Схема 1. Стандартная (инвариантная) структурно-функциональная модель УМК
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
обеспечивают различные виды самостоятельной деятельности учащихся как доминанты образовательного процесса
- компьютерные инструменты различного типа
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ
, ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
-обеспечивают предметное содержание образования;
- служат вспомогательными инструментами организации деятельности учащихся
НА ПЕЧАТНЫХ НОСИТЕЛЯХ
НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ
мультимедийная библиотека информационных ресурсов
- служат инструментом организации учебного процесса: определения целей и задач учебной деятельности, планирования, контроля и оценки
- обеспечивают профессиональный рост педагога
- обеспечивают единство УМК
- рабочие тетради - маршрутные листы и тетради - практикумы - сборники задач, упражнений - учебник - хрестоматия - книга для чтения
издания для учителя, включающие программу, поурочное планирование, примерные конспекты уроков, методические рекомендации
- сайт УМК
- мультимедийное пособие для учителя, включающее презентации и
видеозаписи
- материалы для оценки и контроля
ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Библиографический список
1. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: БРЭ, 1999. - Т. 2.
2. Зуев, Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983.
3. Писарева, С. А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества // Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. - Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
5. Бабанский, Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1980. - Вып. 8.
6. Вишнякова, Е.Г. Междисциплинарный сетевой УМК как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.
7. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007.
Статья поступила в редакцию 12.02.10
УДК 63.5.28
С.В. Кривых, д-р. пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербур;
Е.Л. Ясюченя, канд. пед. наук, доц. Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопедагогическая направленность.
Ключевые слова: этническое самосознание, этническая самоидентификация, осознанность, осмысление, смыслы, этнические ценности, этнически ориентаированный образ личности, социокультурная среда, поликультурное образование.
Обращение к проблематике этнического самосознания и нальных отношений. Кроме того, развитие национального
поликультурного образования определяется тем, что именно образования является источником, резервом, условием, фор-
они выступают основой формирования культуры межнацио- мой и средством развития национальной культуры. В совре-
менных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в его субъект, призванный решать современные образовательные задачи, полно и разносторонне выполняя образовательный заказ общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами.
Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры и ее этнопедагогическая направленность.
Рост потребности в развитии этнического образования совпадает с аналогичными проблемами в мировом образовательном процессе. Сопоставительный анализ образовательных реалий и публикаций зарубежных специалистов по проблемам образования Великобритании, США, Испании, Индии позволил убедиться в том, что тенденция этнизации образования присуща большинству современных полиэтнических государств. В условиях укрупнения мировых процессов и культурной конвергенции система образования может служить эффективным механизмом этнокультурной идентификации личности и одновременно средством гармонизации межэтнических отношений. В последние десятилетия многоэтничные государства стали ареной грандиозных политических потрясений и масштабного насилия.
В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В.Ю. Хотинец [1] утверждает, что чувство принадлежности к группе, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity), мало чем отличается от понимания "этнического самосознания". Вопрос о тождественности и/или дифференциации рассматриваемых терминов действительно на сегодняшний день является проблемным для наук, занимающихся их изучением, и требует основательного методологического и теоретического осмысления. Для русскоязычных исследований характерен термин «этническое самосознание». Он же более приемлем для этно-педагогических исследований.
Проблема становления этнического самосознания является сложной и противоречивой, особенно в современных социокультурных условиях, однако для ее решения средствами образования необходимо четко разобраться в понятиях.
Этническая принадлежность отнюдь не является "иллюзорным самосознанием", она выступает как важная связующая сила сообщества. Раскрывая специфичность процесса этнического самоидентифицирования, думается, необходимо специально рассмотреть некоторые индикаторы осознания личностью своей этнической принадлежности. Конечно, для разных социальных групп они разные, но мы постарались выделить лишь самые основные.
Понятие самосознания, сформированное в европейской культуре, рассматривалось лишь как имманентная, идущая из глубины духа внутренняя активность субъекта, как рефлексия познающего субъекта относительного самого себя, т. е. осознание собственных психических свойств и качеств.
Вторая линия развития концепции этнического самосознания связанна с определением его социальной детерминации. Одна из первых попыток выделить социальный фактор самосознания принадлежит американскому психологу У. Джеймсу [2].
Наряду с «Я физическим» и «Я духовным» в структуре личности им определяется место «Я социальному», характеризующему аспект познания человеком самого себя в зависимости от познания им психологических особенностей других. Стало быть, «Я социальное» сопряжено с окружающими человека людьми, мнение которых приходится ему учитывать. Французский психолог П. Жане [3] приурочил развитие самосознания к процессу социального взаимодействия людей, объединенных в различные социальные сообщества с целью осу-
ществления полезной деятельности. По мнению Жане, «человек стремится репродуцировать по отношению к себе то поведение, которое он осуществляет по отношению к другим, реагируя социальным образом на свои собственные действия, тем самым, сотрудничая с самим собой».
Американский ученый Дж.Г. Мид [4] считал, что социальная детерминация самосознания не может сводиться лишь к системе межличностных взаимосвязей, и поэтому должна включать более широкие взаимоотношения индивида с микро-, меза- макрогруппами, при этом учитывая отношение индивида к своей жизнедеятельности, культуре и другим социальным институтам. В силу этого самосознание связано с осознанием человека самого себя как представителя того или иного человеческого сообщества, той или иной социальной группы, культуры. Так начинается развитие третьего: культурноэтнического направления разработки теории самосознания, вызванного проявлением интереса ученых, философов, мыслителей к этнокультурному сообществу.
В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной проблематики неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», сложность которого в некоторых теориях игнорируется, упрощается, подменяясь другими понятиями, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания, исключительно как «Я-концепции» привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития.
Структура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людьми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как притязание на:
1) признание своего "Я" как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности;
2) социальное признание;
3) признание своей сущности как представителя пола, т.е. половая идентификация. Это сфера изначальных основ самосознания. Позднее в онтогенезе личности формируются еще два звена структуры самосознания;
4) временные образования самосознания - прошлое, настоящее и будущее личности;
5) сфера ее социального пространства, которая определяет путь развития нравственного долга человека в психологическом времени (речь идет о формировании долга перед людьми и самим собой, а также формировании права личности на все то, на что она имеет право в современном мире, в том числе на долг и самоуважение). Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное наполнение в зависимости от культуры, традиций, ценностных ориентаций.
В результате обобщения рассмотренных представлений этнического самосознания может быть предложена следующая его дефиниция. Этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. К признакам, выполняющим этнические функции, относятся такие компоненты этнической реальности как этноним (самоназвание), происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика, представляющие элементы различных подсистем или сфер этнической культуры, а также этничность носителей в качестве антропологических и психологических особенностей членов этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности.
На основании изучения психолого-этнографической и этнопедагогической литературы нами определена педагогиче-
ская интерпретация генезиса этнического самосознания личности (рисунок 1).
Таким образом, через осознанность и осмысление личность приходит к смыслам, на которые влияют социокультурная среда и этнические ценности. Результатом педагогического воздействия является этнически ориентированный образ личности с качествами, которые в дальнейшем закладываются в основу активности, деятельности и отношений. Именно педагогика должна сформировать образ, влияющий на этническое самосознание индивида, ответив на вопросы: что формировать (качества) и как формировать (средства). Кроме того, выявлены критерии и показатели эффективности педагогических воздействий по становлению этнического самосознания личности: смыслы, влияющие на активность, деятельность и отношения субъекта воспитания.
САМОСОЗНАНИЕ
ЭТНИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Рис. 1. Генезис этнического самосознания личности
В употреблении понятия «смысл» сложились две традиции. Согласно одной из них смысл используется как синоним понятия «значение». Согласно другой традиции он рассматривается как концептуальная оппозиция значения, указывающая на замысел, задачу, интенцию автора высказывания. И в том и другом случае постижение смысла сопряжено с постижением истины, но в первом случае вперёд выходит имманентная характеристика истины (соответствие действительности), а во втором - ее аксиологическая характеристика (соответствие мировоззренческим установкам, ценностям автора).
Когда возникает потребность как-то отнестись к познаваемому объекту и начинается его осмысление, наличное переживание соотносится с аналогичным прошлым переживанием; сложившийся смысловой образ описывается словами -вербализуется. При вербализации же образных представлений мы переходим с уровня континуального мышления на уровень мышления рефлективного, оперирующего дифференцированными, отграниченными смысловыми единицами-словами и руководствующегося правилами логики.
Наряду с желаниями, стремлениями, оценками, эмоциями, волевыми импульсами смыслы относятся к «идеальному» содержанию сферы субъективного. Они лишены каких бы то ни было признаков «вещественности», пространственности, качественной определенности, чувственной модальности. Простейшим актом осмысления с этой точки зрения можно считать узнавание - когда наличное переживание соотносится с аналогичным прошлым переживанием.
Единичный смысл - это не более чем абстракция. Единственной подлинной реальностью является целостное «смысловое поле», в котором каждый смысл определяет определённое «место», занимаемое им внутри «смыслового поля». Смыслы взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Каждый индивидуальный смысл содержит в себе или с необходимостью представляет систему смыслов в целом.
Становление этнического самосознания проходит несколько этапов, соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. При этом этническое самосознание формируется несколько позднее, чем другие формы самосознания. Выделяются [5, с. 80-88] три основные этапа развития этнического самосознания.
Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Нужно иметь ввиду, что на этом этапе становления этнического самосознания семья выполнят значительную роль в передаче этнокультурной информации.
Формирование этнической самоидентификации происходит по принципу: «Я такой же, как окружающие». В социальном отношении этот период является решающим для ребенка.
Развивающееся в это время чувство созидания - ощущение способности производить совместно с другими людьми (детьми и взрослыми) отдельные вещи и предметы культуры, поддерживает в каждом ребенке чувство компетентности, т.е. свободное упражнение своих умений, интеллекта при участии в общественно полезной деятельности своего народа. Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретиться с актуальностью технологии и экономики.
Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Подростки проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с иноэтническим окружением. Формирование этнической самоидентифакации строится по принципу: «Я такой же, как мой народ». Необходимо учитывать, что новообразования происходят в период подросткового «кризиса идентичности» [6, с. 322], когда созревший организм приобретает индивидуальный внешний вид; когда сформировавшееся сексуальность ищет партнеров для чувственных игр и продолжения рода; когда полностью развившееся сознание начинает обдумывать карьеру индивида в контексте исторической перспективы. И все эти процессы развития проявляются во множестве конфликтов. Отчуждением этого периода является спутанность психосоциальной идентичности, сопровождающаяся ролевой спутанностью, сильными сомнениями относительно своего места в социальной группе, безнадежностью жизненных перспектив. Подростки из семей национальных меньшинств в условиях дискриминации сталкиваются с гораздо с большими трудностями. Они чувствуют свою отчужденность от общества острее, так как явно ощущают отсутствие поддержки с его стороны. Са-моотчуждение подростками переживается еще тяжелее, чем отчуждение. Отрешенность от собственного «Я» объясняется низким уровнем самосознания, что в свою очередь может являться следствием дискриминации, которой, как известно по мировому опыту международных отношений, могут подвергаться национальные меньшинства в течение длительного времени [7, с. 495-496].
Благоприятный исход кризиса приводит к осознанию подростком того, что его индивидуальный способ взаимоотношения с миром, освоения социального опыта, развивающаяся конфигурация идентичности путем успешного синтеза «эго» - один из оптимальных вариантов группового самосоз-
нания, непротивопоставленный и не противоречащий личностному.
Третий этап выпадает на период обучения в колледже (16-17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического самосознания юношей и девушек наибольшее воздействие оказывает образовательно-воспитательный процесс в колледже, целенаправленно влияющая на процесс развития самосознания личности, его этнической направленности. В этот период этническое самосознание формируется по принципу: «Я -представитель своего народа». По утверждению Эриксона [6, с. 322] кризис идентичности в юности - это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества. Общество дает возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с общественными. Отчужденность от идеологии общества приводит к необратимым печальным последствиям. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые идентификации, в том числе и этническую, но в то же время изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого.
Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. [8] выделяют четвертый этап, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (1822 года), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем. Студенческий возраст по Эриксону можно отнести к «психосоциальному мораторию» [6, с. 167], который представляет собой кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходит многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Это как бы «отсрочка», предоставленная кому-либо, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим, достижениям и завершается более или менее формальным подтверждением достижения со стороны
Библиографический список
общества. Этническая самоидентифакация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они».
Негативная этническая самоидентфикация преимущественно характерна молодым людям до 30 лет. Нерешенность многих социальных, экономических, технологических проблем, неудовлетворенность условиями жизни и деятельности в сельском регионе и поэтому ограниченность, узость возможностей реализации собственного потенциала, отсутствие стабильности в жизни, перспективы будущего обусловливают их индифферентность или негативизм ко всему тому, что происходит рядом с ними. У сельской молодежи отсутствует возможность поменять место жительства, например, уехать в город, по причине трудности адаптации к условиям урбанизированной культуры.
Исследования Солдатовой Г.У. [9, с. 339-340], проведенные в Татарстане, Саха (Якутии), Северной Осетии (Алании), позволяют выделить пятый этап. Адекватная форма этнического самосознания с позитивной самоидентификацией выявлена у лиц среднего возраста от 30 до 50 лет. Многие из них имеют среднее специальное и высшее образование, трудятся в государственных организациях и службах, имеют доступ к современным технологическим средствам в трудовой деятельности, выполняют руководящую работу. Они позитивно относятся к межэтническом контактам, активно вступают во взаимодействие с другими народами во всех сферах жизнедеятельности, спокойно относятся к брачному партнерству и дружеским отношениям с лицами иноэтнических групп. Проявляя подлинные чувства национального достоинства, среди них большинство конструктивно стремятся в определенной степени повлиять, используя свои возможности, на ход экономических, политических и других социальных процессов на их этнической территории.
В заключение отметим, что особенности развития и проявления этнического самосознания детерминированы не только этапами развития человека и стадиями развития этнической идентичности, но также зависят от региональной специфики, обусловленной своеобразием этногенеза общности, социально-экономическими, миграционными, политическими процессами, историко-культурными особенностями региона, этнической ситуацией и др.
1. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.
2. Джеймс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
3. Janet, P. La psychologie de la conduite // Encyclopedie franzaise, 1940. - V. VIII.
4. Mead, G.H. The Social Psychology of George Herbert Meat / A. Strauss (Eds). - Chicago: University of Chicago Press, 1956.
5. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982. - № 1.
6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
7. Флэйк-Хобсон, К., Робинсон, Б.Е., Скин, П. Мир восходящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
8. Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. - Пермь: ПГПУ, 1997.
9. Солдатова, Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Феде-
рации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996.
Статья поступила в редакцию 12.02.10
УДК 159.923.2
Е.Н. Шалько, аспирант ИГПУ, г. Ангарск, E-mail: [email protected] ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ-СКАУТОВ
Рассматриваются проблема самосознания подростка в отечественной психологии, проблема общественно-организационной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростков, участвующих в скаутинге.
Ключевые слова: самосознание, самоотношение, уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притязаний, я—концепция, общественно—организационная деятельность, скаутинг.
Современный подросток живёт в мире, сложном по сво- сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились та-
ему содержанию и тенденциям социализации. Наряду с пози- кие негативные тенденции, как имущественное неравенство,
тивными изменениями, стимулирующими развитие многих резкое снижение востребованости духовных ценностей, уси-