Научная статья на тему 'СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / ПОТЕРИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермаков Д.В.

В данной статье рассмотрена разработка теоретических и практических подходов по стандартизации системы менеджмента качества ГБУЗ «Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова». Автором предложено рассмотреть ряд стандартов для разработки и внедрения интегрированной системы менеджмента качества.This article examined the development of theoretical and practical approaches to standardization of quality management system GBUZ "Republican Clinical Hospital named S.V. Katkova. The author asked to consider a number of standards for the development and implementation of the integrated quality management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермаков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

муниципальных заказов;

- создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности;

- расширение пропаганды важности и перспективности инновационной деятельности в СМИ совместно с представителями бизнеса;

- повышение образовательного уровня и улучшение кадрового потенциала специалистов по инновациям.

Список литературы

1. В 2015 году в Кыргызстане инфляция ожидается на уровне 11,5%. Дата обращения: 13.12.2014 www.kabar.kg/rus/economics/full/87721.

2. Артыкбаева Г.Ш. Оценка инновационной деятельности в Кыргызстане и основные направления ее модернизации [Текст] / Г.Ш. Артыкбаева // Экономика и статистика. - 2011. - № 2. - 40 с.

3. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса в Кыргызской республике: отчёт о НИР / Нац. институт стратегических исследований; рук. темы И. Арунова. - Бишкек, 2013. - 75 с.

4. Бенлиян А. В рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран. Дата обращения: 23.12.2014 www.vb.kg/281216.

5. Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике: 2009- 2013 / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014. - 147 с.

Ермаков Д.В.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева

Аннотация: В данной статье рассмотрена разработка теоретических и практических подходов по стандартизации системы менеджмента качества ГБУЗ «Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова». Автором предложено рассмотреть ряд стандартов для разработки и внедрения интегрированной системы менеджмента качества.

Abstract: This article examined the development of theoretical and practical approaches to standardization of quality management system GBUZ "Republican Clinical Hospital named S.V. Katkova. The author

asked to consider a number of standards for the development and implementation of the integrated quality management system.

Ключевые слова: бережливое производство, госпитализация пациентов, эффективность бизнес-процесса, потери, стандартизация системы менеджмента.

Keywords: lean manufacturing, hospitalization of the patients, the efficiency of business-process losses Standardization Management System.

Проблемы повышения качества медицинской помощи крайне актуальны для российского здравоохранения. В современных условиях функционирования медицинских учреждений выделяют такие проблемы как: дефицит государственного финансирования, развитие рыночных отношений в области здравоохранения, рост стоимости медицинских услуг, а также снижением качества и доступности медицинской помощи для населения по сравнению с европейскими учреждениями.

Управление качеством в сфере здравоохранения - это комплексная деятельность специалистов по организации процесса оказания медицинской помощи, реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного спроса. Современные концепции управления качеством в здравоохранении рассматривают качество как главный фактор конкурентоспособности и формирования устойчивого эффективного процесса оказания медицинской помощи [1].

Для обеспечения качества медицинских услуг необходимо эффективное функционирование системы управления качеством в учреждениях здравоохранения, причём данная система должна носить комплексный характер, в управлении должно одинаково уделяться внимание различным направлениям деятельности: нормативному, правовому и финансовому обеспечению; стандартизации и оптимизации организации; кадровому менеджменту; разработке и мониторингу показателей, характеризующих качество медицинской помощи; изучению мнения пациента о качестве и доступности медицинских услуг, уровне лекарственного обеспечения.

Основные принципы системы управления качеством в здравоохранении заключаются в следующем:

1. Систему здравоохранения и ее работу формируют нужды пациентов.

2. Обеспечение качества является приоритетной целью деятельности системы здравоохранения.

3. Высокое качество медицинской помощи является следствием

качественных систем организации помощи, технологических процессов и ресурсов.

4. Достижение высокого качества невозможно без принципиального изменения системы организации и руководства в здравоохранении.

Для повышения эффективности своей деятельности учреждения здравоохранения различных стран активно разрабатывают и внедряют системы менеджмента качества и участвуют в международных и национальных конкурсах в области качества. Не являются исключением и российские организации, однако пока динамика незначительна. За последние 5 лет Премию Правительства Российской Федерации в области качества получили лишь несколько организаций здравоохранения, среди которых медицинские центры и больницы Чебоксар, Краснодарского края и Ханты-Мансийского Автономного округа. Данные учреждения здравоохранения добились значительных успехов и открыли перед собой ряд новых возможностей для роста и становления,а именно:

- повышение уровня качества предоставляемых медицинских услуг, обеспечение при этом результативности и эффективности деятельности при снижении затрат на их оказание,

- увеличение заинтересованности персонала в качестве оказываемых ими услуг, создание атмосферы в коллективе, которая ориентировала бы персонал на долгосрочную перспективу и повысила престиж их работы,

- укрепление авторитета руководства и повышения имиджа организаций здравоохранения. [9]

Внедрение интегрированной системы менеджмента качества в учреждения здравоохранения возможно следующими способами:

1. На основе стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 «Система Менеджмента Качества. Требования». Данный стандарт является средством, позволяющим обеспечить реализацию стратегии развития отечественного здравоохранения, внедрить в практику работы медицинской организации процессный подход и циклы совершенствования деятельности учреждения. Однако он является универсальным к внедрению в любую сферу деятельности, поэтому прописанные требования в стандарте носят общий характер и не отражают специфики здравоохранения [3].

2. ГОСТ Р 57522-2017 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства. Значимость данного стандарта определяется условиями быстро меняющегося рынка: увеличением конкуренции, постоянным

ростом требований и ожиданий потребителей, под которые организации вынуждены постоянно адаптироваться и улучшать свою деятельность. Цель настоящего стандарта — помочь руководителям и специалистам организаций в совместном применении подходов менеджмента качества и бережливого производства для достижения наибольшей эффективности деятельности [5].

3. На основе ГОСТ Р 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения». Стандарт идентичен соглашению международной экспертной группы ISO IWA 1:2005, его цель заключается в оказании помощи организациям здравоохранения при разработке, внедрении и улучшении системы менеджмента качества. Стандарт построен на основе положений ISO 9004:2009 и дополнительно включает в себя рекомендации и примеры реализации требований ISO 9001:2011 в медицинских учреждениях. Однако он не предназначен для сертификации или применения в контрактных ситуациях. [4]

Исходя из представленной характеристики трех стандартов, на сегодняшний день наиболее актуален для внедрения стандарт ГОСТ Р 57522-2017. Так как он разработан на основе принципов и требований, изложенных в комплексе национальных стандартов «Бережливое производство» и международных стандартах ИСО серии 9000. Принципы и рекомендации, изложенные в стандарте, позволят медицинскому учреждению создать интегрированную систему менеджмента качества и бережливого производства, обеспечивающую результативность и эффективность бизнес-процесса госпитализации пациента и удовлетворение интересов заинтересованных сторон.

Объектом данного исследования выступила ГБУЗ «Республиканская клиническая больница имени С.В. Каткова», многопрофильное лечебное учреждение города Саранска, оказывающее: амбулаторно-поликлиническую, круглосуточно стационарную и скорую неотложную медицинскую помощью, бесплатную медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий, согласно отделениям, которые входят в состав больницы, платные медицинские услуги и услуги по договорам с предприятиями и организациями.

В «Республиканской клинической больнице имени С.В. Каткова», уже есть предпосылки по управлению качеством оказания медицинской помощи. В организации присутствуют:

- плановый контроль, осуществляемый согласно плану -графику, утвержденному приказом руководителя медицинской

организации и предусматривающий контроль соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; контроль выполнения требований санитарно-эпидемиологического режима; контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания; контроль исполнения распоряжений администрации.

- целевой контроль, предусматривающий реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандартов качества и обеспечивающий оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов; анализ летальности на дому лиц трудоспособного возраста; анализ жалоб пациентов.

- предупредительный контроль, оценивающий уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи.

Контроль результата - контроль выполнения принятых управленческих решений, в том числе - заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

Необходимо отметить, что в больнице определены следующие уровни контроля:

1 уровень контроля - заведующие отделениями (подразделениями);

2 уровень контроля - заместители главного врача по КЭР, медицинской части, поликлинической работе;

3 уровень контроля - врачебные комиссии. [10]

Внедрение в деятельность больницы стандарта ГОСТ Р 57522-2017 г. позволит увеличить эффективность процессов, составляющих поток создания ценности (например, на их синхронизацию, сокращение времени и стоимости). Применение подходов Бережливого Производства позволит учреждению здравоохранения улучшать временные и стоимостные характеристики процессов, составляющих поток создания ценности, и повышать эффективность медицинской деятельности:

- сокращать время, проведённое в очередях;

- выявлять и устранять действия, не добавляющие ценность для пациента;

- повышать производительность труда;

- оптимизировать запасы.

Рисунок 1 — Модель интеграции СМК и СМБП для управления потоком создания ценности [5]

Интеграция Системы Менеджмента качества и Системы Менеджмента Бережливого Производства будет осуществлена через взаимосвязи систем по двум уровням:

- на бизнес-уровне, через стратегический менеджмент;

- на уровне системы менеджмента через создание единой системы управления характеристиками потока создания ценности.

На бизнес-уровне задачи по интеграции заключаются в разработке целей бизнеса и выработке решений для их достижения, касающихся вопросов:

- сегментов потребителей для оказания платных услуг;

- линейки платных услуг, которые учреждение собирается осуществлять.

На уровне системы менеджмента интеграция Системы Менеджмента качества и Системы Менеджмента Бережливого Производства осуществляется через создание единой системы управления выходными характеристиками потока создания ценности, обеспечивающей планирование, реализацию, контроль и улучшение услуг с необходимыми характеристиками качества и времени потока оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями пациентов и других заинтересованных сторон организации (рисунок 1).

Итогом деятельности Интегрированной Системы Менеджмента учреждения является обеспечением выходного потока услуг потребителям, который характеризуется тремя основными параметрами — качество, стоимость и время. Совокупное применение подходов менеджмента качества и бережливого производства позволяет разработать в рамках организации полную группу показателей, характеризующих выходной поток и осуществлять интегрированное управление им как в интересах стейкхолдеров, так и в интересах других заинтересованных сторон.

Создание интегрированной систему менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р 57522-2017 позволит медицинскому учреждению добиться оптимизации бизнес-процессов в условиях ограниченного использования ресурсов, повысить качество предоставляемых медицинских услуг по профилю учреждения и удовлетворенность потребителей; повысить результативность и эффективность деятельности при сокращении затрат на оказание медицинской помощи; повысить повышение производственной и финансовой дисциплины; повысить заинтересованность персонала в качестве; укрепить авторитет и имидж высоконадежного учреждения у населения и в профессиональных кругах.

Список литературы

1. Артёмова Н.М. "Управление качеством в сфере здравоохранения Журнал "Академия качества: наука и практика" » // [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://uk.utmn.ru/sec/47 - Загл. С экрана

2. Бирюкова Л.И., Категория «риск-менеджмент» в концепции устойчивого развития бизнеса / Л. И. Бирюкова, А. А. Давшина // Системное управление. 2014. № 3 (24). С. 3

3. ГОСТ ISO 9001:2011 Огандарт Российской Федерации Системы менеджмента качества. Требования. -Введ. 2013-01-01

4. ГОСТ Р 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения» Введ.18 декабря 2008 г. № 495-ст

5. ГОСТ Р 57522-2017. «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства» - Введ. 2018-01-01. - М.: Стандартинформ, 2018. - 16 с

6. Лапшин В. С. Основы бережливого производства: учеб. пособие / В. С. Лапшин, Л. А. Федоськина, Е. А. Ляманова и др. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та , 2011. - 168 с

7. Менеджмент Качества. СТАНДАРТЫ JCI// [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// http://www.kpms.ru/Standart/JOI_Standard.htm - Загл. с экрана.

8. Положение о Госпитализации пациентов ГБУЗ «РКБ № 3» -Введ. 2013-08-15 - Саранск: ГБУЗ «РКБ № 3». -2013. - 6 с.

9. Потапова, М.В. Особенности формирования системы менеджмента качества и управления рисками в ведомственном здравоохранении / М.В. Потапова, Л.Ф. Сабиров// Вестник современной клинической медицины. — 2010. — № 3. — С.8—10

10. Приказ Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №3»

11. Устав ГБУЗ РМ «РКБ № 3» - Введ. 2013-07-16.- Саранск, ГБУЗ «РКБ № 3», - 2016г. - 15 с.

Казьмина И.В.

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина

Анализируя современное состояние теории и практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.