Научная статья на тему 'Становление арменоведения в России (XIX век)'

Становление арменоведения в России (XIX век) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ПЕРСИЯ / КАЗАНЬ / ЛАЗАРЕВСКИЙ ИНСТИТУТ (МОСКВА) / ЭКСПЕДИЦИИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / М.И. БРОССЕ / К.П. ПАТКАНОВ / С.И. НАЗАРЯНЦ / Х.Е. ЛАЗАРЕВ / Н.Я. МАРР / С.Н. ГЛИНКА / Н.О. ЭМИН / В.А. ПОТТО / ARMENIA / PERSIA / KAZAN / LAZAREV INSTITUTE (MOSCOW) / EXPEDITIONS / GOVERNMENT / MARIE-FéLICITé BROSSET / K.P. PATKANOV / S.I. NAZARIANTS / KH.E. LAZAREV / N.YA. MARR / S.N. GLINKA / N.O. EMIN / V.A. POTTO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зинуров Рафаил Нариманович

В статье рассматриваются первые центры арменоведения в России Москве, Казани, Санкт-Петербурге. Автором предпринята попытка анализа тенденций и объективно обусловленных закономерностей возникновения арменоведческой науки в России во второй половине 1850-х годов. Рассматривается краткое содержание и дается оценка наиболее известным арменоведческим трудам конца XIX начала XX века в России. Приводятся сведения о первых арменоведах России, рассматривается содержание их трудов. Автором особо подчеркивается, что зарождение и развитие науки арменоведения в Российской империи является объективно обусловленным явлением. Кроме того подчеркивается, что если предпосылки возникновения этой науки в России относились лишь к бытовым, социальным сторонам жизни армянского народа, то уже с начала XIX века, с присоединением Армении к Российской империи, наблюдается рост интереса к армянской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Armenology in Russia (the 19th Century)

The article deals with the first centers for Armenian studies in Russia in Moscow, Kazan, and Saint Petersburg. The author makes an attempt to analyze tendencies and non-biased conditioned laws of origin of Armenian studies in Russia in the second half of the 1850’s. He considers a brief content of famous Armenological works written in the late 19th early 20th centuries and gives them an estimation. The author provides information about the first armenologists, discusses the content of their scholarly works. It is emphasized that the origin and development of Armenian studies in the Russian Empire is an objectively conditioned phenomenon. Besides that the author stresses that while prerequisites for the origin of this science in Russia are linked to everyday and social aspects of the Armenian people’s life, whereas since the early 19th century, when Armenia joined the Russian Empire, there has been increasing interest in Armenian history.

Текст научной работы на тему «Становление арменоведения в России (XIX век)»

ОБЗОРЫ

¿kNU gfa ¿Irtj Л». ¿»Т?к ¿sj^ ¿fa ^ ^ ^ jÇj^ ¿fa ¿fa ¿fa i'4 № ij'i jiJ'i ¿fa ¿fa ¿fe -V'- -rv- ^ ¿fa ¿fa

Р.Н. Зинуров УДК [39(=19):94(479.25)](470):001(091)

СТАНОВЛЕНИЕ АРМЕНОВЕДЕНИЯ В РОССИИ (XIX век)

Аннотация

В статье рассматриваются первые центры арменоведения в России - Москве, Казани, Санкт-Петербурге. Автором предпринята попытка анализа тенденций и объективно обусловленных закономерностей возникновения арменоведческой науки в России во второй половине 1850-х годов. Рассматривается краткое содержание и дается оценка наиболее известным арменоведческим трудам конца XIX - начала XX века в России. Приводятся сведения о первых арменоведах России, рассматривается содержание их трудов. Автором особо подчеркивается, что зарождение и развитие науки арменоведения в Российской империи является объективно обусловленным явлением. Кроме того подчеркивается, что если предпосылки возникновения этой науки в России относились лишь к бытовым, социальным сторонам жизни армянского народа, то уже с начала XIX века, с присоединением Армении к Российской империи, наблюдается рост интереса к армянской истории.

Ключевые слова: Армения, Персия, Казань, Лазаревский институт (Москва), экспедиции, правительство, М.И. Броссе, К.П. Патканов, С.И. Назарянц, Х.Е. Лазарев, Н.Я. Марр, С.Н. Глинка, Н.О. Эмин, В.А. Потто

Rafail N. Zinurov

DEVELOPMENT OF ARMENOLOGY IN RUSSIA (the 19th Century)

Abstract

The article deals with the first centers for Armenian studies in Russia - in Moscow, Kazan, and Saint Petersburg. The author makes an attempt to analyze tendencies and non-biased conditioned laws of origin of Armenian studies in Russia in the second half of the 1850's. He considers a brief content of famous Armenological works written in the late 19th - early 20th centuries and gives them an estimation. The author provides information about the first ar-menologists, discusses the content of their scholarly works. It is emphasized that the origin and development of Armenian studies in the Russian Empire is an objectively conditioned phenomenon. Besides that the author stresses that while prerequisites for the origin of this science in Russia are linked to everyday and social aspects of the Armenian people's life, whereas since the early 19th century, when Armenia joined the Russian Empire, there has been increasing interest in Armenian history.

Key words: Armenia, Persia, Kazan, Lazarev Instutute (Moscow), expeditions, government, Marie-Félicité Brosset, K.P. Patkanov, S.I. Nazariants, Kh.E. Lazarev, N.Ya. Marr, S.N. Glinka, N.O. Emin, V.A. Potto

Становление арменоведения в России досоветского периода, объективная обусловленность его зарождения как отрасли гуманитарной науки произошло в подготовленной среде. К середине

XIX в. в архивах Императорской Академии наук хранилось уже много накопленных материалов по арменоведению. По словам современного арме-новеда С.М. Саядова, период конца XVIII -

Зинуров Рафаил Нариманович, доктор юридических наук, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Москва), e-mail: RNZinurov@senat.gov.ru

Rafail N. Zinurov, Dr. Sc. (Legal Sciences), Member of the Council of Federation, Federal Assembly of the Russian Federation (Moscow), e-mail: RNZinurov@senat.gov.ru

© Зинуров Р.Н., 2017

начала XIX в. можно охарактеризовать как период первоначального накопления русской исторической наукой сведений по истории и культуре Армении [1, с. 71]. В этот период неоценимый вклад в зарождающуюся науку внес военный историк В.А. Потто. В своей многотомной работе «Кавказская война» (СПб., 1887-1889) он привел обширные сведения о географии Древней Армении и происхождении армянского народа, сделал обзор сведений Мовсеса Хоренаци, проанализировал многие легенды и предания с точки зрения их исторической действительности, дал сведения о периоде македонского правления в Армении.

В первой половине XIX века по истории Армении в России был издан целый ряд трудов: «Описание достопамятных происшествий в Армении, случившихся в последние тридцать лет, т.е. от патриаршества Симеонова (1779) до 1809 года» (СПб., 1811) князя Егора Хубова, «Любопытные извлечения из древней истории Азии, почерпнутые из восточных рукописей, хранящихся в Парижской библиотеке, и из иных источников» (СПб., 1816) Шахана Джрпета (Джер-пет Яков Шаган), перевод на русский язык «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, сделанный Овсепом Ионнисяном в 1809 г., и др. [2, с. 37].

Важным источниковедческим трудом является книга первого русского исследователя истории Армении С.Н. Глинки «Обозрение истории армянского народа от начала бытия его до возвращения области армянской в Российскую империю» [1, с. 53]. О важности этой книги для российской науки автор выразил уже в самом начале своей работы: «История армянского народа сливается со всеми историями народов древнего мира» [3]. Книги С.Н. Глинки «являются первыми историческими работами об Армении, написанными русским исследователем» [4, с. 175]. В начале 1830-х гг. в Лазаревском институте восточных языков (Москва) были изданы и другие его работы: «Две повести в стихах, почерпнутые из древних армянских летописей», «Описание переселения армян в пределы России с кратким предварительным изложением исторических времен Армении», «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа» (в 3-х т.).

На наш взгляд, необходимо назвать имя основателя указанного института - Х.Е. Лазарева, создавшего его на свои средства [5, с. 5]. О его деятельности пишет В. Тунян: «...Значительный интерес представляет державная и национально-общественная деятельность Христофора (Хача-

тура) Лазарева, игравшего созидательную роль в русско-армянских отношениях, который сознательно посвятил свою жизнь воссозданию из небытия отчизны предков и защите политических интересов Российской державы» [6, с. 5]. Он пишет, что Лазарев обратил внимание на создание законодательной базы для сохранения привилегий армянских общин России, а также на осуществление издательских проектов по представлению истории Армении [6, с.174-175]. По его инициативе 14 февраля 1831 г. газета «Московские ведомости» опубликовала статью «Исторические сведения о стране Араратской и о горе Арарат, известных и упоминаемых в священном Писании и в древних летописях», 21 февраля - «Дополнение к исторической статье об Араратской стране» [6, с. 178].

В 1831 г. типография Лазаревского института по разрешению представителя Московского цензурного комитета в лице известного русского писателя С.Т. Аксакова отпечатала работу Глинки «Описание переселения армян Адербиджанских в пределы России» со вступлением «Краткое предварительное изложение исторических времен Армении» [6, с. 182].

В июле 1832 г. газета «Московские ведомости» напечатала большой материал под названием «Обозрение армянской словесности», состоящий из следующих частей: 1. О древности Армении, 2. О важности армянской словесности, 3. Об источнике, 4. О разделении истории армянской словесности [6, с. 193].

В работе «Х.Е. Лазарев: жизнь и деяния» [6]

B.Г. Туняном освещены все стороны жизнедеятельности Х.Е. Лазарева. Особого внимания заслуживает раздел о его вкладе в открытие «Армянского училища» (в будущем - Лазаревский институт). Глава «Армянский удел» дает нам возможность ознакомиться с его огромным вкладом в политику Российской империи в Закавказье.

Включение Закавказья в состав Российского государства потребовало изменений и открытия новых направлений в российской науке. С открытием в 1842 г. в Казанском университете армянской кафедры во главе с известным ученым

C.И. Назарянцем арменоведение в России получило новый, более активный импульс, в 1854 г. эта кафедра была переведена в Петербургский университет.

В 1855 г. в Департаменте Генерального штаба увидела свет многотомная книга капитана Генштаба П.К. Услара «Военно-стратегическое

обозрение Российской империи», ее 16-й том («Эриванская губерния») был посвящен Армении, автором были подробно описаны климат, природа, население, хозяйство Армении и т.д. [7].

Заслуживает особого внимания изданная в Санкт-Петербурге в 1859 г. книга А.М. Худаба-шева. Цель своей книги автор выразил предельно ясно и четко: «.привести в известность и представить в одном обобщенном своде исторические данные о народе армянском, который заслуживает внимания русских читателей сколько своею историческою судьбою, столько же и своим вероисповеданием» [8, с. 5].

Автор книги «Краткая история Армении с прибавлением очерка "Армяне в России"» И.Я. Алексанов рассуждает как филолог и этно-граф-арменовед: «Подавляющее большинство почти миллионного армянского населения России, рассеянного по обширной территории Империи, .потеряло девственность своего языка и даже во многих местах совсем лишилось знания его, ... относительно громадная масса армянского населения России живет в полнейшем мраке по отношению к своей истории, к истории своего происхождения» [9, с. 5-7]. Далее он излагает биографию М. Хоренаци, пишет о создателях армянского алфавита, об армянской церкви, Аварайре и т.д.

В 1888 году в Санкт-Петербурге вышла книга В.А. Абазы «История Армении», который пишет, что «.в нашей печати и газетах очерки об Армении довольно редки, тогда как Армения заслуживает внимания уже по одним своим естественным богатствам. . Недостаточность распространения сведений об армянах подала повод к неверным заключениям о земледельческом народе по прегрешениям торгового мира» [10, с. 4]. Автором приведена полная таблица династий армянских царей, поделенная им на VIII периодов, включая Киликийскую Армению. Династии он ведет от легендарного Айка (династия Айкидов). Обращает на себя внимание тот факт, что периоды отсутствия армянской государственности, с указанием конкретных дат, им поделены на периоды: марзпанов, греческих куропалатов, остиканов халифов, нашествий «сельджукских турок» [10, с. 125-127]. Отметим, что сведения автора в целом не противоречат современным положениям исторического арменоведения.

1 Гайканский - синоним слова армянский.

Таким образом, начиная с 1850-х гг. в Петербурге окончательно оформилась российская школа арменоведения. Здесь трудились выдающиеся русские ученые, позже ставшие знаменитыми арменоведами: М.Ф. Броссе, представитель французского центра арменоведения, специально приглашенный в 1837 г. президентом Академии наук графом С. Уваровым в Петербургский университет, Н.О. Эмин, Г.А. Халатянц, К.П. Патканов, В.А. Потто, Н.Г. Адонц, Н.А. Эзов, Н.Я. Марр и др.

Марий Фелисите Броссе (Марий Иванович Броссе) в европейской науке уже являлся известным грузиноведом. В 1847 г. в Грузии он собрал множество армянских эпиграфических памятников. Итогом работы в патриаршей библиотеке Эчмиадзина стала опубликованная им в 1849 г. работа «Донесения об археологическом путешествии в Грузию и Армению, предпринятом в 1847-1848 годах под покровительством наместника Кавказского края князя Воронцова членом императорской Академии наук господином Броссе».

В 1861 году он издал двухтомную работу «Руины Ани», которая вплоть до 30-х гг. XX в. являлась основным исчерпывающим исследованием армянской древности. К середине 1860-х гг. издал сочинения Степана Орбеляна (в 2-х т.), а в 1874-1876 гг. - сборник переводов средневековых армянских историков.

Деятельность арменоведа С.А. Назарянца, по мнению ряда ученых, затрагивала почти все стороны жизни армянского общества [11, с. 62]. Из его исследований наиболее известны «Обозрение гайканской1 письменности с XIV столетия до новейшего времени» (Казань, 1845), а также «Беглый обзор гайканской литературы до конца XIII века» (Казань, 1844).

Профессор Н.О. Эмин приблизил к российскому арменоведению Мовсеса Хоренаци, сделав в 1858 г. перевод на русский язык его книги «История Армении» с обстоятельными комментариями и примечаниями. В 1864 г. изданы его работы: «Очерк религии языческих армян», «Очерк истории восточной армянской церкви», в 1881 г. - «Армянские надписи в Карсе, Ани и окрестностях последнего», «Мовсес Хоренаци и древний эпос армянский».

Российский арменовед-филолог К.П. Патка-нов перевел на русский язык и издал с комментариями труды армянских историков и хронистов -

М. Каланкатуаци, Себеоса, Гевонда, Магакия, Мхитара Айриванеци. Одной из его фундаментальных работ является «О месте, занимаемом армянским языком в кругу индоевропейских» (Тифлис, 1879).

Важный вклад в российское арменоведение внес Г.А. Эзов (Езян Карапет Арутюн), один из первых исследователей русско-армянских отношений. Он известен работами «Сношения Петра Великого с армянским народом», «Документы, извлеченные из Московского и С-Петербургского архива Министерства иностранных дел, Австрийского Придворного и Государственного архива, Королевского Баварского Тайного государственного архива и других учреждений» (обе - СПб., 1898), «Насильственная уния армян Польши с Римской церковью» (1884) и «Внутренний быт Древней Армении» (1889).

Крупной работой известного ученого-армено-веда, переводчика, филолога, лингвиста С.С. Мал-хасянца явилась изданная в 1885 г. работа критической направленности «Вселенская история армянского народа средних веков Ст. Таронеци». В 1896-1904 гг. он издал аналогичные издания о работах армянских историков Фавтоса Бузан-да, Себеоса, Лазаря Парпеци. В этот же период Малхасянц стал известен переводами на армянский язык произведений У. Шекспира.

1890-е гг., как новый период развития ар-меноведческо-филологической науки в России, ознаменовались именами Н.Я. Марра, Н. Адон-ца, И. Орбели [12, с. 8]. В своей работе «Кавказский культурный мир и Армения», изданной в 1915 г. в Петербургской Сенатской типографии, Марр впервые выдвинул гипотезу яфетического происхождения многих армянских слов, а также много новых, на наш взгляд, спорных суждений относительно армянской истории и армянской культуры. В частности, по его мнению, Древнеармянское царство не внесло непосредственный вклад в национальную культуру армянского народа, возникшую на христианских началах [13, с. 82]. Здесь он обосновывает тезис о том, что национального самосознания в средние века армянский народ ещё не имел [13, с. 86]. По мнению современных арменоведов, его исследования отличались новой постановкой вопросов изучения древнейших историко-литературных памятников, а сам он «особо подчеркивал научное и общественно-политическое значение специальности арменоведение» [12, с. 226-227]. В исследовании Н.Г. Адонца «Армения в эпоху

Юстиниана. Политическое состояние на основе нахарарского строя» (1909) автором проведен глубокий и всесторонний анализ социально-экономической жизни, общественного строя средневековой Армении. В публикациях и книгах профессора истории и искусств А.К. Дживилегова «Арменоведение в России» (1906), «Армянский вопрос» (1914), «Будущее Турецкой Армении» (1915), «Судьба Армении» (1916) и др. дано широкое обозрение армянской жизни, выдвинуты предложения по изменению и улучшению судеб этого народа в Западной Армении.

Таким образом, в качестве итога к обзору предыстории возникновения арменоведения в России XVП-XVШ вв. можно отметить, что интерес к Армении и армянскому народу в России издавна поддерживался особым географическим положением страны, своеобразным менталитетом, культурой армянского народа. Для первых «арменоведов» из числа российских военных, чиновников и купцов, непосредственно соприкасавшихся с армянами в местах их проживания, были характерны общности суждений о деловитости, смекалке в торговых и других жизненно насущных делах, об их христианской вере, хотя Русская православная церковь в тот период еще не признавала Армянскую апостольскую церковь.

Если первые предпосылки возникновения арменоведения относятся в основном лишь к бытовым и социальным вопросам жизни армянского народа, то в начале XIX века мы наблюдаем уже рост интереса к его истории.

Временем возникновения науки арменоведе-ния мы называем середину XIX века, а не конкретную дату - 1873 год, как было предложено некоторыми учеными в арменоведческих исследованиях [14, с. 4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Саядов С.М. У истоков русского арменоведения: историографический обзор. Ереван: Изд-во ЕГУ, 2014. 336 с.

2. Парсамян В. Развитие исторической науки в Армении в первой половине XIX века // Известия Академии наук Армянской ССР. Общественные науки. 1953. № 6. С. 23-31.

3. Глинка С.Н. Обозрение истории армянского народа. Репринтное воспроизведение издания 1832 года типографии Лазаревых Института восточных

языков города Москвы. Ереван: Гркери ашхар, 1990. 294 с.

4. Григорьян К.И. Из истории русско-армянских литературных и культурных отношений. Л.: Наука, 1980. 180 с.

5. Маргарян Г.К. Роль Х.Е. Лазарева в истории русско-армянских отношений: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006. 195 с.

6. Тунян В.Г. Х.Е. Лазарев: жизнь и деяния. 17891871. Ереван: Чартарагет, 2016. 403 с.

7. Услар П.К. Военно-стратегическое обозрение Российской империи. Т. 16. Эриванская губерния. СПб.: Типография Генерального штаба, 1855. 306 с.

8. Худабашев В.М. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношениях. СПб.: Типография II-го Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1859. 544 с.

9. Алексанов И.Я. Краткая история Армении с прибавлением очерка «Армяне в России». Ростов-на-Дону: Изд-во А.И. Адамковича, 1884. 114 с.

10. Абаза В.А. История Армении. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1888. 304 с.

11. Вторые Лазаревские чтения по истории ар-меноведения в России. Материалы под редакцией Э.С. Долбакяна. М., 2006. 328 с.

12. Акопян Э.А. Арменоведение в России. Вопросы филологии. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. 319 с.

13. Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения. Петроград: Сенатская типография, 1915. 53 с.

14. Худавердян А.Ю. Население Армянского нагорья в античную эпоху (по антропологическим данным Бениаминского могильника): автореф. ... дисс. канд. ист. наук. Ереван, 2000. 23 с.

REFERENCES

1. Sayadov, S.M. Uistokov russkogo armenovedenija: istoriograficheskij obzor [At the Origins of Russian Armenian Studies]. Erevan: Erevan State University press, 2014. 336 p. (in Russ.).

2. Parsamyan, V. Razvitie istoricheskoj nauki v Arme-nii v pervoj polovine XIX veka [The Development of Historical Science in Armenia in the First Half of the 19th Century]. IzvestijaAkademii naukArmjanskoj SSR. Obsh-chestvennye nauki - Bulletin of the Academy of Sciences of the Armenian SSR. The Social Sciences. 1953. No 6. P. 23-31 (in Russ.).

3. Glinka, S.N. Obozrenie istorii armjanskogo naroda. Reprintnoe vosproizvedenie izdanija 1832 goda tipografii Lazarevykh Instituta vostochnykh jazykov goroda Moskvy

[A Review of the Armenian People's History. Reprint of 1832 of the Lazarev Institute of Oriental Languages Press, Moscow]. Erevan: Grkeri ashkhar press, 1990. 294 p. (in Russ.).

4. Grigor'jan, K.I. lz istorii russko-armjanskikh liter-aturnykh i kul'turnykh otnoshenij [From the History of Russian-Armenian Literary and Cultural Relations]. Leningrad: Nauka press, 1980. 180 p. (in Russ.).

5. Margaryan, G.K. Rol' Kh.E. Lazareva v istorii russko-armjanskikh otnoshenij: diss. ... kand. ist. nauk [Kh. Lazarev's Role in the History of Russian-Armenian Relations. Ph.D. Thesis]. Moscow, 2006. 195 p. (in Russ.).

6. Tunyan, V.G. Kh.E. Lazarev: zhizn' i dejanija. 1789-1871 [Kh. Lazarev: His Life and Activities]. Erevan: Chartaraget press, 2016. 403 p. (in Russ.).

7. Uslar, P.K. Voenno-strategicheskoe obozrenie Ros-sijskoj imperii. T. 16. Erivanskaja gubernija [A Military Strategic Review of the Russian Empire. Vol. 16. The Erivan Province]. St. Petersburg: the General HQ Typography, 1855. 306 p. (in Russ.).

8. Khudabashev, V.M. Obozrenie Armenii, v ge-ograficheskom, istoricheskom i literaturnom otnosheni-jakh [A Review of Armenia in the Context of Geography, History and Literature]. St. Petersburg: Tipografija Il-go Otdelenija Sobstvennoj E. I. V. Kantseljarii, 1859. 544 p. (in Russ.).

9. Aleksanov, I.Ya. Kratkaja istorija Armenii s prib-avleniem ocherka «Armjane v Rossii» [A Brief History of Armenia Adding the Sketch The Armenians in Russia]. Rostov-on-Don: A.I. Adamkovich's press, 1884. 114 p. (in Russ.).

10. Abaza, V.A. lstorija Armenii [A History of Armenia]. St. Petersburg: I.N. Skorokhodov's, Typography, 1888. 304 p. (in Russ.).

11. Vtorye Lazarevskie chtenija po istorii armenovedenija v Rossii [The 2nd Lazarev Readings on the History of Armenian Studies in Russia]. Ed. Je.S. Dolbakjan. Moscow, 2006. 328 p. (in Russ.).

12. Akopyan, Ye.A. Armenovedenie v Rossii. Voprosy filologii [Armenian Studies in Russia. Issues of Philology]. Erevan: The Academy of Sciences of the Armenian SSR press, 1988. 319 p. (in Russ.).

13. Marr, N.Ya. Kavkazskij kul'turnyj mir i Armenija [Caucasian Cultural World and Armenia]. Petrograd: Senatskaja tipografija, 1915. 53 p. (in Russ.).

14. Khudaverdyan, A.Yu. Naselenie Armjanskogo nagor'ja v antichnuju epokhu (po antropologicheskim dannym Beniaminskogo mogil'nika) [The Population of the Armenian Highlands during the Ancient Epoch (Evidenced by Anthropological Data of the Beniaminsky Burial Ground)]. Abstract of Ph.D. Thesis. Erevan, 2000. 23 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.