Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В'

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН / ГОРОДОВОЕ И ВОЙСКОВОЕ КАЗАЧЕСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толочко А. П., Коновалов И. А.

Рассматривается государственная регламентация самоуправленческих начал у казаков Северного Казахстана и Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. Делается вывод, что верховная власть не могла отменить сословного характера станичного самоуправления, оно использовалось для осуществления государственных задач и не могло быть оставлено без патерналистской опеки и детального нормативного регулирования. Легитимизация местного самоуправления у казаков зафиксировала взаимоотношения между станичной и коронной властью на основе принципов этатизма и централизма, которые подчиняли казачье самоуправление органам и должностным лицам местной государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STATE REGULATION OF VILLAGE MANAGEMENT AMONG THE COSSACKS OF NORTHERN KAZAKHSTAN AND WESTERN SIBERIA IN THE 18TH - FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

The article considers the state regulation of self-governing principles among the Cossacks of Northern Kazakhstan and Western Siberia in the 18th - first half of the 19th century. The authors comes to the conclusion that the supreme power could not cancel the class character of the village self-government, it was used for the implementation of state tasks, and could not be left without paternalistic guardianship and detailed regulatory regulation. Legitimacy local government Cossacks fixed relationship between the village and the crown and the government, on the basis of the principles of statism and centralism, which were able to dominate the Cossack government bodies and officials of local government.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 3 (31). С. 7-12. УДК 94(47)

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(3).7-12

А. П. Толочко, И. А. Коновалов

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Рассматривается государственная регламентация самоуправленческих начал у казаков Северного Казахстана и Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. Делается вывод, что верховная власть не могла отменить сословного характера станичного самоуправления, оно использовалось для осуществления государственных задач и не могло быть оставлено без патерналистской опеки и детального нормативного регулирования. Легитимизация местного самоуправления у казаков зафиксировала взаимоотношения между станичной и коронной властью на основе принципов этатизма и централизма, которые подчиняли казачье самоуправление органам и должностным лицам местной государственной власти.

Ключевые слова: Сибирь; Северный Казахстан; городовое и войсковое казачество; самоуправление.

A. P. Tolochko, I. A. Konovalov

FORMATION OF STATE REGULATION OF VILLAGE MANAGEMENT AMONG THE COSSACKS OF NORTHERN KAZAKHSTAN AND WESTERN SIBERIA IN THE 18th - FIRST HALF OF THE 19th CENTURY

The article considers the state regulation of self-governing principles among the Cossacks of Northern Kazakhstan and Western Siberia in the 18th - first half of the 19th century. The authors comes to the conclusion that the supreme power could not cancel the class character of the village self-government, it was used for the implementation of state tasks, and could not be left without paternalistic guardianship and detailed regulatory regulation. Legitimacy local government Cossacks fixed relationship between the village and the crown and the government, on the basis of the principles of statism and centralism, which were able to dominate the Cossack government bodies and officials of local government.

Keywords: Siberia; Northern Kazakhstan; urban and military Cossacks; self-government.

Одной из разновидностей общественного управления в Северном Казахстане и Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX в., имевшего сословный характер, наряду с городским и крестьянским, было казачье самоуправление. Оно возникло с приходом в Сибирь казаков-первопроходцев сначала стихийно на фронтирных территориях, где казачество организовывалось государствен-

ной властью «как государева служилая рать». Личный состав сибирских казаков складывался из представителей разных сословий. На первых порах это были выходцы из рязанского казачества, затем к ним прибавились волжские, донские и запорожские казаки, которые по разным причинам попали на отдалённую сибирскую окраину российского государства. К этому основному казачьему

© Толочко А. П., Коновалов И. А., 2021

ядру присоединялись в последующем крестьяне, дети боярские, стрельцы, ссыльные, а также татары и представители некоторых других коренных народов Сибири.

Как и все остальные служилые люди, сибирские казаки были разделены на две основные категории: «по прибору» - т. е. рекрутированные или завербованные, и по «отечеству» - т. е. родом из служилой семьи. Они поступали в «прибор» к своему казацкому голове, набиравшему их на несение службы. Казачьи «головы» были непосредственно подчинены местным городовым или разрядным воеводам. Каждый «прибор» подразделялся на сотни, которые возглавляли сотники. Сотни делились на полусотни, которыми командовали пятидесятники, и десятки - под руководством десятников. Обязанности и права должностных лиц у сибирских казаков напоминали полномочия командного состава стрелецкого войска. Казаки, которые были размещены в городах, получали название города, в котором были расквартированы. У казаков, поступавших на службу ватагами (станицами), сохранялись свои избранные атаманы, которые подчинялись разрядному или городовому воеводе и казацкому голове

[1, с. 3].

Численность казаков в Северном Казахстане и Западной Сибири менялась на протяжении XVIII в., что определялось продвижением русских в Центральную Азию, а также такими факторами, как губернской реформой 1775 г. и потребностью местного управления. Штаты сибирских казаков впервые были утверждены в 1703 г., в правление императора Петра I, судьёй - руководителем Сибирского приказа А. А. Виниусом. Они сохраняли своё действие до 1720-х гг., когда по инициативе губернатора Сибири М. В. Долгорукова коронная власть определила новый штат для городовых казачьих команд. На основании ведомостей губернской канцелярии, к 1735 г. в городах Сибири по спискам «налицо» числилось 8 532 казака, служилых дворян и детей боярских [2, с. 70].

В 1736 г. была завершена война между Джунгарией и Китаем, вследствие чего у коронной администрации вполне резонно возникли опасения о возможных набегах со стороны джунгар. Во многом благодаря этому, не ожидая увеличения численности регуляр-

ных войск, сибирские власти стали укреплять южные границы края, переводя туда команды из городовых казаков. Как следствие, в крепости по иртышской линии (Железинск, Омск, Ямышевск, Семипалатинск и Усть-Каменогорск) было откомандировано 674 тюменских и тобольских казака. В 1736 г. губернатор Сибири А. Плещеев докладывал императрице Анне Иоанновне, что «тобольские и других городов дворяне и дети боярские и казаки и служилые татары все весною посылаютца в помочь к драгунскому полку, кроме тех, которые остаютца на караулах и в разных нужных посылках» (цит. по: [3, с. 99]).

Управление городовыми казаками осуществлялось в это время на основе штата Сибирского приказа 1737 г. Штаты 1737 г. предусматривали сокращение городовых команд по сравнению с предыдущим штатным расписанием на 24,9 %, а со списочным составом 1735 г. - на 21,9 %. При этом и в абсолютном, и в относительном выражениях сокращение менее всего затронуло дворян и детей боярских: число первых уменьшилось всего на 10 чел. (9,5 %), вторых - на 35 чел. (8 %); зато из казаков в регулярную службу переводился 1 821 чел. (22,8 %). Численность сибирских городовых казаков по штатам 1737 г. составляла 6 172 чел., из них в Тобольской провинции проходили службу 2 990 казаков1. Однако штат Сибирского приказа 1737 г. никак не регламентировал самоуправленческие начала у сибирских казаков.

С момента возникновения в Западной Сибири и Северном Казахстане казачьих войск, местные казаки подразделялись на городовых и войсковых. В 1808 г. А. А. Аракчеев, занимавший пост военного министра, в докладе «О новом образовании Сибирского линейного казачьего войска» службу казаков определил как бессрочную. Одновременно был утверждён штат Сибирского казачьего линейного войска, который состоял из 2 кон-но-артиллерийских рот, 10 полков и 4 резервных сотен. В 1825 г. численность Сибирского линейного казачьего войска составляла 37 тыс. душ обоего пола [4, с. 5].

Особенностью Сибирского казачьего линейного войска и городового казачества были их «регулярность» и «учредительный характер». Так, наиболее крупный исследо-

ватель Сибирского войска Г. Е. Катанаев считал, что оно было учреждено почти исключительно почином коронной власти [5, с. 4]. Поэтому в местном управлении у городовых казаков и казаков Сибирского казачьего линейного войска главную роль играли полковые и эскадронные командиры, а не выборные самоуправленческие органы.

Городовое казачество, появившиеся в Западной Сибири в конце XVI в., кроме военной службы выполняло разные административно-полицейские поручения местных чиновников. Казаки были распределены на городовые казачьи команды, они получали за службу офицерские оклады, провиант и фураж. За свой счёт городовыми казаками приобреталось оружие, лошади и обмундирование [6, с. 53].

В конце XVIII в. служба городовых казаков была смещена на выполнение исключительно административных и полицейских полномочий. После принятия по инициативе М. М. Сперанского Учреждения для управления сибирских губерний и областей 1822 г. городовые казаки были переданы из Военного министерства в ведение Министерства внутренних дел. Они были включены в состав полицейских органов - городских управ благочиния и нижних земских судов, что серьёзно сокращало расходы на содержание местного административно-полицейского аппарата.

Учреждением 1822 г. городовые казаки были разделены на два разряда: полковых и станичных. Из полковых городовых казаков было сформировано семь полков, они несли службу за государственный счёт и не имели собственных хозяйств. Станичным городовым казакам было разрешено заниматься промыслами и сельскохозяйственной деятельностью, они были обязаны в местах своего проживания по очереди выполнять административно-полицейские обязанности. Учреждение 1822 г. впервые установило государственную регламентацию казачьего самоуправления в Сибири. Станичные городовые казаки получили по Учреждению 1822 г. станичное самоуправление, которое было представлено станичными судьями (стариками) и станичными начальниками. Руководство над городовыми казаками осуществлялось городничими, земскими исправниками и ок-

ружными начальниками, а также губернаторами [7, с. 151].

Городовым казакам отводились земли сельскохозяйственного назначения, на каждого человека - по пятнадцать десятин. Им было предоставлено право искать и отвечать в судах по гражданским делам. По делам уголовным простые казаки были подсудны уездным судам, а офицеры были в юрисдикции губернских судов. Предварительное расследование дел с участием казаков осуществлялось городскими управами благочиния и нижними земскими судами, при обязательном присутствии казачьих представителей. Офицеры отдавались под суд только после согласия губернатора, а простые городовые казаки - после согласия полковых атаманов.

Во второй четверти XIX в. стала осуществляться более детальная нормативная регламентация станичного самоуправления. Впервые она была проведена в Донском казачьем войске в 1835 г. Государство нормативно закрепило традиционно представленные на Дону станичные правления и станичные сходы, избиравшие должностных лиц станичного самоуправления.

Аналогичная организация станичного самоуправления появилась и у казаков в Северном Казахстане и Западной Сибири. Распорядительным органом станичного управления стал станичный сход, в котором принимали участие все достигшие 25-летнего возраста проживавшие на территории казачьего юрта казаки-домохозяева, исключая так называемых «порочных» и телесно наказанных. На станичных сходах разрешали вопросы местного станичного хозяйства и земельного обеспечения казаков. Станичные сходы рассматривали годовые бюджеты и осуществляли контроль за деятельностью должностных лиц станичного управления, а также назначали через станичные суды наказания провинившимся казакам.

Исполнительным органом казачьего станичного самоуправления стало станичное правление, состоящее из выборных станичных атаманов, судей и писарей. Оно избиралось так же, как и у государственных крестьян, на трёхлетний срок. В составы правлений входили, главным образом, отставные казаки. Составы правлений утверждались западносибирским генерал-губернатором, который

совмещал свой пост с должностью войскового наказного атамана Сибирского казачьего линейного войска. Однако первое время из-за особого уклада и «учрежденческого» характера Сибирского линейного казачьего войска местное управление в станицах сибирских казаков находилось под контролем командиров сотен. Его осуществляли назначаемые генерал-губернатором Западной Сибири станичные начальники из казаков-урядников, приравненных к хорунжим [8, с. 585].

Работа на выборных должностях в станичном самоуправлении была обременительна и не престижна для зажиточных казаков и офицеров. Значительная часть казаков стремилась уклониться от работы в органах самоуправления, а при избрании в станичные правления достаточно халатно относилась к выполнению своих обязанностей [9, с. 202]. Офицеры, имевшие опыт военной и административной службы, не хотели быть станичными атаманами из-за понижения в должности (станичный атаман был приравнен к хорунжему) и небольшого денежного оклада.

Двойное подчинение станичного самоуправления окружной и войсковой администрациям было питательной почвой для межведомственных конфликтов, в частности между станичными атаманами и офицерами, которые командировались в станицы. Ряд станичных атаманов признавали своими начальниками только окружных начальников и земских исправников и зачастую не прислушивались к приказам казачьих офицеров.

Станичное управление, так же как городское и крестьянское самоуправления, с момента его государственной регламентации в зауральской части Российской империи стало поглощаться системой местного государственного управления, которое стремилось использовать самоуправленческие институты для осуществления возложенных на него административно-управленческих задач [10, с. 29].

В деятельности станичного самоуправления, как и волостного крестьянского самоуправления, особо заметной стала должность местного писаря. Низкая компетенция и отсутствие заинтересованности у казаков исполнять свои обязанности в станичном управлении заставляли окружное, областное, губернское и войсковое начальство воспри-

нимать станичных писарей как лиц наиболее дееспособных. Грамотные, хорошо знающие основы делопроизводственной практики, писари выходили на главные роли, отодвигая от руководства управленческой деятельностью некомпетентных станичных начальников. Именно они чаще общались с окружным и войсковым начальством. У них были сосредоточены финансовые средства самоуправления, при их посредничестве окружное, областное, губернское и войсковое начальство поддерживало связь с казачьими станицами.

Используя станичное казачье самоуправление для выполнения государственных задач, верховная власть не могла отменить его сословный характер, оставить станичное управление без патерналистской опеки и детального нормативного регулирования. Государственная регламентация местного самоуправления у казаков Северного Казахстана и Западной Сибири в первой половине XIX в. зафиксировала взаимоотношения между выборной станичной и коронной властью на основе принципов этатизма и централизма, которые ставили казачье самоуправление в подчинение региональным структурам государственной власти.

В 1836 г. Сибирское линейное казачье войско состояло из 46 станиц, в каждой станице должна была формироваться полковая сотня2. В 1846 г. вступило в силу Высочайше утверждённое положение о Сибирском линейном казачьем войске. Воинские и полицейские подразделения, которые были сформированы из казаков, обходились государственному бюджету дешевле кадровых полицейских и армейских формирований. Однако при этом у них был значительно более низкий уровень служебной подготовки, чем у регулярных подразделений армии и полиции. Поэтому коронная власть встала на путь реорганизации городового и войскового казачества через возврат к иррегулярной организации несения военной службы в казачьем войске и упразднению городового казачества [11, с. 24].

Служба на полицейских должностях для большинства станичных городовых казаков, которые имели крепкие домохозяйства, составляла обременительную повинность и не вызывала интереса, они стремились укло-

няться и избегать её [12, с. 21]. Поэтому в 1849 г. были ликвидированы городовые казачьи полки [1, с. 3]. Городовые казаки в Северном Казахстане и Западной Сибири переводились в государственные крестьяне с предоставлением права перевода в казаки Сибирского казачьего линейного войска, а их станицы были преобразованы в деревни. В 1859 г. началась новая реорганизация станичного управления и в Сибирском казачьем линейном войске, которое в 1861 г. было реорганизовано в Сибирское казачье войско. Местное самоуправление в нём было сохранено, однако оно имело по-прежнему сословный характер и жёстко контролировалось со стороны административно-полицейских и войсковых властей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив древних актов. Ф. 248. Оп. 8. Кн. 500. Л. 35-305.

2 Исторический архив Омской области. Ф. 67. Оп. 1. Д. 338. Л. 44.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савельев Е. Племенной и общественный состав казачества (исторические наброски) // Донские областные ведомости. - 1913. -№ 129. - С. 3-5.

2. Огурцов А. Ю. Штатная реформа 17361737 гг. и служилые казаки Западной Сибири // Казаки Урала и Сибири в XVII-XX вв. / Ин-т истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1993. - С. 69-79.

3. Зуев А. С. Численность военнослужилых людей на Северо-Востоке Сибири в 1720-

Информация о статье

Дата поступления 16 марта 2021 г.

Дата принятия в печать 19 июля 2021 г.

Сведения об авторах

Толочко Анатолий Павлович - доктор исторических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции; 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail; ifdoid@gmail.com

1760-х гг. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в ХУ11-Х1Х вв. : ист.-археол. ис-след. - Владивосток, 2003. - С. 80-103.

4. Андреев С. М. Становление и развитие станичного самоуправления в Сибирском казачьем войске // Власть и общество в Сибири в XX веке : сб. науч. ст. - Новосибирск : Параллель, 2012. - Вып. 3 / науч. ред. В. И. Шишкин. - С. 3-32.

5. Катанаев Г. Е. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска (с 1582 по 1908 год). - СПб., 1908. - 67 с.

6. Обозрение главных оснований местного управления Сибири. - СПб., 1841. - 61 с.

7. Коновалов И. А. Роль и место общей полиции в системе местного управления в Сибири (XVIII - начало ХХ в.) : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 311 с.

8. Коновалов И. А. Особенности местного самоуправления у казаков Западной Сибири и Северного Казахстана в XIX - начале ХХ в. // Вестник РУДН. Серия: История России. -2020. - Т. 19. - № 3. - С. 578-590. - ОО!: 10.22363/2312-8674-2020-19-3-578-590.

9. Недбай Ю. Г. История Сибирского казачьего войска. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - Т. 1. -404 с.

10. Коновалов И. А., Шиманис Б. Б. Структура муниципальных органов Западной Сибири по Городовому положению 1870 г. // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2009. -№ 2 (19). - С. 23-29.

11. Коновалов И. А. Организационно-правовое развитие полиции в Сибири в конце XIX - начале XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2013. - № 4 (37). - С. 24-38.

12. Коновалов И. А. Реформа политической полиции Сибири во второй половине XIX в. // История государства и права. - 2014. -№ 22. - С. 17-22.

Article info

Received March 16, 2021

Accepted July 19, 2021

About the authors

Anatoly Р. Tolochko - Doctor of Historical Sciences, Professor of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: ifdoid@gmail.com

Коновалов Игорь Анатольевич - доктор исторических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: konov77@mail.ru Для цитирования

Толочко А. П., Коновалов И. А. Становление государственной регламентации станичного управления у казаков Северного Казахстана и Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 3(31). С. 7-12. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(3). 7-12.

Igor A. Konovalov - Doctor of Historical Sciences, Professor of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: konov77@mail.ru For citations

Tolochko A.P., Konovalov I.A. Formation of State Regulation of Village Management among the Cossacks of Northern Kazakhstan and Western Siberia in the 18th - First Half of the 19th Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 3 (31), pp. 7-12. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(3).7-12 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.