РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
СТАНЕТ ЛИ ТЮРКСКИЙ СОЮЗ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ВСТУПЛЕНИЮ ТУРЦИИ В ЕС?
Павел ВАРБАНЕЦ
кандидат политических наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины (Киев, Украина)
Политическая элита Турции уже который год рассматривает вопрос вступления страны в Евросоюз как логическое завершение процессов модернизации, начавшихся в стране еще во времена Ататюрка. До последнего времени явными противниками ее вступления в ЕС были лишь крайне правые националисты, не имеющие широкой поддержки населения. Что же касается тамошних исламистов, то они не только отказались от своей традиционной оппозиции Европе, но и сумели освоить преимущества евроинтеграции, которая позволяет им избавиться от установленного в стране жесткого контроля военных над политической сферой1.
1 Cm.: Roy O. Turkey Today: A European Nation? London, 2005. P. 2.
Политика, нацеленная на вступление в ЕС, позволяет правящей происламской партии «Справедливость и развитие» уже более шести лет удерживаться у власти. И курс на евроинтеграцию остается основой внешней политики страны. Однако недавние решения Франции и Австрии вынести этот вопрос на референдум фактически перечеркивают перспективы членства Турции в Евросоюзе. В связи с этим рано или поздно она будет вынуждена осознать, что ей следует искать иные внешнеполитические ориентиры.
Такой альтернативой для Анкары может стать тюркский мир, с которым она имеет тесные культурные и исторические связи, а также общие экономические интересы.
Почему Турцию никогда не примут в ЕС...
Официальные переговоры между Евросоюзом и Турцией о вступлении последней в европейское сообщество начались 4 октября 2005 года. Власти страны и сегодня решительно настроены выполнить все требования для вхождения в эту структуру. «Полноценное членство Турции в ЕС — наша стратегическая задача. Наша страна продолжит выполнять все необходимые для этого условия», — говорится в относительно недавнем сообщении МИД Турции2. Однако с каждым годом становится все более очевидно, что Турцию не примут в ЕС. Это обусловлено ее культурными, экономическими и политическими особенностями, а также сложной политической ситуацией в Евросоюзе, обострившейся вследствие его расширения на восток.
В целом перед страной стоят две группы проблем, которые не позволяют ей вступить в ЕС. Первая группа связана с объективными факторами, а именно с необходимостью модернизации экономики, политической системы и законодательства государства-кандидата на вступление в Евросоюз и приведение их в соответствие с европейскими требованиями. Страны-претенденты на вступление должны достичь соответствия многочисленным критериям для членства, призванным снизить цену и риск от такого членства для Евросоюза3. Вступление в ЕС любого государства требует выполнения последним ряда условий, определенных на Копенгагенском (1993 г.) и Эссенском (1994 г.) заседаниях Совета Европы о членстве в Евросоюзе. Некоторые основные условия интеграции в ЕС также зафиксированы в Белой книге Европейской комиссии (1995 г.). Только достигнув стандартов Евросоюза, определенная страна может претендовать на членство в этой организации. Вторая группа проблем обусловлена субъективными факторами: цивилизационно-культурными, историческими и географическими особенностями Турции, а также сложностью политической ситуации в самом Евросоюзе. И если первую группу проблем рано или поздно можно решить путем постепенной адаптации государства к европейским требованиям, то вторая группа не зависит непосредственно от воли и желания страны-кандидата на вступление в ЕС.
К первой группе проблем следует отнести вопросы экономического и социального характера, связанные с низким уровнем развития экономики Турции в сравнении с соответствующим уровнем ряда государств Евросоюза. Кроме того, кандидаты на членство в ЕС должны достичь определенных высот политической демократии, стандартов в социальной сфере: доходов, структуры потребления, качества жизни, трудоустройства. Без этого нельзя присоединиться к европейскому рынку труда, получить доступ к рынкам товаров и услуг, сформировать широкий средний класс. Среди экономических проблем для Турции наиболее сложной является адаптация к европейским требованиям сельского хозяйства страны. Так, по подсчетам экспертов ЕС, включение турецкого агрокомплекса в рамки европейских стандартов будет стоить Евросоюзу 11,3 млрд евро, что больше, чем для интеграции в эту структуру сельского хозяйства всех 10 государств, вступивших в нее в 2004 году. В сельском хозяйстве Турции занято 36% ее трудоспособного населения (около 8 млн чел.), а во всех государствах ЕС — 6,5 млн чел.4
Кроме того, у Анкары есть сложности с развитием демократии. Турция — демократическая, но авторитарная страна, в которой у основ государственности находятся воен-
2 См.: Рейтер, 5 ноября 2008.
3 См.: Arikan H. Turkey and the EU: An Awkward Candidate for EU Membership? Burlington, 2003. P. 9.
4 См.: Друзенко Г. Европейская интеграция: равнение на Великобританию и Турцию // Зеркало недели. 16—29 июля 2005, № 27 (555).
ные, владеющие прямыми механизмами влияния на ее политическую систему5. В последние годы Турция значительно реформировала Конституцию и законодательство, в результате чего предоставлены свободы всем этническим меньшинствам, запрещена смертная казнь, ограничены возможности военных влиять на политическую жизнь государства. К примеру, была уменьшена роль Совета национальной безопасности в политической жизни (принята поправка к 118-й статье Конституции), отменена 143-я статья Основного закона (ликвидированы суды государственной безопасности). Как следствие, Европейская комиссия приняла решение о том, что Турция в целом соответствует Копенгагенским критериям, хотя определенные замечания к Анкаре все же остались.
Проблемой для Турции остается и необходимость адаптации ее законодательства к европейским стандартам. По мнению экспертов, на приведение его в соответствие с общеевропейским, в котором насчитывается около 88 тыс. страниц, может потребоваться от 10 до 15 лет.
Ко второй группе проблем следует в первую очередь отнести географические факторы: громадные, по европейским меркам, территория и численность населения страны. Первый показатель равен 775,3 тыс. кв. км, что превышает территорию таких больших государств Европы, как Франция (544 тыс. кв. км), Испания (505 тыс. кв. км) и Германия (356,3 тыс. кв. км). На данный момент количество населения страны составляет около 70 млн чел. Таким образом, эти показатели значительно выше, чем в любом государстве, принятом в ЕС в последние годы, и приближаются к показателям стран — лидеров Евросоюза. По численности населения Турция уступает лишь Германии6. Турецкие эксперты признают, что размеры Турции — одна из причин, по которым Брюссель вынужден вести с Анкарой особые переговоры в связи с потенциальной опасностью негативного влияния на Евросоюз членства Турции в этой организации7.
Большая численность населения Турции и его относительная бедность представляют для Европы также угрозу неконтролируемой трудовой иммиграции. Турция уже сегодня — источник значительной миграции, а европейская общественность весьма скептически относится к перспективе интеграции турок, которые уже живут в Европе, в европейские общества8.
К большой численности населения Турции как потенциального кандидата на вступление в ЕС не готово и европейское законодательство. Согласно нормам европейского права отдельные страны получают квоту мест в Европарламенте в соответствии с количеством их населения. Выходит, что в случае принятия Турции в Евросоюз, она получит одно из самых больших представительств в Европарламенте и войдет в ряд наиболее влиятельных его членов.
Однако самая главная для европейской общественности проблема — цивилизационно-культурная. Напомним, что ЕС может расширяться лишь на основе признания стра-нами-кандидатами системы ценностей, на которую он опирается. Эти общие ценности зафиксированы в Парижской хартии 1990 года и Маастрихтском соглашении 1992-го. Только на основе этих ценностей как государства, так и сообщества европейских стран в целом будут в состоянии нести общую ответственность и решать проблемы, возникающие перед ними в условиях прогрессирующей глобализации. Однако у населения Турции другой менталитет, иные традиции и ценности. Турция — мусульманская страна (в отличие от христианской Европы) и имеет ряд таких историко-культурных проблем, как взаимоотношения с Грецией, кипрский и армянский вопросы.
5 Cm.: Roy O. Op. cit. P. 4.
6 Cm.: Turkey and Central and Eastern European Countries in Transition: Towards Membership of the EU / Ed. by S. Togan, V.N. Balasubramanyam. New York, 2001. P. 9.
7 Cm.: Arikan H. Op. cit.
8 Cm.: Roy O. Op. cit. P. 3.
Ситуация осложняется и тем, что к вступлению Турции в ЕС негативно настроена общественность европейских государств. Фактически этот вопрос вызвал кризис в Евросоюзе. То, что Франция и Нидерланды сказали «нет» Конституции Европы, обусловлено в первую очередь их разочарованием расширением ЕС. Согласно социологическим опросам, 62,8% жителей Дании настроены против членства Турции в Евросоюзе. Не хочет видеть Турцию в ЕС и население Франции, Австрии, Кипра. По данным последних опросов, для 74% австрийцев Турция просто не является европейским государством. Примерно столько же считают, что существует слишком много различий в сфере культуры. Лишь 5% австрийцев поддерживают идею вступления Турции в Евросоюз. Во Франции только 22% положительно относятся к вступлению Т урции в ЕС, в Кипрской Республике — 19% респондентов9.
В странах Евросоюза принято учитывать общественное мнение, и правительства ряда его государств уже заявили, что вопрос о приеме Турции будет вынесен на всенародный референдум. К примеру, во Франции принят закон, в соответствии с которым согласие на вступление в Евросоюз новых членов будет утверждаться на национальном референдуме. О проведении референдума заявило и руководство Австрии. Канцлер же Германии А. Меркель неоднократно подчеркивала, что Анкара может рассчитывать лишь на статус привилегированного партнерства. С учетом мирового экономического кризиса, охватившего в том числе страны ЕС, перспективы членства Турции в Европейском союзе весьма туманны.
Ждет ли Анкару «поворот» на Восток?
Если ЕС и в дальнейшем не будет делать шагов навстречу Турции, велика вероятность того, что уже в ближайшее время ее истеблишменту придется пересмотреть свое отношение к вступлению в объединенную Европу. В стране уже поднимается волна недовольства пронационалистически настроенной части населения, разочарованной евроин-теграционной политикой Анкары. Так, в ходе пребывания в Турции делегации ЕС (май 2008 г.) в столице прошел многотысячный митинг против интеграции страны в Евросоюз. Из разных ее городов в Анкару прибыли десятки тысяч студентов и представителей общественных организаций, которые скандировали: «Мы — солдаты Ататюрка», «Турецкая молодежь — за независимую светскую Турцию, против членства в Европе». Манифестанты призывали бойкотировать переговоры с Евросоюзом, по их мнению угрожающие национальным интересам Турции10.
Не исключено, что чем больше страна будет разочаровываться в ЕС, тем сильнее в ней зазвучат призывы к интеграции тюркского мира, в котором Анкара занимает лидирующие позиции. В перспективе предполагаемый союз тюркских государств может стать достойной альтернативой вступлению Турции в ЕС. Экономически страна уже достаточно окрепла для того, чтобы претендовать на роль регионального лидера. Так, с 2002 года рост ее валового внутреннего продукта превышает 7%, в 2007-м ВВП составил 400 млрд долл. Тем самым Турция обеспечила себе место в числе 20 наиболее экономически развитых государств мира и всерьез планирует если не превзойти, то по крайней мере повторить успех «азиатских тигров»11.
9 См.: Die Presse, 18 August 2008.
10 См.: Гурьев А. Ситуация в Турции. Апрель 2008 г. // Институт Ближнего Востока, 4 мая 2008 [http:// www.iimes.ru/rus/stat/2008/04-05-08.htm]
11 См.: Писковый В. Третья религия Турции // Зеркало недели, 12—18 января 2008, № 1 (680).
Уже сейчас Турция прилагает значительные усилия для того, чтобы считаться крупным региональным игроком. Это, в частности, подтверждают встречи ее руководства с лидерами стран Центральной Азии и Ближнего Востока, а также та активная роль, которую стала играть Турция в Организации Исламская конференция.
Однако если в 1990-х годах политика Турции в республиках Центральной Азии строилась во многом на эмоциях, то ныне она подходит к вопросам интеграции и сотрудничества с государствами региона более взвешенно. По мнению Анкары, тюркские республики должны сближаться прежде всего на основе экономического и культурного партнерства. Примером успешной интеграции может служить тот же Евросоюз, в котором государства Европы сначала занялись решением экономических вопросов, а уже после того перешли к созданию единых политических институтов и структур. Стратегической целью Турции, разумеется после реализации этапа экономического объединения, может стать создание политического союза тюркоязычных государств и его превращение в весомый инструмент международной политики. События 2007—2008 годов свидетельствуют, что Анкара уже начала предпринимать конкретные шаги по развитию такого союза, для создания административно-организационного каркаса которого она стремится использовать опыт строительства структуры ЕС.
На пути к реализации модели общетюркского союза Турция действует по нескольким направлениям. В первую очередь эта политика включает:
1) стратегию, направленную на создание единого энергетического бассейна, который не должен зависеть от России и который даст возможность республикам Центральной Азии получить прямой доступ к рынкам Европы. Здесь Турция будет выступать в роли основного транспортного коридора для поставок энергоносителей;
2) активизацию развития деловых отношений и создания единой системы коммуникаций в регионе, что должно усилить товарооборот и систему личных контактов как между руководством отдельных стран, так и среди простых людей;
3) сотрудничество в сфере языка и культуры, призванное сформировать идеологическое обоснование интеграционных вопросов тюркско-исламского мира;
4) постепенное усиление политической интеграции государств региона путем создания институтов по примеру ЕС.
Действительно, в последнее время Турция прилагает значительные усилия в направлении развития деловых отношений со странами Евразии. Прямые инвестиции турецких фирм в этот регион уже превысили 8 млрд долл. Кроме того, национальные подрядчики реализуют в евразийских государствах свыше 1 700 проектов на общую сумму 35 млрд долл.
Турция стремится стать «энергетической биржей» региона, монополизировав энергетические потоки, идущие с востока на запад. Достаточно назвать сданный в эксплуатацию трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, обеспечивающий поставки 50 млн т сырой нефти в год12. В 2007 году Казахстан подписал соглашение о присоединении к этой магистрали, что стало важным фактором реализации энергетической политики Турции в регионе. Страна также усиливает сотрудничество с соседним Ираном. Несмотря на то что Вашингтон осуждает сотрудничество Анкары с Тегераном, в конце 2007 года они подписали соглашение на 1 млрд долл., предусматривающее модернизацию энергетических сетей обеих стран13. Уже ныне Турция ежегодно поставляет на международные
12 См.: Писковый В. Указ соч.
13 См.: Zaman, 18 December 2007.
рынки до 40 млрд куб. м газа и 300 млн т нефти. В ближайшем будущем эти показатели увеличатся, если запланированные проекты по экспорту газа в Европу, осуществляемые совместно с Италией и Грецией («Интерконнектор»), а также с Болгарией и Румынией («Набукко»), будут реализованы.
В создании для региона единой системы коммуникаций показателен проект строительства к 2011 году железной дороги Карс — Тбилиси — Баку пропускной способностью в 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов14. Она соединит менее развитую восточную часть Турции с Азербайджаном и Грузией, облегчит доставку товаров и торговлю с Азербайджаном (с последующим выходом в республики Центральной Азии).
В сфере культуры и политики первоначальным объектом совместных усилий стало проведение международных тюркских курултаев, первый из которых состоялся 21 марта 1993 года. Они задуманы как съезды представителей прежде всего общественных организаций тюркских государств и общин всего мира, проводятся параллельно саммитам тюркских государств, идея организации которых принадлежит восьмому президенту Турции Т. Озалу. В саммитах — первый из них был проведен в Анкаре 30—31 октября 1992 года — участвуют высшие представители государственных структур тюркских стран. Когда в 2002 году к власти в Турции пришла партия «Справедливость и развитие», она отказалась от этой идеи, однако в 2006 году исламисты возобновили проведение курултаев, сделав тюркское направление своей внешней политики одним из при-оритетных15.
Большое значение в развитии сотрудничества, в том числе в политической сфере, сыграл Десятый курултай, состоявшийся в 2006 году. Именно с того времени Турция начала переходить от деклараций к практическим действиям. Тогда впервые в работе курултая участвовали представители государственных органов власти, включая премьер-министра Турции и президента Азербайджана. Турция начала переходить от деклараций к практике. Так, глава правительства Р. Эрдоган выступил на курултае с инициативой создать Содружество тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единых позиций. «История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни», — подчеркнул в своем выступлении Р. Эрдоган. Он также призвал тюркские государства, в первую очередь Азербайджан и Казахстан, действовать «единым фронтом» в энергетической сфере. По его мнению, такие транснациональные проекты транспортировки энергоресурсов, как Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум уже создали хорошую основу для совместных действий тюркских государств и общин16.
Перспективы интеграции региона подтвердил и Одиннадцатый курултай, состоявшийся в Баку 17—19 ноября 2007 года. На форум пригласили 550 участников и гостей из 30 стран. Съезд собрал представителей Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Монголии, а также ряда других государств. В открытии мероприятия участвовали президент Азербайджана И. Алиев, премьер-министр Турции Р. Эрдоган, экс-президент Турции С. Демирель, а также высокопоставленные лица других тюркских стран.
По итогам его работы был принят пакет рекомендаций и предложений. В числе рекомендаций выделяются подготовка концепции о создании объединения тюркских госу-
14 См.: Hurriyet, 24 July 2008.
15 См.: Гурьев А. Анкара укрепляет тюркский фактор своей внешней политики II Институт Ближнего Востока, 22 марта 2008 [http:IIwww.iimes.ruIrusIstatI2008I22-03-08.htm].
16 См.: Там же.
дарств, создание постоянного секретариата глав государств, проведение совместных мероприятий по проблемам тюркских народов.
Кроме того, участники съезда договорились о принятии мер по созданию общего алфавита тюркоязычных стран и взаимодействия с этой целью академий наук тюркского мира, а также подчеркнули необходимость учредить экономический союз тюркоязычных государств, аналогичный ОПЕК.
Предложение о создании межпарламентской ассамблеи тюркоязычных стран нашло отклик, и 21—22 февраля 2008 года в турецком курортном городе Анталья состоялось первое заседание Межпарламентского совета тюркоязычных государств. В его работе участвовали вице-спикеры Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана. По итогам заседания был подписан Протокол о намерении создать Межпарламентскую ассамблею тюркоязычных стран. Кроме того, подготовлен проект устава межпарламентского меджлиса тюркоязычных государств; в частности, заседания Межпарламентской ассамблеи планируется проводить не реже одного раза в год. Председательство будет осуществляться поочередно, в алфавитном порядке. Срок полномочий страны-председателя — один год. Рабочими языками ассамблеи будут государственные языки стран-участниц17. Наряду с этим в проекте устава зафиксированы следующие положения:
■ дальнейшее развитие сотрудничества между парламентами стран-участниц;
■ обеспечение поддержки в организации саммитов глав тюркоязычных государств;
■ выработка общих политических взглядов, организация совместных мероприятий;
■ обмен опытом законодательной работы, аккомодация национальных законодательств;
■ проведение совместной законодательной работы, направленной на сохранение общей истории, искусства, литературы тюркоязычных народов, а также их наследия и ценностей в других сферах;
■ учреждение совместных механизмов для выполнения поставленных целей18.
В соответствии со статьей 12, Соглашение было открыто для подписания законодательными органами всех тюркоязычных государств и вступает в силу в случае, если его ратифицируют хотя бы три парламента стран-участниц.
Соглашение вступило в силу 21 ноября 2008 года, когда в Стамбуле прошла Конференция председателей парламентов Межпарламентской ассамблеи тюркоязычных стран, где документ об учреждении этой ассамблеи подписали председатель Великого национального собрания Турции К. Топтан, председатель Милли Меджлиса Азербайджана О. Асадов, председатель Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана А. Тагаев, заместитель председателя Сената Казахстана М. Копеев.
В официальном открытии Конференции принял участие (наряду с вышеуказанными персонами) президент Турции А. Гюль. Выступая на мероприятии, он назвал создание Межпарламентской ассамблеи тюркоязычных государств значимым событием, а также сообщил, что параллельно ведется работа по учреждению Совета аксакалов (старейшин).
На Конференции было решено, что при Ассамблее будет создан секретариат. Работа по его формированию будет продолжена на Бакинском саммите глав государств тюркоязычных стран, который планируется провести в начале 2009 года19.
17 См.: Гурьев А. Указ. соч.
18 См.: Там же.
19 См.: ANS-PRESS, 21 ШуетЬег 2008.
Как подтверждают обозначенные выше факты, процессы интеграции тюркоязычных государств в последние годы усиливаются по инициативе Анкары. Она старается не форсировать события, но уверенно идет к намеченной цели. В связи с этим следует отметить, что и Европейский союз создавался не один год: процесс интеграции в принципе довольно болезненный, сложный и долгий. Однако уже можно говорить о ряде весомых достижений. К примеру Ашхабад, еще год назад негативно относившийся к идее создания союза тюркских государств, уже настроен положительно. Здесь сыграл позитивную роль и официальный визит премьер-министра Турции Р. Эрдогана в Туркменистан 3—4 октября 2008 года. Наблюдатели полагают, что и Узбекистан лишь временно критически оценивает транстюркскую интеграцию. Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе союз тюркских государств станет серьезной альтернативой евроинтеграционной политики Анкары.