Научная статья на тему 'Состояние и перспективы финансирования малого инновационного бизнеса в Ставропольском крае'

Состояние и перспективы финансирования малого инновационного бизнеса в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / SMALL INNOVATION FIRM / INVESTMENT / SMALL BUSINESS / STATE FINANCING / INNOVATION PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопенкова Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблемам инновационной политики на Ставрополье, в частности взаимодействию государства и частного инвестора в области создания и финансирования инновационных проектов. Приведен ряд уже существующих малых инновационных предприятий и подведены промежуточные итоги их деятельности. Определены дальнейшие перспективы в области финансирования малого инновационного бизнеса и его сотрудничества с региональными партнерами и федеральным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холопенкова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PERSPECTIVES OF FINANCING OF SMALL INNOVATION BUSINESS IN STAVROPOL REGION

The article describes innovation problems in Stavropol region. In particular, this is the interaction between state and private investor in area of creation and financing innovation projects. Several small innovation firms were indicated in this article and the intermediate results if their activity were definited. This article also reveals the future perspectives in area of small innovation business and its cooperation with regional partners and federal center.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы финансирования малого инновационного бизнеса в Ставропольском крае»

УДК 338.121

Е. В. Холопенкова

Ставропольский государственный университет ул. Пушкина, 1а, Ставрополь, 355000, Россия E-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Статья посвящена проблемам инновационной политики на Ставрополье, в частности взаимодействию государства и частного инвестора в области создания и финансирования инновационных проектов. Приведен ряд уже существующих малых инновационных предприятий и подведены промежуточные итоги их деятельности. Определены дальнейшие перспективы в области финансирования малого инновационного бизнеса и его сотрудничества с региональными партнерами и федеральным центром.

Ключевые слова: инновационное предприятие, инвестирование, малый бизнес, государственное финансирование, инновационный проект.

Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции, в создании которой участвуют все экономические субъекты, начиная с государства как основного заказчика научных разработок и заканчивая малыми инновационными предприятиями. При этом доля последних в развитых странах неуклонно растет. В Европе малый бизнес формирует около 50 % ВВП, в США - до 53, а в высокотехнологичной Японии - свыше 70 %. В этих странах представители малого предпринимательства и независимые изобретатели выдают до 90 % новаций и прорывных технологических разработок.

В России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 13-14 %. Доля инновационного малого предпринимательства по разным оценкам составляет от 1,5 до 3 % [1].

Все это, безусловно, говорит о том, что в России еще очень многое предстоит сделать для развития малого предпринимательства и реализации огромного интеллектуального потенциала, которым он располагает. Для достижения эффективного результата с этой целью в процессе создания и внедрения наукоемких технологий должны принимать участие все региональные субъекты, реализуя по максимуму свой потенциал. Ставропольский край на протяжении последних лет показывает устойчивые позитивные результаты в данном направлении. Рыночные преобразования в крае в области промышленного производства все больше смещаются в сторону наукоемкого и немасштабного производства, в котором важны не объемы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению. В этих условиях главенствующую роль приобретают средний и малый бизнес, способный реализовывать идеи в товары в минимальные сроки при более низких, чем на крупных предприятиях, капиталовложениях.

Однако негативные последствия кризисных явлений за последнее время приводят к существенному падению уровня инновационной активности. Так, в 2008 г. из 475 обследованных предприятий инновационную деятельность осуществляли только 34 (в 2007 г. их число составляло 34 из 495) (рис. 1).

Почти весь объем затрат на технологические инновации приходятся на предприятия обрабатывающих производств - 92,8 %. При этом, как показывает анализ ситуации в Ставропольском крае и соседних регионах СКФО, растет импорт технологий и услуг технического характера, который более чем вдвое превышает их экспорт. Итоги результатов исследований,

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 3 © Е. В. Холопенкова, 2010

550 500 450 400 350

4 300

5 250 200 150 100

50 0

2003

2004

2005

2006

2007

2008

■ Число обследованных предприятий, (ед.)

□ Число предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью

Рис. 1. Динамика количества предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, за 2003-2008 гг.

2,1%2,7%

95,2%

И Собственные средства

■ Средства городского и регионального бюджетов В Кредиты и займы

Рис. 2. Структура источников финансирования инновационной деятельности предприятий за 2009 г.

которые регулярно проводит Ставропольский краевой комитет Государственной статистики, показали, что число инновационно-активных промышленных предприятий в крае находится в рамках среднероссийских значений (около 10 %). Для сравнения в США средний показатель инновационной активности - около 30 %. Основными источниками финансирования затрат на инновации остаются собственные средства предприятий (рис. 2). Поддержка технологических инноваций из средств бюджета остается незначительной [2].

Ставрополье лидирует среди других регионов СКФО по созданию малых инновационных компаний в рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. В результате совместной работы инновационных центров ведущих вузов края и экспертного научно-технического совета Ставропольского края удалось привлечь свыше 30 млн рублей инвестиционных ресурсов на развитие малых инновационных предприятий и создание новых производств инновационной продукции в крае. Основной задачей этих компаний является внедрение научных разработок ставропольских ученых в производство. На сегодняшний день в рамках федеральной программы

Холопенкова Е. В. Финансирование малого бизнеса в Ставропольском крае

115

«Старт» в крае уже создано 80 малых инновационных компаний - это лучший результат в СКФО [3].

В инновационном процессе чрезвычайно важно выстроить четкую технологическую цепочку: идея - НИОКР - производство - сбыт конечного продукта. Малый инновационный бизнес способен сосредотачивать в себе все звенья, делая процесс создания технологии перманентным, особенно если инновационный проект реализуется на базе вуза или НИИ. В настоящее время Ставропольский край является одним из первопроходцев в области создания малых инновационных предприятий при вузах.

В августе 2009 г. президентом Д. А. Медведевым был подписан Закон о внесении изменений в нормативную базу России с целью создания бюджетными научными и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий, призванный помочь российским ученым, прежде всего молодым, внедрять результаты своей научной деятельности в реальное производство [4]. Однако на практике вузы, пытаясь реализовать свои права, столкнулись с рядом проблем, которые сильно затрудняют процессы образования малых инновационных предприятий. Данный нормативный акт не предполагает упрощенной системы налогообложения для инновационных вузовских предприятий, что делает систему их отчетности слишком громоздкой и сложной, а налог неподъемным. Таким образом, предприятие, не успев появиться, становится убыточным. К тому же разработанные к данному закону рекомендации Министерства образования таковы, что стоимость лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности превышает затраты на их получение. Существуют свои подводные камни и в процессах формирования уставных капиталов научных предприятий. Следовательно, ближайшей задачей краевых властей на Ставрополье является усовершенствование нормативно-правовой базы, а также учредительных документов таких инновационных «точек роста» российской экономики, как малые предприятия при вузах.

Важным шагом и отличительной особенностью Ставрополья в области развития иннова-тики является создание в 2009 г. бизнес-инкубатора Некоммерческое Партнерство «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края», который был образован ведущими вузами и предпринимательскими объединениями края для объединения усилий по поддержке малого инновационного бизнеса. «Инкубирование» бизнеса - процесс формирования жизнеспособных предприятий, который позволит создать новые рабочие места, откроет новые возможности для коммерциализации интересных идей. Благодаря такой форме господдержки на начальном этапе развития своего бизнеса инновационно ориентированные предприниматели получают возможность работать, по сути, в искусственно созданных «тепличных условиях» 1.

В ставропольском бизнес-инкубаторе, общая площадь которого составляет свыше 1,2 тыс. кв. м, будут оборудованы рабочие места для субъектов малого бизнеса, зарегистрировавших свои малые предприятия на территории Ставропольского края не более года назад. Эти новые малые предприятия разместятся на территории бизнес-инкубатора на льготных условиях аренды. Важно, что предприниматели, бизнес которых находится на самой начальной стадии развития, получат не только оборудованные рабочие места, но и доступ к помощи квалифицированных экспертов в области юриспруденции, экономики и финансов, а также информационным базам данных. Здесь они без отрыва от производства смогут пройти обучение и переподготовку по основам бизнес-управления. «Инкубировать» малые предприятия планируется не более трех лет.

Однако есть и ряд серьезных проблем, касающихся как статуса малого предпринимательства на Ставрополье, так и его финансирования. Одной из главных проблем малого бизнеса, не исключая его инновационную составляющую, остается нехватка оборотных средств. Банки не горят желанием работать с небольшими фирмами, у которых, как правило, нет необходимого залога, да и грамотного технико-экономического обоснования необходимости кредита. К тому же инновационный характер предпринимательства не вселяет веру в надежность и заявленную финансовую отдачу при оценке бизнес-плана инновационного проекта. Если есть хорошая инновационная идея, намечается перспективный проект, необходимо, не меш-

См. официальный сайт Центра трансфера технологий Ставропольского края «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края» - http://www.stavintech.ru/events/2009-10-29_bisink.html.

кая, составлять бизнес-план и отправлять его для рассмотрения в Минэкономразвития Ставропольского края. Другое дело, что любой проект должен обернуться реальной выгодой, иначе опять-таки средства на его воплощение достать будет сложно. Ведь привлечь инвестора, готового ждать эффекта от своих вложений долгие годы, в условиях финансового кризиса практически невозможно. Теперь же возможности предпринимательства расширяет Гарантийный фонд, обеспечивающий 70 % от необходимой для этого суммы, а также субсидирование процентных ставок 2.

Еще одной проблемой, касающейся развития инноватики на Ставрополье, является определение статуса малого инновационного предприятия в процессе венчурного инвестирования. Это особенно актуально, так как в крае при участии госкорпорации РОСНАНО планируется создание венчурного фонда для финансирования инновационных проектов на базе малых предприятий, инновационные проекты которых требуют завершения НИОКР. Речь идет о создании закрытого паевого инвестиционного фонда с объемом 300-900 млн рублей, финансовые ресурсы которого будут направлены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в рамках развития в Ставропольском крае наноиндустрии 3. Так, на сегодняшний день при венчурном инвестировании инвестиционный венчурный капитал достигает 70-80 % уставного фонда малого предприятия. А по российскому законодательству последний формально перестает быть таковым, если более 25 % его имущества принадлежит государственным, муниципальным образованиям или нескольким коммерческим организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства. И, когда с участием бюджетных средств инвестор софинансирует проект малого инновационного предприятия, последнее теряет свой статус при получении этих средств, следовательно, все льготы и привилегии, полагающиеся ему [5].

В заключение следует отметить, что у Ставропольского края имеются отличные перспективы для развития наукоемких технологий. Регион лидирует среди других регионов СКФО по созданию малых инновационных компаний в рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Идет процесс формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, в частности создан Инновационно-технологический бизнес-центр, формируются технопарки и малые предприятия для коммерциализации технологий на базе ведущих вузов.

Однако имеется и ряд нерешенных задач. Деятельность инновационной инфраструктуры на территории Ставропольского края все еще недостаточно скоординирована, нет благоприятных условий для реализации творческого потенциала, отмечается тенденция миграции высококвалифицированных специалистов в другие регионы Российской Федерации, особенно центральные, и за границу. Процесс коммерческого использования нововведений имеет фрагментарный характер, отсутствуют региональные механизмы венчурного финансирования, не получил распространения менеджмент коммерческого использования научно-технических разработок. Малые формы бизнеса, как наиболее приспособленные к коммерческому использованию новых технологий и наукоемкой продукции, не играют существенной роли в экономике края.

Для успешного решения поставленных задач в области инновационной политики Ставропольскому краю в ближайшее время необходимо трансформировать взаимоотношения науки, бизнеса и власти для осуществления стратегии инновационного прорыва, сориентировать на это систему образования, общественные организации и средства массовой информации.

Список литературы

1. Миронов С. М. Поддержка и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства: точки роста инновационной экономики России // Парламентская газета. 09. 10.2009. № 48 (2390). URL: http://www.pnp.ru/newspaper/20091009/585.html.

2 См. официальный сайт НДП «Альянс Медиа» - проект Деловая пресса: «Ставропольский край: инновационные предприятия в замешательстве»; № 5 (557) от 05.02.2010 г. URL: http://www.businesspress.ru/news-paper/article_mId_44_aId_491995.html.

3 См. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края -http://www.stavinvest.ru/?_=1201.

Холопенкова Е В. Финансирование малого бизнеса в Ставропольском крае

117

2. Научно-техническая, инновационная деятельность предприятий, организаций Ставропольского края // Стат. бюллетень Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2009. С. 19.

3. Золотарева В. Е. Информация о содействии развитию инновационного малого бизнеса в Ставропольском крае // Вестн. Торгово-промышленной палаты Ставропольского края. 2009. № 1 (21).

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г.

5. Шуткин А. С. О финансовой поддержке малых инновационных предприятий // Финансы. 2007. № 7. С. 72.

Материал поступил в редколлегию 08.04.2010

E. V. Kholopenkova

THE STATE AND PERSPECTIVES OF FINANCING OF SMALL INNOVATION BUSINESS IN STAVROPOL REGION

The article describes innovation problems in Stavropol region. In particular, this is the interaction between state and private investor in area of creation and financing innovation projects. Several small innovation firms were indicated in this article and the intermediate results if their activity were definited. This article also reveals the future perspectives in area of small innovation business and its cooperation with regional partners and federal center.

Keywords: small innovation firm, investment, small business, state financing, innovation project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.