схем и проектов землеустройства с учетом новых аспектов решения продовольственной проблемы на уровне страны и субъектов Российской Федерации;
- системное объединение всех-мероприятий по изучению, оценке, организации использования, охране земельных ресурсов (мониторинг земель, земельный кадастр, землеустройство и др.) в единый процесс принятия научно обоснованных решений по рационализации землепользования;
- определение и законодательное оформление статуса землеустройства как системы обязательных государственных и инициативных коммерческих мероприятий [4].
В современных условиях выявляются следующие тенденции в развитии содержательной части землеустройства: увеличивается значимость решения социальных и экологических вопросов наряду с технологическими и экономическими; усиливается необходимость экологической направленности землеустройства и регулирования интеграции форм расселения, хозяйствования и землепользования, так как известно желание отдельных крестьян самостоятельно хозяйствовать, что реализуется через создание крестьянского (фермерского) хо- ш зяйства. ¡5
ЛИТЕРАТУРА х
1. ШагайдаН. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2000.
2. Данные по крупным и средним сельскохозяйственным организациям Минсельхоза России за соответствующие периоды.
3. ШагайдаН. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России // о Отечественные записки. 2004. № 1.
4. ЛякишеваИ.Н. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и пути N его развития: Монография. М., 2005. д
5. Липски С.А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их Ш
исследование (модель России конца XX - начала XXI века). М., 2002. .л, _ ^
ИЛЬИНА Ю.Г. а
ш
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО £ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ £5
_ I
I
са
Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может о
быть иного пути развития, кроме формирования экономики, основанной на знаниях, т.е. эко- о
>
номики инновационного типа. зарубежный опыт наглядно демонстрирует, что инновацион
ное предпринимательство выполняет очень важные функции, способствующие становлению 2
экономики инновационного типа: 2
Во-первых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, способствует ^
развитию специализации и разветвленной кооперации производства, без которых невозмож- о
на его высокая эффективность. о
Во-вторых, предпринимательский сектор создает атмосферу конкуренции в исследова- ^
тельской сфере, порождает многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, облада- |
ет готовностью оперативно реагировать на изменения, вызываемые динамикой научно-тех- о
нического прогресса [1]. т
Согласно анализу М. Портера конкурентоспособных отраслей и предпринимательских 5
структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация про- ^
изводства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка Е
и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы органи- о
зации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчиво- о
го конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и 0)
стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа. Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства. Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.
Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции [5].
К факторам конкурентных преимуществ фирмы, обусловленных инновационной деятельностью, использующей внутренние ресурсы, можно отнести следующие:
- технический уровень и темпы обновления продукции;
- темпы обновления технологии;
- организация производства на фирме;
^ - наличие и полнота использования трудовых ресурсов;
- наличие и полнота использования капитала;
[] - уровень квалификации руководства и персонала компании; ® - рыночная стратегия фирмы;
- репутация фирмы;
- связи фирмы с покупателями;
^ - инвестиционная привлекательность;
□ - эффективность производства;
]> - цена потребления производимых товаров; ° - полезный эффект производимых товаров.
Таким образом, реализация тех или иных инноваций через предпринимательство является д реальным двигателем экономического прогресса. Опыт развитых стран свидетельствует о том,
□ что широкое внедрение нововведений стало нормой современной экономической жизни.
На пути формирования инновационного предпринимательства в нашей стране стоит не-^ мало проблем, тормозящих его развитие. Это вопросы социально-психологического, эконо-о мического и правового порядка, которые широко были освещены на научно-практической ю конференции «Инновации и предпринимательство». Говоря об инновационном бизнесе в це-
0 лом, руководитель Департамента поддержки развития малого предпринимательства г. Москва вы Е.Егоров отметил, что в развитых странах от 50% до 90% прироста ВВП происходит за счет | инновационного бизнеса. В России же 60% увеличения ВВП - за счет цен на нефть. Годовой > оборот инновационных технологий на мировом рынке - в несколько раз превышают оборот 5 по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции,
1 поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3 - 0,5, что очень мало по сравнению с Герма-£ нией - 17%, США - 36%, Японией - 32%. В области экспорта наукоемкой продукции Россия ££ предлагает 3-4% от мирового объема, Китай - 22%. Таким образом, по всем показателям мы ^ отстаем от мировых тенденций [7].
Для обеспечения подъема экономики России необходимо эффективно использовать все факторы и ресурсы экономического роста, в том числе и ресурс предпринимательства. Государство, его федеральные и региональные органы власти призваны создать благоприятные экономические, политические, социальные, правовые условия для формирования такого о хозяйственного механизма, который бы содействовал развитию инновационного предпри-о нимательства, воспроизводственных процессов предпринимательского типа, устойчивости сь всей экономической системы.
Ц Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является ша-о гом на пути преодоления исторической специализации регионов, которая не всегда способс-® твует устойчивому развитию национального хозяйства, поскольку экономики такого рода в большей степени подвержены риску при изменении конъюнктуры или в ситуации кризисов. о Исходя из этого, одним из важных вопросов в комплексном социально-экономическом разви-| тии региона является формирование его инновационной среды, так как развитие на основе
инноваций становится важнейшим фактором повышения конкурентоспособности [2]. § Несмотря на кризисные явления прошлых лет, в последние годы четко проявились положи-(Т) тельные тенденции экономической активности инновационного комплекса Ставропольского края.
за последние четыре года на территории ставропольского края активизировались инновационные процессы, значительно возросла инновационная активность организаций края. В настоящее время в единой базе данных свыше четырехсот проектов и разработок организаций края, что в пять раз больше, чем в 2002-2003 году. По экспертным оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА» Ставропольский край по инновационному потенциалу в 2006 году занял 32 место (2002 год - 41 место) среди регионов России [4].
Выбор инновационного пути развития Ставропольского края, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ региона:
- наличие значительного интеллектуального потенциала в научно-технической сфере и высококвалифицированных кадров;
- наличие организаций различных форм собственности, деятельность которых направлена на вовлечение научно-технического потенциала региона в хозяйственный оборот;
- развитые высокотехнологические производства; Ш
- отвечающая современным требованиям многоуровневая система подготовки кадров по ^ широкому спектру специальностей, востребованных на рынке труда; о
- развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура. X
Ставропольский край активно участвует в конкурсах программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. за два года победителями конкурса по программе «Старт» стали 21 научный коллектив Ставрополья, которые создали в 2004 году 7 успешно работающих малых инновационных фирм, а в текущем году - еще 14 новых научно-производственных организаций. Это позволит привлечь в течение трех лет б в экономику Ставрополья дополнительные инвестиционные ресурсы в сумме 173 миллиона рублей. N
Что касается финансовой поддержки инновационного предпринимательства, в условиях д сложной экономической ситуации проблема финансирования инновационных проектов явля- Ш ется для предприятий трудно разрешимой. Самофинансирование остается важным источником .л, покрытия затрат на технологические и иные инновации. В 2005 г. собственные средства предприятий в структуре источников финансирования инновационной деятельности составили £ 20% (хотя в предыдущие годы это был основной источник финансирования). С 2005 г. 72,6% из ё общих затрат выполнено с привлечением кредитов и займов. Потоки федерального бюджета, о. бюджета субъектов федерации и местных бюджетов составляют всего 0,2%. §
В целях совершенствования инфраструктуры поддержки инновационного предпринима- > тельства и формирования регионального рынка интеллектуальной собственности необходи- £5 мо создание и координация системы взаимодействия предпринимателей, инвесторов, и орга- ^ нов государственного и муниципального управления в сфере использования инновационных $ проектов и технологий [4]. о
Некоторыми элементами данной системы на территории Ставропольского края является о создание и развитие Инновационно-технологический бизнес-центра Ставропольского края ^ и Центра трансфера технологий на базе Ставропольского государственного аграрного уни- £5 верситета. Развитие данных структур призвано ускорить процессы трансфера достижений 2 науки в рыночную среду, стимулировать развитие малого наукоемкого бизнеса, коммерциа- ^ лизовать ряд существующих перспективных проектов, не реализованных по причине недо- §
статочного финансирования [1]. о
При поддержке Правительства Ставропольского края образовано некоммерческое пар- ^
тнерство «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края» (далее - |
бизнес-центр), учредителями которого выступили 15 организаций: ведущие вузы Ставро- о
польского края, научно-производственные организации и представители профессиональной т
инфраструктуры. Бизнес-центр оказывает экспертную, методическую и информационную 5
поддержку субъектам инновационной деятельности не только в Ставропольском крае, но и ^
в соседних республиках Северного Кавказа (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Е
Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия). Биз- о
I
нес-центр работает в тесном сотрудничестве с инновационными центрами Краснодарского о края и Ростовской области. Проводятся совместные конференции, семинары, выставки. На 0)
базе бизнес-центра создан информационно-консультационный центр по вопросам развития малого бизнеса, коммерциализации технологии, включая правовые аспекты, вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, в рамках которого создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере.
Успешная деятельность Центра трансфера технологий Ставропольского аграрного университета должна стать отправной точкой создания краевого центра, что также находится в числе государственных приоритетов.
В процессе своего развития указанная структура будет содействовать привлечению под различные проекты инвестиций, бюджетных средств, грантов международных организаций и иностранных государств, способствуя тем самым развитию отечественной прикладной и фундаментальной науки, отечественного наукоемкого бизнеса [6].
Основными направлениями деятельности краевого центра трансфера технологий являются ся оказание комплекса необходимых услуг начинающим предпринимателям, разработчикам ¡5 инноваций, инвесторам: консалтинговые услуги в сфере инвестиционных, инновационных и о правовых вопросов; проведение экспертизы и аудита инноваций; создание инновационных X предприятий; оказание информационной поддержки исследовательским группам, предпри-^ нимателям при разработке и реализации инновационных проектов и технологий; развитие ^ межрегиональных и международных связей научных и промышленных предприятий Ставропольского края; представление интересов разработчиков и потребителей инновационных ^ проектов и технологий в региональных и федеральных органах власти. □ Таким образом, приняв к рассмотрению данных рекомендаций действия краевого центра трансфера технологий на базе или в сотрудничестве с Инновационно-технологическим N бизнес-центром Ставропольского края, можно добиться увеличения числа инновационных д предприятий и динамичного развития инновационного потенциала Ставропольского края. СУ
литература
1. Бекетовн.в. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. М., Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001.
2. БотинаЕ.н., Ткаченко Т.И. Региональная инновационная структура Брянской области и
а рекомендации по ее совершенствованию // Инновации. 2006. № 5(92). § 3. Кирьяков А.г., максимов в.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. посо-
> бие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2 4. Краевая целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ставропольском
1 крае на 2006-2008 годы»: Постановление от 6.06.2006 № 335. $ 5. Иортерм. Международная конкуренция. М., 1993.
о 6. СувориновА.В.Повышение инновационной активности региона. Материалы всероссийского го совещания // http://www.miiris.ru
> 7. Татаркин А.И.Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его воз-
2 можности. М.: Экономика, 2002.
о-
о КАЦКО И.А.
| МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТОЯНИЯ о РЫНКА ТРУДА С ТЕНДЕНЦИЯМИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
со _
В настоящее время, согласно опросам информационного агентства REGNUM, «ни федеральные, ни местные власти не могут точно сказать, как живет отечественный производитель, в о каком состоянии находится каждое хозяйство, какова потребность в кадрах на селе и может ли
I
о наше государство обеспечить свою продовольственную безопасность». Сказанное выше рав-00 ным образом относится к различным сферам деятельности, в том числе и к рынку труда.