Научная статья на тему 'Становление и развитие авиационного (воздушного) права в России'

Становление и развитие авиационного (воздушного) права в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2849
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АВИАЦИОННОЕ ПРАВО / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьев Сергей Сергеевич

Статья посвящена вопросам становления и развития воздушного права в России. В работе приводится историко-библиографический обзор воздушного права. Дается краткий анализ понимания важности правового регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AVIATION (AIR) LAW IN RUSSIA

The article is devoted to the issues of the formation and development of air law in Russia. It presents a historical-bibliographical review of air law. The brief analysis presents the understanding of the importance of the regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие авиационного (воздушного) права в России»

УДК 347.82

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОГО (ВОЗДУШНОГО) ПРАВА В РОССИИ

С.С. ЮРЬЕВ

Статья посвящена вопросам становления и развития воздушного права в России. В работе приводится исто-рико-библиографический обзор воздушного права. Дается краткий анализ понимания важности правового регулирования в данной области.

Ключевые слова: авиация, воздухоплавание, правовое регулирование, авиационное право, воздушное пространство.

Становление и развитие авиационного (воздушного) права является наглядным отражением взаимовлияния науки, техники и права.

Отечественный ученый И.Ф. Казьмин верно отмечал «производность» транспортного законодательства от научно-технического прогресса, констатируя: «Объектами большей части отношений в данной сфере выступают современные транспортные и другие технические средства, а остальные отношения полностью или частично производны, зависимы от указанных технических средств. Естественно, что все это отражается и на характере правоотношений, моделируемых в нормах транспортного законодательства»1.

Но особенностью воздушного права стало то обстоятельство, что основные идеи новой отрасли первоначально были разработаны учеными, когда авиация только делала первые шаги, а юридически обязывающих актов в сфере воздухоплавания было крайне мало. Тем не менее, понимание важности правового регулирования в данной области присутствовало даже вне среды правоведов. Например, в 1912 г. историк воздухоплавания К.Е. Вейгелин, выражая надежду на преобразование всего уклада жизни в связи с развитием авиации, замечал, что «до того придется, конечно, соответствующими узаконениями урегулировать, вернее, создать кодекс воздушного права, обусловливающий все сложные вопросы, связанные с делом летания»2.

Другой существенной чертой авиационного права стал его интернациональный характер (сохраняющийся по сей день), поскольку в разработке правовых проблем воздухоплавания приняли участие ученые многих стран, включая Россию.

Родоначальником специальной литературы по воздушному праву считается французский правовед П. Фошиль, опубликовавший в 1901 г. статью, которую Ю.В. Ключников оценил как «обширное, весьма тонко и детально разработанное исследование вопроса, скоро ставшее во многих отношениях классическим»3.

Необходимо подчеркнуть, что задолго до П. Фошиля те или иные вопросы использования воздушного пространства (воздуха) затрагивались в трудах юристов. Известен описанный в «Дигестах Юстиниана» древнеримский казус, связанный с загрязнением воздуха дымом от сыроварни, породивший, как отмечает испанский ученый М.Х. Гарсиа Гарридо, обширные правовые комментарии4.

Вместе с тем, специальных исследований, непосредственно связанных с регулированием общественных отношений в области воздухоплавания, не проводилось.

1 Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 13.

2 Вейгелин К.Е. Завоевание воздушного океана. История и современное состояние воздухоплавания. - СПб., 1912. - С. 125.

3 Ключников Ю.В. Воздухоплавание и международное право // Юридический Вестник. - М., 1916. - № 14 (2). -С. 151.

4 Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. - М.: Статут, 2005. - С. 326-328.

Отечественные ученые обратили особое внимание на данную проблематику в 1909 г. -именно тогда в Санкт-Петербурге увидела свет небольшая книга В.А. Гольденберга «Воздухоплавание и право», по две статьи были опубликованы в 1910 г. и в 1911 г. (С. Балдвина, Р.Л. Вейсмана и И.З. Геллера)5.

В. Гольденберг анализировал взгляды зарубежных ученых по правовым аспектам воздухоплавания (хотя гораздо шире их раскрыл несколькими годами позже Л.И. Шиф). Касаясь В. Гольденберга, небезынтересна его точка зрения по проблеме пограничного контроля, весьма актуальная сегодня в связи со стремлением ликвидировать визовый режим для въезда в страны Евросоюза. Он пишет: «Паспортный контроль перелета через границу, конечно, будет очень затруднен. Но прежде всего паспортная система вообще отжила свой век, ну а затем нужно ведь не только перелететь через границу, но и где-нибудь остановиться, так что в отношении прибывающих контроль может быть осуществлен. Припоминается нам рассказанный по этому поводу Ка-милом Фламмарионом эпизод: - когда я однажды летел на воздушном шаре из Парижа в Кёльн -передает он - два конных жандарма в Бельгии закричали нам вслед во всю мочь своих легких:

- Ваши документы! Ваши документы! - В ответ мы им высыпали на голову мешок с песком и взлетели на 800 метров выше»6.

Следует отметить, что такое «воздухоплавание» нередко становилось причиной инцидентов на межгосударственном уровне. Например, когда в конце XIX в. участились случаи нарушения западной границы Российской Империи воздушными шарами, по докладу военного министра 19 ноября 1891 г. император указал, чтобы впредь воздушные шары конфисковывались, а воздухоплаватели задерживались для выяснения причин их появления в пределах империи. Несмотря на достигнутые в 1896-1897 гг. соглашения о порядке полетов воздушных шаров между Россией и Германией, со стороны последней нарушения такого порядка продолжались. 20 марта 1912 г. Германия даже заявила протест в связи с якобы неправомерными действиями русских пограничников против воздушного шара «Эльба»; однако, как было установлено дознанием, 15 марта 1912 г. воздушный шар «Эльба» пролетел от посада Болеславец к деревням Хрусцин и Голя вдоль государственной границы, русские часовые объявили тревогу и открыли огонь, но стреляли не в шар, а в противоположную сторону, так как «нижние чины твердо знают, что по воздушным шарам стрелять нельзя»7.

Возвращаясь от практики к науке, важно указать, что в 1911 г. появилась рецензия Н.Н. Голубева на обширную статью немецкого ученого И. Кёлера «Воздушное движение в международном праве» (J.Köhler. «Die Luftschiffahrt im Volkerrecht»). Небезынтересно, что эта рецензия вышла в «Юридических записках» Демидовского юридического лицея (Ярославль), что показывает высокий уровень российской научной школы и тесные взаимосвязи с зарубежными учеными8.

Крупным научным прорывом стала книга Л.И. Шифа «Воздухоплавание и право», вышедшая в 1912 г., в которой были освещены основные правовые проблемы, возникающие в ходе

5 Гольденберг В.А. Воздухоплавание и право. - СПб.: Типография «Правда», 1909; Балдвин, С. (Baldwin, S.E.) Право воздухоплавания с англо-саксонской точки зрения // Журнал министерства юстиции. - 1910. - № 8. - Ч. 2.

- С. 308-311; Вейсман Р.Л. Нужно ли нам воздушное право? // Вестник права и нотариата. - 1910. - № 3-4. - Ч. III.

- С. 1017-1021; Вейсман Р.Л. Воздухоплавание в его отношении к праву вообще и к уголовному праву в особенности // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. - СПб., 1911. - Т. II.

- С. 90-123; Геллер И.З. Право собственности на воздушное пространство // Журнал министерства юстиции. - 1911.

- № 8. - Ч. 2. - С. 83-108.

6 Гольденберг В. Указ. соч. - С. 21-22.

7 Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893-1917): Исторический очерк. - М.: Граница, 2003. - С. 184-185.

8 Голубев Н.Н. Рецензия на кн.: J.Köhler. «Die Luftschiffahrt im Volkerrecht» // «Zeitschrift für Volkerrecht». - IV.

- 1910. - С. 558-594. - В кн.: Юридические записки, изд. Демидовского юридического лицея. - Ярославль. - IV.

- 1911. - № 1. - С. 160-164.

развития авиации9. Отмечая первые успехи воздухоплавания и оценивая их как весьма скромные, Л.И. Шиф, тем не менее, писал, что «юридическая наука должна серьезно подойти к проблемам, рожденным воздухоплаванием, тем более, что воздухоплавание затрагивает сложную сеть чрезвычайно важных государственных и частных интересов». Л.И. Шиф указывал: «Задача права ... заключается в том, чтобы урегулировать создавшиеся отношения, подчинить новый фактор требованиям государственности, создать гарантии нормального правопорядка, обеспечить развитие воздухоплавания, с одной стороны, и интересы всего общежития - с другой»10.

Л.И. Шиф коснулся проблем воздухоплавания в аспекте международного права, рассуждая о юридической природе воздушного пространства и сущности его отношения к государству. Он критически относился к возможности применения норм морского права к регулированию («юридической нормировке») воздухоплавания: «Юридическая природа воздуха должна быть выяснена совершенно самостоятельно: этого требует крайнее своеобразие рассматриваемой стихии». Л.И. Шиф подробно рассмотрел и аргументированно критиковал концепцию свободы воздуха, отстаиваемую немецкими и французскими юристами, заявив: «Необходимо прийти к выводу, что единственно правильным решением вопроса явится признание суверенитета государства над воздухом». Он считал, что право международного воздушного сообщения должно быть создано «формальным международным соглашением, равно как определенные нормы, регулирующие международное воздухоплавание и оберегающие основные интересы государства».

Л.И. Шиф затронул и весьма важный аспект государственной юрисдикции в случае деликтов и сделок, совершенных на борту воздушного судна. «Как разрешается вопрос», - пишет Л.И. Шиф, - «о подсудности уголовных актов и гражданских сделок, совершаемых на иностранных судах, пролетающих над территорией данного государства?». Автор дает ответ, что с точки зрения теории суверенитета, они подпадают под власть действующих в государстве законов, а с точки зрения теории свободы воздуха, они подпадают под юрисдикцию государства регистрации. И вновь учёный возвращается к идее принятия международных правил по данной проблеме.

Кроме того, Л.И. Шиф заметил, что «некоторый юридический интерес представляет вопрос о подданстве детей, рожденных на воздушном судне в пути, во время нахождения его над территорией чужого государства», и высказал свои взгляды по этой теме11.

Большое внимание уделил Л.И. Шиф конституционно-правовым и административно-правовым проблемам воздухоплавания. Он справедливо указывал, что «законодательная власть государства должна озаботиться созданием подробной и продуманной системы норм, которыми бы возможно полнее регулировалось национальное воздухоплавание». Очень современно звучат и такие слова ученого: «Бесспорно, о полной свободе и бесконтрольности воздухоплавательных предприятий и вообще воздухоплавания не может быть и речи: государство - слишком заинтересованная сторона, чтобы не заботиться о том, удовлетворяет ли судно своему назначению, находится ли оно в надежных и умелых руках и пр.». Л.И. Шиф писал о контроле над предприятиями и гражданами, занимающимися воздухоплаванием; соблюдении ими определенных требований для получения разрешения на полеты («Желающие приобрести звание пилота должны подвергнуться серьезному и продолжительному испытанию»); определении национальности воздушных судов и ведении списка воздушных судов; необходимости правил передвижения по воздуху, установления воздушных путей и запретных зон, правил предупреждения столкновений, а также оборудованию воздушных путей «со станциями для воздушных судов». Коснулся он и безопасности полетов, а также поиска и спасания: «Одна из важнейших задач государства - принятие всех мер к предупреждению несчастных случаев в воздухе и к оказанию помощи бедствующим воздушным судам»12.

9 Шиф Л.И. Воздухоплавание и право. - СПб.: Воздухоплавание, 1912. - Т. III. - Ч. 2.

10 Шиф Л.И. Указ. соч. - С. 2.

11 Шиф Л.И. Указ. соч. - С. 11, 21, 26, 31, 35.

12 Шиф Л.И. Указ. соч. - С. 37, 38, 41, 43, 46, 53.

Значительное место отведено в работе Л.И. Шифа гражданско-правовым вопросам. Он рассмотрел активно дискутируемую в то время теорию "воздушного столба", по которой собственник земельного участка имеет право собственности и на воздух, расположенный над ним. Детально проанализировав нормы римского права, взгляды современных ему юристов законодательства Л.И. Шиф констатировал: «Надо придти к выводу, что воздухоплавание существенно нарушает права земельных собственников». Касаясь опасностей, связанных с воздухоплаванием, Л.И. Шиф писал: «Падение вещей с аэростатов и спуск или падение аппаратов на землю будут нередко причинять убытки земельным собственникам и вообще лицам, находящимся на земле. Возникает весьма важный вопрос об условиях гражданской ответственности воздухоплавателя за причиненный им вред». Он рассмотрел этот вопрос с точки зрения теории и закона гражданского права (в т.ч. о возмещении убытков потерпевшему)13.

Определенное внимание уделил Л.И. Шиф также проблемам уголовно-правового характера (в аспекте воздухоплавания) и праву воздушной войны.

В период 1912-1917 гг. вышло в свет, по нашим подсчетам, 11 статей и брошюр, затрагивающих вопросы воздушного права, авторами которых были С.А. Корф, В.В. Телеснин, М.Г. Штейнберг, В.Г. Фридман, М.А. Циммерман, Н.Н. Голубев, Ю.В. Ключников, Н.Н. Кравченко14

В 1917 г. (по другим данным - в 1918 г.) был издан учебник Н.А. Захарова «Курс общего международного права», примечательный тем, что, рассуждая о воздушном пространстве в главе о территории государства, автор фактически раскрыл режим использования воздушного пространства, связал его с воздухоплавательной деятельностью, отразил взгляды ученых и существующие нормативные акты по данной проблеме, в том числе по проблемам воздушной ны .

После Октябрьской революции ни один из «императорских» юристов не продолжил какой-либо научной деятельности в области воздушного права, более того, на долгий срок об их трудах забыли (или не знали): ни в одной из работ советского периода на них нет ни одной ссылки.

Тем не менее, исследования в данной сфере начал известный советский правовед И.С. Перетерский, труды которого стали завершением этапа становления авиационного права и началом этапа развития советского воздушного права. Именно перу И.С. Перетерского принадлежит первый отечественный учебник по воздушному праву, вышедший в 1922 г. (второе издание вышло в 1923 г.)16.

Как показывает анализ, отечественная традиция науки авиационного (воздушного) права, начатая в 1909 г., не прерывается по сей день. С 1909 по 1918 гг. публикации по воздушному

13 Шиф Л.И. Указ. соч. - С. 72, 74.

14 Корф С.А. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. - 1912. - № 1. - С. 14-15; Корф С.А. Воздухоплавание и международное воздушное право // Русская мысль. - 1913. - № 12. - Ч. 2. - С. 51-72; Телеснин В.В. Воздухоплавание и право // Труды Общества Мира. - М.: типография «О.Л. Сомов», 1913. - Вып. III; Телеснин В.В. Воздушный справочник - СПб., 1913; Телеснин В.В. Идея мира и воздухоплавание // Труды Общества Мира.

- М.: типография «О.Л. Сомов», 1913. - Вып. III. - С. 27-36; Штейнберг М.Г. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. - 1913. - № 2. - С. 11-16; Фридман В.Г. Воздухоплавание и война / В.Г. Фридман. - М.: Т-во И.Н. Кушнерев, 1914; Циммерман М.А. Вопрос о воздушной войне в международном праве // Известия Министерства иностранных дел. - СПб., 1915. - Кн. 5. - С. 149-162; Голубев Н.Н. Японо-американские отношения и русские интересы на Дальнем Востоке // Проблемы Великой России. - 1916. - № 6. - С. 8-10; Ключников Ю.В. Воздухоплавание и международное право // Юридический Вестник. - 1916. - № 2. - Кн. XIV. - С. 144-159; Кравченко Н.Н. Налеты немецких цеппелинов и международное право // Право. - 1916. - № 28. - столб. 1598-1602.

15 Захаров Н.А. Курс общего международного права. В.Г. Вейсбрут, 1917 (1918). - С. 160-162, 386-388. С тех пор в каждом учебнике международного права присутствует соответствующая глава, раскрывающая основные аспекты международного воздушного права.

16 Перетерский И.С. Очерки воздушного права // Вестник Воздушного Флота. - 1918. - № 1. - С. 26-30; - № 2.

- С. 25-28; Перетерский И.С. Международная конвенция о воздушных передвижениях // Вестник Воздушного Флота. - 1920. - № 5. - С. 18; Перетерский И.С. Юридическая нормировка воздушной войны // Вестник Воздушного Флота. - 1920. - № 2. - С. 13-16; - № 3/4. - С. 23-25; Перетерский И.С. Воздушное право. - М.: Вестник Воздушного Флота, 1922.

праву появлялись ежегодно. К сожалению, не было выявлено ни одной работы по воздушному праву в 1919, 1921, 1935, 1936, 1941-1943, 1950, 1952-1954, 1958 гг.; в другие годы такие работы имеются. Наибольшим количеством публикаций (26) в СССР отмечен 1927 г., что связано с изданием первого выпуска сборника «Вопросы воздушного права»; лидером по числу публикаций является В.Л. Лахтин (25 публикаций).

Следует заметить, что в 20-е гг. прошлого века на волне революционного энтузиазма очень активно работали ученые и практики (70 человек), объединившиеся в секцию воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. В результате было выпущено два сборника трудов по воздушному праву (в 1927 г. и в 1930 г.), касающихся различных правовых аспектов воздухоплавания, многие из которых впервые подверглись научному анализу17. Своеобразным итогом развития воздушного права СССР периода 20-30-х гг. ХХ в. стала монография С.Б. Крылова по проблемам воздушно-транспортного права, увидевшая свет в 1933 г.18 Затем следует спад активности - следующая объемная работа, посвященная международному воздушному праву, вышла из-под пера советского ученого Ф.И. Кожевникова в 1947 г.19

В последующий период советские ученые активно откликались на вызовы времени; исследованиям подверглись международно-правовые отношения в сфере воздушного транспорта, проблемы защиты авиации от актов незаконного вмешательства, хозяйственные связи «Аэрофлота», вопросы труда и социальных гарантий авиаторов, вопросы уголовно-правовой защиты гражданской авиации. Из наиболее крупных работ 80-х гг. ХХ в. следует отметить объемный труд в двух книгах «Международное воздушное право», подготовленный группой ученых Института государства и права Академии наук СССР, а также учебник по советскому воздушному праву 1990 г. Наиболее крупный вклад в развитие науки воздушного права внесли тогда отечественные ученые Ю.Н. Малеев, В.Н. Дежкин, В.Д. Бордунов, Н.Н. Остроумов, И.П. Блищенко, М.М. Волков, А.П. Мовчан, О.Н. Садиков.

За всё время существования СССР было защищено 39 диссертаций, касающихся воздушного права, из которых 5 - докторских. Первая из диссертаций (на соискание учёной степени кандидата юридических наук) защищена А.К. Кисловым в 1955 г. на тему «Проблема суверенитета государства на воздушное пространство»21. Особо следует отметить отечественных учёных А.Н. Верещагина, Ю.Н. Малеева и В.Н. Дежкина, которые последовательно разрабатывали международно-правовые проблемы воздушного права первоначально на уровне кандидатских, а затем - докторских диссертаций. В частности, А.Н. Верещагин в 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Международно-правовое регулирование воздушных сообщений», а в 1971 г. - докторскую диссертацию на тему «Основные проблемы международного воздушного права»22. Ю.Н. Малеев в Институте государства и права Академии наук СССР защитил в 1973 г. кандидатскую диссертацию на тему «Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным захватом воздушных судов», а в 1987 г. - докторскую диссертацию на тему «Международно-

23

правовые проблемы режима воздушного пространства» . В.Н. Дежкин в 1977 г. защитил кан-

17 Вопросы воздушного права // сб. тр. секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. -М.: Авиахим, 1927. - Вып. I.; - М.-Л.: Госиздат, 1930. - Вып. II.

18 Крылов С.Б. Воздушное право СССР // Воздушно-транспортное право. - Л.: б/и, 1933. - Вып. 1.

19 Кожевников Ф.И. Учебное пособие по международному воздушному праву: очерки. - М.: Министерство юстиции СССР, 1947.

20 Международное воздушное право: в 2-х книгах. - М.: ИГП АН СССР, 1980-1981. - М., 1980. - Кн. 1; - М., 1981. - Кн. 2; Советское воздушное право / под общ. ред Н.Н. Остроумова. - М.: Воздушный транспорт, 1990.

21 Кислов А.К. Проблема суверенитета государства на воздушное пространство: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1955.

22 Верещагин А.Н. Международно-правовое регулирование воздушных сообщений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1964; Верещагин А.Н. Основные проблемы международного воздушного права: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1971.

23 Малеев Ю.Н. Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным захватом воздушных судов: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1973.; Малеев Ю.Н. Международно-правовые проблемы режима воздушного про-

дидатскую диссертацию на тему «Основания и условия ответственности авиаперевозчика в международных соглашениях по воздушному праву», а в 1988 г. - докторскую диссертацию на

24

тему «Правовое регулирование международной аэронавигации» . Кроме трёх вышеназванных диссертаций по международному воздушному праву одна из пяти защищённых в СССР диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук касается договоров в транспортном праве (М.К. Александров-Дольник) и одна - ответственности за транспортные пре-

25

ступления (Б.А. Куринов) .

В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 г. было защищено 30 диссертаций, так или иначе связанных с воздушным правом. При этом защищено три докторских диссертации, затрагивающих вопросы воздушного права26. Небезынтересно, что в «новой России» первую диссертацию по воздушному праву защитил в Москве в 1993 г. Акауа Бру на тему «Проблемы международного воздушного права на африканском континенте» . В постсоветский период с 1991 по 2009 гг. по проблемам воздушного права в России наиболее плодотворным был 2009 г. с 33 публикациями .

Отрадно, что в последние годы вышли в свет интересные работы в данной области, в том числе оригинальные учебники по воздушному праву В.Д. Бордунова, Б.П. Елисеева и

29

В.А. Свиркина, а также ряд монографий .

Увеличение числа публикаций связано с реальной поддержкой отраслевой науки, которую оказывают Федеральные органы исполнительной власти (Министерство транспорта Российской Федерации и лично заместитель министра С.А. Аристов и Федеральное агентство воздушного транспорта и ее руководитель А.В. Нерадько), проведением Первого национального конгресса юристов российской авиации в апреле 2011 г., а также активизацией научной деятельности на данном направлении в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (ректор М.И. Смуров) и Московском государственном техническом университете гражданской авиации (ректор Б.П. Елисеев) и усилиями по консолидации авиационных юристов на базе названных высших учебных заведений, предпринимаемыми Национальной ассоциацией воздушного права.

странства: автореф. дисс.......д-ра юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. - М., 1987.

24 Дежкин В.Н. Основания и условия ответственности авиаперевозчика в международных соглашениях по воздушному праву: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1977; Дежкин В.Н. Правовое регулирование международной аэронавигации: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - Л., 1988.

25 Александров-Дольник М.К. Договоры советского транспортного права: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1963; Куринов Б.А. Уголовная ответственность за транспортные преступления по советскому уголовному праву: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1965.

26 Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1995; Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы Земли в современных условиях: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Уфа, 2000; Тяжкова И.М. Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые при использовании источников повышенной опасности: дисс. . д-ра юрид. наук. - М., 2003.

27 Акауа Б. Проблемы международного воздушного права на африканском континенте: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1993.

Библиография по воздушному праву за 100 лет см. в сборнике: Государство и авиация (правовые аспекты): Сб. материалов / под общ. ред. д-ра юрид. наук С.С. Юрьева. - М., 2010. - С. 47-120.

29 Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Воздушное право: учебник для бакалавров. - М.: «Дашков и партнеры», 2012; Рау А.Э. Оказание юридической помощи по делам о повреждении гражданских воздушных судов на аэродромах Российской Федерации. - М.: Национальная ассоциация воздушного права, 2010.; Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. - М.: Статут, 2009 (Н.Н. Остроумов в ноябре 2012 г. защитил докторскую диссертацию по данной проблеме); Баталов А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008.; Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», изд-во «Научная книга», 2007; Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов: Историко-правовой и доктринальный анализ / отв. ред. С.С. Юрьев - М.: Национальная ассоциация воздушного права; изд-во ФОРУМ, 2006 и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акауа Б. Проблемы международного воздушного права на африканском континенте: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1993.

2. Александров-Дольник М.К. Договоры советского транспортного права: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук.

- М., 1963.

3. Балдвин, С. (Baldwin, S.E.) Право воздухоплавания с англо-саксонской точки зрения // Журнал министерства юстиции. - 1910. - № 8. - Ч. 2. - С. 308-311.

4. Баталов А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008.

5. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», изд-во Научная книга, 2007.

6. Вейгелин К.Е. Завоевание воздушного океана // История и современное состояние воздухоплавания. -СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1912.

7. Вейсман Р.Л. Нужно ли нам воздушное право? // Вестник права и нотариата, III. - 1910. - № 3-4. - С. 1017-1021.

8. Вейсман Р.Л. Воздухоплавание в его отношении к праву вообще и к уголовному праву в особенности // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. - СПб., 1911. - Т. II. - С. 90-123.

9. Верещагин А.Н. Международно-правовое регулирование воздушных сообщений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1964.

10. Верещагин А.Н. Основные проблемы международного воздушного права: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1971.

11. Вопросы воздушного права: сборник трудов секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. - М.: Авиахим, 1927. - Вып. I. - М.-Л.: Госиздат, 1930. - Вып. II.

12. Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы Земли в современных условиях: дисс. . д-ра юрид. наук. - Уфа, 2000.

13. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.

- М.: Статут, 2005.

14. Геллер И.З. Право собственности на воздушное пространство // Журнал министерства юстиции. - 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 8. - Ч. 2.- С. 83-108.

15. Голубев Н.Н. Рецензия на кн.: J.Köhler. «Die Luftschiffahrt im Volkerrecht» // «Zeitschrift für Volkerrecht», IV, 1910, 558-594. - В кн.: Юридические записки. - Ярославль: изд. Демидовского юридического лицея, IV, 1911.

- № 1. - С. 160-164.

16. Голубев Н.Н. Японо-американские отношения и русские интересы на Дальнем Востоке // Проблемы Великой России. - 1916. - № 6. - С. 8-10.

17. Гольденберг В.А. Воздухоплавание и право. - СПб.: Типография «Правда». - 1909.

18. Государство и авиация (правовые аспекты): сб. материалов / под общ. ред. д-ра юрид. наук С.С. Юрьева -М.: Национальная ассоциация воздушного права, 2010.

19. Дежкин В.Н. Основания и условия ответственности авиаперевозчика в международных соглашениях по воздушному праву: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1977.

20. Дежкин В.Н. Правовое регулирование международной аэронавигации: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук.

- Л., 1988.

21. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Воздушное право: учебник для бакалавров. - М.: «Дашков и партнеры», 2012.

22. Захаров Н.А. Курс общего международного права. В.Г. Вейсбрут, 1917 (1918). - С. 144-159.

23. Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 30.

24. Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1995.

25. Кислов А.К. Проблема суверенитета государства на воздушное пространство: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1955.

26. Ключников Ю.В. Воздухоплавание и международное право // Юридический Вестник. - 1916. - № 2. - Кн. XIV.

- С. 144-159.

27. Корф С.А. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. - 1912. - № 1. - С. 14-15.

28. Корф С.А. Воздухоплавание и международное воздушное право // Русская мысль. - 1913. - № 12. - Ч. 2.

- С. 51-72.

29. Кожевников Ф.И. Учебное пособие по международному воздушному праву: очерки. - М.: Мин-во юст. СССР, 1947.

30. Кравченко Н.Н. Налеты немецких цеппелинов и международное право // Право. - 1916. - № 28. - столб. 1598-1602.

31. Крылов С.Б. Воздушное право СССР. Воздушно-транспортное право. - Л.: 1933. - Вып. 1.

32. Куринов Б.А. Уголовная ответственность за транспортные преступления по советскому уголовному праву: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 1965.

33. Малеев Ю.Н. Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным захватом воздушных судов: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1973.

34. Малеев Ю.Н. Международно-правовые проблемы режима воздушного пространства: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. - М., 1987.

35. Международное воздушное право: в 2-х книгах. - М.: ИГП АН СССР. - М., 1980. - Кн. 1; - М., 1981. - Кн. 2.

36. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. - М.: Статут, 2009.

37. Перетерский И.С. Очерки воздушного права // Вестник Воздушного Флота. - 1918. - № 1. - С. 26-30;

- № 2. - С. 25-28.

38. Перетерский И.С. Международная конвенция о воздушных передвижениях // Вестник Воздушного Флота.

- 1920. - № 5. - С. 18.

39. Перетерский И.С. Юридическая нормировка воздушной войны // Вестник Воздушного Флота. - 1920.

- № 2.- С. 13-16; - № 3/4. - С. 23-25.

40. Перетерский И.С. Воздушное право - М.: Вестник Воздушного Флота, 1922.

41. Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (18931917): Исторический очерк. - М.: Граница, 2003.

42. Рау А.Э. Оказание юридической помощи по делам о повреждении гражданских воздушных судов на аэродромах Российской Федерации. - М.: Национальная ассоциация воздушного права, 2010.

43. Советское воздушное право / под общ. ред. Н.Н. Остроумова. - М.: Воздушный транспорт, 1990.

44. Телеснин В.В. Воздухоплавание и право // Труды Общества Мира. - М.: типография «О.Л. Сомов», 1913.

- Вып. III.

45. Телеснин В.В. Воздушный справочник. - СПб., 1913.

46. Телеснин В.В. Идея мира и воздухоплавание // Труды Общества Мира. - М.: типография «О.Л. Сомов», 1913. - С. 27-36. - Вып. III.

47. Тяжкова И.М. Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые при использовании источников повышенной опасности: дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003.

48. Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов: Историко-правовой и доктри-нальный анализ / отв. ред. С.С. Юрьев - М.: Национальная ассоциация воздушного права; изд-во ФОРУМ, 2006.

49. Фридман В.Г. Воздухоплавание и война. - М.: Т-во И.Н. Кушнерев, 1914.

50. Циммерман М.А. Вопрос о воздушной войне в международном праве // Известия Министерства иностранных дел. - СПб., 1915. - Кн. 5. - С. 149-162.

51. Шиф Л.И. Воздухоплавание и право. - СПб.: Воздухоплавание, 1912. - Т. III. - Ч. 2.

52. Штейнберг М.Г. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. - 1913. - № 2. - С. 11-16.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF AVIATION (AIR) LAW IN RUSSIA

Yurev S.S.

The article is devoted to the issues of the formation and development of air law in Russia. It presents a historical-bibliographical review of air law. The brief analysis presents the understanding of the importance of the regulation in this area.

Key words: aviation, aeronautics, air law regulation, aviation law, air space.

Сведения об авторе

Юрьев Сергей Сергеевич, 1958 г.р., окончил Калининский государственный университет (1984), доктор юридических наук, профессор Российской академии адвокатуры и нотариата, президент Национальной ассоциации воздушного права, почетный юрист г. Москвы, автор более 130 научных работ, область научных интересов - теоретико-правовые аспекты демократии, государства и права в современном мире, правовые вопросы использования воздушного пространства, организация оказания правовой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.