опыт советской модернизации
the experience of soviet modernization
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166
УДК 94(470.45)»19»:304
Е. Л. Фурман1, А. В. Луночкин2, Т. В. Юдина3
1 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия),
e-mail: [email protected]
2 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия),
e-mail: [email protected]
3 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия),
e-mail: [email protected]
Сталинград в конце 1920-х - начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города
Введение. Реализация масштабных проектов по благоустройству Волгограда в современных условиях актуализирует обращение к опыту модернизационных этапов прошлых лет и, в частности, активному преобразованию городской среды на первом этапе социалистической реконструкции народного хозяйства в Сталинграде. Выявляются круг проблем в жилищно-коммунальной сфере и благоустройстве города, методы и условия их разрешения на фоне активного притока населения в Сталинград в условиях (форсированной индустриализации. Материалы и методы. В основу исследования положены как общенаучные, так и конкретно-исторические методы. В процессе работы авторы привлекали неопубликованные источники, хранящиеся в (фондах Центра документации новейшей истории Волгоградской области и представляющие собой материалы делопроизводственной документации местных органов власти. Результаты. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Сталинград переживал первый этап социалистической реконструкции, в ходе которого значительное количество существующих промышленных предприятий были реконструированы, запущены новые промышленные объекты - флагманы первой пятилетки. Постоянный приток рабочего населения обострил проблемы развития жилищно-коммунальной сферы, транспорта, поставил новые задачи в рамках благоустройства города, которые в течение 1930-х гг. системно разрешались. Заключение. Несмотря на приоритетные цели модернизации промышленности, в условиях стремительного роста городского населения перед руководством города хозяйственными организациями были поставлены и планомерно разрешались задачи расширения жилищного фонда, развития коммунального хозяйства, транспорта. Наряду с развитием промышленности, разрешалась проблема занятости населения. Ключевые слова: Сталинград, индустриализация, Нижне-Волжский край, население, жилищно-коммунальная сфера, благоустройство, транспорт.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-49-340003 р_а «Сталинградцы на переломе эпох (середина 1920-х - конец 1930-х гг.): социально-экономическое положение и культурная жизнь».
© Фурман Е. Л., Луночкин А. В., Юдина Т. В., 2020
Для цитирования: Фурман Е. Л., Луночкин А. В., Юдина Т. В. Сталинград в конце 1920-х - начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города // Экономическая история. - 2020. - Т. 16. - № 2. - С. 145-155. DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166
Ekaterina L. Furman1, Andrei V. Lunochkin2, Taisiya V. Yudina3
1 Volgograd State University (Volgograd, Russian Federation), e-mail: [email protected] 2VolgogradState University (Volgograd, Russian Federation), e-mail: [email protected] 3 Volgograd State University (Volgograd, Russian Federation), e-mail: [email protected]
Stalingrad in the late 1920s - early 1930s: Population, Housing and Communal services, City Improvement
Introduction. The implementation of large-scale projects to improve Volgograd in modern conditions actualizes the appeal to the experience of modernization in the past years and, in particular, to the active transformation of the urban environment at the first .stage of the .socialist reconstruction of the national economy in Stalingrad. The article identifies a range of problems in the housing and communal sector and the welfare of the city, methods and conditions for their resolution. Materials and Methods. The study is based on both general scientific and concrete historical methods. In the process, the authors draw on unpublished sources storing in the fund documents representing the new and recent history of the Volgograd region and representing materials of paperwork documentation of local authorities. Results. In the late 1920s - early 1930s. Stalingrad survived the first stage of socialist reconstruction, during which a huge number of industrial enterprises appeared, which were reconstructed, new industrial facilities were launched - the flagships of the first five-year plan. Problems of development of housing and communal services, transport, the delivery of new tasks in the framework of urban improvement, which will operate during the 1930s systemically resolved. Conclusion. Despite the priority goals of industrial modernization, in the conditions of the rapid growth of the urban population, all the necessary resources were provided to the population of the city to expand the housing stock, develop communal services, and transport. Along with the development of industry, the problem of employment has been resolved.
Keywords: Stalingrad, industrialization, Lower Volga region, population, housing and communal services, improvement, transport.
Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR and the government of Volgograd region according to the research project №19-49-340003 r_a «Stalingraders at the turning point of the era (mid-1920s - end of the 1930s): socio-economic situation and cultural life».
For citation: Furman E. L., Lunochkin A. V, Yudina N. V. Stalingrad in the late 1920s - early 1930s: population, housing and communal services, city improvement. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2020; 16(2): 156-166. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166.
Введение
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Сталинград вступил в полосу социалистической реконструкции. По темпам восстановления промышленности среди губернских городов страны он занимал второе место, вслед за Иваново-Вознесенском1. Ускоренные темпы модернизации промышленности на фоне стремительного притока населения выявили круг проблем в рамках жилищно-
коммунального хозяйства, благоустройства города, развития дорожной инфраструктуры и транспорта, которые требовали скорейшего разрешения. Отработанные на данном этапе механизмы системного разрешения поставленных задач органами государственной власти, хозяйственными и кооперативными организациями в предельно сжатые сроки в целом можно оценить как весьма успешные, что позволяет ис-
1 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 162. Л. 4.
пользовать данный опыт и в современных условиях модернизации городской среды Волгограда.
Обзор литературы
Вопросы развития жилищно-коммунальной сферы, благоустройства Сталинграда в период социалистической реконструкции в отдельных сюжетах рассматривались в общих работах по истории края [2; 3; 5; 9]. В монографии П. П. Олейникова исследуются процессы проектирования значительного количества зданий довоенного Сталинграда, публикуются материалы о довоенных архитекторах, установлено авторство отдельных зданий, время их проектирования [7]. Реконструкции и восстановлению дореволюционного жилищного фонда в рамках решения социокультурных проблем посвящено исследование коллектива ученых Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета [4, с. 34-39].
Вопросы культурного развития Царицына - Сталинграда освещаются на довольно большом хронологическом отрезке (последняя треть XIX - конец 40-х гг. XX в.) в работе Г. Н. Андриановой [1]. Вклад иностранных концессионных предприятий в восстановление и развитие экономики и социальной сферы в Нижнем Поволжье, роль иностранных рабочих и специалистов в строительстве новых и модернизации функционировавших предприятий в Сталинграде в 1920-1930-е гг. исследуются в работе коллектива авторов Волгоградского государственного университета [10, с. 26-34], трудах О. О. Резаненко [8, с. 54-57], Т. В. Юдиной [11, с. 120-124]. Вопросам индустриализации, в том числе Сталинграда, посвящено исследование зарубежного ученого А. Стронга [12].
Несмотря на достаточно высокий интерес к краеведческой тематике в последние десятилетия, работы, посвященной комплексному изучению развития жилищно-коммунальной сферы, проблем благоустройства города в исторически сжатые сроки форсированной индустриализации,
до сих пор не появилось. Задачи настоящей статьи - выяснить общее состояние и динамику развития жилищно-коммунальной сферы, этапы, способы и специфику реализации мероприятий по благоустройству города, развитию его инфраструктуры в условиях стремительно растущей численности городского населения на первом этапе социалистической реконструкции.
Материалы и методы
В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, обобщение), так и конкретно-исторические методы научного исследования: системный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, количественный методы обработки исторической информации, а также традиционные принципы исторического исследования - научности, историзма, объективности.
Научная работа состоялась с опорой на архивные материалы, представленные в фондах Сталинградского губернского комитета ВКП (б) (Ф. 1), Сталинградского окружного комитета ВКП (б) (Ф. 20), Сталинградского городского комитета ВКП (б) (Ф. 71), отложившиеся в Центре документации новейшей истории Волгоградской области; материалы Центрального статуправления СССР, представляющие результаты переписи населения по отдельным административно-территориальным единицам СССР.
Результаты
К исходу нэпа восстановление промышленности Сталинграда в целом было завершено. В 1926/27 хозяйственном году на территории Сталинградской губернии насчитывалось 78 предприятий с количеством рабочих 15 805 чел.; в 1927/28 г. - соответственно 79, на которых трудилось 16 260 чел. При этом крупные промышленные предприятия были сосредоточены главным образом в Сталинграде2. В июле 1926 г. состоялась торжественная закладка крупнейшего в Европе Сталинградского тракторного завода (СТЗ) с участием 10 000 рабочих; в июне 1930 г. с конвейера завода сошел первый трактор СТЗ-1. В 1930 г. приступили к
ЦДНИВО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 165а. - Л. 5.
строительству Сталинградского химического комбината. Бесперебойно функционировали завод «Лазурь», ватная фабрика, консервный завод, кожзавод и многие другие предприятия.
Из общей суммы 176 777 000 руб. основного промышленного фонда по цензовой промышленности Нижне-Волжского края на 1928/29 хозяйственный год на долю Сталинградского округа планировалось выделить 49 035 000 руб., или 31,2 %3. Основные предприятия группы «А», работающие или планировавшиеся к вводу в эксплуатацию в 1930-х гг. на территории Нижне-Волжского края, располагались в Сталинграде.
Наряду с крупной государственной, функционировала частная промышленность, которая составляла почти 97 % от мелкой. Так, валовой объем (в довоенных рублях) промышленного производства по мелкой промышленности в 1927/28 г. составлял 21 007 000 руб., на долю частного сектора при этом приходилось 20 377 000 руб., кооперативного - 420 000, государственного - 210 000 руб.4
В период новой экономической политики так и не была решена проблема занятости населения. Несмотря на рост промышленности, отмечался рост безработицы. Так, на 1 октября 1927 г. в Сталинградской губернии насчитывалось 12 750 безработных, тогда как на 1 апреля 1926 г. - 11 200. Большая часть безработных приходилась на Сталинград. При этом отмечалось сокращение доли квалифицированных рабочих среди общего числа безработных: в 1926 г. на 14,1 %, в 1927 г. - на 8,6 %5. В 1929 г. численность безработных достигла пика и составила на 1 апреля 18 578 чел., из них квалифицированных - 6 509, неквалифицированных - 12 069
чел. (65 %)6. К середине 1930 г. безработица сократилась на 43 %7. По данным Горплана, потребность в рабочих руках в Сталинграде на 1931 г. составляла уже 53 000 чел. 8
Основную массу безработных составляло неквалифицированное крестьянство, пришедшее в город на заработки. Безработные привлекались к общественным работам, для них организовывались дешевые столовые обеды стоимостью 13 коп.9
Приток в Сталинград значительного числа рабочих, до 70 % которых являлись представителями крестьянского населения, создавал благоприятные условия для распространения сектантства, суеверий и различных религиозных предрассудков. Прибывающее на промышленные стройки города крестьянство определяло общий облик рабочей городской среды и культуру быта рабочих районов.
Так, в отчетном докладе на XIII губернской партийной конференции в 1927 г. отмечалось: «Нужно обратить внимание на наличие в городе различных распивочных, которые продают рабочим водку в кредит, жены рабочих жалуются, что деньги им не дают, а они выпивают в кредит и с заработной платы вынуждены отдавать значительные средства», «религиозные и советские праздники ознаменованы чуть ли не поголовным пьянством»10. Представления рабочих в основной массе являлись своеобразным симбиозом религиозных представлений с коммунистической идеологией. Так, например, на заводе Райнефтесиндика-та11 75 чел. в один день покинули работу по случаю праздника Воздвижения креста Господня - это были сезонные рабочие, связанные с деревней. Особой популярностью среди женской половины рабочего населе-
3
4
5
6
7
8
9
10 11
ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 23.
Там же. - Л. 6.
Там же. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 159. - Л. 17.
Там же. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 15. - Л. 51.
Там же. - Д. 17. - Л. 47.
Там же. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 40.
Там же. - Д. 159. - Л. 23.
Там же. - Л. 81, 89.
Райнефтесиндикат - Сталинградское районное (из числа 40 существовавших на территории СССР) управление Нефтесиндиката СССР, занимавшееся переработкой и сбытом продукции нефтяной промышленности.
ния пользовалась проживающая в Красно-октябрьском поселке матушка Елена.
Антирелигиозная пропаганда среди сплошь религиозного крестьянства практически сводилась к нулю. Характерно высказывание рабочего завода «Красный Октябрь» Михайлова: «Какая может быть борьба за промфинплан, когда у Господа Бога есть свой, единый план, по которому он идет, и развивается история человечества, и мы своими суетными промфинпланами только оскорбляем Господа Бога»12. На Стал-ГРЭСе рабочие установили кресты из глины и бетона с надписями: «Крест индустриализации» и «Крест коллективизации»13.
Пропагандистские лекции ячеек Союза воинствующих безбожников (СВБ) на предприятиях города чаще всего носили ритуальный характер (например, чтение лекций на темы «Классовая сущность легенды о Христе», «Религия, женщина и быт»). У руководства предприятий, занятых реализацией плановых показателей, деятельность ячеек СВБ также не находила отклика. Так, прибывшего на СталГРЭС представителя отдела культпропаганды Сталинградского горкома ВКП (б) практически выгнали с предприятия со словами: «Нет никаких денег на антирелигиозную работу, незачем и тратить на нее. Все равно все верующие, проведи один антирелигиозный вечер и хватит!»14.
Нередко между рабочими наблюдались конфликты. Так, случай с избиением американского рабочего афроамериканца Робинсона на Сталинградском тракторном заводе вылился в громкий процесс15. Низкий уровень дисциплины на производстве отмечался на заводах лесной промышленности, где рабочий коллектив преимущественно
вербовался из крестьян16. Так, на заседании партактива Горлесозаводов Волга-Каспий-Лес в декабре 1930 г. указывалось: «На заводе Волго-Каспий-Леса за 5 дней имеются 30 прогулов по неуважительным причинам, за 10 дней имеются 140 больничных листов»17.
Приток деревенского населения на промышленные стройки Сталинграда обусловил и большое число среди городского населения неграмотных и малограмотных -35 000 чел. в 1929 г. При этом проходили обучение из них меньше 10 % - 3 000 чел. В рамках ликбезпохода в 1930 г. планировалось приступить к обучению уже 52 000 чел. в возрасте от 16 до 50 лет18.
Однако одним из самых актуальных для городских и краевых властей являлся жилищный вопрос. Постоянный приток населения на промышленные стройки, наряду с естественным демографическим приростом, делал эту проблему одной из самых трудноразрешимых. В 1920 г. численность городского населения составляла 84 000 чел., в 1924 г. -108 000, в 1926 г. - 148 370 (на апрель 1926 г. вместе с сезонными рабочими -156 000 чел.), в 1929 г. - 193 000 чел. В 1931 г. в городе уже насчитывалось 304 000 чел.19 ; при этом по районам города численность населения наиболее интенсивно росла в радиусе строительства больших промышленных объектов.
Таким образом, если в центральном районе города прирост населения за три года составил 20 %, то в пос. им. Рыкова (Красный Октябрь) - 69, на Баррикадах - 227, Тракторном - 617, пос. им. Минина - 65, пос. им. Ермана - 119 %20. В период первой пятилетки только с 1931 по 1933 г. численность городского населения увеличилась на 100 тыс. чел.21
12 ЦДНИВО. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 57. - Л. 31.
13 Там же. - Л. 36.
14 Там же. - Л. 33.
15 Там же. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 21.
16 Там же. - Д. 47. - Л. 11.
17 Там же. - Д. 22. - Л. 10.
18 Там же. - Д. 57. - Л. 1.
19 Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г.: 1927. - Вып. III. - С. 62 ; ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1
20 ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 77.
21 Там же. - Л. 298.
краткие сводки : в 10 т. - М. : Изд. ЦСУ Союза ССР, - Д. 1. - Л. 77.
Таблица 1
Динамика численности населения Сталинграда по отдельным районам (1929, 1931 гг.)*
Table 1
The dynamics of the population of Stalingrad by individual areas (1929, 1931)
Год / Year Район / Area
Центральный (чел.) / Central, people Красный Октябрь, чел. / Red October, people Баррикады чел. / Barricades, people Тракторный, чел. / Tractor plant, people Пос. им. Минина, чел. / Minin township, people Пос. им. Ермана, чел. / Yerman township, people
1929 132 000 27 700 4 023 3 600 11 300 10 800
1931 158 000 44 000 13 163 25 800 18 800 23 700
* Составлено по: ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 77.
В 1929 г. в жилищное строительство было вложено 5,6 млн руб., в 1930 г. - 14,1, в 1931 г. - 18 млн руб.22 Миллионные инвестиции позволили в 1929 г. ввести в эксплуатацию 49 000 кв. м жилья, а в 1930 г. -177 000 кв. м23. Силами Горкоммунхоза, Губстроя, Губжилсоюза, жилищной кооперации строились в основном дома барачного типа, а также двух-, трех-, реже четырехэтажные здания (например, в районе завода «Красный Октябрь»). При этом в резолюции «О развитии городского хозяйства Сталинграда» II городской партконференции (1931 г.) отмечалось, что в связи с климатическими условиями Сталинграда целесообразно планировать при проектировании зданий балконы, террасы и душевые, а с целью развития культурно-бытового обслуживания населения - дополнительную площадь под строительство столовых, яслей и других учреждений24.
Значительный жилищный дефицит ощущался не только в рабочей среде, в районах строительства крупных промышленных объектов, но и в среде растущего партийного и советского аппарата. В 1927 г. решением Сталинградского губисполкома
22 ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 250.
23 Там же. - Л. 102.
24 Там же. - Л. 102 об.
25 Там же. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 208. - Л. 20.
26 Там же. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 103.
27 Там же. - Л. 102.
28 Там же. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 159. - Л. 184.
планировалось строительство домов Советов в целях обеспечения ответственных работников жильем. Во исполнение этого постановления дом на площади Павших Борцов в центральной части города передавался губисполкому (с сохранением за ним наименования «Коммуна»)25. В 1931 г. решением Сталинградской городской партийной конференции Горсовет обязывался в ближайший строительный сезон 1931/32 г. «осуществить строительство домов начсостава не менее чем на 160 семей»26.
Несмотря на колоссальные капиталовложения в эту сферу, норма квадратных метров на человека продолжала снижаться. В результате, если в 1928 г. в Сталинграде на человека приходилось 4,69 кв. м, в 1929 г. - уже 4,46, в 1930 г. - 3,9, в 1931 г. -3,5 кв. м. В рабочих районах норма могла снижаться до 2,5-3,0 кв. м на человека27. К 1932 г. планировалось увеличить норму до 4 кв. м на человека (для рабочих основных промышленных предприятий), в 1933 г. - до 5, к началу 1934 г. - до 6 кв. м на человека. Средняя обеспеченность жилплощадью составляла 64 % от санитарных норм и 94 % от среднесоюзных норм28. Дефицит жилого
фонда приводил к появлению в городе целых районов с самовольными застройками. Несмотря на то что в 1927 г. в ответ на официальные обращения в Горкоммунхоз Сталинграда было выделено свыше 1 000 участков под строительство вдоль берега Волги, появился ряд стихийных несанкционированных построек (большинство принадлежало рабочим, прибывшим в город на промышленные стройки), по которым было принято решение нарсуда о сносе29.
В 1927 г. стоимость квадратного метра жилья на рынке жилищного строительства Сталинграда достигла 120 руб. К концу 1930-х гг. планировалось путем поступательного увеличения объемов жилищного строительства снизить стоимость 1 кв. м до 97 руб.30
Стоимость квартплаты за квадратный метр жилья также повышалась. Так, в марте 1927 г. был утвержден предложенный Сталинградским губкоммунхозом проект квартплаты, в соответствии с которым с апреля 1927 г. вводились новые тарифы оплаты за 1 кв. м - 40 коп. (по данным за 1926 г., за 1 кв. сажень взималась плата в размере 21,5 коп., т. е. примерно 10 коп. за 1 кв. м)31. Размер квартплаты мог быть снижен в случае отсутствия электроосвещения на 5 %, водопровода - на 10, канализации -на 10, водопровода и канализации - на 15, электроосвещения, водопровода или канализации - на 25 %. Скидка также могла действовать при наличии в семье четырех и более иждивенцев32.
При этом, по данным инвентаризации, в хорошем состоянии находилось только 5,2 % жилого фонда, 32,4 % - в удовлетворительном, в неудовлетворительном состоянии - 40,0 %, ветхом - 22,0 %33.
Несмотря на приоритетные задачи промышленного развития, в сфере жилищного строительства с начала 1930-х гг. осуществлялся переход (в районах металлогорода34 и центра города) к практике исключительно каменного строительства с применением новых строительных технологий и материалов (крупные блоки, фибролит, шлак)35.
Тяжелое наследие оставила Гражданская война в сфере коммунального хозяйства. Долгие годы здесь ничего не ремонтировали и не отстраивали вновь. Также требовались масштабные инвестиции в благоустройство города.
В коммунальное хозяйство Сталинграда было инвестировано в 1930 г. 2 600 000 руб., в 1931 г. - 5 085 000 руб.36 Кроме осуществления работ по прокладке единой городской системы водопровода, в начале 1930-х гг. была введена в эксплуатацию фильтровальная станция на СталГРЭСе, проведен водопровод в пос. Ермана, реконструирована городская водопроводная сеть, установлены четыре новые водопроводные колонки и две будки. В результате реконструкции увеличена мощность городского водопровода с 9,2 тыс. до 13 тыс. куб. м37.
С целью интенсификации развития городского коммунального хозяйства был укрупнен аппарат служб городской комму -нальной сети, вновь организованы Коммун-строй, Сталдорстрой, трест по озеленению, контора по муниципальной очистке города.
Большой проблемой для стремительно развивающегося города являлось создание сети дорожных коммуникаций. В городе практически отсутствовали дороги, вдоль домов - тротуары. Из общей площади городских улиц (11 млн кв. м) в 1930 г. было
ЦДНИВО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 211. - Л. 294.
Там же. - Д. 159. - Л. 185.
Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). - Ф. Р-37. - Оп. 1. - Д. 519. - Л. 19.
ЦДНИВО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 62.
Там же. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 78 об.
Район заводов «Красный Октябрь», «Баррикады», СТЗ.
ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 302.
Там же. - Л. 250.
Там же.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
замощено только 5,0 %, тротуаров - 4,9 % 38. Изношенность имеющихся мостовых составляла 50 %. Неудовлетворительное состояние городских дорог обостряло транспортную проблему. Интенсивный износ автомобильного парка, гужевого транспорта, замедленный грузооборот вследствие плохого состояния дорог - вопросы, которые требовали скорейшего разрешения. К концу 1931 г. была осуществлена укладка тротуаров на площади 48 тыс. кв. м. При проектировании планировалось применение усовершенствованного по тем временам материала - брусчатки. Велась прокладка автомагистрали по линии центр - Сталинградский тракторный39.
Одним из самых узких мест городского хозяйства являлся транспорт. Имевшийся в городе транспорт (трамвай, речной, железнодорожный) удовлетворял потребности в перевозках лишь на 50 %. При этом нагрузка на отдельные виды транспорта распределялась неравномерно. Так, при очевидной недогрузке железнодорожного и речного транспорта (25 %) трамвайные линии испытывали значительные перегрузки (от 60 до 200 % в час пик)40. В отдельные часы в трамвайном вагоне, рассчитанном на 20-24 пассажира, могло передвигаться внутри и снаружи свыше 100 чел. Обычным явлением становилась картина, когда трамвай был переполнен не только внутри, но и полностью был «обвешан» пассажирами снаружи. В результате высокий износ подвижного состава. Из 65 вагонов постоянно находились в ремонте 17-1841.
В 1931 г. для улучшения работы железнодорожного транспорта одноколейный путь был перестроен в двухколейный, урегулированы движение поездов и их расписание, обустроены платформы. модернизирован-
38 ЦДНИВО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 104.
39 Там же. - Л. 251.
40 Там же. - Л. 104
41 Там же. - Л. 80 об.
42 Там же.
43 Там же. - Л. 81.
44 Там же. - Л. 299.
45 Там же. - Л. 105.
ная линия соединяла две крайние (южную и северную) точки города - Сарепту и район Сталинградского тракторного завода. Количество трамвайных вагонов увеличено с 60 в 1930 г. до 82 в 1931 г. 42 Отстраивались трамвайные линии, соединяющие центр города с промышленными районами.
Для организации автобусных перевозок в 1930 г. закуплены 13 автобусов43. В 1933 г. в городском автобусном парке их уже насчитывалось 19, в городской трампарк было поставлено свыше 90 новых вагонов трамвая, 6 речных трамваев. Парк коммунальных служб насчитывал 14 грузовых машин44.
В рамках городского благоустройства было увеличено число единиц ассенизационного обоза с 120 до 175, ликвидировались городские свалки, увеличено число мусоровозов («колымаг») с 28 до 123, сооружена канализация в районе Сталинградской ГРЭС. Серьезной проблемой для городской экосистемы являлось расположение в черте города двух скотобоен «Союзмясо», которые планировалось перенести, а также сток промышленных отходов кожзавода - непосредственно в Волгу.
Не менее важной для Сталинграда, окруженного степными ландшафтами, буквально испещренного оврагами, была проблема практически полного отсутствия зеленых насаждений. зеленые зоны составляли всего лишь 1 % к общей площади города, парки и лесопосадки отсутствовали. В рамках работ по озеленению Сталинграда весной 1931 г. было высажено более 300 тыс. саженцев де-ревьев45. Планировалась разбивка газонов в рабочих поселках и на окраинах города. Проектировались питомники для массового производства посадочного материала.
Активное жилищное строительство, преимущественно в новых рабочих районах, поставило на повестку дня проблему
освещения города. Окраины Сталинграда в ночное время практически утопали в темноте. В 1930 г. в городе насчитывалось 611 фонарей по 65 кВт каждый. При этом больше половины из них приходилось на его центральную часть. Для более равномерного освещения города требовалась установка еще 2 000 фонарей46. К 1933 г. начали осуществляться работы по проведению освещения в районе металлогорода.
В августе 1931 г. решением СТО РСФСР была создана специальная комиссия, занимавшаяся изучением вопросов дальнейшего строительства Сталинграда, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению городских улиц, площадей и рабочих поселков. В 1931 г. в черту города были включены пригороды, в результате его площадь увеличилась в 3,5 раза.
Широкий размах модернизация города приобрела к 1932 г. Именно в тогда Сталинград обрел статус центра Нижне-Волжско-го края. Заработал на полную проектную мощность Сталинградский тракторный завод, были введены в эксплуатацию фибролитовый и асфальтобетонный заводы, к завершающей стадии подошли работы по прокладке тракта Сталинградский тракторный - центр города. Завершился процесс строительства и монтажа автоматической телефонной станции, рассчитанной на 20 000 абонентов. Более 20 коммутаторов обслуживали все важнейшие промышленные предприятия Сталинграда [5, с. 150]. Кардинально меняла облик и историческая площадь города - площадь Павших Борцов, вокруг которой вырастали монументальные постройки, соответствующие облику столицы Нижнего Поволжья [5, с. 149; 6]. Район Сталинградского тракторного завода становился живым воплощением идеи дома-коммуны или соцгорода, где, наряду с жилыми кварталами, успешно функционировали фабрика-кухня, клубы, библиотеки,
46 ЦДНИВО. - Ф. 71. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 82.
47 Там же. - Д. 2. - Л. 113.
школы, зимний цирк, кинотеатр, учреждения здравоохранения.
Заключение
Таким образом, в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Сталинград вступил в полосу социалистической реконструкции. Стремительный приток населения (преимущественно сельского) в город в период индустриализации менял коренным образом его облик, обострял жилищную проблему, ставил на повестку дня решение вопросов, связанных с его благоустройством, развитием городского хозяйства, транспорта. Несмотря на приоритетные задачи модернизации промышленности, за первую пятилетку в городское хозяйство было инвестировано 75 000 000 руб., благодаря чему жилищный фонд увеличился на 42 %, длина водопроводных сетей - на 70 %, подача воды - в 3 раза, сеть канализации - в 2 раза, длина трамвайных путей - на 57 %. Из-за роста притока населения потребности оставались растущими. Так, за первую пятилетку численность населения выросла со 180 до 430 тыс. чел. в 1933 г., что и определяло объемы и направление будущих инвестиций. На коммунальное и культурно-бытовое обслуживание города на 1933 г. выделялось 63 705 200 руб., из них более половины суммы (35 742 300 руб.) составляли инвестиции в жилищное строительство47. Жилищная проблема по-прежнему оставалась самой острой. При этом с начала 1930-х гг. строительство в пределах металлогорода и центра города осуществлялось преимущественно каменное с использованием новых технологий и материалов. В период новой экономической политики так и не были решены ключевые задачи в системе городского коммунального хозяйства, дорожно-транспортные. Наряду с решением жилищной проблемы, успешно разрешались вопросы по благоустройству города, развитию системы водоснабжения (прокладка единого водопровода), канализации, озеленению.
Библиографический список
1. Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына - Сталинграда. - Волгоград : Универсал, 1991. - 192 с.
2. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда: 1589-1967. - М. : Наука, 1968. - 458 с.
3. Волгоград в начале XXI века : учебное пособие [для слушателей Школы региональной элиты] / редкол.: И. О. Тюменцев [и др.]. - Волгоград : Издательство Волгоградской академии государственной службы, 2011. - 452 с.
4. Калашников С. Ю., Олейников П. П., Олейникова Е. П. Решение социокультурных проблем в довоенном Сталинграде при реконструкции Царицынских построек // Архитектура и строительство России. - 2014. - № 2. - С. 34-39.
5. Клейнман М. Я. Царицын - Сталинград. - Сталинград : Сталинградское книжное издательство, 1954. - 232 с.
6. Олейников П. П., Антюфеев А. В., Птичникова Г. А., Шарыга Н. П. Формирование градостроительного ансамбля площади Павших Борцов в Сталинграде [Электронный ресурс] // Интернет-Вестник ВолГАСУ Серия : Политематическая. - 2011. - № 1 (15). - URL: http:// vestnik.vgasu.ru/?source=4&articleno=501).
7. Олейников П. П. Архитектурное наследие Сталинграда. - Волгоград : Издатель, 2012. - 560 с.
8. Резаненко О. О. Условия труда иностранных специалистов и рабочих при реконструкции и строительстве промышленных предприятий Сталинграда в конце 1920-х - 1930-е гг. // Глобальный научный потенциал. - 2017. - № 10 (79). - С. 54-57.
9. Скрипкин А. С., Луночкин А. В., Курилла И. И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности : учебное пособие. - 3-е изд., доп. - М. : Планета, 2016. - 224 с.
10. Юдина Т. В., Булатов В. В., Фурман Е. Л. Иностранный капитал и трудовые ресурсы в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е гг // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. - 2014. - № 3 (27). - С. 26-34.
11. Юдина Т. В. Промышленные кадры и индустриализация Сталинграда в конце 1920-х -1930-е гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2020. -№ 1 (51). - С. 120-124.
12. Strong A. L. From Stalingrad to Kuzbas: Sketches of the Socialist Construction in the USSR. -New York : International Pamphlets, 1932. - 71 p.
References
1. Andrianova G. N. Artistic appearance of Tsaritsyn-Stalingrad. Volgograd, 1991, 192 p. (In Russ.).
2. Vodolagin M. A. Essaysonthe history of Volgograd. Moscow, 1968, 458 p. (In Russ.).
3. Volgograd at the 21-stcentury: text bookedited by I. O. Tyumentsev. Volgograd, 2011, 452 p. (In Russ.).
4. Kalashnikov S. Yu., Olejnikov P. P., Olejnikova E. P. The solution of socio-cultural problems in pre-war Stalingrad during the reconstruction of the Tsaritsyno buildings. Arhitektura i stroitel 'stvo Rossii = Architecture and construction of Russia. 2014; No. 2: 34-39. (In Russ.).
5. Klejnman M. Ya. Tsaritsyn - Stalingrad. 1954, 232 p. (In Russ.).
6. Olejnikov P. P., Antjufeev A. V., Ptichnikova G. A., Sharyga N. P. The formation of the urban ensemble of the Square of the Fallen Fighters in Stalingrad. Internet-Vestnik VolGASU = Online Bulletin of VolGASU. 2011; No.1 (15): (URL: http://vestnik.vgasu.ru/?source=4&articleno=501).
(In Russ.).
7. Olejnikov P. P. The architectural heritage of Stalingrad.Volgograd, 2012, 560 p. (In Russ.).
8. Rezanenko O. O. Labor conditions of foreign experts and employees during reconstruction and building manufacturing enterprises in Stalingrad in the end of 1920-1930s. Globalnyi nauchnyi potentsial = Global scientific potential. 2017; No. 10 (79): 54-57. (In Russ.).
9. Skripkin A. S., Lunochkin A. V., Kurilla I. I. History of Volgograd land from ancient times to the present. Moscow, 2016, 224 p. (In Russ.).
10. Yudina T. V., Bulatov V. V., Furman E. L. Foreign capital and labor in the Lower Volga region in the 1920-1930s. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4. Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia = Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2014; No. 3 (27): 26 -34. (In Russ.).
11. Yudina T. V. Industry Staff and Industrialization of Stalingrad at the end of 1920-1930-s. Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke = Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far Fast. 2020; No. 1(51): 120-124. (In Russ.).
12. Strong A. L. From Stalingrad to Kuzbas: Sketches of the Socialist Construction in the USSR. New York, 1932. 71 p.
Поступила 04.02.2020
Сведения об авторах
Фурман Екатерина Львовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия). Сфера научных интересов: экономическая история России первой половины XX в., история немецких поселений в России, российско-германские отношения. Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7346-295X.
E-mail: [email protected]
Луночкин Андрей Валентинович - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия). Сфера научных интересов: социально-экономическая история России конца XIX - первой половины ХХ в., история Нижнего Поволжья. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7431-8906.
E-mail: [email protected]
Юдина Таисия Васильевна - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия). Сфера научных интересов: социально-экономическая история России первой половины ХХ в., иностранный капитал, история Нижнего Поволжья. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0526-6484.
E-mail: [email protected]
Submitted 04.02.2020
About the authors
Ekaterina L. Furman - Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian and World History, Archaeology, Volgograd State University (Volgograd, Russian Federation). Research interests: economic history of Russia in the first half of the 20th century, the history of German settlements in Russia, Russian-German relations. The author of more than 50 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7346-295X.
E-mail: [email protected]
Andrei V. Lunochkin - Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian and World History, Archaeology, Volgograd State University (Volgograd, Russian Federation). Research interests: social-economic history of Russia in the end of 19-th - first half of the 20th century, history of Low Volga. The author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7431-8906.
E-mail: [email protected]
Taisiya V. Yudina - Doctor of History, Professor, Department of Russian and World History, Archaeology, Volgograd State University (Volgograd, Russian Federation). Research interests: social-economic history of Russia in the first half of the 20th century, foreign capital, history of Low Volga. The author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid. org/0000-0003-0526-6484.
E-mail: [email protected]