Научная статья на тему 'Стандарты и методология оценки эффективности внедрения региональной медицинской информационной системы'

Стандарты и методология оценки эффективности внедрения региональной медицинской информационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / E-HEALTH / HEALTH INFORMATICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Георгий Станиславович, Максаков Владимир Васильевич

Рассматривается комплекс предложений по оценке внедрения в субъектах Российской Федерации региональных информационных систем в сфере здравоохранения (РИСЗ). Методика оценки эффективности информационных технологий РИСЗ дает возможность не превратить применение РИСЗ в самоцель. Полученные оценки эффективности дают возможность: правильно определять бюджетные приоритеты; разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на повышение эффективности внедрения, сопровождения и эксплуатации РИСЗ; отказываться от неэффективных решений в области РИСЗ, даже если в других регионах они оказались эффективны. Постулируя требования к региональной медицинской информационной системе, используя предлагаемую методику, можно провести оценку соответствия этим требованиям региона или группы регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лебедев Георгий Станиславович, Максаков Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDART AND METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF A REGIONAL HEALTH INFORMATION SYSTEM

A set of proposals to assess the implementation is considered of regional health information systems (RHIS) in the Russian Federation. The method of assessing the effectiveness of information technology of RHIS makes it possible not to turn the application of RHIS into an end in itself. The obtained efficiency estimates enable: define budget priorities correctly; o develop a set of measures aimed at improving the efficiency of implementation, maintenance and operation of RHIS; refuse from inefficient decisions in the field of RHIS, even if in other regions they proved to be effective. By postulating the requirements for the regional medical information system using the proposed methodology, it is possible to assess compliance with these requirements of the region or group of regions.

Текст научной работы на тему «Стандарты и методология оценки эффективности внедрения региональной медицинской информационной системы»

DOI: 10.26347/1607-2502201807-08011-018

СТАНДАРТЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Рассматривается комплекс предложений по оценке внедрения в субъектах Российской Федерации региональных информационных систем в сфере здравоохранения (РИСЗ). Методика оценки эффективности информационных технологий РИСЗ дает возможность не превратить применение РИСЗ в самоцель. Полученные оценки эффективности дают возможность: правильно определять бюджетные приоритеты; разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на повышение эффективности внедрения, сопровождения и эксплуатации РИСЗ; отказываться от неэффективных решений в области РИСЗ, даже если в других регионах они оказались эффективны.

Постулируя требования к региональной медицинской информационной системе, используя предлагаемую методику, можно провести оценку соответствия этим требованиям региона или группы регионов.

Ключевые слова: медицинская информационная система, электронное здравоохранение, медицинская информатика

Г.С. Лебедев, В.В. Максаков

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

ФГБУ Центральный научно-

исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Москва, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

STANDART AND METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF A REGIONAL HEALTH INFORMATION SYSTEM

A set of proposals to assess the implementation is considered of regional health information systems (RHIS) in the Russian Federation. The method of assessing the effectiveness of information technology of RHIS makes it possible not to turn the application of RHIS into an end in itself. The obtained efficiency estimates enable: define budget priorities correctly; o develop a set of measures aimed at improving the efficiency of implementation, maintenance and operation of RHIS; refuse from inefficient decisions in the field of RHIS, even if in other regions they proved to be effective.

By postulating the requirements for the regional medical information system using the proposed methodology, it is possible to assess compliance with these requirements of the region or group of regions.

Keywords: medical information system, e-health, health informatics

G. Lebedev, V. Maksakov

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow, Russia

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Масштабная модернизация российского здравоохранения, определенная Президентом России и Правительством РФ, включает в себя и модернизацию информационной системы здравоохранения. Главной задачей здравоохранения на современном этапе является обеспечение конституционного права граждан РФ на бесплатную и качественную медицинскую помощь, оказываемую в рамках программы государственных гарантий, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Основу этой программы составляют утвержденные виды и объемы медицинской помощи, которые представляются государством бесплатно, за счет средств финансирования из бюджетов всех видов, а также из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и прочих источников.

Решение задачи реализации программы государственных гарантий на территориальном уровне — территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражда-

нам медицинской помощи, связано с оптимизацией процесса предоставления медицинской помощи по трем основным направлениям [1]:

— обеспечение заданных объемов медицинской помощи, ее доступности при высоком качестве услуг (медицинский эффект);

— реальное улучшение состояния здоровья населения (социальный эффект);

— выполнение ограничений на объемы финансирования отрасли, определенные подушевым нормативом (экономическая эффективность).

Существо этой оптимизации можно определить следующим образом — получение наивысшего медицинского и социального эффекта в рамках финансовых возможностей, представляемых бюджетом и ОМС.

Обеспечение качества медицинской помощи является важным структурным элементом здравоохранения, а в условиях ограниченных финансовых ресурсов немаловажную роль играет фактор рациональности их использования.

Для оценки уровня соответствия медицинской информационной системы (МИС) конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС [2], выделяются наиболее существенные процессы деятельности регионального здравоохранения и оценивается их уровень автоматизации. Данная оценка является оценкой функциональности. Помимо нее также оцениваются уровень организации производства МИС, архитектурные и специальные характеристики [3].

Таким образом, мы предлагаем рассмотреть два аспекта оценки эффективности внедрения региональной медицинской информационной системы:

1) оценку уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС (далее РИСЗ);

2) оценку эффективности информационных технологий РИСЗ.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СООТВЕТСТВИЯ МИС КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К РЕГИОНАЛЬНОЙ МИС

Теоретико-множественное описание иерархических моделей управления в системе внедрения, сопровождения и эксплуатации

РИСЗ. Процесс планирования и управления осуществляется в иерархической системе здравоохранения.

Построим формальную модель этого процесса.

Под системой будем понимать

5 С X X у (1)

где {х | х е X} — множество входов (входных объектов); {у | у е У} — множество выходов (выходных объектов).

Если У5152 е ^ = (х1, у1), 52 = (х1, у2) ^ у1 = у2, то система называется функциональной, а 5 можно отождествить с функцией (отображением) 5 : X ^ У.

Определим множество V = {V | V е V} частично или полностью упорядоченным ^ ЗЯ с V х х V | З v2) е Я ^ v2 < v1. Знак «<» обозначает некоторый порядок.

Оптимальное решение для целевой функции g: X ^ У определим, как

Зх е X?сX| V х е Xf g(х) < ^х). (2)

При этом X? будем называть множеством допустимых решений.

Введем {о |ю е О} — множество неопределенностей и зададим удовлетворительное решение, как

З х е X?с X | V ю е О g(х, ю) < т(ю), (3)

где g: X х О ^ V, т: О ^ V 5 с X х у — система принятия решений, если

ЗБ с X х 2, Т: г ^ У, (х, у) е 5

Зг е г | (х, г) е Б л Т(г) = у, (4)

где {ё | ё е Б} — множество решений, | t е ^ — множество реализаций решений.

Определим иерархическую управляющую систему, как

Л = {5. | . е 1,5. с X. х у, у с X. Л | V 5.

- 1 - I - 1*1 I

справедливо (4) (5)

{ю. | ю . е О.} — множество неопределенностей, вносимых на .-ом уровне иерархии.

Если О.-1 = X.- 1/У, то управление сводится к поиску удовлетворительного решения (3), если же О. -1 = 0, то управление сводится к поиску оптимального решения (2), естественно, если они (решения) существуют.

Показатели уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС, в описанном смысле, являются функциями, на множестве значений кото -рых ищется оптимальное или удовлетворительное решение, при прогнозировании и планировании внедрения, сопровождения и эксплуатации РИСЗ.

Показатели уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС по разным критериям. Состав критериев для оценки уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС определен с учетом [2].

Перечень выбранных критериев уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС с указанием их иерархических индексов приведен в таблице.

Нумерация критериев ассоциирована с их индексацией, что используется в дальнейших рассуждениях. Например, 14.2 подразумевает, что 7 = 14, у = 2.

Алгоритм формирования системы показателей. Модель построения обобщенного показателя оценки уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС и обобщенной оценки группы регионов.

Для построения обобщенных показателей оценки уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС, используется скалярное ранжирование — подход к решению многокритериальных задач принятия решений, когда множество показателей качества (критериев оптимальности) сводятся в один с помощью функции скаля-ризации — целевой функции задачи принятия решения.

Пусть:

| I е [1, Щ — множество таблиц, описывающих деятельность регионов по применению РИСЗ, участвующие в оценке уровня соответствия МИС конкретного региона требованиям, предъявляемым к региональной МИС;

zj. | у е [1, к] — значение уровня соответствия РИСЗ требованиям, входящим в 7-ую агрегированную оценку (VI), в нашем уровне экспертное;

Л. | 7 е [1, 157] — агрегированная оценка уровня соответствия РИСЗ требованиям;

Ву | у е [1, к] — оценка уровня соответствия РИСЗ требованиям, входящим в 7-ую агрегированную оценку (VI);

B =

max { z^ ей! V( 1 е{ 1, N})} R, — рейтинг региона;

(6)

а. — вес агрегированной оценки уровня соответствия РИСЗ требованиям | VI е [1, 15] Vа7 |

5

Е = 1а7 = 1;

7 = 1

в у — вес уровня соответствия РИСЗ требованиям

ку

| VI е [1, 15], у е [1, к] ЗРу | Еву = 1

у = 1

к,-

VI е Й V A = ЕР-- s B

i ^ ^у j

j = 1

(7)

или

к- -р-в-VI е Й V Аг = Ё (1 - e 4 j, (8)

' j = 1

или

15

R, = Ёа. s А

i i i i = 1

R, = Ё(1 - e~aiA'). i = 1

(9)

(10)

В нашем случае лучше применять (8), (10). Обоснуем это утверждение.

Виды скаляризации, используемые в аналогичных задачах

Пусть:

r — количество частных критериев; т — коэффициент важности (вес) частного критерия;

fix) — функция полезности частного критерия.

Обычно веса нормируют так, что т е [0, 1],

r

при этом Ё ® = 1.

I = 1 '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Если используется единая шкала экспертных оценок, то можно на максимум не делить (не нормировать).

1

Перечень критериев уровня соответствия конкретной РИСЗ требованиям, предъявляемым к региональной МИС

Критерии Значение (z)

1. Построение РИСЗ с опорой на принципы электронного здравоохранения [4]2

2. Поддержка РИСЗ мобильного здравоохранения3

3. Ориентация на телемедицину4

4. Назначение, цели и задачи РИСЗ

5. Характеристики здравоохранения региона как объекта автоматизации

6. Пользователи РИСЗ

7. Реализация общих рекомендаций к РИСЗ в РИСЗ конкретного региона

8. Структура РИСЗ (характеристика основных принципов построения, архитектуры и компонентов системы)

9. Функциональные возможности РИСЗ

9.1. Ведение нормативно-справочной информации региона

9.2. Учет демографических показателей региона и ресурсов системы здравоохранения

9.3. Запись к врачу через интернет (электронная регистратура)

9.4. Региональная ИЭМК

9.5. Ведение стандартов лечения

9.6. Ведение специализированных территориальных регистров по основным направлениям медицины

9.7. Организация скорой и неотложной медицинской помощи региона (в том числе санитарной авиации)

9.8. Организация обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями медицинского назначе-

ния, в том числе льготного

9.9. Информационное обеспечение телемедицины региона

9.10. Учет проведения профилактических осмотров населения

9.11. Санитарно-эпидемиологический мониторинг

9.12. Поддержка службы переливания крови

9.13. Ведение документов строгой отчетности и учета региона

9.14. Информационно-аналитическая система поддержки управленческих решений на всех уровнях орга-

низации здравоохранения региона (в том числе медицинская статистика)

9.15. Сервисы регионального сегмента ЕГИСЗ

9.16. Дополнительные возможности РИСЗ

10. Архитектура и стандарты обмена данными РИСЗ

11. Техническое обеспечение

11.1 .Ааппаратное обеспечение

11.2. Коммуникационное оборудование

11.3. Системное программное обеспечение

11.4. Программное обеспечение

12. Организационное обеспечение РИСЗ

13. Защита информации РИСЗ

14. Обеспечение интеграции с другими информационными системами

14.1. Поддерживаемые типы взаимодействий РИСЗ с внешними системами

14.2. Поддерживаемые объекты информационного обмена

14.3. Модуль интеграции

15. Документирование РИСЗ

2 Национальная политика или стратегия в области электронного здравоохранения излагает подход и цели в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) специально для сектора здравоохранения.

3 Мобильное здравоохранение (mHealth) — это использование мобильных устройств, таких как мобильные телефоны, устройства для мониторинга состояния пациентов, персональные цифровые помощники (PDA) и беспроводные устройства, используемые в медицине и общественном здравоохранении. Мобильное здравоохранение связано с такими понятиями, как приверженность к лечению, мобилизация местных сообществ, сбор данных о состоянии сообществ и клинических данных о здоровье отдельных пациентов, благополучие и уверенность в помощи, лечение хронических заболеваний и удаленный мониторинг пациентов. Мобильное здравоохранение может способствовать достижению всеобщего охвата медико-санитарной помощью через предоставление услуг населению отдаленных районов и общин, а также обеспечение механизмов для обмена данными по состоянию пациентов.

4 Телемедицина — оказание услуг здравоохранения, когда пациенты и поставщики услуг разделены расстоянием. Телемедицина использует ИКТ для обмена информацией с целью диагностики и лечения заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного обучения медицинских работников. Телемедицина может способствовать достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения путем улучшения доступа пациентов к качественным и рентабельным медицинским услугам, независимо от их местонахождения. Это особенно ценно для тех, кто находится в отдаленных районах, для уязвимых групп и стареющего населения.

Тогда:

Аддитивная (взвешенная сумма):

Fl(f(x)) = Е«ДО,

7 = 1

Мультипликативное (взвешенное произведение):

F2(f(x)) = п [/7(,

7 = 1

Канониче ская аддитивно-мультипликативная

г г а.

F3(f(2)) = РЕ®/® + (1 - в) П[/7(X)] 7,

7 =1 7 =1

где Р — адаптационный параметр 0 < р < 1.

Показательная

Ff)) = Е (1 - г""*7 (), Е «7 = 1,

7 =1 7 = 1

В работе Е.В. Соболевой показано, что в качестве обобщенного критерия полезности целесообразно использовать показательную скаляри-зацию частных критериев [4].

Для агрегирования любой оценки уровня соответствия РИСЗ требованиям по их совокупности (например, подмножества регионов, из рассматриваемой совокупности) можно использовать их среднее арифметическое.

Вес оценки уровня соответствия РИСЗ требованиям (а р,) получают следующим образом:

1) выбранные М экспертов выставляют оценки в шкале от 1 до 100;

2) затем оценки нормализуются к шкале от 0 до 1, путем деления выставленных оценок экспертов на 100;

3) для каждого критерия результативности оценки уровня соответствия РИСЗ требованиям вычисляется среднее арифметическое нормализованных оценок экспертов.

Методика оценки эффективности информационных технологий РИСЗ. В качестве основы оценки эффективности РИСЗ предлагается параметрическая модель процесса медицинского обслуживания (оказания медицинских услуг и диагностики заболеваемости) населения в регионе (субъекте РФ) [1, 5], представленная на рисунке.

Модель представляет собой полносвязанный плоский граф. Его вершины Е и Я являются параметрическими совокупностями, которые опре-

0

— доступность медуслуг и диагностики

Параметрическая модель медицинского обслуживания

деляют специфику конкретного субъекта РФ, а Б и Q — некоторыми вариационными (функциональными) показателями, к анализу динамики и выбору конкретных значений которых и сводится решение поставленной задачи.

Определим каждый из параметров:

1) для оценки Е — спроса (потребности) на медицинские услуги и диагностику необходимо иметь данные:

— о количестве проживающего населения и его социальном составе;

— соотношение групп «город/село»;

— статистику по основным показателям заболеваемости населения;

— среднюю частоту обращения в ЛПУ для каждой социальной группы.

2) для оценки Я — ресурсов, обеспечивающих выполнение медицинских услуг и диагностику необходимо иметь данные:

— об объемах финансирования сферы здравоохранения в ФТО;

— стоимости конкретных видов медицинских услуг;

— средних душевых доходах всех социальных групп населения;

— прожиточном минимуме (для каждой социальной группы);

— количество ЛПУ каждого типа и перечни основных медицинских услуг, которые могут в них быть оказаны;

— об объеме ДМС.

3) для оценки Б — доступности медицинских услуг и диагностики для населения ФТО необходимо иметь данные:

— о плотности населения в сельской местности;

0

<-> — качество медуслуг

и диагностики

— о средней удаленности от районных и областных центров;

— о средней стоимости и длительности поездки от места проживания до районного и областного центра;

— о средней стоимости соответствующих платных медицинских услуг, а также предоставлению услуг по программам ДМС.

4) для оценки Q — качества медицинских услуг и диагностики, предоставляемых населению ФТО необходимо иметь данные:

— о вероятности выявления патологий для каждого типа ЛПУ;

— о перечнях видов услуг, предоставляемых в каждом типе ЛПУ.

Оценку эффективности внедрения РИСЗ можно рассматривать как решение задачи максимизации Б при фиксированном значении Q и заданных Е и Я.

Величину Б можно связать с количеством выявленных патологий на ранних стадиях и дать примерную стоимостную оценку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во множестве информационных систем здравоохранения наибольшую экономическую полезность имеют системы, которые создаются для:

— технологической поддержки процессов оказания медицинской помощи пациентам;

— информационной поддержки процессов управления ресурсами и системами здравоохранения.

Очевидно, что методики оценки эффективности информационных систем разного предназначения должны рассматривать различные совокупности факторов, которые эту эффективность определяют. Но измеряться искомая эффективность в обоих случаях должна в конечном итоге финансовым показателем (деньгами), определенным на том функциональном пространстве (подпространстве), которое соответствует интересам исследователя (оценщика) или потребителя данной информации. А соответствующий эффект должен оцениваться на некотором достаточно заметном временном интервале (например, один год), в масштабе которого, в первую очередь, нивелируются шумы измерений.

Весьма желательно, чтобы и те, и другие оценки определялись достаточно унифицированными алгоритмами.

Экономическую полезность информационных систем, которые создаются для технологической поддержки процессов оказания медицин-

ской помощи, предлагается оценивать системой ключевых показателей, определенных на трехмерном пространстве метрик:

— метрики точек оказания помощи со следующими значениями — лечебно-профилактическое учреждение, система здравоохранения муниципального района, система здравоохранения региона (ведомства), система здравоохранения страны. Настоящую метрику будем определять индексом , значение которого определяет соответствующую точку на этом измерении;

— метрики профилей предоставляемой медицинской помощи со следующими значениями — профиль медицинской помощи, группа профилей (терапевтические, хирургические), вся помощь, предоставляемая населению или в разрезе тех или иных социально значимых программ, реализуемых государством (с детализаций по половозрастным признакам пациентов). Настоящую метрику будем определять индексом значение которого определяет соответствующую точку на этом измерении;

— метрики времени со следующими значениями — год, определенный законодательством срок пребывания в должности руководителей территориального образования соответствующего уровня, который за здоровье населения отвечает в пространстве политических решений. Настоящую метрику будем определять индексом k, значение которого определяет соответствующую точку на этом измерении.

В совокупности факторов информационных систем, которые влияют на параметры процессов оказания медицинской помощи, а, следовательно, на затраты на их функционирование, рассмотрению подлежат следующие группы:

1. Факторы p1 е P1, сокращающие временные затраты на оказание помощи (здесь P1 множество информационных решений, которые в рассматриваемой информационной системе реализованы и приводят к сокращению временных затрат на оказание помощи или на осуществление элементарных действий при ее оказании). Будем предполагать, что рассматриваемый эффект измерим и оценивается величиной А , а, кроме того, известны эксплуатационные затраты в единицу времени на функционирование рассматриваемого функционального участка cpl или оказание помощи в целом (стоимость койко-дня для стационара или посещения для поликлиники).

Рассматриваемая группа факторов в конечном итоге приводит к росту потенциала исследуемой системы оказания медицинской помощи. Поэтому в суммарный эффект от такой информатизации нужно включить стоимость создания в системе здравоохранения реального потенциала, который равнозначен образовавшемуся дополнительному потенциалу в составе функционирующих учреждений. Нужно добавить к оцениваемой эффективности те затраты, которые необходимы для создания в системе здравоохранения реальных медицинских учреждений, потенциал которых соответствует имеющему место его росту в функционирующих учреждениях. Затраты эти должны быть пересчитаны на длительность временного интервала, на котором определяется рассматриваемый показатель эффективности (выделить из жизненного цикла данных учреждений временной сегмент рассматриваемой длительности и оценить его стоимость).

Далее будем предполагать, что этот компонент эффективности также известен и оценивается величиной cp . Заметим, что настоящее по-р11

вышение эффективности имеет место только в условии дефицита ресурсов в существующей системе здравоохранения, что соответствует настоящей действительности.

2. Факторы p2 е P2, повышающие результативность предоставленной помощи, которые приводят, либо к сокращению потока пациентов в систему здравоохранения в целом, либо потока пациентов на уровень учреждений с более высокотехнологичной а, следовательно, и более дорогостоящей помощью (за счет возможностей телемедицины, мониторинга и своевременного предоставления помощи соответствующим группам населения, а также других возможностей). Будем также считать, что рассматриваемые эффекты измеримы, а их эффективность оценивается на рассматриваемом временном интервале величинами cp , c? аналогичными п. 1.

У2 -Г2

Очевидно, что соответствующие оценки как по п. 1, так и п. 2 достаточно просто могут быть определены при существовании должной системы наблюдения за потоками пациентов и процессами оказания медицинской помощи. Заметим, что эти данные определяют и условия достаточности информационных ресурсов у органов управления для оценки эффективности систем и

средств информатизации процессов оказания медицинской помощи, то есть требования к построению системы наблюдения за процессами предоставления помощи медицинскими учреждениями.

Исчерпывающие алгоритмы, реализации предлагаемых подходов приведены в [1].

Методика является не только инструментом для проведения соответствующих расчетов. Она также представляет собой инструмент, определяющий требования к информации органа управления регионом, с тем, чтобы ее было достаточно для принятия решений, а рассматриваемые процессы были управляемы и наблюдаемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постулируя требования к региональной медицинской информационной системе, используя предлагаемую методику, можно провести оценку соответствия этим требованиям региона или группы регионов. Полученная оценка может использоваться для различных целей:

1. Определение регионов-лидеров, на которые можно ориентировать другие регионы как на образец.

2. Выявления «узких мест» в процессах внедрения, сопровождения и эксплуатации РИСЗ. На основании полученных выводов сформулировать дорожные карты, направленные на совершенствование этих процессов.

3. Определение приоритетов в развитии систем, автоматизирующих процессы в РИСЗ. Можно попытаться минимизировать затраты путем сопоставления систем-аналогов и программно-аппаратных реализаций.

Методика оценка эффективности информационных технологий РИСЗ дает возможность не превратить применение РИСЗ в самоцель. Полученные оценки эффективности дают возможность:

— правильно определять бюджетные приоритеты;

— разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на повышение эффективности внедрения, сопровождения и эксплуатации РИСЗ;

— отказываться от неэффективных решений в области РИСЗ, даже если в других регионах они оказались эффективны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев Г.С. Методика оценки потенциальной эффективности информационных систем здравоохранения Информационно-измерительные и управляющие системы. 2010; 12 (8): 62—69.

2. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС). Утверждены Министром здравоохранения Российской Федерации 25 июня 2016 года, 43 с. Доступно по: http://portal.egisz.rosmin-zdrav.ru/materials/391. Ссылка активна на 19.06.2018.

3. Карпов О.Э., Клименко Г.С., Лебедев Г.С. Развитие электронной системы здравоохранения Российской Федерации. Федерализм. 2016; 2: 7—23.

4. Соболева Е.В. Модификации критериев обобщенной полезности в задачах идентификации многокритериального выбора». ISSN 1681—6048 System Research & Information Technologies, 2012, № 3. Доступно по: http:// dspace.nbuv.gov. ua/bitstream/handle/123456789/50187/05-Soboleva.pdf?sequence=1. Ссылка активна на 19.06.2018.

5. Какорина Е.П., Лебедев Г.С., Флек В.О., Чудинова Н.В., Ясакова М.В. Методика расчета эффективности применения мобильной телемедицинской лаборатории на уровне территории РФ. Проблемы информатизации здравоохранения: юбилейный сборник научных статей, посвященный 10-летию Академии медицинской ин-формациологии и 100-летию Российского государственного медицинского университета. Под научной редакцией С.А. Гаспаряна, В.К. Гасникова, В.Н. Ярыги-на. М., 2005, с. 159—176.

Поступила 06.07.2018 Принята к опубликованию 09.07.2018

REFERENCES

1. Lebedev G.S. Metodika ocenki potencial'noj jeffektivnosti informacionnyh sistem zdravoohranenija [Methods of assessing the potential effectiveness of health information systems]. Informacionno-izmeritel'nye i upravljajuwie sis-

temy [Information-measuring and control systems]. 2010; 12 (8): 62—69.

2. Metodicheskie rekomendacii po obespecheniju funkcion-al'nyh vozmozhnostej regional'nyh medicinskih informacionnyh sistem (RMIS). Utverzhdeny Ministrom zdravoohranenija Rossijskoj Federacii 25 ijunja 2016 goda, 43 s. [Methodological recommendations for the functional capabilities of regional medical information systems (RMIS). Approved by the Minister of health of the Russian Federation on 25 June 2016, 43 p.]. Available at: http://por-tal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/391. Access 19.06.2018. (In Russian).

3. Karpov O.Je., Klimenko G.S., Lebedev G.S. Razvitie jele-ktronnoj sistemy zdravoohranenija Rossijskoj Federacii [Development of electronic health care system of the Russian Federation]. Federalizm [Federalism]. 2016; 2 (7-23). (In Russian).

4. Soboleva E.V. Modifications of the generalized utility criteria in the problems of identification of multi-criteria choice. ISSN 1681-6048 System Research & Information Technologies, 2012, No. 3. Available at: http:// dspace.nbuv.gov. ua/bitstream/handle/123456789/50187/05-Soboleva.pdf?sequence=1. Access 19.06.2018. (In Russian).

5. Kakorina E.P., Lebedev G.S., Flek V.O., Chudinova N.V., Yasakova M.V. Metodika rascheta jeffektivnosti primenen-ija mobil'noj telemedicinskoj laboratorii na urovne terri-torii RF. Problemy informatizacii zdravoohranenija: jubile-jnyj sbornik nauchnyh statej, posvjawennyj 10-letiju Akademii medicinskoj informaciologii i 100-letiju Rossi-jskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Method of calculation of efficiency of application of mobile telemedicine laboratory at the level of the territory of the Russian Federation. Problems of healthcare Informatization: anniversary collection of scientific articles dedicated to the 10th anniversary of the Academy of medical information and the 100th anniversary of the Russian state medical University]. Pod nauchnoj redakciej S.A. Gaspar-jana, V.K. Gasnikova, V.N. Jarygina. M. 2005, P. 159—176. (In Russuan).

Received on 06.07.2018 Accepted for publication on 09.07.2018

Сведения об авторах:

Лебедев Георгий Станиславович — д-р тех. наук, директор Института цифровой медицины, заведующий кафедрой информационных и интернет технологий Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 119992, Москва, Трубецкая ул., 8 с. 2. Тел.: 8-903-722-23-93. E-mail: geramail@rambler.ru.

Максаков Владимир Васильевич — канд. тех. наук, заведующий отделом ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, 127254, Москва, ул. Добролюбова, 11, Тел.: 8-916-513-26-11. E-mail: vmaxacov@yahoo.com.

About the authors:

Lebedev Georgy S. — Doctor of Technical Sciences, Director of Digital Health Institute, Head of Chair of Information and Internet Technologies of the «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia» (Sechenov University). 119992, Moscow, 8-2 Trubetskaya St. Tel.: 8-903-722-23-93. E-mail: geramail@rambler.ru.

Maksakov Vladimir V. — Candidate of Technical Sciences, head of Department of the Federal State Budgetary Institution Central Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of Russia, 11, Dobrolubova street, 127254, Moscow, Russia Tel.: 8-916-513-26-11. E-mail: vmaxacov@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.