытный профессорско-преподавательский состав: 1 академик РАН, 1 член-корреспондент РАН, 19 академиков РАЕН, 4 члена - корреспондента РАЕН, более 70 профессоров и 60 доцентов, 77 докторов и 116 кандидатов медицинских наук. Два педагога являются лауреатами Государственной премии РФ за 2000 г. (академик РАН Ю.Л. Шевченко, профессор С.А. Матвеев), профессор Ю.М. Стойко - лауреат премии Правительства РФ (2004 г.), профессор Л.Д. Шалыгин - лауреат премии РАМТН им. А.Л. Чижевского (1998 г.).

В Институте трудятся 4 Заслуженных деятеля науки РФ (академик РАН Шевченко Ю.Л., профессора Кира Е.Ф., Стойко Ю.М. и Тарасова Л.А.), 8 заслуженных врачей РФ, 1 заслуженный изобретатель РФ. Сегодня обучение проводят на 19 кафедрах опытные клиницисты, учёные и педагоги.

За 15 лет в ИУВ прошли различные виды обучения более 35 тыс. специалистов, причём из них более 25,5 тыс. врачей и около 9,5 тыс. средних медицинских работников из 82 субъектов РФ. Более 3 тыс. человек проучились в интернатуре, ординатуре и аспирантуре. Интересным является тот факт, что за отчётный период Институт обучил более 850 специалистов медицинского профиля из стран СНГ, ближнего зарубежья и других иностранных государств. Следует отметить, что в Институте ежегодно обучается более 4 тыс. врачей, около 800 специалистов среднего звена и около 250-300 ординаторов и аспирантов.

Самые искренние слова благодарности следует высказать в адрес административно - управленческого аппарата Института. Некоторые его сотрудники работают с момента создания учреждения (Смольянов а О.И.), другие более 10 лет: Мешкова В.П., Коняева О.Е., Асянина Н.В., а Иванишина Е.Ю. Шемелев С.Б. трудятся в Институте более 9 лет. Все работники этого подразделения Института являются высококлассными специалистами своего

Шалыгин Л.Д., Карпов О.Э., Коняева О.Е., Матвеев С.А.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 - летию Института усовершенствования врачей)

дела, добрые, отзывчивые, внимательные, дисциплинированные, исполнительные, беззаветно преданные образовательному процессу, жизни и деятельности Института и Пироговского Центра. Высокий профессионализм и преданность делу отличают и других его сотрудников: Михашину Н.А., Ковалевскую С.В., Гончарову Н.В., Кузнецову Н.В., Петухову М.А., Чернышову М.В. Административно- управленческий аппарат согласно штатному расписанию не велик, но вместе с тем всегда качественно и на высоком методическом уровне планирует, организует и проводит все виды последипломного обучения в Институте по принципу: «Не числом, а умением».

Важным звеном в процессе обучения медицинских работников, без сомнения, являются педагоги. В Институте собран поистине звёздный состав преподавателей: это опытные клиницисты, видные учёные, прекрасные методисты и мудрые наставники. Среди них следует выделить профессоров Стойко Ю.М., Левчука А.А., Тищука Е.А., Жи-бурта Е.Б., Матвеева С.А., Киру Е.Ф., Китаева Е.М., Замятина М.Н., Апостолиди К.Г., Тюрина В.П., Корниловского И.М., Шишкина М.М., Попова Л.В.; доцентов Кохно Н.Э., Бронько В.В., Логинова А.Ф., Виноградова О.И., Епифанова С.А., Гудымовича В.Г., Чекорина А.К. и многих других. Их высочайший профессионализм, энциклопедические знания, высокий уровень методического мастерства, интеллигентность и большая эрудиция, академическое умение просто и доходчиво разъяснить учащимся сложные вопросы медицины, на практике убедительно демонстрировать, как следует поступать в нештатных и чрезвычайных ситуациях медицинской деятельности и многое другое - всё это заслуженно снискало к ним искреннее уважение, глубокую признательность и большую благодарность у обучающихся в Институте.

По инициативе академика Шевченко Ю.Л. в Центре с 2005 г. функционирует докторский диссертационный совет по трём научным специальностям: «Хирургия», «Сердечно - сосудистая хирургия» и «Внутренние болезни». С 2016 г. он преобразован в объединённый совет с МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в неизменном формате. Ежегодно в диссовете защищается в среднем до 20 диссертаций, более половины из них аспирантами и соискателями из других учреждений не только Москвы, но и всех регионов России и стран СНГ.

Вершиной последипломного медицинского образования является подготовка профессорско-преподавательского состава. За прошедшие годы 17 преподавателям присвоено звание «профессор», а 53 педагогам - учёное звание «доцент». Особую гордость вызывает тот факт, что не было ни одного случая отклонения ходатайств нашего Учёного Совета о присвоении учёного звания в ВАК. За эти годы из сотрудников Пироговского Центра 7 педагогов были избраны заведующими кафедрами нашего Института. Это член-корреспондент РАН Карпов О.Э., профессора Матвеев С.А., Мельниченко В.Я., Нестеров С.Н.; доктора мед. наук - Виноградов О.И., Гудымович В.Г. и Даминов В.Д. Тем самым, можно уве-

ренно сказать, образовательная деятельность в нашем учреждении достигла своего апогея. Более того, целый ряд сотрудников Института возглавили коллективы лечебных, научных и образовательных учреждений не только Москвы, но и страны.

В 2006 г. на базе Пироговского Центра открыто отделение «фундаментальной медицины» РАЕН. Научным руководителем является академик Ю.Л. Шевченко, а координатором - профессор Шалыгин Л.Д. Создание отделения привело к плодотворному сотрудничеству профессорско - преподавательского состава Института с негосударственной академией в научных и образовательных целях.

Деятельность Института осуществляется при самом тесном, плодотворном и многостороннем сотрудничестве с коллективами ведущих образовательных, медицинских и научных центров страны, где располагаются его клинические базы: Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины; Городская клиническая больница им. Ф.И. Иноземцева; Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского; Отраслевой клинико-диагностический центр ПАО «Газпром»; Санкт - Петербургский многопрофильный центр; Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко; Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыки; 3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского и многие другие (Рис. 5).

С 2005 г. по инициативе академика Шевченко Ю.Л. издаётся научно-практический журнал «Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пи-рогова», который неизменно входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований. На его страницах публикуются авторы не только из всех регионов России, но и из иностранных государств. Отсюда весомая роль журнала для медицинского образования, распространения опыта и внедрения самых современных технологий. Все эти годы академик Шевченко Ю.Л. является его главным редактором, а заведующие кафедрами Института входят в состав редакционной коллегии журнала.

В 2006 г. Учёный Совет утвердил положение о «Почётном докторе Пироговского Центра». На сегодняшний день избрано 46 почётных докторов из числа самых заслуженных представителей учёного, врачебного и педагогического сообщества не только России, но и иностранных государств. В Актовый день им в торжественной обстановке вручается диплом, мантия и медаль. За этот период 6 профессоров ИУВ были удостоены звания «Почётный доктор Пироговского Центра». А с 2012 г. Учёный Совет ввёл почётное звание «Заслуженный профессор Пироговского Центра». Диплом и знак этой награды вручены 16 профессорам Института. Несомненно, всё это отражает их весомый вклад, особые заслуги и существенные достижения в лечебной, научной и образовательной деятельности Пироговского Центра (Рис. 6).

Рис. 5. Клинические базы Института

Рис. 6. Вручения диплома и знака «Заслуженный профессор Пироговского Центра»

Важная роль в управлении образовательным процессом принадлежит учебно-методическому совету Института. По сути он является высшим совещательным органом, возглавляемым ректором. На его регулярных заседаниях подводятся и анализируются итоги образовательной деятельности учреждения, рассматриваются актуальные проблемы учебного процесса, перспективы его совершенствования и развития, обсуждаются стоящие перед Институтом задачи и пути их решения, и многое другое. Кроме того, члены совета в качестве рецензентов докладывают о подготовленных к печати научных, учебных и учебно-методических работах и пособиях, а оперативное управление деятельностью Института осуществляет ректорат (Рис. 7).

Созданный по инициативе академика Шевченко Ю.Л. Институт формировался на основе богатейших традиций отечественного и мирового медицинского образования, в том числе последипломного. Этому во многом способствовал тот факт, что первыми руководителями большинства кафедр Института стали профессора Военно-медицинской академии. Прежде всего, следует

Шалыгин Л.Д., Карпов О.Э., Коняева О.Е., Матвеев С.А.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 - летию Института усовершенствования врачей)

отметить, что уже в первый год существования Института Учёный Совет поручил прочитать первую актовую речь профессору Стойко Ю.М. С тех пор Актовый день стал кульминационным событием в клинической, научной, образовательной и общественной жизни Пироговского Центра (Рис. 8).

А.П. Чехов писал: «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. Она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя». Естественно, что учебный процесс в Институте неразрывно связан с научно-исследовательской работой. За время существования ИУВ и диссертационного совета было защищено более 45 докторских и более 185 кандидатских диссертаций, учёными нашего Института подготовлено более чем 10 докторских и 30 кандидатских диссертаций, которые были успешно защищены в других диссертационных советах.

Многие ученые и педагоги Института входят в состав редколлегий ведущих медицинских журналов страны и Правлений всероссийских и международных

профессиональных ассоциаций, являются членами диссертационных советов других учреждений. Ежегодно из-под пера профессорско-преподавательского состава Института выходят десятки монографий, руководств, учебно - методических пособий.

Великий Н.И. Пирогов писал: «Кто учит, тот также продвигает науку вперёд, а кто двигает её вперёд, тот также учит». Руководствуясь этим наследием гениального хирурга, учёного и педагога, сотрудники Института принимают самое активное участие в научных мероприятиях, проводимых не только в нашей стране, но и за рубежом. География международных научных съездов и стажировок охватывает более 50 стран. Пироговский Центр является организатором крупных российских и международных форумов, проводимых на собственной базе и ставших уже традиционными, по различным направлениям медицины.

Обладая исключительной важностью, педагогический процесс в Пироговском Центре осуществляется в самых разнообразных формах и методах. Наряду с классическим преподаванием у нас есть и свои ориги-

Рис. 8. Актовый день Пироговского Центра

нальные методы воспитания и обучения. Прежде всего, это регулярные президентские конференции, на которые приглашают весь врачебный и средний медицинский персонал, а также все категории обучающихся.

На конференции докладываются наиболее интересные клинические случаи, при этом докладчик сообщает не только о казуистике наблюдения, но и подчёркивает его актуальность для клинической практики, а так же представляет исчерпывающую, по сути энциклопедическую, информацию по данному вопросу. В ходе дискуссии докладчик закрепляет практические навыки, приобретая опыт публичного выступления. Ещё одной особенностью этих конференций является то, что доклады обсуждаются в форме конкурса. Оценивается не только содержание, но и качество презентации, а также умение выступающего вести научную дискуссию. Помимо этого на этих конференциях заслушивается информация специалистов об их участии в работе международных научных форумов, а также делаются сообщения об особенностях стажировки в ведущих мировых научных и клинических центрах.

Другим очень важным направлением обучения и подготовки научно-педагогических кадров является проведение ежегодного конкурса на лучшую научную работу среди молодых учёных и специалистов. Победители конкурса в конце года на расширенном заседании Учёного Совета Центра докладывают свои результаты, а затем в торжественной обстановке происходит церемония награждения победителей.

Как правило, эти работы молодых учёных и специалистов затем трансформируются в диссертационные исследования. Немалая доля из числа защитившихся участников конкурса приходится на ординаторов и аспирантов Института (Рис. 9).

Как писал А.П. Чехов: «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Не каждый способен на это...». Медицинское образование по своему предназначению и природе в качестве стержневой основы предполагает непрерывный воспитательный процесс. Неиссякаемый источник образцов и примеров для под-

Шалыгин Л.Д., Карпов О.Э., Коняева О.Е., Матвеев С.А.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ (к 15 - летию Института усовершенствования врачей)

Рис. 9. Конкурс молодых ученых

ражания - сама история мировой и отечественной медицины. В Пироговском Центре это стало аксиомой. По инициативе и благодаря непрестанной заботе академика РАН Шевченко Ю.Л. в Центре создан уникальный музей, посвящённый Н.И. Пирогову, с бесценными историческими экспонатами. История самого Центра ярко отражена в его собственном музее. На территории Центра усилиями нашего президента и генерального директора установлен целый ряд памятников, в том числе выдающимся учёным - врачам. Это подлинные произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность, несущие большую воспитательную нагрузку.

Сегодня во всём мире идёт осмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в укреплении здоровья населения.

Современное медицинское образование должно быть: непрерывным, основанным на современных технологиях, качественным, активным, разносторонним, доступным для всех, соответствующим нуждам здравоохранения, базирующимся на богатейшем опыте предшественников.

Непрерывное медицинское образование - новая форма повышения квалификации медработников, сопровождающееся ежегодным контролем и управляемая профессиональными сообществами. Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена новой «Образование через всю жизнь».

К современным технологиям в медицинском образовании относят, в первую очередь - это создание автоматизированной системы управления учебного процесса в учреждении, занимающегося образовательной деятельностью. Создаваемая в них электронная информационная образовательная среда, также как и электронно-библиотечная система, должны обеспечить возможность получить индивидуальный неограниченный доступ каждому обучающемуся из любой точки, в которой есть информационно-телекоммуникативные сети «Интернет», как на территории образовательной организации, так и вне неё. Стратегия перехода к новым медицинским образовательным технологиям: цифровому образованию предусматривает массовое онлайн - обучение специалистов, которое по суще-

Рис. 10. Симуляционное обучение

ству является эталоном цифровой трансформации образования.

Важное место в современном медицинском образовании будет уделяться индивидуальному обучению, процессу коммуникации обучения, дистанционному обучению, мультимедийным и интерактивным средствам обучения, отработке практических навыков и умений при работе на симуляторах, а так же проектно-ориентированному образованию, геймификации, росту конкуренции в экономике, глобализации.

Сегодня у нас есть все возможности для модернизации российского медицинского образования в соответствии с требованиями времени. При этом важно сохранить и развить то лучшее, что было заложено в отечественной медицине и медицинском образовании великими отечественными врачами и педагогами

Н.И. Пироговым, Г.А. Захарьиным, С.П. Боткиным и др. Это гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность, активная жизненная позиция. Исторически известно, что российский доктор медицины

- носитель не только знаний, но и мудрости, интересный, яркий, увлекающий своей работой наставник, искренне заинтересованный в успехе своих учеников.

Вместе с тем, следует отметить, что даже самая совершенная современная система образования не может заменить главный стимул - внутреннюю мотивацию врача на получение новых знаний, понимание им своей миссии, своей роли в жизни людей, доверивших ему своё здоровье. Как сказал корифей отечественной медицины, науки и медицинского образования академик Е.М. Тареев: «Есть только один путь формирования врача: больной

- книга, книга - больной».

Реализовать амбициозные планы по переходу к современному медицинскому образованию и, в частности, к непрерывному медицинскому образованию для нашего Института вполне реальная задача. Мы располагаем высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, у нас есть необходимая материально

- техническая база и исключительно позитивная мотивация к новому, прогрессивному и высокотехнологичному у всех участников образовательного процесса.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.