Актуальные проблемы юридической науки и практики
Юрьев С.С.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА,
используемого как орудие преступления
цель: Анализ вопросов регулирования пресечения полета воздушного судна, используемого как орудие преступления.
Методология: Автором использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: Автором сделан вывод о том, что наличие в российском законодательстве правовых норм, определяющих порядок пресечения полета воздушного судна, используемого в качестве орудия преступления, является важным средством общей превенции посягательств на права и законные интересы граждан, общества и государства, при этом реально эти нормы пока не применялись.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых работ, посвященных рассмотренной проблеме.
Ключевые слова: авиаперевозки, орудие преступления, пресечение полета воздушного судна.
Yuryev S.S.
LEGAL REGULATION OF SUPPRESSION OF FLIGHT OF THE AIRCRAFT USED AS THE CRIME INSTRUMENT
Purpose: The analysis of questions of regulation of suppression of flight of the aircraft used as the crime instrument.
Methodology: The author used formal-legal and comparative legal methods.
Results: The author drew a conclusion that existence in the Russian legislation of the precepts of law defining an order of suppression of flight of the aircraft used in quality the crime instrument is important means of the general prevention of infringement of the rights and legitimate interests of citizens, societies and the states, at the same time really these norms were not applied yet.
Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as is one of the first scientific works devoted to the considered problem.
Keywords: air transportation, crime instrument, suppression of flight of the aircraft.
Научно-технический прогресс в любой сфере деятельности влечет как позитивные, так и негативные последствия. Широкое распространение авиационных перевозок и относительная уязвимость воздушного транспорта привели к многочисленным актам незаконного вмешательства в функционирование гражданской авиации, в том числе в такой форме, как использование воздушных судов в качестве орудия преступления. Так, 11 сентября 2001 г. террористы захватили четыре гражданских самолета в США, направив их на различные объекты в Вашингтоне и других городах, что вызвало гибель около трех тысяч человек и повлекло крупный материальный ущерб.
Этот масштабный террористический акт, как правильно пишет отечественный правовед А.С. Конюхова, стал одним из главных катализаторов развития международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия преступлениям на воздушном транспорте; уже осенью 2001 г. 33-я сессия ассамблеи Международной организации гражданской авиации приняла резолюцию А33-1 «Декларация о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве оружия уничтожения и о других терро-
ристических актах, затрагивающих гражданскую авиацию» [4].
Отметим, что один из первых исследователей юридических проблем воздухоплавания Л.И. Шиф ещё в 1912 г. писал, что «с развитием воздухоплавания создастся новая обширная область для проявления преступной воли человека», и выделял, в частности, «преступления, исходящие из судов и направленные против объектов, находящихся вне данных судов». Касаясь пресечения полета, он отмечал: «Преследование и тем более задержание аэростата в воздухе крайне затруднительно. Разумеется, у агентов власти остается право, в случае неповиновения, обращаться к силе оружия: во власти государства расстрел непокорных аэростатов. Но к таким крайним и кровавым мерам государство не может прибегать, не исчерпав иных, более мирных средств преследования. (...) Только в самых крайних случаях, во избежание неминуемой грозной опасности от аэростата для государства или его населения, может быть допущена стрельба по воздушному судну» [8].
Необходимо указать, что по законодательству Российской империи запрещалась стрельба
по пересекающим государственную границу воздушным шарам [6].
В истории СССР имеется несколько случаев уничтожения иностранных гражданских воздушных судов. Так, 14 июня 1940 г. в нейтральном воздушном пространстве сбит финский самолет Ю-52 «Калева» с девятью пассажирами на борту, не подчинившийся приказам советского истребителя вернуться на аэродром вылета [7]. Японский публицист Акио Такахаси приводит факт, когда в ночь на 20 апреля 1978 года южнокорейский самолет «Боинг-707» совершил влет в воздушное пространство СССР в районе Мурманска, был признан нарушителем и силой принужден к посадке на территории СССР [8]. Существенное уточнение в эту историю вносит И.Г. Дроговоз: упомянутый «Боинг-707» был перехвачен и обстрелян истребителями Су-15, после полученных повреждений совершил посадку на льду озера, при этом погибли два пассажира [3].
Самый печально известный эпизод произошел в 1983 году, когда в ночь на 1 сентября самолет южнокорейской авиакомпании «Боинг-747», следовавший рейсом 007 Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, нарушил правила международных полетов, ушел в сторону от международной трассы R-20 более чем на 500 километров, не отвечал на вызовы диспетчеров и сигналы самолета-перехватчика и после длительного полета в воздушном пространстве СССР в конечном итоге был сбит советским истребителем. Еще 269 человек стали жертвами «холодной войны». Инцидент 1 сентября 1983 года не только ударил по престижу нашей страны, но и привел к изменению Конвенции о международной гражданской авиации, в которую была включена статья 3bis о неприменении оружия против гражданских воздушных судов [1].
Подчеркнем, что нет какой-либо взаимосвязи объективной стороны деяния, связанной с использованием воздушного судна в качестве орудия преступления, с субъективной стороной. Мотивы, цели и отношение к содеянному могут быть самыми разными. В частности, имеются факты, когда пилоты гражданских самолетов преднамеренно их уничтожали. Таковыми были, например, катастрофы в Марокко (1994 г.) и Сингапуре (1997 г.); в результате действий пилота «Бо-инга-767-300» египетской авиакомпании, умышленно направившего самолет в Атлантический океан 21 октября 1999 г., погибло 202 пассажира и 15 членов экипажа [7].
Подобные инциденты вызвали необходимость правового регулирования действий органов государственной власти, касающихся пресечения
полета воздушного судна, захваченного преступниками.
В Российской Федерации эту проблему разрешил (с формально-юридической стороны) Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», статьей 7 («Пресечение террористических актов в воздушной среде») которого установлено:
«1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.
2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна, и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения».
Статья 7 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает юридические основы для уничтожения воздушных судов при наличии указанных в статье обстоятельств. Закон вводит словосочетание «воздушная среда», обычно применяемое в экологическом праве; акты российского воздушного законодательства закрепляют термин «воз-
ЕВРАЗИЙСКАЯ -
> 6 (25) 2016 С
- АДВОКАТУРА
душное пространство». Понятие воздушного пространства как составной части государственной территории, на которую распространяется суверенитет государства, применяется в ст. 67 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года).
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму». Согласно пункту 2 названного Положения оружие и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации применяются:
а) в случае нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации:
- если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин - для пресечения полета воздушного судна путем принуждения к посадке;
- если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы - для пресечения полета воздушного судна путем уничтожения;
б) в случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки) - для пресечения полета воздушного судна путем его уничтожения.
По пункту 6 Положения при применении в отношении воздушного судна оружия и боевой техники на поражение:
а) экипаж летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации перед применением оружия на поражение предупреждает об этом экипаж воздушного судна путем подачи радиокоманд и визуальных сигналов, а имеющий
стрелково-пушечное вооружение (при наличии условий) - путем ведения предупредительного огня. Решение об открытии предупредительного огня принимает командир экипажа летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации, о чем немедленно докладывает на командный пункт;
б) при отсутствии возможности применения летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации применяется оружие наземных (корабельных) средств противовоздушной обороны. Предупреждение о применении оружия в отношении воздушного судна осуществляется с использованием средств радиосвязи;
в) применение оружия и боевой техники прекращается при выполнении экипажем воздушного судна подаваемых ему радиокоманд, визуальных сигналов и (или) команд, подаваемых путем ведения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации предупредительного огня;
г) оружие и боевая техника могут применяться в отношении воздушного судна на поражение без предупреждения, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки).
Согласно пункту 8 Положения при применении оружия и боевой техники в отношении воздушного судна принимаются необходимые меры:
- по обеспечению безопасности полетов при перехвате воздушного судна, по недопущению нарушения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации воздушного пространства сопредельных государств и попадания средств поражения (ракет, снарядов и т. д.) на территории сопредельных государств;
- по исключению поражения других воздушных судов, недопущению гибели людей, находящихся в этом районе, и (или) наступления экологической катастрофы в результате применения оружия и боевой техники.
Существенно, что в силу пп. 7 и 9 Положения достоверность информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна определяется должностными лицами в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации совместно с Федеральной
службой безопасности Российской Федерации, а порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники для целей, предусмотренных названным Положением, и должностные лица, принимающие такое решение, определяются министром обороны Российской Федерации. На наш взгляд, такие акты должны публиковаться (по меньшей мере, в части, касающейся пользователей воздушного пространства) для всеобщего сведения в силу пункта 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Следует указать, что применение оружия и боевой техники против воздушных судов регулируется также Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Статья 35 названного Закона определяет, в частности, что пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, осуществляя защиту государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации и предотвращения попыток угона за границу воздушных судов без пассажиров. При этом в абзаце 6 ст. 35 названного Закона устанавливается прямой запрет на применение оружия и боевой техники по воздушным судам с пассажирами.
Эти нормы ст. 35 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» противоречат нормам ст. 7 Федерального закона «О противодействии терроризму», что создает правовую неопределенность. В результате этого на практике возможны самые разные ситуации. Об этом свидетельствует и американский опыт; как отметила национальная комиссия США при анализе событий 11 сентября 2001 г., военные пребывали «в большом смущении» от приказа сбивать самолеты, и летчики должны были действовать, исходя из обстановки [2].
Отметим, что правовая неопределенность создает юридические риски для лиц, применяющих соответствующие нормы, в том числе в сфере использования воздушного пространства. Например, длительное время в отношении четырех авиадиспетчеров расследовалось уголовное дело, возбужденное по информации о будто бы нарушении правил международных полетов при выполнении 12 июля 2005 г. авиакомпанией «Вьетнамские авиалинии» рейса ХЖН-525 по
маршруту Ханой-Домодедово: обвиняемые не выполнили указание военного сектора единой системы организации воздушного движения о пресечении полета. Однако суд установил, что в адрес обвиняемых поступали противоречивые, несвоевременные, не соответствующие требованиям фразеологии и практически неисполнимые команды, и оправдал авиадиспетчеров за отсутствием в их действиях состава преступления [10].
Принятие норм, касающихся уничтожения воздушных судов с пассажирами на борту, можно оценить как акт крайней необходимости, направленный на борьбу с терроризмом. Совершенствование правовых инструментов в противодействии этому злу - общая задача мирового сообщества. Касаясь новых угроз авиационной безопасности, сотрудники ООН Ж. Лабордэ и А. Тресо отмечали: «Прочные юридические рамки позволяют гарантировать, что террористы никогда не будут иметь безопасного неба или ресурсов и средств для совершения террористических актов. Такие законодательные решения, наряду с усилиями по приданию государствам способности предотвращать и противостоять актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, представляют собой важные элементы любой усовершенствованной антитеррористической стратегии» [5].
Таким образом, Российская Федерация в этом вопросе следует международно-правовым подходам и стратегии борьбы с терроризмом как глобальной угрозой. Наличие в российском законодательстве правовых норм, определяющих порядок пресечения полета воздушного судна, используемого в качестве орудие преступления, является важным средством общей превенции посягательств на права и законные интересы граждан, общества и государства. С удовлетворением отметим, что реально эти нормы не применялись - это как раз тот случай, когда отсутствие правоприменительной практики можно только приветствовать.
Пристатейный библиографический список
1. Губарев О.И. Тайны воздушного терроризма. М.: Вече, 2002.
2. Доклад национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 года: пер. с анг. М.: Институт экономических стратегий, 2004.
3. Дроговоз И.Г. Воздушный щит Страны Советов. Мн.: Харвест, 2004.
4. Конюхова А.С. Юрисдикция государств в борьбе с посягательствами на безопасность международной
евразийская -
> б (25) 2016 <
- адвокатура
аэронавигации: монография / Национальная ассоциация воздушного права. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2016.
5. Лабордэ Ж.П., Тресо А. Сотрудничество - важный аспект эффективной борьбы с терроризмом // Журнал ИКАО. 2006, № 1. С. 24-25.
6. Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893-1917): Исторический очерк. М.: Граница, 2003. С. 39-40.
7. Сто великих авиакатастроф / авт.-сост. И.А. Му-ромов. М.: Вече, 2004.
8. Такахаси Акио. Преступление президента: пер. с японского. М.: АПН, 1984.
9. Шиф ЛИ. Воздухоплавание и право. СПб.: Воздухоплавание, 1912.
10. Юрьев С.С., Чёрная О.О. Деятельность адвоката в условиях юридических рисков // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 2. С. 13-19.
Пристатейный библиографический список
1. Gubarev O.I. Tajny vozdushnogo terrorizma. M.: Veche, 2002.
2. Doklad nacional'noj komissii po rassledovaniju ter-roristicheskih atak na SShA 11 sentjabrja 2001 goda: per. s ang. M.: Institut jekonomicheskih strategij, 2004.
3. Drogovoz I.G. Vozdushnyj shhit Strany Sovetov. Mn.: Harvest, 2004.
4. Konjuhova A.S. Jurisdikcija gosudarstv v bor'be s posjagatel'stvami na bezopasnost' mezhdunarodnoj ajero-navigacii: monografija / Nacional'naja associacija vozdushnogo prava. M.: ITK «Dashkov i K°», 2016.
5. Labordje Zh.P., Treso A. Sotrudnichestvo - vazhnyj aspekt jeffektivnoj bor'by s terrorizmom // Zhurnal IKAO. 2006, № 1. S. 24-25.
6. Plehanov A.A., Plehanov A.M. Otdel'nyj korpus pogranichnoj strazhi imperatorskoj Rossii (1893-1917): Is-toricheskij ocherk. M.: Granica, 2003. S. 39-40.
7. Sto velikih aviakatastrof / avt.-sost. I.A. Muromov. M.: Veche, 2004.
8. Takahasi Akio. Prestuplenie prezidenta: per. s japonskogo. M.: APN, 1984.
9. Shif L.I. Vozduhoplavanie i pravo. SPb.: Vozduho-plavanie, 1912.
10. Jur'ev S.S., Chjornaja O.O. Dejatel'nost' advokata v uslovijah juridicheskih riskov // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 2. S. 13-19.
ШиШШШ РГОШЛИМ ПРШД
уважаемые ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады представить вашему вниманию
евразийский научно-исследовательский институт проблем права
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340