Научная статья на тему 'Становление агроинженерной науки на Урале'

Становление агроинженерной науки на Урале Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
99
12
Поделиться

Текст научной работы на тему «Становление агроинженерной науки на Урале»

СТАНОВЛЕНИЕ АГРОИНЖЕНЕРНОЙ НАУКИ НА УРАЛЕ

В.В. БЛЕДНЫХ, академик Россельхозакадемии

Исторически сложилось так, что в Уральском регионе не было и нет научных подразделений Российской академии сельскохозяйственных наук по агроинженерии. Созданный в Челябинске (1930 г.) Уральский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (с 1934 г. Челябинский ИМСХ, с 1946 г. — ЧИМЭСХ) взял на себя эти функции.

Сельхозмашиностроение на Урале в те годы было представлено такими гигантами, как Челябинский тракторный завод и завод им.Колющенко.

Создавать вуз на голом месте, в городе, где никогда не было высших учебных заведений — очень трудное дело. В формировании ЧИМЭСХ участвовала вся страна, но в основном научные кадры прибыли из Москвы. М.П.Сергеев, Е.М.Харитончик, И.Е.Ульман, ГД.Терсков, К.Г.Колганов приехали на Урал, чтобы организовать подготовку кадров. Трудами этих ученых зарождались научные исследования в Уральском регионе. К 1960 г. научные школы в ЧИМЭСХ в основном уже были сформированы. Активная работа с предприятиями сельхозмашиностроения и ремонта начала приносить свои плоды. В Челябинск, как в Мекку, потянулись молодые инженеры, желающие постигнуть основы агроинже-нерной науки. В работе ежегодных конференций, проходивших в ЧИМЭСХ в 1960-1980 гг. принимало участие до 300 ученых со всего Советского Союза — от Прибалтики до Владивостока. Конечно, в основном это были работники вузов Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана. До сих пор основной костяк докторов и кандидатов технических наук в этих регионах составляют выпускники научных школ ЧИМЭСХ, а также их «дети» и «внуки». ЧИМЭСХ всегда щедро делился научными кадрами с вновь образованными центрами агроинженерии и факультетами механизации и электрификации вузов. Среди таких учреждений можно назвать СибИМЭ, ДальНИИПТИМЭСХ, все вузы Урала и Сибири, а также Мельтопольскую ГСХА.

В год 100-летия российской земледельческой механики мы низко склоняем головы перед памятью первопроходцев агроинженерной науки Урала.

Терсков Георгий Дмитриевич (1904-1958)

В 1933 г. академик В.П. Горячкин, основоположник земледельческой механики в России, писал: «Из работ Г.Д. Терскова мне известны: 1) Графоаналитическое определение траектории прицепных орудий; 2) Условия работы карданного вала на безмоторном комбайне; 3) К вопросу о рациональной конструкции вентиляторов веялки; 4) Графический расчет подъемных механизмов тракторной сеялки; 5) Гра-

фический расчет подъемных механизмов тракторного плута; 6) Теория мотовила; 7) Теория скатных досок; 8) К вопросу об усовершенствовании клавишных соломотрясов. Содержание этих работ составляет приложение теоретических положений к расчету отдельных органов сельскохозяйственных машин и орудий, строящихся у нас. Темы довольно разнообразны, разработаны достаточно подробно. Разработка этих тем представляет интерес как для преподавателей земледельческой механики, так и для практических целей. Изложение отличается простотой и ясностью. По своему содержанию эти работы Г.Д. Терскова несомненно доказывают его способность: 1) выбирать темы; 2) излагать их просто и ясно; 3) самое главное, самостоятельно разработать темы и внести свое. Таким образом, можно считать, что Г.Д. Терсков вполне заслуживает звания доцента».

На основании этого заключения в 1933 г. Георгию Дмитриевичу Терскову было присвоено звание доцента. В ряде писем ученому академик В.П. Горячкин излагает советы по дальнейшей научной работе, которые поучительны не только для молодых исследователей, но и для руководителей научных школ.

Так, в одном из писем В.П. Горячкин сообщает о том, что работы Г.Д. Терскова приняты к печати. «Гонорар — 300 руб. за лист (40000 знаков). Конечно, сейчас вознаграждение играет большую роль, но пока что я решаюсь рекомендовать Вам не очень налегать на эту сторону дела. Вам необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы создать себе имя.

Если Вы погонитесь за заработком, как делают другие, то это будет гибельно для Вашей работы. Может быть, можно совмещать и то и другое, но на основании своего опыта могу сказать, что литературный заработок не должен стоять на первом месте».

Далее В.П. Горячкин дает несколько других советов и заметает: «Перепечатку работ о скатных досках я возьму на себя. Отзыв при сем прилагаю. Так ли его написал? Пока, всего хорошего. Ваш Горячкин».

С 1928 по 1958 гг. 1еоргий Дмитриевич Терсков написал более пятидесяти работ, имеющих большую теоретическую и практическую ценность. К числу наиболее значительных можно отнести «Движение материала по наклонной плоскости с гармоническими продольными колебаниями». В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию на эту тему.

Ученый совет Московского института механизации сельского хозяйства отметил, что представленная работа выходит из рамок требований к кандидатским диссертациям и при некоторой доработке ее можно представить в качестве докторской. Это решение принято на

основании заключения академика И.И. Артоболевского, бывшего вто время членом-корресповдентом.

И.И. Артоболевский пишет: «Оценивая всю работу в целом, необходимо отметить чрезвычайную ясность положения, подробность анализа всех вопросов, четкость выводов и значительную оригинальность как теоретической, так и экспериментальной частей работы. Я считаю, что по своему объему и содержанию работа вполне заслуживает того, чтобы автор ее был удостоен степени кандидата технических наук.

Считал бы необходимым отметить, что, по моему мнению, работа даже превышает те требования, которые мы предъявляем к кандидатским диссертациям, и позволяет с несомненностью надеяться на то, что она сможет вырасти в хорошую докторскую диссертацию».

Большой вклад в науку внесли и другие работы Г.Д. Терскова: «Зерноуборочные машины» (Теория и основания для расчета рабочих и вспомогательных агрегатов), «Исследование процесса работы решет с круглыми отверстиями», «Расчет зерноуборочных машин».

Георгий Дмитриевич был очень требовательным к себе, весьма пунктуальным, честным и скромным. Представляя, например, в 1953 г. список научных трудов, он написал в конце:

1. Работы: 1,2,10и 11 не были напечатаны и в связи с этим устарели.

2. Работы: 6 и 7 были написаны по заданию дирекции СИСХМ, но в связи с ликвидацией этого института не были напечатаны.

3. Работы: 25 и 26 являются сокращенным изданием кандидатской диссертации.

4. Работа 27 была отклонена редакцией журнала «Сельскохозяйственная машина» в связи со сложностью изложения.

5. Работа 28 была выполнена как докторская диссертация. Защита не состоялась в связи с отрицательными рецензиями (можно пояснить, что эта работа «Зерноуборочные машины. Теория и основания для расчета рабочих и вспомогательных органов» в 45 авторских листов была написана в 1940-1943 гг.).

6. Работы: 39, 49, 50, 51 будут оформляться в качестве новой докторской диссертации.

Вторую докторскую диссертацию на тему «Исследование скоростей перемещения материала и просеваемо-сги на решетах с круговыми отверстиями» Георгий Дмитриевич закончил в 1956 г., но защитить не успел.

И первая и вторая докторские диссертации, так же как и все научные труды Г.Д. Терскова, безупречны и представляют огромную научную ценность в теории сельхозмашин.

Очень требовательный к себе, Георгий Дмитриевич учил своих сотрудников целеустремленности, четкости в постановке и проведении опыта, теоретическому анализу и обобщению, теоретической обработке эксперимента, организованности и научной точности.

Идеи и мысли Г.Д. Терскова в области теории сельскохозяйственных машин продолжили развивать его ученики В.А.Кубышев, А.И.Любимов, Н.Н.Попко, П.ИЛеонтьев, Н.Н.Викторова и др.

Сергеев Михаил Петрович (1900-1976)

Михаил Петрович заведовал кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка ЧИМЭСХ с

1938 по 1971 г. Ровесник века, чья судьба теснейшим образом связана с историей страны, родился 14 ноября 1900 г. в с. Алек-сандровка Варненского района Челябинской области в семье учителя.

В 1922 г. после окончания рабфака он поступил на инженерный факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии. С1927 по 1931 г. работал ученым секретарем и заведующим тракторным отделом ВИСХОМ. В 1930 г. Главсельмаш направил его в Англию и США для ознакомления с производством тракторов и постановкой научно-технических работ по механизации сельского хозяйства. После командировки М.П. Сергеев возглавил опытный завод и специальную бригаду НАТИ по освоению выпуска первых тракторов ЧТЗ, стал одним из организаторов тракторного отдела НАТИ. В 1932 г. его назначают директором Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства, в 1933 г. утверждают в ученом звании доцента. В 1933 г. Михаила Петровича направляют ответственным инструктором Политсекто-ра МТС Уральского региона. С 1935 г он работает главным инженером сельхозотдела Свердловской области, сфевраля 1938г. возглавляет кафедруЭМТП ЧИМЭСХ, в 1940 г. утвержден в ученом звании профессора.

Михаил Петрович Сергеев один из основоположников науки по эксплуатации машин в сельском хозяйстве. Он соавтор основных учебников для вузов и техникумов. Наиболее существенный вклад его школа внесла в разработку теоретических основ проектирования типажа тракторов и системы машин в земледелии, в оценку энергоемкости тракторных работ, разработку перспективных технологических процессов, рациональных методов использования и обслуживания техники.

Компетентность, исключительная порядочность и государственный подход к решению вопросов определили место М.П. Сергеева в общественной жизни. Многие годы он был бессменным секретарем парткома института, работал председателем координационного совета МСХ СССР по вопросам механизации сельского хозяйства Уральского региона. Михаил Петрович длительное время возглавлял Челябинское отделение Всесоюзного общества «Знание», был членом Президиума НТО сельского хозяйства СССР и членом Президиума профсоюза высшей школы. За плодотворную деятельность ученый награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени» и двумя орденами «Знак Почета».

В 1940 г. при кафедре ГЭМТП ЧИМЭСХ открылась аспирантура, которая впоследствии превратилась в своего рода кузницу научных кадров для институтов и предприятий Урала, Сибири, Дальнего Востока. Первыми ее аспирантами стали выпускники института В.И. Виноградов и Г.И. Дмитриев. Но менее чем через год началась Великая Отечественная война и они ушли на фронт.

Всего же под руководством М.П. Сергеева кандидатские и докторские диссертации защитили около 150 человек, среди которых были В.И.Виногра-дов, Н.П. Полканов, Л.П.Карташов, М.Д.Подскреб-ко, Б.Д.Докин, Н.Н.Статных, П.И.Городецкий, Р.Т. Абдрашитов, Е.П.Огрызков, Ю.В.Ветров, И.Т.Ковриков, А.Н.Репетов, Ю.Н.Ломоносов, Ф.И.Мазеев, М.Г.Гершевич, В.А.Завора, В.Д.Сакла-ков, А.Н.Важенин, А.П.Дорохов, М.М.Константи-нов, Ю.Г.Горшков, А.М.Плаксин, ГАОкунев и др.

Харитончик Ефим Миронович (1902-1982)

Ефим Миронович Харитончик родился 16 апреля 1902 г. в Минской области в крестьянской семье. Закончил рабфак и Тимирязевскую сельхозакадемию, обучался в аспирантуре в МИМЭСХ при кафедре «Тракторы и автомобили». В 1937 г. защитил кандидатскую диссертацию и с 1937 по 1964 гг. работал в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ) заведующим кафедрой «Тракторы и автомобили».

Е.М. Харитончик по праву считается одним из основоположников теории тракторов сельскохозяйственного назначения.

В 1937 г. Челябинский тракторный завод начал выпускать дизельный трактор С-65 и Ефим Миронович, совместно с работниками ЧТЗ, участвовал в определении основных параметров новой машины. Сотрудники кафедры проводили полевые испытания, осуществляли исследования и расчет трактора С-65, разрабатывали методику определения его оптимальных параметров.

Под руководством Е.М. Харитончика научные сотрудники ЧИМЭСХ провели экспертизу работы тракторов с измененной конструкцией звеньев Е.М. Харитончик и Я.В. гусеничных цепей, опре-Мамин делили причины преждев-

Кафедра «Тракторы и автомобили» ЧИМЭСХ, 1940 г. В первом раду: третий слева Я.В. Мамин, четвертый - Е.М. Харитончик

ременного износа звеньев гусеницы, испытали газогенераторную установку для трактора СГ-65.

С 1938 г. на кафедре начал работать Яков Васильевич Мамин — пионер отечественного тракторостроения. Ефим Миронович активно помогал ему в создании двигателя, работающего по газодизельному процессу; работомера и способа автоматического вождения тракторов, нашедших впоследствии применение в автотракторной технике.

Круг научных интересов В.М.Харитончика был очень широк.Идея применения свободнопоршневого двигателя в качестве привода насоса гидрообъемной передачи трактора нашла свое отражение в 6 диссертационных работах, выполненных под его руководством. Изучению теории гусеничных движетелей было посвящено 5 работ, исследованию и усовершенствованию гидросистем тракторов —11, вопросам динамики тракторов и автомобилей — 9 работ.

Кроме того, Ефим Миронович изучал вопросы рабочих процессов свободнопоршневых двигателей, снижения вибрации двигателей, неустановившихся режимов работы ДВС, применения газа для дизелей, автоматизации блокировки дифференциалов, совершенствования систем охлаждения, воздухоснабже-ния, питания, создания двигателей постоянной мощности и многие другие. Он заложил теоретические основы тягового и мощностного баланса трактора, изучил тяговой и мощностный балансы сил колесного и гусеничного движетелей, определил потери на передвижение и буксование в зависимости от параметров ходовой системы, характеристик почвы (грунта) и тягового усилия.

Е.М. Харитончик подготовил большое число учеников, среди которых А.Ф. Башкатов, Ю.И. Багин, В.Н. Кычев, М.И. Злотник, П.И. Вагин, В.Н. Попов, В.И. Саяпин, В.И. Суркин и др.

Ульман Иона Ефремович (1907-1990)

Иона Ефремович Удьман родился 19 декабря 1907 с в поселке Гришино Бахмугского уезда Екатеринославской губернии. Доктор технических наук, профессор (1966), заслуженный деятель науки и техники РФ (1970), лауреат

премии Совета Министров СССР (1984). В 1931 г. будущий ученый окончил факультетивдусгриализа-ции сельского хозяйства Ленинградского политехнического института, с 1931 по 1933 гг. трудился главным инженером Возвышенс-кого и Уральского совхозов (Западный Казахстан).

В этот период он разработал и внедрил систему плановопредупредительного обслуживания машинно-тракторного парка и агрегатный метод ремонта тракторов, что способствовало значительному снижению числа отказов и повышению производительности сельскохозяйственной техники.

С 1934 по 1939 гг. старший инженер, аспирант Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства И.Е. Ульман занимался изучением влияния износов деталей цилинд-ро-поршневой группы и газораспределительного механизма на работу двигателя внутреннего сгорания. Накопленные в это время материалы послужили основой его кандидатской диссертации.

В1940 г., откликнувшись на призыв Наркома земледелия СССР, Иона Ефремович изъявил желание перейти в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, где он работал сначала в должности доцента, а с 1941 г. заведующим кафедрой «Ремонт машин».

В период Великой Отечественной войны одновременно с педагогической деятельностью И.Е. Ульман руководил ремонтным пунктом при облвоенко-мате по подготовке техники для отправки на фронт.

В течение 1947-1951 гг. под руководством Ионы Ефремовича коллектив кафедры «Ремонт машин» ЧИМЭСХ в содружестве со специалистами Челябинского тракторного завода разработал типовую технологию ремонта тракторов С-80, которая многие годы служила руководством для инженерно-технических работников ремонтных предприятий СССР.

Изобретенные в 1952 г. И.Е. Ульманом в соавторстве с Г.П. Клековкиным способ вибродуговой наплавки и устройство для его реализации позволили существенно расширить номенклатуру восстанавливаемых деталей и уменьшить дефицит запасных частей. По итогам демонстрации наплавочных головок на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке ученый был награжден золотой медалью ВДНХ.

В 1954 г. по призьюу сентябрьского Пленума ЦК КПСС Иона Ефремович возглавил Есаульскую МТС Челябинской области. Как настоящий ученый, он организовал работу станции так, что она стала опорно-по-казательной и три года подряд участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. За достижение высоких производственных показателей в работе МТС И.Е. Ульман был награжден орденом «Знак Почета».

С 1957 г. Иона Ефремович — вновь заведующий кафедрой «Ремонтмашин», а с 1960 по 1973 гг. — рек-

тор Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

За 12 лет ректорства И.Е. Ульман проделал огромную работу по укреплению материально технической базы вуза, подготовке инженерных и научных кадров высшей квалификации. Были построены 2 учебных корпуса и 3 студенческих общежития, создано и устойчиво работало учебно-опытное хозяйство, увеличился набор студентов, открылся факультет организации и технологии ремонта машин. Институт получил право принимать к защите докторские диссертации. В 1973 г. в ЧИМЭСХе работало 10 докторов наук и 50 % преподавателей имели ученые степени и звания (в 1960 г. было 12 %). Институт из рядового провинциального вуза стал ведущим среди других высших учебных заведений такого же профиля.

В 1968 г. по инициативе Ионы Ефремовича в ЧИМЭСХ была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория, которой он руководил до 1985 г. Основными направлениями исследований, проводимых лабораторией, были разработка технологических процессов восстановления изношенных деталей электрофизическими методами; оценка надежности отремонтированных агрегатов и восстановленных деталей методами ускоренных испытаний; диагностирование агрегатов мобильной техники в процессе их ремонта; изучение организационных основ технического обслуживания и ремонта машин.

За разработку и внедрение прогрессивных технологий по восстановлению изношенных деталей в 1984 г. И.Е.Ульману была присуждена премия Совета Министров СССР.

Иона Ефремович — автор более 300 научных работ, в том числе 13 книг и основных учебников для средних специальных и высших учебных заведений по технологии ремонт машин.

И.Е. Ульман создал большую школу талантливых ремонтников под его руководством защищено более 130 диссертаций. Среди учеников Ионы Ефремовича М.В. Авдеев, АС. 1усев, Ю.Н. Ломоносов, ГС. Игнатьев, ГА. Тонн, АК Ольховапкий, В А Липп, НА Николаев и др.

Колганов Константин Георгиевич (1906-1971)

Константин Георгиевич Колганов родился в 1906 г. в г. Сызрань Куйбышевской области.

Деятельность КЕКолганова на научном поприще началась в 1934 г. в Омском сельскохозяйственном институте. После защиты кандидатской диссертации в

1939 г. он поступил в ЧИМЭСХ доцентом кафедры сельхозмашин.

С первого дня работы в институте Константин Георгиевич занимался решением проблемы обоснования и реализации двухфазного обмолота зерновых культур, а также совер-

шенствованием зерноуборочных комбайнов. Этой же теме посвящена докторская диссертация ученого, которую он защитил в 1953 г, окончив докторантуру при Академии наук СССР. Будучи проректором по науке, профессором, а затем заведующим кафедрой СХМ, Константин Георгиевич выполнял большую учебно-воспитатель-ную, методическую и общественную работу, помогал производству. Много сил он отдавал и исследовательской деятельности, активно привлекал к ней молодежь.

Учитывая большую значимость исследований по двухфазному обмолоту, решением Министерства сельского хозяйства СССР при ЧИМЭСХ была организована проблемная лаборатория по этому вопросу, которую возглавил К.Г.Колганов.

Константин Георгиевич известен в нашей стране и зарубежом прежде всего, как основатель нового направления в науке, позволившего создать целую серию комбайнов — СКД (в 60-е годы), СКД-5, СКД-6 «Сибиряк» и СК-6-ГГ «Колос» (70-е годы), «Енисей-1200» (в 80-е годы), идущий им на смену «Кедр». Перспективность двухфазного обмолота была многократно доказана в экспериментах и на производстве.

К.Г Колганов был очень требователен по отношению к своим ученикам, которым приходилось помногу раз что-то перепроверять, неоднократно дублировать опыты пока не оставалось сомнений в правильности технологических и технических решений. И это сказывалось на качестве диссертаций, выполненных под его руководством. Многие воспитанники Константина Георгиевича теперь профессора, доктора наук, заведующие кафедрами в разных вузах страны. У большинства из них сейчас свои научные школы.

Одна из последних статей ученого опубликована в журнале «Механизатор» (№ 10, 1971 г.) под названием «От теории двухфазного обмолота к практике современного комбайностроения». В ней были изложены основные особенности и преимущества двухфазного обмолота.

В этой же работе Константин Георгиевич подвел некоторые итоги и обобщил опыт, приобретенный коллективом кафедры за 20 лет прошедших с начала исследований до выпуска в 1969 г. Красноярским комбайновым заводом первых комбайнов «Сибиряк». Он отметил, что в результате проделанной работы был не только создан новый тип уборочных машин, которые позволяют получать менее травмированное зерно с высокими посевными свойствами, но и подготовлено много высококвалифицированных ученых.

Научная школа К.Г.Колганова представлена такими видными учеными как Б.Н. Четыркин, З.И. Воц-кий, Б.П. Кутепов, Н.И. Косилов, Н.Д. Дымченко, П.А. Шабанов, П.М. Каданцев, Ю.Ф. Загороднев, Н.П. Гречанин, К.В. Петроградов, Г.Ф. Лукиных и др.

Кубышев Владимир Алексеевич (1928-1989)

Владимир Алексеевич родился 1 февраля 1928 г вс. Ленинское Шабалинского района Кировской области.

С1951 по 1958 г. он был ассистентом и аспирантом; в 1958-1962 — старшим преподавателем, затем доцентом кафедры «Сельскохозяйственные машины» ЧИМЭСХ. В 1961 г. В.А. Кубышеву присуждена степень кандидата технических наук.

С 1962 по 1972 г. Владимир Алексеевич был проректором по научной работе ЧИМЭСХ, в 1969 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1970 г. — ученое звание профессора. 1972 г. — он избран членом-корреспондентом ВАСХНИЛ. В этом же году В.А. Кубышев стал директором Сибирского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1978 г. его избрали действительным членом (академиком) ВАСХНИЛ. С 1980 по 1982 г. он был академиком-секретарем Отделения механизации и электрификации сельского хозяйства ВАСХНИЛ и одновременно (1981-1983) руководил Всесоюзным научно-исследовательским институтом механизации сельского хозяйства. В 1982-1989 гг. Владимир Алексеевич занимал должность вице-президента ВАСХНИЛ.

Круг научных исследований академика В.А. Ку-бышева включал интенсификацию и автоматизацию процессов сепарации зерна, разработку технологических основ оптимизации и создание систем управления поточным линиями обработки зерна, создание системы зерноочистительных машин, развитие теории процесса сепарации и моделирование работы зерноочистительных машин. Он один из основоположников энергосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве.

Владимир Алексеевич выполнял большую общественную работу. Был членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники; председателем экспертного совета ВАК, членом экспертной комиссии Госагропрома СССР по премиям при Совете Министров СССР, заместителем председателя и членом президиума НТС по механизации, автоматизации и электрификации Госагропрома СССР, председателем секции механизации и электрификации сельского хозяйства Объединенного межведомственного совета по важнейшим комплексным проблемам сельского, водного и лесного хозяйства Государственного комитета СССР по науке и технике.

В. А Кубышевым подготовлено 28 кандидатов и 6 докторов технических наук, среди которых Ю.В. Терентьев, А.И. Климок, АГ. Громов, П.Н. Лапшин, В.П. Глотов, Н.В. Цугленок, Ю.А. Меновщиков, М. А Тулькибаев, АА. Несиков и др.