Научная статья на тему 'СТАЛИНАБАДСКИИ "ГОЛЛИВУД"'

СТАЛИНАБАДСКИИ "ГОЛЛИВУД" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭВАКУАЦИЯ / КИНОСТУДИЯ "СОЮЗДЕТФИЛЬМ" / ФИЛЬМЫ / СТАЛИНАБАДСКАЯ СТУДИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арабова Ш.

В статье рассматривается деятельность киностудии «Союздетфильм» во время эвакуации в Сталинабад, в годы Великой Отечественной войны. За этот период на объединенной базе киностудии «Союздетфильм» и Сталинабадской студии были созданы такие фильмы как «Клятва Тимура» (1942г.) и киносборник «Юные партизаны» (1942г.) Л.Кулешова и А.Хохловой, «Принц и нищий» (1942г.) Э.Гарина и Х.Локшиной, «Лермонтов» (1943г.) А.Гендельштейна, антифашистские сатирические киносборники «Швейк готовится к бою» (1942г.) и «Новые похождения Швейка» (1943г.) С.Юткевича, «Бой под Соколом» (1942г.) А.Разумного, «Март-апрель» (1943г.) В.Пронина, боевой киносборник «Лесные братья» (1942г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STALINABAD ‘HOLLYWOOD’

The paper researches the experience of Moscow’s film studio «Soyuzdetfilm» that was evacuation to Stalinabad during the Great Patriotic War, and its influence on the development of Tajik film industry. The main characteristics of the films produced by this joined studio in 1941-1943 were visual minimalism, actors driving mis-en-scene and natural location caused by the lack of film stock and resources in war time. In spite of these factors this collaboration played a positive role on the development of Tajik cinema industry.

Текст научной работы на тему «СТАЛИНАБАДСКИИ "ГОЛЛИВУД"»

СТАЛИНАБАДСКИЙ «ГОЛЛИВУД»

Ш. АРАБОВА

научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии

им. А.Дониша Академии наук РТ, кандидат исторических наук.

Адрес: Республика Таджикистан, пр.Рудаки, 33.

Телефон: 2213742.

В статье рассматривается деятельность киностудии «Союздет-фильм» во время эвакуации в Сталинабад, в годы Великой Отечественной войны. За этот период на объединенной базе киностудии «Союздетфильм» и Сталинабадской студии были созданы такие фильмы как «Клятва Тимура» (1942г.) и киносборник «Юные партизаны» (1942г.) Л.Кулешова и А.Хохловой, «Принц и нищий» (1942г.) Э.Гарина и Х.Локшиной, «Лермонтов» (1943г.) А.Гендельштейна, антифашистские сатирические киносборники «Швейк готовится к бою» (1942г.) и «Новые похождения Швейка» (1943 г.) С.Юткевича, «Бой под Соколом» (1942г.) А.Разумного, «Март-апрель» (1943г.) В.Пронина, боевой киносборник «Лесные братья» (1942г.).

Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, киностудия «Союздетфильм», фильмы, Сталинабадская студия.

Просматривая как документальные, так и игровые советские фильмы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны, становится очевидным значительный вклад, который внес кинематограф этого времени в общенародную борьбу против фашизма. Это была борьба с киноаппаратом в руках не только на фронте, выраженная в отражении бесчинств врагов и героизма советских войск, но и активизировавшаяся борьба в тылу, проявившаяся в создании военно-оборонных фильмов, наполненных огромным патриотизмом, надеждой о скором конце войны, крахе фашизма и возобновлении мирной жизни. Кинематограф этого периода воспитывал высокие нравственные идеалы и нес людям мечту. Практически не было ни одного фильма, созданного в годы Великой Отечественной войны, в котором герои не представляли бы себе картины счастливой мирной жизни.

В связи с наступлением германских войск на Москву и Ленинград встала необходимость эвакуации центральных киностудий подальше от линии фронта, с учетом климатических и ландшафтных условий,

позволявших проводить натурные съемки круглый год - в Среднюю Азию. Если киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», объединенные в ЦОКС (Центральную объединенную киностудию) и ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) были перебазированы в Алма-Ату, а Киевская и Одесская киностудии - в Ташкент, то Сталинабадская киностудия «Таджикфильм», несмотря на свои скромные возможности явилась базой для эвакуированной Московской киностудии «Союздетфильм» (впоследствии Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им.М.Горького). Приказом по Комитету по делам кинематографии при СНК СССР за №63-414 от 3 ноября 1941 года «О работе киностудии «Союздет-фильм» в г. Сталинабаде» постановлялось развернуть временную деятельность киностудии «Союздетфильм» в столице Таджикистана, используя техническую базу здешней киностудии. Руководству Ста-линабадской киностудии надлежало обслуживать производственные нужды киностудии «Союздетфильм» всеми находящимися в распоряжении «Таджикфильма» техническими средствами и возможностями. Использование технической базы обеих студий должно было проводиться с учетом их производственных потребностей и в соответствии с производственными планами обеих студий.[1]

Проанализировав ряд документов того времени, можно отметить, что большинство трудностей на первом этапе состояло в том, что эвакуация технического оснащения киностудии «Союздетфильм» осуществлялась не только из Москвы, но и со съемочных площадок студий в Ялте, Ульяновске, Уфе, Одессе и Борисоглебске.[2] Эшелоны с оборудованием киностудии «Союздетфильм» направлялись в Сталинабад даже из Тбилиси, и доставка оборудования была завершена к концу декабря 1941 года.[3]

Маленькая киностудия «Таджикфильм» к тому времени представляла собой «кустарную лабораторию с ручной проявкой и печатью, ранее едва обслуживавшую два киножурнала в месяц», поэтому со-юздетфильмовцам пришлось, в первую очередь, приступить к строительству новой кинолаборатории. Для строительства кинолаборатории и изготовления декораций в Сталинабад доставлялся лес из-за пределов республики. Если киностудия «Союздетфильм» в Москве до войны располагала площадью в 7.839 кв.м, то в Сталинабаде студию и все цеха пришлось размещать в помещении площадью в 1800 кв.м.[4] Не случайно Сталинабадская эвакуация была красноречиво названа «Вавилоном».[5]

Для проживания прибывших творческих работников киностудии «Союздетфильм» - киноактеров, режиссеров, операторов, художников, монтажеров, костюмеров и гримеров было предоставлено семь

мест - Дом Кинофикации (ул. Лахути), Филармония в Стандартном городке, общежитие Сталинабадской киностудии, общежитие Наркомпроса (ул.Ворошилова), общежитие №32 (ул.Шевченко), кинотеатр им.М.Горького, клуб Электростанции (ул.Пушкинская).[6] Известный советский кинорежиссер, основоположник теории монтажа Лев Кулешов, ранее работавший с С.Айни над постановкой фильма «Дохунда» (1936), который так и не увидел свет, вспоминал о своем пребывании в эвакуации следующее: «Из Уфы нас отправили в Сталинабад, до которого мы добирались около месяца и приехали в канун нового 1942 года, 31 декабря. На каждой остановке все бежали узнавать последние сводки. Ведь 6 декабря началось наше контрнаступление на Западном фронте. Это было начало разгрома немцев под Москвой. В Сталинабаде нас поместили на правительственной даче. В саду на даче жил ручной джейран Катя и заяц. На студию - семь километров - ходили пешком... Мы привезли с собой немного спирта (он продавался по дороге), а в городе продавались только консервы-крабы, хлеба ни у кого не было. К жизни в Азии надо привыкнуть (мы в этом отношении были более опытны, чем другие). Еды в городе почти не было. Все голодали. Начались болезни, одно время вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Кругом все мечтали только об одном - скорее вернуться в Москву. Но мы уже понимали, что война будет долгой. Жили все время у радио и у карты - от одной сводки до другой».[7]

В такой сложной ситуации руководство киностудии «Союздет-фильм» оборудывает столовую для работников кино, в которой еда выдавалась по продовольственным карточкам. На киностудии была введена жесткая дисциплина военного времени. Все материалы и оборудование студии строго охранялось бойцами ПСО, которым грозил выговор и даже народный суд за несвоевременный уход с поста или даже отлучку в соседнее здание. В дни общественных праздников и демонстраций на студии объявлялись круглосуточные дежурства только определенных сотрудников, а вход на территорию киностудии в рабочие дни осуществлялся строго по пропускам, и за пятиминутное опоздание неминуемо следовал выговор. Для работников киностудии был определен восьмичасовой рабочий день с 30 - минутным перерывом на обед.

В документах киностудии говорилось о необходимости экстренной печати киножурналов в лаборатории вне зависимости от времени суток. Кинопленку надлежало старательно экономить. Поэтому кинорежиссерам разрешалось снимать не более одного дубля, что было возможно только при тщательной репетиционной работе. За допущенный брак в отснятом или отпечатанном материале налагался

штраф, вычитываемый из заработной платы кинооператора или работника лаборатории. Нечто подобное и нашло отражение в эпизоде фильма А.Тарковского «Зеркало» (1975г.), в котором мать героя ленты, вспомнив о допущенной при наборе ошибке мчится в типографию, чтобы не допустить ее в печати.

На объединенной киностудии в Сталинабаде приходилось экономить не только кинопленку, но и стройматериалы, в частности, лес. Таким образом, нужды военного положения влияли на эстетику фильмов того времени: порицались новые декорации, бутафория, костюмы изготовлялись из подручных средств, большинство сцен снималось на натуре в естественных условиях, а количество съемочных объектов сводилось к минимуму. Все чаще использовались расписанные художниками огромные задники, как например, в фильме объединенной Сталинабадской киностудии и киностудии «Со-юздетфильм» «Принц и нищий» (1942г.) - это панорамы Лондона и интерьер Вестминстерского аббатства. В тоже время в годы Великой Отечественной войны на эвакуированных советских киностудиях продолжали сниматься масштабные исторические фильмы. Достаточно вспомнить первую серию картины «Иван Грозный» (1944г.) С.Эйзенштейна, которая была снята в Алма-Ате. В Сталинабаде велись досъемки картины «Принц и нищий»: все костюмы по этому фильму были уничтожены во время боев в Одессе. В итоге «костюмная проблема» была решена путем перешивки всего имевшегося в распоряжении эвакуированной студии гардероба из прежних картин.[8]

Широко применялись также комбинированные съемки и мультипликация, например, в фильме А.Роу, частично снятом объединенной киностудией - «Кащей Бессмертный» (1944г.). Фильмы военного времени являли собой малобюджетное кино: чаще стали снимать игровые 20-минутные короткометражки, объединяя их в новеллы киножурналов конферансом, таким образом повышая информативность и разнообразие киносборников. Из-за минимализма декораций основной акцент постановки делался на актерской игре двух-трех персонажей, внедрении кадров фронтовой хроники, которая должна была создавать фон сцены, использовании пиротехники и закадровыми шумами боев. Фильмы создавались на ассоциациях.

В целом в годы эвакуации на объединенной базе киностудии «Союздетфильм» и Сталинабадской студии были созданы такие фильмы как «Клятва Тимура» (1942г.) и киносборник «Юные партизаны» (1942г.) Л.Кулешова и А.Хохловой, «Принц и нищий» (1942г.) Э.Гарина и Х.Локшиной, «Лермонтов» (1943г.) А.Гендельштейна, антифашистские сатирические киносборники «Швейк готовится к

бою» (1942г.) и «Новые похождения Швейка» (1943 г.) С.Юткевича, «Бой под Соколом» (1942г.) А.Разумного, «Март-апрель» (1943г.) В.Пронина, боевой киносборник «Лесные братья» (1942г.) В.Журавлева. Натурой для многих из этих картин служил пейзаж республики. Так, в картине «Новые похождения Швейка» действие разыгрывается в сербских горах, однако фильм был снят на озере Искандеркуль. Натурная площадка Таджикистана была частично использована как Лондон в фильме «Принц и нищий», а в павильонах киностудии были возведены декорации пражских и парижских улочек для киноновелл о приключениях Швейка.

Объединенной киностудией в этот период было снято всего две картины на местном материале - «Сын Таджикистана» В. Пронина (1942г.) и «Таджикский киноконцерт» К.Минца (1943г.). Собирательный образ экзотичного Востока (не то Таджикистана, не то Средней Азии) присутствовал в сказке «Кащей Бессмертный». По свидетельству документов[9] Б.Гафуров на встрече в ЦК Компартии республики с писателями и руководством Сталинабадской киностудии и студии «Союздетфильм» предложил включить в их производственный план восемь тем, посвященных Таджикистану. Руководство студии «Союздетфильм», ссылаясь на слабую техническую базу для выпуска дополнительных игровых фильмов, а также директивы о выпуске актуальных военно-оборонных картин, отмечало, что часть предлагаемой тематики могло бы быть включено в короткометражные новеллы боевых киносборников. Впоследствии объединенная киностудия все-таки приступила к работе над фильмом по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси «Кова - освободитель», постановщиком которого был назначен художественный руководитель киностудии «Союздетфильм», кинорежиссер С.Юткевич. Однако фильм остался нереализованным из-за реэвакуации студии «Союздетфильм» в Москву. Вскоре после возвращения всей технической базы «Союздетфильма» в Москву маленькую киностудию в Сталинабаде перевели в ведение Главкинохроники, а игровое кинопроизводство прекратили ввиду отсутствия необходимых условий и актерских кадров для нормального функционирования киностудии в столице республики.[10]

Таким образом, тотальный контроль, жесткая дисциплина, строгие градации на персонажей фильмов и пафос в кинематографе - все это служило целям мобилизации творческих сил. Фильмы периода Великой Отечественной войны должны были воодушевлять народ на борьбу с врагом. К примеру, в конце советского боевого киносборника №5, смонтированного из материалов нескольких киностудий на фоне кадров фронтовой хроники звучала песня А.Александрова и

В.Лебедева-Кумача «Священная война» с полным текстом песни на экране. Марширующий ритм так называемого «караоке» был рассчитан на то, чтобы быть подхваченным кинозрителями в завершении киносеанса.

Тем не менее период пребывания творческих работников киностудии «Союздетфильм» в Сталинабаде явился плодотворным. На Сталинабадской киностудии проводились занятия, к каждому приезжему профессионалу прикреплялись местные лица, которых принимали на работу. Таким образом, к концу войны на киностудии в столице республики уже сформировался собственный штат работников по многим кинематографическим специальностям, сыгравший важную роль в развитии таджикского кино во второй половине 20 века, а многие из деятелей кино, работавших на Сталинабадской киностудии в годы эвакуации, впоследствии неоднократно сотрудничали с киностудией «Таджикфильм» («Я встретил девушку» Р.Перельштейна (1957г.), «12 могил Ходжи Насреддина» К.Минца (1966г.).

Литература

1. Приказ директора киностудии Штейнберга по Сталинабадской киностудии художественных фильмов №235 от 27 ноября 1941 г.//Архив Государственной киностудии «Таджикфильм». Ф.1463. Оп.2. Д.2. Л.58.

2. Обращение творческо-производственного актива Объединенной Сталинабадской киностудии ко всем работникам студии от 25 апреля 1942 г.//Кино на войне. Документы и свидетельства/авт. -сост.В.Фомин. - М.: Материк, 2005. - С.307

3. Приказ директора Сталинабадской киностудии Штейнберга и директора киностудии «Союздетфильм» Фролова по Сталинабад-ской киностудии и киностудии «Союздетфильм» №270 от 26 декабря 1941 г.//Архив государственной киностудии «Таджикфильм». Ф.1463. Оп.2. Д.2. Л.10; Приказ директора Сталина-бадской киностудии Штейнберга и директора киностудии «Союздетфильм» Фролова по Сталинабадской киностудии и киностудии «Союздетфильм» №268 от 20 декабря 1941 г.//Архив государственной киностудии «Таджикфильм». Ф.1463. Оп.2. Д.2. Л.18.

4. Из докладной записки директора киностудии «Союздетфильм» К. П. Фролова и художественного руководителя студии С. И. Юткевича о конфликтной ситуации в коллективе студии от 18 мая 1942 г.// Кино на войне. Документы и свидетельства/авт. - сост. В.Фомин. - М.: Материк, 2005. - С.311; Обращение творческо-производственного актива Объединенной Сталинабадской кино-

студии ко всем работникам студии от 25 апреля 1942 г. - С.307.

5. Дубовицкая И., Дубовицкий В. Сталинабадская симфония (исторический роман). Душанбе, 2014.

6. Проект приказа директора Сталинабадской киностудии Штейн-берга и исполняющего обязанности директора киностудии «Со-юздетфильм» Юткевича по Сталинабадской киностудии и киностудии «Союздетфильм» №249 от декабря 1941 г.// Архив государственной киностудии «Таджикфильм». Ф.1463. Оп.2. Д.2. Л.40; Приказ директора Сталинабадской киностудии Штейнберга и директора киностудии «Союздетфильм» Фролова по Сталина-бадской киностудии и киностудии «Союздетфильм» №270 от 26 декабря 1941 г. Л.9.

7. Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. - М.: Искусство, 1975. -С.187-188.

8. Обращение творческо-производственного актива Объединенной Сталинабадской киностудии ко всем работникам студии от 25 апреля 1942 г. С.307; Из докладной записки директора киностудии «Союздетфильм» К.П.Фролова и художественного руководителя студии С.И.Юткевича о конфликтной ситуации в коллективе студии от 18 мая 1942 г. - С.313.

9. Там же. С.309-316.

10. Арабова Ш. История таджикского кинематографа. Душанбе, 2014. - С.29-30.

THE STALINABAD 'HOLLYWOOD'

SHAROFAT ARABOVA Candidate of historical sciences, research associate A. Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel.: 221 37 42

The paper researches the experience of Moscow's film studio «Soyuzdetfilm» that was evacuation to Stalinabad during the Great Patriotic War, and its influence on the development of Tajik film industry. The main characteristics of the films produced by this joined studio in 1941-1943 were visual minimalism, actors driving mis-en-scene and natural location caused by the lack of film stock and resources in war time. In spite of these factors this collaboration played a positive role on the development of Tajik cinema industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.