ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 614.841.33
СТАНДАРТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАНАДЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЖАРЕ В КАНАДЕ
Приводится перечень стандартов пожарной безопасности Канады и рассматриваются требования стандарта, связанные с актуальной проблемой — планированием пожарной безопасности и организацией эвакуации людей [1].
Необходимо отметить, что в отечественном нормотворчестве вопросы планирования пожарной безопасности не рассматриваются специальным стандартом, а регламентируются многими нормативными документами различных уровней (от ГОСТ Р до ведомственных правил пожарной безопасности [2-4]). Отсутствие единого нормативного документа в этой важной области (организационные мероприятия) обеспечения пожарной безопасности является явным пробелом в политике пожарной защиты населения в целом.
1. Стандарты пожарной безопасности Канады
Правила пожарной безопасности в Коммунальной службе Канады определены требованиями, приведенными в части II Трудового Кодекса Канады, и инструкциями, выпущенными законодательными органами страны. Кроме того, ряд стандартов по пожарной безопасности разработаны Специальным пожарным уполномоченным Канады применительно к учреждениям Коммунальной службы (государственным учреждениям).
В 1986 г. ведомство Специального пожарного уполномоченного Канады перешло из Управления общественными работами Канады в Управление по трудовым отношениям Канады. С тех пор Управление по трудовым отношениям Канады от имени Казначейского комитета, как работодателя, оказывает услуги по пожарной защите отделам Коммунальной службы. Эти услуги включают пожарные инспекции, расследования случаев пожаров и контроль проектов и строительства зданий
на соответствие стандартам противопожарной защиты. Отделы Коммунальной службы ответственны за выполнение правил и стандартов пожарной безопасности и обязываются сотрудничать с Управлением по трудовым отношениям Канады во всех делах, касающихся пожарной защиты.
Стандарты по пожарной безопасности, принятые Казначейским комитетом в области профессиональной безопасности и здоровья, включают:
• Общие положения о Службе пожарной безопасности
• Планирование пожарной безопасности и организация действий в случае пожара
• Проектирование и строительство с соблюдением правил пожарной безопасности
• Оборудование для электронной обработки данных по пожарной безопасности
• Системы пожарной тревоги
• Пожарные инспекции
• Исправительные учреждения по пожарной безопасности.
Кроме того, действуют следующие стандарты: Строительные работы; Сварка и пайка; Хранение документов; Пирс и причалы; Общее хранение; Огнетушители; Спринклерные системы.
2. Стандарт планирования пожарной безопасности и организации действий при пожаре
Этот стандарт устанавливает минимальные требования для планов пожарной безопасности, включая назначение штата сотрудников для организации
действий при пожаре в зданиях и сооружениях государственных учреждений.
Специальный уполномоченный по пожарной безопасности Канады или его назначенный представитель (далее — БС) ответствен за администрацию и осуществление этого стандарта.
В стандарте приняты следующие определения:
(1) специальный штат — работники организации, которые являются ответственными за пожарную безопасность других находящихся в здании людей согласно плану пожарной безопасности;
(2) организация действий при пожаре — организация выполнения определенных обязанностей специальным штатом в случае возникновения пожара;
(3) собственность Правительства Канады — недвижимость или индивидуальная собственность, находящаяся в управлении и под контролем отдела или агентства федерального правительства, включая собственность, арендованную правительством;
(4) определение старший сотрудник подразумевает служащего высокого ранга любого отдела или агентства, занимающего место в здании или строении, ответственного за подготовку и администрацию плана пожарной безопасности. Старший служащий должен находиться в самом здании.
План пожарной безопасности разрабатывается для всех объектов в собственности Правительства Канады старшим сотрудником. Планы разрабатываются для всех зданий и сооружений с пребыванием людей:
• театры, пассажирские терминалы, музеи, библиотеки, школы, больницы и исправительные учреждения — независимо от количества;
• жилые здания и пансионаты — 10;
• офисы и коммерческие учреждения (розничные склады и магазины) — 50;
• предприятия и организации:
а) повышенной опасности (например, элеваторы, магазины по продаже красок и аэрозолей) — 25;
б) умеренной опасности (почта, лаборатории, ангары для самолетов, склады) — 50.
План пожарной безопасности включает: 1) порядок действий в случае пожара:
— включение сигнала пожарной тревоги;
— уведомление отдела пожарной охраны;
— инструктирование находящихся в здании людей по поводу действий, выполняемых при пожарной тревоге;
— эвакуацию находящихся в опасности людей, в том числе инвалидов (для их эвакуации предусматриваются отдельные разделы в Плане);
- ограничение, управление и тушение пожара;
- время, требуемое для полной эвакуации;
2) назначение и обучение специального штата для выполнения обязанностей по обеспечению пожарной безопасности;
3) инструкцию для специального штата и служащих с перечнем их обязанностей;
4) подготовку графической части, показывающей название, адрес и тип здания, его местоположение и наличие системы пожарной безопасности здания;
5) проведение пожарных учений;
6) контроль за возникновением пожара в здании;
7) осмотр и обслуживание средств, предусмотренных для обеспечения пожарной безопасности находящихся в здании людей;
8) отчет об установленных в здании системах пожарной безопасности и инструкции для специального штата и отдела пожарной охраны о работе систем;
9) способы оповещения о пожаре и ложной тревоге;
10) способы обеспечения доступа пожарной охраны к зданию и к месту пожара в здании.
Дополнительно план пожарной безопасности должен включать:
1) организацию действий при пожаре;
2) распределение обязанностей между ответственными за организацию действий при пожаре;
3) организационную структуру действий при пожаре;
4) назначение и обучение специального штата по использованию системы речевой связи;
5) план здания, содержащий:
— название и адрес здания;
— имя и адрес владельца здания;
- имена и местоположение находящихся в здании людей;
— дату составления плана;
— масштаб плана;
- расположение здания относительно соседних улиц и относительно всех зданий и сооружений, расположенных в пределах 30 м от здания;
- максимальное количество людей, обычно находящихся в здании в любое время суток;
- горизонтальную проекцию здания, показывающую его основные размеры по числу этажей выше и ниже уровня земли;
6) план каждого этажа здания, который показывает:
— название, и адрес здания;
— дату составления плана;
— масштаб плана;
- горизонтальную проекцию этажа, показывающую его основные размеры;
- номер этажа, к которому относится план;
- максимальное количество людей, занимающих этаж в любое время суток;
- расположение всех пожарных лестниц, пожарных выходов, лестниц, подъемных устройств, главных коридоров и других средств выхода;
- расположение всего оборудования пожарной защиты;
- расположение главных электрических выключателей системы освещения, подъемных устройств, главной системы отопления, вентиляции и кондиционирования, а также другого электрического оборудования;
7) имена, номера комнат и телефонов главного руководителя по действиям в случае пожара (назначается старшим сотрудником) и его заместителя.
В арендуемых помещениях также требуется наличие специального штата для выполнения задач, предписанных в плане пожарной безопасности. В помещениях, в которых находится более 60 человек, должно быть не менее одного специального сотрудника, если здание открыто для посетителей.
В высотных зданиях план пожарной безопасности должен включать инструкции для специального штата по:
1) использованию системы речевой связи;
2) использованию лифтов для эвакуации инвалидов;
3) включению систем дымоудаления или других систем пожарной безопасности, установленных в здании, до приезда пожарного расчета;
4) доступу пожарной команды к зданию и месту пожара в здании.
В зданиях или частях зданий, используемых для кратковременного или долгосрочного хранения сырья, полуфабрикатов или готовых товаров, план пожарной безопасности должен содержать:
1) тип продукта для каждой части здания, если хранятся продукты различного типа;
2) метод хранения, включая ширину прохода при хранении на полках;
3) максимальную разрешенную высоту области хранения для здания или части здания при различных условиях;
4) максимальный разрешенный размер индивидуальных областей хранения;
5) для зданий, оборудованных системой автоматического пожаротушения, — параметры спринк-лерной системы, внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения и результаты испытаний их на водоотдачу.
Метод хранения и максимальная высота области хранения, как указано в пп. 2) и 3), должны быть расклеены в местах хранения на видном месте.
В зданиях, где хранятся и обрабатываются радиоактивные материалы, план пожарной безопасности должен включать:
1) способы обнаружения пожара и обеспечения эффективной и полной безопасности радиоактивных материалов и оборудования, содержащего радиоактивные материалы;
2) имена, адреса и номера телефонов людей, с которыми надо связаться в случае пожара в нерабочее время;
3) имена, адреса и номера телефонов экспертов и консультантов, оказывающих первичную и последующую помощь по радиационной безопасности;
4) места хранения инструментов измерения радиации;
5) местонахождение зоны обеззараживания.
План пожарной безопасности подготавливается
и вводится в действие старшим сотрудником.
В зданиях с большим количеством отделов эта обязанность возлагается на старшего сотрудника отдела с наибольшим числом служащих. Старшие сотрудники остальных отделов должны сотрудничать в разработке и выполнении действий плана пожарной безопасности, а также они несут ответственность за назначение необходимого числа руководителей по действиям при пожаре в помещениях, занимаемых их отделами.
Старший сотрудник, ответственный за подготовку и введение в действие плана пожарной безопасности, обязывается сотрудничать с работающими в здании служащими и руководителями частного и государственного сектора, к которым положения данного стандарта не относятся.
План пожарной безопасности подготавливается в сотрудничестве с отделом пожарной охраны. Он рассматривается и подписывается старшим сотрудником.
Подписанный план пожарной безопасности до его введения в действие должен быть отправлен районному отделу Комитета по трудовым отношениям Канады для согласования и одобрения.
Копия плана пожарной безопасности раздается в печатном виде всем, кто занимается организацией действий при пожаре, и возвращается при уходе этих лиц из организации.
Описание действий при пожаре должно быть расклеено на каждом этаже, и все государственные служащие должны с ними ознакомиться.
Копия плана пожарной безопасности должна храниться в здании в определенном месте для предъявления инспекторам из Комитета по трудовым отношениям Канады или из местного отдела пожарной охраны, а также для информирования специального штата в здании. При наличии центральной системы тревоги и контроля план должен храниться в этом месте.
3. Организация действий при пожаре
В зданиях, не требующих разработки плана действий при пожаре, ответственными за пожарную безопасность должны быть назначены один человек плюс помощник. Они определяются как "руководитель действий при пожаре" и "заместитель руководителя действий при пожаре".
В остальных случаях План действий при пожаре разрабатывается старшим сотрудником. В зданиях с большим количеством отделов План действий разрабатывается старшим сотрудником отдела с наибольшим числом служащих. Старшие сотрудники оставшихся отделов обязываются сотрудничать в разработке и исполнении действий при пожаре и являются ответственными за обеспечение необходимым количеством руководителей действиями при пожаре для помещений, занятых их отделами.
Старший сотрудник сотрудничает (при разработке Плана) с работающими в здании служащими и руководителями частного и государственного сектора, к которым положения данного стандарта не относятся.
Персонал, ответственный за действия при пожаре, должен набираться из служащих, которые обычно работают в здании, из штата всех находящихся в здании отделов в соответствующих пропорциях.
Каждый руководитель действиями при пожаре должен быть проинструктирован по плану пожарной безопасности и обучен правилам пользования оборудованием пожарной защиты. Отчет об инструктаже и обучении хранится работодателем в течение двух лет с даты их проведения.
Каждый служащий должен быть обучен действиям при пожаре, проинструктирован о месте, способе использования и принципе действия оборудования пожарной защиты и аварийного оборудования, установленного работодателем.
В зданиях, занятых одним отделом, главный руководитель действиями при пожаре назначается старшим сотрудником этого отдела. Заместитель главного руководителя действиями при пожаре назначается старшим сотрудником отдела при согласии и/или по рекомендации руководителя действиями при пожаре.
В зданиях, занятых более чем одним отделом, главный руководитель действиями при пожаре назначается старшим сотрудником отдела, имеющего наибольшее число служащих в здании. Заместитель главного руководителя действиями при пожаре может быть назначен старшим сотрудником второго по величине отдела в здании, но в соответствии с договоренностью со старшим сотрудником главного отдела в здании и с согласия главного руководителя действиями при пожаре.
В случае пожара главный руководитель действиями при пожаре берет на себя полный контроль за организацией действий при пожаре и эвакуацией находящихся в здании людей до тех пор, пока не окончится пожар или не приедет пожарный расчет, который по приезде возьмет ситуацию под свой контроль.
Руководитель действиями при пожаре на этаже должен быть назначен для каждого этажа, занятого отделами государственного учреждения Канады, главным руководителем действий при пожаре при согласии старшего сотрудника данного отдела.
Заместитель руководителя действиями при пожаре на этаже и дополнительный заместитель руководителя действиями на этаже, в случае необходимости, назначаются руководителем действиями при пожаре на этаже при согласии старшего сотрудника этого отдела.
Помощники для инвалидов должны быть назначены руководителем действиями при пожаре на этаже. Назначение согласовывается с руководителем отдела и с инвалидом.
Другие руководители действиями при пожаре могут требоваться для выполнения специальных обязанностей ввиду особой планировки, расположения или многолюдности объекта и должны назначаться главным руководителем действиями при пожаре с согласия старшего сотрудника отдела.
В случае отсутствия на месте главного руководителя действиями при пожаре и его заместителя они назначают временных руководителей действиями при пожаре на время их отсутствия, о чем сообщают старшим сотрудникам соответствующих отделов. Рассматриваются такие возможности, как работа по сменам, обеденные перерывы и т. п., и предусматриваются меры при временном отсутствии руководителей.
В случае ухода с должности руководителя действиями при пожаре или его заместителя на освободившуюся должность должен быть назначен другой сотрудник, причем как можно быстрее.
Не менее одного раза в год и после любого изменения в плане пожарной безопасности для здания должно проводиться собрание всех руководителей действиями при пожаре с целью ознакомления с планом пожарной безопасности.
Старший сотрудник должен хранить отчет о каждом собрании в течение двух лет с даты проведения собрания. Отчет должен содержать дату собрания, имена присутствующих и перечень обсужденных тем.
Визуальные осмотры этажей должны проводиться руководителями по действиям при пожаре ежедневно. О выявленных нарушениях должно быть сообщено соответствующим руководителям
для принятия необходимых мер. Нарушениями являются: пожарные двери, блокированные в открытом состоянии при помощи колышка или другого предмета; загроможденные выходы, лестницы и коридоры; перегоревшие лампочки указателей выходов; противопожарное оборудование, недействующее или загроможденное; несоблюдение противопожарного режима (например, курение в неположенном месте, скопление горючего материала, неправильное использование огнеопасных жидкостей, пожароопасная временная прокладка электропроводов и т.д.).
В случае если в здании необходима установка системы речевой связи, персонал по организации действий при пожаре несет ответственность за действие этой системы в чрезвычайной ситуации до прибытия пожарного расчета. Старший сотрудник несет ответственность за разработку инструкции по использованию такого оборудования.
Персонал по организации действий при пожаре может привлекаться к действиям в других чрезвычайных случаях, не связанных с пожаром.
При возникновении пожара контроль над ситуацией и организация действий при пожаре передаются руководителю отдела пожарной охраны по его прибытии на место.
Всем руководителям действиями при пожаре выдаются специальные каски (кепки) или другие опознавательные знаки. Каски (кепки) или другие предметы, используемые для идентификации, должны отличаться по цвету у главного руководителя, его заместителя, руководителей по этажу и помощников для инвалидов.
Каски (кепки) должны обеспечиваться отделом, назначающим руководителей действиями при пожаре.
В зданиях, в которых находится более 100 человек, или в зданиях со сложной планировкой должен быть переносной громкоговоритель для управления людским потоком. Громкоговоритель должен находиться под надзором и контролем главного руководителя действиями при пожаре и обеспечиваться отделом, ответственным за назначение главного руководителя действиями при пожаре.
В высотных и других зданиях, определенных БС, сигнальными фонарями должны обеспечиваться все руководители действиями при пожаре. Сигнальные фонари приобретаются и поддерживаются в хорошем эксплуатационном режиме отделом, назначающим руководителей действиями при пожаре.
4. Тренировки по эвакуации при пожаре
Стандартом требуется проведение ежегодно не менее одной тренировки по эвакуации, вовлекающей всех находящихся в здании служащих, во
всех зданиях, принадлежащих Правительству Канады, за исключением:
1) школ, не связанных с постоянным проживанием (посещаемых детьми):
— минимум 6 тренировок в год, проводимых через неравные промежутки времени: 3 тренировки осенью после начала учебного года и 3 тренировки в интервале между январем и июнем;
2) институтов, не связанных с постоянным проживанием (для взрослых):
- минимум 2 тренировки в год — 1 тренировка осенью и 1 тренировка весной;
3) школ-интернатов (посещаемых детьми):
— минимум 1 тренировка в месяц;
4) домов престарелых:
— 1 тренировка каждые 3 месяца;
5) детских садов:
— 1 тренировка в месяц;
6) больниц:
- 1 тренировка в месяц со штатом всех смен и большинством пациентов с учетом состояния их здоровья;
7) пассажирских терминалов (вокзалов):
- 1 тренировка каждые 3 месяца, которая может проводиться по зонам (в том числе с привлечением пассажиров);
8) исправительных учреждений:
- 1 тренировка каждые 3 месяца с привлечением постоянного штата всех смен и по возможности заключенных;
9) высотных зданий:
- тренировки для специального штата — каждые два месяца;
- общая тренировочная эвакуация — 1 раз в год;
- 1 тренировка каждые 3 месяца с привлечением групп смежных этажей.
Как правило, привлекаются к участию и служащие частного сектора,
При отсутствии специального разрешения главного руководителя действиями при пожаре в тренировочной эвакуации должны участвовать все работающие в здании. Инвалиды должны участвовать только при практической необходимости.
Местный начальник пожарной охраны уведомляется (не менее чем за одну неделю до тренировки) об участии отдела пожарной охраны в тренировке. Кроме того, местный отдел пожарной охраны немедленно уведомляется о любом включении системы пожарной тревоги при проведении тренировки и после того, как система пожарной тревоги вновь приводится в нормальный эксплуатационный режим.
Все тренировки по эвакуации регистрируются, а их результаты хранятся в течение двух лет.
5. Меры по эвакуации инвалидов
Специальные меры по эвакуации инвалидов осуществляются как часть плана пожарной безопасности и должны включать следующее:
1) в каждом здании должен вестись реестр местоположения и числа служащих-инвалидов в здании с кратким описанием типа инвалидности. В высотных зданиях реестр должен находиться в диспетчерской, а в других зданиях — на централь-
ном пункте. С согласия инвалидов их имена указываются в реестре;
2) инвалиды должны представиться своему прямому руководителю (наставнику), который несет ответственность за внесение имени инвалида в реестр. Данная практика касается и людей с временной инвалидностью;
3) для каждого инвалида назначаются не менее двух помощников;
4) меры по эвакуации инвалидов обсуждаются с самими инвалидами.
Меры по эвакуации инвалидов отрабатываются во время тренировок в полном объеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Fire Safety Planning and Fire Emergency Organization, Standard for 3-01.
2. ГОСТ P 12.2.143-2002. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общиетехнические требования. Методы контроля.
3. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
4. ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.
Поступила в редакцию 10.01.06.