Научная статья на тему 'Стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (bac-а) на основе нормативных данных российской популяции'

Стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (bac-а) на основе нормативных данных российской популяции Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1396
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / COGNITIVE IMPAIRMENT / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / AFFECTIVE DISORDERS / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ / METHODS FOR MEASURING COGNITIVE IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Янушко Мария Григорьевна, Шаманина Мария Валерьевна, Аристова Татьяна Алексеевна, Киф Ричард, Иванов Михаил Владимирович

В статье приводятся данные о российских популяционных нормах для методики «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (ВАС-А), полученные в результате обследования 211 здоровых лиц. Исследуемая методика представляет собой полноценных набор заданий для изучения когнитивной сферы пациентов, страдающих различной аффективной патологией, как однократно, так и в динамике. Исследование включало не только процесс сравнения норм российской популяции с базовыми нормативами, но и стандартизацию полученных данных с приведением оценок к единой системе измерения для повышения точности интерпретации результатов. Полученные результаты сопоставимы с базовыми нормативами, поэтому методика ВАС-А может быть рекомендована к использованию для оценки когнитивных нарушений у пациентов с аффективной патологией в российской популяции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Янушко Мария Григорьевна, Шаманина Мария Валерьевна, Аристова Татьяна Алексеевна, Киф Ричард, Иванов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standardization of the scale “Brief assessment of cognition in patients with affective disorders” (BAC-А) on the basis of normative data for Russian population

This paper adduces data on Russian population norms for the “Brief Assessment of Cognition in Patients with Affective Disorders” (BAC-A) battery. This battery is comprised of tests assessing cognition in patients with various affective pathology, both non-recurrent and recurrent. Battery norms were obtained based on assessing 211 healthy individuals. The study includes both comparison of the norms for Russian population with baseline norms, and standardization of derived data when all scores were converted into a unified system of measurement in order to increase the accuracy of score interpretation. Norms for Russian population are consistent with baseline norms; which is why the ВАС-А battery may be recommended for measuring cognition in patients with affective disorders in Russian population.

Текст научной работы на тему «Стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (bac-а) на основе нормативных данных российской популяции»

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© Коллектив авторов, 2015 Для корреспонденции

УДК 616.895(470+571) Янушко Мария Григорьевна - кандидат медицинских наук,

старший научный сотрудник отделения биологической терапии психически больных ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева»

Адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3 Телефон: (812) 412-72-26 Е-таИ: [email protected]

М.Г. Янушко1, М.В. Шаманина1, Т.А. Аристова2, Р. Киф3, М.В. Иванов1, М. Толмачева3

Стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (ВАС-А) на основе нормативных данных российской популяции

Standardization of the scale "Brief assessment of cognition in patients with affective disorders" (BAC-A) on the basis of normative data for Russian population

M.G. Yanushkoi, M.V. Shamaninai, T.A. Aristova2, R. Keefe3, M.V. Ivanovi, M. Tolmacheva3

1 ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Минздрава России

2 СПбГБУ «Психоневрологический диспансер № 10», Санкт-Петербург

3 NeuroCog Trials, Inc. (Северная Каролина, США)

1 V.M. Bekhterev St. Petersburg Research Psychoneurological Institute

2 Mental Hospital # 10, St. Petersburg

3 NeuroCog Trials, Inc., North Carolina, USA

В статье приводятся данные о российских популяционных нормах для методики «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с аффективными расстройствами» (ВАС-А), полученные в результате обследования 211 здоровых лиц. Исследуемая методика представляет собой полноценных набор заданий для изучения когнитивной сферы пациентов, страдающих различной аффективной патологией, как однократно, так и в динамике. Исследование включало не только процесс сравнения норм российской популяции с базовыми нормативами, но и стандартизацию полученных данных с приведением оценок к единой системе измерения для повышения точности интерпретации результатов. Полученные результаты сопоставимы с базовыми нормативами, поэтому методика ВАС-А может быть рекомендована к использованию для оценки когнитивных нарушений у пациентов с аффективной патологией в российской популяции.

Ключевые слова: когнитивные нарушения, стандартизация, аффективные расстройства, методы оценки когнитивных нарушений

This paper adduces data on Russian population norms for the "Brief Assessment of Cognition in Patients with Affective Disorders" (BAC-A)

М.Г. Янушко, М.В. Шаманина, ТА. Аристова и др.

battery. This battery is comprised of tests assessing cognition in patients with various affective pathology, both non-recurrent and recurrent. Battery norms were obtained based on assessing 211 healthy individuals. The study includes both comparison of the norms for Russian population with baseline norms, and standardization of derived data when all scores were converted into a unified system of measurement in order to increase the accuracy of score interpretation. Norms for Russian population are consistent with baseline norms; which is why the ВАС-А battery may be recommended for measuring cognition in patients with affective disorders in Russian population.

Keywords: cognitive impairment, standardization, affective disorders, methods for measuring cognitive impairment

Современная концепция когнитивного дефицита при эндогенных психических расстройствах предполагает проявления когнитивной недостаточности не только у больных шизофренией, что является общепризнанным фактом, но и у пациентов, страдающих различной аффективной патологией, такой, как биполярное аффективное расстройство, рекуррентная депрессия. Несмотря на многочисленные исследования когнитивного функционирования при депрессивном расстройстве, до сих пор не существует единого мнения о ней-ропсихологическом профиле, характеризующем депрессию.

В настоящее время актуальны 3 основные гипотезы когнитивных нарушений при депрессивных психозах. Первая из них, так называемая диффузная, утверждает, что пациенты с депрессивным расстройством страдают от глобального или диффузного когнитивного снижения [17]. Второй является гипотеза специфического когнитивного дефицита, предполагающая, что депрессивное расстройство связано с выраженным снижением специфических когнитивных параметров, преимущественно исполнительской функции (снижения активности личности, продуктивности деятельности) и памяти [4]. Согласно третьей гипотезе, пациенты с большой депрессией испытывают когнитивный дефицит при выполнении заданий, требующих когнитивных усилий, в то время как при выполнении автоматических задач когнитивного снижения у них не выявляется. Автоматическое когнитивное функционирование подразумевает реакцию в ответ на стимул, в то время как задачи, требующие когнитивного напряжения, включают функции внимания и когнитивные способности в целом в ответ на предъявляемые задачи [12].

Исследования последних лет продемонстрировали разногласия в оценке когнитивных нарушений у больных депрессией, ни одна из когнитивных функций не характеризует именно эту патологию. Более того, не все пациенты демонстрируют одина-

ковую степень выраженности когнитивного дефицита. Тем не менее точно установлено, что больным депрессией свойственны когнитивные нарушения во время обострений и в ремиссиях. Различия в результатах исследований объясняются различными методологическими подходами, такими, как включение в исследование пациентов с разной степенью тяжести депрессии, различными клиническими подтипами и т.д.

Множество, если не большинство, пациентов с биполярным аффективным расстройством демонстрируют когнитивную недостаточность [6], которая затрагивает их повседневное функционирование [14]. В нескольких недавних исследованиях [7, 19] было высказано предположение о том, что профиль когнитивного дефицита при биполярном расстройстве имеет много общего с таковым у пациентов с шизофренией, с похожими последствиями для функционального статуса. Таким образом, одной из задач изучения когнитивных нарушений при аффективных психозах является адаптация широко применяемых инструментов оценки когнитивного статуса при шизофрении к оценке функционирования аналогичных когнитивных доменов при аффективных психозах. Хотя когнитивный дефицит при биполярном аффективном расстройстве не достигает такой степени тяжести, как при шизофрении, его влияние на повседневное функционирование пациентов достаточно велико [20]. Недавний метаанализ 45 исследований, предпринятый E. Bora и соавт. [6], включавший 1446 пациентов с биполярным расстройством и 1524 здоровых добровольца, продемонстрировал, что биполярные пациенты имели снижение по 17 из 18 исследованных когнитивных показателей. Выполнение большинства тестов на удержание активного внимания, вербальную память, исполнительскую функцию было хуже у пациентов с биполярным аффективным расстройством по сравнению со здоровой популяцией. Более того, в метаанализе [9] описывается взаимосвязь между уровнем ремиссии при

Ф

69

ф

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

биполярном аффективном расстройстве и когнитивными нарушениями, что аналогично подобным корреляциям при шизофрении [11]. Таким образом, общее снижение когнитивного функционирования у пациентов с аффективными расстройствами, аналогичное таковому у пациентов с шизофренией, неоднократно описано и верифицировано.

Одним из ключевых вопросов исследования когнитивного статуса у аффективных пациентов является выбор методики диагностики когнитивных нарушений. В недавнем исследовании у 80 пациентов с биполярным расстройством 1-го типа [8], проводимом с помощью батареи тестов МССВ, были обнаружены нарушения по 5 из 7 исследованных доменов. Авторы заключают, что МССВ может быть полезна при исследовании когнитивных нарушений у биполярных пациентов, но нужны дополнительные исследования валидности применения данной методики. В консенсусе, разработанном L.N. Yatham и соавт. [21], обсуждается возможность дополнения тестов на так называемую холодную когницию, применяемых при шизофрении, методиками, направленными на выявление взаимосвязи между эмоциональным статусом и выполнением заданий. Обзор литературы показал, что пациенты, находящиеся в депрессии, имеют тенденцию к усвоению негативно окрашенной информации [10]. Подобная тенденция приводит к селективной зашифровке негативно окрашенной информации, что снижает усвоение позитивно окрашенной информации, поэтому разработка батареи тестов для оценки когнитивных функций при аффективных психозах должна включать особую группу тестов с вовлечением процессов эмоционального реагирования.

Известно достаточное количество оценочных инструментов для диагностики когнитивного дефицита у пациентов с шизофренией. Самые известные из них на сегодняшний день - это когнитивные батареи BACS, MCCB, CogState. Все вышеуказанные шкалы достаточно широко применяются и в России. В то же время валидных общепризнанных мировым научным сообществом комплексных методик по оценке когнитивных нарушений у пациентов с аффективной патологией, стандартизированных в России к сегодняшнему дню, не имеется.

В США и европейских странах в течение ряда лет успешно применяется комплексная методика оценки когнитивного функционирования у пациентов с аффективными расстройствами под названием Brief Assessment of Cognitive functioning in Affective Patients (BAC-A), которая зарекомендовала себя как валидный, простой в обращении и надежный инструмент. ВАС-А представляет собой батарею тестов, в которой скомбинированы традиционные «холодные» когнитивные оценки батареи ВАС и разработанной на ее основе батареи ВАСS (Brief Assessment of Cognition in Schizophrenia)

[15, 16]) для оценки когнитивного статуса у больных шизофренией с присоединением тестов, разработанных для специфической оценки влияния эмоциональной заостренности на когнитивный дефицит.

Батарея тестов для оценки когнитивных нарушений при аффективных расстройствах (BAC-A) состоит из 6 субтестов ВАС и BACS двух дополнительных тестов: аффективной интерференции и эмоциональной ингибиции. Выполнение всей батареи ВАС-А занимает примерно 45 мин, оценка результатов достаточно проста. Батарея разработана специально для оценки динамики когнитивных нарушений в процессе терапии и имеет 2 альтернативных варианта.

Традиционные когнитивные субтесты, являющиеся частями ВАС-А, применялись ранее в нескольких клинических исследованиях, в частности синдрома беспокойных ног при шизофрении [18]. Эти тесты продемонстрировали очень хорошие психометрические показатели [13] наряду с высокой чувствительностью к терапии, улучшающей когнитивные функции [7]. Тест эмоционального распознавания оценивает способность субъекта воспроизводить слова с эмоциональной окраской и без нее при одномоментном заучивании.

Набор тестов ВАС-А включает исследование внимания, моторики, рабочей и вербальной памяти, способности к решению проблем, словесной беглости, аффективной интерференции и эмоциональной ингибиции.

• Заучивание списка слов (вербальная память): пациентам предъявляется список из 15 слов с просьбой немедленного воспроизведения заученного. Испытание повторяется 5 раз.

• Последовательность чисел (рабочая память): предъявляются возрастающие ряды чисел с просьбой к испытуемому упорядочить их.

• Моторный тест с фишками (скорость моторных процессов): испытуемый должен как можно быстрее положить фишки в контейнер в течение 1 мин.

• Словесная беглость: спонтанное воспроизведение слов, относящихся к группе, объединенной общим смыслом (в данном случае - животные), и воспроизведение слов, начинающихся на определенную букву. Задание с ограничением по времени.

• Башня Лондона (проблемно-решающее поведение): во время задания испытуемому одновременно демонстрируются две картинки, на которых изображены цветные шары, надетые на стержни. Испытуемому необходимо определить минимальное число перемещений шаров со стержня на стержень, следуя инструкции, для того чтобы сделать картинки идентичными.

• Кодирование символов (внимание и скорость обработки информации): сопоставление цифр и символов по указанному образцу за 90 с.

70

Таблица 1. Распределение испытуемых по возрасту и полу в исследуемой выборке

Демографический показатель 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60-69 лет

Пол Мужчины 19 22 25 19 20

Женщины 21 22 20 22 21

В с е г о 40 44 45 41 41

• Тест аффективной интерференции (эмоциональная отвлекаемость и эмоциональная память): будет подробно описан в методике исследования.

• Тест подавления эмоций: модификация теста Струпа, с предъявлением бланков с символами и словами с эмоциональной окраской и без нее. Тест ограничен по времени.

Целью настоящего исследования являлось изучение достоверности показателей и нормативов шкалы ВАС-А в российской популяции здоровых лиц. Определение сопоставимости нормативов позволит с более высокой достоверностью проводить оценку когнитивных нарушений у специфической для методики когорты больных (в данном случае пациентов с биполярным аффективным и рекуррентным депрессивным расстройством). В том случае, если методика представляет собой набор заданий с разными величинами оценки, после получения «сырых» нормативных данных проводится стандартизация показателей, т.е. приведение их к единой системе единиц измерения. Подобная процедура улучшает возможности использования методики для больших популяционных выборок, в том числе и для сравнения результатов со средним значением и степенью их отклонения от среднего.

Поскольку стандартизация батареи тестов BACS, послужившей основой для формирования батареи ВАС-А, была осуществлена Г.Р. Саркисян и соавт. в 2010 г. [1], мы посчитали возможным взять полученные в ходе стандартизации данные за основу, не подвергающуюся изменениям при условии сохранения схожей по демографии выборки.

Основной задачей стала стандартизация для российской популяции тестов, являющихся эксклюзивными для батареи ВАС-А, а именно теста аффективной интерференции с немедленным воспроизведением, воспроизведением по подсказке и теста подавления эмоций.

Материал и методы

В выборку были включены здоровые лица общей популяции Санкт-Петербурга. Русский язык являлся родным языком испытуемых.

Исключались лица с психической патологией (актуальной либо в анамнезе), страдающие серьезными, клинически значимыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, печени и почек, эндокринными нарушениями, лица, страдающие

алкогольной или наркотической зависимостями, эпилепсией. Также исключались лица, принимающие лекарственные препараты, влияющие на деятельность ЦНС на момент обследования и за 3 дня до него.

В целом по социально-демографическим показателям выборка испытуемых была сопоставима с представленной для валидизации батареи BACS. Сводные демографические данные по полученной выборке представлены в табл. 1.

Всего были включены 211 добровольцев, из них 105 мужчин и 106 женщин. Уровень образования испытуемых исчислялся по количеству лет обучения (включая среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, высшее профессиональное). Средний возраст обследованных составил 44,72±14,13 года.

Процедура проведения обследования

Испытуемым назначались следующие задания.

Тест аффективной интерференции (варианты А и В). Испытуемым трижды предъявляется список из 20 слов, из них 10 нейтральных (фрукты и овощи) и 10 эмоционально окрашенных как позитивно, так и негативно. В первых 3 заданиях испытуемый воспроизводит все заученные слова, а затем отдельно воспроизводит нейтральные и эмоционально окрашенные слова. Через некоторое время испытуемому предлагается выделить ранее предъявленные слова из списка, в который включено 50% слов, не входивших ранее в испытания.

Все слова из списка были мнемонически эквивалентны по параметрам эмоциональной значимости, аффективной заряженности (позитивной или негативной). Слова, приведенные в оригинальном списке (на английском языке), имеющие недостаточно валидные мнемонические характеристики на русском языке, с разрешения профессора Р. Кифа были заменены. Например, слово «лук», имеющее двойное значение на русском языке, было заменено на слово «чеснок». Подсчет баллов в каждом испытании осуществлялся отдельно за слова с эмоциональной окраской и за слова без эмоциональной окраски.

Тест аффективной интерференции (варианты А и В), отсроченное распознавание. После 20-минутного перерыва обследуемым предъявлялся новый список слов, в котором 20 слов из первого списка

Ф

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(10 аффективных и 10 овощей и фруктов) совмещены с другими 20 словами, которые раньше не зачитывались. Задача обследуемого заключалась в распознавании слов из первого списка, что отмечалось в соответствующем бланке. Подсчет баллов осуществлялся согласно количеству правильно и ошибочно распознанных слов с эмоциональной окраской и без нее.

Тест подавления эмоций. Задача обследуемого заключалась в назывании цветов напечатанных разноцветными чернилами в виде списка символов, слов без эмоциональной окраски и с эмоциональной окраской (всего 3 предъявление). Четвертое предъявление заключалось в чтении списка слов в черно-белом варианте. Количество баллов за каждое испытание обозначало количество правильно названных цветов для первых 3 испытаний и количество правильно прочтенных слов в последнем испытании.

Процесс стандартизации данных

Результат тестирования испытуемого, вычисленный с помощью диагностической модели, обычно называют первичной тестовой оценкой или «сырым» баллом. Для лучшего понимания этого результата в ряду других результатов проводится его дальнейшее искусственное преобразование, основанное на анализе эмпирического распределения тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых. Процедура такого преобразования носит название стандартизации. В соответствии с оригинальной работой был использован подход приведения данных к стандартной форме. Под стандартной формой понимают линейное преобразование нормальной (или искусственно нормализованной)тестовой оценки. Стандартные г-оценки распределены по нормальному закону с нулевым средним и единичной дисперсией. Однако, так как г-оценки могут принимать дробные и отрицательные значения, что неудобно для восприятия, на практике чаще используются взвешенные стандартные оценки

У=а+ЬТ, где а и Ь - константы центрирования и пропорциональности соответственно. В данном случае использовались следующие значения констант центрирования и пропорциональности - Г-шкала, где а=50, Ь=10.

Результаты и обсуждение

Показатели выполнения предъявленных тестов по всей выборке в целом приведены в табл. 2. Значения по каждым показателям в зависимости от половой принадлежности и возрастной группы наряду с показателями 7-оценки представлены в табл. 3.

Для установления взаимосвязей между выполнением различных заданий и демографическими показателями (возраст, образование) проведен корреляционный анализ.

Возраст. Были выявлены достоверные обратные взаимосвязи между показателями по большинству заданий шкалы ВАС-А и возрастом. Значимые обратные взаимосвязи получены между возрастом и субтестами: «Струп-цветной» (г=-0,42, р<0,05); «Струп-нейтральные слова, цветной шрифт» (г=-0,50, р<0,05); «Струп-слова с эмоциональной окраской, цветной шрифт» (г=-0,54, р<0,05); «Струп-нейтральные слова черно-белые» (г=-0,31, р<0,05); «отсроченное воспроизведение слова с эмоциональной окраской» (г=-0,29, р<0,05); «отсроченное воспроизведение слова без эмоциональной окраски» (г=-0,30, р<0,05). Статистически достоверные прямые взаимосвязи выявлены между возрастом и субтестами ВАС-А «ошибки воспроизведения слов с эмоциональной и без эмоциональной окраски». Коэффициенты корреляции составили г=0,29, р<0,05 и г=-0,30, р<0,05 соответственно.

Образование. Между уровнем образования без учета различий по полу и возрасту и выполнением отдельных субтестов шкалы ВАС-А были выявлены статистически достоверные прямые взаимосвязи. Значения коэффициентов корреляции между уровнем образования и отдельными заданиями были

Таблица 2. Средние значения по всем выполняемым тестам по выборке в целом (п=211)

Тест Среднее значение Стандартное отклонение

Сумма аффективно окрашенных слов - 3 испытания 13,48 4,20

Сумма нейтральных слов - 3 испытания 16,02 4,07

Аффективная интерференция фрукты/овощи 6,35 1,23

Аффективная интерференция слова с эмоциональной окраской 5,92 1,56

Струп-цветной 51,73 7,71

Струп-нейтральные слова, цветной шрифт 45,29 7,66

Струп-слова с эмоциональной окраской, цветной шрифт 43,70 7,47

Струп-нейтральные слова черно-белые 62,37 8,46

Отсроченное воспроизведение слова с эмоциональной окраской 19,09 1,07

Отсроченное воспроизведение слова без эмоциональной окраски 0,90 1,07

Ошибка воспроизведения слова с эмоциональной окраской 19,09 0,99

Ошибка воспроизведения слова без эмоциональной окраски 0,89 0,99

Композитное значение(Т) 50 10,0

72 Российский психиатрический журнал № 2, 2015

Таблица 3. Показатели выполнения заданий в зависимости от половой принадлежности и возрастной группы

#

Пол Возрастная группа

20-29 30-39 40-49 50-59 60-69

М во г М во г М во г М во г М во г

Сумма аффективно окрашенных слов (3 испытания)

Муж. 13,55 3,10 0,029 12,18 3,33 0,03 12,64 3,33 0,03 11,89 3,23 -0,001 13,70 3,23 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жен. 14,67 3,61 0,03 14,59 2,81 0,065 15,10 3,19 0,00 12,86 3,51 -0,025 13,76 3,91 0,002

Сумма нейтральных слов (3 испытания)

Муж. 15,95 3,05 -0,001 15,64 3,06 -0,001 14,60 2,29 -0,001 14,05 3,44 0,0005 14,85 3,00 0,05

Жен. 18,48 3,11 -0,0005 17,27 2,90 0,08 16,40 2,64 0,00 15,68 3,50 -0,025 17,38 2,85 0,225

Аффективная интерференция фрукты/овощи

Муж. 6,37 1,01 -0,005 6,23 1,41 0,001 5,92 1,15 0,0004 6,11 1,29 -0,005 5,70 0,92 -0,01

Жен. 6,90 1,48 -0,09 6,27 1,12 0,003 6,60 1,05 0,00 6,77 1,38 0,002 6,67 1,06 -0,005

Аффективная интерференция слова с эмоциональной окраской

Муж. 5,79 1,44 -0,011 5,59 1,82 0,003 5,40 1,22 -0,002 5,05 1,72 0,002 5,60 1,54 0,00

Жен. 6,38 1,40 0,17 6,64 1,47 -0,005 6,60 1,23 0,001 6,14 1,70 -0,002 6,00 1,48 -0,006

Струп—цветной

Муж. 58,95 6,13 -0,001 52,14 7,48 -0,001 47,64 7,72 0,001 49,21 7,61 0,001 45,80 5,48 -0,0005

Жен. 56,43 6,16 0,25 55,64 5,34 -0,001 54,65 4,00 0,002 47,50 8,90 0,0009 50,43 5,68 0,3

Струп—нейтральные слова цветной шрифт

Муж. 50,16 8,40 0,00 47,59 7,56 0,001 44,56 7,98 0,0004 41,63 7,42 0,0005 39,75 3,24 -0,03

Жен. 50,95 7,10 0,11 48,95 5,28 0,00045 48,60 4,13 -0,0005 41,82 7,29 -0,0009 38,95 4,15 0,02

Струп—слова с эмоциональной окраской цветной шрифт

Муж. 47,63 7,45 0,001 48,23 7,64 0,00 41,72 6,17 0,0004 39,95 6,92 0,00 38,85 5,58 -0,03

Жен. 49,67 6,41 0,14 47,09 5,09 0,0001 47,00 4,14 -0,001 40,45 6,52 -0,00045 36,48 4,56 0,06

Струп—нейтральные слова черно-белые

Муж. 66,68 7,08 0,002 63,41 10,67 0,00 62,24 7,29 0,0004 58,21 8,97 0,06 57,85 6,61 0,0005

Жен. 63,71 6,49 0,21 65,82 6,19 0,00 67,70 6,83 0,00 60,86 9,21 0,0009 57,14 7,91 0,0005

Отсроченное воспроизведение слова с эмоциональной окраской

Муж. 19,31 0,67 -0,01 19,27 0,98 -0,002 18,92 0,95 -0,001 18,63 1,54 0,0005 18,65 0,93 0,001

Жен. 19,43 0,60 0,03 19,64 0,73 -0,01 19,65 0,59 -0,002 18,82 1,56 0,001 18,57 1,03 0,004

Ошибка воспроизведения слова с эмоциональной окраской

Муж. 0,68 0,67 -0,01 0,73 0,98 -0,002 1,08 0,95 -0,001 1,32 1,57 0,0005 1,35 0,93 0,001

Жен. 0,57 0,60 0,03 0,36 0,73 -0,01 0,35 0,59 -0,002 1,18 1,56 0,001 1,43 1,03 0,004

Отсроченное воспроизведения слова без эмоциональной окраски

Муж. 19,37 0,68 0,001 19,09 1,02 -0,001 18,96 0,93 0,0004 18,79 1,36 -0,008 18,15 1,04 0,0015

Жен. 19,52 0,75 -0,25 19,50 0,67 0,001 19,50 0,69 -0,001 19,18 0,91 0,00045 18,81 1,03 -0,001

Ошибка воспроизведения слова без эмоциональной окраски

Муж. 0,63 0.68 0,001 0,91 1,02 -0,001 1,04 0,93 0,0004 1,16 1,34 -0,008 1,85 1,04 0,0015

Жен. 0,48 0,75 -0,25 0,41 0,67 0,001 0,50 0,69 -0,001 0,82 0,91 0,00045 1,19 1,03 -0,001

Ф

следующими: «сумма нейтральных слов (3 испытания)» - г=0,16; «аффективная интерференция фрукты/овощи» - г=0,18; «аффективная интерференция слова с эмоциональной окраской» - г=0,14; «Струп-нейтральные слова черно-белые» - г=0,16; «отсроченное воспроизведения слова без эмоциональной окраски» - г=0,16. Обратная взаимосвязь была выявлена между уровнем образования и субтестом «ошибка воспроизведения слова без эмоциональной окраски» - г=-0,17. Все приведенные коэффициенты корреляции приведены для двустороннего уровня значимости 95% (р<0,05).

В оригинальной работе по стандартизации обсуждаемой шкалы авторы пришли к выводу об отсутствии необходимости создания дополнительных

Российский психиатрический журнал № 2, 2015

нормативных данных с корректировкой по уровню образования по следующим причинам: 1) в случае стратификации выделенные по полу и возрасту группы (а также по уровню образования) приобрели бы слишком малые размеры для возможности получения надежных результатов; 2) использование факторов уровня образования в качестве корректировки при шизофрении может привести к снижению выраженности дефицита и соответственно к ошибочным результатам.

Заключение

Методика оценки когнитивного функционирования у аффективных пациентов ВАС-А - это удоб-

73

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ный и надежный инструмент для оценки выраженности когнитивных нарушений как при однократной оценке, так и в динамике. Основными преимуществами данной батареи шкал являются удобство и простота использования при небольших временных затратах, оценка широкого спектра когнитивных функций за счет тщательно выверенного набора методик, удобство в подсчете и сравнении результатов с нормативами. Данные преимущества позволяют широко использовать методику ВАС-А как в клинической практике, так и в научных исследованиях.

Ограничительным фактором является выборка добровольцев в пределах одного субъекта РФ, но,

поскольку полученные данные оказались сопоставимы по социально-демографическими данными работы по валидизации методики BACS, осуществленной на территории другого субъекта РФ, можно допустить экстраполяцию полученных данных на популяцию Российской Федерации в целом.

Проведенная работа по стандартизации нормативов показателей шкалы для российской популяции с использованием валидной выборки здоровых добровольцев позволила расширить возможности ее применения в России. Это является шагом на пути расширения диагностических возможностей оценки когнитивных нарушений при различной эндогенной аффективной патологии.

Сведения об авторах

Янушко Мария Григорьевна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения биологической терапии психически больных ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» E-mail: [email protected]

Шаманина Мария Валерьевна - кандидат медицинских наук, младший научный сотрудник отделения биологической терапии психически больных ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» E-mail: [email protected]

Аристова Татьяна Алексеевна - кандидат медицинских наук, доцент психологических наук, медицинский психолог СПб ГБУ «Психоневрологический диспансер № 10» # E-mail: [email protected]

Киф Ричард - профессор Медицинского центра Университета Дьюка, генеральный директор NeuroCog Trials, Inc., USA (Северная Каролина, США) E-mail: [email protected]

Иванов Михаил Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения биологической терапии психически больных ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» E-mail: [email protected]

Толмачева Мария - магистр гуманитарных наук, главный специалист по клиническим исследованиям в Восточной Европе, NeuroCog Trials, Inc. (Северная Каролина, США) E-mail: [email protected]

Литература

1. Саркисян Г.Р., Гурович И.Я., Киф Р.С. Нормативные данные для российской популяции и стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с шизофренией» (BACS) // Соц. и клин. психиатрия. -2010. - № 3. - С. 13-19.

2. Трущелев С.А. Условия применения диагностических тестов в психиатрии (аналитический обзор) // Рос. психиатр. журн. - 2014. - № 5. - С. 81-91.

3. Янушко М.Г., Иванов М.В., Сорокина А.В. Когнитивные нарушения при эндогенных психозах: современные представления в свете дименсионального подхода // Соц. и клин. психиатрия. - 2014. - Т. 24, № 3. - С. 90-95.

4. Austin M.P., Mitchell P., Goodwin G.M. Cognitive deficits in depression: possible implications for functional neuropathology // Br. J. Psychiatry. - 2001. - Vol. 178. - P. 200-206.

74

5. Baune B.T., McAfoose J., Leach G. et al. Impact of psychiatric and medical comorbidity on cognitive function in depression // Psychiatry Clin. Neurosci. - 2009. - Vol. 63. - P. 392-400.

6. Bora E., Vahip S., Gonul A.S. et al. Evidence for theory of mind deficits in euthymic patients with bipolar disorder // Acta Psy-chiatr. Scand. - 2005. - Vol. 112. - P. 110-116.

7. Bowie C.R., McGurk S.R., Mausbach B. et al. Combined cognitive remediation and functional skills training for schizophrenia: effects on cognition, functional competence, and real-world behavior // Am. J. Psychiatry. - 2012. - Vol. 169. -P. 710-718.

8. Burdick K.E., Goldberg T.E., Cornblatt B.A. et al. The MATRICS consensus cognitive battery in patients with bipolar I disorder // Neuropsychopharmacology. - 2011 Jul. - Vol. 36, N 8. -P. 1587-1592.

М.Г. Янушко, М.В. Шаманина, ТА. Аристова и др.

9. Depp C.A., Mausbach B.T., Harmell A.L. et al. Meta-analysis of the association between cognitive abilities and functional outcomes in bipolar disorder // Bipolar Disord. - 2012. -Vol. 14. - P. 217-226.

10. Elliott R., Zahn R., Deakin J.F., Anderson I.M. Affective cognition and its disruption in mood disorders // Neuropsychophar-macology. - 2011. - Vol. 36. - P. 153-182.

11. Fett A.K., Viechtbauer W., Dominguez M.D. et al. The relationship between neurocognition and social cognition with functional outcomes in schizophrenia: a meta-analysis // Neurosci. Biobehav. Rev. - 2011. - Vol. 35. - P. 573-588.

12. Hammar A., Lund A., Hugdahl K. Selective impairment in effortful information processing in major depression // J. Int. Neuropsychol. Soc. - 2003. - Vol. 9. - P. 954-959.

13. Hill S.K., Reilly J.L., Keefe R.S. et al. Neuropsychological impairments in schizophrenia and psychotic bipolar disorder: findings from the bipolar and schizophrenia network on intermediate phenotypes (B-SNIP) study // Am. J. Psychiatry. -2013 June 17 (epub ahead of print).

14. Jaeger J., Berns S., Uzelac S., Davis-Conway S. Neurocognitive deficits and disability in major depressive disorder // Psychiatry Res. - 2006. - Vol. 145. - P. 39-48.

15. Keefe R.S., Harvey P.D., Goldberg T.E. et al. Norms and standardization of the Brief Assessment of Cognition in

Schizophrenia (BACS) // Schizophr. Res. - 2008. - Vol. 102, N 1-3. - P. 108-115.

16. Keefe R.S.E., Kolleen H. Fox, Vicki G. Davis et al. The Brief Assessment of Cognition In Affective Disorders(BAC-A): Performance of patients with bipolar depression and healthy controls // J. Affect. Disord. - 2014. - Vol. 166. - P. 86-92.

17. Landro N.I., Stiles T.C., Sletvold H. Neuropsychological function in nonpsychotic unipolar major depression // Neuropsychiatry Neuropsychol. Behav. Neurol. - 2001. - Vol. 14. - P. 233-240.

18. NeuroCogTrials, Inc. Research and development page // NeuroCogTrials, Inc. Website. http://www.neurocogtrials. com/research_and_development.php. 173 (accessed April 5.2011).

19. Reichenberg A., Harvey P.D., Bowie C.R. et al. Neuropsychological function and dysfunction in schizophrenia and psychotic affective disorders // Schizophr. Bull. - 2009. - Vol. 35. -P. 1022-1029.

20. Wingo A., Harvey P.D., Baldessarini R. Cognitive impairment in euthymic bipolar patients: functional implications // Bipolar Disord. - 2009. - Vol. 11. - P. 113-125.

21. Yatham L.N., Torres I.J. Malhi G.S. et al. The International Society for Bipolar Disorders-Battery for Assessment of Neurocognition (ISBD-BANC) // Bipolar Disord. - 2010. -Vol. 12. - P. 351-363.

75

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.