Научная статья на тему 'Становление государственного права в Российской империи'

Становление государственного права в Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное право / конституционализм / система престолонаследия / Российская империя / дуалистическая монархия в России / state law / constitutionalism / succession system / Russian Empire / dualistic monarchy in Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е Э. Шкулова

Статья посвящена истории становления системообразующей отрасли современного российского права – государственного (конституционного) права. На основе законодательных актов Российской империи прослежена история формирования института главы государства, иных органов высшей государственной власти. Особое внимание уделено проблемам становления и юридического оформления дуалистической монархии в России. Автором сделана попытка охарактеризовать институты государственного права в историческом развитии, определить факторы, влияющие на их состояние в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of State Law in Russian Empire

The article is devoted to the history of the formation of the backbone branch of modern Russian law – state (constitutional) law. Based on the legislative acts of the Russian Empire, the history of the formation of the institution of the head of state and other bodies of supreme state power is traced. Special attention is paid to the problems of the formation and legal formalization of the dualistic monarchy in Russia. The author attempts to characterize the institutions of state law in historical development, to determine the factors influencing their state in various historical periods.

Текст научной работы на тему «Становление государственного права в Российской империи»

УДК 340

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-170-174

Е. Э. ШКУЛОВА

Становление государственного права в Российской империи

Статья посвящена истории становления системообразующей отрасли современного российского права - государственного (конституционного) права. На основе законодательных актов Российской империи прослежена история формирования института главы государства, иных органов высшей государственной власти. Особое внимание уделено проблемам становления и юридического оформления дуалистической монархии в России. Автором сделана попытка охарактеризовать институты государственного права в историческом развитии, определить факторы, влияющие на их состояние в различные исторические периоды.

Ключевые слова: государственное право, конституционализм, система престолонаследия, Российская империя, дуалистическая монархия в России.

E. E. SHKULOVA

Formation of State Law in Russian Empire

The article is devoted to the history of the formation of the backbone branch of modern Russian law - state (constitutional) law. Based on the legislative acts of the Russian Empire, the history of the formation of the institution of the head of state and other bodies of supreme state power is traced. Special attention is paid to the problems of the formation and legal formalization of the dualistic monarchy in Russia. The author attempts to characterize the institutions of state law in historical development, to determine the factors influencing their state in various historical periods.

Keywords: state law, constitutionalism, succession system, Russian Empire, dualistic monarchy in Russia.

Государственное (конституционное) право - одна из достаточно поздно оформившихся отраслей права, которая в современной системе российского права занимает определяющее место, является системообразующей.

Ее особая роль предопределена тем, что в отличие от других отраслей, предписания которых обращены к людям и их организациям, нормы государственного права регулируют отношения в сфере государственного строительства и обращены к самому государству, задавая рамки дозволенного и запрещенного в деятельности высших органов государства, определяя характер взаимодействия центральной власти и территорий, закрепляя права и свободы человека и гражданина. Так как все эти моменты юридически закрепляются в Конституциях или актах

ШКУЛОВА Екатерина Эдуардовна, студент юридического факультета Дальневосточного юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. Научный руководитель - Балковая Валентина Григорьевна, д-р юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Дальневосточного юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

конституционного значения, вторым названием отрасли государственного права является конституционное право.

Целью настоящей публикации является историко-правовой анализ основных этапов становления российского государственного права, чье организационное становление происходило в Российской империи.

Современное государственное право состоит из следующих основных институтов: главы государства, иных высших органов государственной власти, территориальной организации государства, гражданства, избирательного права, правового положения личности. Эта отрасль возникла не одномоментно - его институты зародились в разное время и прошли длительную историю становления. Однако организационное оформление отрасли государственного права происходило в Российской империи, что ярко видно из результатов систематизационных работ М. М. Сперанского - первый том Свода законов Российской империи назывался «Законы государственные». Но эти работы лишь подвели итог первоначальному этапу развития отрасли, на самом деле отдельные институты государственного права зародились еще в Киевской Руси и в период феодальной раздробленности.

Ранее всего, еще в Киевской Руси, начал оформляться институт главы государства, включавший в себя в тот период, прежде всего, нормы, регулировавшие порядок престолонаследия. Эти отношения обладали особой общественной значимостью, так как неопределенность в порядке престолонаследия приводила к междоусобицам. В Средневековой и Московской Руси сменилось несколько систем наследования - лествичное право, назначение на княжение по ярлыкам, наследование в порядке мужского первородства, избрание на царство [2, с. 20-21]. Хотя долгое время эти отношения регулировались правовым обычаем и не имели внешнего законодательного закрепления, они порождали юридические последствия. Это свидетельствовало о том, что институт главы государства проходил свое формирование на протяжении нескольких веков.

Также, еще в Средневековой Руси, начал оформляться институт избирательного права, что связано с зарождением в тот период традиций городской вечевой демократии. Наиболее высокого развития этот феодальный предпарламент достиг в Великом Новгороде, где в период республики большинство государственных должностей стали избираемыми. Это поставило задачи правового урегулирования вопросов, связанных с избирательными цензами, активным и пассивным избирательным правом, избирательными процедурами. Регулирование всех этих отношений также осуществлялось по правовому обычаю, нигде специально юридически закреплено не было, но порождало правовые последствия. Дальнейшее развитие этот институт получил на стадии существования сословно-представительной монархии.

Вместе с тем, особое значение в становлении российского государственного права имеет период абсолютизма, так как именно тогда впервые появляются письменные нормативные правовые акты учредительного и регламентирующего характера, обращенные уже не столько к населению, а к самому государству, призванные упорядочить систему организации и функционирования государственного механизма [3, с. 21-24].

Начало этих преобразований совпало со временем правления Петра I, который впервые сделал попытку законодательно определить статус главы государства.

Это имело место в Воинском Артикуле, памятнике военно-уголовного права, артикул 20-й которого определял статус главы государства в эпоху абсолютизма: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» [Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. 1. № 3006].

Именно основываясь на таком подходе к власти монарха, Петр I в условиях династического кризиса пришел к мысли о праве императора самому назначать своего преемника, эта идея юридически была закреплена в Уставе о престолонаследии 1722 г. [ПСЗ. Собр. 1. № 3893]. Принятие этого устава оказало огромное воздействие на всю политическую историю XVIII в., так как фактически послужило юридическим обоснованием череды дворцовых переворотов, когда власть монархического главы государства переходила к совершенно случайным людям в нарушение всех систем престолонаследия [7, с. 10-14].

Окончательный свой вид институт главы государства приобрел после принятия в 1797 г. в правление Павла I Акта о порядке наследования престола, действовавшего вплоть до 1917 г. и являющегося актом конституционного значения [1, с. 116-118].

Различие между Актом Павла и Уставом Петра заключалось в том, Устав был законом только по содержанию, а Акт и по содержанию и по форме. Акт о порядке престолонаследия регулировал многие аспекты, связанные с определением круга возможных наследников, порядком их прихода к власти, последствиями заключения морганатических браков. Утвердившаяся система престолонаследия была похожа на кастильскую - она была основана на основе принципа мужского первородства, при этом допускала передачу власти по женской линии в случае пресечения мужской линии [8, с. 131-133]. Все вышеизложенное послужило базой для устойчивости правопреемства верховной власти до 1917 года [9, с. 673].

Уже в правление Петра I активно началось формирование института высших органов государства. Первым среди них был Сенат, созданный в марте 1711 г. по указу Петра I «О власти и ответственности Сената» [ПСЗ. Собр. 1. № 2328]. Этот орган просуществовал в системе высших органов государства Российской империи свыше двухсот лет, за это время он несколько раз изменял свою структуру и компетенцию. Все эти изменения были юридически оформлены через принятие актов конституционного значения, определявших его статус и круг решаемых задач на каждом из исторических этапов.

Сенат первоначально возник как орган, призванный заменить царя в случае его отсутствия - одновременное подписание документа всеми сенаторами приравнивалось к подписи монарха. Вследствие этого Сенат наделялся правотворчеством, наряду с именными указами царя в Российской империи принимались указы Правительствующего Сената.

Указ «О должности Сената», принятый Петром I в 1722 г., превратил Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). Были четко регламентирован порядок обсуждения, принятия и документирования решений. Круг полномочий, которыми обладал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых монарху, важнейшие дела, которые требовали срочного решения (о войне, бунтах,

эпидемиях), назначение и выборы высших государственных сановников, рассмотрение апелляций на судебные решения коллегий [ПСЗ. Собр. 1. № 3978].

Таким образом, в правление Петра I через учреждение Сената были заложены основы государственно-правового института высших органов государства. Дальнейшее развитие этот институт получил в начале XIX в. в ходе реформ Александра I, это выразилось через создание в 1810 г. Государственного совета [9, с. 674-676].

Государственный Совет был создан в соответствии с учредительным манифестом «Об образовании Государственного совета» [ПСЗ. Собр. 1. № 24064] и до 1906 г. являлся высшим законосовещательным органом Российской империи [6, с. 137-139].

В течение всего XIX в. в Европе продолжался революционный процесс. Главной целью европейских революций 1830 и 1848 гг. являлось требование народа реформировать монархические государства от абсолютизма к дуалистической конституционной монархии. В результате в ряде государств Европы были установлены ограниченные монархии, а там, где монархи сопротивлялись - буржуазные республики.

Видя это, российский император Александр II предпринял ряд реформ, направленных на подготовку перехода абсолютной монархии в России к ограниченной. Эти реформы получили название «Великих», так как они имели целью предотвратить революцию в России их иногда называют «революцией сверху».

Важнейшим мероприятием этих преобразований должно было стать дарование императором октроированной конституции, добровольно ограничивающей абсолютную власть императора за счет создания всероссийского представительного органа. Проект этой конституции подготовил министр внутренних дел Российской империи Т. М. Лорис-Меликов [4, с. 376].

Ее важнейшим мероприятием являлось создание выборного представительного органа, который был бы наделен законосовещательными полномочиями. В его состав должны были войти представители земств, предполагалось, что через это будет преодолен разрыв между государством и обществом. Это должно было стать первым шагом к учреждению в России парламентаризма.

Сама идея введения конституции свидетельствовала, что государственное право Российской империи достигло высокого уровня развития. Высшая власть поняла, что вместо ряда учредительных документов, принятых для разных государственных органов, можно принять один общий закон, который определял бы характер взаимоотношений и полномочия высших органов государства и, прежде всего, их соотношение с полномочиями монархического главы государства.

Из-за убийства Александра II идея «революции сверху» оказалась незавершенной. Вследствие этого, окончательный переход от абсолютной монархии к дуалистической произошел в результате «революции снизу» - демократической революции 1905-1907 гг.

17 октября 1905 г. под влиянием восставших Николаем II был принят манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и даровании политических прав подданным» [5, с. 41]. Следствием этого стал комплексный пересмотр всего государственно-правового законодательства - принятые 23 апреля 1906 г. «Основные законы Российской империи» являлись подлинным актом

конституционного значения, закрепившим все традиционные конституционно-правовые институты.

Таким образом, за период с начала XVIII по начало XX в. в России оформилась новая отрасль права - государственное право. Появление актов учредительного характера, ограничивающих правомочия высших органов и регламентировавших их деятельность является необходимым условием для реализации идеи правового государства.

Список литературы

1. Аникушин, А. В. Правовая регламентация порядка престолонаследия как одна из особенностей российской монархии XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2013. № 4 (100). С. 114-118.

2. Балковая, В. Г. Становление института главы государства в государственном праве дореволюционной России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 20-24.

3. Захарова, В. В. Специфика абсолютизма как особой формы правления // Вестник академии права и управления. 2019. № 2 (55). С. 21-24.

4. Исаев, И. А. История государства и права России: учебник. Москва: Норма, 2020. 800 с.

5. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т. 9 / отв. ред. О. И. Чистяков. Москва: Юридическая литература, 1994. 351 с.

6. Ружицкая, И. В. Особенности функционирования Государственного совета при Николае I (1825-1855) // История российской государственности. Москва: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2021. С. 137143.

7. Сидоров, Р. Л. Устав о престолонаследии 1722 г.: характеристика и значение // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2016. № 2. С. 7-14.

8. Шайрян, Г. П. Неизменный закон о престолонаследии в России и опыт его применения в начале XX в. // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-2 (57). С. 131-133.

9. Юшков, С. В. История государства и права России (К-КК^ вв.). Ростов н/Д: Феникс, 2003. 735 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.