Стадия наблюдения: особенности и проблематика
А.Л. Баранников, канд. тех. наук, доцент, Н.Ю. Миронюк
Руководитель информационно-методического отдела ПАУ ЦФО, Е. Цуканова,
помощник руководителей ПАУ ЦФО по г. Москве и Московской области
Объективным процессом в рыночной экономике является постоянное перераспределение капиталов от более убыточных в более доходные сферы производства, от более слабых в более развитые хозяйствующие субъекты страны, которые могут улучшить доходность своего региона и пополнить казну на региональном и на федеральном уровнях. В любой стране мира ключевым элементом в этом вопросе является процедура банкротства. Поэтому в каждой экономически развитой стране одним из основных составляющих механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим данную процедуру, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый 26 октября 2002 г. В законе содержится четкое определение понятия самого банкротства: это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Проблема банкротства является довольно актуальной, так как в настоящее время удельный вес российских убыточных предприятий превысил 45%. Только в 2007 г. было зафиксировано 44 255 заявление о признании должника банкротом, из которых к производству было принято 30 015 (согласно данным Высшего Арбитражного суда Российской Федерации) (рис. 1, 2).
Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения, конкурсного производства.
О первой процедуре и пойдет речь в данной статье, поскольку она является строго обязательной и помогает арбитражному управляющему выбрать дальнейшую тактику управления предприятием для удовлетворения требований кредиторов соразмерно или в полном объеме.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» дается четкое определение наблюдения: это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
В отличие от таких процедур, как финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление, процедура наблюдения является обязательной при рассмотрении дел о банкротстве. Исключение же составляют случаи рассмотрения дел должника-гражданина, ликвидируемого и отсутствующего должника, где процедура наблюдение не применяется.
Арбитражный суд в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом выносит определение о принятии его к производству. В данном определении должна указываться информация о введении процедуры наблюдения и утверждении временного управляющего.
Временный управляющий в течение пяти дней с момента назначения его арбитражным судом обязан опубликовать в официальном издании, определенном Правительством РФ, сведений о введении процедуры банкротства на данном предприятии, а также полную информацию об утвержденном арбитражном управляющем и саморегулируемой организацией, в которой он состоит.
После вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В данном случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
- на основании определения арбитражного суда о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Также снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства.
Но это — в идеале. В реальности же арбитражные управляющие сталкиваются с проблемой приостановления исполнительных документов и трудностями во взаимодействии с судебными приставами, поскольку приставы не всегда признают императивность нормы п. 1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и считают, что исполнительное производство в отношении должника может быть приостановлено по рассмотрению отдельного судебного слушания. На практике это происхо-
Экономика, Статистика и Информатика
№3, 2008
дит только в виде жалобы на действия судебного пристава. Это надолго отдаляет приостановление исполнительных документов, из-за чего нарушается сохранность имущества предприятия-должника. Есть также случаи списания со счетов должника денежных средств по инкассовым поручениям ИФНС.
Рассмотрим пример проведения процедуры наблюдения на одном из фармацевтических предприятий Московской области, где временный управляющий столкнулся с проблемой сохранности имущества, которое было практически выброшено на улицу.
Было подано ходатайство в Арбитражный суд Московской области о принятии обеспечительных мер по сохранности имущества. В период проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности было выявлено незаконно проданное имущество третьими лицами. Подано заявление в прокуратуру на действия руководителя должника и возврат незаконно переданных материальных средств. Финансовые документы, переданные временному управляющему, не отражали полной картины финансовой деятельности должника. в связи с чем фактически не представлялось возможным выявить наличие или отсутствие признаков преднамеренного банкротства. Все вышеперечисленное значительно затруднило проведение процедуры наблюдения на данном предприятии. Впоследствии по инициативе должника на первом собрании кредиторов было принято решение о введении процедуры конкурсного производства. Продолжаются мероприятия, направленные на поиск и возврат имущества должника. Возбуждено уголовное дело на руководителя должника.
После введения наблюдения запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости пая. Разумно для обеспечения сохранности имущества должника в процессе наблюдения уведомить ТУ ФРС по месту нахождения должника.
Требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обяза-
тельных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.
Следует обратить внимание, что при введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о возмещении морального ущерба.
Остановимся поподробнее на правах и обязанностях временного управляющего. При осуществлении процедуры банкротства временный управляющий обладает целым комплексом прав, которые помогают ему наиболее эффективно осуществлять свои должнос-
тные полномочия. Так, например, временный управляющий может предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными некоторых сделок и решений должника, заявлять возражения относительно требований кредиторов, обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника, в том случае если он чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей. Кроме того, временный управляющий имеет доступ к любой информации и документам, которые касаются деятельности должника.
Одной из основных функций временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Благодаря этому документу принимается решение о дальнейшей судьбе предприятия - инвестирование денежных средств, реорганизация или возможная ликвидация. Задачи, цели и
Рис. 1. Количество поступивших заявлений в арбитражные суды РФ о признании должников банкротами
2004 год
2007 год
30015
10 093
25 643
2005 год
83 068 2006 год
Рис. 2. Количество заявлений, принятых к производству о признании должников банкротами
методы проведения данного анализа подробно описаны в постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» от 25 июня 2003 г. № 367.
Финансовый анализ проводится временным управляющим в целях подготовки предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Основной информационной базой для проведения анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность, а также материалы аудиторской проверки, отчеты оценщиков.
Временный управляющий может использовать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность должника, положения об учетной политике, учредительные документы, протоколы общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестр акционеров, договоры, сметы, планы и калькуляции.
Возможности проведения аналитических расчетов теснейшим образом связаны с количеством и качеством данных, находящихся в распоряжении аналитика. Поэтому при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности информации, для чего в ходе финансового анализа должны использоваться только документально подтвержденные данные, а все заключения и выводы должны основываться на расчетах и реальных фактах.
Конечный вариант анализа финансово-экономического состояния имеет четкую структуру. В отчете обязательно указываются дата и место проведения, полная информация о временном управляющем, наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности должника, номер дела и прочая информация, дающая полное представление о должнике. При проведении финансового анализа временным управляющим обязательно должно проверяться соответствие деятельности должника нормативно-правовым актам, ее регламентирующим.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановле-
ния платежеспособности должника и обосновывает целесообразность введения последующих процедур банкротства. Согласно п. 3 ст. 70 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если в результате анализа финансового состояния должника устанавливается, что стоимость принадлежащего ему имущества недостаточна для покрытия расходов на проведение процедуры наблюдения, кредиторы могут принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов. Если же источники не определены, а кредиторы принимают решение о введении внешнего управления, то в таком случае они несут солидарную ответственность по покрытию указанных расходов.
Также на основе анализа финансового состояния должника арбитражный управляющий делает выводы о наличии признаков фиктивного банкротства предприятия. Согласно ст. 197 Уголовного кодекса РФ под фиктивным банкротством понимается - преступление, которое состоит в заведомо ложном объявлении руководителем или учредителем (участником) юридического лица, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки платежей или скидки с долгов. Важно отметить, что руководитель организации заведомо ложно сообщает о своей неплатежеспособности и самое главное делает это публично, в большинстве случаев информация о банкротстве публикуется в официальных изданиях, руководитель фирмы дает различные интервью.
Причины распространения таких противоправных действий понятны. Руководителю организации кажется довольно заманчивой идея быстро «распрощаться» с накопившимися долгами, не погашая их. К тому же в современной ситуации организациям не нужно прилагать особых усилий, чтобы соответствовать признакам банкротства и обратиться и арбитражный суд.
Если же должник подает заявление в арбитражный суд о признании его банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или если должник не принимает меры по оспариванию необоснованных требований со стороны кредиторов, то в таком случае должник
несет перед кредиторами ответственность за убытки, которые были причинены возбуждением дела о банкротстве.
Существует следующая проблематика, связанная с рассматриваемой ситуацией. Первая группа проблем состоит в противоречиях в действующих правовых актах. Вследствие этого для каждого вида ответственности, будь то административная, гражданская или уголовная, требуются свои доказательства и свои условия, что замедляет процесс привлечения собственников организации к ответственности в целом.
Вторая группа проблем связана со сложностями в получении информации. Поскольку часто при подготовке банкротства собственник намеренно искажает или уничтожает ее. Практически каждый арбитражный управляющий сталкивался со случаем исчезновения, например, бухгалтерской отчетности, что очень сильно затрудняет выполнение им своих должностных обязательств и затягивает сбор необходимой ему информации.
Третья группа проблем заключается в мягкости наказания, хотя в Уголовном кодексе РФ одним из видов наказания может являться лишение свободы на срок до 6 лет.
Помимо проведения анализа финансового состояния, в функции временного управляющего входит выявление всего круга кредиторов должника, установление размера их требований, а также проведение первого собрания кредиторов.
Для целей участия в первом собрании кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с момента опубликования временным управляющим сообщения о введении наблюдения. Если временный управляющий, другие кредиторы или представитель уполномоченного органа возражают относительно требований, то они могут в течение пятнадцати дней, с момента истечения срока предоставления требований, обратиться в арбитражный суд с возражениями относительно включения данных требований в реестр кредиторов.
Требования кредиторов, по которым поступили возражения, и требования, по которым не имеется возражений со стороны временного управляющего и других лиц, имеющих на это право, рассматриваются в арбитражной
Экономика, Статистика и Информатика 19 №3, 2008
суде для проверки обоснованности требований и наличия оснований для включения их в реестр.
Требования же кредиторов, которые были предъявлены по истечению срока для предъявлений, будут рассматриваться в арбитражном суде после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Первое собрание кредиторов проводится по инициативе временного управляющего, который определяет место, дату и время его проведения. Временный управляющий обязан уведомить об этом всех лиц, перед которыми должник имеет денежные обязательства. Первое собрание должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и сроки, которые предусмотрены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и были включены в реестр.
Помимо конкурсных кредиторов в первом собрании без права голоса могут принимать участие руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также представитель работников должника. Если же эти лица не присутствовали на собрании, это не является основанием для признания его недействительным. Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов, включенных в реестр. Повторное собрание правомочно в том случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем тридцатью процентами голосов.
К сожалению, на практике арбитражные управляющие часто сталкиваются со случаями, когда в реестре требований имеется кредитор, обладающий более чем 70 % голосов и игнорирующий проведение собрания кредиторов. В таком случае оно считается недействительным, и поэтому временному управляющему приходится обращаться в арбитражный суд, что затрудняет проведение процедуры наблюдения.
В случае, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, которые относятся к компетенции первого собрания, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Конкурсный кредитор и уполномоченный орган обладают на собрании числом голосов, которые пропорциональны размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, которые включены в реестр требований на дату проведения собрания кредиторов.
Согласно ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к компетенции собрания кредиторов относится принятие решений о выборе дальнейшей процедуры банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении его количественного состава, избрании его членов, выборе реестродержателя. На первом собрании могут определяться требования к кандидатуре арбитражного управляющего в последующей процедуре банкротства.
После проведения первого собрания кредиторов временный управляющий представляет в суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, а также протокол первого собрания кредиторов.
В случае, если иное не установлено законом о банкротстве, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства.
Если же на собрании не принимается решение о выборе дальнейшей процедуры, то тогда арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения данного дела и обязывает кредиторов решить спорный вопрос в определенные сроки. Но иногда в судебной практике встречаются случаи невозможности отложить рассмотрение дела. В этом случае суд может вынести определение о введении финансового оздоровления. Для этого должно иметься ходатайство учредителей (участников) должника, собственника
имущества должника, уполномоченного органа и кредиторов, а также третьих лиц при условии, что будет предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого обязательно должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.
Согласно п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с момента вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашении требований кредиторов ежемесячно, равными долями, в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
В случае, если нет оснований для введения финансового оздоровления, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления при условии, что у суда есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Если же обнаружено наличие признаков банкротства, то суд выносит определение о введении конкурсного производства.
С момента вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо открытии конкурсного производства процедура наблюдения прекращается.
Рассмотрев положения Федерального закона № 127-ФЗ и изучив практические моменты данной процедуры, хотелось бы обратить внимание на основную проблематику, связанную с ведением процедуры наблюдения. Основные проблемы возникают при:
1) формировании реестра требований кредиторов;
2) отсутствии бухгалтерских документов, подтверждающих данные по кредиторской и дебиторской задолженности;
3) учете имущества должника.
В довершение хотелось бы отметить, что процедура наблюдения является самой распространенной процедурой банкротства и определяет — возможно ли провести мероприятия по санации предприятия-должника (финансовое оздоровление, внешнее управление) либо потребуется применить процедуру конкурсного производства.