Научная статья на тему 'Становление физического потенциала как основа отбора содержания физического воспитания дошкольника'

Становление физического потенциала как основа отбора содержания физического воспитания дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ МОТОРИКИ / ФАЗНОСТЬ И РАЗНОРОДНОСТЬ РАЗВИТИЯ / PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / MOTOR ABILITIES / DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS / THE PHASING AND HETEROGENEITY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаков Вячеслав Александрович

Выявлены необходимые и достаточные условия для разработки педагогической технологии физического воспитания дошкольников, обеспечивающей рациональное становление физического потенциала ребенка для полноценного общественного бытия. Проведен педагогический эксперимент и представлены результаты процесса физического воспитания дошкольников как одного из базовых характеристик целостного возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаков Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL POTENTIAL AS A BASIS OF SELECTION OF CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL

The necessary and sufficient conditions for the development of pedagogical technology of physical education for preschoolers, ensuring the rational development of the physical potential of the child for the full social life, are identified. A pedagogical experiment was carried out and the results of the process of physical education of preschool children as one of the basic characteristics of the integral age development were presented.

Текст научной работы на тему «Становление физического потенциала как основа отбора содержания физического воспитания дошкольника»

УДК 796.01

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В.А. Ермаков

Выявлены необходимые и достаточные условия для разработки педагогической технологии физического воспитания дошкольников, обеспечивающей рациональное становление физического потенциала ребенка для полноценного общественного бытия. Проведен педагогический эксперимент и представлены результаты процесса физического воспитания дошкольников как одного из базовых характеристик целостного возрастного развития.

Ключевые слова: процесс физического воспитания, дошкольники, двигательные способности, становление моторики, фазность и разнородность развития

За последние годы заметно изменились представления о сущности физического воспитания дошкольников (ФВД), наметились направления его проектирования и реализации в соответствии с индивидуальностью ребенка и перспективами ее развития [3]. Однако во многих проектах педагогических технологий ФВД пока не является обязательным обоснование отбора учебного материала, форм и методов учебной деятельности при решении главной педагогической задачи - обеспечения рационального становления физического потенциала ребенка для полноценного общественного бытия.

Для преодоления данного противоречия в нашем исследовании решалась задача - выявить необходимые и достаточные условия для разработки оригинальной педагогической технологии ФВД. Обоснованием в этом контексте послужили педагогический эксперимент и логическое доказательство.

В качестве основного метода применялся анализ результатов физической подготовленности 300 дошкольников 4-6-летнего возраста (по 100 чел. в каждой возрастной группе), воспитывающихся в детском саду и проходящих разнообразную подготовку к школе (в том числе по физическому воспитанию) по типовым учебным программам. Статистический анализ проводился с использованием вариационного и корреляционного анализа. Батарея тестов включала 27 показателей, комплексно характеризующих физический потенциал дошкольника.

Динамика абсолютных результатов в исследуемых показателях имеет четко выраженные особенности в зависимости от пола и возраста испытуемых. Наряду с фазностью (гетерохронностью) индивидуальных темпов формирования тех или иных свойств или качеств, отражающей основную закономерность онтогенеза, наблюдается гетерогенность в

показателях физического развития и двигательных способностей. В большей степени гетерогенность характеризует разнородность развития, когда доминирование одной или нескольких способностей сопровождается снижением темпа развития других. Изложенная тенденция проявилась у мальчиков в показателях мышечной силы (доминирование) и статической выносливости (низкий уровень), у девочек - в показателях координации движений (доминирование), статической и динамической выносливости (низкий уровень).

Полученные данные убедительно говорят о том, что становление и функционирование физического потенциала в дошкольном возрасте представляют собой динамичную мультикомпонентную систему с рядоположенными и относительно независимыми друг от друга структурными элементами. Целостность и непрерывность индивидуального развития физического потенциала в этом случае можно объяснить одновременным, но не одинаковым количественным и качественным изменением структурных элементов. Усиление веса одних качеств и способностей (доминирование), закономерно проявляется в достаточно жесткой консолидации элементарных и комплексных показателей. В отношении других качеств и способностей неправомерно применять термин «отставание», так как и они развиваются, но это развитие происходит медленнее.

Объективным отражением такого хода развития является слабо выраженные взаимосвязи между показателями этих качеств, незавершенность их структурной консолидации и, как следствие, относительно низкие результаты. В целом изложенные процессы характеризуют дифференциацию структурных элементов физического потенциала дошкольников как качественной стороны его развития, что обусловливает широкий диапазон адаптивных изменений и достаточно высокую приспособляемость к условиям жизнедеятельности и целенаправленного обучения. Следует отметить также начало в проявлениях процессов специализации элементов моторики. Пока они разворачиваются в виде объединения отдельных элементов и ускорения прироста абсолютных результатов у большинства испытуемых. У мальчиков эти процессы более всего проявляются в скоростно-силовой подготовленности, у девочек - в показателях координации движений.

Изложенные особенности становления и функционирования физического потенциала дошкольников определяются, как известно, влиянием наследственности, среды и воспитания. В соответствии с задачей исследования нам необходимо было определить влияние физического воспитания, чтобы дать ему более или менее точную оценку. Не располагая корректными критериями выявления значимости влияния каждого из указанных факторов, рассмотрим этот вопрос только в одном отношении: по совпадению центральных тенденций распределения

ожидаемых и реальных результатов становления физического потенциала дошкольников. Опорой для выведения ожидаемых результатов являются цели, педагогические задачи, содержание учебного материала и организация дидактического процесса по физическому воспитанию в дошкольных заведениях, изложенные в программных документах.

Согласно учебным программам, ожидаемые результаты физического воспитания можно представить в сформированных двигательных действиях (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание) и разносторонним развитием быстроты, ловкости и выносливости; корректным критерием развития двигательных качеств могут служить средние значения и вариация индивидуальных результатов [4. 5]. В отношении сформированности-несформированности целостных двигательных действий имеется глубоко аргументированная точка зрения, согласно которой они подготавливаются, возникают, развиваются и совершенствуются сами собой вместе с ростом организма, вместе с созреванием и развитием нервных структур, начиная от древнейших (спинной мозг) и заканчивая корковыми образованиями. Ребенка в условиях здорового развития не надо обучать этим движениям, он сам постепенно овладевает ими по мере того, как одни за другими развертывают свою деятельность унаследованные от предков нервные механизмы [1, 2].

В этой связи мы сочли целесообразным ограничиться рассмотрением изложенного выше критерия по идентификации степени развития двигательных способностей. Если учитывать центральную тенденцию возрастного развития физического потенциала в виде непрерывного повышения абсолютных результатов в показателях двигательных функций, то в этом контексте следует признать ведущую роль физического воспитания в этом процессе. Однако существенные различия между детьми одного возраста, определяемые вариацией индивидуальных результатов, показывают, что для значительного числа детей содержание учебного материала и направленность дидактического процесса не оказывают стимулирующего влияния на развитие скоростно-силовой подготовленности, статической и динамической выносливости. Проявляются две разные по сути тенденции: во-первых, быстрый рост результатов у одних испытуемых - они составляют примерно 20-25 % от общего числа обследованных. Во-вторых, несущественные темпы прироста индивидуальных результатов у большей части испытуемых. В этой связи правомерно сделать вывод о том, что используемые средства, формы и методы физического воспитания в дошкольных учебных заведениях являются основным фактором целенаправленного, закономерного развития физического потенциала для незначительного количества детей. Развивающее воздействие в этом случае, по-видимому, определяется совпадением темпов естественного развития двигательных

функций со стимулирующим влиянием физического воспитания. Для значительной части детей содержание и направленность физического воспитания, оказывает слабое стимулирующее воздействие или, являясь более всего нейтральным, носит по отношению к процессу становления физического потенциала не закономерный, но случайный характер.

Совокупность результатов исследования убеждает в том, что декларируемые в дошкольных заведениях цели и задачи физического воспитания в отношении разностороннего (гармоничного) развития быстроты, ловкости и выносливости пока не находят адекватного отражения в содержании учебного материала и традиционной организации дидактического процесса, что в итоге не способствует оптимизации темпов становления физического потенциала дошкольников.

Сложившаяся ситуация в физическом воспитании дошкольников, когда, с одной стороны, признается его ведущая роль в целостном процессе формирования организма, нервных, морфофункциональных и других важнейших механизмов адаптации в сложной окружающей среде, а с другой - отбором содержания учебного материала, направленностью дидактического процесса обеспечиваются необходимые и достаточные темпы формирования физического потенциала лишь у незначительного числа детей, безусловно, требует скорейшего разрешения. Выход из непростой ситуации нам видится в целенаправленном исследовании факторов, способных оказывать решающее влияние на процессы становления и функционирования физического потенциала и реализации научных результатов в практике физического воспитания дошкольных заведений. Одним из таких факторов мы считаем осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе учебной деятельности по физическому воспитанию.

Список литературы

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М: Просвещение, 1968.

308 с.

2. Кольцова М.М. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов // Дошкольное воспитание. 1986. № 9. С.46-52.

3. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб.: Питер, 2004. 192 с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.

5. Щербак А.П. Физическое развитие детей в детском саду. М.: Изд-во «Академия Развития», 2009. 160 с.

Ермаков Вячеслав Александрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

FORMATION OF PHYSICAL POTENTIAL AS A BASIS OF SELECTION OF CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL

V.A. Ermakov

The necessary and sufficient conditions for the development of pedagogical technology of physical education for preschoolers, ensuring the rational development of the physical potential of the child for the full social life, are identified. A pedagogical experiment was carried out and the results of the process of physical education of preschool children as one of the basic characteristics of the integral age development were presented.

Key words: the process of physical education, preschool children, motor abilities, the development of motor skills, the phasing and heterogeneity of development.

Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, tmfk_ermakov@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011:376.2

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РОБОТИЗИРОВАННОМ КОМПЛЕКСЕ «EXOATLET» СПИНАЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ

С.С. Клещунов, Ф.А. Бушков, С.Н. Бобкова

Описан опыт применения роботизированного комплекса «ExoAtlet» в сочетании с программой «Баланс-тренинг» у пациентов с травматической болезнью спинного мозга в условиях специализированного реабилитационного центра.

Ключевые слова: травматическая болезнь спинного мозга, реабилитация, баланс-тренинг, экзоскелет.

Травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ) - одна из наиболее сложных и актуальных проблем реабилитологии и, в частности, нейрореабилитации [2].

50 % травматических ТБСМ являются неполными, половина неврологического восстановления происходит в первые 2 месяца, с уменьшением динамики в период первых 3-6 мес. (Geisler F.H. et al., 1991; Bracken M.B., 1997) и по истечении 2-х лет практически полностью завершается (Waters R.L., 1991; Ditunno J.F.Jr. et al., 1992). У пациентов с параплегией в результате регулярных тренировок в экзоскелете отмечено уменьшение спастичности - 38 %, улучшилась функция кишечника у 61 % (MillerL.E. et al., 2016).

Разработка инновационных немедикаментозных технологий и высокотехнологичных медицинских услуг в сфере медицинской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.