Научная статья на тему 'Сталефибробетон в производстве изделий и конструкций дорожного назначения'

Сталефибробетон в производстве изделий и конструкций дорожного назначения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бабков В.В., Недосеко И.В., Дистанов Р.Ш., Ивлев М.А., Федотов Ю.Д.

Использование дисперсноEармированного бетона в технологии производства изделий и конструкций дорожного и транспортного назначения, таких как звенья малопролетных арочных мостов и водопропускных труб, телескопических водосбросных лотков, позволяет упростить технологию производства, а также повысить несущую способность и эксплуатационную надежность изделий. Проведены теоретические и экспериментальные исследования прочностных и упругодеформативных характеристик фибробетона как композитного материала. Показан опыт производства и эксплуатации сталефибробетонных дорожных изделий в Республике Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бабков В.В., Недосеко И.В., Дистанов Р.Ш., Ивлев М.А., Федотов Ю.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сталефибробетон в производстве изделий и конструкций дорожного назначения»

УДК 625.089.2

В.В. БАБКОВ, И.В. НЕДОСЕКО, доктора техн. наук, Р.Ш. ДИСТАНОВ, канд. техн. наук, М.А. ИВЛЕВ, инженер, Ю.Д. ФЕДОТОВ, инженер, Уфимский государственный нефтяной технический университет; И.Б. СТРУГОВЕЦ, канд. техн. наук, ОАО «Башкиравтодор»; М.М. ЛАТЫПОВ, инженер, ООО «Дортрансстрой» (Уфа)

Сталефибробетон в производстве изделий и конструкций дорожного назначения

Для бетонных и железобетонных изделий дорожного и транспортного назначения, эксплуатируемых в условиях средней полосы и Севера России, характерны относительно невысокие сроки их эксплуатации, что приводит к значительным дополнительным затратам на их ремонт и восстановление. Это вызвано прежде всего высоким водопоглощением и пониженной морозостойкостью, а также низкой стойкостью к различным динамическим воздействиям стандартных цементных бетонов, используемых в производстве изделий и конструкций данного назначения.

Улучшить физико-механические характеристики дорожных бетонов и частично повысить долговечность производимых изделий и конструкций позволяют технологии, основанные на принудительном уплотнении бетонных смесей (центрифугирование, вибропрессование, интенсивные режимы виброуплотнения), а также на понижении водоцементного отношения за счет применения суперпластификаторов. Наиболее радикальным способом повышения статической прочности и ударной выносливости бетонов является введение в бетонную смесь дисперсной арматуры в виде фибры [1]. Достоинствами сталефибробетона являются высокая прочность на растяжение (до 3—6 раз), повышенная прочность на сжатие (на 25—40%), многократное повышение ударной выносливости, а также повышенная морозостойкость, водонепроницаемость и низкая истираемость.

Использование сталефибробетона в несущих конструктивных элементах существенно повышает их несущую способность и трещиностойкость, что позволяет в ряде случаев полностью или частично отказаться от применения традиционного стержневого армирования, а также исключить использование предварительного напряжения в производстве конструкций. Данное обстоятельство является особенно актуальным при производстве широкой номенклатуры железобетонных изделий и конструкций дорожного и транспортного назначения, в частности звеньев малопролетных арочных мостов и водопропускных труб, водосбросных и при-кромочных лотков, дорожных и аэродромных плит, железнодорожных шпал [2—4].

Важным шагом в развитии производства сталефиб-робетона является введение в действие нормативного документа СП 52-104—2006 «Сталефибробетонные конструкции», позволяющего осуществлять расчеты и проектирование сталефибробетонных изделий и конструкций.

Важнейшей характеристикой фибры является ее жесткость, характеризуемая модулем упругости Е. По величине модуля упругости всю производимую фибру целесообразно классифицировать по двум группам (табл. 1). К первой группе относится высокомодульная

фибра с Е=(70—250)-103 МПа, включающая стальную и неметаллические виды фибры на основе базальтовых, асбестовых и стеклянных волокон, а также такие специфические модификации, нашедшие в последние годы применение в производстве фиброармированных пластиков (ФАП), тканых рулонных материалов, композитных лент, как углеродное, арамидное, карбоновое волокна с Е=(200—700)-103 МПа, применяемые для усиления и ремонта строительных конструкций, в первую очередь железобетонных. Последняя группа волокон, обладающая сочетанием высокой жесткости и прочности на растяжение до 3,5—4-103 МПа), значительно более рациональна при использовании в виде изделий с одно- или двухнаправленным размещением волокон, а не в качестве хаотично распределенной в объеме фибры.

Высокомодульная фибра является одновременно высокопрочной, и она способна обеспечить значительное упрочнение фибробетона по отношению к исходному бетону-матрице при значительном повышении тре-щиностойкости (по образованию и ширине раскрытия трещин) как за счет высокого соотношения модулей упругости фибры и бетона Е/ ЕЬ~7—30, так и за счет высокого соотношения их прочностей (Я,и/В^Ьи~10—100 для прочности бетона при сжатии; Л.)и/ЙИи«100—1000 для прочности при растяжении). Фибробетон на основе высокомодульной фибры обеспечивает также повышенную ударную стойкость, морозостойкость, водонепроницаемость, истираемость.

Таблица 1

Фибра (волокно) Плотность у1, г/см3 Прочность при растяжении я1н, МПах10 Модуль упругости Е МПах103 Удлинение при разрыве, %

Металлическая

Стальная 7,8 0,5-1,5 190-210 2-6

Неметаллическая высокомодульная

Асбестовая 2,6 0,9-3,1 68-70 0,6-1

Стеклянная 2,6 1,8-3,9 70-80 1,5-3,5

Базальтовая 2,6 1,6-3,2 100-130 1,4-3,6

Арамидная 1,4 2,9-3,5 75-110 1,4

Углеродная 2 2,5-4 200-700 1-1,6

Карбоновая 1,63 1,2-4 280-380 2-2,2

Полимерная низкомодульная

Полиамидная 0,9 0,72-0,9 1,9-5 5-20

Полипропиленовая 0,9 0,4-0,77 3,5-8 10-25

Нейлоновая 1,1 0,77-0,84 4,2-4,5 16-20

Вискозная 1,2 0,66-0,7 5,6-5,8 14-16

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (""ЭЙ ^ Г Г Iг ! 13

" 40 октябрь 2010

а и

О. со с о.

9. а

16 14 12 10 8 6 4 2 0

4 —, 4 — 3 —

3 —

5

4

3

о N

15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 Класс бетона-матрицы по прочности на сжатие В

0,5

4

4 — 3 —

3 —

15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 Класс бетона-матрицы по прочности на сжатие В

- - разрушение сталефибробетона при растяжении по механизму обрыва основного количества фибр

и выдергивания из бетона-матрицы остальных фибр; ----- разрушение по механизму выдергивания из бетона-матрицы условно всех фибр

Рис. 1. Зависимости расчетного сопротивления сталефибробетона на растяжение от класса бетона-матрицы по прочности при сжатии В для однонаправленной (а) и объемно-произвольной Я<3'йг (б) ориентации фибры при ее объемной концентрации |д,=0,015 для фибры четырех типов: типа 1(1') - Я,=440 МПа, /,М=50; типа 2 (2') - Я=440 МПа, /,,/^=100; типа 3(3') - Я,=950 МПа, /,М=50; типа 4 (4') - Я,=950 МПа, /,,/^=100; для фибры типов 1-4 и 1'-4' значения коэффициентов, учитывающих анкеровку фибры равны соответственно 0,6 и 0,9

Вторая по жесткости группа — низкомодульная фибра производится на полимерной основе. Она имеет модуль упругости (2—10)-103 МПа, что ниже по жесткости фибры первой группы примерно на два десятичных порядка. Эта фибра оказывает минимальное позитивное влияние на статическую прочность, но обеспечивает в значительной мере снижение усадочного растрескивания, снижает усадку, повышает ударную вязкость и морозостойкость бетона, в частности неавтоклавного пенобетона, обеспечивает водоудерживающую способность бетонной смеси.

Для конструктивных элементов, работающих на действие статических нагрузок, важнейшей характеристикой является прочность сталефибробетона при растяжении Яиь и соответствующее ей расчетное сопротивление при растяжении Яда. Эти характеристики соответствуют стадии работы композита с выключенной из работы матрицей в силу низкой растяжимости бетона в

Таблица 2

сочетании с двумя возможными механизмами работы фибры в предельной стадии — разрывом (механизм 1) или выдергиванием из бетонной матрицы (механизм 2). Выгодным с точки зрения достигаемого эффекта и влияния на прочность сталефибробетона при растяжении является разрыв фибры. В этом случае прочностные возможности фибры реализуются максимально. Разрушение по механизму вырыва обусловливает использование прочностных возможностей фибры на уровне ниже прочности фибры при разрыве, а при слабом сцеплении или малой глубине (длине) анкеровки фибры — на очень низком уровне.

В общем случае соотношение разрываемых и выдергиваемых фибр на стадии разрушения будет связано с расчетной длиной анкеровки, определяемой из условия баланса несущих способностей фибры при разрыве и выдергивании:

_ П Я

1/ а„ _'

4Я»г

(1)

Тип стальной фибры Расчетное сопротивление растяжению Я(, МПа Длина фибры, 11, мм Относительная длина ¡1/б1 Коэффициент учитывающий анкеровку фибры в бетоне-матрице

1*(1'**) 440-580 35-50 «50 0,6-0,7* (0,8-0,9**)

2*(2' **) 70-100 «100 0,6-0,7* (0,8-0,9**)

3* (3' **) 950-1050 35-50 «50 0,6-0,7* (0,8-0,9**)

4* (4' **) 70-100 «100 0,6-0,7* (0,8-0,9**)

Примечание: * тип фибры и соответствующее ему эффективное значение коэффициента % за счет завитости, шероховатости поверхности, анкеров на концах; ** тип фибры и соответствующее ему пониженное по эффективности значение коэффициента % (гладкая фибра).

где Яи Ьвпй — прочностная характеристика сцепления фибры с бетоном-матрицей; й, — диаметр фибры; г|/ — коэффициент, учитывающий эффективность анкеров-ки фибры; его максимальное значение соответствует гладкой фибре, меньшее значение — фибре с повышенной анкеровкой за счет завитости, шероховатости поверхности, анкеров на концах.

Можно видеть, что при ¡^„<¡¡/2, разрушение будет реализовываться разрывом некоторого количества фибр и выдергиванием остальных; при ¡^„>¡/2 — выдергиванием условно всех фибр.

Таким образом, повышению прочности сталефибро-бетона на растяжение будут содействовать факторы, способствующие уменьшению расчетной длины анкеровки и повышению соотношения разрываемых и выдергиваемых фибр: увеличение длины фибры ¡, увеличение относительной длины ¡¡/й, повышение прочности бетона-матрицы на сжатие через повышение его модуля упругости и эффекта анкеровки фибры, повышение характеристик сцепления фибры с бетоном-матрицей Яи Ьвпй.

При этом влияние прочности фибры Я,и на прочность сталефибробетона при растяжении будет неод-

б

а

6

2

©ГЯЦ^ГГ"/!^!::/!" научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

(щаШ^ШШГ октябрь 2010 47"

Таблица 3

Тип и пролет арки,стрела подъема / Тип грунта основания Высота засыпки, м

1 2 3 4 5 6

Трехшарнирная пролетом 6 м, /=1,6-2,3 м Скальный А5+А'5 Р; А5+А; Р

Мягкопластичный суглинок А5+А; Р; Р

Двухшарнир-ная пролетом 4 м, /=2 м Скальный А5+А'5 Р; F+As Р

Мягкопластич-ный суглинок а5+А'5 Р; Р

Варианты армирования: F- фиброармирование; Р+Ав, Р+Ав - комбинированное; А5+А5 - традиционное стержневое.

нозначным. С одной стороны, повышение Я,и согласно (1) соответствует повышению ¡^ап и при прочих равных условиях будет ухудшать (снижать) соотношение разрываемых и выдергиваемых фибр. Однако это обстоятельство может быть компенсировано на стадии разрушения высокой прочностью оставшихся фибр, работающих по механизму разрыва. Прочностные возможности высокопрочной фибры могут быть реализованы в сталефиб-робетоне также через повышение геометрических параметров фибры I, ,/й, повышение прочности бетона и характеристики Яи Ьопй. Вместе с этим очевидно, что при идентичности геометрических характеристик фибры и параметров сцепления в силу различия механизмов разрушения прочность сталефибробетона на растяжение при использовании высокопрочной фибры в ряде случаев может быть ниже прочности композита на фибре обыкновенной прочности.

Производимая предприятиями РФ стальная фибра по уровню расчетного сопротивления при растяжении Я, соответствует двум диапазонам прочности: 1 — фибра обыкновенной прочности при Я,=440—580 МПа (группы фибры 1 и 2 по СП); 2 — высокопрочная фибра при Я,=950—1050 МПа (группа 3 по СП). Длина производимой фибры I, варьируется в пределах от 30 до 100 мм при варьировании диаметра й, в пределах 0,3—1 мм.

На основе приведенного анализа влияния основных параметров фибры на прочность сталефибробетона авторами была предложена классификация стальной фибры по ее прочности на растяжение и типоразмерам с учетом коэффициента п,, учитывающего эффективность анкеровки фибры в бетоне-матрице (табл. 2).

Описанный выше характер связи прочности стале-фибробетона на растяжение с характеристиками фибры подтверждается данными расчета Я^ с использованием полученных на основе большого экспериментального материала зависимостей СП 52-104—2006 «Сталефибро-бетонные конструкции» для диапазона изменения классов прочности бетона на сжатие В15—В60 и вышеназванных 4 типов фибры (рис. 1).

Анализ данных рис. 1 показывает, в частности, что высокопрочная (Я,=950 МПа) относительно короткая фибра (,/^=50) в сочетании с неэффективным коэффициентом анкеровки п, =0,9 во всем диапазоне классов

прочности бетона-матрицы<В55 обусловливает разрушение сталефибробетона по механизму 2 (кривая 3') и в рабочем диапазоне прочности бетона В25—В45 ниже по эффективности (значение расчетного сопротивления сталефибробетона на растяжение Яр) на 20—30% фибры обыкновенной прочности (Я, = 440МПа) при их одинаковых геометрических параметрах (кривая 1, 1').

Таким образом, сталефибробетон в зависимости от характеристик и объемного содержания фибры, характеристик бетона-матрицы обеспечивает повышение прочности (расчетного сопротивления) исходного бетона на растяжение, как это следует из рис. 1, в 2,5—7 раз, при повышении прочности при сжатии на 15—35%, что в определенных условиях позволяет использовать сталефибробетон как самостоятельный конструкционный материал для несущих конструкций [5].

Расширение возможностей применения сталефиб-робетона как конструкционного материала стало возможным в том числе в связи с тем, что в последние годы в Российской Федерации появился ряд крупных производств стальной фибры. На Южном Урале — это предприятия в Магнитогорске (НПО «Магфибрастрой», ООО«ММК-МЕТИЗ»), Челябинске (НПК «Волвек»), Кургане («Курганстальмост»), Уфе (НПП «Инвертор»).

Для исследования напряженно-деформированного состояния малопролетных засыпных арочных мостов и водопропускных труб, работающих в составе насыпи в условиях плоской деформации, был использован программный комплекс «Р1ах18 8.2», позволяющий моделировать физико-механические характеристики грунтов основания и засыпки, а также реализовать совместную работу изделий с грунтом под действием нагрузок от автотранспорта и собственного веса грунта.

В качестве конструктивной схемы малопролетных засыпных мостов рассмотрены 2 варианта арок — двух-шарнирная пролетом 4 м и трехшарнирная пролетом 6 м. С целью обоснования рационального очертания арочных конструкций в обоих вариантах были рассмотрены круговая и параболическая арки при изменении стрелы подъема ,= 1,4—2 м для двухшарнирной арки пролетом 4 м и ,= 1,6—3 м — для трехшарнирной арки пролетом 6 м. Расчеты выполнены для нескольких типов грунтового основания арочных мостов при варьиро-

НК-100

Мтах=-27,48кНм

Рис. 2. Пример расчета трехшарнирной арки единичной длины пролетом 6 м для варианта 3 асимметричного расположения нагрузки НК-100 (Л=1м, грунт основания - мягкопластичный суглинок): а - геометрическая модель с изополями общих перемещений грунта; б, в, г - эпюры изгибающих моментов, продольных сжимающих сил, поперечных сил

в

г

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (""ЭЙ ^ Г Г Iг ! 13

^42 октябрь 2010

8500

8000

7500

7000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-4,3-

- 2,1

550

450

350

250

150

50

Уровни Nper при е0=0 для основных типов стальной фибры

Тип фибры

б 8500

8000

7500

7000 550

450

350

250

150

50

10 20 30 40 50 60

0

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Эксцентриситет приложения продольной сжимающей силы е0, см

Рис. 3. Зависимости несущей способности N^1 - е0 сталефибробетонного сечения арки 1 х0,25 м для бетона классов прочности В30, В40 и четырех типов фибры

вании высоты засыпки из песчаного грунта h=1—6 м и различном расположении подвижных нагрузок НК—80, НК—100 в пределах пролета.

Исследования показали, что для обоих типов и пролетов арок в условиях переменного положения временной нагрузки в пределах пролета параболическое очертание не имеет значимых преимуществ перед круговым очертанием. Поэтому оптимальным для двухшарнир-ной арки пролетом 4 м и 6-метровой трехшарнирной арки принято круговое очертание.

Для оптимальных очертаний были выполнены расчеты (рис. 2) силового состояния арок с использованием ПК «Plaxis 8.2». Расчеты выполнены для стадии начального нагружения и стадии эксплуатации при реализации деформаций ползучести сталефибробетона.

На рис. 3 представлены номограммы несущих способностей Nper — eo сечения арки 1x0,25 м, выполненной в сталефибробетоне на основе бетона-матрицы классов прочности В30 и В40 для характерных типов фибры 1 — 4, 3' согласно приведенной классификации при Hfr=0,015.

Точки соответствуют расчетным значениям усилий для трехшарнирной арки пролетом 6 м и f=2,3 м: о < •) — наибольший положительный (отрицательный) изгибающий момент в сечениях арки при высоте засыпки й=1м; — то же при h=2 м; <У(ф — то же при h=3 м; □(■) — то же при h=4 м; V(T) — то же при h=6 м; а — для скального основания; б — для основания в виде мягко-пластичного суглинка. Остальные пояснения к рис. 3 даны в тексте.

Зависимости N„er — eo отражают позитивное влияние на несущую способность сталефибробетонного сечения повышения прочности бетона (на 10—15% при использовании бетона класса В40 по отношению к классу В30 для одинакового типа фибры), отражают преимущества

оптимальных по длине типов фибры (типы 2 и 4 по отношению к 1 и 3), фиксируют неэффективность использования относительно короткой высокопрочной фибры (типы 3, 3'; Rf=950 МПа) по использованию ее прочностных характеристик и достигаемому упрочнению бетона-матрицы на растяжение. Данные рис. 3 указывают на рациональность применения фибры типа 1 обыкновенной прочности (Rf=440 МПа) при f/f40—50. Этот тип фибры характеризуется эффективным коэффициентом анкеровки rf=0,6 за счет завитости волокна (ТУ 0991123-53832025-2001, НПО «Магфибрастрой», г. Магнитогорск), устройства отгибов на концевых участках (ТУ1276-002-51484465-2002, НПК «Волвек», Челябинск).

На рис. 3 на фоне номограмм несущих способностей сечений арок представлены точки значений расчетных усилий N-eo в наиболее нагруженных сечениях трехшарнирной арки пролетом 6 м при f=2,3 м. Значения расчетных усилий N—eo представлены блоками из трех точек, при этом усилие с наименьшим эксцентриситетом соответствует эксплуатационной стадии работы арки с реализованным упругопластическим характером работы стале-фибробетона, а с наибольшим эксцентриситетом — начальной стадии работы, которая в расчетах учитывается начальным модулем упругости сталефибробетона.

Анализ данных, приведенных на рис. 3, показывает, что при скальном грунте основания (или в слабых грунтах при жестком фундаменте в виде свайного ростверка) сечения арки при высоте засыпки 3-6 м работают в условиях, благоприятных по величине эксцентриситета e0 < 0,5h , при запасе несущей способности по продольной силе применительно к сталефибробетонному сечению на основе фибры типа 1 и бетона классов B30—B40 (точки @®@@©® на рис. 3, а). То есть арочные конструкции для этих условий могут быть реализованы в сталефибробетоне без каких-либо ограничений. Для

■f: ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

AÜ октябрь 2010 4э""

НК-100

N„^=-88,7 кН

Мтах=-121,7 кН

Qmax=-33,4 кНм

Рис. 4. Пример расчета водопропускной трубы отверстием 2 м, толщиной стенки 24 см под высоту засыпки 3 м для варианта симметричного (а, б, в, г) и асимметричного (д, е, ж, з) расположения нагрузки НК-100 в ПК «Р^в 8.2»: а, д - геометрическая модель с изополями общих перемещений грунта; б,е - эпюры изгибающих моментов; в,ж - эпюры продольных сжимающих сил; г,д - эпюры поперечных сил. Эпюры усилий приведены для элемента единичной длины

высоты засыпки 2 м (точки Да на рис. 3, а) значение эксцентриситета приложения продольной сжимающей силы составляет е0/0,5А~1,3—1,8 при запасе прочности по продольной силе относительно несущей способности сечения не менее 4 раз, что также позволяет реализовать конструкции арок в сталефибробетоне.

Наиболее тяжелым случаем, особенно для основания в виде мягкопластичного суглинка (рис. 3, б), является малая высота засыпки 1 м, которой соответствуют большие эксцентриситеты действия продольной сжимающей силы в0/0,5к до 4—5 при относительно небольших запасах прочности по соотношению Мрег/М. В данном случае конструкции арок должны решаться с использованием комбинированного армирования. Подобный анализ также выполнен для двухшарнирной арки пролетом 4 м с оптимальной стрелой подъема ,=2м.

Таким образом, выполненные исследования указывают на возможность проектирования малопролетных арочных мостов с рациональным очертанием свода и подтверждают возможность изготовления звеньев двух-шарнирных арок пролетом 4 м и трехшарнирных арок

пролетом 6 м с использованием бетона классов прочности В30—В50, армированного стальной фиброй при Цд=0,015—0,02. Результаты исследований позволили сформулировать принципы армирования арок малопролетных засыпных мостов под автомобильные нагрузки, приведенные в табл. 3.

Согласно СНиП 2.05.03—84* «Мосты и трубы» водопропускные трубы рассчитываются на действие изгибающего момента в коньковом сечении трубы без учета сжимающей продольной силы, в реальности существенно разгружающей сечение напряжениями обжатия и частично повышающей ее несущую способность.

Использование программного комплекса «Р1ах18 8.2» позволило учесть положительное влияние данного фактора и установить, что перемещения положения расчетной временной автомобильной нагрузки, НК—80 и НК—100 в пределах е = ± а/2 от симметричного положения (вертикальной оси трубы) приводят к определенной асимметрии эпюры изгибающих моментов относительно вертикальной оси при сохранении знакопеременного характера эпюры М и понижения уровня значений всех усилий в критических сечениях (рис. 4).

Рис. 5. Испытания конструкций для дорожного строительства на стенде БашНИИстроя: а - звено водопропускной трубы с плоским опиранием и отверстием 1,5 м, б - трехшарнирная арка пролетом 6 м

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (""ЭЙ ^ Г Г Iг ! 13

~44 октябрь 2010 Й^Г^Ш^Г

Рис. 6. Применение сталефибробетонных водопропускных труб (а), малопролетных засыпных арочных мостов (б), телескопических водосбросных лотков (в) на объектах дорожного строительства Республики Башкортостан

Разработана нормативно-техническая документация на производство и применение сталефибробетонных изделий и конструкций, выпускаемых ОАО «Башкирав-тодор», в частности Рекомендации по изготовлению и применению малопролетных засыпных арочных мостов и звеньев водопропускных труб, армированных стальной фиброй и Технические условия ТУ 5859-00203433484—2005 «Блоки водопропускных труб сталефиб-робетонные круглые сборные».

Вся номенклатура сталефибробетонных изделий, выпускаемая на заводе ОАО «Башкиравтодор», была подвергнута испытаниям на силовом стенде ГУП «Баш-НИИстрой» (рис. 5 а, б). Результаты испытаний подтвердили расчетные уровни несущей способности конструкций.

В настоящее время завод ЖБИ ОАО «Башкиавто-дор» по разработанной нормативной документации освоил данную технологию и перевел большую часть номенклатуры выпускаемых изделий (звенья арочных мостов и водопропускных труб, водосбросные телескопические лотки) с традиционного стержневого на дисперсное армирование стальной фиброй. Выпускаемые изделия широко используются на объектах строительства Республики Башкортостан как в новом строительстве, так и при реконструкции (рис. 6). В дальнейшем планируется расширение номенклатуры выпускаемых изделий за счет освоения производства сталефибробетонных дорожных плит повышенной эксплуатационной надежности.

Ключевые слова: бетон-матрица, фибра, дисперсное армирование, анкеровка, расчетное сопротивление, тре-щиностойкость, водопропускная труба, засыпной арочный мост, водосбросный лоток.

Список литературы

1. Рабинович Ф.Н. Дисперсно-армированные бетоны. М.: Стройиздат, 1989. 176 с.

2. Аминов Ш.Х., Струговец И.Б., Бабков В.В., Недосе-коИ.В. Водопропускные трубы для автомобильных дорог из сталефибробетона // Строит. материалы. 2003. №10. С. 21.

3. Технические условия ТУ 5859-002-03433484-2005 «Блоки водопропускных труб сталефибробетонные круглые сборные».

4. Бабков В.В., Аминов Ш.Х., Струговец И.Б., Недосе-ко И.В., Мохов В.Н., Дистанов Р.Ш. Сталефибробетонные конструкции в автодорожном строительстве Республики Башкортостан // Строит. материалы. 2006. № 3. С. 50-53.

5. Бабков В.В., Недосеко И.В., Дистанов Р.Ш. Соотношение расхода стали при фибровом и стержневом армировании в тонкостенных элементах // Строительный вестник Российской инженерной академии: Труды секции «Строительство» Российской инженерной академии. Вып. 10. М., 2009. С. 163-164.

x ежегодный строительным форум

^ Ч£РНО/ИОРСТРОИ

Щ П 25-27 ноября 2010 • Анапа

Строительство и благоустройство Строительные материалы „Sj^ ЕВроремонт Энергетика ЖКХ

—Г^|ША6КИ ИГА РОССИИ

(87937) 330-94, 331-79; {863) 240 kavkaz-expo@mail.ru; www.rostex-e

Су ■. ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

Л] : : ® октябрь 2010 45~"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.