Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
ся частью системы общего менеджмента предприятия, которая отвечает требованиям двух или более международных стандартов для системы менеджмента, и которая функционирует как единое целое. Но, в то же время, является очевидным, что интегрированную систему менеджмента качества ни в коем случае не следует отождествлять с общей системой интегрированного менеджмента предприятия, которая объединяет практически все аспекты деятельности данного предприятия. Следовательно, такое понятие, как «интегрированная система менеджмента качества» имеет ограниченное значение, хотя в то же время и является наиболее комплексным, чем понятие об отдельных системах менеджмента, которые объединены в общую интегрированную систему менеджмента.
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.sebestoim.ru/02.html.
2. Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ
«мами».
3. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2003. 671 с.
4. Сергеев А. Г. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник. М. : Юрайт, 2011. 820 с.
© Горшкова А. С., 2012
УДК 658.516
М. А. Дектярева Научный руководитель - Т. Е. Кревина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ - ГАРАНТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Во все времена к космической технике предъявлялись и предъявляются повышенные требования по безопасности как технологической, так и экологической. В связи с этим стандартизация и сертификация космической техники представляет собой весьма сложный процесс. С глобализацией торговых отношений в результате деятельности международных и региональных организаций сложилась мировая система технического регулирования.
В современной экономике стандартизация выполняет значительное число необходимых для общества функций. Она содействует достижению совместимости продукции, повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг, т. е. в целом способствует более глубокому распространению и пониманию новых технологий. Интенсивное развитие в нашей стране стандартизация получила после введения международной системы мер и весов 1918 г. Так, в 1969 г. в Научно-исследовательском институте стандартизации и унификации авиационной технике (НИИ СУ) проводили научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и на основе полученных положительных результатов испытаний подготавливали перспективные отраслевые стандарты в интересах промышленности, принимая к унификации лучшие изделия Государственного союзного опытно-конструкторского бюро стандартов (ГС ОКБС), существовавшего до НИИ СУ. Но в тоже время конструкторы, опираясь на свой высокий авторитет, позволяли себе любые отклонения от стандартов. Многие в то время считали, что стандартизация тормозит прогресс, в чем существенно ошибались. Ученые-конструкторы, продвигая свои изобретения, мало задумывались о трудоемком производстве и об их эксплуатации. Вся система стандартов авиационной техники соответствовала высокому техническому уровню, и была даже жестче американской. Однако они не всегда находили широкое применение из-за неготовности предприятий к их использованию. Нередко в период СССР внедрение новых стандартов для прак-
тического применения в конструкциях проводилось насильственным методом. На сегодняшний день стандарты внедрены практически во всех отраслях экономики. Производители и покупатели заинтересованы в производстве и потреблении высококачественного товара в разных областях: будь то продукты питания или авиационная техника. Но существует проблема: психологически человек не воспринимает стандарты (он не желает, чтобы его жизнь была стандартизованной), возникает одна попытка за другой, с его точки зрения, сделать лучше, тем самым не соблюдать стандарты. Строго выполнять требования стандартов зачастую не получается и из-за рационализма: производитель пренебрегает стандартами, и вносит изменение в производстве, зачастую получая негативный результат. В наше время существует специальные условия, при которых можно отойти от системы стандарта и называются они технические условия (ТУ). Но в тоже время покупатель стремиться приобретать продукцию, изготовленную по стандартам, так как она более качественная. Возникает парадокс: человек в прямом смысле слова не знает, чего хочет. Но разработка стандартов и последовательность их применение на производстве - гарантия высокого качества. Рассмотрим систему международных стандартов. Здесь тоже можем увидеть противоречивую картину. Так, например, произошло с Метрической конвенцией, принятой в начале 60-х гг. XX в. и продублированной в Федеральном законе от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Конвенцию подписали тогда более 120
Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
стран с обязательствами в течение пяти лет привести свои системы измерений в соответствие с Метрической конвенцией. Сегодня большинство ведущих стран игнорируют свое же решение и более того -проводят демонстративную экспансию внесистемных единиц в другие страны, принуждая их вводить у себя двойные системы измерений, например дюймовую и метрическую (Германия, КНР и др.). Опыт показывает, что международные стандарты отражают в основном вчерашний день. Внедрение новых стандартов не происходит, а если разработка и ведется, то стандарт не принимается другими странами. Самый рациональный путь к сотрудничеству в сфере международных стандартов - взаимное признание. Начало такому сотрудничеству в России было положено в 1998 г. В рамках межправительственного соглашения по безопасности полетов между Россией и США, где было прописано, что сотрудничество основывается на взаимном признании действующих стандартов в обеих договаривающихся странах. Данный пример подтверждает незыблемость стандартов как объекта технического регулирования. На сегодняшний день вопрос о стандартизации весьма актуален. В 2002 г. Вышел Федеральный закон «О техническом регулировании», и в одночасье в стране рухнула вся система стандартизации. Старые стандарты утратили легитимность, а новые национальные стандарты стали добровольными. Стандарты, на разработку которых были потрачены миллиарды рублей, превратились в кучу никому не нужных бумаг, а ведь их, например, в процессе построения современного военного самоле-
та применяется более 30 тыс. наименований. Для поддержания высокого уровня их надежности и безопасности крайне необходимы стандарты и другая нормативная документация. Но все это отменено федеральным законом. Фактически они продолжают применяться, а юридически - не существуют. Сейчас много говорят, что Россия - индустриальное общество. Но разве мы можем так сказать, когда наработки наших крупнейших специалистов оказались невостребованными. А ведь это потенциал высокого качества нашей продукции. С выходом ФЗ главным документом в сфере стандартизации стали технические регламенты. Присоединение той или иной страны к этой системе обусловлено заинтересованностью созданием условий для продвижения своих конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Переход России к рыночным отношениям определил необходимость преобразования государственной системы технического нормирования в национальную систему технического регулирования. Переход от системы стандартов к системе технического регулирования в нашей стране должен был произойти в течение 7 лет после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», но как мы видим, он происходит до сих пор. Не так важно, как система будет называться: то ли стандарты, то ли техническое регулирование. Главное, чтобы эта система была основой для решения экономических задач всех стран мира.
© Дектярева М. А., 2012
УДК 669.713.7
С. В. Еремцова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ
Анализируется повышение качества изделий железнодорожных вагонов путем использования статистических методов на ООО «ДАК».
ООО «ДАК» - одно из ведущих предприятий в городе Красноярске, специализирующееся на производстве и монтаже алюминиевых строительных конструкций, предприятие российского масштаба по производству опалубки для монолитного домостроения и изделий для железнодорожного транспорта.
Одним из ведущих направлений деятельности компании «ДАК», является изготовление изделий из алюминиевых сплавов для железнодорожного транспорта. Применение современных материалов в сочетании с алюминиевыми изделиями позволяет улучшить интерьер салона, уменьшить вес вагона, продлить срок службы по сравнению с деревянными и стальными изделиями.
ООО «ДАК» производит окна из прессованных алюминиевых профилей для пассажирских вагонов плацкартного и купейного типа, для электропоездов, оборудованные двухкамерными или однокамерными
стеклопакетами из травмобезопасного стекла. Размеры оконных блоков (по ширине и высоте), а также радиус закругления окна определяется типом вагона и размерами оконного проема, что позволяют исключить дополнительную операцию по доработке оконного проема.
Алюминиевые окна со стеклопакетами, заменившие старые деревянные, позволяют увеличить срок службы вагона, герметичность окон полностью исключает конденсат на внутренней поверхности окон в любое время года, а в зимний период - снежный налет.
Оконные блоки представляют собой конструкции из комбинированного алюминиевого профиля, двухкамерного стеклопакета, и резиновых уплотнителей. Характеристика оконных блоков:
- назначенный срок службы окон 15 лет;