Научная статья на тему 'Становление и развитие историографии и источниковедения Дона и Северного Кавказа XVIII-XX вв. Об античном периоде происхождения государства и права'

Становление и развитие историографии и источниковедения Дона и Северного Кавказа XVIII-XX вв. Об античном периоде происхождения государства и права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / "СОВРЕМЕННЫЙ ОБЫЧАЙ И ДРЕВНИЙ ЗАКОН"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шведенко О. Ю.

М.М. Ковалевский ближе всех подошел к тематике происхождения государства и права народов Кавказа. В частности, он обратил внимание на наличие в кавказских обычаях «элементов», восходящих к зороастризму, и греко-римское влияние. История народов Северного Кавказа представляла собой итог многолетних исследований советской эпохи. Исходя из марксистского представления об истории античные государства Дона и Северного Кавказа характеризовались как рабовладельческие. Социально-экономическое и политическое развитие Албании и Боспорского царства представлено в ряде работ обобщающего характера ростовских, кубанских и столичных исследователей. Тематика Аланского государства достаточно широко представлена в отечественной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие историографии и источниковедения Дона и Северного Кавказа XVIII-XX вв. Об античном периоде происхождения государства и права»

О.Ю. Шведенко

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИОГРАФИИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА XVIII - XX ВВ. ОБ АНТИЧНОМ ПЕРИОДЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

История античных государств Дона и Северного Кавказа в досоветской историко-правовой науке практически не рассматривалась. К проблематике государственности греческих колоний Причерноморья-Приазовья, Боспорского царства и Кавказской Албании впервые подошли те исследователи, которые занимались историей античных Греции и Рима и историей Древнего Востока. Так, Н.А. Караулов по арабским источникам приступил к реконструкции истории Албании. Д.И. Иловайский изучал историю скифов, аланов и тюркоязычных народов эпохи Великого переселения народов в связи с проблематикой происхождения Руси. В исследованиях А.П. Ипполитова и Ракинт тема античных кавказских социумов связана с появлением на Юге России христианства в первых веках н.э. Известный антиковед В.В. Латышев ввел в научный оборот уникальный свод источников, сообщавших о древнейших государствах Боспор, Албания, а также о социумах скифов, аланов, народах в горах Кавказа.

М.М. Ковалевский, а также авторы из Сборника сведений о кавказских горцах через проблематику юридической этнографии ближе всего подошли к тематике происхождения государства и права народов Кавказа. В частности, М.М. Ковалевский обратил внимание на наличие в кавказских обычаях «элементов», восходящих к зороастризму, и греко-римское влияние. Однако концепция досоветских авторов не согласовывалась с их утверждениями об исконном родовом строе народов Кавказа. Они же не заметили и формирование скифского, а затем аланского государства.

Следует заметить, что все названные авторы историко-правовую тематику не затрагивали, а только констатировали наличие государственных институтов, особенностей общественного развития и «странных обычаев» народов Кавказа. Более обстоятельно к истории древнейших государств приступил оказавшийся в эмиграции Г.В. Вернадский в известной монографии «Древняя Русь». Он впервые стал писать о преемственности традиций античной цивилизации в эпоху Великого переселения народов. Было выявлено, что гунны и другие кочевники не уничтожили полностью государства в Черноморско-Каспийском междуморье, а объективно переходили к полукочевому хозяйству (седентеризация), взаимодействовали с покоренными ими боспорскими полисами и городами Албании.

В советское время до проведения массовых археологических исследований об истории государств народов Дона и Северного Кавказа не сообщалось. Археологические источники о скифо-сарматском социуме на Северном Кавказе и на Дону были обобщены в работах В.Б. Виноградова, В.Е. Максименко, Е.И. Крупнова, А.И. Мелюкова. Ведущие советские археологи синтезировали свод многочисленных источников и разноплановых исследований о степях Евразии в скифо-сарматское время. Итоги этой кропотливой работы были опубликованы в 1984 г. По особенностям погребального обряда, исследованным археологическим источникам реконструировалась социальная структура сарматского общества. Основываясь на сопоставлении источников, выявлены группы общества: царские скифы, скифы-скотоводы, скифы-земледельцы. Прослежено и значительное имущественное расслоение у скифов, равно как и наличие родоплеменных пережитков (амазонки, особенные группы общества у сарматов, алан и других племен скифо-сарматского сообщества).

Албанское государство в ракурсе политической истории рассмотрено в работах А.А. Акопян, Ф.Д. Мамедовой и в обобщающих трудах по истории Дагестана (под ред. Г.Д. Даниялова). М.И. Артамонов предложил комплексную историю Хазарии, объективно он был вынужден рассмотреть весь спектр вопросов, касающихся тем раннего средневековья.

Общество, формирование государства и государственный строй греческих колоний, объединившихся в Боспорское царство, существенно проработаны в трудах по истории античных городов Северного Причерноморья В.Ф. Гайдукевича, Ф.В. Шелова-Коведяева, Т.В. Блавацкой, А.А. Молчанова. Перечисленные исследования опирались на серьезную базу источников, пополнявшихся с XIX в.

Основываясь на практике и теории фундаментальных советских исследований 1960-1980-х гг., наука обогатилась целым рядом обобщающих работ Е.И. Крупнова, В.Б. Виноградова, В.Ф. Патраковой и В.В. Черноуса. Сочетание археологических исследований и многочисленных письменных источников позволило авторам отразить сферы общественной жизни и аспекты, относящиеся к истории государства и права античных народов Дона и Северного Кавказа. Сказанное в

большей степени относится к книгам по античной истории Танаиса и Нижнего Дона Д.Б. Шелова. Не менее значим и труд Т.В. Блавацкой, которая проследила легитимность власти в политической истории Боспорского государства.

История народов Северного Кавказа [1] представляла собой итог многолетних исследований советской эпохи. Исходя из марксистского представления об истории античные государства Дона и Северного Кавказа (Боспор и Албания) характеризовались как рабовладельческие.

История античных государств Юга России широко представлена в современной российской исторической науке и в работах украинских коллег. Отечественная историческая наука на рубеже XX-XXI вв. столкнулась с целым кругом проблем, связанных с финансированием исследований, однако накопленный источниковый материал и позитивный опыт предыдущих изысканий оказались факторами динамичного развития отечественного антиковедения.

Скифо-сарматский социум в ракурсе общественно-политического и социально-экономического развития отражен в характеристике Н. Крадиным общественных отношений номадов (кочевников).

Кроме центральной печати, развитие общественных отношений у античных кочевников Юга России в свете новейших археологических открытий прослеживается в издании «Донская археология», в сборнике «Историко-археологические исследования Азова и Нижнего Дона», а также в обобщающих исследованиях по истории Дона и Северного Кавказа досоветского времени. Социумы кочевников и автохтонного населения Северного Кавказа до эпохи Великого переселения народов реконструированы кубанскими и другими северокавказскими историками, а также кавказоведческой школой В.Б. Виноградова, выпустившей уже 12 сборников научных статей и целый цикл публикаций по истории региона начиная с периода античности.

Историко-правовая тематика в исследованиях 1990-х гг. практически не была обозначена. Только в начале XXI в. стали появляться работы, в которых античность специально не выделяется. Т.В. Кашанина и публикации под редакцией Д.Ю. Шапсугова представляет современную позицию правоведов об образовании государственности и происхождении права у народов Юга России, соотносящуюся с концепцией историков (например, И.Л. Бабич) о сидентеризации и происхождении государств [2].

Социально-экономическое и политическое развитие Албании и Боспорского царства представлено в ряде работ обобщающего характера ростовских, кубанских и столичных исследователей [3; 4].

Тематика Аланского государства достаточно широко представлена в отечественной историографии. Досоветская историография Алании в ракурсе социального развития и происхождения государственности начала разрабатываться в XIX в. Первые работы, касающиеся социальной дифференциации алан, были опубликованы М.М. Ковалевским в соавторстве с И. Иванюковым. Аналогичная публикация И.А. Владимирова основывалась на материалах произведенных раскопок. Одновременно с археологическими появились исторические и этнографические исследования В.Ф. Миллера, Н.Ф. Грабовского, В.Б. Пфаф. Историки и этнографы отметили социальную дифференциацию алан в связи с зарождением феодализма, физико-географическими особенностями горного ландшафта и в соответствии с родовым строем от великого переселения народов до и монгольского нашествия. Монографии ЮА. Кулаковского содержали сводку источников по политической истории кавказских народов, в том числе и алан. Эти работы опирались на письменные источники Аммиана Марцеллина, Константина Багрянородного, Менандра Византийца и на многочисленные сведения арабских географов.

Следующим этапом в изучении общества, государства и права Алании нужно назвать работы М.М. Ковалевского, который синтезировал археологические источники, накопленный опыт исторической науки с собственными этнографическими наблюдениями. Результатом сравнительно-исторического исследования М.М. Ковалевского об общественных отношениях алан-осетин стал классический труд «Современный обычай и древний закон». Не менее значимы для реконструкции общественных отношений алан и сборники сведений о кавказских горцах, содержащие уникальную информацию, соотносящуюся со средневековым периодом аланского социума, с формированием государства и права алан до XIII в. Фундамент для будущих исследований закладывали работы Ф.Ф. Леонтовича и К. Хетагурова.

Итак, среди рассмотренных нами работ можно выделить как классические исторические труды, так и относящиеся к историко-правовой тематике. В совокупности они позволяют не только прояснить картину происхождения государства и права на Юге России, но и изложить концептуальное историографические видение темы, приближают нас к формированию таких специальных юридических дисциплин, как «Историко-правовые краеведение и археология».

Литература

1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

2. Власть Ростовской области: Правовые основы формирования и деятельности / Ред. колл.: С.В. Юсов, Т.Г. Зинкова, С.А. Смирнов, Л.Г. Король. Ростов н/Д, 2001.

3. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997.

4. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.