эгоистически потребительский гуманизм Западного общества.
Русский гуманизм-духовный,жертвенный, мессианский, всемирный. "Именно на этой идее - жертвенного служения миру, спасения мира - ярче всего раскрывался русский национальный характер, поднимаясь до высот духовного подвига и самоотречения."[8]
Русский гуманизм выступает не как отдельный элемент комплекса черт русского национального характерам как его ядро. Смысл русского гуманизма в утверждении человека духовного, как победе над человеком материальным, природным, над злом в самой внутренней материальной природе человека. Непрерывные исторические испытания русского гуманизма на протяжении всей российской истории, не привели к его деградации или перерождению в свою противоположность. Сохранение гуманизма как ядра русского национального характера и как основы национального самосознания является одним из главных залогов того, что русский народ справится со всем и критическими вызовами современной всемирной и отечественной истории.
Литература:
1 .Аксючиц В. О русском национальном характере [Электронный ресурс]/В. Аксючиц. - URL: https:/ /pravoslavie.ru/87.html
2.Бердяев H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1990.-175 с.
3.Бердяев Н. А. Философия неравенства / H.A. Бердяев. // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. - М., 1991.
4.Думнова Э.М. Специфика русского менталитета в социально-философских концепциях XX века / Э.М. Думнова // Омский научный вестник. - 2013. -№3(119). -С. 85-88.
5.Ильин, И.А. О возрождении России/И.А. Ильин / /О грядущей России. Избранные статьи. - Джор-данвилл, Н.Й., США, 1991. - 367 с.
6.Ильин, И.С. Нравственный мир русского человека / И.С. Ильин//Личность. Культура. Общество. - 2010. - Том XII. - Вып. 4 (№59-60) - С. 289-296.
7.Казарян А.Т. Гуманизм [Электронный ресурс] / А.Т. Казарян //Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/168288.html 8Лебедева Н.М. Русский национальный характер [Электронный ресурс] /Н.М.Лебедева URL: http:// www.characterology.ru/characterology/ nation-characterolog¡c/¡tem_4474.html
9. Лосский H.O. Характер русского народа / Н.О.Лосский.- Frankfurtam Main: Посев, 1957.-151 с. Ю.Мухамедзянова И.А. Ментальный образ русского народа / И.А. Мухамедзянова // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. - № 4 (16). - С.59-65. 11 .Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
12.Пастушкова О.В. Русский гуманизм: традиции,, и перспективы развития / Пастушкова О.В. // Вес-" тник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - № 6. - С.77-80.
13.Перевозчикова, Л.С. Гуманизм как методологический принцип и ценностная система русской религиозной философии / Л.С. Перевозчикова // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. - 2013. - № 4(8) - С. 137-154.
14.Петрушин В.И. Об особенностях национального характера русского народа [Электронный ресурс] / В.И. Петрушин. - URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/490891
15.Смыслов, В.В. Исходная природа русского национального характера. Обстоятельства его искажения / В.В. Смыслов // Симбирский научный вестник. - 2015. - №3 (21). - С. 170-174.
16.Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского /B.C. Соловьев // Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М„ 1990.
17.Франк С. Л. Свет во тьме / С.Л. Франк // Духовные основы общества. - М., 1992.
ОЭ
1-Н
О си
-О Q-
LQ <
СО СО
=г
г
S
179
THE EMERGENCE OF EX/STENT/AL-PHENOMENOLOG/CAL ONTOLOGY JEAN-PAUL SARTRE
Sarkarova Naila Akhedovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Ontology and Theory of Knowledge, Dagestan State University,Makhachkala, Republic of Dagestan
The article analyzes the main moments of the formation of the existential-phenomenogical philosophy of the French philosopher Jean-Paul Sartre. The history of the formation of his views on such areas of philosophy as phenomenology and existentialism, based on the fundamental work "Being and nothing" is studied in detail. The author also compares the philosophical ideas of E. Husserl, G. Hegel, K. Marx and M. Heidegger, who had a strong influence on the formation and development of this fundamental philosophical idea about the concept of human freedom. This topic is relevant for such sections of philosophy as existentialism, phenomenology, ontology and epistemology. By substantiation and comparison of various philosophical ideas of J.-P. Sartre, the arguments on their influence on the formation of modern European philosophical thought are given. The emphasis is on the features of clarifying the essence of the fundamental concepts of the philosophy of J.-P. Sartre as "freedom", "consciousness" and "cogito". This article highlights the great contribution made by the French thinker to the formation of the whole world existential philosophy.
Keywords: phenomenology; man; freedom; ontology; epistemology; marxism; being; nothing; consciousness; phenomenological method; war; existence; essence.
УДК 111.1 ВАК РФ 09.00.03
© Саркарова Н.А., 2019
UJ S
О
е
о
Q О С
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА
В статье анализируются основные моменты становления экзистенциально-феноменологической философии французского философа Жан-Поля Сартра. Подробно исследуется история формирования его взглядов, относительно таких направлений философии, как феноменология и экзистенциализм, исходя из фундаментального труда "Бытие и ничто". Также проводится сопоставление философских взглядов Ж-П. Сартра с философскими идеями Э. Гуссерля, Г. Гегеля, К. Маркса и М. Хайдеггера, оказавших сильное влияние на становление и развитие его фундаментальных философских идей относительно понятия человеческой свободы. Данная тема актуальна для таких разделов философии, как экзистенциализм, феноменология, онтология и гносеология. Путем обоснования и сопоставления различных философских идей Ж. -П. Сартра приводятся доводы по их влиянию на становление современной европейской философской мысли. Акцент делается на особенности прояснения сути таких фундаментальных понятий философии Ж.-П. Сартра, как "свобода" "сознание" и "cogito". В данной статье подчеркивается большой вклад, сделанный французским мыслителем в становление всей мировой экзистенциальной философии.
Ключевые слова: феноменология; человек; свобода; онтология; гносеология; марксизм; бытие; ничто; сознание; феноменологический метод; война; существование; сущность.
I
# #
180
САРКАРОВА Наила Ахедовна, кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан
Жан-Поль Сартр является ярким и уникальным мыслителем, который смог воплотить в своих трудах не только оригинальные философские взгляды, но и зарекомендовал себя как талантливый художник и драматург, за что получил мировое признание и Нобелевскую премию.
Необходимо сразу отметить, что для оккупированной во время войны Франции, в условиях сложной социальной драматургии и "пограничной ситуации", основными философскими проблемами, естественно, стали экзистенциальные, связанные со смысловым самоопределением человека и общества, осознанием бытия и свободы. Именно по этой же причине фундаментальный труд Ж.-П. Сартра "Бытие и ничто" получил большой отклик в широких слоях населения, хотя многие формулировки для общества остались непонятными.
Это касается, прежде всего, самого феноменологического метода, который взял Ж.-П. Сартр за философскую основу, как он сам отмечает, для того, чтобы развенчать сложившиеся многие мыслительные и категориальные дуализмы такие, как: сущность и существование, сущность и видимость, внешнее и внутреннее, бытие и кажимость, способность и обнаружение и т.д. [4, С. 67].
Необходимо отметить, что он использовал не кантовское определение феномена, хорошо знакомое европейцам, а такое понимание феномена, который бы раскрывал сам себя через механизмы сознания. То есть мир являлся таким, каким он конституируется нашим сознанием. Это, во-первых.
Во-вторых, поскольку мир являет собой развертывание сознания, то в качестве условия полной реализации творческого потенциала человеческого сознания необходимо было допустить свободу, но не как "познанную необходимость", а полную, безусловную и абсолютную. Поэтому важнейшим постулатом для французского мыслителя стала формула, по которой человек - это его абсолютная свобода.
В-третьих, как мы видим, от начала и до конца Ж.-П. Сартр оставался идеалистом; не случайно, ключевым термином труда "Бытие и
ничто" стал нам хорошо знакомый "cogito"1. Понималось оно ("cogito") не как акт нашей чистой мысли, в духе европейского рационализма, а более широко, как эмоциональный, рациональный и гносеологический постулат, в качестве "окрашенного" сознания. Таким образом, Сартр пытался прояснить и доказать всей читающей его публике, что он не идеалист. Для этого он приводит несколько аргументов в доказательство того, что метод феноменологии позволяет избавиться от дуализма традиционного мышления, озвученного в, так называемом, основном вопросе философии.
Здесь чувствуется влияние родоначальника феноменологической методологии Эдмунда Гуссерля, для которого всякое вынесение мира за скобки сознания является бессмысленным, так как и внешний мир дан нам в дорефлексив-ном "cogito". Он считал, что дорефлексивное "cogito" всегда предшествует рефлексивному.
У Гуссерля была также идея "трансфеноменальности" самого бытия, как одного из возможных моментов борьбы с идеализмом. И какие бы он не прилагал усилия для его преодоления, все равно это остается в человеческом сознании. Мир полностью и так сведен к феноменам, и все же по сравнению с точкой зрения И. Канта, за феноменами (явлениями) нет ничего. Сам феномен как явление и есть олицетворение всей сущности мира. То есть так же как мир нам является, именно таков он и есть [6, С. 227].
Феномен выражает сам себя, и он же есть сущность этого мира. Предполагалась объективность самого явления (феномена), а не объективного мира. Например, если предположить, что мы видим красное яблоко, то объективность в том, что это яблоко не есть, и что оно находится в другом месте, нежели я. Само яблоко не сводится к моему восприятию. У яблока нет такой цели и ему это не нужно. Не надо само яблоко сводить к самим феноменам, потому что за каждым явлением есть нечто "трансфеноменальное", то есть то, что в этот феномен не входит. Это противоречит и субъективному идеализму британского философа Джорджа Беркли.
1 Жан-Поль Сартр модифицирует картезианское рефлексивное "cogito" в свой вариант самосознательного единства опыта человека на основе идеи дорефлек-сивного "cogito" как "закона жизни сознания", непременного спутника всех человеческих состояний, решений и актов и как, в конечном счёте, онтологического условия картезианского, рефлексивного "cogito". (См.: Тузова Т.М. Картезианство // История философии: Энциклопедия / Сост. и глав. науч. ред. A.A. Грицанов. -Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом.; М., 2002.
Из основных идей Э. Гуссерля можно отметить две важные новации. Во-первых, это идея категориального созерцания, или сущностного созерцания; во-вторых, это идея "интенци-ональности", где любой предмет, попавший в сферу сознания, показывает направленность на него сознания [5, С. 240-242].
Человеческое сознание всегда имеет предмет, на который оно направлено. При одном и том же явлении, у каждого сознания будет свое индивидуальное видение или образ. То, что может испугать одного, другого может вдохновить. Получается, что, с точки зрения феноменологии, мир - это конструкция нашего сознания, наше отношение к тому, что мы видим. Не сами происходящие события оставляют отпечатки в нашем сознании, а лишь наше отношение к ним является определяющим.
"Интенциональность" сознания также является фундаментальной идеей Э. Гуссерля, изг которой, как отмечает Ж.-П. Сартр в работе "Бытие и ничто" "вынимается" онтологическое доказательство бытия внешнего мира [10, С. 441]. Любое сознание - есть сознание какой-нибудь вещи или предмета. Следовательно, "трансценденция" (что-то внешнее нашему сознанию) - есть базовая и фундаментальная структура нашего сознания. Таким образом, наше сознание порождает и значение бытия, которым оно и не является.
Необходимо отметить, что Жан-Поль Сартр приложил достаточно сил во введении к своей работе, чтобы отмежеваться от идеалистической основы такой методологии, о чем мы говорили выше. Он постоянно старался держаться на расстоянии от идеализма, и в труде "Слова" даже отметил, что тридцать лет потратил на борьбу с идеализмом. Тем не менее, как отмечают исследователи, этого ему не удалось. Даже под сильным влиянием идей Карла Маркса у него это не получилось [8, С. 56].
Хотя, необходимо заметить, влияние Маркса и диалектического материализма чувствуется. Не случайно, Сартр завершает введение довольно важной характеристикой мира, отмечая, что бытие "в-себе" - это внешний мир, "для-себя" - человек сознание. И исчерпывает Сартр данную характеристику тремя предложениями:
1. "В-себе бытие есть".
2. "Бытие есть в себе".
3. "Бытие есть то, что оно есть" [10, С. 16].
И в конечном итоге, получается следующее: "В-себе всегда есть то, что оно есть. Для-себя всегда есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть" [Там же, С. 22-23].
оэ
1-Н
о си
-О Q-
LQ <
SÉ
СО
со =г
г
S
181
И еще одно замечание. Подобным высказыванием он демонстрирует, что в вещном мире отсутствует всякая диалектики, и нет никаких коллизий, противоречий и отрицания. В бытии отсутствует всякое движение и изменение, оно всегда статично самому себе, неизменно и вечно. Поэтому "бытие в себе" представляет собой некое царство "антидиалектики".
Диалектика присутствует только в сознательной человеческой деятельности, поскольку она неразрывно связана со свободным выбором человека. Это очевидно: если зеленое яблоко стало красным, то и изменение произошло не в яблоке, а в человеческом сознании. Характеристика сознания человека очень многообразна и содержательна.
Организующей силой диалектики являются механизмы отрицания. Для подтверждения этого Сартр в "Бытии и ничто" приводит пример: "Если пришел в кафе и не нашел там Петю, то отрицаю все кафе; пришел Петя и я как бы прожектором сознания высвечиваю все кафе через присутствие Пети. Выхватываю из массы бытия то, что меня интересует. Отрицание подобно темной краске на холсте художника, высвечивает из аморфного в себе бытия значимые для сознания области. Высвечивать значит наделять смыслом - внешний мир приобретает смысл только благодаря сознанию" [10, С. 246-247].
Есть еще одно существенное различие между феноменологической методологией Гуссерля и Сартра. Оно заключается в их особенном предназначении: у первого феноменологический метод имеет гносеологическое измерение: он необходим ему для поиска истины. У второго же, этот метод имеет не гносеологическое, а экзистенциальное предназначение. Он используется, в конечном итоге, чтобы определить, какими должны быть человек и мир, чтобы могла быть свобода. Все ради обоснования человеческой свободы.
Сартр рассматривает человеческое существование с экзистенциальной точки зрения. Особую важность для него имеет не объективный смысл человека, который ему может придать религия или марксизм и тому подобное. Ценность представляет уникальный смысл человека, тоестьэкзистенциальный смысл. Именно в человеческой сущности заключено единственно истинное экзистенциальное бытие.
Представляет также исследовательский интерес своеобразная трактовка Сартром некоторых онтологических категорий, например времени, которое также рассматривается через призму личности и экзистенциального сознания.
Согласно философу, время, рассмотренное под таким углом зрения, дает несколько отличное от физики соотношение модусов прошлого, настоящего и будущего. Временность в экзистенциалистской формулировке "существование предшествует сущности" [11] - есть базисная трактовка понятии времени. Поэтому основополагающим в отношении между временными структурами является будущее. Так как сточки зрения будущего времени просвечивается наше прошлое и играет роль настоящее.
В связи с этим, необходимо заметить, что у Гегеля настоящее определяет и метрику оценки прошлого и контуры его продолжения в будущем. Выражая это через диалектические категории возможности и действительности, можно сказать, что Георг Гегель полностью на стороне действительности, а Сартр, как и Мартин Хайдеггер, целиком на стороне возможности. Ведь человек не только то, что он делает, но и то, что он хочет сделать. Мартин Хайдеггер применил это и на историческом процессе, который не только тот, что реализовался, но и тот, который мог бы реализоваться. Такое особое отношение к истории важный аспект в его философии. Будущее способно определить и настоящее и прошлое человека. Именно через проект мы видим наше настоящее и понимаем прошлое.
Человек есть бытие, которое всегда себя будет отрицать. Прямая каузальность устанавливает зависимость времен, то есть настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Вот только относительно человека все выходит наоборот.
Для удовлетворения Ж.-П. Сартра особенно важно обосновать абсолютную свободу человека, когда, скажем, для Габриэля Марселя -существование определяется святостью, а не свободой. Согласно Сартру сущность экзистенции и есть свобода.
Сартр как-то раз парадоксально заявил, что никогда он и его народ не были так свободны и ответственны, как в период немецкой оккупации Франции. Свобода связана с ответственностью, которая вскрывает другую зависимость. Чем больше свобода, тем больше ответственность.
Для того чтобы реализовать человеческую свободу, Сартр старался отстоять свободу человека, каких бы это ему не стоило усилий и труда. Он еще отмечал, что обоснование свободы человека представляет собой неоценимо большой труд и требует больших затрат сил. Причем ни какую-нибудь обычную свободу, а
абсолютную свободу человека. Когда Сартр говорит об ответственности, то заявляет, что это есть просто следствие человеческой свободы.
Также стоит отметить несколько важных пунктов, где Сартр говорил о специфичных чертах человеческой свободы:
1. Человек свободен онтологически с момента своего рождения, так как сознание не закрыть за решеткой и не сковать цепями. В независимости от сложившихся обстоятельств, человек всегда имеет возможность и право выбора (предавать ему Родину или нет). Каждый человек ответствен за освобождение Франции. Свобода естьатрибут человека, и его онтологическое свойство, так как сознание, всегда есть сознание свободы. Выступая против марксизма, у которого бытие определяет сознание, Сартр говорил, что все наоборот, именно сознание определяет бытие. Вся сущность сознания заключена в свободе и поскольку свобода определяет сознание - это и есть сущность человека. Онтологическая свобода человека заключается в том, что человек не может быть не свободным, то есть рабом. Он постоянно и всецело свободен как никто на земле, иначе он не существует. Таким образом, отличие от Г. Гегеля, и многих религиозно настроенных масс, Сартр не допускал различных степеней свободы.
2. Стараясь держаться на расстоянии от сложившегося житейского представления о свободе, он утверждал, что быть свободным не значит добиваться того, чего хочется, но хотеть того, что можно. И если человек не в состоянии осуществить какое-то действие, то он должен отказаться от соблазна это действие осуществить. В философии сложилось такое определение свободы, что она есть ни что иное как автономность и независимость выбора. Свобода, по Сартру, - есть некая преодоленная необходимость, так как человек сам себя преодолевает [10, С. 347-348].
3. Изучая свободу человека как некое отрицание той ситуации, которая не удовлетворяет человека, Сартр отметил, что именно отрицание и привело его к истинной абсолютной свободе. Нужно было еще и сказать, что нет такой ситуации, которая не удовлетворяла бы человека, то есть надо было сказать нет фашизму. Важно отметить, что у Сартра свобода заключается в логике творческого действия. Когда речь идет об отрицательной свободе,то она
всегда оказывается средством, а не целью человека. Поэтому главное - положительная свобода, то есть творческая.
Литература:
1. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. - М.: Geleos, - 2004.
2. Гегель Г. Феноменология духа / вступительная, ст. и комментарий Ю.Р. Селиванова. - М., 2008. -767 с. - (Философские технологии: философия).
3. Гегель В. Наука логики. - СПб. : Наука, 1997. -(Слово о сущем). Переиздана в 2005. Изд-во: Наука. Ред. Никитина H.A. - 800 с.
4. Гасилин A.B. Ревизия феноменологического метода в ранних философских эссе Ж.-П. Сартра / / Философия и культура. - М., 2017. - №7. - С. 6576.
5. Гуссерль Э. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. - М.: Территория будущего, (Серия "Университетская библиотека Александра Погорельского"), 2005.-464 с.
6. Гуссерль Э. Логические исследования. Том I. Пролегомены к чистой логике / перевод с нем.; Э.А. Бернштейна под ред. С.Л. Франка. Новая ре-" дакция P.A. Громова. - М.: Академический проект, -2011.-С. 224-351.
7. Куликов С.Б. Проблема мира в феноменологической концепции "позднего"Эдмунда Гуссерля/ / Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования: материалы 2-ой Международной конференции 14-16 июня 2007 г. -Томск, 2008.-С. 57-61.
8. Протасенко З.М. Карл Маркс - основатель научной истории философии // Вестник ЛГУ. Экономика, философия и право. - 1968. - Выпуск 2. -С. 55-64.
9. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. -СПб., 2003.-779 с.
Ю.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии /Ж.-П. Сартр / пер. с фр., пре-дисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. -639 с.
П.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Электронный ресурс: https://scientifically.info/ publ/5912 (дата обращения 30.06.2019).
12.Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / перевод с фр. Л. Киркач. - М.: ACT, 2002.
13.Хайдеггер М. Парменид: [Лекции 1942-1943 гг.] / М. Хайдеггер; перевод с нем. А.П. Шурбелева. -СПб.: Владимир Даль, - 2009. - 382 с.
14.Хайдеггер М. К чему поэты? (Перевод, примечания А. Г. Дугина) // Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. - М. : Академический проект: Фонд "Мир", - 2010. - С. 299-346.
15.Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - М„ 1997. - СПб. : Наука, - 2002; - М. : Академический проект, 2010.-503 с.
16.Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / перевод А.Г. Чернякова. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.
ОЭ
1-Н
О си
-0 Q-
LQ <
СО СО
=г
г
S
183