Научная статья на тему 'СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Федченко Виктория Валерьевна, Еремина Анна Владимировна

В статье рассмотрены исторические аспекты и этапы формирования системы стандартизации в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Описана роль научного сообщества в обеспечении работ по стандартизации в рамках технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»; основные результаты его деятельности на национальном и межгосударственном уровнях. Дана характеристика фонда документов по стандартизации по профильной тематике в условиях реформирования национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосунов Игорь Владимирович, Федченко Виктория Валерьевна, Еремина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION AS THE MOST IMPORTANT ASPECT OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE, PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCIES

The article considers the historical aspects and stages of the standardization system formation in the field of civil defense and protection in emergency situations of natural and man-made nature. The role of the scientific community in ensuring standardization work within the framework of the Technical committee for standardization TC 071 “Civil Defense, prevention and elimination of emergencies”, the main results of its activities at the national and interstate levels are described. The characteristic of the documents fund on the profile standardization in the conditions of national legislation reforming is given.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Техническое регулирование и стандартизация Technical regulation and standardization

УДК 614.8.084

Стандартизация как важнейший аспект научно-технического развития в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

И.В. Сосунов, В.В. Федченко, А.В. Еремина

Аннотация

В статье рассмотрены исторические аспекты и этапы формирования системы стандартизации в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Описана роль научного сообщества в обеспечении работ по стандартизации в рамках технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»; основные результаты его деятельности на национальном и межгосударственном уровнях. Дана характеристика фонда документов по стандартизации по профильной тематике в условиях реформирования национального законодательства.

Ключевые слова: стандартизация; гражданская оборона; чрезвычайная ситуация; документ по стандартизации; технический комитет по стандартизации; техническое регулирование.

Standardization as the Most Important Aspect of Scientific and Technological Development in the Field of Civil Defense, Prevention and Elimination of Emergencies

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

I. Sosunov, V. Fedchenko, A. Eremina

Abstract

The article considers the historical aspects and stages of the standardization system formation in the field of civil defense and protection in emergency situations of natural and man-made nature. The role of the scientific community in ensuring standardization work within the framework of the Technical committee for standardization TC 071 "Civil Defense, prevention and elimination of emergencies", the main results of its activities at the national and interstate levels are described. The characteristic of the documents fund on the profile standardization in the conditions of national legislation reforming is given.

Key words: standardization; civil defense; emergency; standardization document; technical committee for standardization; technical regulation.

05.10.2021

«В нашей стране закон становится законом, когда он поддержан волей широчайших кругов трудящихся, и стан-дартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их работы будут положены научные знания...»

Г.М. Кржижановский

Научный потенциал государства, открытия ученых и внедрение новейших технологий, подъем практически во всех секторах экономики неразрывно связаны с развитием и совершенствованием стандартизации как на национальном, межгосударственном, так и на международном уровне.

Стандартизация сегодня — это ключевой фактор поддержки и реализации эффективной промышленной политики и укрепления национальной инфраструктуры качества для дальнейшей интеграции с региональными и глобальными рынками, развития добросовестной конкуренции и инноваций [1].

Одним из приоритетных направлений современной стандартизации является стандартизация в области гражданской обороны, технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЗНТЧС).

Развитие работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в сфере ГО и ЗНТЧС является необходимым условием для создания и дальнейшего совершенствования отечественной нормативной базы в области обеспечения безопасности населения и снижения масштабов последствий ЧС.

Основными инициаторами формирования научно-технической политики в рассматриваемой области стандартизации всегда были Росстандарт совместно с МЧС России, головные научные институты, профильные и смежные технические комитеты по стандартизации, многие из которых создавались на базе учреждений, подведомственных еще Госстандарту.

Первоочередная роль в реализации указанной политики отводится техническим комитетам по стандартизации, вырабатывающим экспертные решения на основе консенсуса по нормативно-техническим документам, необходимым для развития сферы ГО и ЗНЧС, или ее отдельных сегментов [2].

Технический комитет по стандартизации1 можно определить, как регулируемую национальным органом по стандартизации форму сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в определенной сфере деятельности для достижения целей стандартизации. Профильным комитетом в области стандартизации вопросов ГО и ЗНТЧС является технический комитет по стандартизации «Гражданская

оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» № 071 (далее — ТК 071, Комитет).

Именно описанию роли стандартизации в обеспечении нормативно-технического регулирования в области ГО и ЗНТЧС, результатов функционирования на разных этапах развития ТК 071 во взаимосвязи с научным сопровождением профильных организаций МЧС России посвящена настоящая статья.

Деятельность ТК 071 регулируется положениями1, требованиями основополагающих стандартов, приказом Росстандарта2 и Положением о комитете.

ТК 071 относится к числу старейших российских комитетов по стандартизации. Он был организован 13 января 1993 года совместным приказом Госстандарта России и ГКЧС России № 12/11 с целью формирования системы стандартизации в области гражданской обороны и обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

За практически 30-летнюю историю Комитет по стандартизации прошел несколько этапов. Смена этапов была связана, с одной стороны, с реформированием системы стандартизации, а с другой стороны — с совершенствованием нормативного регулирования в области ГО и ЗНТЧС. Период первого десятилетия работы Комитета ознаменовался созданием системы стандартизации в сфере ГО и ЗНТЧС, заложившей основные положения и принципы стандартизации по закрепленной тематике.

Анализ действующих нормативных документов «Системы стандартов гражданской обороны СССР», созданных в рамках оборонной стандартизации, и имевшийся на тот период опыт борьбы с природными и техногенными катастрофами показали недостаток нормативного обеспечения задач ГО и ЗНТЧС, низкую готовность населения к действиям в ЧС, а органов управления — к предупреждению и ликвидации ЧС.

В целях реализации вышедших в конце ХХ века федеральных законов3, 4 были утверждены Программы комплексной стандартизации «Гражданская оборона Российской Федерации» и «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Исполнение указанных программных документов обеспечило появление в этот период одноименных комплексов стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Гражданская оборона», в рамках которых установлены: терминология и классификация объектов стандартизации; общие требования к продукции и процессам в области ГО и ЗНТЧС, способы и методы их исследований (испытаний) [3].

В 90-х годах было разработано и утверждено 50 стандартов, входящих в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а 20 из них было переведено в ранг межгосударственных.

Структурно комитет включал представителей органов власти (Росстандарт, МЧС России) и профильного

1 Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ от 29 июня 2015 года.

2 Приказ Росстандарта от 22 января 2015 года № 55 «О реорганизации технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

3 Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ.

4 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ.

отраслевого НИИ. Деятельность Секретариата комитета вел ВНИИ Росстандарта.

В первом десятилетии XXI века — втором этапе деятельности ТК 071 — работы по стандартизации в области ГО и ЗНТЧС выполнялись в условиях переходного периода создания в Российской Федерации системы технического регулирования, изменения статуса технических комитетов по стандартизации, статуса стандартов, целей и задач стандартизации в целом, что отразилось на снижении эффективности функционирования и подсистемы стандартизации ГО и ЗНТЧС.

Анализ состава и содержания комплекса стандартов показал, что к 2010 году фонд стандартизации в области ГО и ЗНТЧС включал всего 56 национальных и межгосударственных стандартов, объединенных в 10 тематических групп.

С целью активизации деятельности ТК 071 приказом Росстандарта5 были проведены его реорганизация и смена базовой организации, обеспечивающей работу секретариата Комитета.

Третий этап (2010-2020 годы) стал наиболее результативным для стандартизации в области ГО и ЗНТЧС.

В целях дальнейшего формирования устойчивого развития российской стандартизации в сфере ГО и ЗНТЧС в МЧС России была проведена огромная работа по созданию и развитию ведомственной системы стандартизации; при этом ведущую роль сыграл Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).

Комплекс проводимых работ включал: реорганизацию профильного ТК 071;

усиление роли подведомственного МЧС России научно-исследовательского института в отношении научно-методического и экспертного сопровождения работ по стандартизации, в том числе в отношении оборонной продукции;

разработку и внедрение в системе МЧС России экономических механизмов, обеспечивающих привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации в области ГО и ЗНТЧС.

Дальнейшая поэтапная реорганизация ТК 071 (2013-2020) была осуществлена посредством изменения системы управления Комитета с назначением высшего руководства МЧС России, а также структуры и состава подкомитетов и их рабочих органов при участии широкого круга представителей органов власти, предприятий-производителей аварийно-спасательных средств, инструмента и т.д., а также научных и общественных организаций и объединений.

Так, в 2015 году был сформирован кардинально новый состав ТК 071, что позволило в дальнейшем обеспечить: баланс интересов участников работ по стандартизации; повышение качества разрабатываемых документов; оптимизацию процедуры разработки и принятия документов в области ГО и ЗНТЧС.

Согласно приказу Росстандарта2 в состав Комитета вошли на паритетной основе: 10 представителей федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций; 10 научных и образовательных учреждений; 10 некоммерческих организаций (саморегулируемые и общественные), а также 10 коммерческих компаний.

В начале третьего этапа развития Комитета (20132017 гг.) продолжала существовать его традиционная структура, представленная на рис. 1 и включающая

Рис. 1. Структура и паритетный состав полноправных участников ТК 071 в 2015 году

5 Приказ Росстандарта от 13 января 2009 г. № 154 «О реорганизации Технического комитета по стандартизации «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ТК 71).

два подкомитета (ПК): ПК 1 «Гражданская оборона» и ПК 2 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Создан новый орган управления—Экспертный совет ТК 071, занимающийся рассмотрением как стратегических вопросов, так и экспертной процедурой документов по стандартизации, а также выступающий в роли комиссии по апелляциям и решающий вопросы, связанные с финансированием деятельности в области стандартизации.

Участниками работ по стандартизации в области, закрепленной за ТК 071, стали представители таких организаций, как: Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»; ЗАО «Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности»; Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности; Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России; ООО «Центр исследований экстремальных ситуаций»; Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии»; ОАО «Тамбовмаш»; ЗАО «Средства спасения»; ООО НПО Диар, активно работающих в отрасли обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, и другие.

Достижение необходимого консенсуса обеспечивалось детальным рассмотрением научных обоснований нормативов и анализом эксплуатационных показателей, получаемых от предприятий-производителей, отраслевых научных институтов и образовательных учреждений, различных подразделений МЧС России, многие из которых также являлись полноправными членами ТК 071 или имели статус наблюдателей [4].

Изменения организационных основ Комитета в 2016-2018 годах были связаны в первую очередь с этапом совершенствования государственного регулирования правовых отношений в области стандартизации и принятием почти после 12-летнего отсутствия в стране отдельного закона в области стандартизации1, вступившего в силу с 1 июля 2016 года. В этом законе были установлены требования к национальной системе стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации; детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов, сформированный по принципу достижения консенсуса. [5]

На основе опыта разработки документов по стандартизации, а также с учетом практики применения указанных законодательных изменений как в области стандартизации, так и в сфере ГО и ЗНТЧС, было проведено реформирование структуры ТК 071 путем создания отдельных тематических подкомитетов и дальнейшего расширения состава участников, в том числе в качестве организаций, ведущих секретариаты создаваемых подкомитетов и рабочих групп.

Созданная приказом Росстандарта6 структура ТК 071 (рис. 2) функционирует по настоящее время

с учетом организационных и научно-технических направлений деятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Вот уже в течение нескольких лет институт является не только базовой организацией, ведущей головной секретариат Комитета, но и координирует работу четырех подкомитетов, а также создаваемых при необходимости профильных рабочих групп.

На подкомитет ПК 1 «Основополагающие стандарты» возложены задачи по разработке основополагающих документов по: стандартизации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; стандартизации общих идеологических положений, вопросов терминологии, мониторинга, прогнозирования и управления риском чрезвычайной ситуации.

Подкомитет ПК 2 «Управление, оповещение и информирование» рассматривает вопросы стандартизации в сфере производства и обращения продукции, обеспечивающей управление, оповещение и информирование населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение ее конкурентоспособности, а также работ или услуг в указанной области.

Подкомитет ПК 3 «Аварийно-спасательные средства» отвечает за стандартизацию продукции, обеспечивающей техническое оснащение спасателей, а также аварийно-спасательных и других неотложных работ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.

Сфера деятельности ПК 4 «Средства радиационной, химической и биологической защиты» — это стандартизация продукции, предназначенной для индивидуальной и коллективной защиты населения и спасателей при ЧС природного и техногенного характера, связанных с радиоактивным загрязнением, химическим и биологическим заражением, в том числе обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов, животных и растений, водоисточников и систем водоснабжения, а также работ или услуг в указанной области.

Стандартизация в области формирования общих требований к процессам, обеспечивающим устойчивое функционирование экономики и выживание населения в условиях приведения в готовность гражданской обороны, обеспечения безопасности жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях, входит в сферу компетенции подкомитета ПК 5 «Защитные мероприятия».

Указанным приказом Росстандарта6 также было нормативно закреплено Положение о ТК 071, актуализированное в соответствии с требованиями нового законодательства в области стандартизации.

Основными задачами Комитета в области национальной, межгосударственной и международной стандартизации в соответствии с обновленным Положением о ТК 071 стали [6]:

6 Приказ Росстандарта от 25 сентября 2018 г № 2050 «О внесении изменений в приказ Росстандарта от 22 января 2015 г. № 55 «О реорганизации технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Рис. 2. Актуальная структура технического комитета по стандартизации «Гражданская оборона, предупреждение

и ликвидация чрезвычайных ситуаций» ТК 071

формирование программы разработки национальных стандартов по закрепленной за ТК областью деятельности и контроль за реализацией этой программы;

рассмотрение предложений по применению международных и региональных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях в закрепленной за ТК области деятельности;

проведение научно-технической, правовой и нормативной экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также представление их на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации;

участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), в том числе для ведения его секретариата, а также участие в работах аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных и региональных организаций по стандартизации;

регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за ТК 071 национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;

оценка целесообразности утверждения закрепленных за ТК 071 предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов Российской Федерации по результатам мониторинга их применения;

рассмотрение предложений об отмене действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным ТК национальных и межгосударственных стандартов и предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации;

рассмотрение проектов международных стандартов в закрепленной за ТК 071 области деятельности и подготовка позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам;

рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе национальных и межгосударственных стандартов, закрепленных за данным комитетом;

проведение экспертизы официальных переводов на русский язык международных и региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за ТК 071 области деятельности;

подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за ТК 071 области деятельности для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни;

проведение экспертизы проектов сводов правил и проектов технических регламентов, относящихся к области ГО и ЗНТЧС;

участие в формировании перечней документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечней документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

проведение экспертизы проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, проектов стандартов организаций и технических условий.

Необходимо также отметить, что с 2009 по 2020 год ТК 071 возглавлял авторитетный ученый и специалист в области ГО и ЗНТЧС Акимов В. А., внесший значительный вклад в преобразование структуры и состава ТК 071, развитие вопросов национальной, межгосударственной и международной стандартизации.

Активизацию системы стандартизации МЧС России в 2020 году обеспечило назначение по предложению профильного ведомства нового Председателя комитета Барышева П. Ф. — заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Наиболее значимым с практической точки зрения в части создания эффективной системы стандартизации в МЧС России стало совершенствование отмеченной выше деятельности профильного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) путем внедрения следующих процедур:

1) Ведение секретариата Комитета, а также всех подкомитетов, в том числе на межгосударственном уровне, было возложено на институт.

2) Созданы специализированные научно-исследовательские направления по сферам компетентности научных центров, занимающиеся вопросами стандартизации и технического регулирования.

Это основные тематические подразделения МЧС России, проводящие работы по формированию и ведению фондов, разработке нормативно-технической документации в области ГО и ЗНТЧС. Фонды в объеме нескольких десятков единиц содержат официальные издания действующих национальных и межгосударственных стандартов, копий международных документов и их переводов, а также отдельные ведомственные документы по профильной и смежным тематикам.

3) Сформировано на базе научного института МЧС России экспертное сообщество высококвалифицированных специалистов-практиков для взаимодействия с промышленностью, в том числе в области технического регулирования и стандартизации, каталогизации и унификации.

Во главу угла поставлено финансирование приоритетных вопросов организации и проведения более десятка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, включающих реализацию задач по стандартизации в области ГО и ЗНТЧС, с привлечением всех источников средств, в том числе федеральных целевых программ, ведомственных планов.

К числу наиболее важных и масштабных работ следует отнести:

НИР «Развитие национальной системы стандартизации в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (шифр «ФТ-ГО»);

НИР «Исследования межвидовых проблем совершенствования стандартизации вооружения и военной техники, развития и использования каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации» («шифр «Стандартизация-ГОЧС»);

ОКР «Разработка перспективных и модернизация действующих образцов специальной техники, предназначенных для планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне» (шифр «Лавина-5»);

ОКР «Разработка перспективных образцов специальной техники, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (шифр — «Комплект — 8») и другие.

За время деятельности ТК 071, особенно на современном этапе, при поддержке МЧС России коллективом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) внесен значительный вклад в развитие системы научно-технического нор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мирования; обеспечена разработка значительной части (~ 60%) стандартов, вошедших в действующий фонд нормативных документов в части вопросов закрепления положений по обеспечению ГО и ЗНТЧС.

Повышение количества разработанных стандартов можно оценить по динамике обновления фонда стандартов в области гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях ТК 071 в период с 1993 по 2020 год, изображенной на рис. 3.

Рис. 3. Динамика обновления фонда стандартов ТК 071 за время существования комитета

На рис. 3 представлена диаграмма развития фонда стандартизации в области ГО и ЗНТЧС, которая демонстрирует положительную динамику роста количества разрабатываемых и утвержденных стандартов, — более чем на 90 документов в период с 2012 по 2020 год. Из диаграммы видно, что на первых этапах работы комитета в 90-е годы прошлого столетия до 2006 года главная задача заключалась в формировании (более 70% документов фонда) основных положений, единой терминологии или классификационных характеристик, и лишь незначительная оставшаяся часть регламентировала общие требования к продукции и методы ее испытаний (измерений).

Подобная ситуация практически сохранилась до 2010 года.

Начиная с 2012 года Комитетом был принят среднесрочный План разработки национальных стандартов на 2012-2016 годы, включающий реализацию более 60 мероприятий по обновлению фонда стандартизации ТК 071 и направленный на пересмотр устаревших документов по стандартизации, разработку первоочередных национальных и межгосударственных стандартов в сфере ГО и ЗНТЧС.

Формирование единой доказательной базы для внедрения качественно новых подходов к развитию системы технического регулирования в форме проектов технических регламентов Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны», подтверждается увеличением количества стандартов, устанавливающих общие и частные требования к различным видам однородной продукции (а также методам их испытаний), предназначенной для реализации задач ГО и ЗНТЧС.

Получила дальнейшее развитие гармонизация российских стандартов, регламентирующих сферу ГО и ЗНТЧС, с международными документами по стандартизации, переводу и экспертизе проектов стандартов в рамках

Рис. 4. Заседание ТК 071 по рассмотрению и утверждению Перспективной программы работ по стандартизации

в области ГО и ЗНТЧС на период 2020-2025 гг.

рабочих групп международного технического комитета по стандартизации ИСО/ТК 292 «Безопасность и устойчивость». Научные основы формирования стандартизации по рассматриваемой тематике на международном уровне были заложены экспертами ИСО под руководством заместителя начальника института И. Ю. Олтян [4].

В соответствии с требованиями российского законодательства в рамках ТК 071 в 2020 году была разработана и утверждена на очном заседании комитета 3 марта 2020 года совместно МЧС России и Росстандартом Перспективная программа работ по стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период 2020-2025 гг. (далее — Перспективная программа стандартизации; Программа) [7] с учетом выявленных потребностей и направлений развития стандартизации в рассматриваемой сфере деятельности.

Целями Программы являются:

обеспечение эффективной защиты населения, объектов и территорий, материальных и культурных ценностей с учетом риска возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

совершенствование нормативно-технической базы в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера, приведение ее в соответствие с современными требованиями нормативных правовых документов;

обеспечение промышленности и заказчиков современными нормативно-техническими документами по стандартизации на всех этапах жизненного цикла специальной продукции, позволяющей оптимизировать цикл создания перспективной инновационной техники;

обеспечение внедрения современных аварийно-спасательных технических средств и технологий, направленных на усиление конкурентных позиций российских производителей;

актуализация и повышение эффективности применения действующего фонда нормативных и нормативно-технических документов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смежных отраслях промышленности.

Программа разработана ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) при участии предприятий (организаций), входящих в состав технического комитета по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», и организаций Федерального центра науки и высоких технологий МЧС России, созданного постановлением Правительства Российской Федерации7.

В целях реализации требований и положений1 Программой предусмотрено проведение пересмотра действующих документов по стандартизации, а также

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 619 «О присвоении Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций статуса федерального центра науки и высоких технологий».

разработка новых документов по стандартизации, в том числе на основе международных и региональных стандартов.

2020 год стал переломным, завершающим третий этап реорганизации Комитета, что связано в первую очередь со стартом реализации ряда нововведений в нормативно-техническом обеспечении сферы стандартизации в области ГО и ЗНТЧС (рис. 5), таких как: документ стратегического планирования в сфере стандартизации в формате плана мероприятий («дорожная карта») по развитию стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее — план мероприятий («дорожная карта»8), который определил: комплекс направлений развития и ключевые показатели работы, в том числе технических комитетов по стандартизации; изменения в основной закон о стандартизации [8], которые нормативно закрепили обязательность применения цифровых технологий в национальной системе стандартизации9.

К числу наиболее ожидаемых нормативных документов для всех участников работ по стандартизации 2020 года стоит также отнести пересмотренные основополагающие стандарты, а именно:

ГОСТ Р 1.1-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».

ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены».

С другой стороны, в рамках непосредственной процедуры разработки проектов документов по стандартизации разработчики должны были отразить изменения в законодательстве, связанные с реализацией механизма

«регуляторной гильотины», а также определить требования к продукции на уровне положений существовавшего в тот период проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Комитет оперативно реагирует на все изменения в законодательстве в сфере технического регулирования, стандартизации и т. д.

В целях автоматизации работ по стандартизации и обеспечения их прозрачности изменения предусматривают: обязательность на всех этапах разработки документов по стандартизации — от их планирования до редактирования; использование информационной системы в сфере стандартизации, которая является государственным информационным ресурсом, — Федеральная государственная информационная система Росстандарта (ФГИС Росстандарта) [9].

В соответствии с приказом Росстандарта10 в качестве первой очереди ФГИС Росстандарта создана и начала функционировать ФГИС «БЕРЕСТА», предназначенная для автоматизации основных процессов деятельности участников национальной системы стандартизации, в том числе при разработке, экспертизе, мониторинге и контроле разработки документов по стандартизации.

Разработка всех стандартов с ноября 2017 года ведется через интернет-портал ФГИС «БЕРЕСТА». В рамках поэтапного перехода процедуры разработки документов по стандартизации на электронно-цифровой формат Росстандарт был внедрен модуль «Голосование» во ФГИС «БЕРЕСТА» [10], что позволило сократить срок разработки документов до нескольких месяцев и значительно повысить эффективность взаимодействия участников этого процесса.

Рис. 5. Новеллы нормативно-технического обеспечения деятельности ТК 071

8 План мероприятий («дорожная карта») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года, утвержденный поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Козака от 15 ноября 2019 г. № ДК-П7-9914.

9 Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 523-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».

10 Приказ Росстандарта от 5 июля 2018 г. № 1402 «О Федеральной государственной информационной системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».

Рис. 6. Переход к цифровым технологиям и новым требованиям к техническим комитетам по стандартизации

Подтверждением выполнения вышеуказанных требований законодательства в области стандартизации явилась высокая оценка соответствия принципов работы Комитета, области его деятельности, состава, структуры и положения о ТК 071 требованиям ГОСТ Р 1.1-2020.

Основные качественные и количественные показатели деятельности комитетов ежегодно учитываются Госстандартом для проведения оценки эффективности их работы с опубликованием результатов в виде рейтинга [14].

ТК 071 традиционно занимает лучшие позиции в рейтинге (в 2019 году — 15 место; в 2020 году — 8 место) и входит в группу с оценкой эффективности «выше средней», сохраняя статус активного комитета с достаточно высоким уровнем результативности, не отставая от таких лидеров, как: технические комитеты по стандартизации «Железнодорожный транспорт, «Строительство», в сфере деятельности ТК по национальной стандартизации.

За большой вклад в формирование единой технической политики в области стандартизации вопросов ГО и ЗНТЧС коллектив института не раз был отмечен Госстандартом. В 2020 году коллектив стал лауреатом Общероссийской общественной премии «Стандарти-затор года», победив в номинации «За практический вклад в создание и функционирование службы стандартизации на предприятиях (в организациях)».

Организованы регистрация всех членов ТК 71 во ФГИС «БЕРЕСТА» и первое электронное голосование, проведенное в феврале 2021 года.

Следует также отметить развитие взаимодействия с рядом смежных технических комитетов по стандартизации как через экспертизу проектов стандартов, участие экспертов в их составе, так и через заключение соглашений о сотрудничестве, например: с ТК 141 «Робототехника»; ТК 274 «Пожарная безопасность»; ТК 278 «Безопасность дорожного движения»; ТК 322 «Атомная техника»; ТК 465 «Строительство».

Четвертый этап развития деятельности Комитета характеризуется формированием фонда стандартов,

включающего порядка 140 нормативно-технических документов по закрепленной тематике.

Оценку состояния фонда документов ТК 071, по состоянию на 1 января 2021 года, планируется провести в соответствии с некоторыми целевыми показателями плана мероприятий «дорожной карты» [11].

Доля межгосударственных стандартов в структуре фонда составила всего 16%, возраст которых в основном превышает 23 года. Это практически все документы, которые были разработаны в 90-е годы, и путем смены обложки в 1997 году были приняты на межгосударственном уровне.

Средний возраст документов по стандартизации в фонде стандартов ТК 071 составляет 12 лет.

Следует отметить, что половина всех стандартов разработана именно после 2013 года, что также связано с формированием перечня стандартов под обязательные требования технического регулирования в рассматриваемой области.

Что касается оценки степени гармонизации, т.е. соответствия или согласованности национальных стандартов по отношению международным и/или межгосударственным, то в последние годы разработано 4 национальных стандарта как идентичных, так и модифицированных по отношению к стандартам ИСО.

Реализация комплекса мероприятий по развитию системы стандартизации в области ГО и ЗНТЧС позволила не только повысить качество разрабатываемых документов по стандартизации, а также уровень их экспертизы, а также обеспечить снижение «возраста» документов по стандартизации, увеличение доли межгосударственных стандартов; способствовать гармонизации национальных стандартов по отношению к международным (региональным) документам.

По итогам 2020 года многие плановые значения целевых показателей по плану мероприятий «дорожной карты» были значительно улучшены, а по отдельным стандартам обеспечено сокращение сроков разработки документов по стандартизации от поступления первой

редакции в секретариат Комитета до его утверждения: с 2 лет до 9 месяцев (рис. 7).

Таких результатов деятельности Комитет достиг путем частичного совмещения этапов публичного обсуждения и предварительной экспертизы в рамках подкомитетов ТК 071, а также путем сокращения сроков сбора отзывов и предложений от членов ТК 071, проведения согласительных совещаний. Такой подход позволил привлекать членов ТК 071 уже на ранней стадии разработки при подготовке окончательной редакции проекта стандарта.

Результаты анализа фонда нормативно-технических документов, оценкеи его состояния в области ГО, ЗНТЧС нашли отражение в научных отчетах, научных статьях, докладах на конференциях различного уровня и масштаба [2, 3, 12, 13].

Отдельно, в рамках работ по национальной стандартизации, следует отметить большую работу в части разработки таких документов по стандартизации, как своды правил, в том числе с учетом актуализации устаревших строительных норм и правил в рассматриваемой сфере, содержащие правила и общие принципы в отношении процессов в области ГО и ЗНТЧС, в том числе в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с приказом Росстандарта2 ТК 071 поручено исполнение функций одноименного межгосударственного технического комитета МТК 071. Этим же приказом ведение секретариата комитета возложено на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Первостепенное значение деятельности МТК 071 (рис. 8) придает участие в разработке технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС № 050/2021), и последующая задача по реализации соответствующей Программы по разработке

межгосударственных стандартов в поддержку его требований.

Проект указанного документа наднационального уровня утвержден Советом Евразийской экономической комиссии 5 октября 2021 года и вступает в силу 1 июня 2023 года.

В разработке указанного проекта документа специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) принимали непосредственное участие при активном руководстве заместителя начальника института И. В. Сосунова.

К числу основных групп объектов технического регулирования были отнесены технические средства, предназначенные для решения задач ГО и ЗНТЧС, а именно:

технические средства защитных сооружений гражданской обороны;

технические средства управления, связи и оповещения;

аварийно-спасательные средства;

технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Технические средства защитных сооружений гражданской обороны включают в себя такие виды продукции, как: защитно-герметические и герметические двери, ворота и ставни; противовзрывные защитные секции; расширительные камеры; регулирующие заглушки, клапаны; вентиляционные агрегаты; фильтры и регенеративные установки.

Технические средства управления, связи и оповещения —это автоматизированное рабочее место оперативного дежурного; оконечный абонентский терминал; вспомогательное оборудование; автоматизированное рабочее место оповещения; а также аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения, различные виды оконечных средств оповещения.

Наиболее существенным кластером объектов технического регулирования стала группа аварийно-спасательных средств, включающих: аварийно-спасательные машины; аварийно-спасательные робото-

СОКРАЩЕН СРОК РАЗРАБОТКИ ГОСТ Р С 2 ЛЕТ ДО 9 МЕСЯЦЕВ!

13%

9 мес.

У2 лет снижение до 10 лет среднего возраста стандарта

увеличение до 40% доли фонда межгосударственных стандартов

сокращение до 9 месяцев среднего срока разработки ГОСТР

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА: РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОД

ИЙ \

А») ^ /

69%

увеличение до 75 % доли стандартов за счет внебюджетных средств

Публичное Подготовка сводки

обсуждение проекта замечаний

стандарта —> и предложений по

с размещением итогам публичного

уведомления о О осуждения.

начале разраоотки дораоотка проекта

к проекта стандарта стандарта

\ во ФГНС«Бсреста»

( 2-3 )

\

Экспертиза доработанной

редакции проекта стандарта

вПКРГ ТК 071 ,

Голосование в ТК 071 по окончательной редакции проекта стандарта во ФГИС «Бсртста»

Нормоконтроль н издательское редактирование

Рис. 7. Оценка целевых показателей документов по стандартизации ТК 071 по итогам 2020 года

Рис. 8. Роль ТК 71 в техническом регулировании вопросов ГО и ЗНТЧС

технические средства; аварийно-спасательный инструмент; средства поиска пострадавших; средства преодоления водных преград; комплексы средств жизнеобеспечения спасателей и пострадавших.

Последний вид продукции — это здания и сооружения, мобильные для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях; специальная защитная одежда спасателя общего назначения; специальная защитная одежда (снаряжение) спасателя; средства защиты рук, ног, головы спасателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под «техническими средствами мониторинга чрезвычайных ситуаций» обобщены такие группы изделий, как: информационно-вычислительные (программно-технические) комплексы мониторинга; средства передачи данных; датчики и измерительные средства контроля изменения состояния параметров окружающей среды или отдельных ее элементов.

Анализ фонда документов по стандартизации Российской Федерации позволяет констатировать, что объем стандартизации в части объектов технического регулирования к проекту ТР ЕАЭС ГО и ЗНТЧС весьма недостаточный и по отдельным видам продукции требования нормативно не закреплены [15].

Необходимо отметить, что при участии всех государств-членов ЕАЭС предстоит огромная работа по разработке соответствующих межгосударственных стандартов и формированию перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований проекта ТР ЕАЭС ГО и ЗНТЧС.

Решением поставленных задач по предварительному формированию доказательной базы проекта

технического регламента Евразийского экономического союза может стать успешно реализуемая Перспективная программа стандартизации, предполагающая разработку новых и актуализацию действующих межгосударственных документов по стандартизации в рамках МТК 071.

В состав МТК 071 входит 7 стран — участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС): полноправные члены — Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Таджикистан; наблюдатели — Украина. Азербайджан [16].

В соответствии с правилами МГС МТК 071 курирует разработку ГОСТ в странах-участницах; принимает участие в формировании Программы межгосударственной стандартизации; обеспечивает контроль за ее выполнением. В соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-2015 разработка ГОСТ ведется одновременно на национальном и межгосударственных уровнях через автоматизированную информационную систему МГС — АИС МГС, поддерживающую Программу межгосударственной стандартизации.

Необходимо подчеркнуть, что акцентирование вопросов по стандартизации в сторону повышения требований ГО и ЗНТЧС на межгосударственном уровне повышает ответственность как разработчиков стандартов так и национальных технических комитетов, формирующих позиции стран по тем или иным проектам. Именно от деятельности МТК напрямую зависит: формирование общих принципов и направлений работы в межгосударственной и национальной стандартизации в области ГО и ЗНТЧС; рассмотрение и согласование

на ранних стадиях разработки проектов ГОСТ и, в конечном итоге, реализация ежегодных Программы межгосударственной стандартизации и Программы национальной стандартизации Российской Федерации.

Важным и успешным шагом в деле межгосударственной стандартизации требований в области ГО и ЗНТЧС является прохождение всех предусмотренных принятыми нормативными документами этапов разработки и процедур согласования в отношении данных стандартов с последующим их принятием МГС.

Таким образом, анализ всех этапов развития ТК 071, результатов его деятельности за 30-летний период позволяет сформулировать следующие первоочередные направления развития системы стандартизации в области ГО и ЗНТЧС:

По вопросам национальной стандартизации:

1) оптимизация процедуры разработки документов по стандартизации с целью повышения качества их разработки и экспертизы, в том числе с внедрением и развитием информационных технологий разработки (актуализации) документов по стандартизации и их информационного обеспечения;

2) обеспечение достижения целевых показателей Плана мероприятий «дорожной карты» в области стандартизации в Российской Федерации в части сокращения среднего возраста стандартов фонда, сроков разработки документов по стандартизации и другие;

3) постоянная оценка состояния фонда по стандартизации в закрепленной области деятельности, обеспечение его обновления и приведения документов в соответствие с действующим законодательством, современным уровнем развития науки и техники;

4) совершенствование структуры комплексов стандартов «Гражданская оборона» и «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в связи с выявлением ряда пересекающихся направлений стандартизации и сложностью отнесения к соответствующим группам;

5) формирование структуры и состава технического комитета ТК 071 путем привлечения к работам по стандартизации активного компетентного экспертного сообщества;

6) развитие и внедрение экономических механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих сотрудничество всех заинтересованных сторон в работах по стандартизации с целью увеличения доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников и собственных средств предприятий малого и среднего бизнеса;

7) уточнение кодов общероссийского классификатора стандартов ОКС и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) в части единого перечня продукции, относящейся к области деятельности ТК 071 и образующих объекты оценки соответствия требованиям документов по стандартизации;

8) налаживание взаимодействия со смежными национальными комитетами по стандартизации.

9) содействие применению документов по стандартизации в рамках закупок для нужд ФОИВ или

отдельных юридических лиц путем установления в стандартах современных требований к объектам заказа, предназначенным для ГО и ЗНТЧС.

10) содействие применению стандартов в рамках функционирования добровольных систем сертификации МЧС России.

11) совершенствование ресурсного обеспечения работы ТК 071 по стандартизации, включая кадровое и научное.

По вопросам межгосударственной стандартизации:

1) совершенствование структуры и состава МТК 071 путем приведения его работы в соответствие с требованиями ГОСТ 1.4-2020 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности»;

2) внедрение в практику работы МТК 071 перспективного планирования работ по стандартизации, а именно: разработка комплексной программы межгосударственной стандартизации в области ГО и ЗНТЧС до 2030 года с целью актуализации фонда стандартизации МТК 071; обеспечение доказательной базы по соблюдению требований профильного технического регламента Евразийского экономического союза;

3) обеспечение актуальности состояния фонда по межгосударственной стандартизации в закрепленной области деятельности;

4) обеспечение достижения целевых показателей Плана мероприятий «дорожной карты» в области стандартизации в Российской Федерации в части увеличения доли межгосударственных стандартов в фонде комитета;

5) уточнение кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) в части объектов технического регулирования проекта ТР ЕАЭС ГО и ЗНТЧС;

По вопросам международной стандартизации:

1) активизация работ по возвращению российской стороне функций секретариата технических органов международного технического комитета по стандартизации ИСО/ТК 292 «Безопасность и устойчивость» с организацией и проведением на первом этапе очных заседаний рабочих групп ИСОО/ТК 292 в Российской Федерации.

2) повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов в области ГО и ЗНТЧС;

3) формирование новых тем по разработке международных стандартов от российской стороны;

4) совершенствование процедуры экспертного и научного сопровождения международной стандартизации.

Учитывая вышеизложенное, представляется крайне важным активизировать работы по формированию нормативно-технических документов национального и межгосударственного уровней в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях, гармонизированных по отношению к международным документам, что обеспечит решение первоочередных задач по обеспечению эффективной защиты населения, объектов и территорий, материальных и культурных

ценностей с учетом риска возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература

1. О состоянии работ в сфере стандартизации в Российской Федерации по итогам 2019 года [Электронный ресурс] // Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы. URL: https://www.vniims.ru/upload/docs/ gosdoklad-standartizatsija-2020.pdf (дата обращения: 18.08.2021).

2. Сосунов И. В., Федченко В. В., Кузьмичев А. С. Развитие национальной стандартизации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 1 (43). С. 28-34.

3. Лифиц И. М. Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия: Учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: КРОНУС, 2021.300 с.

4. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Моногр. В 2-х т. / В. А. Акимов, И. В. Сосунов, В. В. Федченко и др. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. Т. 1. 2017. 467 с.: ил.

5. Техническое регулирование. Правовые аспекты реформы. (комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании»): монография / Под. ред. В. И. Якунина. М.: Изд-во «Научный эксперт», 2010. 385 с.[Электронный ресурс] // URL: https://rucont.ru/efd/136886 (дата обращения: 17.09.2021).

6. ГОСТ Р 1.1-2020. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности: национальный стандарт Российской Федерации [Электронный ресурс] // База данных «Техэксперт». URL: https://docs.cntd.ru/document/566068325 (дата обращения: 18.08.2021).

7. Перспективная программа работ по стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период 2020-2025 гг. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.

consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=75238 4#nKfKMmSbFQkf9Fb4 (дата обращения: 18.08.2021).

8. Сорокин Е. П. Пути реализации изменений, внесенных в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» // Стандарты и качество. 2021. № 3. С. 10-14.

9. Зажигалкин А. В., Черных. Ю. В. ФГИС Росстандарта — новая информационная среда по разработке стандартов // Стандарты и качество. 2016. № 5. С. 17-21.

10 Будущее стандартизации: развитие ФГИС «Береста» [Электронный ресурс] // Российский институт стандартизации: официальный сайт. URL: https://nd.gostinfo.ru/news/ 6713368.aspx (дата обращения: 08.10.2021).

11. Соколов С. Дорогу осилит идущий. О некоторых аспектах реализации «дорожной карты» развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 г. // Стандарты и качество. 2018. № 10. С. 20-23.

12. Федченко В. В., Еремина А. В. Оценка готовности стандартизации продукции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций к обязательному подтверждению соответствия // Безопасность человека и общества: совершенствование системы реагирования и управления защитой от чрезвычайных ситуаций: Сб. материалов IV Международной заочной научно-практической конференции. Минск, 2020. С. 234-238.

13. Федченко В. В., Кайдаш О. Л., Еремина А. В. К вопросу о техническом регулировании в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций // Безопасность человека и общества: совершенствование системы реагирования и управления защитой от чрезвычайных ситуаций: Сб. материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. М.: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2021. С. 160-165.

14. Опубликован рейтинг эффективности технических комитетов по стандартизации [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: официальный сайт. URL: https://www.rst.gov.ru (дата обращения: 08.10.2021).

15. Еремина А. В. О подтверждении соответствия в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций // Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы: Сб. материалов XV Международной научно-практической конференции молодых ученых. Минск, 2021. Т. 2. С. 32-35.

16. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации: официальный сайт. Республика Беларусь, 2017. URL: https://easc.by/ (дата обращения: 08.10.2021).

Сведения об авторах Information about the authors

Сосунов Игорь Владимирович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), зам. нач. института.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: post115@yandex.ru

SPIN-код: 1892-6061.

Федченко Виктория Валерьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: vniigochs31@mail.ru SPIN-код: 1946-5387.

Еремина Анна Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: anna-zeqid@rambler.ru SPIN-код: 1456-0029.

Sosunov Igor V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Deputy Head of the Institute. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: post115@yandex.ru SPIN-scientific: 1892-6061.

Fedchenko Victoria V.: PhD (Technical Sc.), All-Russian

Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading

Researcher, Research Center.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.

e-mail: vniigochs31@mail.ru

SPIN-scientific: 1946-5387.

Eremina Anna V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: anna-zeqid@rambler.ru SPIN-scientific: 1456-0029.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.