Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ С 1917 ДО 1950 ГГ'

СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ С 1917 ДО 1950 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ С 1917 ДО 1950 ГГ»

- считаем целесообразным, оставить режим упрощенная система налогообложения с использованием только одного объекта- «Доходы»;

- для формирования специальных преференций в отношении приоритетных отраслей, определяемых Правительством РФ, общую ставку налога по УСН предлагается дифференцировать в зависимости от значения и участия малого бизнеса в формировании и развитии инновационной экономики России;

- предложения Правительства РФ об отмене ЕНВД и введения патентной системы налогообложения в качестве самостоятельной главы Налогового кодексы не решат проблемы упорядочения уровня налоговой нагрузки - необходима продуманная дифференциация патентной платы по видам и подвидам экономической деятельности и по территориям.

Использованные источники: 1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 31 июля. - С. 20.

2. Статистический сборник. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального Федерального округа и России в целом по данным официальной статистики (2005 - 2009 гг.). URL: http:// www.giac.ru.

3. Российский статистический ежегодник. 2009 [Электронный ресурс] : стат. сб. - Электрон. дан. - М., 2009. - URL: http://www.gks.ru/doc_2009/year09.zip (дата обращения: 10.11.2010 г.).

4. Отчетные данные ФНС России, форма № 1-НОМ, Федеральная служба государственной статистики. Раздел ВВП. URL: http://www.gks.ru/

1 Рисунки 1-3 составлены на основе данных ФНС РФ, форма № 1-НМ

2 Рассчитана как соотношение поступлений по специальным налоговым режимам по соответствующему виду экономической деятельности в целом по РФ к валовой добавленной стоимости соответствующего вида экономической деятельности в целом по РФ.

3 Рассчитана как соотношение общей суммы налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему страны по соответствующему виду экономической деятельности к валовой добавленной стоимости соответствующего вида экономической деятельности в целом по РФ.

Давидович А.Р., доцент

доцент СГУ

Россия, г. Сочи

СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО

ПИТАНИЯ С 1917 ДО 1950 ГГ.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания и заботы. В многовековой истории России проблема борьбы за здоровье будущего поколения решалась с определенной последовательностью. Эту последовательность можно проследить, рассматривая во взаимосвязи

исторические этапы развития страны и формирование системы школьного питания.

В 1918 г., когда шла Гражданская война и началась иностранная интервенция, когда свирепствовали голод, эпидемии и разруха, когда вся страна находилась на жестком и очень ограниченном продовольственном пайке, 14 сентября Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью В. И. Ленина «Об усилении детского питания».

4 февраля 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет об учреждении Совета защиты детей под руководством А. В. Луначарского, а уже в мае 1919 г. появляется Декрет СНК «О бесплатном питании детей». Данным декретом всем продовольственным организациям было рекомендовано обеспечить продуктами все школьные столовые и питательные пункты для детей, не обучающихся в школах. В дополнение к нему был образован Фонд детского питания, формируемый за счет особого обложения населения и субсидий Государственного казначейства.

Первоначально задачи по организации питания школьников были возложены на Наркомат просвещения. В 1917 г. был создан школьно-гигиенический отдел этого Наркомата, который впоследствии (11 июля 1918 г.) был переименован в отдел Охраны здоровья детей и подростов и перешёл в ведение Наркомата здравоохранения. При отделе в 1921 г. были организованы диетические столовые для школьников, оздоровительные площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулёзом, лесные школы.

В феврале 1921 г. при ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). По ее распоряжению было проведено общереспубликанское обследование детских учреждений, которое еще раз подтвердило, что в данный момент основная задача заключалась не в улучшении жизни детей, а в «спасении подрастающего поколения от вымирания» [1]. Поэтому, приоритетной задачей момента стало обеспечение всех детей Республики (в первую очередь, сирот) нормальным питанием. Как следует из материалов Деткомиссии, к 1921 г. «питание детей» не было налажено «положительно нигде». «Дети ведут полуголодное существование, — сообщалось в докладе Деткомиссии Президиуму ВЦИК от 15 апреля 1921 г., — местами питаясь только хлебом и капустой или мерзлым картофелем» [1].

Кроме того, Деткомиссии необходимо было установить численность детей в различных регионах для организации снабжения их соответствующим количеством пайков по специально разработанной норме.

Суточные нормы вначале не были едиными для всей Республики, а устанавливались в зависимости от местных условий. В среднем по стране каждому воспитаннику закрытого детского учреждения в сутки полагалось 200—300 г хлеба, около 100 г мяса или рыбы и столько же крупы, 300—400 г картофеля, по 12 г соли и сахара. В некоторых губерниях в

продовольственную норму включали также яйца (по 20 шт. в месяц), молоко (по стакану в день) и овощи (около 200 г). Например, суточные нормы питания в 1921 г. для детей от 3 до 8 лет были такими: хлеб - 72 гр.; мясо или рыба - 25,6 гр.; крупа - 15 гр.; овощи - 9,6 гр.; сахар - 6,7 гр.; яйца - 20 шт. в месяц [1].

К сожалению, положенный по норме суточный паек на практике выдавали лишь в некоторых — показательных детских учреждениях. В большинстве же из них овощи и белый хлеб не выдавали вообще, масло, мясо и сахар были большой редкостью.

Следует также учитывать, что детские учреждения получали пайки только на уже учтенных детей, в то время как поток прибывающих в детдома сирот и брошенных детей с середины 1921 г. увеличивался каждую неделю. Например, в Астраханской и Саратовской губерниях летом 1921 г. в детские дома ежедневно прибывало около 100 детей, в Самарской губернии — до 500, а в Царицынской — около 100 [1].

Представители Деткомиссии и Наркомпроса не раз поднимали вопрос о необходимости создания исходя из среднего числа ежедневно прибывающих детей специального продовольственного фонда для их обеспечения. Однако вопреки этим требованиям количество пайков не только не увеличивалось, а, напротив, сокращалось, а их состав становился все более однообразным и менее калорийным. Постепенно из детского рациона наряду с овощами, мясом, рыбой, и пшеничным хлебом, практически исчезли молоко, яйца, гречневая, рисовая, манная и овсяная крупы. Даже в больницах детям никогда не давали манной, гречневой, рисовой или овсяной каш, а тем более изделий из белой пшеничной муки.

В целом же состояние государственной работы по организации питания детей и подростков в начале 1920-х гг. как нельзя лучше характеризует печальное признание заведующего ОНО Вотской автономной области: «Много везде говорится об улучшении положения детей — нашего будущего поколения. К великому сожалению, слова наши остаются только словами. Реальных мер к улучшению жизни детей не принимается» [1].

В мае 1928 г. в стране проводилась Всероссийская неделя за здоровую смену. Основной задачей этого мероприятия было привлечение внимания широкой общественности к проблемам подрастающего поколения: оздоровлению быта, организации детсадов, пионерских лагерей, вопросам здоровья и питания школьников.

К середине 1930-х гг. под руководством гигиенистов и детских врачей Д. Д. Бекарюкова, А. В. Молькова, А. Г. Цейтлина, Л. А. Сыркина, А. Я. Гуткина, С. С. Познанского, Е. П. Радина, Н. А. Глаголева закладывались основы гигиены детей и подростков. Для научной разработки проблемы в Москве в октябре 1927 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт Охраны здоровья детей и подростков, затем аналогичные институты в Ленинграде, Горьком, Киеве, Харькове,

Новосибирске, Ростове-на-Дону и других городах. Одной из главных функций научно-исследовательских институтов являлась разработка направлений рационального и сбалансированного питания школьников, а именно: соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма; физиологическое обоснованное распределения количества потребляемой пищи в течение дня. В соответствии с этими принципами питание учащихся следовало сбалансировать по содержанию основных пищевых веществ.

Итак, подводя итоги становления системы школьного питания пока с 1917 по 1930 гг., можно сделать следующий вывод. Сложно однозначно оценить работу Советского правительства по организации детского (школьного) питания в этот период. Нельзя забывать, что работа по созданию системы детского (школьного) питания была начата практически с нуля, в крайне тяжелых условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств, кадров. Несмотря на объективные трудности, в этой работе были достигнуты значительные успехи. В частности, впервые в истории России были собраны и сведены воедино данные о количестве и состоянии детских учреждений, о численности детей в них и качестве их питания.

Важнейшей задачей школы во время Великой Отечественной войны была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

При школах организовывались буфеты, где учащиеся получали по 50 г хлеба ежедневно [2]. В отдельных регионах для организации горячего питания школьников проводились декадники по сбору с населения и с пришкольных участков картофеля, зерна и овощей.

В 1942—1944 гг. Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 г. был ассигнован 1 млрд руб. на строительство новых школьных зданий и организацию питания учащихся.

Из-за недостаточной исторической информации о развитии системы детского (школьного) питания в годы Великой Отечественной войны полные выводы сделать невозможно. Однако можно с уверенностью утверждать, что и в этот тяжелый для страны период система питания детей и подростков продолжала развиваться.

Использованные источники:

1. Лучше вывести и расстрелять: Советская власть и голодные дети (1917-1923 гг.) // Ежегодник историко-антропологических исследований, 2003. М., 2003. С. 226-245.

2. www.gov.cap.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.