Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ: ПЕРСОНАЛИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ: ПЕРСОНАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайская фортепианная школа / китайская фортепианная культура / Сяо Юмэй / Б.С. Захаров / Дин Шаньдэ / Chinese Piano School / Chinese Piano Culture / Xiao Yumei / B.S. Zakharov / Ding Shan De

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лян Чэньи, Бажанов Николай Сергеевич

В статье рассматривается первый исторический этап – становление китайской фортепианной школы. В этом процессе участвовали музыканты трех контингентов, китайские пианисты, российские и западноевропейские исполнители. Описание и анализ персоналий китайских пианистов первой половины XX в. позволяют обнаружить закономерности становления и развития китайской фортепианной школы. Список пианистов, способствующих становлению китайской фортепианной школы, открывает Б.С. Захаров. Современники и ученики отмечали, что Борис Захаров во время ведения своих уроков предпочитал говорить мало и больше показывать игровые приемы за фортепиано. Большое значение русский пианист-педагог придавал тренировке пальцевой, двигательной технике будущих фортепианных исполнителей. Вместе с Б.С. Захаровым в Китае работали российские пианисты А. Черепнин, А. Татулян, Т. Кравченко, из Италии приехала М. Пачи. Позднее к ним присоединились ученики профессора Московской консерватории А. Зилоти – С. Аксаков, З. Прибыткова, Б. Лазарев, Е. Левитин. В биографических сведениях иностранных пианистов, работавших на территории Китая, в деятельности китайских пианистов отражаются глубинные закономерности существования не только китайской фортепианной школы, но и более важной общей системы – китайской фортепианной культуры. Состав системы фортепианной культуры образуют следующие элементы: композиторское творчество; фортепианная нотная литература; архивы текстовые; государственные учебные заведения; исполнители пианисты; фортепианные конкурсы; любители фортепианной музыки; концертные залы; фортепианные фабрики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PIANO SCHOOL OF CHINA: PERSONALITIES

The article discusses the first historical stage – the formation of the Chinese piano school. This process was attended by musicians of three contingents, Chinese pianists, Russian and Western European performers. Description and analysis of the personalities of Chinese pianists of the first half of the 20th century, allows you to find patterns of formation and development of the Chinese piano school. The list of pianists contributing to the formation of the Chinese piano school is opened by B.S. Zakharov. Contemporaries and students noted that Boris Zakharov, while conducting his lessons, preferred to say little and more playing techniques at the piano. The Russian pianist-teacher attached great importance to the training of the finger, motor technique of future piano performers. Together with B.S. Zakharov, Russian pianists A. Cherepnin, A. Tatulyan, T. Kravchenko worked in China, M. Pachi came from Italy. Later, they were joined by students of the professor of the Moscow Conservatory A. Ziloti – S. Aksakov, Z. Pribytkova, B. Lazarev, E. Levitin. In the biographical information of foreign pianists working in China, the activities of Chinese pianists reflect the deep patterns of the existence of not only the Chinese piano school, but also the more important system – Chinese piano culture. It is this complex system education that defines the nature of its smaller part, namely the Chinese piano school. The composition of the piano culture system forms the following elements: composer's creativity; piano musical literature; text archives; state educational institutions; performers pianists; piano competitions; piano music lovers; Concert halls; Piano factories.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ: ПЕРСОНАЛИИ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

© Лян Чэньи, Бажанов, Н.С., 2023 УДК 781.7

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-152-161

СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ:

ПЕРСОНАЛИИ

Лян Чэньи1, 2, Н.С. Бажанов1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

2 Педагогический колледж Гуанси, Гуйлинь, 541000, Китайская Народная Республика

Аннотация. В статье рассматривается первый исторический этап - становление китайской фортепианной школы. В этом процессе участвовали музыканты трех контингентов, китайские пианисты, российские и западноевропейские исполнители. Описание и анализ персоналий китайских пианистов первой половины XX в. позволяют обнаружить закономерности становления и развития китайской фортепианной школы. Список пианистов, способствующих становлению китайской фортепианной школы, открывает Б.С. Захаров. Современники и ученики отмечали, что Борис Захаров во время ведения своих уроков предпочитал говорить мало и больше показывать игровые приемы за фортепиано. Большое значение русский пианист-педагог придавал тренировке пальцевой, двигательной технике будущих фортепианных исполнителей. Вместе с Б.С. Захаровым в Китае работали российские пианисты А. Черепнин, А. Татулян, Т. Кравченко, из Италии приехала М. Пачи. Позднее к ним присоединились ученики профессора Московской консерватории А. Зилоти - С. Аксаков, З. Прибыткова, Б. Лазарев, Е. Левитин. В биографических сведениях иностранных пианистов, работавших на территории Китая, в деятельности китайских пианистов отражаются глубинные закономерности существования не только китайской фортепианной школы, но и более важной общей системы - китайской фортепианной культуры. Состав системы фортепианной культуры образуют следующие элементы: композиторское творчество; фортепианная нотная литература; архивы текстовые; государственные учебные заведения; исполнители пианисты; фортепианные конкурсы; любители фортепианной музыки; концертные залы; фортепианные фабрики.

Ключевые слова: китайская фортепианная школа, китайская фортепианная культура, Сяо Юмэй, Б.С. Захаров, Дин Шаньдэ

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Лян Чэньи, Бажанов Н.С. Становление фортепианной школы Китая: Персоналии // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.152-161. DOI: 10.24412/23081031-2023-3-152-161.

THE FORMATION OF THE PIANO SCHOOL OF CHINA:

PERSONALITIES

Liang Chenyi1, 2, N.S. Bazhanov1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

2 Guangxi Teacher Training College, Guilin, 541000, People's Republic of China

Abstract. The article discusses the first historical stage - the formation of the Chinese piano school. This process was attended by musicians of three contingents, Chinese pianists, Russian and Western European performers. Description and analysis of the personalities of Chinese

152

pianists of the first half of the 20th century, allows you to find patterns of formation and development of the Chinese piano school. The list of pianists contributing to the formation of the Chinese piano school is opened by B.S. Zakharov. Contemporaries and students noted that Boris Zakharov, while conducting his lessons, preferred to say little and more playing techniques at the piano. The Russian pianist-teacher attached great importance to the training of the finger, motor technique of future piano performers. Together with B.S. Zakharov, Russian pianists A. Cherepnin, A. Tatulyan, T. Kravchenko worked in China, M. Pachi came from Italy. Later, they were joined by students of the professor of the Moscow Conservatory A. Ziloti -S. Aksakov, Z. Pribytkova, B. Lazarev, E. Levitin. In the biographical information of foreign pianists working in China, the activities of Chinese pianists reflect the deep patterns of the existence of not only the Chinese piano school, but also the more important system - Chinese piano culture. It is this complex system education that defines the nature of its smaller part, namely the Chinese piano school. The composition of the piano culture system forms the following elements: composer's creativity; piano musical literature; text archives; state educational institutions; performers pianists; piano competitions; piano music lovers; Concert halls; Piano factories. Keywords: Chinese Piano School, Chinese Piano Culture, Xiao Yumei, B.S. Zakharov, Ding Shan De

Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Liang Chenyi, Bazhanov, N.S. (2023), "The formation of the piano school of China: personalities", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 152-161. DOI: 10.24412/23081031-2023-3-152-161.

Китай успешно развивается в современном мире, равно как и китайская фортепианная школа, которая откликается на вызовы времени. Существующая модель развития повлияла на формирование методики обучения игре на фортепиано и появление сети учреждений по всей стране. В этом процессе были реализованы усилия многих преподавателей, выявлены и развиты многочисленные юные дарования. Все это способствовало развитию и популяризации фортепианного искусства в Китае.

В XX в. мировая фортепианная школа оказала большое влияние на формирование аналогичной школы в Китае. Многие китайские пианисты такие, как Дин Шаньдэ и Чжоу Гуаньжэнь, Лю Шикунь и др., уехали учиться за границу, после окончания учебы они вернулись на родину и привезли с собой необходимые знания для создания и развития системы обучения игре на фортепиано. В это же время возникает важнейший слой для становления фортепи-

анной культуры - многочисленные любители фортепианной музыки.

Пекинская центральная музыкальная консерватория и Шанхайская консерватория сосредоточили в своих стенах самых выдающихся учителей. Подлинное становление фортепианного исполнительства как дисциплины в Китае произошло после основания Шанхайской национальной консерватории в 1927 г. Наибольший вклад в этот процесс внес Сяо Юмей.

Сяо Юмэй (1884-1940) обучался в Японии игре на фортепиано и пению в Токийском институте музыки (а также в Императорском университете в классе просвещения), на фортепианном факультете Лейпциг-ской консерватории имени Мендельсона Бартольди и факультете философии в Лейпцигском университете. После защиты диссертации в Германии «Исследование китайских древних музыкальных инструментов» он вернулся в Китай в 1920 г. Он был убежден, что Китаю необходимы высшие музыкальные учебные заве-

дения европейского типа. Сяо Юмэй стал продвигать эту идею в жизнь. Будучи основателем профессионального образования в области старинной музыки в Китае, Сяо Юмэй набирает выдающихся музыкальных педагогов в педагогические коллективы. В 1929 г. в Шанхае он встретился с русским пианистом Борисом Захаровым, учеником А.К. Лядова, А.Н. Есиповой, Л. Годовского и уговорил его стать профессором специального фортепиано в Шанхайской консерватории. Вместе с Б.С. Захаровым в Китае работали российские пианисты А. Черепнин, А. Татулян, Т. Кравченко, из Италии приехала М. Пачи. Позднее к ним присоединились ученики профессора Московской консерватории А. Зилоти -С. Аксаков, З. Прибыткова, Б. Лазарев, Е. Левитин.

Так появилась возможность для развития профессионального образования игре на фортепиано в Китае.

Б.С. Захаров (1 декабря 1887, Санкт-Петербург - 30 января 1943, Шанхай) родился в семье купца 1-й гильдии Степана Николаевича Захарова, крупного лесоторговца и Юлии Андреевны Дурдиной - дочери «пивного магната» Андрея Ивановича Дурдина. В 1906 г. он познакомился с Сергеем Прокофьевым в Петербургской консерватории, где они учились в классе композитора А.К. Лядова. Со временем знакомство переросло в дружбу. Б.С. Захаров способствовал переходу С.С. Прокофьева в фортепианный класс к А.Н. Есиповой.

Как педагог Б. Захаров отличался своей неповторимой манерой преподавания и следовал своим педагогическим принципам. Современники, пианисты, ученики отме-

чают, что Борис Захаров во время ведения своих уроков говорил мало и в основном предпочитал метод наглядной демонстрации. Большое значение русский пианист-педагог придавал целенаправленной тренировке - пальцевой технике будущих фортепианных исполнителей. Среди наиболее именитых его учеников можно отметить Чэнь Биган, Чжу Яфэнь, Ма Сысунь, Чжэн Лицинь, Ли Чан Сунь. Знаменитый пианист Лю Шикунь в детстве также четыре года учился у Бориса Захарова. К каждому из своих учеников Б. Захаров применял совершенно индивидуальный, неповторимый подход. До своей смерти Борис Степанович преподавал фортепиано в Шанхайской консерватории.

Дин Шаньдэ (1911-1995) и Ли Цуйчжэнь (1910-1966) были двумя наиболее выдающимися учениками Б.С. Захарова.

Особая заслуга в популяризации фортепианного искусства в Китае принадлежит Цай Юаньпэю, Ли Шу-тону. Цай Юаньпэй (1868-1940) -китайский педагог, который в 20-е гг. ХХ в. был министром просвещения Китая. Цай в свое время выступил с предложением по отношению к Сяо Юмэй, чтобы тот возглавил научное руководство Ассоциацией музыкальных исследований на базе Пекинского университета. Сотрудничество и взаимодействие Сяо Юмея и Цай Юаньпэя оказалось весьма продуктивным. В частности, им удалось открыть несколько учебных заведений, в числе которых также Пекинское женское высшее педагогическое училище (1922), музыкальные курсы при Пекинском университете (1922), факультет музыкального искусства Пекинского

училища искусств (1923). В каждом из перечисленных учебных заведений были организованы специальности фортепиано, вокал и композиция (Wang A., 2001, р. 21).

На этом же историческом этапе в южной части страны ученики китайского педагога-музыканта Ли Шутона основали Шанхайское педагогическое музыкальное училище (1920). В частности, его создателями стали Фэн Цзункай, У Мэнфей и Лю Чжипин. Спустя три года после основания в 1923 г. данное учебное заведение получило новое название «Шанхайский художественный университет». В 1925 г. на его базе был основан музыкальный факультет Шанхайского училища и музыкальный факультет Шанхайского института искусств (Лю Сяолун, 2009, с. 17). Следует отметить, что все перечисленные учебные заведения вошли в число первых официально открытых школ обучения фортепиано в Поднебесной.

Одним из показателей профессионального уровня китайских пианистов периода 20-х гг. ХХ столетия выступили личные воспоминания Дин Шандэя в фильме «Заседание специалистов фортепиано» 1991 г. выпуска. В данной кинокартине господин Дин повествует о единственном китайском пианисте, который уже на этом этапе осуществлял активную концертную деятельность. Речь идет о Цю Мохене, который в своем репертуаре имел сложную с технической и художественной точки зрения Сонату В.А. Моцарта ля мажор, KV 311 с «Турецким маршем» (Дин И, 2020, с. 90).

Одна из характерных особенностей фортепианной культуры, которая сложилась в Китае на со-

временном этапе, заключается в распространении классического фортепианного репертуара в облегченной, эстрадно-джазовой форме. В качестве примера можно упомянуть о талантливом пианисте французского происхождения Р. Клайдермане (р. 1953). Желание исполнять известные классические мелодии в значительной степени стимулировало зарождение массового интереса китайской молодежи к постижению фортепианной игры. Известный профессор Данина Джао воспитал многих «вундеркиндов», среди которых Ли Юньди, Чэнь Са и др.

В педагогике Данина Джао важен ориентир на образцы выдающихся исполнителей, которые необходимо слушать учащимся в записях на дисках, а секреты техничности его студентов заключаются в методических рекомендациях играть все сначала медленно (но очень точно), постепенно ускоряя темп. Большое значение на занятиях в его классе придается анализу известных, «эталонных» интерпретаций. Характерной тенденцией обучения фортепиано в Китае являлся ориентир на мировые шедевры исполнительского искусства, зафиксированные в аудио- и видеозаписях.

Важную роль в политике современного Китая играют идеалы культуры и образования. В исследовании «Концертная жизнь современного Китая» Лю Чжихуэй отмечает, что на рубеже ХХ-ХХ1 в. в Китае насчитывалось в общей сложности более десяти миллионов пианистов-исполнителей; общая численность детей, которые обучаются музыкальному искусству переходит рубеж в несколько десятков мил-

лионов (в частности, известно, что в частной Пекинской музыкальной школе состав учеников превышает 23 тысяч юных музыкантов) (2016). В современном Китае буквально на всех уровнях активно поддерживается престиж профессии музыканта-пианиста, государство предоставляет всяческую финансовую помощь и поддержку, особенно для перспективных и молодых талантов, которые демонстрируют твердое желание развивать и продвигать китайскую пианистическую школу на мировой арене.

ХХ столетие для всего мира -исторически переломный этап, один из признаков которого появление большого числа новых музыкальных школ и художественных течений, развивающих свои уникальные эстетические характеристики и качества. Поскольку фортепиано не является китайским национальным инструментом, многие музыковеды-историки признают, что в развитии китайского пианизма большую роль сыграли различные иностранные фортепианные школы.

Китайские ученые считают, что наиболее важный вклад в развитие китайского пианизма внесли фортепианные школы Франции (в частности, К. Дебюсси), Италии, (Ф. Бузони), немецко-австрийская (А. Шнабель, В. Бакхаус). В современной научной литературе отмечается, что китайское фортепианное музыкальное искусство развивалось под влиянием российской фортепианной культуры. Общим сходством является то, что как для китайских музыкантов и композиторов, так и для русских - фортепиано было иностранным музыкальным инструментом (Лю Сяолун, 2009, с. 17).

Однако китайскому и российскому фортепианному музицированию удалось впитать в себя поистине лучшие традиции зарубежной музыкальной культуры.

Весьма интересным является тот факт, что сама по себе русская культура развивалась по двум потокам - восточному и западному, которые сталкиваются в России в связи с ее территориальным нахождением. Так, русскую нацию нельзя назвать чисто европейской, но при этом, она также и не чисто азиатская. По сути, Россия представляет собой целостную часть мира, огромный Восток и Запад в их плотном переплетении и соединении. В российской культуре постоянно идет борьба данных начал между собой. Собственно, эта тенденция проявляется и в плане российского фортепианного музицирования (Ню Яцянь, 2009, с. 101).

Главным источником традиционной национальной культуры в Китае являются конфуцианство, даосизм и буддизм. Развитие фортепианного музыкального искусства также происходило на этом фоне. Фортепианная музыка в китайском стиле по-прежнему не пользуется широкой мировой популярностью, как это характерно, к примеру, для той же русской фортепианной музыки.

Крепкой основой для развития китайской фортепианной педагогики стало открытие высшей музыкальной школы им. А. Глазунова в Харбине (1925), основанной русской эмигранткой В.И. Диллон. Она окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано и виртуозно владела инструментом. В 1927 г. был открыт Шанхайский государственный институт музыки,

позже консерватория, где был создан симфонический оркестр. Руководство заведений приглашало на преподавательские должности квалифицированных зарубежных педагогов-музыкантов, что позволило значительно повысить уровень владения фортепиано и качество исполнения произведений китайскими студентами (Бянь Мэн, 1994, с. 32).

Учеба в консерватории им. А. Глазунова велась по учебным программам императорских консерваторий России. Кроме фортепианной классики, изучались общий свод камерных опусов как в ансамбле, так и в классе аккомпанемента. Теоретические предметы по основам музыкальной грамоты преподавал С.С. Аксаков, впоследствии профессор по классу фортепиано в Шанхайском государственном институте музыки (Дин И, 2020, с. 138).

Отличительными особенностями русского фортепианного музицирования являются в первую очередь активное утверждаемое стремление к насыщенности, многокрасочности тембра, культивирование полного, сочного звучания. Создание национального фортепианного репертуара было невозможно без изучения основ европейского музыкального искусства. Китайская фортепианная музыка, продолжая развивать традиции государственного искусства, начала активно употреблять элементы западной культуры.

В истории китайской музыкальной педагогики принято считать, что наиболее ценный вклад в развитие китайского пианизма внесли такие педагоги, как Дин Шандэ, Чжоу Гуанжэнь, Лю Шикунь.

Дин Шандэ - китайский композитор, пианист, музыкальный педагог, почетный председатель Союза музыкантов и Ассоциации музыкантов в Китае. Он стал первым в истории Китая пианистом, который записал виниловый диск со своими фортепианными произведениями (1934, «Пикколо Пастушка» и «Колыбельная»).

Свои первые сольные фортепианные концерты Дин организовал в Китае в 1935 г. (Шанхай, Пекин и Таньцзин). В том же 1935 г. он завершает длительное обучение по курсу фортепиано и начинает многолетнюю исполнительскую и преподавательскую деятельность. В числе первых учебных заведений, в которых работал Дин Шандэ, был женский педагогический институт провинции Хэбей.

В 1937 г. после краткосрочного участия в боевых действиях против японских захватчиков Дин Шандэ вернулся в университет и активно занялся преподавательской деятельностью. Совместными усилиями со своими коллегами Чэнь Юсинь и Лао Цзинсянь он учредил Шанхайское музыкальное училище.

Дин Шандэ помимо активной профессиональной деятельности также постоянно занимался всесторонним совершенствованием своих навыков. Так, известно, что в 1942 г. молодой композитор-педагог закончил курс композиции у В. Френкеля, а уже в 1945 г. написал первую часть свой знаменитой на весь мир сюиты «Весеннее турне». Спустя год, в 1946 г. он занял должность профессора Нанкинской государственной консерватории (Яо Вэньцзяо, 2021, с. 309).

Педагогические достижения Дин Шандэ по-настоящему ценны для

китайской фортепианной культуры и образования. Благодаря эффективной педагогической деятельности Дин Шандэ, под его руководством было воспитано современное поколение китайских композиторов-пианистов, в числе которых можно назвать в первую очередь Сяо Шу-сяня, Ли Цуйчжэня, Чжу Гуньи, Чжоу Гуанжэнь, Ло Чжунжун, Чэнь Минчжи, Лю Чжуан, Чэнь Ган, Хэ Чжаньхао (Яо Вэньцзяо, 2021, с. 308).

Другим китайским педагогом-пианистом, внесшим необычайно важный вклад в развитие фортепианной культуры и педагогики, в свое время оказалась Чжоу Гуанжэнь (19282022). Будущий мастер китайского пианизма родилась в Германии и начала заниматься фортепианным искусством уже в период раннего детства. В 10-летнем возрасте Чжоу поступила в Шанхайский частный музыкальный колледж, на базе которого постигала основу пианизма у Дина Шандэ.

В 1949 г. Чжоу Гуанжэнь выступила со своим сольным концертом, организованным в Шанхае. Музыкальные критики из Китая поставили ему высочайшую оценку. Чжоу была названа самой молодой и наиболее многообещающей пианисткой своего поколения. Это послужило большим подспорьем для ее дальнейшего творческого развития.

В 1951 г. Гуанжэнь в составе китайской молодежной художественной труппы отправилась в Германию, чтобы принять участие в фортепианном конкурсе Всемирного молодежного студенческого фестиваля мира и дружбы. Китайская пианистка завоевала третью премию и стала первым пианистом из Ки-

тая, получившим премию международного конкурса.

Осуществляя активную многолетнюю преподавательскую деятельность, Чжоу Гуанжэнь удалось воспитать ярких и самобытных профессиональных музыкантов, которые принесли Китаю большое количество побед на международных фортепианных конкурсах. Гордостью педагогической карьеры Чжоу стали Хуан Пейин, Хуан Юии, Ни Хунцзинь, Дань Чжаои, Ван Юйцзя, Ли Юньди, Чен Са и мн. др. Чжоу воспитала более 300 профессиональных фортепианных талантов. Ее ученики Лю Нин, Фэн Пан, Шэн Юань, Ван Сяохань, Мао Дунли, Ши Цзяцзя и другие неоднократно завоевывали призовые места на крупных международных и региональных конкурсах.

В профессиональных музыкальных кругах в современном Китае Чжоу Гуанжэнь именуется «крестной матерью» китайской музыкальной школы. Она одной из первых сформировала уникальную методику обучения фортепианному искусству в Китае.

Если говорить о ключевых педагогических идеях Чжоу, то их главным образом можно свести к таким положениям: индивидуальный подход к каждому учащемуся для того, чтобы обеспечить тонкое воздействие на его личность и эстетические представления; постоянное расширение понимания музыки; стимулирование художественного потенциала молодого поколения музыкантов. Подход, который Чжоу Гуанжэнь применяла для обучения своих учеников пианистическому искусству, был назван впоследствии методом «умного обучения».

Лю Шикунь (р. 1939) - один из ведущих пианистов современности. Благодаря ему по всей стране было открыто около сорока детских музыкальных центров. В Китае широкую популярность имеет начальное музыкальное обучение. Дети учатся игре на музыкальных инструментах, в частности, на фортепиано с раннего возраста: 3-5 лет, в отличие от России, где обучение начинается в 6-7 лет. Значительная роль в Китае принадлежит родителям, тщательно следящим за музыкальным обучением детей. Система игры в Китае построена на развитии технического аппарата ребенка. Следовательно, важным считается развитие подвижности и скорости пальцев (Zhaoyi Deng, 2013, p. 43).

Основу педагогических идей Лю Шикунь составляют представления о том, что если ребенка с самого раннего возраста приобщать к музыке, то это будет способствовать не только его более эффективному и гармоничному интеллектуальному развитию, но также и формировать положительные моральные качества, чувства прекрасного. Такое понимание роли музыки в развитии подрастающей личности привело к тому, что Лю Шикунь с середины ХХ в. активно открывал по всему Китаю детские музыкальные центры, которые названы его именем. В Китае все еще продолжают свое эффективное функционирование около 40 филиалов «Художественного центра фортепианной музыки им. Лю Шикуня».

Суммируя сведения о китайской школе пианистов из преподавателей и учеников, следует отметить существование комплекса взаимосвязанных частей, гораздо больших,

чем фортепианная школа. Такая система имеет традиционное название фортепианная культура.

Понятие фортепианная культура пока еще редко встречается в научной литературе. Доктор искусствоведения, профессор Римма Бучу-кури считает, что «Национальная фортепианная культура - многоуровневое понятие. Это и концер-тно-исполнительская деятельность пианистов, это и уровень музыкально-педагогической деятельности конкретной страны, развитие методической мысли, состояние фортепианных классов в музыкально-образовательной системе, наличие фортепианной литературы, а также существующие инструменты - фортепиано, с присущей им механикой и т.д. Важно не только взаимодействие этих уровней, объектом особого внимания для специалистов должно стать функциональное взаимовлияние подсистем этой культуры» (2012, с. 89).

Кроме Китая, историческими примерами формирования фортепианной культуры могли бы служить Англия, США, Россия. В этих странах развитие фортепианной культуры происходило с отличием и совпадением ряда позиций. Вполне понятно, что одна культура может содержать несколько фортепианных школ. Например, в России известны санкт-петербургская и московская фортепианные школы. Школа возникает гораздо раньше, чем полноценная фортепианная культура. Так, в начале формирования фортепианной культуры в Англии, школа вирджиналистов (ХУ1-ХУ11 вв.) уже существовала. Во время окончания формирования английской фортепианной культуры уже

действовала английская фортепианная школа Муцио Клементи (1752-1832).

Мы подошли к важнейшему концептуальному вопросу, из каких частей должна состоять система фортепианной культуры? Полный список составили бы следующие ее части:

1. Композиторское творчество. В контексте фортепианной культуры в репертуаре совершенно необходимы национальные фортепианные произведения, исполняемые в концертах.

2. Фортепианная нотная литература на родном языке (нотные издания, методические статьи, учебники и самое главное комментарии к ним). Это условие продиктовано массовостью любителей фортепианной музыки, многочисленностью преподавателей и учеников.

3. Архивы текстовые (документы, свидетельства) и звуковые (звукозаписи отечественных исполнителей). История фортепианной культуры страны должна сохраняться и прирастать. Хранителями ее являются библиотеки, архивы и музыкальные музеи.

4. Государственные учебные заведения разного уровня.

5. Исполнители пианисты. Необходим достаточный по численности и уровню мастерства корпус исполнителей пианистов. Культура должна быть актуальна и постоянно воспроизводиться в современности.

6. Фортепианные конкурсы, фестивали, гастроли выдающихся пи-

анистов, трансляции позволяют выявить соотношение региональных уровней фортепианной культуры страны и сравнить национальные достижения с мировым уровнем фортепианного искусства.

7. Любители фортепианной музыки - необходимая питательная среда культуры, обеспечивающая существование всех ее частей.

8. Концертные залы для фортепианных сольных концертов относятся к материальной части фортепианной культуры.

9. Фортепианные фабрики. Производство инструментов развивает инструментальный аспект культуры.

10. Продуманное и обоснованное государственное финансирование всех перечисленных частей фортепианной культуры.

Названные части фортепианной культуры формируются и развиваются одновременно с национальной фортепианной школой. Так было в Англии в XVII в., в России XIX в., в Америке Х1Х-ХХ в., в Китае в XX в.

С начала ХХ в. в Китае сформировалась целостная уникальная система фортепианного обучения как на высоком профессиональном, так и на любительском уровне. Десятки вузов по всей стране выпустили сотни тысяч пианистов, квалификация которых признается внутри Китая и далеко за его пределами.

ЛИТЕРАТУРА

Бучукури Р. Креативный фундамент французской фортепианной школы // GESJ: Musicology and Cultural Science. 2012. № 1. С.89-94.

Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1994. 142 с.

REFERENCES

Bian Meng (1994), Ocherki stanovleniya i razvitiya kitaiskoi fortepiannoi kul'tury [Essays on the formation and development of Chinese piano culture], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 142 p. (in Russ.)

Buchukuri, R. (2012), "The creative foundation of the French Piano school",

Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: Структура, стратегии развития, национальный репертуар: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2020. 220 с.

Лю Сяолун. 60 лет развития китайского фортепианного искусства // Piano Art. 2009. № 5. С. 17-25.

Лю Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая: Дис. ... канд. искуствоведе-ния. СПб., 2016. 213 с.

Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: Интегративный подход: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 197 с.

Яо Вэньцзяо. Фортепианное образование в современном Китае: Достижения, проблемы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3. С. 308-310.

Wang A. The evolution of piano education in twentieth-century China with emphasis on Shanghai and Beijing Conservatories. Doctor of Musical Arts dissertation, University of Maryland at College Park, 2001. 198 р.

Zhaoyi Deng. Writings on piano education. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2013. 499 p.

GESJ: Musicology and Cultural Science, no. 1, pp. 89-94. (in Russ.)

Din I. (2020), Sistema fortepiannogo obrazovaniya v sovremennom Kitae: struktura, strategii razvitiya, natsional'nyi repertuar [Piano education system in modern China: structure, development strategies, national repertoire], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 220 p. (in Russ.)

Liu Xiaolong (2009), "60 years of development of Chinese piano art", Piano Art, no. 5, pp. 17-25. (in Russ.)

Liu Zhihui (2016), Kontsertnaya zhizn' sovremennogo Kitaya [Concert life in modern China], Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 213 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Niu Yaqian (2009), Fortepiannaya pedagogika Rossii i Kitaya: integrativnyi podkhod [Piano pedagogy of Russia and China: integrative approach], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 197 p. (in Russ.)

Yao Wenjiao (2021), "Piano education in Modern China: Achievements, problems and prospects", Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], no. 3, pp. 308-310. (in Russ.)

Wang A. (2001), The evolution of piano education in twentieth-century China with emphasis on Shanghai and Beijing Conservatories, Doctor of Musical Arts dissertation, University of Maryland at College Park, 198 p. (in Eng.)

Zhaoyi Deng (2013), Writings on piano education, Shanghai Music Publishing House, Shanghai, 499 p. (in Eng.)

Сведения об авторах

Лян Чэньи, лектор в Педагогическом колледже Гуанси, ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: lcy236697326@vip.qq.com

Бажанов Николай Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: bazhanov_nikolaj@mail.ru

Authors Information

Liang Chenyi, teacher at the Guangxi College of Science and Technology, trainee assistant at the M.I. Novosibirsk State Conservatory E-mail: lcy236697326@vip.qq.com

Nikolai S. Bazhanov, D. Sc. (Art Criticism), Full Professor at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory

E-mail: bazhanov_nikolaj@mail.ru

Поступила в редакцию 24.04.2023 После доработки 12.08.2023 Принята к публикации 20.08.2023

Received 24.04.2023 Revised 12.08.2023 Accepted for publication 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.