Научная статья на тему 'Подготовка рабочих кадров для промышленности на предприятиях Горьковской области в начале Великой Отечественной войны'

Подготовка рабочих кадров для промышленности на предприятиях Горьковской области в начале Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / GREAT PATRIOTIC WAR / GORKY REGION / MANUFACTURING / TRAINING OF WORKERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоус Владимир Иванович, Гинзбург Борис Львович

Исследуются проблемы подготовки рабочих кадров на промышленных предприятиях Горьковской области в начале Великой Отечественной войны. Рассматривается комплекс проводимых мероприятий по производственной подготовке и социальной адаптации новых рабочих. Изучение широкого круга архивных источников и литературы по данной проблеме показывает наличие и функционирование эффективной системы подготовки рабочих кадров на производстве в одном из крупнейших промышленных регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белоус Владимир Иванович, Гинзбург Борис Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING THE WORKFORCE FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE GORKY REGION AT THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the problems of preparing the workforce for industrial enterprises of the Gorky region at the beginning of the Great Patriotic War. The authors consider a set of measures undertaken to ensure industrial training and social adaptation of new workers. A wide range of archival sources and literature on the subject confirm the presence and functioning of an effective system for training skilled workers at workplaces in one of the largest industrial regions of the country.

Текст научной работы на тему «Подготовка рабочих кадров для промышленности на предприятиях Горьковской области в начале Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЯ

УДК 947.085.5

ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2011 г.

В.И. Белоус, Б.Л. Гинзбург Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского boris_ginzburg@mail.ru

Поступила в редакцию 11.10.2010

Исследуются проблемы подготовки рабочих кадров на промышленных предприятиях Г орьковской области в начале Великой Отечественной войны. Рассматривается комплекс проводимых мероприятий по производственной подготовке и социальной адаптации новых рабочих. Изучение широкого круга архивных источников и литературы по данной проблеме показывает наличие и функционирование эффективной системы подготовки рабочих кадров на производстве в одном из крупнейших промышленных регионов страны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Горьковская область, промышленное производство, подготовка рабочих кадров.

Исход борьбы СССР с фашизмом определялся не только на полях сражений, но и далеко от линии фронта, где труженики тыла боролись за увеличение производства вооружения, боевой техники, боеприпасов.

В годы Великой Отечественной войны государственные трудовые резервы сыграли значительную роль в решении проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности, выпустив 2 250 000 квалифицированных рабочих [1, л. 3]. Однако трудовые резервы не могли полностью обеспечить промышленность новыми квалифицированными кадрами, поэтому перед государством стояла задача подготовки квалифицированной рабочей силы непосредственно на производстве. В 19411945 гг. таким путем было подготовлено более 11 300 000 человек [2, с. 34]. Как отмечает В.Б. Тельпуховский, на первом этапе подготовки рабочих кадров в период Великой Отечественной войны (начало войны - конец 1942 г.) основной формой являлось индивидуальнобригадное обучение непосредственно на производстве [3, с. 212-213]. Важность подготовки кадров непосредственно в цехах предприятий диктовалась необходимостью восполнить дефицит рабочей силы в связи с военными действиями, строительством и вводом в эксплуатацию новых предприятий и цехов. Так, в Горьковской области было призвано в Красную ар-

мию и мобилизовано на различные работы в 1941-1943 гг. 106 886 человек рабочих [4, с. 25;

5, с. 2]. В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий, в основном оборонных, Верховный Совет СССР принял Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13 февраля 1942 г. Согласно Указу мобилизовывалось трудоспособное городское население для работы по месту жительства на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности. Мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет (по Указу Верховного Совета СССР от 19 сентября 1942 г. - до 50 лет) из числа не работающих [6, с. 162;

7, с. 64]. 6 мая 1943 г. было принято постановление Совета народных комиссаров о трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны и организации для них обучения новым специальностям и профессиям [7, с. 67-68]. В результате на предприятиях оборонной промышленности был обеспечен значительный прирост рабочей силы по сравнению с довоенным периодом. В Горьковской области по 19 учтенным предприятиям химической, электротехнической промышленности и судостроения количество

рабочих увеличилось с 42 489 (на 1 января

1941 г.) до 55 271 (на 1 ноября 1943 г.), по 15 учтенным предприятиям машиностроительной промышленности - с 70 699 до 73 844 человек, а всего число рабочих выросло на 41 055, или на 29.5% и женщин - на 34 549 человек, или на 56.1% по сравнению с довоенным уровнем [5, с. 3]. Особенно много пришло на предприятия молодежи. В 1942 г. молодые рабочие в возрасте до 25 лет составляли на промышленных предприятиях Советского Союза в среднем свыше 40%, причем 75% всех новых рабочих не работало до этого времени в промышленности [8, с. 38]. Перед предприятиями встала огромной сложности и важности задача - в кратчайший срок обучить новых рабочих необходимым в условиях специализации поточного производства профессиям, так как с началом войны во многих наркоматах были ликвидированы управления и отделы, ведавшие технической учебой, и «центр тяжести руководства этим делом переместился непосредственно на предприятия, где оно было возложено на отделы найма и увольнения» [9, с. 386; 10, с. 217].

Обучение новых рабочих на производстве осуществлялось в различных формах, основными из которых были: индивидуальное и бригадное обучение, стахановские школы, кружки техминимума и курсовое обучение. Из всех этих форм основным являлось индивидуальнобригадное обучение. В 1941-1945 гг. 85% рабочих было обучено этим методом [11, с. 480; 12, с. 77]. Рождение этой формы подготовки новых рабочих было связано с именем стахановца П. Спехова с Уралмаша.

С первых военных месяцев на предприятиях Горьковской области пошел поток новой рабочей силы из числа домохозяек, учащихся школ, пенсионеров, жителей города и деревни. В январе - мае 1942 года в литейный цех серого чугуна № 1 Г орьковского автозавода было принято на работу 390 человек, из них 63 женщины, в литейный цех серого чугуна № 2 было принято 936 человек новых рабочих, в том числе 82 женщины, что составляло 45% от всего состава рабочих цеха [13, л. 277]. В июне - декабре

1941 года на станкозавод до 30% [14] рабочих впервые пришли на производство. На предприятиях г. Мурома состав рабочих за период с июня 1941-го по апрель 1942 г. обновился более чем на 5 тысяч человек [15], за это же время на завод «Двигатель революции» были приняты 341 человек новых рабочих [16]. В широких масштабах мобилизовывались новые рабочие и в других регионах страны. С начала Великой Отечественной войны по 15 апреля 1942 г. на станкозавод г. Куйбышева были приняты 1521

человек [17, с. 70]. В первом квартале 1942 г. на Саратовский завод им. Ленина были приняты 95 человек новых рабочих [18, л. 12]. Так как подавляющее большинство новых рабочих не имели никакой производственной специальности, вставала проблема их обучения. Это диктовалось и тем, что большое количество вновь поступивших на заводы рабочих не выполняли нормы выработки, тем самым ставились под угрозу срыва планы выпуска оборонной продукции. В 1942 году на Горьковском автозаводе не выполняли норм выработки 10.2% рабочих, то есть почти все новые рабочие [19, л. 204]. В литейном цехе серого чугуна № 1 автозавода не выполняли нормы свыше 20% новых рабочих [13, л. 277]. На заводе «Серп и молот» не выполняли нормы 49% новичков, на заводе им. Орджоникидзе - 10% новых рабочих, на заводе «Красное Сормово» - 20.4% [20, л. 97- 98]. Всего на предприятиях Горьковской области в 1941 году не выполнили нормы 21.7% рабочих, или 21 270 человек [5, с. 6]. Перед партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями заводов и цехов была поставлена задача обучения новых рабочих. В статье «Война и профсоюзы» отмечалось: «В связи с уходом известной части рабочих на фронт на предприятия пришли новые кадры. Они преисполнены высоких патриотических чувств и желания как можно скорее освоить профессию, заменить своих товарищей, мужей и братьев... Но этим кадрам не хватает еще производственного опыта, их нужно растить, воспитывать. Здесь широкое поле деятельности для наших профсоюзов. Привить новичкам навыки высокой организованности и дисциплины, передать им стахановский опыт, научить их бережно относиться к государственному имуществу... принять деятельное участие в организации их производственного обучения - вот чем должны заниматься сейчас профсоюзные организации» [21, с. 204]. В октябре 1941 года VIII Пленум Горьковского обкома ВКП(б) рассмотрел вопрос «О выполнении военных заказов предприятиями области» и обязал городские и районные комитеты партий, первичные партийные организации «шире организовать производственное обучение новых рабочих, воспитывать сознательное отношение к трудовой дисциплине, привлекать к обучению кадровых рабочих» [8, с. 39]. Главное внимание было уделено подготовке рабочих узкой квалификации, поэтому надо было найти формы, способствующие обучению новых рабочих без отрыва от производства и в самые кратчайшие сроки. На предприятиях Горьковской области такими формами ялялись индивидуальное и бригадное обучение и стахановские школы. Ес-

ли до войны стахановские школы были формой повышения квалификации рабочих, то в военное время они стали выполнять и функцию подготовки новых рабочих. Поэтому в Г орьковской области параллельно работали стахановские школы для новичков и стахановские школы повышения квалификации кадровых рабочих. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что каждый новый рабочий прикреплялся к опытному рабочему или мастеру для приобретения производственных навыков, а элементарные теоретические знания получал в кружках техминимума. Бригадное обучение по своему содержанию совпадало с индивидуальной формой. Широко был распространен производственно-технический инструктаж рабочих непосредственно на рабочем месте, однако и по форме, и по содержанию он был идентичен индивидуальному обучению. На предприятиях области широко развернулось движение за скорейшее обучение новых рабочих. На автозаводе в течение второй половины 1941 г. было обучено несколько тысяч человек, в том числе 2300 женщин [22]. В 1941- 1942 гг. на заводе активно использовались такие формы, как курсы техминимума, краткосрочные курсы подготовки новых рабочих, стахановские школы, индивидуальное и бригадное обучение. На автозаводе в литейном цехе серого чугуна новые рабочие обучались в бригадах Ефимова, Тарабарина, Андрианова. Стахановцы Белоусов, Чернышев, Базуков, Сергеев в короткий срок обучили несколько новичков. В марте 1942 г. мастер кузнечно-рессорного корпуса автозавода Музы-ченко обучил 26 нагревальщиков и кузнецов, а

мастер цеха шасси Карочкин в стахановской школе подготовил 6 наладчиц и 12 станочниц

[23]. Начальник участка моторного цеха № 2 Г олубев для обучения новых рабочих организовал две стахановские школы. В ноябре в дизельном цехе завода «Красное Сормово» в форме индивидуального обучения было подготовлено 35 человек строгальщиков и долбежников

[24], а за первый квартал 1942 года только по двум цехам было обучено 133 человека [25]. В период до 15 апреля 1942 г. на заводе «Двигатель революции» обучили 199 человек, вновь пришедших на производство[26]. На заводе были заключены договоры с квалифицированными рабочими для обучения новых рабочих, что явилось дополнительным стимулом обучающему. В.Б. Тельпуховский отмечает, что при индивидуальном обучении мастеру или квалифицированному рабочему выплачивалось от 50 до 100 руб. за каждый месяц обучения и премия в таком же размере за каждого сдавшего пробу [3, с. 137]. Материальное стимулирование способствовало значительному сокращению сроков обучения. В ремонтном цехе завода «Двигатель революции» фрезеровщица Шустова срок обучения сократила на тринадцать дней, а токарь Коньков - на пятнадцать. На заводе им. Орджоникидзе мастер В.Е. Гришин сумел за две недели подготовить 9 человек [27]. Пенсионер Ком-лев, в дни войны вернувшийся на производство, на заводе им. Дзержинского только в апреле 1942 года обучил 27 женщин [28]. Всего в 1941 году при использовании всех форм обучения на предприятиях Горьковской области было обучено 60 057 человек (47 906 - в 1940 г.) [5, с. 9],

Таблица 1

Характеристика подготовки новых рабочих по отдельным наркоматам в 1941 году

(Горьковская область), чел.

Наркоматы Курсы подготовки новых рабочих Техминимум

Окончили в 1941 г. Обучается на 1 января 1942 г. Окончили в 1941 г. Обучается на 1 января 1942 г.

1 2 3 4 5

НК связи 1670 1231 126 -

НК нефтяной промышленности 244 128 44 17

НК электростанций 1295 617 569 51

НК электропромышленности 1933 838 430 168

НК черной металлургии 1592 462 592 80

НК химической промышленности 5893 1459 1301 178

НК тяжелого машиностроения 1001 245 162 15

НК станкостроения 1073 347 126 -

НК строительства 1879 279 145 -

НК речного флота 2953 129 877 -

НК бумажной промышленности 611 294 154 -

что говорит о начавшемся процессе расширенного воспроизводства рабочих кадров. Об этом же свидетельствует таблица 1 [29, л. 53].

Таблица показывает процесс подготовки новых рабочих по Горьковской области в 19411942 годах. Наибольшее количество новых рабочих на предприятиях Горьковской области обучалось в формах индивидуально-бригадного ученичества и краткосрочных стахановских школ. Наибольшее количество было обучено на предприятиях, где доминировало поточное производство, требовавшее рабочих-операционников.

Таблица также свидетельствует о том, что курсы техминимума более всего использовались для обучения новых рабочих на предприятиях наркомата химической промышленности, где существовало сложное производство, требующее определенной теоретической подготовки.

Наиболее активно подготовка новых рабочих непосредственно на производстве стала осуществляться после принятия постановления СНК СССР от 21 мая 1942 года «Об организации на предприятиях индивидуального и бригадного ученичества». Согласно постановлению «разрешалось принимать для такого обучения лиц, достигших 14-летнего возраста, годных по состоянию здоровья» [7, с. 68]. В зависимости от времени обучения (1-3 месяца) обучающим выплачивались суммы за обучение, а при успешном выпуске - премия. Проводились мероприятия по улучшению быта новых рабочих. Так, например, во всех цехах Горьковского автозавода было организовано двухразовое питание, нуждающиеся рабочие были обеспечены бельем, одеждой, обувью [5, с. 38]. Руководство заводов «Двигатель Революции», им. С. Орджоникидзе, «Красное Сормово» и др. на протяжении всего периода Великой Отечественной войны оказывали значительную помощь молодым рабочим в устройстве быта. В общежития проводилось радио, в комнатах имелись часы, зеркала, тумбочки, настольные игры. Организовывалось санаторное лечение и отдых молодых специалистов [5, с. 39-40]. Однако существовали и недостатки в материально-бытовом обеспечении, что было одной из существенных причин текучести рабочей силы. Так, например, ряд рабочих Горьковского автозавода в марте - мае 1943 г. самовольно покинули производство из-за необеспеченности жилплощадью, бытовой неустроенности. Такая ситуация прослеживалась и на ряде других предприятий области [30, л. 125 об.].

Неоднократно обсуждал вопросы о работе с новыми кадрами на предприятиях области Горьковский обком ВКП(б). В апреле 1942 г. обком партии заслушал вопрос о подготовке новых рабочих на заводах № 92 и 113, в июле

1942 г. - о работе с новыми кадрами на предприятиях области, в октябре 1942 г. - о работе с новыми кадрами на Горьковской железной дороге [5, с. 11]. В августе 1943 г. областной комитет ВКП(б) провел совещание главных инженеров, секретарей партийных организаций и руководящих работников отделов кадров предприятий по вопросу о техническом обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР, а в сентябре 1943 г. принял по этому вопросу специальное постановление. Активно включились в производственно-техническое обучение новых рабочих комсомольские организации. 28 июня 1942 года бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «О работе комсомольских организаций по производственно-техническому обучению молодых рабочих». В целях улучшения руководства работой комсомольских организаций промышленных предприятий решением Секретариата ЦК ВЛКСМ от 31 августа 1942 г. был создан отдел рабочей молодежи [9, с. 392], а в республиках, областях, краях - аналогичные отделы. Решением ЦК ВЛКСМ при областных, районных и заводских комитетах комсомола были созданы комиссии для руководства работой по производственно-техническому обучению молодых рабочих. В августе - сентябре 1942 г. Горьковский городской комитет ВЛКСМ провел ряд совещаний с секретарями райкомов, комсоргами ЦК и секретарями первичных комсомольских организаций по вопросу производственно-технического обучения. Завком комсомола Горьковского автозавода 10 августа 1942 г. провел по этому вопросу заводской комсомольский актив. На заводе им. Ленина по инициативе комсомольской организации была проведена беседа в парткоме с молодыми рабочими о роли комсомольца на трудовом фронте. В конце 1942 года бюро горкома ВЛКСМ заслушало вопрос о работе комиссии по обучению новых рабочих на заводе «Красная Этна». На заводах по предложению комсомольских организаций создавалась широкая сеть технических кружков. На одном только заводе им. Сталина было создано 176 различных технических кружков, в которых обучалось 5154 молодых рабочих [5, с. 12]. Заводские комсомольские организации в годы войны вменили в обязанность комсомольцев, имеющих квалификацию, обучить своей специальности двух новых рабочих. Однако процесс подготовки новых рабочих был противоречив. На автозаводе в ряде цехов не был организован контроль над ходом технического обучения, не велись работы по организации новых стахановских школ, кружков техминимума и индивидуального обучения. В результате из 1000 вновь поступивших на завод рабочих в сентябре 1942

года было обучено только 350 человек [19, л. 204]. На заводе им. Калинина план производственно-технического обучения новых рабочих в

1943 г. был выполнен всего на 74% [31, л. 24]. Необходимо было привести систему подготовки новых рабочих непосредственно на производстве в соответствие с потребностями производства в условиях военного времени. Для улучшения, с одной стороны, качества подготовки, с другой - обучения не операционников, а универсалов в мае 1942 г. на Горьковском автозаводе в инструментально-штамповом отделе кадры инструментальщиков стали готовиться на специальной учебной базе во главе с комсомольцем инженером Беляевым. Для новичков была выделена группа станков, а для обучения были прикреплены высококвалифицированные мастера Труль, Борисов и другие. Обучение велось в четыре смены; пять часов ученики занимались производственной деятельностью, выполняя заказы, и три часа овладевали теорией, обучение было рассчитано на два месяца, и к концу учебы новые рабочие получали квалификацию станочников-универсалов 3-4 разрядов. На этой учебной базе в 1942 году было обучено около 400 человек новых рабочих [5, с. 13]. В ремонтно-механическом цехе была организована школа токарей, в которой обучалось в ноябре

1942 г. 14 новичков [32]. Специальная учебнопроизводственная база была создана и на заводе им. С. Орджоникидзе. Начиная со второй половины 1942 года огромную роль в подготовке новой рабочей силы стало играть социалистическое соревнование. В качестве одного из основных пунктов соцобязательств был включен пункт о подготовке новых кадров. На автозаводе в предоктябрьских социалистических обязательствах 1942 г. было намечено обучить в течение сентября-октября 1000 человек [19, л. 204].

Завком профсоюза автозавода 13 октября 1942 г. специально заслушал вопрос о ходе выполнения социалистических обязательств по обучению новых рабочих. Отметив, что большинство цехов успешно справлялись с обучением новых кадров, завком потребовал от председателей цехкомов инструментально-штампо-вого отдела, механического, сборочного и цеха автоматов «принять немедленные меры к организации технической учебы среди новых рабочих через организацию стахановских школ, кружков техминимума, через передачу опыта лучших стахановцев путем прикрепления к ним рабочих, не выполняющих нормы, добиваясь скорейшего освоения ими рабочего места и норм выработки [19, л. 222]. Партком автозавода организовал в

1942 г. социалистическое соревнование среди новых рабочих и мастеров, их обучающих, за быстрейшее освоение профессии, сокращение сроков обучения и качественную подготовку вновь пришедших на производство. В предмайских (1942 г.) социалистических обязательствах завода «Красное Сормово» планировалось подготовить в апреле 600 новых квалифицированных рабочих [25], а в июльских - не менее 1000 человек [33]. В октябре 1942 г. старые производственники завода «Двигатель революции» выступили с обращением ко всем старым производственникам, стахановцам, стахановкам, инженерам, техникам и служащим завода.

«...Мы берем на себя обязательство, - писали они, - и считаем своим долгом ежедневно, ежечасно помогать молодым рабочим» [34].

Широко велась подготовка новых рабочих в комсомольско-молодежных и фронтовых бригадах. В первой фронтовой бригаде страны

В. Шубина на Горьковском автозаводе за 1941-

1943 гг. было обучено 46 новичков, а комсомольско-молодежная бригада Царева на заводе

Таблица 2

Динамика подготовки новых рабочих на предприятиях Горьковской области в 1941-1943 гг.

Всего 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. Всего

обучено 47 906 чел. 60 057 чел. 115 059 чел. 117 133 чел. 292 249 чел.

Таблица 3

Распределение подготовки рабочих кадров по различным формам обучения в 1941-1943 гг.

Всего Индивидуальное обучение Стахановские школы Техминимум Курсы повышения квалификации

Количество 292 249 чел. 85 483 чел. 92 833 чел. 42 172 чел. 33 531 чел.

% 100% 29.4% 31.8% 14.7% 11.4%

им. Сталина за этот же период обучила 23 молодых рабочих [5, с. 21].

Таблица 2 показывает, что подготовка новых рабочих возрастала с каждым годом и значительно превышала довоенный уровень [5, с. 21]. Наши данные подтверждают вывод А.В. Митрофановой о том, что подготовка новых кадров «проводилась в масштабах, далеко превосходивших довоенные» [11, с. 386].

Таблица 3 характеризует различные формы обучения при подготовке новых рабочих кадров в 1941-1943 гг. [5, с. 22].

Из таблицы следует, что наиболее характерной формой подготовки на предприятиях Горьковской области были стахановские школы, а не индивидуальное обучение, что свидетельствует о гибкости этой формы обучения. Если вычесть из общего количества подготовленных кадров число рабочих, повысивших свою квалификацию, то, по нашим подсчетам, в 1941-

1943 гг. было подготовлено 258 118 новых рабочих [5, с. 22].

Благодаря проведенным мероприятиям на предприятиях Горьковской области снизилось число рабочих, не выполняющих нормы выработки. Если в 1940 г. не выполнили производственные нормы 19.1% всех рабочих-сдельщиков, в 1941 г. - 21.7%, то в 1943 г. - 10.3 %. Число не выполняющих нормы снизилось в абсолютных цифрах с 21 270 человек в 1941 г. до 14 042 человека в 1943 г. Одновременно выросло число стахановцев с 56 658 человек (25% к общему числу рабочих) в 1940 г. до 91 846 человек (40.5%) в 1943 г. Средний разряд рабочих, упавший с 4.64 в 1940 г. до 4.03 в 1941 г. повысился в 1943 г. до 4.14 при среднем разряде работы 4.42 [5, с. 23]. Приводимые цифры по промышленным предприятиям области показывают положительную динамику по подготовке рабочих кадров. Так, например, в 1942 году на заводе им. Орджоникидзе выполнен план по подготовке молодых рабочих на 222% [35]. На Горьковском автозаводе за I половину 1942 г. было обучено 3881 человек новых рабочих. Всего на ГАЗе, по нашим подсчетам, в 1942 г. было обучено 6 392 человека [5, с. 15; 19, л. 7 об, 18, 23, 28, 33, 38, 40, 47, 51 об, 55 об, 59]. В цехе шасси автозавода член заводского комитета комсомола мастер участка Отбоев только в июле 1942 г. обучил 12 человек в кружке техминимума [5, с. 15; 19, л. 7 об, 18, 23, 28, 33, 38, 40, 47, 51 об, 55 об, 59]. На заводе «Красное Сормово» в форме индивидуально-бригадного обучения было подготовлено 1834 человека. На заводе «Красная Этна» за 1942 г. было подготовлено 1317 молодых рабочих [37]. В 1942 г. на предприятиях Горьковской области различ-

ными методами, в основном индивидуальным обучением и стахановскими школами, было подготовлено 115 059 человек [5, с. 16]. Интенсивно шла подготовка новых рабочих и на других предприятиях страны. На Ревдинском ме-тизно-метал-лургическом заводе в 1942 году было обучено 683 человека [18, л. 94]. На Бело-рецком заводе в Башкирской АССР за этот период было подготовлено 1086 рабочих, в том числе 551 женщина [18, л. 106]. На Саратовском заводе им. Ленина - 163 новых рабочих, на Магнитогорском заводе металлоизделий - 496, на заводе им. Лепсе - 442 [38, л. 1, 4]. На заводах Глававтозиса - 3057 человек, что составило 349.7% по сравнению с 1941 годом [39, л. 8]. На предприятиях г. Саратова за три месяца 1942 года старые производственники подготовили 2300 человек. На двух номерных заводах в Новосибирской области в 1942 г. было обучено около 6000 новых рабочих, а на предприятиях г. Кирова - 1945 человек [5, с. 16].

Таким образом, изученные архивные материалы показывают, что в результате комплексной работы органов государственной власти, промышленных предприятий в начале Великой Отечественной войны на территории Горьковской области была создана достаточно эффективная система подготовки рабочих кадров непосредственно на производстве, с последующим участием обученных кадров в производственной деятельности крупнейшего региона. Широкое развитие производственно-технического обучения рабочих обеспечило в годы Великой Отечественной войны нормальную работу промышленности области.

Список литературы

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9507. Оп. 1. Д. 157.

2. Тельпуховский В.Б. Изменения в составе промышленных рабочих СССР в период Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1960. № 6.

С. 27-42.

3. Тельпуховский В.Б. Обеспечение промышленности рабочими кадрами в период Великой Отечественной войны (1941-1945). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1960.

4. Киселев В.П. Труд во имя победы (Горьковская область в Великой Отечественной войне). Горький: ВВКИ, 1975.

5. Белоус В.И. Подготовка рабочих кадров для промышленности непосредственно на производстве во время Великой Отечественной войны (19411945). Горький: ГПИ им. А.А. Жданова, 1979. 43 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР. № 6601.

6. Сборник Указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 19411942. Л., 1942.

7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 3. 1941-1952 гг. М., 1968.

8. Куренкова Е.И. Обучение и воспитание молодых рабочих на предприятиях в годы Великой Отечественной войны. Вестник Московского университета. Серия История. 1964. № 6. С. 38.

9. Митрофанова А.В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М.: Изд-во АН СССР, 1960.

10. Кравченко Г.С. Военная экономика СССР. 1941-1945. М., 1963.

11. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.

12. Сонин М.Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. М.: Госполитиздат, 1954.

13. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 39. Оп. 1. Д. 787.

14. Горьковская коммуна. 28 декабря 1941 г.

15. Горьковская коммуна. 19 апреля 1942 г.

16. Двигатель. 15 апреля 1942 г.

17. Нуштаев В.И. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами в годы Великой Отечественной войны. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1975.

18. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9021. Оп. 2. Д. 494.

19. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2435. Оп. 7 а. Д. 3.

20. ГОПАНО. Ф. 30. Оп 3. Д. 1024.

21. Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. З. М.: Профиздат, 1963.

22. Горьковская коммуна. 9 января 1942 г.

23. Автогигант. 27 марта 1942 г.

24. Красный сормович. 29 ноября 1941 г.

25. Красный сормович. 3 апреля 1942 г. Подсчеты наши.

26. Двигатель. 15 апреля 1942 г.

27. За качество. 22 апреля 1942 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Горьковская коммуна. 19 апреля 1942 г.

29. ЦАНО. Ф. 4330. Оп. 6. Д. 528. Таблица

составлена авторами.

30. ЦАНО. Ф. 2435. Оп. 7. Д. 40.

31. ГОПАНО. Ф. 1930. Оп. 9. Д. 12.

32. Автогигант. 14 ноября 1942 г.

33. Красный сормович. 2 июля 1942 г.

34. Двигатель. 8 октября 1942 г.

35. За качество. 5 февраля 1943 г.

36. Кулебакский металлист. 10 января 1943 г.

37. Искра. 11 января 1943 г.

38. РГАЭ. Ф. 9021. Оп. 2. Д. 495.

39. РГАЭ. Ф. 8573. Оп. 1. Д. 176.

PREPARING THE WORKFORCE FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE GORKY REGION AT THE

BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

V.I. Belous, B.L. Ginzburg

The article deals with the problems of preparing the workforce for industrial enterprises of the Gorky region at the beginning of the Great Patriotic War. The authors consider a set of measures undertaken to ensure industrial training and social adaptation of new workers. A wide range of archival sources and literature on the subject confirm the presence and functioning of an effective system for training skilled workers at workplaces in one of the largest industrial regions of the country.

Keywords: Great Patriotic War, Gorky Region, manufacturing, training of workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.