Научная статья на тему 'Становление и развитие домов-интернатов малой вместимости на Южном Урале (на примере Челябинской области)'

Становление и развитие домов-интернатов малой вместимости на Южном Урале (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ / LOW CAPACITY FOSTER HOMES / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / CHELYABINSK REGION / ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / STAGES AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT / FUNDING / СОДЕРЖАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОЖИВАЮЩИХ / MAINTENANCE AND SERVICE OF RESIDENTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT SOCIAL POLICY / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Геннадий Сергеевич

В статье на материалах Челябинской области исследованы исторические этапы развития домов-интернатов малой вместимости системы социальной защиты населения. Проведён анализ практической деятельности и перспектив их дальнейшего существования в качестве муниципальных социальных учреждений. Сделан вывод о необходимости нормативной и финансовой поддержки со стороны государственных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of low capacity foster homes in the South Urals (on the example of the Chelyabinsk region)

The article studies historical stages of development of low capacity foster homes of Social Security system on the materials of the Chelyabinsk region. It analyses practices and prospects for their existence as municipal social institutions. The conclusion about the necessity of regulatory and financial support from the government is made.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие домов-интернатов малой вместимости на Южном Урале (на примере Челябинской области)»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

УДК 94 (470)

Организация стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является частным вопросом более широкой проблемы становления и развития системы социальной защиты населения в современной России.

Социальное обслуживание этой категории граждан в домах малой вместимости имеет достаточно длительную историю. Официально этот тип учреждений возник в 1970-х годах после одобрения 21 декабря 1971 года постановлением Российского республиканского совета социального обеспечения колхозников Примерного положения о межколхозном доме-интернате для престарелых и инвалидов. Главной целью их создания было устранение диспропорции в обеспеченности интернатными учреждениями городского и сельского населения. Кроме того, сельское население охотнее селилось именно в такие, территориально более близкие и привычные по бытовому укладу интернаты.

В дальнейшем эти учреждения получили наименование домов ветеранов сельскохозяйственных производственных комплексов, назывались сельскими домами ветеранов и домами ветеранов, сохраняя свой главный признак - малую вместимость.

В 1980-е годы была в основном сформирована нормативная база деятельности домов малой вместимости (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 января 1987 г. № 95 «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов», Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 г. № 113 «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов», Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 мая 1988 г. № 621 «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда», Совета Министров РСФСР от 21 июня 1988 г. № 240 «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда») [2].

Указанными нормативными актами предусматривалось развитие новых, удобных для граждан престарелого возраста

Г.С. СМИРНОВ

и инвалидов форм обслуживания, создание надлежащих условий для отдыха и досуга, развитие сети межколхозных и колхозных домов-интернатов.

В Челябинской области, являвшейся (и поныне считающейся) одной из наименее обеспеченной интернатными учреждениями в РСФСР (РФ), эта практика в 70-х - первой половине 80-х годов большого распространения не получила. Однако в конце 1980-х в ряде сельскохозяйственных районов было начато строительство домов для одиноких престарелых (2 дома в совхозе «Кулуевский» Аргаяшского района, по одному в совхозе «Березинский» Чесменского района, совхозах «им. Ленина» и «Кочердыкский» Октябрьского района, в пос. Новогорный Увельского района и в совхозах «Береговой» и «Северный» Каслинского, «Красносельский» Увельского, «Остроленский» Нагайбакского районов. В результате уже в 1990 г. в небольшие сельские дома (преимущественно на 4-12 мест) были устроены 156 человек, в 1991 г. - 134 человека. В итоге очередь в сельские дома-интернаты временно исчезла. В 1991 г. Агропром согласился построить в районных центрах сеть специальных жилых домов для ветеранов общей вместимостью на 2000 мест. Однако из-за деструктивной позиции районных администраций строительство осуществлено не было [1, с. 37-39].

Вскоре после начала «рыночных» реформ и в связи с ликвидацией совхозно-колхозной организации сельскохозяйственного производства и тяжелейшим экономическим кризисом в этой сфере большинство из сельских домов-интернатов малой вместимости прекратили своё существование.

Дальнейший этап в развитии интернатов малой вместимости связан с реализацией федеральных законов «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Хотя в этих нормативно-правовых актах напрямую ничего не говорится о домах-интернатах малой вместимости, сама постановка задачи создания адекватной

сложившейся ситуации системы учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения послужила толчком к началу воссоздания подобных учреждений наряду с повсеместным образованием полустационарных центров социального обслуживания. Однако создавались они теперь на базе приспособленных помещений (брошенных школьных зданий, разукомплектованных детских садов, освободившихся общежитий, участковых больниц, сельских школ искусств и т. п.) и финансировались из региональных или муниципальных бюджетов. В настоящее время в субъектах РФ действует около 500 домов-интернатов малой вместимости, входящих в государственный и муниципальный секторы социального обслуживания, где проживает около 15 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

В их числе: 224 дома-интерната, 76 домов-интернатов малой вместимости, 63 дома ветеранов, 56 домов милосердия, 34 пансионата, 25 отделений стационарного проживания; 11 специальных жилых домов; 5 геронтологических отделений.

Около 55 % из них особо малой вместимости (рассчитаны не более чем на 25 человек) остальные - на 26-50 человек [2].

В Челябинской области в настоящее время существует 8 таких учреждений, всего на 239 мест. Все они формально принадлежат муниципальным органам власти. Создавались они заново в 1 993-2003 годах, когда организация социального обслуживания относилась к вопросам местного значения, и все муниципальные учреждения финансировались преимущественно за счет местных бюджетов. Поэтому процесс открытия таких интернатов носил автономный и длительный характер. Ведущая роль и инициатива принадлежала органам местного управления, исходя из потребностей и возможностей населения той или иной территории. Исключением является лишь Тарутинский (Чесменский район) дом-интернат на 20 мест, построенный ещё в 1989 г., единственный уцелевший в годы разрушения сельской инфраструктуры.

В 1993-94 годах открылись дома в Миньяре, Озёрске, Бредах, Трёхгорном. В 1997 г. в Озёрске был открыт второй дом-интернат, теперь уже детский. Последними появились в 2003 г. интернаты в Новобурино (Кунашакский район) и Ясных Полянах (Бре-динский район) [3, л. 10].

Все учреждения находятся в отдельных благоустроенных, но приспособленных зданиях с централизованным водо-,

элетро- и теплоснабжением и водоотведе-нием, а в Брединском и Тарутинском домах-интернатах имеются автономные газовые котельные. Однако изначальная неприспособленность зданий создаёт серьёзные проблемы размещения всех необходимых подразделений и кабинетов, жилых помещений, внутренних коммуникаций и сетей, организации водо- и электроснабжения. Но главной из них является несоблюдение норм жилой площади. Предусмотренные нормативы - 7 кв. м. спальных площадей для взрослых и 4 кв. м. для детей - выдерживаются только в домах-интернатах п. Новобурино и г. Трехгорный. В остальных на одного взрослого человека приходится от 4,8 до 6 кв. м., а в Озерском детском доме - 2,7 кв. м. [3, л. 13].

В соответствии с указами Президента РФ от 29 января 2000 года № 115 «О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения» и от 25 декабря 2000 года № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения» и основанной на них федеральной целевой программой «Старшее поколение», оснащение домов-интернатов малой вместимости техническими средствами, облегчающими уход за проживающими, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, технологическим оборудованием, оборудованием для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских, оборудованием для культурно-досуговой работы и автотранспортом, начиная с 2003 г. стало осуществляться в первоочередном порядке. Финансирование осуществлялось Пенсионным фондом РФ, Министерством труда и социального развития РФ, органами социальной защиты населения субъектов РФ. Однако значительная часть этих средств была истрачена на капитальные ремонтные работы, которые ранее не финансировались. Так, в 2004-2005 годах в пяти учреждениях (Тарутино, Миньяр, Трехгорный (оба интерната), Новобурино)за счёт средств социальных программ ПФ РФ проведены ремонтные работы в общей сложности на 4 млн 580 тыс. руб. Указанные мероприятия позволили существенно укрепить материальную базу учреждений.

Учреждения в целом относительно неплохо укомплектованы кадрами (от 83 %

до 100%). Однако отмечается текучесть и дефицит младшего медицинского и обслуживающего персонала в связи с низкой заработной платой. По этой причине уровень обслуживания далеко не всегда соответствует стандартам. Недостаточное качество ухода за проживающими было отмечено проверками в домах-интернатах Новобурино, Брединском, Тарутинском, Миньярском.

Предоставление полноценной медицинской помощи осложняется в них тем, что в ряде учреждений (Новобурино, Тарутино, Миньяр) нет собственных врачебных кадров, что связано с острой нехваткой врачей в данных районах. Это же обстоятельство затрудняет лицензирование в них врачебной помощи. Из проживающих в учреждениях 118 инвалидов индивидуальные программы реабилитации имеют лишь единицы. Исключение составляет Озерский детский дом-интернат, в котором всем проживающим детям-инвалидам разработаны индивидуальные программы реабилитации и предоставляются многопрофильные реабилитационные услуги (социально-средо-вая адаптация, развитие мелкой моторики, обеспечение техническими средствами реабилитации, лечебная физкультура, массаж, занятия с логопедом и другие). Проживающие мало вовлекаются в лечебно-трудовую деятельность из-за отсутствия для неё условий [3, л. 14-15].

С 1 января 2005 г. вопросы организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе стационарного социального обслуживания, отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся муниципальные стационарные учреждения, наделены государственными полномочиями по социальному обслуживанию граждан в данных учреждениях. С этого времени работа муниципальных учреждений контролируется Министерством социальных отношений, и не делается различий в отношениях между государственными и муниципальными учреждениями, а значительная часть финансирования осуществляется из областного бюджета. Поэтому в плане финансового обеспечения деятельности муниципальными в полном смысле слова можно назвать лишь некоторые из них.

Финансируются учреждения малой вместимости, как правило, за счёт средств бюджетов субъектов РФ либо местных бюджетов и средств, поступающих от проживающих в качестве платы за проживание и питание. В бюджетах муниципальных образований предусматриваются в основном расходы

на оплату труда работников, а также оплату коммунальных услуг и прочие нужды. Значительную долю финансовых средств составляют также внебюджетные источники.

Финансирование учреждений Челябинской области складывается из трёх основных источников:

- субвенций областного бюджета;

- средств муниципальных бюджетов;

- платы за стационарное обслуживание.

В большинстве сельских интернатов

(Тарутинском, Новобуринском, Брединском, а также в Миньярском городском) доля муниципального финансирования в среднем за три года (2005-2007 гг.) не превысила 5 % от финансирования из областного бюджета. Только в Яснополянском она составила 26 %. Зато в городских интернатах (Трёхгор-ный, Озёрск) доля муниципальных финансов в 1,4-1,6 раза превышает долю государственного финансирования. Существенную роль играет также плата призреваемых стариков и инвалидов. Она составляет свыше 12 % всех средств, поступающих на содержание интернатов. Однако это значительно меньше той доли, которую плата составляет в интернатах большой вместимости. Например, в Верхнеуральском - свыше 24 %. Это является показателем того, что удельные расходы (в пересчёте на одного обслуживаемого) на содержание учреждений малой вместимости выше, чем на содержание крупных.

В целом доля муниципального финансирования снижается. В 2005 г. из областного бюджета профинансировано 8450,2 тыс. руб., а из местного - 20208,6 тыс., а всего из бюджетов области 28658,8 тыс. Таким образом, доля местного бюджета составляла 70,5 %. В 2006 г. было соответственно выделено 17719,0 тыс., 13710,8 тыс. и 31429,8 тыс. руб. Доля местного бюджета упала до 43,6 %. В 2007 соответственно 22785,6 тыс., 1 5624,8 тыс., всего 38410,4 (из местного - 40,7 %). Таким образом, относительный вклад местных бюджетов сокращается, они всё в меньшей степени способны к содержанию муниципальных домов-интернатов.

К этому следует добавить внебюджетное финансирование за счёт вычетов платы за содержание и обслуживание из пенсий проживающих в интернатах. В 2007 г. в виде платы за содержание на счета интернатов поступило 4827,7 тыс. руб. (12,6 % от всех поступлений). На самом деле выплаты составили большую сумму. В ряде муниципальных образований (например, в г. Озерске и в Кунашакском районе) плата сначала поступает в доход муниципального

образования, а уже оттуда перечисляется стационарному учреждению, иногда в заметно усеченном объеме, что противоречит нормативным документам [3, л. 11].

Конкурентоспособность и экономическая эффективность подобных социальных служб в современных экономических условиях является одним из важнейших факторов их существования. С точки зрения минимизации управленческих и эксплуатационных затрат на единицу производимой продукции крупная организация является более эффективной по критерию «затраты - результаты». Однако социальные услуги - особый вид продукции, оцениваются они субъективно, в зависимости от того, насколько удовлетворяются потребности и запросы потребителей услуг. В условиях Челябинской области строительство и укомплектование новых домов-интернатов маловероятно, а старые заполнены и переполнены. Следовательно, речь должна идти о сравнительных затратах на содержание и о социальном самочувствии обслуживаемых граждан.

В целом по России затраты по содержанию в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости незначительно отличаются от затрат по содержанию в более крупных стационарных учреждениях [2]. В Челябинской области таких сравнительных исследований не проводилось. Однако тарифы на коммунальные услуги, цены на продукты питания в сельской местности обычно ниже, чем в городах. В 2009 г. в крупных домах-интернатах общего

типа стоимость питания одного обслуживаемого составила 89,4 руб. в день, в детских домах-интернатах - 137,5 руб. В муниципальных интернатах в среднем - 90 руб. [4]. Таким образом, удельные затраты по этой важной статье практически одинаковы.

Зато в социальном плане малые интернаты заметно эффективнее. Об этом свидетельствует, в частности, нежелание очередников уезжать в крупные учреждения, имеющие свободные места. Во все малые интернаты (кроме Тарутинского) имеется очередность. Больше всего (32 человека) в Озёрском интернате для пожилых и инвалидов. В Брединском в очереди - 19, Ново-буринском - 17, Озёрском детском - 10. Всего в очереди стоят 83 человека (35 % от штатной вместимости) [3, л. 17]. Это говорит о высокой востребованности данных учреждений среди населения.

Таким образом, в своём развитии дома-интернаты прошли три этапа (создания, упадка и расформирования, нового возрождения). Эти этапы были напрямую связаны со стратегией государственной социальной политики и положением дел в социально-экономической сфере. Анализ показывает, что этот тип учреждений востребован, но без правовой и экономической поддержки государства существовать не способен. Следовательно, их дальнейшая судьба зависит прежде всего от государственной политики в области социального обслуживания экономически неактивного населения.

1. Гартман Н. А. Становление и развитие системы социальной защиты населения в Челябинской области [Текст] / Н. А. Гартман, С. С. Смирнов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2000. 158 с.

2. Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./20/12107/19430/27383/29612/31462/31470.

3. Объединённый государственный архив Челябинской области. Ф. Р-948. Оп. 1. Д. 256. Л.10-18.

4. Текущий архив Министерства социальных отношений Челябинской области. Протоколы коллегий за 2010 г. Протокол от 28.05.10 № 1. Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Челябинской области за 2009 год и задачах на 2010 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.