СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
УДК 630.6
Стандартизация в лесной отрасли
В. С. Воробьев - заместитель директора по механизации, Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства
Изложены направления стандартизации лесной отрасли в соответствии с руководящими документами по техническому регулированию, а также отражены основные подходы к созданию системы технического регулирования.
Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, лесное хозяйство, нормативные документы, национальный стандарт, международный стандарт.
В Российской Федерации с 2003 г. действует Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором определены направления развития национальной и отраслевой систем стандартизации для достижения уровня развитых международных организаций. Во многих развитых странах убедились, что эффективное развитие национальной экономики невозможно без совершенствования обменов товарами и услугами на основе согласованных международных стандартов и процедур. В связи с этим в области технического регулирования решающее значение приобретают проблемы унификации и гармонизации всех участников отношений. Ситуация в этой области показывает, что в последнее время сформировалась группа экономически развитых стран, которые предпринимают меры по внедрению своих национальных стандартов в качестве международных норм. Это дает большие преимущества их национальным экономикам в конкурентной борьбе за рынки сбыта и сырья. Россия в этом отношении отстает от других стран, но, вместе с тем, обладает значительным потенциалом сотрудничества в области энергетических, лесных и водных ресурсов.
24 сентября 2012 г. Правительством Российской Федерации одобрена «Концепция развития национальной системы стандартизации Россий-
ской Федерации на период до 2020 года». Национальная система стандартизации представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно-функциональных элементов и документов в области стандартизации, определяющих, в том числе, правила и процедуры стандартизации с целью осуществления деятельности по установлению требований и характеристик для их добровольного многократного использования.
В Концепции отмечено, что документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), реализации иных целей и задач стандартизации.
Стандартизация - один из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие страны.
В целом национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации, а также участников работ по стандартизации.
Виды стандартов установлены ГОСТ 1.0-2004 (рисунок).
Современное лесное хозяйство является важным звеном в сфере технического регулиро-
вания и стандартизации. Существующаяся нормативно-методическая база нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми требованиями законодательства в области технического регулирования и лесных отношений. В частности, по приведению отраслевого фонда нормативных документов в соответствие с новой структурой документов в сфере стандартизации; формированию доказательной базы подтверждения соответствия продукции и процессов обязательным требованиям, разрабатываемым в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и техническими регламентами.
Перечень отраслевых нормативных документов содержит около 1 тыс. единиц хранения. Для упорядочения нормативной базы необходимо сохранить положения и требования ряда стандартов, применяемых для развития и функционирования лесного хозяйства, и решить, в какой форме они могут использоваться - как национальный стандарт или стандарт организации. Наиболее важную часть этого объема нормативных документов необходимо перевести в категорию национальных стандартов. Основным критерием отбора при этом должно быть соответствие требований документа положениям Лесного кодекса Российской Федерации, «Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2020 года» и других нормативных правовых документов, затрагивающих сферу лесных отношений.
Приведение национальных стандартов в соответствие с требованиями международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран призвано обеспечить эффективное участие России в международном сотрудничестве.
В Российской Федерации применение международных, региональных и национальных стандартов других стран осуществляется путем принятия национального стандарта Российской Федерации, представляющего собой или аутентичный текст на русском языке соответствующего документа, или аутентичный текст на русском языке с дополнительными требования-
ми, отражающими специфику объекта стандартизации.
По оценкам зарубежных специалистов, для создания эффективной среды в международном сотрудничестве и торговле оптимальным является 50-60 %-й уровень гармонизации национальных стандартов. В национальной практике большинства промышленно развитых стран не менее 40 % фондов нормативных документов представляют собой стандарты, отражающие именно специфические национальные интересы и не имеющие аналогов в международных стандартах.
В лесном хозяйстве в фонде отраслевых нормативных документов недостаточно документов, регламентирующих методы контроля, процедур измерений, определения достоверности и точности результатов деятельности, а в содержательном плане они не в полной мере соответствуют задачам отрасли и нуждаются в планомерном пересмотре и гармонизации с международно признанными нормативами. Наибольшая часть нормативов представлена правилами постановки продукции на производство с оформлением и обращением организационно-распорядительной документации, технологических, эксплуатационных процессов, которые не имеют аналогов в международных нормативах.
Гармонизация в России осуществляется в основном как внедрение международных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).
Оценка уровня гармонизации российских стандартов является основой разработки плана гармонизации отраслевых стандартов. В основу анализа была положена база данных PERINORM, которая представляет собой библиографическую базу данных всех действующих стандартов и проектов национальных стандартов Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Австрии, Испании, Чехии, Бельгии, Норвегии, Польши, Турции, а также международных и европейских организаций по стандартизации.
По оценке Ростехрегулирования, уровень гармонизации в лесном хозяйстве в 3 раза и бо-
лее ниже уровня гармонизации европейских стран.
При отборе стандартов на различные виды продукции следует предусматривать 2 основных подхода:
• прямое применение международных стандартов возможно, когда требования к конкретной продукции в России либо вообще отсутствуют, либо ниже международно признанных норм, а соответствующего российского стандарта либо не существует, либо он существенно отличается от международного по структуре и положениям;
• приведение требований российских стандартов в соответствие с международно признанными нормами возможно, если российский стандарт не сильно отличается от своего международного аналога или охватывает область действия сразу нескольких международных стандартов.
В целях реализации действующего законодательства в сфере технического регулирования в 2007 г. по заданию МПР России был разработан проект Концепции создания системы технического регулирования в сфере обеспечения безопасности продукции лесного хозяйства. В Концепции сформирована система взглядов на проблемы совершенствования технического регулирования в лесном хозяйстве Российской Федерации, а также обоснование целей, задач и направлений создания системы технического регулирования в отрасли.
Система технического регулирования в лесной отрасли состоит из совокупности элементов - технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил. В них установлены обязательные требования к лесной продукции, процессам, обеспечивающим параметры этой продукции, выполнению работ и оказанию услуг в сфере использования лесов, а также оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, направленных на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и
растений, а также на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Система технического регулирования предполагает функционирование и развитие лесных отношений на новых принципах, обеспечивающих выполнение требований международных, национальных стандартов, а также стандартов организаций, сводов правил, в том числе и требований безопасности лесной продукции, применяемых на договорной основе.
Концепция направлена на преобразование отраслевых стандартов лесного хозяйства в национальные стандарты в целях гармонизации с создаваемой в Российской Федерации системой технического регулирования.
Система технического регулирования учитывает аспекты ведения лесного хозяйства в Российской Федерации и отдельные положения технических норм и правил, которые не будут использованы в технических регламентах и национальных стандартах, но должны гармонично вписаться в своды правил, разрабатываемых для лесной отрасли.
При этом уровни безопасности определяются только в технических регламентах с учетом риска причинения вреда. Они должны содержать минимально необходимые требования, предъявляемые к объектам технического регулирования.
Создание и реализация системы технического регулирования осуществляется в несколько этапов:
• первый этап - выделение идентификационных признаков для всех объектов технического регулирования и групп, по которым они систематизируются;
• второй этап - определение и упорядочение объектов технического регулирования по видам и типам с предварительным составлением перечней и (или) описанием объектов технического регулирования;
• третий этап - определение класса продукции, для чего следует создать систему классификации, соответствующую целям технического регулирования;
• четвертый этап - определение групп, подклассов продукции;
• пятый этап - определение видов продукции, которые не предусматриваются в вышестоящих технических регламентах;
• шестой этап - создание универсального классификатора объектов технического регулирования, положения которого могут быть применимы в других системах технического регулирования.
Таким образом, система технического регулирования в сфере обеспечения безопасности продукции лесного хозяйства является отраслевой системой, которая охватывает подавляющее большинство объектов технического регулирования, а также наиболее важные для лесной отрасли объекты инфраструктуры лесного хозяйства.
Цель системы технического регулирования -обеспечение оптимального выполнения положений закона «О техническом регулировании», определяющих:
• обязательные требования к лесной продукции, а также к процессам, которые обеспечивают параметры (характеристики) этой продукции;
• добровольные требования к лесной продукции и основным этапам ее жизненного цикла, выполнения работ, оказания услуг;
• оценки соответствия.
Для достижения указанной цели необходимо провести инвентаризацию действующей нормативной правовой базы лесной отрасли, включая ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ, САНПИН, СНИП, другие технические акты, а также соответствующие международные стандарты, чтобы выявить степень охвата этими документами требований безопасности к объектам технического регулирования и осуществить последующую правовую экспертизу этих документов на предмет соответствия закону «О техническом регулировании».
Концептуальные предложения по созданию системы разработаны для решения следующих задач:
• разработка структуры и основных направлений создания системы технического регулирования с учетом особенностей российского законодательства;
• обеспечение прозрачности и предсказуемости государственного регулирования понятной
участникам рынка системы обязательных технических требований к товарной лесопродукции;
• устранение избыточных административных барьеров, включая неэффективные и затратные формы подтверждения соответствия.
Требования должны распространяться на объекты технического регулирования в лесной отрасли лишь в связи с обеспечением их безопасности на товарном рынке с учетом содействия выполнению положений, предусмотренных Соглашением о технических барьерах в торговле (1994).
В основу системы технического регулирования лесной отрасли положены следующие принципы:
• применение единых правил установления требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказанию услуг;
• соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики и материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
• недопустимость двойного регулирования и дублирования устанавливаемых требований к объектам технического регулирования в технических регламентах смежных отраслей.
С учетом изложенного, государственная политика в области технического регулирования лесной отрасли должна осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• максимально полное и точное определение характеристик объектов технического регулирования;
• установление требований к объектам технического регулирования (с учетом их характеристик - параметров продукции), выполнение которых обеспечит соблюдение минимально необходимого уровня безопасности;
• прозрачность, предсказуемость и адекватность действий (взаимодействия) органов государственной власти, производителей, испол-
нителей работ, продавцов и потребителей продукции, направленных на обеспечение безопасности этой продукции.
Кроме того, принципы системы технического регулирования в сфере лесного хозяйства определяют условия ее функционирования и устойчивого развития, а именно:
1. Полное и точное отражение сложившегося в лесном хозяйстве технологического и объектного деления.
2. Адекватность выбора элементов системы технического регулирования видам и степени риска причинения вреда и опасности объектов технического регулирования.
3. Взаимосвязь технического регулирования в сфере лесного хозяйства с приоритетными проблемами развития лесного хозяйства и его инфраструктуры.
4. Стимулирование механизмов, направленных на:
• сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и экологических функций лесов в интересах обеспечения права каждого на безопасную окружающую среду, жизни или здоровья животных и растений;
• обеспечение многоцелевого рационального непрерывного и неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
• обеспечение безопасности лесов, их защиты и охраны;
• использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
5. Учет тенденций в осложнении условий ведения лесного хозяйства.
6. Учет изменений степени рисков на разных стадиях жизненного цикла продукции лесного хозяйства.
Система технического регулирования в сфере безопасности продукции лесного хозяйства должна формироваться на базе действующей системы нормативного правового и нормативно-
технического обеспечения лесной отрасли и прогрессивного зарубежного опыта.
Действующая система технического регулирования включает:
• международные договоры и соглашения;
• законодательные акты Российской Федерации;
• нормативные документы федеральных органов государственной власти (МПР России, Рослесхоза, Ростехрегулирования, Росприрод-надзора, Ростехнадзора и других государственных органов) применительно к сфере деятельности, осуществляемой в лесной отрасли;
• межгосударственные стандарты стран Евразийского экономического сообщества;
• национальные стандарты Российской Федерации;
• правила стандартизации;
• нормы стандартизации;
• рекомендации в области стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• своды правил;
• стандарты организаций;
• технические условия и требования.
При этом следует учитывать, что из состава
документов по стандартизации согласно положениям статьи 13 Федерального закона «О техническом регулировании» исключены отраслевые стандарты.
Действующая система технического регулирования в лесной отрасли по ряду параметров не соответствует требованиям Закона, а также международно признанным нормам. В этой связи актуальность и целесообразность ее реформирования являются очевидными.
Существующие нормативные документы в лесной отрасли необходимо преобразовать в национальные стандарты, являющиеся базовыми элементами системы технического регулирования в сфере деятельности и продукции лесного хозяйства.
BuminiT^
L flEC0X03AMCTBEHHAfl MН«ОРМAЦMfl ^^^
Standardization in forest industry
V. S. Vorobjov - Deputy director,
Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry
Standardization is a background of technical regulation and sectoral technical policy.
The Federal law on «Technical regulation» is in effect since 2003. The document priority is that it defines areas of national and sectoral standardization system developments to reach advanced international organization levels. Many developed states came to strong belief that efficient national economy evolution is impossible without streamlining of commodity and services international exchanges based on approved international standards and procedures.
On September 4, 2012 The RF Government adopted «National standardization system development concept until 2020». The national standardization system is an integrated package oforgani-zational-functional components, documents in standardization that define standardization rules and procedures for activities to set requirements and characteristics for their voluntary multuiple applications.
Standardization documents are designed to reach streamlining in production and distribution, competition capacity of products (operations and services), implementation of standardization goals and targets.
Standardization is one of the key factors affecting national modernization, tecnological and socio-economic development.
Some parameters of the effective technical regulation system in forest sector don't meet requirements of the FL on technical regulation as well as approved international guidelines. In this regards its reforming need and expediency is obvious.
Available regulating documents need to be converted in national standards that are a background of the technical regulation system in forestry activities and production.
Key words: standardization, technical regulation, harmonization, regulating documents, national standard, international standard.