В. С. Бялт, А. В. Демидов
Становление гражданского общества в Российской Федерации:
проблемы и перспективы
На современном этапе проводимой в России административно-правовой реформы важнейшее значение имеет формирование такого государственного механизма, который сможет в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод человека как высшей ценности в государстве. Функционирование указанного государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящемся на службе у общества. Неслучайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством [2]. Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционированием гражданского общества в государстве.
П ^ __V
В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству - одним из основных принципов его функционирования или все-таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое. Многие правоведы не выделяют и не рассматривают признаки правового государства, ограничиваясь лишь анализом его принципов [6, с. 10-137; 9, с. 152-162; 8, с. 107-109]. Однако некоторые ученые все же разделяют такие понятия, как «признаки правового государства» и «принципы правового государства» [5, а 161; 3, с. 177; 4, с. 87; 7, с. 76]. С нашей точки зрения, это вполне справедливо и оправданно, так как принципами правового государства выступают основные идеи, начала, в соответствии с которыми правовое государство формируется, т. е. принципы характеризуют динамику формирования и функционирования правового государства. Данную динамику следует раскрыть в виде реализации таких основных принципов, как верховенство права, разделение властей и взаимная ответственность государства, общества, личности.
Признаки же правового государства позволяют выделить его основные черты и сформулировать понятие правового государства.
Признаки правового государства можно представить в виде двух групп: общие и специфические. Общие признаки характерны для всех
видов государств, они позволяют отличить государство от других видов и форм социальных организаций. К ним следует отнести: наличие обособленной территории, института гражданства (подданства), аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки свойственны только правовым государствам, они помогают выделить их из всей остальной массы государств. Специфическими признаками правовых государств являются: демократический политический режим, развитое гражданское общество и признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.
Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть, по нашему мнению, в следующих основных тезисах:
- оно выражает интересы и потребности, прежде всего самих граждан, позиционируя их как минимум не ниже интересов и воли правящих кругов;
- это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
- в нем реализуется принцип государство для общества, а не общество для государства.
Отдельно следует акцентировать внимание на вопросе становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.
Согласно конституционным нормам Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Тем не менее, все же следует указать на то, что процесс создания гражданского общества в России и формирования правового государства в настоящее время сталкивается с определенными трудностями. Среди них можно выделить такие, как присутствующий в обществе правовой нигилизм, заключающийся в том, что довольно значительная часть граждан неуважительно относится к правовым нормам; нарушение принципа верховенства закона, подтверждающегося например наличием коллизий среди норм федерального законодательства и норм законодательства субъектов Российской Федерации; декларативность некоторых конституционных норм, провозглашающих социальные права граждан, в то время как на данный момент объективно еще не функционирует механизм административно-правового регулирования реализации обозначенных социальных гарантий на практике.
На наш взгляд, решению указанных проблем может способствовать реализация следующих мер:
- повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе путем правового воспитания и правовой пропаганды;
- совершенствование юридической техники;
- принципиальное ужесточение контроля за соблюдением и исполнением норм действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов;
- создание реально административно-правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан;
- дальнейшее реформирование правоохранительной системы государства в контексте реализации таких важнейших принципов деятельности сотрудников правоохранительных органов, как пресечение правонарушений и тесное взаимодействие с обществом, а также с позиции закрепления степени удовлетворенности населения как основного критерия оценки деятельности правоохранительной системы.
Подводя итог вышеизложенному, можно привести следующие обобщающие выводы:
- развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
- при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества, и в нем действует принцип государство для общества, а не общество для государства;
- на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления, и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с поправками от 30 дек. 2008 г., 5 февр. 2014 г., 21 июля 2014 г.) // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 4 дек. 2015 г. // Рос. газета - 2015. - 5 дек.
3. Демидов А. В. Гражданское общество как признак правового государства // Междунар. науч. журн. «Инновационная наука». - Уфа. - 2016. - № 2. - С. 177-179.
4. Карчевская Н.И., Семенова О. В. Теоретико-правовые закономерности гражданского общества: пособие. - СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. - 6-е изд. доп. -СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2001.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дело РАНХиГС, 2013.
7. Сагайдак А.Ю., Талянин В.В. Основы теории государства и права: учеб. нагл. пособие. - СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.
8. Теория государства и права (ключевые вопросы, определения, схемы): учеб. пособие / под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: Юрайт,
1999.