Научная статья на тему 'Становление и развитие корпоративного сектора в трансформационной экономике России'

Становление и развитие корпоративного сектора в трансформационной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакова Наталья Петровна

In the article models of modern large corporation are considered. The studied particularities of the shaping and developments of corporative property in RF are established under influence of many factors and first of all process to privatization quotient property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие корпоративного сектора в трансформационной экономике России»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 8-10.

© Н.П. Балакова, 2007 УДК334.722.8

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Н.П. Балакова

Оренбургский государственный университет

In the article models of modern large corporation are considered. The studied particularities of the shaping and developments of corporative property in RF are established under influence of many factors and first of all process to privatization quotient property.

В результате приватизационных процессов в экономике России доминирующей стала частная собственность. Статистика показывает, что ведущую роль в рамках института частной собственности играют акционерные общества, которые утвердились в экономике развитых стран уже в конце XIX и в начале ХХ в.

Можно выделить два идеальных типа современной крупной корпорации: с концентрированной и деконцентрированной собственностью. Исходя из данного критерия, новейшие исследования выделяют две базовые модели крупной корпорации. Во-первых, это корпорация с распыленной собственностью, которая распространена в англосаксонских странах. Во-вторых, это корпорация с концентрированной собственностью (континентальная модель), получившая распространение практически во всем остальном мире.

В любой стране организация корпоративного сектора отличается множеством индивидуальных особенностей, которые определяются ее историей, законодательством, структурными характеристиками экономики, политической системой и т. д. К факторам, влияющим на выбор модели относят: уровень экономического развития (концентрация собственности становится механизмом, восполняющим институциональные пробелы в экономике); различия в степени защищенности прав акционеров (обратная связь с уровнем концентрации собственности); идеологические причины (если рынок в глазах социалистически и националистически ориентированных политиков был олицетворением «хаоса», то крупные компании - воплощением «порядка»); а также политическое устройство страны [1].

В современной мировой экономике преобладает континентальная модель корпоративного управления. Однако исследования показывают тенденцию постепенных преобразований ее в направлении англосаксонской модели.

Главный источник формирования корпоративного сектора в российской трансформационной экономике - массовая (ваучерная) привати-

зация 1992-1994 гг. Она создала предпосылки для становления корпоративного сектора, определила на долгие годы особенности перераспределения прав собственности и корпоративного контроля на российских предприятиях и, соответственно, пути развития национальной модели корпоративного управления.

Наряду с приватизацией, формирование корпоративного сектора шло под влиянием и других процессов: 1) создания нового бизнеса в форме акционерных обществ; 2) реорганизации приватизированных и частных предприятий (слияния, разъединения, выделения и др.), в ходе которых создаются и исчезают корпорации.

В состав корпоративного сектора входят предприятия двух организационно-правовых форм - ОАО и ЗАО. Однако существуют замечания о природе корпоративного контроля. Во-первых, в результате постприватизационного перераспределения собственности и реорганизации систем контроля над предприятиями в российской экономике создавались и множились различные управляющие компании, обычно в форме ООО. Во-вторых, многие открытые акционерные общества, контролируемые узкой группой лиц, превратились (или сразу создавались) в индивидуальный, семейный бизнес, т. е. не относятся к корпоративному сектору. Еще одна особенность российского корпоративного сектора - наличие весомого числа акционерных обществ с государственным или муниципальным участием.

Российская корпоративная собственность после завершения массовой приватизации в середине 1990-х гг. характеризовалась следующими чертами: 1) сосредоточение основной части собственности у работников предприятий. Если сразу после приватизации трудовые коллективы могли располагать до 60-70 % акций, то уже буквально через год-полтора их суммарная доля снижалась до половины акционерного капитала; 2) высокая распыленность собственности между ее основными держателями (работниками, покупателями акций на ваучерных аукционах); 3) со-

хранение значительного числа пакетов акций в собственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также «полу-государственных» объединений.

В течение 10 лет в российской экономике шли интенсивные процессы перераспределения акционерной собственности: 1) сокращение участия органов власти федерального, регионального, местного уровней как результат продолжения приватизации; 2) рост участия в капитале у менеджмента предприятия на фоне заметного снижения суммарной доли всех работников; 3) рост доли внешних негосударственных собственников, шедший преимущественно за счет усиления веса юридических лиц; 4) существенное увеличение концентрации акционерного капитала у отдельных акционеров. Доминирующими собственниками стали менеджеры предприятий или внешние инвесторы, представляющие крупный и средний частный бизнес. Таким образом, распыленная собственность работников уходит в прошлое, на смену ей пришла высококонцентрированная акционерная собственность менеджеров или внешних акционеров.

Причины концентрации собственности в одних руках - плохое корпоративное управление, так как сразу после приватизации собственники столкнулись с оппортунизмом менеджеров. Основная цель этого явления - установление или сохранение, получение легитимных прав контроля над деятельностью предприятия, его финансовыми потоками, что служит единственным способом реализации прав собственности. Другим существенным стимулом для дальнейшего передела собственности стали в последние годы внутренние мотивы развития крупного частного бизнеса. Прежде всего целью перераспределения собственности и контроля становится передел рынков. Стимулами к приобретению собственности становятся формирование вертикальных цепочек с целью снижения рисков поставки, экономия производственных и трансакционных издержек, получение власти над существенной долей рынка.

За 2000-2007 гг. на качественно новый уровень вышла интернационализация российского бизнеса. Во-первых, появление у целого ряда российских компаний и предприятий стратегических иностранных инвесторов. Во-вторых, приобретение российскими компаниями производственных активов в других странах, которые либо включаются в их технологические цепочки, либо дополняют их. Исходные мотивы экспансии за рубеж - получение выхода на новые рынки сбыта, в том числе защищенные таможенными барьерами, достраивание техноло-

гических цепочек, а также формирование имиджа глобальных игроков. Данный процесс в среднесрочной перспективе приведет, вероятно, к появлению полноценных транснациональных компаний, штаб-квартира и основные акционеры которых будут находиться в России.

Основные тенденции в развитии корпоративного сектора в российской экономике:

1. Совершенствование корпоративного построения - внесение в уставы особых пунктов, защищающих права миноритариев; принятие кодексов корпоративного поведения; включение независимых директоров, в том числе и иностранных, в состав совета директоров и т. д. В современной России данные меры дешевы и в основном являются «косметикой».

2. Дивидендная политика - регулярная выплата значительных дивидендов, а также закрепление способов их расчета в уставных документах.

3. Изменение в корпоративном управлении - переход на международные стандарты отчетности и приглашение надлежащих аудиторов, а также интернационализация исполнительного менеджмента.

4. Формирование «правильной» производственной структуры и продажа непрофильных активов (тот бизнес, который достался случайно и не получил развития, или становился конфликтным с сопоставимыми по силе игроками, или на который не хватает управленческого ресурса).

5. В последние годы возникли в корпоративном секторе специальные структуры, которые занимаются поиском новых потенциально высокоперспективных «точек» для прямых инвестиций в разных отраслях и секторах, т. е. венчурный бизнес.

Подобные тенденции в последнее время получают все большее распространение среди крупных и средних компаний, в большей степени заинтересованных в привлечении капитала для развития своего бизнеса. Косвенным подтверждением этому могут быть растущие масштабы эмиссии корпоративных облигаций, а также все более частые прецеденты выхода российских компаний на IPO.

Таким образом, в России к настоящему моменту сложилась континентальная модель корпоративного управления. Однако здесь необходимо отметить одну специфическую, но во многом уникальную черту внутренней организации крупнейших и наиболее успешных российских компаний. В большинстве стран мира основой концентрированной собственности

служит институт семьи. Российские компании отклоняются от этой модели в одном очень важном отношении: большинство из них никогда не строилось, да и не могло строиться по образцу семейных фирм. Обычно их ядро составляет команда из 2-7 человек, тесно связанных между собой неформальными связями и общим прошлым опытом. По аналогии с семейными фирмами их можно было бы назвать «дружескими» фирмами. В самом деле, члены таких команд обычно знакомы много лет, зачастую работали вместе еще в советские времена, вместе делали первые шаги в бизнесе и являются владельцами сопоставимых по размеру пакетов акций.

Эта особенность российского корпоративного сектора имеет серьезные последствия для его будущей эволюции. В средне- и долгосроч-

ной перспективе сложившаяся в России конфигурация собственности может оказаться менее застывшей и устойчивой, чем традиционная континентальная модель, так как институт семьи надолго замораживает структуру собственности. В российских же условиях можно ожидать, что современные собственники вряд ли будут оставлять значительные пакеты акций внутри семей, а станут их предлагать внешним инвесторам, что будет способствовать преодолению избыточной концентрации собственности, характерной для нынешнего этапа развития корпоративного сектора.

1. Авдашева С. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. № 5. С. 121-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.