Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ФАГОТА КАК СОЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТОВ А. ВИВАЛЬДИ)'

СТАНОВЛЕНИЕ ФАГОТА КАК СОЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТОВ А. ВИВАЛЬДИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАГОТ / АНТОНИО ВИВАЛЬДИ / КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФАГОТА С ОРКЕСТРОМ / КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / КОНЦЕРТ ДЛЯ ФАГОТА E-MOLL / КОНЦЕРТ ДЛЯ ФАГОТА C-DUR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Урман М.В.

В данной статье будут рассмотрены Концерты для фагота Антонио Вивальди - итальянского композитора, одного из основоположников концертного жанра в музыкальном искусстве. Объектом исследования выступили Концерты для фагота e-moll и C-dur. Было выявлено, что концерты для солирующего фагота написаны в той же традиции, что и известнейшие образцы скрипичных концертов Вивальди. Итальянский мастер явился одним из первых композиторов, который раскрыл виртуозность, тембровое и техническое богатство солирующей партии фагота. Композитор трактует партию солиста в контексте барочных традиций концертного жанра, демонстрируя при этом различные способы соединения солиста и оркестровой партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ФАГОТА КАК СОЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТОВ А. ВИВАЛЬДИ)»

УДК 788.8

Урман М.В.

доцент МГК им П.И. Чайковского г. Москва, РФ

СТАНОВЛЕНИЕ ФАГОТА КАК СОЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО

(НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТОВ А. ВИВАЛЬДИ)

Аннотация

В данной статье будут рассмотрены Концерты для фагота Антонио Вивальди - итальянского композитора, одного из основоположников концертного жанра в музыкальном искусстве. Объектом исследования выступили Концерты для фагота e-moll и C-dur. Было выявлено, что концерты для солирующего фагота написаны в той же традиции, что и известнейшие образцы скрипичных концертов Вивальди. Итальянский мастер явился одним из первых композиторов, который раскрыл виртуозность, тембровое и техническое богатство солирующей партии фагота. Композитор трактует партию солиста в контексте барочных традиций концертного жанра, демонстрируя при этом различные способы соединения солиста и оркестровой партии.

Ключевые слова

фагот, Антонио Вивальди, Концерты для фагота с оркестром, концерты для деревянных духовых инструментов, Концерт для фагота e-moll, Концерт для фагота C-dur.

Концерты для деревянных духовых и медных духовых инструментов имеют огромную ценность в контексте репертуара духового исполнительства в целом. Здесь он одним из первых обратился к новым разновидностям инструментов, закладывая основы их современного репертуара. Несмотря на то, что А. Вивальди имел навыки практической игры на скрипке, композитор демонстрирует превосходный талант в трактовке тембра, технических и выразительных возможностей духовых инструментов. А. Вивальди был одним из первых композиторов, создавших Концерты для поперечной флейты, раскрывшие новые экспрессивно-динамические возможности ее звучания.

Весомая часть концертов Вивальди (более тридцати) предназначена для солирующего фагота. Это как концерты с сопровождением, так и камерные концерты смешанного типа, где тембр фагота органично сочетается с виолончелью. Для трактовки фагота в концертах Вивальди характерно частое применение низких густых регистров и стремительного стаккато, требующего от исполнителя высокого уровня исполнительского мастерства.

Однако, несмотря на огромное количество концертов для фагота (и других духовых инструментов) в творчестве Вивальди, данный аспект его наследия до настоящего времени не был достаточно полно изучен и проанализирован в музыковедческой и методической литературе. Вышесказанное обусловило актуальность данной статьи.

Жанр инструментального концерта является одним из ключевых достижений эпохи музыкального Барокко, в котором воплотились эстетические идеалы стиля, отмеченные внезапными переменами, тревогой и напряженным ожиданием. Сформировавшись в творчестве А. Вивальди, жанр инструментального концерта был развитии и переосмыслен его последователями и стал одним из популярных жанров инструментальной музыки в эпоху Романтизма и ХХ столетии.

Этимология слова «concertare» происходит от слов «состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной формы соединено с «consertus» или «conserere», что значит «согласовывать», «приводить в порядок», «объединять». Дословный перевод во многом отражает цели композиторов, способствующие развитию и обогащению музыкального языка Барокко в процессе развития концертного жанра.

Получив распространение в композиторской практике эпохи Барокко, форма концерта как такового проникает во многие жанры инструментальной музыки и способствует как тематическому объединению формы, так и созданию драматургического и образного контраста. Помимо этого, форма концерта давала

солистам прекрасную возможность показать свою виртуозную игру и профессионализм в ярких каденциях. Мелизмы, пассажи, фигурации и украшения, становившиеся важнейшей стилистической частью каденций, отражали эстетические принципы Барокко, стремящегося к витиеватости украшений и причудливости форм и линий.

Инструментальный концерт как жанр сложился в первой половине XVIII века в творчестве Антонио Вивальди. Безусловно, вершиной творчества композитора является известный цикл концертов «Времена года». Однако, вместе с этим, творческое наследие композитора многогранно и разносторонне. Оно включает в себя более 500 сочинений концертного жанра. Таким образом, справедливыми являются доводы о том, что именно в творчестве А. Вивальди инструментальный концерт получает свои традиционные структурные и драматургические очертания. Создавая концерты для струнных инструментов, композитор один их первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов.

Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465 инструментальных концертов (из них более пятисот относится к жару concerto - grossi), 76 сонат (в том числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе на духовные тексты. Главное историческое значение его творчества заключается в создании сольного инструментального концерта.

Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство. Под его несомненным влиянием чрезвычайно типичный для барочной музыки тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в классическую эпоху отошел на второй план, уступив место сольному концертированию. Замена группы солистов одной партией явилась выражением гомофонных тенденций.

Именно в творчестве Вивальди была сформирована структура и тематизм позднебарочного сольного концерта. Под воздействием итальянской оперной увертюры композитор устанавливает трехчастный концертный цикл (быстро - медленно - быстро) и упорядочивает последование tutti и solo на основе барочной концертной формы.

Одним из наиболее укоренившихся в исполнительской практике явился Концерт для фагота с оркестром e-moll.

Точная дата написания концерта для фагота e-moll неизвестна. Многие исследователи склоняются к версии, что он был написан в промежутке между 1720-1730 годами. Существует предположение, что данное сочинение входило в состав 12-концертного цикла «II Cimento dell'Armonia е delPInvenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанного в 1725 году. Практически в это же время композитор пишет свои знаменитые «Времена года», принёсшие ему известность и славу и являющиеся вершиной творчества А. Вивальди. С точки зрения стилистики, произведение характеризуется отточенностью оркестрового письма, детализацией и виртуозностью солирующей партии, продуманной логики драматургии цикла. Концерт для фагота с оркестром e-moll является образцом сложившегося жанра в творчестве А. Вивальди, который выявляет лучшие черты стиля композитора: выверенность оркестрового письма, динамичность и импульсивность тем, органичное взаимодействие солиста и оркестра.

Концерт для фагота, струнных и клавесина C-dur приобрёл свою популярность под редакцией Дж. Малипьеро, музыкального деятеля и композитора, возглавившего Итальянский институт Антонио Вивальди (в Сиене).

Небольшой состав исполнителей обусловил камерность данного произведения, где под так называемой «концертностью» подразумевается, прежде всего, виртуозная и выразительная партия солиста, а также её колористические сочетания в ансамблевой фактуре. Введение клавесина в партитуру Концерта способствует оригинальному и свежему звучанию.

Сочинение имеет камерный характер, что обусловлено специфическим составом оркестровой группы. Включение в партитуру клавесина придаёт произведению оригинальное и свежее звучание. Однако, если в Концерте e-moll наблюдалось взаимодействие солирующей и аккомпанирующей партии

строилось на основе диалога, то в данном произведении, оркестр выполняет в большей степени аккомпанирующую и оттеняющую функцию.

Обратимся к рассмотрению типичных черт концертного жанра, преломлённого в Концертах e-moll и C-dur.

В данных сочинениях композитор обращается к трёхчастной структуре концерта с медленной, контрастной крайним частям серединой, чем предвосхищает зарождение сонатно-симфонического цикла. Оркестровая партия Концертов для фагота характеризуется камерным, свежим и ненавящевым звучанием. Однако, композитор в двух концертах демонстрирует различный подход к её трактовке. В Концерте e-moll оркестр имеет самостоятельно значение в драматургии произведения, ему поручено развитие и экспонирование важных этапов формы. Взаимодействие между оркестровой и солирующей партией строится на основе диалога и равноправия, то в Концерте C-dur оркестр имеет второстепенное значение и, в большей степени, выполняет аккомпанирующую функцию.

Партии солиста в Концертах e-moll и C-dur характеризуются лёгким и порхающим звучанием. Они виртуозны по своей сути и зачастую демонстрируют определенные технические сложности в исполнении. Обладая навыками профессиональной игры на скрипке, можно смело говорить о привнесении особенностей скрипичной манеры игры в партию фагота.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что Концерты для фагота А. Вивальди являются неотъемлемой частью репертуара исполнителя на деревянных духовых инструментах и требуют от фаготиста высокого уровня технической подготовки. Список использованной литературы:

1. Арнонкур Н. Программная музыка - концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. - 1991. - № 11. - С. 92-94.

2. Белецкий И.В. Антонио Вивальди [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И. В. Белецкий. - Л.: Музыка, 1975. - 87 с.

3. Зейфас Н. Старик с поразительной неистощимой страстью к композиции [Текст] / Н. Зейфас // Советская музыка. - 1991. - № 11. - С. 90-91.

4. Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Генделя [Текст] / Н. Зейфас. - М.: Музыка, 1980. - 80 с.

5. Ливанова Т. История Западноевропейской музыки до 1789 года [Текст]. В 2 т. Учебник. Т. 1. По 18 век / Т. Ливанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. - 696 с.

6. Лобанова М. Западноевропейское барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 317 c.

7. Раабен Л. Музыка барокко [Текст] / Л. Раабен // Вопросы музыкального стиля / Ленинградский гос. ин - т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград, 1978. - С. 4-10.

8. Розеншильд К. История зарубежной музыки [Текст]: учебник для исполн. фак. консерваторий. Вып.1. До середины 18 века / К. Розеншильд. - М.: Музыка, 1969. - 535 с.

9. Соловцов А.А. Концерт [Текст]: научно-популярная литература / А. А. Соловцов. - 3-е изд., доп. - М.: Музгиз, 1963. - 60 с.

© Урман М.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.