Научная статья на тему 'Становление и развитие Евразийского экономического союза - фактор обеспечения геоэкономической стабильности'

Становление и развитие Евразийского экономического союза - фактор обеспечения геоэкономической стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / SUSTAINABILITY / МНОГОПОЛЯРНОСТЬ / MULTIPOLARITY / НАДНАЦИОНАЛЬНОСТЬ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ / SUPRA-NATIONAL AND INTER-STATE RELATIONS / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTEGRATION COOPERATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перская В.В.

В статье анализируется возможность динамичного развития интеграционного процесса государств-членов ЕАЭС на основе межгосударственного построения отношений государств-участников, сохраняя их национальный суверенитет, способствуя самоидентификации национального самосознания наций и народов, входящих в состав государств ЕАЭС; выявлен реально сложившийся потенциал стран ЕАЭС и подчеркнуто, что ЕАЭС это интеграция нового типа, не повторяющая опыт советского периода, но учитывающая новые императивы мирового сообщества переход к полицентризму и противостояние ему со стороны США в виде новых трансокеанических партнерств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AS A FACTOR OF GEO-ECONOMIC STABILITY

The article analyzes the possibility of dynamic development of the integration process of the EAEC member states on the basis of the interstate construction of the State party, while maintaining their national sovereignty, promoting self-identification of national consciousness of nations and peoples that make up the EEU states; identified potential actually formed EEU countries and stressed that the EEU is the integration of a new type, not to repeat the experience of the Soviet period, but takes into account the new imperatives of the international community go to the police, lockjaw and opposition to it by the United States in the form of new transoceanic partnerships.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие Евразийского экономического союза - фактор обеспечения геоэкономической стабильности»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА -ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AS A FACTOR OF GEO-ECONOMIC STABILITY

В.В. ПЕРСКАЯ

директор института исследований Международных экономических отношений департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового Университета при Правительстве РФ, заслуженный экономист России, профессор, д.э.н.

V.V. PERSKAYA

Director of the Research Institute of International Economic Relations of the Department of World Economy and International Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, honored economist of the Russian Federation, Professor, Dr. Sc. Econ.

Аннотация

В статье анализируется возможность динамичного развития интеграционного процесса государств-членов ЕАЭС на основе межгосударственного построения отношений государств-участников, сохраняя их национальный суверенитет, способствуя самоидентификации национального самосознания наций и народов, входящих в состав государств ЕАЭС; выявлен реально сложившийся потенциал стран ЕАЭС и подчеркнуто, что ЕАЭС -это интеграция нового типа, не повторяющая опыт советского

периода, но учитывающая новые императивы мирового сообщества - переход к полицентризму и противостояние ему со стороны США в виде новых трансокеанических партнерств.

Abstract

The article analyzes the possibility of dynamic development of the integration process of the EAEC member states on the basis of the interstate construction of the State party, while maintaining their national sovereignty, promoting self-identification of national consciousness of nations and peoples that make up the EEU states; identified potential actually formed EEU countries and stressed that the EEU - is the integration of a new type, not to repeat the experience of the Soviet period, but takes into account the new imperatives of the international community - go to the police, lockjaw and opposition to it by the United States in the form of new transoceanic partnerships.

Ключевые слова: устойчивость развития, многополярность, наднациональность и межгосударственность отношений, партнерство, потенциал интеграционного взаимодействия.

Keywords: sustainability, multipolarity, supra-national and interstate relations, partnership, integration cooperation potential.

Устойчивое развитие мирового сообщества до 2030 г. определяется материалами ООН как план действий для людей, планеты и процветания. Особое место в этом плане обращено на взаимодействие на базе развития совместного партнерства. Устойчивость в материалах ООН рассматривается как синоним обретения населением планеты жизнеспособного развития1, где особую роль играет2 партнерство, в т.ч. в рамках региональной интеграции.

1 Организация Объединенных Наций A/69/L.85 Генеральная Ассамблея, Distr.: Limited 12 August 2015 Russian Original: English

2 Interactive dialogue 3. Fostering sustainable economic growth and transformation and promoting sustainable consumption and production

Развитие региональной интеграции переориентируют мировой воспроизводственный процесс на развитие региональных воспроизводственных цепочек, а они должны учитывать различные национальные условия и специфику странового и национального, религиозно-этническго, культурного развития.

Для устойчивого развитии мирового сообщества в современном мире необходима многополярность, которая направлена на сохранение и поддержание паритета сил и выстраивание взаимоотношений на основе не только добрососедства, но и взаимодействия «равных» участников как принципа партнерства. Она исключает главенство одного партнера над другим, диктат интересов одной державы другим контрагентам.

Многополярность потому и есть полицентризм, поскольку исключает доминирование интересов сторон над остальными участниками глобального партнерства, и тем более использование ресурсного и технологического потенциалов, человеческого капитала для целей развития одной страны или группы стран. Другими словами, многополярность исключает «паразитизм» поступательности развития за счет других стран.

Процесс перехода к многополярности оказался достаточно болезненным, и воспринимается развитыми странами не очень благожелательно. Об это свидетельствуют те процессы формирования мегарегиональных объединений, где доминирующую роль будут играть США. В частности, например - проект Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства между США и ЕС. ТТИП - это последовательная либерализация большинства секторов трансатлантической экономики и сотрудничество в области формирования новых глобальных правил и принципов. Данное соглашение3 будет затрагивать не только сферу торговли между США и ЕС, но воздействовать на полный комплекс торгово-экономических отношений, внося коррективы в уже сложившуюся систему многостороннего регулирования в рамках ВТО, на взаимоотношения с третьими странами, в том числе со странами ЕАЭС и Россией, в частности. Это соглашение направлено на устранение оставшихся таможенно-тарифных барьеров на пу-

3 http://www.russia-direct.org/opinion/how-ttip-wiU-impact-russias-interests-europ

143

ти движения товаров из США: особенно это касается сельскохозяйственной сферы, фармацевтической промышленности, производства продуктов питания и использования ГМО, а также разрешения использования стандартов США в Европе (в ЕС они более жесткие против США).

Представляет интерес попытка США обеспечить свое доминирование в мировом хозяйстве на основе ускоренного подписания 12-ю странами Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Китай, Таиланд и Камбоджа - страны, которые предполагается заставить присоединиться к ТТП Рис. 1. Транстихоокеанское партнерство Источник: http://decipherias.com/currentaffairs/trans-pacific-partnership

Соглашение о ТТП можно охарактеризовать как многонациональное торговое соглашение, которое будет расширять права иностранных корпораций и вводить ограничения на право использование прав интеллектуальной собственности, унифицировать правовое поле сотрудничества практически во всех сферах хозяйственной деятельности, включая функционирование госкорпораций и гозакупки со стороны национальных государств. Одновременно оно направлено на фактическое внедрение дейст-

П Сиги* ТРР «к*4йм ■ Сест№я МьШпд о гЗомь>1о №

вующих в США законов и правил, в т. ч. правоприменительной практики, в международное сотрудничество, подменяя существующие международные правила, переписывая их, упраздняя существующие договоренности в рамках ВТО или на уровне действующих в регионе интеграционных соглашений4.

США связывают с подписанием Till идею написания правил и норм функционирования экономической и политической систем мирового сообщества, приняв за основополагающую модель справедливой конкуренции - а именно национальное хозяйство США. Это соглашение направлено на создание условий противостояния тенденции к большей экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По информации CNN одной из целей ТТП является нейтрализация возрастающей мощи Китая в мировой торговле и попытка лоббирования американских компаний для повышения их конкурентоспособности. По оценке экспертов New York Times, «абсолютными победителями в результате соглашения о ТТП станут американское сельское хозяйство и технологические и фармацевтические компании, страховщики и большое число крупных производителей, которые смогут расширить экспорт в другие страны, подписавшие договор.5»

4 Содержание Транстихоокеанского партнерства преследует изменение следующих сегментов международного сотрудничества:

Изменить правила финансовой системы, чтобы исключить крах долларового доминирования в мировой экономике;

Ограничить свободу использования Интернета и поставить под контроль свободу поведения граждан стран ТПП;

Ликвидировать программы стимулирования «Купить местные товары» и сформировать пропаганду предпочтений «Купить сделанные в США» товары; Ограничить использование более дешевых дженериков, производимых в развивающихся странах, заменив их оригинальными препаратами страны происхождения;

Изменить правила определения безопасности пищевых продуктов, включая на табак и маркировку ГМО, применяя принятые в США стандарты; Запретить законы / правила, ограничивающие экспорт нефти, сжиженного природного газа, угля и воды. И, наконец, используя правовую систему США, разработать такие национальные законы, которые позволят предъявлять правительствам стран иски со стороны иностранных корпораций за упущенную ими выгоду в результате принятых национальных законов, актов и регулирующих норм. Это беспрецедентное условие для развития международного сотрудничества.

5 HTTP: //www.newsweek.com

В настоящее время доля продукции по программе «сделано в Америке» выросла в экспорте почти на 50% и обеспечила почти 1/3 общего экономического роста с 2009 по 2014 гг. Американский экспорт поддерживает 11,7 миллионов рабочих мест в США, увеличив их на 1,8 млн мест за последние 5 лет. Каждый 1 млрд долл. экспорта США - это в среднем + 5.8 тыс. рабочих мест.

Проверенными инструментами реализации успешного лидерства США в рамках ТТП и ТТИП выступают:

1. экспорт административно- правовой (прецедентной, отработанной в течение столетий) системы исков и ответственности, включая уголовное право;

2. экспансионистская политика 600 крупнейших компаний мира, подавляющая часть головных компаний которых находится в США, называемых в мировой экономике - ТНК и МНК, и достаточно эффективно регулируемых со стороны правительства США;

3. отвечая в первую очередь потребностям экономики США, долларовая эмиссия Федеральной резервной системой США, вы-плнение долларом США функции мировой валютой, которая во внешнеэкономических связях в 80% выполняет функции валюты цены и валюты расчетов.

При этом основной аргумент экспансии США как успешно функционирующей модели национального развития, это то, что если они не возьмут на себя инициативы, то рискуют передать руководство другим странам, которые не разделяют приверженности ценностям США. Но хотим обратить внимание, что и ТТП, ТТИП базируются на межгосударственности взаимодействия, т.е. сохраняя национальный суверенитет подписантов. Есть правда небольшое отличие ТТП и ТТИП, которое заключается в том, что подписантом со стороны ЕС выступает именно наднациональная структура Евросоюза, которая берет на себя право и ответственность заключения ТТИП с СЩА от имени 28 стран-участниц ЕС.

ТТП - это фактическое разрушение сложившего взаимодействия в рамках стран АТЭС, а также воспрепятствование потенциала развитию зоны свободной торговли а рамках ЕАЭС и Вьетнама (пописано в мае с.г.). И это только отдельные фрагменты несоблюдения правил добросовестной конкуренции в международном партнерстве, что явно противоречит императивам ООН.

Таким образом, ТТИП и ТПП - это достаточно жесткое выстраивание внешнеполитической стратегии США, когда решается задача «беспрецедентного внедрения стандартов управления в мировое хозяйство, фактически зажимая в кольцо государства ЕАЭС, ШОС и БРИКС.

В этой связи только устойчивое динамичное развитие стран ЕАЭС, как центрального звена этих трех объединений, может обеспечить геоэкономическую стабильность не только на евразийском материке, но базируясь на международном праве и сохраняя условия межгосударственных договоренностей, реа-лизовывать национальные интересы, противодействуя надвигающейся внешней экспансии.

Взаимодействие в рамках государств ЕАЭС базируется на принципе соблюдения принципов межгосударственности и равноправности партнерства, способствуя реализации приоритетных национальных задач развития.

В этой связи укрепление межгосударственности связей предполагает оптимизацию механизма взаимодействия как на уровне правительств, так и в рамках межгосударственных финансово-экономических организаций.

Существенное значение в этой связи имеют реализация проектов взаимного интереса, позволяющих реализовывать национальные интересы и развивать хозяйственные потенциалы стран (например, «Экономический пояс Шелкового Пути» и «Северный морской путь»).

При таком партнерстве стран ЕАЭС исключаются требования:

- снижения роли национального государства в регулировании экономик;

- повышения доли платных всех услуг в формировании ВВП страны;

- доминирования экономических интересов одной страны или ее крупных компаний над интересами других партнеров;

Хотим подчеркнуть, что постулатом для реализации поступательного взаимодействия стран ЕАЭС является сохранение целостности национальных законодательных систем стран-участниц Союза.

И в этой связи нам представляется необходимой разработка собственно механизма сопряжения национальных интересов государств- членов ЕАЭС, позволяющего оптимизировать процесс поступательного развития, используя потенциал государств ШОС и БРИКС, в условиях жесткого противостояния при переходе к многополярности.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это региональное экономическое объединение, базирующееся на принципе интеграционного взаимодействия. ЕАЭС, начавший свою работу с 2015 г., и сформированный на базе Таможенного Союза (России, Казахстана и Белоруссии6), характеризуется сегодня следующими показателями развития: В 2010-2015 годах сотрудничество государств-членов, сначала в рамках Таможенного Союза (20102012 годы), затем ЕЭП (2012-2014 годы) и с 2015 года - Евразийского экономического союза, строилось на принципах экономического прагматизма и взаимной выгоды. Интеграция рассматривалась как дополнительный драйвер роста, который способствует решению национальных задач и обеспечивает дополнительный рост экономических результатов за счет реализации интеграционного потенциала. Приоритетной целью Евразийской экономической комиссии было развитие интеграции вглубь, что в итоге нашло воплощение в Договоре о ЕАЭС, закрепившем интеграционную архитектуру институтов.

ЕАЭС направлено на создание общего, достаточно емкого, рынка, функционирующего, практически, по единым транспа-рентным правилам. При этом рынок ЕАЭС7 де-юре и де-факто работает на основе норм Всемирной торговой организации (ВТО), что делает его открытым и понятным для инвесторов и привлекательным для третьих стран, особенно в условиях мировой экономической турбулентности. Проект евразийской экономической интеграции открыт для взаимодействия с внешними партнерами и сотрудничества с новыми потенциальными членами.

6 В 2015 г. присоединились Армения и Киргизстан - авт.

7 ОТЧЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 2012-2015, р. 54.

Таблица 1

Международные рейтинги государств - членов ЕАЭС в 2012-2016 гг.

Страна «Ведение бизнеса» Глобальный индекс инноваций [2] (ГИИ) Индекс глобальной конкурентоспособно-сти ВЭФ 2015-2016 [3] Индекс эффективно-сти логистики (ВБ) Индекс вовлеченности стран в международную торговлю ВЭФ Индекс человеческого развития ПРООН [4]

Республика Армения 1 место в ЕАЭС 2016 -35 2015 г. -0,57 4,01 13 12 0,733 (85 место)

Республика Беларусь 2016 -44 2015 г. -0,63 Нет данных 2,64 или 99 рейтинговое место [5] Нет данных 0,798 (50-е место)

Республика Казахстан 2016 -41 2015 -0,42 4,48 3 17 0,788 (56 место)

Кыргызская Республика 2016 -67 2015 г. -0,23 3,83 8 0,655 (120 место)

Российская Федерация 2016 -51 2015 г. -0,66 4,44 10 13 0,798 (50-е место)

Источник: ОТЧЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 2012-2015 с. 55; http://gtmarket.ru/ratings/doing-; https://www.gobalinnovationindex.org/TOntent/page/data-; http://gtmarket.ru/ news/201.......; http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285

Таким образом, видно, что государства ЕАЭС заметно улучшили свои позиции по ряду международных рейтингов, например по индексу вовлеченности стран в международную торговлю, индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ. Этим самым подтверждается тезис, что переход к более развитой форме интеграции, повышающей степень интеграционного взаимодействия, обеспечивает совокупный эффект повышения конкурентоспособности государств-членов ЕАЭС. Особое значение здесь приобретает активизация сотрудничества в ключевых сферах экономики. Немаловажная роль должна отводиться взаимодействию с целью создания «новых товаров и рыночных ниш»: интегрироваться там, где еще не определены сферы влияния, часто проще и эффективнее. К 2025 году сформируется система основных рынков Союза, что будет оказывать значительное мультипликативное влияние на развитие всех отраслей экономики государств-членов. Это рынки газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии. В среднесрочной перспективе будут сформированы общие рынки медицинских изделий и лекарственных средств.

Таблица 2

Объемы внешней торговли товарами государств -членов с третьими странами за январь 2016 года

(млн долл. США) Экспорт Импорт Сальдо В % к январю 2015 года

экспорт импорт

ЕАЭС 19 567,0 10 316,7 9250,3 60,5 79,2

в том числе:

Армения 73,7 89,7 -16,0 97,6 73,3

Беларусь 1 010,6 685,6 325,0 76,9 86,3

Казахстан 2524,5 1032,7 1491,8 56,2 60,6

Кыргызстан 51,7 155,9 -104,2 39,6 110,9

Россия 15 906,5 8 352,8 7 553,7 60,5 81,3

Кумулятивным эффектом, отражающим уровень взаимодействия стран ЕАЭС, выступает внешняя торговля. Так, объем внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС с третьими странами за январь 2016 года составил 29,9 млрд долл. США, в

том числе экспорт товаров - 19,6 млрд долл., импорт - 10,3 млрд долл. По сравнению с январем 2015 года объем внешнеторгового оборота сократился на 34,1%, или на 15,4 млрд долл., экспорт -на 39,5% (на 12,7 млрд долл.), импорт - на 20,8% (на 2,7 млрд долл.). Профицит внешней торговли составил 9,3 млрд долл. против 19,3 млрд долл. в январе 2015 года (Таблица 2).

Вклады каждого участника Союза в совокупную внешнюю торговлю представлены на рис. 2.

Оборот

Армения, Р^^Беларусь. 5.7%

Казахстан. 11,9%

.Кыргызстан, 0,7%

Экспорт

Армения, 0,4%

Беларусь. 5,7%

[Казахстан, 12,9%

Кыргызстан, 0,2%

Импорт

Армения, 0,9%

Беларусь. 6,6% Казахстан, 10%

Кыргызстан, 1,5%

Рис. 2. Вклады государств - членов ЕАЭС в совокупные показатели внешней торговли (в процентах к итогу по ЕАЭС)

Источник: Аналитический обзор 30 марта 2016 г. «Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза», с. 2.

Следует подчеркнуть, что в рамках тренда формирования общих отраслевых рынков с 1 января 2015 года в рамках ЕАЭС заработал единый рынок в сферах оптовой и розничной торговли, туристического бизнеса, в 2016 г. на уровне государств-членов ЕАЭС планируется сформировать единый рынок аудиторских услуг ЕАЭС; единое биржевое пространство ЕАЭС; общий рынок лекарственных средств ЕАЭС; общий рынок медицинских изделий ЕАЭС. Так, сфера фармацевтического импортозамещения как

отрасли реального сектора и ведущего звена в сфере инновационного преобразования промышленности отличается значительным потенциалом: доля импортных фармпродуктов на рынке Беларуси составляет 75%, в Казахстане - 88%, а в России - 82%. Предполагается, что в нынешних условиях вполне реально увеличить производство в 3,5 раза. В 2019 г. должен начать работу общий рынок электроэнергетики, а в 2020 - единый рынок подакцизной торговли - алкоголем и табачными изделиями. Общий рынок услуг и рынок труда - намечен к формированию в 20162017 гг. В настоящее время проходит экспертизу в ЮНИДО проект основных направлений промышленного сотрудничества в ЕАЭС на ближайшие 5 лет, включающий 19 приоритетных отраслей в промышленной политике. Создается Единый каталог работ, товаров и услуг в ЕАЭС, который облегчит развитие электронной системы торгов.

Таблица 3

Экономический потенциал ЕАЭС

Показатель Абсолютное Оценка среди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значение стран мира

Мировая доля ВВП 2,895 трлн долл. 3,7% 6-е место

Промышленное производство 1,5 трлн долл. 3,7%

Оборот внешней торговли 932,9 млрд долл. 2,2%

Численность постоянного 175,7 млн 2,2%

населения чел.

Численность экономически 90,5 млн чел. 2,7%

активного населения

Уровень безработицы населения (от численности ЭАН) 5,5% 15

Добыча нефти 605,1 млн т 14,6% или 1-е место в мире

Добыча газа 710,2 млрд куб. м 20,9% 1-е место в мире

Показатель Абсолютное значение Оценка среди стран мира

Выработка электроэнергии 1183,2 млрд квт-час 11,2% 3-е место в мире

Металлургическое производство 130,2 млрд дол ,2% 6-е место в мире

Производство стали 74,8 млн т 4,5% 5-е место в мире

Производство минеральных удобрений 23981 тыс. т 10,8% 2-е место в мире

Длина ж/д путей 106,6 тыс. км 2-е место в мире

Протяженность автомобильных дорог 1601,4 тыс. км 7-е место в мире

Доля населения, имеющая доступ к сети Интернет 60,1%; 4,2% мировых пользователей

Источник: Левченко О.А., Игнатьева Г.В. ЕАЭС: ступени и потенциал экономической интеграции // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика, - № 3, - 2015. - С. 8-13.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Целями создания ЕАЭС выступили: всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик; создание условий стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.8 Национальные хозяйства России и Казахстана за последние года сохраняют практически стабильно невысокий уровень интегрирования, что связано преимущественно с сырьевой экспортной ориентацией этих стран. Республика Беларусь, имея среди стран ЕАЭС самый высокий показатель машинотехниче-ской группы товаров в экспорте, наиболее глубоко интегрирована во внутрихозяйственный оборот стран ЕАЭС.

8 ОТЧЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 2012-2015, р. 54.

153

Согласно преобладающему воззрению в экономической теории, развивающиеся экономики (соответственно и трансформационные так же)9 вступают в процесс интегрирования по причинам своей слабой развитости, в связи с чем решение вопросов повышения занятости и образовательного уровня преобладают в системы приоритетов. Кроме того, всем странам данной категории свойственна сырьевая ориентация, в связи с чем эффект от производственного взаимодействия существенно незначителен. И поскольку в национальных политиках преобладают аспекты повышения уровня здравоохранения и санитарии, образовательного и общекультурного ценза, то и эффект согласования политик в налоговой, бюджетной и фискальной сферах, а тем более политического союза, т.е. достижения самой высокой стадии интеграции, просто не достижимы для этой группы стран.

Указанная система ориентиров в экономической теории интеграции - отражение «блоковости» восприятия интеграционного процесса для реализации цели противостояния (противодействия), что было верным для биполярной модели мирового сообщества, основанной на двух формах социально-экономических отношений и форм собственности. В современных условиях, когда рыночные отношения - это базовая форма экономических отношений, а цикличность развития рыночной экономики свойственна всем национальным хозяйствам, то и интеграция как экономический процесс предполагает также возможность трансформирования критериев определения степени интернационализации и путей эволюции. При этом процесс глобализации, основанный на интернационали-

9 Mikesell, R. F. 1965. The theory of common markets as applied to regional arrangements among developing countries. In International Trade Theory in a Developing World, edited by Harrod and Hague. New York: St. Martin's Press.); Sakamoto, Jorge. 1969. Industrial development and integration of underdeveloped countries. Journal of Common Market Studies 7 (4): pp. 283-304;. Lipsey, R. G. 1957. The theory of customs unions: Trade diversion and welfare. Economica, New Series 24 (February): pp. 40-46.; Lipsey, R. G. 1960. The theory of customs unions: A general survey. The Economic Journal 70 (279): pp. 496-513.; Demas, William G. 1965. The economics of development in small countries with special reference to the Caribbean. Montreal: McGill University Press.; Abdel Jaber, Tayseer. 1971. A review article: The relevance of traditional integration theory to less developed countries. Journal of Common Market Studies 9 (3): pp. 254-267.

зации процесса создания мирового ВВП на уровне 70-75%), не только имеет место, но и развивается в современном мире.

В условиях перехода к многополярности (основанной на процессе регионализации) мировая система должна приобрести, как мы показали ранее, динамику развития, которая и должна обеспечивать устойчивость ее функционирования.

Для стран постсоветского пространства наднациональность не представляется возможной для реализации, во-первых, в силу того, что они прошли через систему наднационального устройства в рамках Советского Союза. Во-вторых, это может быть просто не востребованным практикой интегрирования для реализации согласованной стратегии по отношению к третьим странам, что доказано на примере НАФТА и АСЕАН, которых нельзя упрекнуть в том, что им не свойственно позиционирование в мировом сообществе или неспособность оказывать воздействие на процессы регулирования в рамках G-20.

Обозначенной целью ЕАЭС является создание условий стабильного развития «на основе модернизации в целях обеспечения повышения жизненного уровня населения стран-участниц. Принципы международного права, включая принцип равенства государств - членов Евразийского экономического союза являются базовыми. В целях обеспечения консенсуса по рассматриваемым вопросам ЕЭК, как регулирующий орган ЕАЭС, руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества и максимального учета национальных интересов и приоритетов всех участников проекта. Деятельность ЕЭК не носит политический характер и не направлена на решение политических задач. В деятельности ЕАЭС уважаются особенности политического устройства государств - членов объединения, и вырабатываются предложения исключительно в сферах экономики, зафиксированных в Договоре о ЕАЭС.

Деятельность ЕАЭС базируется на принципах рыночной экономики и добросовестной конкуренции, подразумевающих законность и открытость, гласность и объективность»10. В целом ЕАЭС провозгласил реализацию четырех свобод движения - то-

10 ЕАЭС. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014, с. 7.

варов, услуг, капитала и рабочей силы11. При этом однако указывается, что ЕЭК является наднациональным регулирующим органом12, но эта организация функционирует, как мы указали ранее, на принципе консенсуса, а следовательно на основе межгосударственного согласования принимаемых решений и последующей их ратификации, а потому не может быть наднациональной и органичивающей национальный суверенитет стран-членов ЕАЭС. Отсюда и качество основных задач, обозначенных как предложения для поступательного развития.13 Такое же несоответствие в Отчете ЕЭК за 2014 г. можно видеть в части задачи «поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению согласованной валютной политики».14 Это возможно только в условиях отказа от национальных валют в пользу одной из денежных единиц, но абсолютно не следует из собственно формирования расчетно-платежной системы, функционирующей на основе или «многотоварного стандарта», включая инвестиционные товары, или на базе соотношения национальных валют по паритету покупательной способности, что позволит обеспечить исключение доллара или другой валюты (евро, франка или иены) из системы пересчета по кросс-курсу товарных групп или услуг.

Таким образом, стереотип восприятия теории интеграции, сформированной в начале 70-80-гг. прошлого века, нашел свое отражение и в дуализме трактовок интеграционного процесса в рамках ЕАЭС, и в частности в ожидании необходимости перехода процесса региональной интеграции ЕАЭС в фазу наднациональности и полной интеграции. Именно это «ожидание» прослеживается в аналитических работах западных экономистов, настаивающих на том, что ЕАЭС - это возрождение «империи СССР».

Формирование ЕАЭС - это не возрождение «советской интеграции», а организация нового типа.

11 ЕАЭС. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014, с. 16.

12Там же, с. 25.

13 Там же с. 25

14 Там же, с 52

Обязательность воплощения принципа наднациональности в интеграции - это детерминанта биполярного мирового сообщества и последующей монополярности. Таким образом, традиционные подходы к теории интеграции (где высшая форма - наднациональность и политический союз) наглядно демонстрируют «блоковость» восприятия мирового хозяйства, причем эта «бло-ковость» имеет явно антагонистическую направленность, которая в принципе не будет способствовать устойчивому развития мирового хозяйства в целом.

В реалии же наднациональность в рамках ЕАЭС не является объективно необходимой составляющей региональной интеграции. В условиях полицентричности мирового хозяйства только межгосударственная основа взаимодействия позволяет полноценно использовать потенциал национального суверенитета странами-участницами, обеспечивая полноценность экономического взаимодействия.

В теоретическом плане наднациональность может иметь место как временное явление, предполагающее решение стратегически важной для сообщества задачи, когда необходима максимальная консолидация всех видов ресурсов, оперативность принятия решения и достижение результативности в ограниченный временной период. После решения этой задачи, необходимость в наднациональности как составляющей интеграции, в современных условиях не представляется целесообразной. Инструмент наднационального регулирования может быть использован только при условии возникновения угроз национальной безопасности, обеспечения территориальной целостности, террористических угроз по согласованию сторон и на определенный временной период.

Библиографический список

1. Резолюции 69-й сессии, принятые без передачи в Главные комитеты. Организация Объединенных Наций A/69/L.85 (Генеральная Ассамблея, Distr.: Limited 12 August 2015 Russian Original: English - http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res

2. Interactive dialogue 3. Fostering sustainable economic growth and transformation and promoting sustainable consumption and production - http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res

3. ЕАЭС. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014.

4. Отчет Евразийской Экономической Комиссии 2012-2015.

5. Левченко О.А., Игнатьева Г.В. ЕАЭС: ступени и потенциал экономической интеграции // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика, - № 3, - 2015

6. В.В. Перская, М.А. Эскиндаров. Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации. М., Экономика, 2016.

7. Аналитический обзор 30 марта 2016 г. «Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза».

Bibliographical list

1. Rezolyutsii 69-i sessii, prinyatye bez peredachi v Glavnye ko-mitety. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii A/69/L.85 (General'naya Assambleya, Distr.: Limited 12 August 2015 Russian Original: English - http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res

2. Interactive dialogue 3. Fostering sustainable economic growth and transformation and promoting sustainable consumption and production - http://www.un.org/ru/ga/69/docs/69res

3. EAES. Arkhitektura budushchego. Godovoi otchet 2014.

4. Otchet Evraziiskoi Ekonomicheskoi Komissii 2012-2015.

5. Levchenko O.A., Ignat'eva G.V. EAES: stupeni i potentsial ekonomicheskoi integratsii // Nauchnyi vestnik Volgogradskogo filiala RANKhiGS. Seriya: Ekonomika, - № 3, - 2015

6. V.V. Perskaya, M.A. Eskindarov. Integratsiya v usloviyakh mnogopolyarnosti. Evolyutsiya teorii i praktiki realizatsii. M., Ekonomika, 2016.

7. Analiticheskii obzor 30 marta 2016 g. «Ob itogakh vneshnei tor-govli tovarami Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza».

14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.