Научная статья на тему 'Стандарты в стоматологии и качество лечения'

Стандарты в стоматологии и качество лечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1381
905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко В. В., Кураскуа А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты в стоматологии и качество лечения»

ДИСКУССИИ

СТАНДАРТЫ В СТОМАТОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ЛЕЧЕНИЯ

Бойко В. В., академик международной БПА, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования, Российская Федерация

Кураскуа А. А., генеральный директор компании «Северная Синица», стоматолог-хирург, имплантолог, кандидат медицинских наук, Российская Федерация

Современная стоматология. — 2015. — №1. — С. 50-54.

Boyko V. V., Saint Petersburg University of Dental Post-Graduate Education, Russia Kuraskua A. A., Director General of Company "Severnaya Sinitsa", Russia Dental standarts and quality of treatment

Sovremennaya stomatologiya. — 2015. — N1. — P. 50-54.

На протяжении нескольких лет активно обсуждается проблема стандартов в стоматологии. Ей посвящены публикации, выступления докладчиков, о ней говорят врачи и руководители стоматологических клиник. Надо полагать, всеми движет стремление повысить качество стоматологического лечения и ответственность докторов за результаты работы, укрепить престиж стоматологии в обществе. Не исключено также, что некоторых владельцев клиник не устраивает только финансовая успешность, поскольку повышение денежной выработки (иногда открытая погоня за рублем) без жесткого контроля качества оказания услуг может снизить поток пациентов и привести к рекламациям. Всем уже понятно, что вопросы регулирования отношений врач - пациент становятся все более актуальными и требуют конкретных решений.

Казалось бы, интерес к стандартизации -явление прогрессивное, однако его следует рассматривать с разных точек зрения, отвечая на логичные вопросы. Приглашаем читателей к их обсуждению.

Начнем с понятия «стандарт». В словаре С. И. Ожегова находим две трактовки, обнажающие диалектическое содержание данного слова.

Стандарт. 1. Образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.

2. Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого.

Вот перечень стандартов, наличие и соблюдение которых не вызывает воз-

ражений, они созданы и действуют на практике.

• Стандарты подготовки врача - его профессиональные знания и основные мануальные навыки, которые подтверждаются стандартным набором документов (диплом, сертификат и т. п.).

• Стандарты медицинской и правовой документации, касающейся соблюдения прав сотрудников и пациентов, - перечень, правила (протоколы диагностики и лечения).

• Стандарты оформления рабочего места стоматолога, а также других участников оказания медицинской помощи.

• Стандарты использования лечебных материалов, лекарственных препаратов, инструментов, приборов, стоматологических и рентгеновских установок.

• Стандарты использования помещений - санитарные и эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасное пребывание персонала и пациентов в клинике.

Рассуждая о стандартизации и стандартах, определяющих качество лечения, надо исходить из понятия «качество».

Качество - всегда степень соответствия чему-либо заданному - объективно или субъективно.

Если речь идет о качестве в медицине, то под объективно заданным имеются в виду, прежде всего, медицинские каноны.

Медицинские каноны - совокупность норм и правил, профессиональных требований, нравственных и деонтологических принципов врачевания.

Перечень канонов несложно составить, исходя из истории и философии медицины, а также здравого смысла.

Основные каноны:

- не навреди больному;

- сделай все возможное для сохранения и поддержания его здоровья;

- соблюдай меры безопасности;

- руководствуйся жалобами пациента и объективными данными о том, что его беспокоит;

- действуй в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями;

- лечи действиями, лекарствами и словами;

- щади психику пациента;

- не переходи границ своей профессиональной компетенции;

- уважай личность пациента и т. д. Среди современных канонов, определяющих качество стоматологического лечения, следует назвать, прежде всего, такие:

^полный спектр оказания стоматологической помощи; ^консилиум (по показаниям); ^гигиеническая чистка перед любым лечением;

^наличие панорамного снимка при первичной консультации пациента;

^обязательная компьютерная томография (в обоснованных случаях);

^объяснение пациенту связи показателей соматики с состоянием полости рта;

^составление и в максимальной степени выполнение рекомендуемого плана лечения;

^ проведение контрольных осмотров после сложного лечения или с трудно предсказуемым результатом;

^составление индивидуального плана профилактики;

^разъяснение пациенту достоинств новых технологий и материалов (сравнительный аспект);

^ предупреждение о возможном дискомфорте и правильных действиях при их выявлении;

^скорейшее оказание помощи в случаях дискомфорта;

^определение гарантий и гарантийное обслуживание.

Среди субъективных факторов, определяющих качество лечения, можно назвать запросы потребителя, возможности и представления о качестве исполнителя, установки владельца бизнеса на качество лечения, осуществляемого докторами.

Как показывают результаты опросов руководителей клиник и стоматологов, а также некоторые публикации, под стандартами разумеют различные документы, которые не содержат в себе заданный образец качества. Это протоколы ведения больных; технологические руководства, разработанные авторами лечебных методик и материалов; алгоритмы проведения консультаций и консилиумов.

Протокол оказания стоматологической помощи - это нормативный документ ведения пациента, описывающий диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, направленные на устранение конкретного заболевания и достижение желаемых результатов в соответствии с предложенными критериями.

Полное собрание составленных и рекомендуемых стоматологам протоколов -важнейший компонент качества лечения, включающий около 250 клинических форм патологий в разных направлениях стоматологии (терапия, хирургия, ортодонтия, ортопедия, пародонтология). Протоколы обычно имеют идентичный образ: клиническая форма заболевания, его диагностические критерии (клинические и процедурные), лечебные мероприятия (основные и дополнительные), типовые рекомендации пациентам, условия диспансеризации (наблюдения у стоматолога), вероятные результаты (в случае эффективного и неэффективного лечения), критерии эффективности.

Можно ли протокол считать стандартом качества лечения, то есть образцом, которому что-нибудь должно удовлетворять по своим признакам. Нет, поскольку протокол фиксирует перечень типичных проявлений той или иной патологии, манипуляций, критерии эффективности данного лечения. Перечень чего-либо не есть стандарт качества лечения. Каждый протокол в

концентрированной форме излагает самые важные профессиональные знания, касающиеся конкретной клинической формы заболевания, например начального кариеса постоянных зубов или генерализованного пародонтита. Выжимки из учебников, упоминаемые в протоколе, также нельзя считать стандартом.

Алгоритм - набор, цепочка последовательных действий, приводящих к искомому результату наиболее экономичным, заранее продуманным или выверенным образом.

При осуществлении стоматологической помощи алгоритмы играют важную роль, поскольку упорядочивают работу врача и ассистента, фиксируют их внимание на этапах осуществления манипуляций или взаимодействия с пациентом. Можно алгоритмизировать консультацию и консилиум, работу с панорамным и компьютерным снимком, анкетой о здоровье пациента. Алгоритмизации поддаются различные аспекты предоставления платных услуг, то есть дополнительные факторы, сопровождающие стоматологическую помощь. В их числе сервис, документальное и информационное оснащение услуг, ознакомление пациентов с договором, прайсом и т. д.

Правомерно ли отождествлять понятия «алгоритм» и «стандарт»? Нет, конечно. Алгоритм включает действия, стандарт -это образец и его атрибуты. Правильные действия могут способствовать достижению стандарта, но между ними нельзя поставить знак равенства.

Точно так свою семантическую специфику и функции имеют такие документы, как методики лечения, использования материалов, применения средств диагностики и проведения обследований. Соблюдая методические указания, врач должен подходить к ним творчески, значит, стандарты здесь ни при чем.

Что сегодня пытаются стандартизировать? Создается впечатление, будто манией стандартизации охвачены все аспекты медицинской деятельности и врачебной практики. Минздрав Российской Федерации (приказ № 12/2 от 19.01.1998 г.) поставил в повестку дня использование стандартов при лицензировании медицинской деятельности. Пожалуй, это правомерно. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О стандартизации» стандарты относятся к числу основных условий без-

опасности стоматологических услуг для пациентов. Другие источники утверждают, что стандарты должны содержать основные правила оказания стоматологических услуг. В третьих публикациях и документах речь идет о стандартизации медицинской помощи. В четвертых - о стандартизации профессиональной деятельности и информационного обеспечения. Еще кому-то видятся стандарты диагностические, лечебно-технологические, медико-экономические, научно-медицинские. Кроме того, ставится проблема стандартизации этапов лечения - диагностического и лечебного. Наконец, звучат предложения стандартизировать результаты лечения. Стандартизация приобретает масштабы кампании - неотъемлемый признак чиновничества и бесплодного бумаготворчества.

Если представить себе, что стандартизация когда-либо завершится в полном объеме, то клиники превратятся в хранилище нереализованных стандартов, врач трансформируется в робота, управляемого многочисленными заданными программами. Пациенту не позавидуешь.

На первый взгляд, в стоматологии наиболее перспективен традиционный подход к стандартам по аналогии с контролем готового изделия в конце технологической цепочки - сравнение полученного результата с заданным образцом. Если стандарт не выдерживается, изделие возвращается на переработку или выбрасывается. Некоторые сторонники такого «технологического» подхода полагают, что если будут разработаны подобные стандарты в стоматологии, то это позволит не только проверять, но и упреждать качество лечения. Испытаем эту идею на соответствие логике и практическим результатам.

Вопрос первый. Кто должен разработать стандарты качества лечения?

Согласно Основам законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением входит в компетенцию Российской Федерации, то есть федеральных органов государственной власти и управления. В соответствии с решением Совета СтАР от 9 сентября 2003 г. была создана комиссия по стандартизации в стоматологии. Она, как известно, действует, но с большим трудом и медленно охватывает весь заявленный спектр стандартизации.

Ситуацию пытаются исправить на местах - ведь кампания по стандартизации запущена. Появлялись на свет божий «территориальные стандарты» в стоматологии, что явно не соответствует цели создания единых образцов и критериев оценки стоматологической помощи. Многие клиники разрабатывают свои «местечковые» стандарты. В некоторых случаях доктора заявляют, что у них существуют «жесткие стандарты», «гибкие стандарты», «стандарты для молодых врачей». Это выше всякого понимания. Известны попытки руководителей клиник подвести под стандарт отличный, удовлетворительный и неудовлетворительный результаты лечения, снабдив каждую оценку соответствующими показателями. Это напоминает единый государственный экзамен в школе.

Если дело пойдет так и дальше, то в ближайшей перспективе в стоматологии может оказаться столько стандартов, сколько клиник в России. Разработку стандартов в отдельно взятой клинике поручают кому-либо из продвинутых специалистов - в приказном порядке или на добровольной основе. Таким образом, содержание стандартов зависит от профессиональной подготовки, опыта, компетентности, интеллекта и, если угодно, зрелости личности конкретного составителя. Трудно придумать что-либо более абсурдное в медицине: специалист сам для себя составляет стандарты лечения.

Нередки случаи, когда «местечковые» лечебные стандарты, введенные клиникой, прикрывают профессиональную несостоятельность докторов. Пациентам заявляют (обычно в договоре на оказание услуг): «лечим без гарантий в силу биологических особенностей организма человека» или «год гарантий во всех случаях». Такой подход к гарантиям противоречит медицинскому постулату об индивидуальном подходе к каждому клиническому случаю, опровергает все достижения современной стоматологии и отводит пациенту роль неумного объекта, который должен платить неизвестно за что.

За «местечковыми» стандартами порой угадывается попытка прикрыть коммерческую алчность руководителя клиники и врачей.

Пример. В клинике объявлен «стандарт»: все зубы с гранулемами только удаляем, ставим зубные импланты. При этом взятая на вооружение тактика прикрывается в объяснениях пациентам стандартами,

якобы действующими в Европе и США. Для усиления воздействия на человека «нагоняют страх» (максимально напугать пациента сложностью клинического случая, чтобы предложить ему объемные дорогие услуги). Еще более возмутительно то, что свое делячество стараются прикрыть обещанием скидок. Это больше похоже на мошенничество, возведенное в стандарты.

Еще примеры. Издается распоряжение, согласно которому все пациенты, обратившиеся за лечением, обязательно должны сделать рентгенологический снимок непосредственно в клинике, даже если уже есть ОРТО или КТ полученные 2-3 дня назад, и на них хорошо просматривается (диагностируется) патология. Другая разновидность выкачивания денег под видом стандартов лечения - требование всем пациентам сделать анализы крови, поскольку в клинике есть своя клиническая лаборатория.

Вопрос второй. Как совместить стандарты с принципом индивидуального подхода к пациенту в каждой клинической ситуации?

Стандарт, как известно, призван обеспечить однозначность требований, идентичность их понимания и неукоснительное соблюдение. Однако почти каждый клинический случай специфичен, поскольку определяется многими факторами (общее здоровье пациента, самочувствие на момент оказания помощи, ситуация в полости рта, сложность патологии, объем и качество выполнения подготовительных рекомендованных мероприятий, наличие вредных привычек и условий профессиональной деятельности и др.). Например, какими стандартами (и сколько их) следует руководствоваться, чтобы оценить качество диагностики и лечения заболеваний височно-челюстного сустава? Установление причины выявленной патологии, постановка диагноза, выбор тактики и варианта лечения - все это невозможно стандартизировать. Качество лечения зависит от квалификации, опыта врача, его интуиции, а главное - от его клинического мышления.

Клиническое мышление врача - способность оперировать множеством исходных факторов, вероятных причин заболевания с целью прогноза его развития, постановки обоснованного диагноза, выбора оптимальных средств, варианта, методики лечения и реабилитации пациента.

Вместо клинического мышления в профессиональную деятельность сто-

матолога вводят стандарты, нечто вроде верстовых столбов, якобы символизирующих уровень его развития. Не приведет ли стандартизация к роботизации врача, к снижению планки нравственности среди медиков? Напомним, что Гиппократ приравнивал врача к философу: «Врач-философ равен богу».

Возьмем проблему гарантий. Гарантии должны определяться на каждую конкретную работу (лечение зуба, постановка импланта в конкретной позиции и т. д.) в зависимости от объективных обстоятельств (состояние общего здоровья пациента, объем выполненного рекомендованного плана лечения (некоторые его пункты могут прямо или косвенно влиять на успешность лечения), сложность клинического случая, клиническая ситуация в полости рта, особенности (достоинства) выбранной технологии и материалов, наличие вредных условий работы пациента, оказывающих неблагоприятное влияние на результаты лечения). Такой подход к определению гарантий - тоже стандарт, он предполагает многоаспектный, ответственный, творческий подход к прогнозируемым результатам лечения. Он разительно отличается от безответственного стандарта, когда дают год гарантий на все виды лечения и во всех клинических ситуациях, что, кстати сказать, противоречит Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно этому правовому документу, надо определять гарантийный срок и срок службы, если работа имеет вещный, предметный результат. Если же по медицинским показаниям сроки определять не принято, с пациентом нужно договариваться о проценте вероятности достижения желаемого результата с учетом объективных обстоятельств клинической ситуации.

Вопрос третий. Как быть, если врач выполнил стандартную схему лечения, но пациент недоволен результатом?

Доктор правильно поставил диагноз, исходя из жалоб пациента и объективного обследования, грамотно заполнил медицинскую документацию, утверждает, что соблюдал все технологические требования, а клиент заявляет рекламацию. Анализ подобных ситуаций показывает, что врачам не хватает клинического опыта, чтобы распознать скрытую патологию, и мануальных навыков, чтобы правильно применить методику лечения.

Таким образом, качество лечения зависит не только от «чистоты» выполнения стандартов, а, в первую очередь, от профессионализма врача. Банальность? Тогда почему сторонники стандартизации смещают акценты, вследствие чего иные стоматологи и руководители клиник видят сегодня основную цель в овладении стандартами, а не в повышении уровня мастерства? Будет мастерство - стандарты не потребуются.

Вопрос четвертый. Как расценивать ситуации, когда врач лечил не то, что надо, но при этом результат соответствует стандартам качества?

Пример. Терапевт провел эндодонтиче-ское лечение, хотя у пациента был выявлен глубокий кариес. При этом клиническая картина, обоснование и этапы лечения описаны академически и «подогнаны» под диагностику пульпита.

Вот случай из рекламаций. Терапевт обнаружил и зафиксировал на схеме, врученной пациентке, кариес двух передних зубов с внутренней стороны. Женщина усомнилась и услышала от врача: «Придете домой, посмотрите в зеркало». Почему-то нарушения не были объективизированы ни с помощью зеркала, ни с использованием маркера. Пациентка пошла в другую клинику «перепроверить» диагноз: два специалиста не выявили там кариес - ни визуально, ни с помощью маркера. Если бы лечение провел доктор, который решил лечить несуществующий кариес, то, не исключено, что все показатели качества были бы достигнуты.

Таким образом, престиж стоматологии и качество лечения завязаны не только и не столько на стандартах. Куда важнее такие факторы-предпосылки качества, как парадигма отношений доктора к пациентам, честность, нравственная составляющая. Если посмотреть на проблему шире и глубже, то первопричина качества лечения или его отсутствия кроется в корпоративной культуре, сложившейся в клинике, в идеологии ее владельца. Нередко руководители сознательно закрывают глаза на делячество врачей, побуждают их продавать самые дорогие технологии, отучая тем самым руководствоваться исключительно медицинскими показаниями. Главное - максимальные прибыли. Никакие стандарты не устоят перед желанием директора и врача заработать больше в рыночных условиях предоставления услуг.

Лечение пациентов строго по медицинским показаниям и выполнение установленного докторам финансового плана - вещи несовместимые, как несовместимы гений и злодейство. Правда, некоторые руководители утверждают, будто можно получать большие доходы и добиваться хороших показателей качества. Да, можно, но тут возникает следующий вопрос.

Вопрос пятый. Возможно ли проконтролировать каждую выполненную работу врача в соответствии с имеющимися в клинике стандартами качества по каждой нозологической форме?

Для этого проверяющему надо установить обоснованность каждого диагноза, но очень часто, как показывают результаты независимых исследований, в медицинских картах врачи не указывают основные симптомы поставленного диагноза. Далее надо убедиться в адекватности выбранной доктором методики лечения и правильном ее выполнении в каждом клиническом случае, но проверяющий не сидит за спиной специалиста на протяжении процесса лечения и не контролирует его ход. Наконец, надо иметь объективные результаты каждого проведенного лечения: начальные и итоговые снимки, провести независимый осмотр пациента (желательно отсроченный). Кто компетентно проделает комплексную проверку качества каждого лечения, если учесть, что в день проходит около 60 пациентов при хорошей загрузке клиники на четыре кресла?

Таким образом, основным оценщиком качества своей работы становится сам врач. Невольно вспоминается девиз борьбы с «зайцами» на городском транспорте в советские времена: «Граждане! Лучший контролер - ваша совесть!». Наивность упования на совесть армии докторов подтверждается мнениями опрошенных владельцев и главных врачей клиник. Они часто отмечают, что врачи не хотят отвечать за свою работу, не используют имеющиеся стандарты качества.

Вопрос шестой. Как быть, если проверка качества лечения с помощью стандартов дает удовлетворительный результат, но в то же время были нарушены медицинские каноны, что выявляется в отдаленные сроки?

Примеры, когда показатели качества лечения могут быть установлены при нарушении медицинских канонов.

• Беременной женщине изготовили ортопедическую конструкцию, которой, по всей

вероятности, в дальнейшем невозможно будет пользоваться в связи с прогнозируемыми изменениями в полости рта на фоне перестройки организма.

• Гигиенист предлагает пациенту удалить восьмерку слева внизу, поскольку ее неудобно чистить (хотя зуб в хорошем состоянии и не беспокоит). Совет, данный гигиенистом, не обоснован объективными показаниями и не щадит пациента.

• Терапевт по всем стандартам реставрировал зуб, который, как оказалось, придется удалить, поскольку он не сможет служить опорой для ортопедической конструкции. Врач либо зашел за границы своей компетенции, либо хотел заработать, навредив пациенту.

Таким образом, надо признать: главный критерий в области оказания стоматологических услуг - не стандарт, а медицинские каноны «принеси пользу» и «не причини вреда».

Врач, руководствуясь современными медицинскими канонами, должен предупреждать пациента о возможном дискомфорте после лечения и учить правильно действовать в таких случаях, проводить контрольные осмотры после сложного лечения или с трудно предсказуемым результатом, оказывать помощь в случаях дискомфорта, проводить гарантийное обслуживание. Как видим, доктор должен соблюдать множество канонов, однако некоторые из них пациенты не принимают и сопротивляются. Например, не хотят проводить гигиеническую чистку перед лечением, выполнять рекомендуемый план лечения, делать панорамный и компьютерный снимок. Парадокс: стоматологам приходится аргументировать необходимость осуществления канонов! Многие доктора не справляются с этой психологической задачей, в результате чего снижается эффект их лечебной работы. Следовательно, качество лечения зависит не только от соблюдения стандартов, но в значительной степени от выполнения современных медицинских канонов и способности стоматолога добиться от пациентов согласия на их выполнение.

Вопрос седьмой. Нужно ли расписывать стандарты на все диагностические и лечебные действия врача и результаты лечения?

Если это сделать, то специалисту, на отлично усвоившему стандарты, перекроют каналы интеллектуальной оценки конкретных, а во многих случаях нетипичных

ситуаций. Более того, подчиняясь стандарту и «выключив» интеллект, врач всегда может сказать: «Я действовал правильно - по стандарту. В том, что лечение не привело к желаемому результату, - не моя вина». Таким образом, доктор не только перестанет творчески мыслить, но и получит своего рода индульгенцию под названием «стандарты лечения». Некоторые стоматологи мечтают об «индульгенции»: «Если у меня будут стандарты, - рассуждает врач, - я всегда смогу защитить себя в случае разбирательства».

Практика иллюстрирует феномен «индульгенции». Приведем несколько примеров.

• До начала лечения каналов 46-го зуба была сделана проводниковая (тору-сальная) анестезия. На следующий день пациентка пожаловалась на неполное открывание рта, боли при глотании, дискомфорт при приеме пищи. При осмотре были установлены возможные причины таких клинических симптомов: травма иглой медиальной крыловидной мышцы, гематома. Врач грамотно описал методику проведенной проводниковой анестезии, что также отражено в амбулаторной карте. По каким стандартам оценить действия врача и разрешить конфликт двух сторон?

• После лечения зубов пациентка со сложной формой диабета была госпитализирована из-за ухудшения общего самочувствия, в чем винила врача-стоматолога.

Случай неоднозначный, требует тщательного расследования. Врач защищает себя просто: «Я здесь ни при чем. Я соблюдала стандарт лечения». Возможно, так оно и было, но при столь тяжелом заболевании надо было связаться с эндокринологом, подумать об этапах лечения и нагрузках на организм пациентки, обращать внимание на ее состояние при каждом появлении в клинике. Адреналин, входящий в состав анестетика, мог подавлять действие инсулина. Кроме терапевтического лечения, пациентке проводили сложное хирургическое лечение, на фоне которого мог повыситься уровень сахара в крови.

Вопрос восьмой. Как стыковать в коммерческой стоматологии два обстоятельства: «стандарт качества лечения» и«качество - категория договорная»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество - категория договорная в том смысле, что в условиях коммерции пациент имеет право выбора того или иного варианта лечения, имеющегося в распоряжении стоматолога. Например, для устранения патологии в ортопедии могут использоваться штампованные металлические коронки, штампованные коронки с нитрит-титановым напылением, литые металлические коронки, комбинированные коронки, металлокерамические, циркониевые коронки. Все коронки восстанавливают жевательную функцию, поэтому разрешены Министерством здравоохранения Российской Федерации,

существуют сертификаты (ГОСТы) на материалы для их изготовления, расписаны технологические этапы их постановки. В то же время функциональное и эстетическое качество названных коронок существенно различается, что, понятно, сказывается на стоимости ортопедической работы. Допустим, пациент выбрал штампованную металлическую коронку. Врач не имеет оснований отказать ему в протезировании, хотя понимает, что такой вариант далеко не совершенный, даже если результат будет соответствовать стандартам качества столь устаревшего варианта - штампованная коронка. Что в таком случае дает стандарт?

Общий вывод. Качество лечения зависит не от следования стандарту. Качество появляется в точке, где пересекаются медицинские каноны, профессиональная подготовка специалиста, его клинический опыт, интеллект, интуиция, ответственность и нравственность. Однако все эти составляющие успеха врача и блага для пациента не поддаются стандартизации.

Стандарты - не панацея качества лечения. Стандартизацию не надо превращать в кампанейщину - извечный спутник благих масштабных деяний в нашем обществе. Существующее мнение, будто стандарты лечения в стоматологии способны стать универсальной нормой, которая поможет повысить качество проводимой терапии, кажется серьезным заблуждением.

Р. S. Статья была подготовлена к печати, когда о ее содержании зашла речь с врачом-стоматологом, который в свое время закончил медицинский факультет в Санкт-Петербурге, уехал в ГДР и уже почти 20 лет работает в Берлине (сначала - в поликлинике, после объединения ермании - взял кредит и открыл свою клинику). На вопрос, как часто его проверяют органы надзора, он ответил: «Ни разу. Когда открывал клинику, мне сказали, какие требования должен буду выполнить, чтобы все соответствовало нормам работы стоматолога и его ассистента. Я все сделал». Вот и все его ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ стандарты.

Как видим, можно работать без посредников-чиновников. Пациенты по «больничной кассе» выбирают себе стоматолога, качество лечения определяют по своим стандартам. Доктор знает, что если будет плохо лечить, то он останется без работы. Вот и вся концепция стандартов лечения. Может быть, проблема стандартов в стоматологии надуманная? Мы готовы к дискуссии на эту тему.

Литература в продаже:

1. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. - Клиника - «под ключ». - 2009. - 1080 с. 2. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том VI. - Врач, ребенок, родитель. - 2014. - 512 с. 3. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том VII. - Сервис - детям. - 2013. - 200 с. 4. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том VIII. - Бизнес-мышление руководителя. Развивающаяся клиника. - 2014. - 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.