лософский подход к данной теме, подразумевающий оригинальное и творческое решение большинства проблем, обсуждавшихся в связи с промыслом и фатумом в языческой и христианской философии» (с. 226).
В качестве приложений к данной работе публикуется трактат Псевдо-Плутарха «О Судьбе» (De Fato), написанный в первой половине II в. неизвестным автором, принадлежавшим к философскому течению «среднего платонизма». Это важный документ, свидетельствующий о полемике средних платоников со стоиками по вопросу о промысле, судьбе и по сопутствующим темам. Именно на этот трактат впоследствии будет опираться свт. Немесий Эмесский в своем трактате «О природе человека», а на него, в свою очередь, будут опираться прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин. Тем самым можно сказать, что данный трактат является важным звеном «в истории промысла, без знания которого невозможно адекватно представить историю этого вопроса» (с. 232). Во втором приложении публикуются главы о промысле из трактата свт. Немесия Эмесского «О природе человека» (гл. XLI «О промысле» и гл. XLII «О том, чего касается промысел»).
Данная монография представляет интерес для богословов, философов, историков и всех интересующихся проблемами философско-богословской мысли, а также будет интересна всем, кто не боится «вечных» вопросов и пытается найти на них ответ.
Иерей Е. В. Шилов (ПСТГУ)
Стамп Э. Аквинат / Г. В. Вдовина, пер., К. В. Карпов, ред. М.: Языки славянской культуры, 2013. 352 с.
Элеонор Стамп — профессор университета Сент-Луиса (США) — является одной из ярких фигур философской медиевистики и философии религии. Она известна своими многочисленными статьями по истории средневековой философии и логики, по вопросам современной метафизики и этики, а также курсами лекций, которые были прочитаны ею в самых известных университетах Америки и Европы, в том числе в Оксфорде (2006 г.) и Абердине (2003 г.). Ее книга «Аквинат», посвященная философскому учению Фомы Аквинского, была высоко оценена на Западе и теперь переведена на русский язык.
Взяв в руки книгу с подобным названием — «Аквинат», читатель, вероятно, мысленно сопоставит ее с книгой Э. Жильсона с не менее фундаментальным названием — «Томизм». Но, как окажется, это ожидание и сопоставление будут преждевременными. В этой книге читатель не найдет системы великого средневекового богослова и философа, не найдет даже попытки представить учение Фомы как нечто цельное, законченное. Эта книга — ряд статей, написанных автором в разное время. Несмотря на глубокое знание предмета, прекрасное владение материалом, Стамп рассматривает по отдельности лишь разные аспекты, темы,
философские и богословские проблемы, которых касался и которые были важны для Фомы. Эти фрагменты так и остаются фрагментами, разрозненными, отдельными, не связанными друг с другом (по крайней мере в русском переводе).
Эта фрагментарность томистской системы еще более усугубляется в данном случае тем, что на русский язык переведена лишь часть книги. И если в английской версии (источнике перевода) автором продумана особая структура и логическая стройность подачи материала, то в русском переводе этой структуры нет, и некоторые вопросы предстают изолированными и подчас никак не связанными друг с другом. Поэтому русский перевод можно читать в любой последовательности, с любой главы. Тем самым если в английском варианте отдельные статьи были каким-то образом унифицированы и логически упорядочены, то в русском переводе книга с громким названием «Аквинат» рассыпается на сборник статей.
Вместе с тем ряд статей, достаточно интересных и обсуждаемых в наше время, оказались непереведенными. Из первого раздела книги («Первооснова реальности») не были переведены главы, посвященные Божественной простоте и вечности Бога. Второй раздел книги («Природа человеческого бытия»), состоящий из четырех глав: «Формы и тела: душа», «Основания знания», «Механизмы познания», «Свобода: акт, интеллект и воля», совершенно не представлен в русском переводе, как и последний, четвертый раздел («Отношение Бога к человеческому бытию»), который рассматривает темы Воплощения, Искупления, Провидения и страдания. Наконец, третья часть, посвященная природе человеческого совершенства, также представлена в русском переводе не полностью. И если главы о репрезентативной моральной добродетели (справедливости) и богословской добродетели (вере) переведены, то глава об интеллектуальной добродетели (мудрости) также осталась непереведенной.
Как пишет переводчик Г. В. Вдовина, сама книга «представляет собой анализ философии Фомы Аквинского, написанный так, как если бы Фома был нашим современником и мог беспрепятственно вступать в самые жаркие дискуссии наших дней» (с. 11). Действительно, эта черта очень отличает книгу от более классического подхода к философии Фомы — Э. Жильсона, который пытался рассмотреть систему томизма в контексте проблем того времени.
Данная книга состоит из Введения и двух частей. В достаточно пространном Введении (с. 18—64) дается информация о жизни и творчестве Фомы Аквинского. После повествования о жизненном пути и деятельности (преподавательской и литературной) Фомы автор переходит к краткому и конспективному анализу основных моментов учения средневекового мыслителя. Здесь Стамп касается метафизики, философии сознания, теории познания, учения о воли и действии, этики и теологии Фомы. Этот раздел лишь намечает темы, подходы и акценты, которые в последующих статьях автор развивает и анализирует более подробно (впрочем, никоим образом не соотнося их с Введением).
Первый раздел носит название «Первооснова реальности» и состоит из трех глав: «Теория вещей», «Благо» и «Внутрибожественное знание». Весь раздел посвящен метафизике Фомы. Здесь автор глубоко и интересно рассматривает учение Фомы о формах (субстанциальных и акцидентальных), субстанции, материи, композите. Иногда автор пытается прочитать Фому с позиции современ-
ности, применяя к нему подходы аналитической философии, современных технологий, современного искусства. Например, анализируя положение Фомы, что всякий артефакт (то, что создано человеком) не может быть оформлен субстанциальной формой, как, например, топор — не есть сущность, но есть композит, составленный из металла и дерева, автор предполагает, что если бы Фома жил в наше время, то, вероятно, он не был бы так категоричен в своих заявлениях. Ведь некоторые артефакты, созданные людьми, настолько соединяют в себе различные субстанциальные формы, что эти формы при слиянии утрачивают свои свойства, становясь действительно чем-то определенно новым (то есть новой субстанциальной формой). В качестве примера такой «субстанциальности» артефакта автор приводит пенопласт (с. 78).
Вторая глава посвящена проблеме блага. Здесь автор рассматривает благо в контексте этики или «метаэтики» (как ее именует сама Стамп). Как связаны «благо» и «бытие» в учении Фомы, какую роль благо занимает в иерархиях добродетелей, в чем суть естественного закона и какие сложности возникают в связи с ним — все эти вопросы рассматриваются в данной главе. Наконец, в последней главе первого раздела автор рассуждает, каким образом, согласно Фоме, Бог, будучи бестелесным, может знать и познавать материальные объекты.
Второй раздел посвящен природе человеческого совершенства. Здесь рассматриваются моральная добродетель — справедливость (гл. 4), богословская добродетель — вера (гл. 5), и последняя глава раздела посвящена трактовке вопроса о благодати и свободной воле.
Как уже было сказано выше, автор книги пытается прочитать и проанализировать учение Фомы с позиции современности. Автор находит интересные параллели с тенденциями новейшей философии, приводит в качестве иллюстраций примеры из работ психиатров (например, из Оливера Сакса), из истории (примеры Гитлера, Мао, Терезы), наконец, рассматривает некоторые эпизоды из библейской истории и классической литературы. Явно, что Стамп обращается к образованной аудитории — эрудированной и начитанной, и потому иногда автор лишь намекает на какие-то эпизоды из литературы, толкуя, с позиции Фомы, поведение героев или те или иные ситуации, которые имели там место.
В целом книга читается с большим интересом. С самого начала возникает твердая убежденность, что ее пишет специалист, не только прекрасно владеющий материалом, но и способный показать актуальность средневековых проблем для нашего времени. Действительно, в процессе чтения этой книги возникает образ Фомы, стоящий перед нами со своими ответами на вечные вопросы, несколько растерянного и удивленного тем, что последующие века породили массу новых проблем и вопросов, совершенно не укладывающихся в рамки его системы. И от этой близости к нам Фома становится еще более понятным для нас. В этом, можно сказать, и заключается главное достижение книги Э. Стамп «Аквинат», которая теперь представлена вниманию русского читателя.
Иерей Е. В. Шилов (ПСТГУ)