Научная статья на тему 'Возможные мишени когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах'

Возможные мишени когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / НЕЙРОКОГНИТИВНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОГНИТИВНАЯ РЕМЕДИАЦИЯ / COGNITIVE REMEDIATION / NEUROCOGNITIVE/COGNITIVE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балашова Мария Валентиновна, Плужников Илья Валерьевич

Понимание необходимости рассмотрения нейрокогнитивного дефицита при аффективных расстройствах как важной мишени терапевтических интервенций привело к появлению всё большего числа программ когнитивной ремедиации. В рамках данной проблемы продолжается изучение особенностей переработки информации и эмоциональной регуляции у больных аффективными расстройствами. Обследовано 33 больных депрессивными расстройствами и 33 испытуемых, составивших группу нормы, с использованием стандартизованных нейропсихологических тестов и тестов, содержащих эмоциогенные стимулы. Исследуются особенности переработки эмоциональной информации и нейрокогнитивного функционирования у данной группы больных с целью выделения потенциальных мишеней для когнитивной ремедиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балашова Мария Валентиновна, Плужников Илья Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные мишени когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах»

УДК 616.895

ВОЗМОЖНЫЕ МИШЕНИ КОГНИТИВНОЙ РЕМЕДИАЦИИ ПРИ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ

М.В. Балашова1, И.В. Плужников2

1 Факультет психологии МГУ, 2ФГБНУ «Научный Центр Психического Здоровья»

На сегодняшний день депрессия является одной из основных причин плохого состояния здоровья и инвалидности во всём мире. Более 300 миллионов человек живут с данным заболеванием, что означает его рост более чем на 18% за период с 2005 по 2015 годы [1]. Вместе с тем всё чаще признается, что аффективные расстройства сопровождаются когнитивными нарушениями, что нашло отражение в широко употребляемом в настоящее время термине «нейрокогнитивный дефицит» [5, 21]. Нейрокогни-тивный дефицит наряду со сниженным аффектом является ядерной характеристикой большого депрессивного расстройства [28] и биполярного аффективного расстройства [9, 31]. Исследователи сообщают о наличии у данного круга пациентов стойких нарушений памяти, внимания, психомоторной скорости и регуляторных функций, которые становятся более выраженными со временем и являются первичным дефектом, не зависимым от нарушений настроения и влияния фармакотерапии [23, 31].

Понимание необходимости рассмотрения нейро-когнитивного дефицита при аффективных расстройствах как важной мишени терапевтических интервенций привело к появлению всё большего числа программ когнитивной ремедиации. На сегодняшний день когнитивная ремедиация представляет собой широкий круг лечебно-реабилитационных мероприятий, целью которых является восстановление или улучшение когнитивных функций и генерализация полученных навыков в социальной среде [2]. Ряд исследований показал эффективность когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах [6, 29, 30]. Авторы сообщают, что когнитивная ремедиация не только имеет потенциал для улучшения нейроког-нитивного и, как следствие, социального функционирования больных, повышения их качества жизни, но и предотвращает возникновение рецидивов [29]. Так, по результатам проведенного исследования M.Preiss и соавт. получили данные, согласно которым у больных биполярным аффективным расстройством по итогам прохождения курса когнитивного

тренинга, направленного на улучшение памяти, внимания и планирования, значимо снижается общая оценка по шкале депрессии А.Бека (Beck Depression Inventory-II). В качестве вероятного объяснения авторы выдвигают предположение, что в результате когнитивного тренинга у больных создается когнитивная база для эффективных копинг-стратегий, которые могли бы использоваться для преодоления негативных когнитивных искажений [8, 22]. Также сообщается, что когнитивный тренинг внимания у больных большим депрессивным расстройством способствует значительной редукции депрессивной симптоматики [27].

В то же время объектом терапевтического воздействия всё чаще становятся не столько нарушения базовых нейрокогнитивных функций, сколько социально-когнитивные расстройства, трудности в оценке межперсональных отношений и отношения к себе [3]. В рамках данной проблемы продолжается изучение особенностей переработки информации и эмоциональной регуляции у больных аффективными расстройствами. Теоретической основой здесь являются когнитивные теории депрессии, в частности, теория А.Бека, согласно которой доминирование автоматических негативных мыслей у больных депрессией является следствием нарушения работы системы контроля за процессом обработки эмоциональной информации, в норме ослабляющей и подавляющей активацию этих мыслей [7]. Больные депрессией демонстрируют дефицит когнитивного контроля при переработке негативного материала, преимущественную переработку негативной информации [14] с одновременно нарушенной переработкой позитивной информации [24]. Некоторые исследователи утверждают, что мишенью реабилитационных программ для больных аффективными расстройствами должен быть именно эмоциональный когнитивный контроль как способность регулировать негативные эмоциональные переживания, менять негативные автоматические мысли и игнорировать нежелательные негативные внешние стимулы [19],

а также эмоциональное научение как совокупность процессов по созданию и изменению негативных когнитивных схем [24]. Получены данные, согласно которым индивидуальные различия в использовании стратегий эмоциональной регуляции играют важную роль как в достижении ремиссии при депрессии, так и в увеличении риска возникновения рецидива [14, 19].

Рядом авторов предпринимаются попытки объединить линии исследования нейрокогнитивного функционирования и особенностей переработки эмоциогенной информации у больных аффективными расстройствами [17, 19, 23, 25]. Так, например, GJ.Siegle и соавт. предполагают, что даже в процессе решения когнитивных задач, не включающих непосредственно эмоциональный материал, у больных депрессией происходит усиленная внутренняя аффективная переработка информации, которая истощает когнитивные ресурсы и, как следствие, приводит к неэффективному выполнению когнитивных тестов [17]. Это сочетается с гиперактивацией структур лимбической системы и вентральной префрон-тальной зоны и одновременной гипоактивацией дорсальной префронтальной зоны в процессе выполнения когнитивных тестов [16]. С целью решения данной задачи в последние годы зарубежными авторами активно разрабатывается модель «холодного» и «горячего» познания [15, 20, 24], которая открывает новые возможности для исследования механизмов нарушений при депрессивных расстройствах. Преимущество данной модели состоит в том, что описание и исследование этих двух систем способствует пониманию взаимодействия между когнитивной сферой и эмоциональной, что отражено в термине «аффективное познание». Аффективное познание можно определить как систему, в которой эмоциональные и когнитивные процессы интегрируются для формирования поведения [12]. «Горячее» познание относится к тем аспектам когнитивного функционирования, при которых предъявляемые стимулы имеют аффективную значимость [12]. «Холодное» познание относится к переработке информации при отсутствии каких-либо эмоциогенных воздействий. Оно проявляется при выполнении заданий, где стимулы являются аффективно нейтральными, а результаты не зависят от мотивации [25]. Признается, что нарушения когнитивно-аффективного познания как единой системы являются наиболее специфичными именно для расстройств аффективного спектра [10].

В настоящей работе с целью выделения потенциальных мишеней для когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах были изучены особенности переработки эмоциогенной информации и нейрокогнитивного функционирования у данной группы больных. Был разработан и адаптирован комплекс нейропсихологических методик, включающих эмоционально нагруженный материал, и проведено экспериментальное исследование особен-

ностей эмоциональной переработки как способности обрабатывать эмоциональные стимулы и реагировать на них [12] у больных депрессией.

Материал и методы

Методики, применявшиеся в данном исследовании, были разделены на две группы: методики, направленные на оценку аспектов «холодного» познания (стандартизованные нейропсихологиче-ские тесты, традиционно использующиеся в нейроп-сихологическом обследовании и преимущественно направленные на оценку внимания, психомоторной скорости, вербальных и регуляторных функций) и «горячего» познания (тесты, содержащие эмоциоген-ные гипотимные стимулы, а именно эмоционально окрашенные слова и схематические лица, выражающие позитивные и негативные эмоции, но направленные на исследование и оценку тех же психических функций, что и методики первой группы).

В группу методик, направленных на оценку аспектов «холодного» познания, были включены стандартизованные тесты из нейропсихологиче-ской батареи Delis-Kaplan Executive Function System (D-KEFS), а именно D-KEFS Color-Word Interference Test и D-KEFS Verbal Fluency Test [11], а также Bells Cancellation Test [13].

1. D-KEFS Color-Word Interference Test (Тест Струпа). Тест предназначен для оценки возможности концентрации и переключения внимания, а также способности к выделению основного фактора и игнорированию побочных факторов. По результатам каждой серии фиксируется общее количество совершенных ошибок и время выполнения каждой серии.

2. D-KEFS Verbal Fluency Test (Тест на вербальную беглость). Тест предназначен для комплексной оценки вербальных функций, способности к удержанию инструкций, а также для оценки вербальной памяти. По окончании выполнения всего теста подсчитывается количество правильных ответов, а также количество повторов и ошибок по типу потери инструкции.

3. Bells Cancellation Test/ Bells Test (Тест «Колокольчики»). Тест предназначен для выявления колебаний внимания, оценки степени утомляемости, устойчивости внимания и способности к концентрации внимания в условиях множественной зрительной стимуляции. По результатам оцениваются общее время работы, общее количество ошибок и количество ошибок после перепроверки.

В группу методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания, вошли преимущественно авторские тесты, содержащие несколько серий: «позитивную», «негативную» и «нейтральную». Это были такие методики, как адаптированный для русской выборки авторский Эмоциональный тест Струпа (состоящий из трёх серий), аффективный тест на вербальную беглость (серии «приятное» и «неприятное»),

модифицированная проба Мюнстерберга (состоящая из трех серий), а также авторский тест «Поиск лиц» (состоящий из двух серий).

1. Эмоциональный тест Струпа. Тест в меньшей степени предназначен для оценки возможности концентрации и переключения внимания, но в большей степени направлен на оценку эмоциональной реактивности. По результатам каждой серии фиксируются общее количество совершенных ошибок и время выполнения каждой серии.

2. Affective Verbal Fluency Test (Аффективный тест на вербальную беглость). Тест предназначен не только для комплексной оценки вербальных функций и способности к удержанию инструкций, но и для оценки степени эмоциональной реактивности. Тест направлен на возникновение у испытуемого определенной эмоциональной реакции. По окончании выполнения всего теста подсчитывается количество правильных ответов, а также количество повторов и ошибок по типу потери инструкции.

3. Проба Мюнстерберга. Тест предназначен для определения степени избирательности и устойчивости внимания, способности к соблюдению простых инструкций, а также для выявления степени эмоциональной реактивности. По окончании выполнения методики фиксируются количество ненайденных и ошибочно найденных слов и время выполнения каждой серии.

4. Тест «Поиск лиц». Тест предназначен для оценки способности испытуемого к дифференциации схематических лиц, выражающих различные эмоции, а также для оценки степени утомляемости, устойчивости внимания и способности к концентрации внимания в условиях множественной зрительной стимуляции. По результатам оцениваются общее время работы, общее количество ошибок и количество ошибок после перепроверки.

Было проведено исследование с участием двух групп испытуемых: условно здоровых лиц и больных депрессией различного генеза. В клиническую группу включались пациенты, находившиеся на стационарном лечении на базе ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». Клиническая оценка состояния и постановка диагноза проводились врачами-психиатрами в соответствии с критериями МКБ-10. Учитывались жалобы пациентов, сведения о манифестации и течении заболевания, ведущие психопатологические синдромы, определяющие клиническую картину на момент обращения за помощью, выраженность психических нарушений, а также личностные и патохарактерологические особенности. Все пациенты находились на стабильных терапевтических дозах, рекомендованных в руководствах. Клиническую группу испытуемых составили больные с расстройствами аффективного спектра (диагнозы из рубрики F3 МКБ-10: F31.3, F31.4, F31.5, F32.1, F33.1, F33.2, F34.0, F34.1. В группу нормы включались условно здоровые лица,

не имевшие на момент исследования опыта обращения в психиатрическую клинику. Критериями исключения испытуемых из контрольной группы служили жалобы на психическое здоровье и наличие тяжёлых или острых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм. Обследовано 33 больных депрессивными расстройствами - 14 мужчин и 19 женщин в возрасте от 17 до 49 лет с длительностью заболевания от 1 до 25 лет. Среди представленных в группе типов депрессии преобладали тревожно-апатическая, тревожно-тоскливая и истерическая. Группа нормы была представлена 33 испытуемыми (17 муж. и 16 жен.) и состояла из студентов вузов и сотрудников предприятий г.Москвы в возрасте от 21 до 50 лет.

В соответствии с целями настоящего исследования сравнивались результаты выполнения методик, направленных на оценку аспектов «холодного» и «горячего» познания, испытуемыми из группы нормы и больными депрессией. Для определения меры сходства/различия между двумя наборами данных использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни, для определения мер взаимосвязи между переменными использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона для связанных выборок. Оценивались такие показатели, как время выполнения серий и количество совершаемых ошибок разного типа; в тесте на вербальную беглость анализировались количество верно названных слов и количество ошибок разного типа. Применялась программа IBM SPSS Statistics 22.

Результаты

В результате общего сравнения выполнения всех методик испытуемыми из группы нормы и больными депрессией были получены значимые различия по 24 параметрам. В табл. 1 отражены полученные различия при выполнении испытуемыми методик, направленных на оценку аспектов «холодного» познания. В табл. 2 отражены различия, выявленные при выполнении методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания.

По результатам сравнения выполнения методик можно сделать вывод о том, что у пациентов с аффективными расстройствами отмечается нейро-когнитивный дефицит, проявляющийся в изменении скорости переработки информации и работы ряда когнитивных функций. Вне зависимости от того, направлена ли методика на оценку аспектов «холодного» или «горячего» познания, испытуемые из группы больных депрессией большинство методик выполняют значимо медленнее, чем испытуемые из группы нормы. У испытуемых из клинической группы обнаруживаются нарушения регуляторных функций и параметров внимания, а именно трудности концентрации, переключения и распределения внимания. Так, испытуемые из данной группы продемонстрировали более длительное выполнение всех

Сопоставление результатов выполнения серий методик, направленных на оценку аспектов «холодного» познания

№ строки Сравниваемые показатели Больные депрессией (N=33) Среднее Здоровые испытуемые (N=33) Среднее Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

1 Тест Струпа Время серия 1 (секунды) 63 51 0,000

2 Тест Струпа Время серия 2 (секунды) 50 44 0,006

3 Тест Струпа Время серия 3 (секунды) 93 71 0,000

4 Тест Струпа Время серия 4 (секунды) 123 98 0,000

5 Тест Струпа Ошибки с самокоррекцией серия 3 1,2 0,4 0,000

6 Тест Струпа Ошибки пропуск строк серия 3 0,4 0 0,011

7 Тест Струпа Ошибки с самокоррекцией серия 4 1,4 0,6 0,001

8 Тест Струпа Ошибки без самокоррекции серия 4 1,3 0,5 0,011

9 Тест «Колокольчики» Ошибки до самопроверки 2,2 0,8 0,004

10 Тест «Колокольчики» Ошибки после самопроверки 1,8 0,7 0,009

11 Тест на вербальную беглость Слова на букву «К» 16,2 18,4 0,027

12 Тест на вербальную беглость Слова на букву «П» 14,6 17,6 0,013

13 Тест на вербальную беглость «Мужские имена» 15,3 18,9 0,000

14 Тест на вербальную беглость «Фрукты/Мебель» 13,5 15,6 0,001

Таблица 2

Сопоставление результатов выполнения серий методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания

№ строки Сравниваемые показатели Больные депрессией (N=33) Среднее Здоровые испытуемые (N=33) Среднее Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

1 Эмоциональный тест Струпа Время Нейтральная серия (секунды) 78 58 0,000

2 Эмоциональный тест Струпа Время Негативная серия (секунды) 82 61 0,000

3 Эмоциональный тест Струпа Время Позитивная серия (секунды) 83 63 0,000

4 Проба Мюнстерберга Время Нейтральная серия (секунды) 157 124 0,007

5 Проба Мюнстерберга Время Позитивная серия (секунды) 118 97 0,012

6 Проба Мюнстерберга Время Негативная серия (секунды) 135 105 0,016

7 Проба Мюнстерберга Ошибки Нейтральная серия 3 1,6 0,037

8 Проба Мюнстерберга Ошибки Позитивная серия 4,2 1,8 0,002

9 Проба Мюнстерберга Ошибки Негативная серия 5,6 2,8 0,001

10 Аффективный тест на вербальную беглость «Приятное» 14,5 18,2 0,001

серий теста Струпа, Эмоционального теста Струпа и пробы Мюнстерберга. Они пропускали строки при выполнении третьей серии теста Струпа и совершали значимо большее количество ошибок во всех сериях пробы Мюнстерберга, в тесте «Колокольчики» (как до самопроверки, так и после), в третьей серии теста Струпа (с самокоррекций) и четвертой серии (с и без самокоррекции). Наконец, больные депрессией продемонстрировали более слабое выполнение большинства субтестов теста на вербальную беглость по сравнению с группой нормы (называние слов на буквы К, П, называние мужских имён, чередование категорий «фрукты» и «мебель», называние слов, ассоциирующихся с чем-то приятным).

С целью выявления различий в переработке разного типа эмоциогенной информации был проведен сравнительный анализ выполнения испытуемыми из клинической группы и группы нормы трёх серий

пробы Мюнстерберга, двух серий теста «Поиск лиц» и трёх серий Эмоционального теста Струпа. Были получены значимые различия по двум параметрам. Полученные результаты представлены в табл. 3.

По итогам сравнительного анализа был обнаружен ряд различий между группами по скорости выполнения и общему количеству совершаемых ошибок в сериях этих методик. В обеих группах самая низкая продуктивность наблюдалась при выполнении «негативной» серии пробы Мюнстерберга, однако испытуемые из группы нормы одинаково хорошо выполняли как «нейтральную», так и «позитивную» серии. Больные депрессивными расстройствами выполняли «позитивную» серию быстрее, чем «нейтральную», но допускали в «позитивной» серии больше ошибок. При выполнении серий теста «Поиск лиц» в группе больных депрессией не были обнаружены различия по времени выполнения серий, в то время как испы-

Сопоставление результатов выполнения серий методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания

№ строки Сравниваемые показатели Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

1 Проба Мюнстерберга Ошибки Нейтральная серия и Проба Мюнстерберга Ошибки Позитивная серия Клиническая группа 0,018 Норма 0,0526

2 Тест «Поиск лиц» Время Позитивная серия и Тест «Поиск лиц» Время Негативная серия Клиническая группа 0,228 Норма 0,027

туемые из контрольной группы дольше выполняли «негативную» серию по сравнению с «позитивной». При выполнении аффективного теста на вербальную беглость испытуемые из группы нормы называли значимо больше слов, ассоциирующихся у них с чем-то приятным, по сравнению с больными депрессией. Однако и норма, и испытуемые из клинической группы называли практически равное количество слов, ассоциирующихся у них с чем-то неприятным.

Наконец, был проведен сравнительный анализ выполнения испытуемыми серий методик, направленных на оценку аспектов «холодного» познания, и серий методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания и тех же психических функций, что и методики первой группы. Такой анализ был проведен с целью выяснить, какой вклад вносят предполагаемые нарушения переработки информации у больных депрессией в выполнение схожих когнитивных задач, содержащих и не содержащих эмоциогенный материал. Сравнивались показатели «время-ошибки» для серии 1 теста Струпа и трёх серий Эмоционального теста Струпа, а также для теста «Колокольчики» и двух серий теста «Поиск лиц». Значимые различия были обнаружены для шести параметров и отражены в табл. 4.

Так, испытуемые из обеих групп дольше выполняли все серии Эмоционального теста Струпа по сравнению с серией 1 теста Струпа (называние цветов). Однако время выполнения теста «Колокольчики» и «негативной» серии теста «Поиск лиц»

у испытуемых из контрольной группы, в отличие от больных депрессией, значимо не различалось. Напротив, испытуемые из клинической группы дольше выполняли тест «Колокольчики» по сравнению с обеими сериями теста «Поиск лиц». Больные депрессивными расстройствами совершали больше ошибок с самокоррекцией в «позитивной» серии Эмоционального теста Струпа по сравнению с первой серией классического теста Струпа. У них же отмечалось значимо большее количество ошибок в тесте «Колокольчики» (как до, так и после самопроверки) по сравнению с двумя сериями теста «Поиск лиц» (как до самопроверки, так и после).

Обсуждение

Обнаружено, что у пациентов с аффективными расстройствами отмечается нейрокогнитивный дефицит, проявляющийся в изменении скорости переработки информации и работы ряда психических функций. Эти нарушения присутствуют как в изолированном виде, так и в качестве производных от изменений переработки эмоциогенной информации. В группах нормы и больных депрессивными расстройствами выявлены различия по результатам выполнения методик, направленных на оценку аспектов «горячего» познания, что свидетельствует об участии разных механизмов переработки эмоциональной информации у испытуемых из данных групп. Вместе с тем результаты настоящего исследования показали, что и в контрольной, и в клинической группах наблю-

Таблица 4

Сопоставление результатов выполнения серий отдельных методик

№ строки Сравниваемые показатели Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

1 Тест «Колокольчики» Время - Тест «Поиск лиц» Время Негативная серия Клиническая группа 0,007 Норма 0,064

2 Тест Струпа Ошибки с самокоррекцией серия 1 - Эмоциональный тест Струпа Ошибки с самокоррекцией Позитивная серия Клиническая группа 0,035 Норма 0,381

3 Тест «Колокольчики» Ошибки до самопроверки - Тест «Поиск лиц» Ошибки до самопроверки Позитивная серия Клиническая группа 0,003 Норма 0,512

4 Тест «Колокольчики» Ошибки до самопроверки - Тест «Поиск лиц» Ошибки до самопроверки Негативная серия Клиническая группа 0,003 Норма 0,960

5 Тест «Колокольчики» Ошибки после самопроверки - Тест «Поиск лиц» Ошибки после самопроверки Позитивная серия Клиническая группа 0,007 Норма 0,254

6 Тест «Колокольчики» Ошибки после самопроверки - Тест «Поиск лиц» Ошибки после самопроверки Негативная серия Клиническая группа 0,002 Норма 0,753

дается пониженное внимание к негативным стимулам (таким как эмоционально окрашенные слова и лица, выражающие негативные эмоции), из-за чего снижается продуктивность выполнения испытуемыми «негативных» серий ряда методик. Больные депрессией данной выборки, таким образом, не продемонстрировали преимущественную переработку негативной информации и повышенное внимание к негативным стимулам [7, 23]. На уровне тенденции обнаружено, что у больных депрессивными расстройствами пониженное внимание к негативным стимулам сочетается с измененной переработкой позитивной информации, а именно пониженным вниманием к позитивным стимулам, о чем сообщалось в более ранних исследованиях [18]. Эти особенности не объясняются нарушениями параметров внимания и психомоторной скорости в «чистом» виде. Полученные результаты согласуются с данными о том, что депрессия характеризуется невозможностью использования позитивных стимулов для регуляции негативных состояний [14].

В группе нормы обнаруживается закономерность, проявляющаяся в избегании негативной информации и повышенном внимании к позитивной информации, что также было обнаружено в более ранних исследованиях [26]. Это, вероятно, связано с тем, что негативно окрашенные стимулы в методиках, направленных на оценку аспектов «горячего» познания», носили не угрожающий, а гипотимный характер. Таким образом, испытуемые из группы нормы продемонстрировали способность к эффективной адаптации в условиях гетерогенной эмоциогенной информации. Они медленнее выполняли «негативные» серии «горячих» методик и с большей вероятностью пропускали «негативные» стимулы в этих методиках, но с большей готовностью реагировали на «позитивные» стимулы.

Выявленные различия продемонстрировали многоаспектность и сложность нарушений, наблюдающихся при депрессивных расстройствах разного генеза. Показано, что когнитивные нарушения являются центральным симптомом аффективных расстройств, однако одна их группа проявляется преимущественно в снижении психомоторной скорости, слабости регуляторных функций и стойких

нарушениях параметров внимания, другая - в виде нарушений эмоционального когнитивного контроля, которые наблюдаются у больных только при выполнении методик, содержащих эмоциогенный материал. Пациенты с депрессивными расстройствами, таким образом, в большей степени склонны к искажению когнитивной деятельности в условиях эмоциогенной информации. Вероятно, этому способствуют относительное снижение функциональной активности префронтальных отделов в сочетании с изменённой работой диэнцефальных структур головного мозга, а также нарушение связей между лобными отделами и структурами лимбической системы у пациентов с депрессией. Полученные результаты, однако, требуют проверки статистическими методами на большой выборке с целью установления механизмов и закономерностей наблюдающихся феноменов.

Исходя из полученных данных, правомерно делать вывод, что достижение ремиссии при депрессии включает изменения переработки не только негативной, но и позитивной информации [18]. Таким образом, программы когнитивной ремеди-ации для больных аффективными расстройствами должны быть направлены на усиление эмоционального когнитивного контроля [24] и редукцию анге-донистических расстройств посредством работы с релевантными позитивными стимулами [14] с целью восстановления баланса эмоционального реагирования [4]. Иными словами, эффективным в данном случае может быть тренинг, направленный на развитие у больных депрессией позитивного смещения в сферах памяти и внимания, основным содержанием которого являлась бы тренировка способности сознательно переключать внимание на позитивные стимулы в различных модальностях (например, на слова с позитивным значением [32]). На нейронном уровне программы ремедиации должны затрагивать нейронные сети, непосредственно связанные с аффективной регуляцией и восприятием [24]. Наряду с этим в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий обязательно должны присутствовать когнитивные тренинги, улучшающие когнитивные функции, а именно внимание и регу-ляторные функции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. «Депрессия: давай поговорим». ВОЗ, 2017.

2. Зайцева Ю.С., Корсакова Н.К., Гурович И.Я. Нейрокогнитивное функционирование на начальных этапах шизофрении и когнитивная ремедиация // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. Т. 23. № 4. 76-82.

3. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных. Практическое руководство / Под ред. И.Я.Гуровича, А.Б.Шмуклера. М.: ИД «Медпрактика-М», 2015.

4. Степанов И. Л. Ангедония как диагностический, прогностический и дезадаптирующий фактор при различных типах депрессий (феноменология, динамика, принципы терапии): Дисс. ... докт. мед. наук. М., 2004.

5. Филатова Т.В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью» (нейропсихологическое исследование): Дисс. ... канд. психол. наук. М.: 2000.

6. Anaya C., Martinez A.A., Ayuso-Mateos J.L., Wykes T., Vieta E., Scott J. A systematic review of cognitive remediation for schizo-affective and affective disorders // J. Affect. Dis. 2012. Vol. 142. P. 13-21.

7. Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F., Emery G. Cognitive therapy of depression. New York: Guilford Press. 1979.

8. Biringer E., Sundet K., Lund A. Self-evaluation of memory functioning in depressed patients during a symptomatic episode and after recovery // Eur. Psychiatry. 2009. Vol. 24.

9. Bora E., Yucel M., Pantelis C., Berk M. Meta-analytic review of

neurocognition in bipolar II disorder // Acta Psychiatr. Scand. 2011, Vol. 123.

10. Clark L., Chamberlain S.R., Sahakian B.J. Neurocognitive Mechanisms in Depression: Implications for Treatment // Annu. Rev. Neurosci. 2009. Vol. 32. P. 57-74.

11. Delis D.C., Kaplan E., Kramer J.H. Delis-Kaplan Executive Function System. San Antonio, TX: The Psychological Corporation, 2001.

12. Elliott R., Zahn R., Deakin W., Anderson I.M. Affective Cognition and its Disruption in Mood Disorders. Neuropsychopharmacol. Rev. 2011. Vol. 36. P. 153-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ganguli M., Blacker D., Blazer D.G., Grant I., Jeste D.V., Paulsen J.S., Petersen R.C., Sachdev P.S. and The Neurocognitive Disorders Work Group of the American Psychiatric Association's (APA) DSM5 Task Force. Classification of Neurocognitive Disorders in DSM-5: A Work in Progress // Am. J. Geriatr. Psychiatry. 2012. Vol. 19. P.

14. Gotlib I.H., Joormann J. Cognition and Depression: Current Status and Future Directions // Annu Rev. Clin. Psychol. 2010. Vol. 6. P. 285-312.

15. Gramaglia C., Pietrini F., Zeppegno P. Symptoms of depression: "hot" and "cold" cognition // Evidence-based Psychiatric Care. 2015 Vol. 1. P. 48-58.

16. Holmes A.J., Pizzagalli D.A. Spatiotemporal dynamics of error processing dysfunctions in major depressive disorder // Arch. Gen.l Psychiatry. 2008. Vol. 65. P. 179-188.

17. Jones N.P., Siegle G.J., Muelle E.R., Haggerty A., Ghinassi F. Poor performance on cognitive tasks in depression: Doing too much or not enough? // Cogn. Affect. Behav. Neurosci. 2010. Vol. 10. P. 129-140.

18. Joormann J., Gotlib I.H. Selective attention to emotional faces following recovery from depression // J. Abnorm. Psychol. 2007. Vol. 116.

19. Joormann J., Gotlib I.H. Emotion Regulation in Depression: Relation to Cognitive Inhibition // Cogn. Emot. 2010. Vol. 24. P. 281-298.

20. McIntyre R.S. Cognitive Impairment in Major Depressive Disorder. Clinical Relevance, Biological Substrates, and Treatment Opportunities, 1st Edition, Cambridge University Press, 2016.

21. Merriam-Webster's Collegiate® Dictionary, Eleventh Edition, the Merriam-Webster.com Dictionary, 2014.

22. Preiss M., Shantil E., Cermakova R., Cimermanova D., Ram I. Personalized cognitive training in unipolar and bipolar disorder: a study of cognitive functioning // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. Vol. 7.

23. Roiser J.P., Cannon D.M., Gandhi S.K., Taylor Tavares J., Erickson K., Wood S., Klaver J.M., Clark L., Zarate Jr C.A., Sahakian B.J., Drevets W.C. Hot and cold cognition in unmedicated depressed subjects with bipolar disorder // Bipolar Dis. 2009. Vol. 11.

24. Roiser J.P., Elliott R., Sahakian B.J. Cognitive mechanisms of treatment in depression // Neuropsychopharmacology, 2012.

25. Roiser J.P., Sahakian B.J. Hot and cold cognition in depression // CNS Spectrums. 2013. Vol. 18 (3).

26. Shane M.S., Peterson J.B. An evaluation of early and late stage attentional processing of positive and negative information in dysphoria // Cogn. Emot. 2007. Vol. 21.

27. Siegle G.J., Thompson W., Carter C.S., Steinhauer S.R., Thase M.E. Increased Amygdala and Decreased Dorsolateral Prefrontal BOLD Responses in Unipolar Depression: Related and Independent Features // Biol. Psychiatry. 2007. Vol. 61. P. 198-209.

28. Snyder H.R. Major depressive disorder is associated with broad impairments on neuropsychological measures of executive function: a meta-analysis and review // Psychol. Bull. 2013. Vol. 139.

29. Strawbridge R., Fish J., Halari R., Hodsoll J., Reeder C., Macritchie K., McCrone P., Wykes T., Young A.H. The Cognitive Remediation in Bipolar (CRiB) pilot study: study protocol for a randomised controlled trial // Trials. 2016. Vol. 17.

30. Trapp W., Engel S., Hajak G., Lautenbacher S., Gallhofer B. Cognitive remediation for depressed inpatients: Results of a pilot randomized controlled trial // Austral. NZ J. Psychiatry. 2016. Vol. 50. P. 46-55.

31. Tsitsipa E., Fountoulakis K. The neurocognitive functioning in bipolar disorder: a systematic review of data // Ann. Gen. Psychiatry, 2015.

32. Wadlinger H., Isaacowitz D. Looking happy: the experimental manipulation of a positive visual attention bias // Emotion. 2008. Vol. 8. P. 121-26.

ВОЗМОЖНЫЕ МИШЕНИ КОГНИТИВНОЙ РЕМЕДИАЦИИ ПРИ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВАХ

М.В. Балашова, И.В. Плужников

Понимание необходимости рассмотрения нейрокогнитивного дефицита при аффективных расстройствах как важной мишени терапевтических интервенций привело к появлению всё большего числа программ когнитивной ремедиации. В рамках данной проблемы продолжается изучение особенностей переработки информации и эмоциональной регуляции у больных аффективными расстройствами. Обследовано 33 больных депрессивными расстройствами и 33 испытуемых, составивших

группу нормы, с использованием стандартизованных нейропсихологиче-ских тестов и тестов, содержащих эмоциогенные стимулы. Исследуются особенности переработки эмоциональной информации и нейрокогнитив-ного функционирования у данной группы больных с целью выделения потенциальных мишеней для когнитивной ремедиации.

Ключевые слова: депрессия, нейрокогнитивный, когнитивный контроль, когнитивная ремедиация.

POTENTIAL TARGETS FOR COGNITIVE REMEDIATION IN AFFECTIVE DISORDERS

M.V. Balashova, I.V. Plouzhnikov

Realization of the importance of neurocognitive deficit issue in affective disorders as a therapeutic target has given an impulse to development of various cognitive remediation programs. The authors report about their investigation of information processing and emotional regulation in patients with affective disorders. Material and method: 33 patients with depression and 33 healthy controls are studied by means of standardized

neuropsychological tests and other tests using emotional stimuli. The researchers investigate emotional information processing and neurocognitive functioning in this patient group with the purpose to identify potential targets for cognitive remediation.

Key words: depression, neurocognitive/cognitive control, cognitive remediation.

Балашова Мария Валентиновна - студентка кафедры нейро- и патопсихологии, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова; e-mail: balashova.mv.psy@gmail.com

Плужников Илья Валерьевич - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения по изучению эндогенных психических расстройств ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; e-mail: pluzhnikov.iv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.