Калмыков И. А.
УДК 94(470)+371.1.082"1932/1953"
СТАЛИНСКИЙ АВИАПРОМ: «ПОРТРЕТ» РУКОВОДИТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматриваются механизмы кадровой политики советской авиапромышленности на материалах Горьковской области; анализируются влияние биографии, образования, партийности работника отрасли на его продвижение по службе, формы ответственности руководителей авиационной промышленности, результативность их работы. Автор приходит к выводу, что в 1930-е годы и в крупных городах, и на периферии сложилась определённая система построения карьеры, главным фактором в которой являлся профессионализм работника.
Ключевые слова: авиационная промышленность, кадровая политика, «портрет» руководителя, партийное руководство, военная дисциплина.
В настоящее время в России осуществляется большая программа развития авиации и авиационной промышленности. Она предусматривает не только модернизацию материальной базы российского авиапрома, но и подготовку и переподготовку работников оборонно-промышленного комплекса. Отсюда объективно вытекает необходимость изучения и обобщения опыта отечественного авиапрома по решению кадровых проблем.
«Кадры решают всё», «Самым ценным и самым решающим капиталом являются люди» - знаменитые тезисы речи И. В. Сталина 1935 г., характеризующие значимость кадровой политики в советском обществе. Её роль в социальной истории СССР была исследована и в советской историографии. В целом ряде работ исследование кадровой политики партии и правительства признавалось важным политическим вопросом, который
находился в ведении коммунистической пар-тии1. Попытки объективно рассмотреть историю советской номенклатуры были предприняты и в 1990-2000-е гг.2 Из данных, представленных в этих исследованиях можно сделать вывод, что процессы кадровой политики связаны с историческим контекстом индустриализации и Великой Отечественной войны.
Нашей задачей станет анализ механизмов сталинской кадровой политики в одной из оборонных отраслей - авиационной
1 См., например: Разумов Е. З. Проблемы кадровой политики КПСС. М., 1983; Яцков В. А. Кадровая политика КПСС: опыт и проблемы. М., 1986.
2 См., например: Восленский М. Номенклатура. Гос-
подствующий класс Советского Союза. М., 1991; Джавланов О. Т., Михеев В. А. Номенклатура: эволюция отбора. (Историко-политологический анализ). М.,
1993; Зенькович Н. А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный
мир, 2002.
промышленности - на примере руководителей горьковских предприятий. Советская авиационная промышленность существовала в рамках нескольких народных комиссариатов: тяжёлой промышленности (1932-1936 гг.), оборонной промышленности (1936-1939 гг.), авиационной промышленности (19391945 гг.), министерства авиационной промышленности (1946-1953 гг.).
Советский Союз, государство рабочих и крестьян, предоставил своим гражданам, в том числе выходцам «из низов», возможность трудиться в равных условиях вне зависимости от происхождения. В Конституции СССР был закреплён принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду»3. Действительно, на вершине власти оказывались люди энергичные, талантливые, не имевшие отношения к «эксплуататорским классам».
Рассмотрим некоторые особенности кадровой политики и факторы построения карьеры руководящего работника. Представляет интерес реконструкция «портрета» руководителя промышленности сталинского времени. У этих людей можно найти немало общего: родились при старом режиме, юность, формирование убеждений пришлись на годы Гражданской войны, факторы карьерного роста - высшее образование, либо партийная работа. Приведём несколько конкретных биографий, иллюстрирующих наши суждения.
Сурен Иванович Агаджанов, в 19421952 гг. работавший директором Горьковского авиазавода № 21 им. С. Орджоникидзе, вырос
3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (1936 г.). / / Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 278.
в Нагорном Карабахе в беднейшей семье, был подмастерьем у сапожника. После окончания рабфака благодаря природным организаторским способностям вырос от слесаря до парторга московского авиазавода, а затем директора Горьковского4. В биографии С. И. Агаджанова показателен факт повышения с отправкой «на периферию». Так же стал директором горьковского авиазавода его предшественник А. Ф. Гостинцев, в 19371941 гг. работавший главным инженером московского завода № 32. Гостинцев не только был участником Гражданской войны и имел опыт партийной работы, но и окончил Московское высшее техническое училище5.
Аркадий Осипович Сверчук родился в бедной многодетной семье сапожника под Одессой, в 7 лет сбежал из дома, был беспризорником. Окончил авиационный техникум в Горьком. Ему не было и 30 лет, когда его назначили начальником штампо-
заготовительного цеха авиазавода. Позднее А. О. Сверчук возглавлял литейное производство, стал лауреатом Государственной премии СССР за разработку и внедрение лёгких сплавов.
Абрам Филиппович Авербах, имея за плечами техникум и мизерный партийный стаж, в 30 лет становится директором Павловского агрегатного завода № 467 (1941 г.). После окончания войны вернулся на горьковский завод № 21, работал начальником сборочного цеха.
Будущий главный технолог Горьков-ского авиазавода и Герой Социалистического труда В. А. Мюрисеп, эстонец по национальности, родился в семье матроса. Сам в детстве батрачил, был разнорабочим. Окончил Нижегородский авиационный техникум и вечернее отделение Индустриального института. В 1944 г. назначен начальником технологического отдела завода, в 1946 г. становится лауреатом Сталинской премии за внедрение поточного метода производства самолётов6.
4 Промышленно-хозяйственная элита Нижегородской области. 1917-1996: Научно-справочное издание / сост. В. И. Белоус, Л. П. Гордеева, О. А Колобов, В. В. Смирнов. Н. Новгород: КиТиздат, 1996.С. 12.
5 Промышленно-хозяйственная элита Нижегородской области. 1917-1996: Научно-справочное издание / сост. В. И. Белоус, Л. П. Гордеева, О. А Колобов, В. В. Смирнов. Н. Новгород: КиТиздат, 1996. С. 37. 6«МиГ» между прошлым и будущим. История Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» / Под общ. ред. В. Х. Панкова, В. Ф. Верховод ова. М.:
Хотя лица «непролетарского» происхождения - работники отрасли - подвергались ограничениям, увольнению, репрессиям, о чём будет сказано ниже, и среди них мы найдём немало реализовавшихся талантов. Авиаконструкторы А. С. Яковлев, В. М. Пет-ляков родились в семьях чиновников, Н. Н. Поликарпов - сын священнослужителя, О. К. Антонов, И. Ф. Флоров, С. В. Гризодубов - дворянского происхождения7. Главный инженер (1941-1942 гг.), главный механик (19421966 гг.) завода №21 Давид Исаевич Резников всю жизнь оставался беспартийным, как и его коллега, начальник производства (1944-1968 гг.) Лев Георгиевич Култашев, имевший дворянские корни8. На наш взгляд, примеры иллюстрируют приоритет профессиональных качеств работника на службе авиастроению.
В условиях дефицита инженерно-технических работников руководство авиапредприятий вынуждено было ставить во главе цехов и участков сотрудников пусть с дипломом инженера, но с другой специализацией. Историк авиапрома М. Ю. Мухин приводит пример, когда в годы войны на авиазаводе № 153 начальником цеха сборки самолётов являлся инженер по специальности «холодная обработка металла», никогда ранее не видевший самолётов9. Большинство инженерно-технических работников по статистике составляли всё же «практики» - люди без специального образования, знавшие производство благодаря многолетнему опыту работы.
Существенным фактором кадровой политики стал «большой террор» конца 1930-х гг. Репрессии лишили авиационную отрасль множества специалистов, тем самым высвободили ряд руководящих постов для молодой генерации авиастроителей.
Интересным примером может послужить проверка личного состава завода № 22, проведённая комиссией партийного контроля при ЦК ВКП (б) 31 мая 1937 г. в связи с арестом директора Марголина. По материалам проверки было установлено, что «руководство
Издательство «Рестарт», 2004; Мюрисеп В. А. Полет наших птиц. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2005.
7 Панин А. С. Власть высоты. Харьков: МТК-Книга, 2008. С. 17.
8 Китаев Н., Мордвинов С. Гений производственного менеджмента // Очерки истории нижегородской науки и техники: сб. науч. очерков учащихся. Н. Новгород, 2012. С. 125.
9Мухин М. Ю. Советская авиапромышленность в годы
Великой Отечественной войны. М.: Вече, 2011. С. 255.
завода имеет слабую партийную прослойку. Из 9 человек дирекции... - 2 члена ВКП (б). ВРИД директор Тарасевич - б/п и бывший вредитель. Из 20 начальников отделов - 10 беспартийные. Из 20 начальников цехов - 12 беспартийных, причём во главе важнейших беспартийные. Во главе отделов, в которых сосредоточены секретнейшие сведения о работе завода и основных цехов, стоят лица с сомнительным прошлым или это ставленники Марголина. Начальник планового отдела Кондаков В. В. был уволен из Аэрофлота как антиобщественник, бюрократ и лицо, требующее специальной проверки. Приглашён на завод Марголиным. Его заместитель Мораса-нов, член ВКП (б), имеет выговор в 1936 г. за связь с троцкистами. Зам. технического директора Дегтярёв И. Л. - бывший меньшевик. Исключён из партии в 1921 г. как чуждый элемент. Ставленник Марголина. Из рассмотренных 63 человек руководящего состава лишь 23 человек не имеют компрометирующих обстоятельств в прошлом. Остальные -или выходцы из социально-чужой среды, имеющие судимости, связь с заграницей и т.п., или ставленники Марголина10. Отчётливо видна отсылка к биографии как едва ли не главный компрометирующий фактор.
Актуальная для советской авиационной промышленности ещё до начала Великой Отечественной войны, с её началом кадровая проблема осложнилась по двум основным причинам: мобилизация рабочих в Вооружённые силы и эвакуация заводов авиапромышленности на Восток. Нередки были случаи переманивания инженеров с одного завода на другой. Возросла мобильность управленцев. Так, упомянутые С. И. Агаджанов и Л. Г. Култашев в 1941-1942 гг. успели поработать на заводах Москвы, Таганрога, Тбилиси, Горького. Однако в том же Тбилиси С. И. Ага-джанова отстранил от работы ЦК компартии Грузии. Формально причиной был репрессированный брат, но на деле - сильные позиции бывшего директора В. Е. Саладзе. По воспоминаниям заместителя главного конструктора Л. А. Закса, в дело вмешался лично И. В. Сталин, обозначив, что прерогатива назначения на посты директоров крупных оборонных заводов остаётся за Наркомами оборонных ведомств, утверждается ЦК ВКП(б) и поэтому ЦК ВКП(б) республики в
эти дела вмешиваться не должен11. В итоге Агаджанов вернулся в директорское кресло тбилисского авиазавода.
В целом процесс ротации высшего руководства завода относился к ведению наркомата, проследить его на региональных материалах представляется затруднительным.
Одним из основных рычагов кадровой политики на любом заводе являлась партийная организация. Протоколы общих партийных собраний и заседаний партбюро заводов и подразделений хорошо иллюстрируют степень ответственности руководящих работников перед партией и всем коллективом предприятия.
В начале 1942 г. внимание партийной организации завода № 119 им. Маленкова привлекла плохая работа транспортного отдела завода. Член партбюро Дрожжин высказывался: «Транспортный отдел ... не занимается вопросами обеспечения завода топливом, и руководители не чувствуют ответственности за порученные им участки. Начальник отдела № 12 тов. КУЧЕРКОВ так же совершенно не занимался вопросами зарплаты в отделе 55, а больше уделяет внимания пересмотру окладов и т.д. Парторг тов. СМИРНОВ не занимался вопросами налаживания работы транспортного отдела партийной и профсоюзной работой»12. Дрожжина поддержал другой член партбюро Кубышкин: «Тов. ГАГАНОВ, занимаясь вопросом обеспечения завода топливом, довёл это дело до критического положения. .Вместо делового решения вопроса стал на бюрократическую точку зрения, занялся бумажной перепиской, завёл целые папки переписки, а топлива на заводе на сегодня нет, и не видно дальнейших перспектив в этом вопросе. ...Я считаю партийное бюро должно прекратить это безобразие и виновного в срыве завозки топлива на завод отдать в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности»13. В итоге партбюро постановило парторга транспортного отдела Смирнова снять с работы и объявить строгий выговор с занесением в личное дело, новым парторгом рекомендовать Ивашина. Кроме того, директору завода Григорьеву было предложено определить виновников срыва поставок топлива заводу и общежитиям, и пе-
10 Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 19211941 годах. М.: Наука, 2006. с 211.
11 Закс Л. А. Первым делом, первым делом самолеты... / / Крылья Родины. 2015. № 4-5. С. 49.
12 ГОПАНО, ф. 3321, оп. 1, д. 1. с 36.
13 ГОПАНО, ф. 3321, оп. 1, д. 1. С. 37.
редать дело о них в прокуратуру для привлечения к судебной ответственности.
Партийный комитет завода № 21 им. Орджоникидзе в ноябре 1941 г. нашёл неудовлетворительным состояние Всевобуча в ряде цехов. Партком постановил: «1. Потребовать от начальников цехов т. Хлопкова цех 10, Авербах цех № 40 немедленно выправить положение с посещаемостью и учёбой... 2. Предупредить т. Хлопкова, Михайлова, Солонина и т. Авербах, что они несут личную персональную ответственность перед парткомом за состояние военного обучения, и в случае, если в течение 10 дней положение не будет выправлено, партком будет вынужден принять строгие меры партийного взыска-ния»14.
Нет сомнений, что такой ультиматум оказался действенным - в ближайшие месяцы к вопросу Всевобуча партком не возвращался.
В другом примере партийное собрание Военного представительства на заводе № 21 в своей резолюции прорабатывает причины срыва графика производства в одном из цехов:
«На заводе №-21 практикуется до сих пор вредительство и диверсия, но Партком и директор завода тов. ГОЛУБКОВ мало обращают на это внимания, так например тов. КУЗНЕЦОВУ было известно о постановке негодных стаканов и конусных шпилек на крыло в цехе №-200 .. Секретарь Парткома тов. КуЗНЕЦОВ решительных мер не предпринял.
. Требование Военного Представителя о замене негодных патрубков цилиндра в срок к 1/1Х-38 г. не выполнено Гл.инженером з-да тов. КУПРИЯНОВЫМ, хотя этот дефект числился аварийным.
. Практическая работа директора завода и гл.инженера тов. КУПРИЯНОВА /беспартийного/ по устранению отдельных недостатков машины крайне медленно и неповоротливо»15.
Так в обстановке репрессий коллектив военной приёмки критикует директора, секретаря парткома, главного инженера завода. В отношении последнего встречается и недвусмысленный намёк - беспартийный.
Таким образом, партийный аппарат играл весомую роль в принятии кадровых решений. Исходя из формулировок протоко-
лов, он мог не только рекомендовать, но и обязывать к действиям директора завода, главных специалистов. Партком регулировал меру ответственности (постановка на вид, предупреждение, выговор, снятие с работы, исключение из партии). Наконец, дела передавались в суд: статья 111 УК РСФСР предусматривала наказание до трёх лет лишения свободы за бездействие власти, т. е. невыполнение должностным лицом действий, которые оно по обязанности своей службы должно было выполнить, а также халатное отношение к службе, повлекшее за собой волокиту, медленность в производстве дел и отчётности, а также иные упущения по службе.
Партийные взыскания сложнее было распространять на беспартийных коллег. Беспартийными были главные инженеры завода № 21 Куприянов и Резников. Уже в должности главного инженера завода № 119 в партию вступал А. Гилилов. Горьковские конструкторы давали рекомендацию в партию Главному конструктору С. А. Лавочкину. В подобных рекомендациях, а также в прениях по вопросам принятия в партию, отражалось мнение активной общественности, человек характеризовался как личность и как специалист.
Постоянно звучала критика на страницах заводской многотиражки - газеты «Во-рошиловец» («орган парткома, завкома и заводоуправления»). Чаще всего заводчане жаловались на социально-бытовые проблемы: «Руководители ОРСа тт. Иоффе и Ильинский только гастролируют по столовым, плохо контролируют своих работников, не ведут серьёзной борьбы с расхищениями и разбазариванием продуктов»16. Доставалось начальнику ЖКО, заведующим столовыми и магазинами, начальнику социально-бытовой комиссии, другим хозработникам.
Критиковалась организация техники безопасности: «В термичке цеха Сверчука до сих пор не сделаны вытяжные вентиляции, рабочим приходится дышать загрязнённым воздухом. Бюро по оборудованию вентиляции (нач. т. Павлова) проявляет недопустимую медлительность и равнодушие»17. Такие сигналы появляются на страницах печати и в конце войны: «В цехе Кропинова совершенно отсутствует контроль за нагревателями и их
14 ГОПАНО, ф. 1947, оп. 1, д. 310. С. 65-66.
15 ГОПАНО, Ф. Р-197, оп. 1, д. 147. С. 11-12.
16 Зезина. Пресечь разбазаривание продуктов / / Ворошиловец. 13 ноября 1942 г. С. 2.
17 Батушкин А. За дальнейшее улучшение условий
труда // Ворошиловец. 11 марта 1942 г. С. 3.
эксплоатацией. В результате состояние их весьма плохое. Их часто ломают. .. .Кропинову докладывали об этом, но он никаких мер не принимает»18.
Такой вид критики содержал в себе, во-первых, действенный механизм влияния на проштрафившегося начальника - он обязан был реагировать на заметку, часто в газете появлялись материалы по следам прошлых публикаций. Во-вторых, критические статьи имели моральный эффект. В их лице как бы само общество осуждало действия человека и призывало избавиться от тех или иных недостатков в работе.
Механизм продвижения по службе военных функционеров на производстве (военная приёмка, военизированная охрана и т.д.) представляется логичным и поступательным. Служебная иерархия чётко определяла сроки нахождения специалиста в звании, соответствие воинского звания занимаемой должности. Ежегодно личное дело офицера пополнялось служебной аттестацией, в которой подробно излагались деловые и личные качества военнослужащего, биография, регалии, оценивались перспективы службы. Например, встречались резолюции: «полезна служба в строевых частях ВВС РККА», «рекомендуется оставить в штате ВВС», «достоин продвижения по службе в должности младшего военпреда», «целесообразно направить на курсы переподготовки инженеров» и т.д.
Аттестацию составлял непосредственный начальник военнослужащего, визировал и обозначал своё согласие с выводами аттестации руководитель всего подразделения (например, старший военпред завода). Данные документы отражали дальнейшую судьбу офицера: продвижение по службе, «простой» или увольнение.
С началом Великой Отечественной войны и без того милитаризованные заводы оборонно-промышленного комплекса приобрели новые черты. Директора заводов, главные конструкторы, инженеры, парторги получали звания генералов и старших офицеров, тем самым встраиваясь в жёсткие рамки военной дисциплины.
Подводя итог, отметим, что выдвижение на руководящие должности являлось процессом, сочетающим в себе несколько факторов и критериев. «Правильная» рабоче-
крестьянская биография означала принадлежность к общности советского народа. Партийность как залог надёжности, доверия, которое нужно заслужить, своего рода фильтр. Организаторские способности, знания и профессионализм как главные качества руководителя. Причём, большинство организаторов промышленности - практики, самородки без высшего образования.
Главным критерием качества сталинской кадровой политики являются непосредственно результаты руководства. Итогом довоенного развития отрасли может служить формула И. В. Сталина: «У нас не было авиационной промышленности - у нас она есть теперь»19. Объём выполненных задач при дефиците ресурсов позволяет с удовлетворением говорить об этом. Массовое производство самолётов имело и сбои, халатность, неудовлетворительное качество продукции послужило одним из поводов репрессий в отрасли. Широко практиковались внутренняя и публичная критика отдельных руководителей и их деятельности, огрехи не замалчивались, а оглашались коллективом с целью их искоренения.
Настоящее испытание выдержал «сталинский стиль руководства» в годину Великой Отечественной войны. К этому времени сформировалась особая среда, откуда черпались руководящие кадры промышленности. По-военному строгая дисциплина, меры ответственности от моральной, партийной до уголовной, высокая мобильность кадров, тесное взаимодействие партийных, промышленных и чрезвычайных органов отличали этот период. Эвакуация предприятий на восток, организация поточного производства самолётов, новаторские технологии, рождение качественного и количественного превосходства -всё это заслуги тружеников тыла.
В то же время, к системному решению ряда проблем, например, социально-бытовой сферы, техники безопасности удалось подойти лишь в 1950-е гг. Однако некоторые принципы кадровой политики, заложенные ещё в 1930-е гг., получили развитие и отчасти сохраняются даже в современных условиях.
Источники и литература
Батушкин А. За дальнейшее улучшение условий труда. / / Ворошиловец. 11 марта 1942 г. С. 3.
18 Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991. С. 3.
19 Зенькович Н. А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002. С. 177.
Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
ГОПАНО, ф. Р-197, оп. 1, д. 147.
ГОПАНО, ф. 1947, оп. 1, д. 310.
ГОПАНО, ф. 3321, оп. 1, д. 1.
Джавланов О. Т., Михеев В. А. Номенклатура: эволюция отбора. (Историко-
политологический анализ). М., 1993.
Евгений Иванович Миндров. К 100-летию со дня рождения. Воспоминания о Главном конструкторе Горьковского авиационного завода. Нижний Новгород, 2010.
Закс Л. А. Первым делом, первым делом самолеты... // Крылья Родины. 2015. № 4-5. С. 44-53.
Зезина. Пресечь разбазаривание продуктов / / Ворошиловец. 13 ноября 1942 г. С. 2.
Зенькович Н. А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002.
Китаев Н., Мордвинов С. Гений производственного менеджмента / / Очерки истории нижегородской науки и техники: сб. науч. очерков учащихся. Н. Новгород, 2012.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (1936 г.). / / Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987.
«МиГ» между прошлым и будущим. История Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». / Под общ. ред. В. Х. Панкова, В. Ф. Верховодова. М.: Издательство «Рестарт», 2004.
Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах. М.: Наука, 2006.
Мухин М. Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М.: Вече, 2011.
Мюрисеп В. А. Полёт наших птиц. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2005.
Нарушается техника безопасности / / Ворошиловец. 2 марта 1945 г. С. 3.
Панин А. С. Власть высоты. Харьков: МТК-Книга, 2008.
Промышленно-хозяйственная элита Нижегородской области. 1917-1996: Научно-справочное издание / сост. В. И. Белоус, Л. П. Гордеева, О. А Колобов, В. В. Смирнов. Н. Новгород: КиТиздат, 1996.
Сталин И. В. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б); 7 января 1933 г. // Сочинения. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951.
Разумов Е. З. Проблемы кадровой политики КПСС. М., 1983.
Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926г.: Официальный текст с изменениями на 1 марта 1957г. и с приложением постатей-но-систематизированных материалов. М.: Госюриздат, 1957.
Яцков В. А. Кадровая политика КПСС: опыт и проблемы. М., 1986.
Список сокращений
ГОПАНО - Государственный общественно-политический ар-хив Нижегородской области.
Калмыков Иван Алексеевич, аспирант Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия); e-mail: i-kalmykov@ya.ru
STALIN AVIATION INDUSTRY: "PORTRAIT" OF THE HEAD (ON MATERIALS OF GORKY REGION)
In article mechanisms of personnel policy of the Soviet aircraft industry on materials of Gorky area are considered; influence of the biography, education, party membership of the employee of branch on his promotion, forms of responsibility of heads of the aviation industry, productivity of their work are analyzed. The author comes to a conclusion that in the 1930th years and in the large cities, and on the periphery there was a certain system of creation of career the main factor in which was professionalism of the worker.
Key words: aviation industry, personnel policy, "portrait" of the head, party management, military discipline.
Ivan A. Kalmykov, post-graduate student of the Institute of International Relations and World History (Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, Nizhny Novgorod, Russia); e-mail: i-kalmykov@ya.ru.