Научная статья на тему 'Стачки рабочих Ревеля (июль 1914 - февраль 1917 гг. )'

Стачки рабочих Ревеля (июль 1914 - февраль 1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стачки рабочих Ревеля (июль 1914 - февраль 1917 гг. )»

Революционные движения

V _________________________

Г.Г. Касаров

Стачки рабочих Ревеля (июль 1914 - февраль 1917 гг.)

В истории революционного движения в прибалтийских губерниях особое место занимают ревельские рабочие. Во-первых, Ревель был крупным промышленным центром, на заводах которого трудились в основном рабочие-металлисты, во-вторых, он находился недалеко от революционного Петрограда, связь с которым постоянно поддерживалась и, в-третьих, в Ревеле были крупные организации социалистических партий, которые организовывали и руководили многими выступлениями рабочих. Неслучайно, поэтому, ревельские рабочие принимали активное участие в забастовочном движении, как и все рабочие России. Следовательно, изучение стачечной борьбы рабочих Ревеля имеет большое научно-познавательное значение и особенно в наши дни.

Надо отметить, что истории революционного движения в Эстляндской губернии и в городе Ревеле не было уделено должного внимания в отечественной историографии. Так, в работе В. Вельмана ничего не сказано о стачечной борьбе ревельских рабочих [3: с. 90]. Отдельные сведения об этом содержатся в «Очерках истории Коммунистической партии Эстонии». Авторы «Очерков» отмечают политические стачки в январе 1916 г., забастовки рабочих в июне 1916 г., отдельные выступления рабочих в сентябре 1916 г. Уделено внимание забастовкам на заводах «Двигатель» и на судостроительном заводе Беккера. Вместе с тем авторы не сообщают о количестве бастовавших рабочих и требованиях, предъявляемых забастовщиками предпринимателям [5: с. 207, 215, 216, 225-226]. К сожалению, даже в капитальном исследовании по истории Таллина практически не раскрыта революционная борьба рабочих одного из крупных промышленных центров царской Росси [4: с. 90].

В годы Первой мировой войны произошли существенные изменения в промышленности города, что повлияло на состав пролетариата. В рядах рабочих произошли определенные сдвиги в возрастном, количественном, национальном и социальном разрезах. Многие революционно настроенные рабочие

были призваны в армию. На их место на заводы пришли люди из деревни, которые смутно представляли сущность классовой революционной борьбы. Произошедшие изменения в составе ревельских рабочих, военный психоз и национальные страсти, патриотические манифестации не могли не оказать влияния на трудящихся, на их отношение к стачечной борьбе [4: с. 90].

Это влияние оказали и первые успехи и крупные поражения российской армии. Поэтому уже в начале 1915 года ревельские рабочие стали принимать участие в стачках. Первые их выступления были связаны с победой русских войск на полях сражений, с взятием неприятельской крепости Перемышль в марте 1915 года. По этому случаю в городе была организована патриотическая манифестация. 10 марта с 13 до 18 часов провели патриотическую стачку рабочие на ряде промышленных предприятий. В ней участвовали 75 рабочих Северной бумажной и целлюлозной фабрики, 1 067 рабочих Вагоностроительного и механического завода «Двигатель», 714 рабочих Электромеханического завода «Вольта», 445 рабочих Судостроительного завода «Ноблесс-нер» и 2 620 рабочих Судостроительного Русско-Балтийского акционерного общества. Всего выступили 4921 человек [6: с. 46].

Следующая стачка была в Ревеле в июне 1915 года. В ней участвовали 28 рабочих, потребовавших увеличить заработную плату [6: с. 71]. А затем продолжились патриотические выступления ревельских рабочих. Так, 6 августа рабочие выступили против принятия на работу литейным мастером австрийского подданного Отокара Птачека на заводе «Вольта». Когда администрация завода им отказала, 7 августа 144 рабочих забастовали. Лишь к 19 августа конфликт был исчерпан, и рабочие вышли на работу (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1915. Д. 88, ч. 2. Л. 1,4; 24). В сентябре 1915 года на экономической почве на Ревельском судостроительном заводе бастовали 137 рабочих. Забастовщики добивались увеличения заработной платы [6: с. 98]. Кроме того, в Ревеле в сентябре 1915 года три часа бастовали 2970 рабочих Ревельского судостроительного завода Русско-Балтийского акционерного общества. Рабочие потребовали от администрации обеспечить их предметами первой необходимости. Забастовщикам было обещано выполнить их требования [6: с. 102].

В октябре 1915 года бастовали 4,5 часа 550 рабочих Ревельского судостроительного и механического завода. Рабочие потребовали улучшить условия быта, в том числе выразили недовольство работой городского трамвая. Администрация согласилось с требованиями, предъявленными рабочими и удовлетворила их [8: с. 228].

Усиление революционного движения осенью 1915 - начале 1916 гг. было связано с поражением царской армии. Враг захватил территорию Польши, часть территории Белоруссии и Литвы. Проявилась неподготовленность России к мировой войне. Наряду с экономическим кризисом разразился политический, правительственный кризис [1; 7: с. 21, 96-101]. В этих условиях в стране усилилась волна стачечного движения. Забастовки охватили крупные промышленные центры России. По этому поводу Министр внутренних дел

А.Н. Хвостов писал в ноябре 1915 г., что «в настоящее время приобретает особое значение рабочее движение...», которое «примет более острый характер и не преминет вступить на путь открытой борьбы с правительством». Министр считал, что застрельщиками в рабочем движении в стране выступают «сознательные» рабочие элементы обеих столиц [2: с. 297-298].

Общенациональный кризис стал проявляться во всех регионах страны. Проявился он и в городах прибалтийских губерний, в частности, в промышленном Ревеле. По сведениям Министерства внутренних дел, недовольство правительством «возникло в среде ревельских рабочих, главным образом, под давлением прибывших туда из Петрограда рабочих Русско-Балтийского завода, около которых, как застрельщиков, группируются передовые рабочие остальных местных заводов». Для того, чтобы быть в курсе существующих веяний в среде петроградских рабочих, в столицу, по предложению находящихся в Ревеле рабочих Балтийского завода, был отправлен в Петроград в качестве делегата рабочий Кин. Он получил специальное задание «выяснить отношение петроградских рабочих к переживаемому моменту».

«Собрав по сему предмету справки как в социал-демократической фракции Государ. думы, так и среди видных столичных рабочих деятелей, Кин, по возвращению в Ревель, ознакомил с результатами своей поездки наиболее развитых местных рабочих. Под влиянием этого сообщения было постановлено согласовать дальнейшие выступления ревельских рабочих с выступлениями петроградских рабочих, дабы не давать правительству поводов применять к рабочим репрессивные меры. Сообразно такому постановлению, выборные от рабочих в Ревельском военно-промышленном комитете получат точно такие же инструкции, как и выборные в Петроградском комитете. Что же касается 3-х рабочих, избранных в Ревельский военно-промышл. Комитет от заводской администрации, то из числа их один уже отказался от участия в работах комитета под тем предлогом, что он не имеет соответственных полномочий от рабочих, остальных же двух выборных от заводоуправления рабочие решили бойкотировать, в тех целях, чтобы выборы таких делегатов впредь зависели исключительно только от рабочего населения» (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4Д. 1916. Д. 101, т. 1. Л. 128 об., 129-130).

Установление связей ревельских подпольщиков с петроградскими социал-демократическими организациями позволило им использовать в своей деятельности партийную литературу, листовки большевистских и меньшевистских деятелей в борьбе за рабочие массы. Особое внимание социал-демократы Ревеля уделили быстрому подъему антивоенного настроения, недовольству ростом дороговизны и ухудшением продовольственного положения. Это была почва для агитации и организации стачечной борьбы рабочих на промышленных предприятиях [4: с. 90-91].

В начале декабря 1915 г. в Ревеле возникли большие трудности с продуктами питания, практически отсутствовал хлеб. Эстляндский губернатор по этому случаю писал в Департамент полиции: «Если закупленная городским

управлением рожь не поступит из внутренних губерний, то через несколько дней городу Ревелю угрожает голодовка» (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4Д. 1915. Д. 88,

ч. 2. Л. 10 об.).

Отсутствие хлеба в городе послужило поводом для забастовки около 1 000 рабочих на Ревельском судостроительном заводе акционерного общества «Беккер и К°». Рабочие заявили решительный протест против отсутствия хлеба в заводской столовой и в лавке. После переговоров с администрацией завода и обещания последней обеспечить рабочих продуктами питания работы на заводе возобновились (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4Д. 1915. Д. 88, ч. 2. Л.10-10 об.).

9 января 1916 г. в память о событиях кровавого воскресенья 1905 г. забастовали 1300 рабочих Ревельского судостроительного завода Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества. После 1,5-часовой забастовки работы на заводе возобновились (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 2 об.-3).

12 января 1916 г. забастовали 643 рабочих Вагоностроительного и механического завода «Двигатель». Забастовщики потребовали увеличить заработную плату. Требования рабочих частично были удовлетворены (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 2 об.-3). 19 января вновь забастовали рабочие завода «Двигатель». В стачке участвовали 837 человек. Пробастовав 2,5 дня, рабочие вынуждены были возобновить работы. Их требование о повышении заработной платы было отклонено (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 2 об.-3).

Представители органов власти в Ревеле, получив сведения о начавшемся стачечном движении, решили упредить события. Так, комендант морской крепости Императора Петра Великого подготовил и подписал приказ о наказании рабочих-забастовщиков. В приказе говорилось: «рабочим и служащим ревельских заводов Химического акционерного общества «Рих Майер», Вагоностроительного акционерного общества «Двигатель», машиностроительного акционерного общества Фр. Крулль и машиностроительного Ф. Виганд, как занятых выполнением работ для нужд государственной обороны, воспрещено самовольно оставлять работы под страхом предания суду по ст. 108 Уголовного положения за государственную измену» (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 5 об.-6).

18 февраля 105 рабочих Вагоностроительного и механического завода «Двигатель» забастовали, потребовав увеличить заработную плату. Стачка продолжалась 1, 5 часа. Рабочим было отказано (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 5

об.-6). 24 февраля бастовали 3,5 часа 250 рабочих Балтийской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры. Забастовщики протестовали против увольнения старшего подмастерья. Принять обратно уволенного рабочего администрация отказалась (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9). В марте 1916 г. в Ревеле было 7 забастовок, в которых участвовали 2184 рабочих. 10 марта 1 час бастовали 160 рабочих фабрики по механической обработке дерева акционерного общества А.М. Лютер. Забастовщики потребовали увеличить заработную плату. Дирекция частично удовлетворила требования рабочих (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9). 12 марта забастовали 30 рабочих спичечной фабри-

ки Ф. Гиндреуса. Рабочие поставили вопрос о повышении зарплаты. Однако им было отказано (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 8 об.-9). С 15 по 17 марта бастовали 900 рабочих Ревельского судостроительного завода «Беккер и К°», добиваясь увеличения заработной платы (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 118). 21 марта 1916 г. 214 рабочих забастовали, отказавшись от сверхурочных работ на Ревельском судостроительном заводе «Беккер и К°», 23 марта бастовали 31 рабочий, протестуя против сверхурочных работ на том же заводе. Одновременно рабочие потребовали увеличить зарплату (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 1. Л. 80 об.-81). 29 марта после обеда до 5 часов вечера бастовали 316 рабочих чугунно-литейного цеха и 33 рабочих столярного цеха Ревельского электротехнического завода «Вольта». Рабочие добивались увеличения заработной платы (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 1. Л. 80 об.-81; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9). В этот же день на Ревельском судостроительном заводе акционерного общества «Беккер и К°» 500 рабочих объявили политическую стачку, продолжавшуюся 2 часа. Они протестовали против высылки военными властями за пределы крепости ранее бастовавших рабочих (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9).

17 апреля 1916 г. в Ревеле состоялось собрание представителей от рабочих организаций местных фабрик и заводов, на котором обсуждались вопросы

о текущем положении и о нуждах рабочих. На этом собрании было принято решение «выпустить и распространить к предстоящему дню 1 мая нелегальную литературу» (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 1, прод. Л. 13).

В апреле 1916 г. в Ревеле дважды бастовали рабочие Балтийской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры. 18 апреля забастовали 16 рабочих, потребовавших увеличить зарплату. Администрация фабрики повысила заработную плату рабочим (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9). 26-27 апреля произошла вторая забастовка на этой фабрике. В стачке участвовали 800 человек. Требование рабочих о повышении заработной платы было частично удовлетворено (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 8 об.-9).

В мае 1916 г. в Ревеле было две забастовки. 4 мая забастовали 321 рабочий турбо-механической мастерской Ревельского судостроительного завода «Беккер и К°». Рабочие выразили протест против сверхурочных работ и потребовали увеличить заработную плату до 2 рублей в день. Заводская администрация согласилась увеличить зарплату (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 1. Л. 225 об.-226; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 118). 9 мая произошла забастовка 12 чернорабочих на Вагоностроительном и механическом заводе «Двигатель». Рабочие потребовали увеличить заработную плату за сверхурочную работу на 25%. Дирекция удовлетворила требование рабочих (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 65).

4 июня 1916 г. на Вагоностроительном и механическом заводе «Двигатель» с 8 до 11 часов утра бастовали 41 плотник сборочной мастерской товарных вагонов. Плотники предъявили требование об увеличении заработной платы на 25 % за сборку вагона с тормозом и на 20 % — без тормоза. Дирекция заво-

да обещала пересмотреть расценки, после чего плотники приступили к работе. В тот же день на заводе «Двигатель» забастовали 11 мальчиков, подающих рабочим подогретые заклепки. Мальчики потребовали увеличить зарплату с 40-45 копеек до 90-100 копеек в день Администрация отказалась удовлетворить требования мальчиков и пригрозила им увольнением, но затем прибавила по 5 копеек в день. Через 2 дня забастовщики приступили к работе (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 96 об.-97; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 455-456; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л.270; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 17 об.-18).

8 июня забастовали 800 рабочих Ревельского судостроительного завода «Ноблесснер». Стачечники потребовали увеличить заработную плату на 50%, а также обеспечить их сахаром (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 458; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 153; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 17 об.-18). В тот же день 8 июня началась очередная забастовка на Вагоностроительном и механическом заводе «Двигатель». С 7 до 10 утра бастовали 170 кузнецов и молотобойцев. Забастовщики предъявили требование об увеличении зарплаты на 50%. Из-за стачки не могли работать 1315 человек. После переговоров решение вопроса было отложено на одну неделю (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 457; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 153; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 17 об.-18).

15 июня на заводе «Двигатель» забастовали 217 кузнецов и молотобойцев, к которым в 2 часа 30 минут дня присоединились остальные рабочие завода в количестве 1334 человек. Рабочие потребовали от дирекции завода увеличить зарплату от 25 до 50% в зависимости от исполняемой работы. Уходя домой, в 5 часов вечера рабочие заявили, что 16 июня без прибавки 50% они к работам не приступят. 16 июня завод стоял. Бастовали все 1664 человека. Чтобы не уступать рабочим, администрация завода пошла на крайние меры.

18 июня распоряжением коменданта крепости завод «Двигатель» был закрыт и все рабочие уволены. И только 27 июня с 11 часов утра работы на заводе возобновились. В повышении заработной платы рабочим было отказано (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 96 об.-97; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 502, 504, 505; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 17 об.-18).

18 июня 1916 г. бастовали с 7,5 до 9 часов утра 200 рабочих снарядной мастерской Ревельского судостроительного завода Русско-Балтийского акционерного общества. Рабочие протестовали против невыплаты за май обещанной платы за штучную работу. Одновременно они потребовали увеличить зарплату мужчинам до 4-5 руб. и женщинам до 2 руб. в день. Администрация завода обещала рассмотреть заявление рабочих (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 96 об.-97; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 555; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 17 об.-18).

14 июля 1916 г. на Судостроительном заводе Русско-Балтийкого акционерного общества во второй половине дня забастовали рабочие детонаторной и турбинной мастерской, к которым 15 июля примкнули рабочие инструментальной мастерской. В общей сложности из 6 465 рабочих бастовали 638 человек. Поводом к забастовке послужило грубое обращение с рабочими заведующего де-

тонаторной мастерской Деймонтовича. Рабочие турбинной и инструментальной мастерских забастовали из солидарности с рабочими детонаторной мастерской. Администрация обещала разобраться, но не исполнила своего обещания. Инженер не был уволен. Работы в мастерских начались 18 июля, часть рабочих была уволена и на их место набрали новых (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 189 об.-190; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 3; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 189 об.-190). 18 июля на Вагоностроительном и механическом заводе «Двигатель» забастовали 3 чернорабочих при погрузке чугуна в вагранку для литья, недовольных наложенным за прогул на двух рабочих штрафом по 75 коп. Они потребовали отменить штраф и одновременно потребовали повысить зарплату.

19 июля два чернорабочих были замены другими рабочими (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 189 об.-190).

1 августа 1916 г. бастовали 19 рабочих Балтийской фабрики бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, недовольные переводом в другое помещение. Дирекция отказалась вернуть рабочих на прежнее место работы (РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 3 об.-4)

9 августа забастовали 304 рабочих литейного цеха Электромеханического завода акционерного общества «Вольта». Рабочие потребовали увеличить зарплату на 50%. Администрация отказалась выполнить требование рабочих.

10 августа на работу вышли 95 человек, а 209 продолжали бастовать. Среди забастовщиков было 129 военнообязанных, а остальные невоеннообязанные и женщины. Директор завода решил расправиться с забастовщиками. По его указанию был составлен список наиболее активных участников забастовки и представлен коменданту морской крепости Императора Петра Великого вицеадмиралу Герасимову. Последний подписал приказ, в котором говорилось: «Предписав за нарушение моего обязательного постановления о воспрещении самовольного оставления работ взыскать в административном порядке заключением в тюрьме на две недели нижеследующих рабочих акционерного общества «Вольта» Б.И. Леукман, К.М. Пукис, А.К. Бернгард, К.Р. Вольман, А.В. Раадик, А.И. Лехтер, А.Ю. Леппик, И.К. Варес, Т.У Загер, И.А. Бабин-кова, Я.Я. Гольдберг, ИМ. Петрова, И.Ю. Лубби, В.Ю. Руммель, Ю.А. Сахк, А.Я. Койт, О.А. Лехтметс, Ф.П. Кунгур, Ю.Я Илау, О.Я. Вахер, К.Я. Штрауса, после чего военнообязанных передать воинскому начальству для призыва на службу, а остальным воспретить пребывание в крепостном районе». В следующем приказе по поводу бастовавших рабочих Ф.М. Тоом и А.Ю. Пусильд говорилось, что «за самовольное оставление крепостных работ предписываю возвратить через полицию по этапу, подвергнуть в административном порядке денежному штрафу в размере 15 руб. каждого, с заменой в случае неуплаты арестом в тюрьме на две недели и после отбытия наказания выдворить обеих на работы» (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 115. Л. 132 об.-135; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 23 об.-24; РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Л. 31). Стачка на заводе «Вольта» продолжалась 7 дней. За участие в ней 209 человек были уволены, 21 были арестованы на две недели, двое оштрафованы по 15 руб. каждый

и военнообязанные были отправлены в армию. Администрация завода отказалась удовлетворить требования рабочих (ГАРФ. Ф. 102. ДП Д. 1916. Д. 101, т. 2. Л. 287 об.-288; ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 1. Л. 258).

2 сентября 1916 года на Ревельском судостроительном заводе Северо-Западного акционерного общества (бывший «Беккер») забастовали из 3 067 рабочих 1458 человек. Забастовщики выдвинули экономические требования (РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л.4). 9 сентября снова началась забастовка на том же предприятии. В ней участвовали 946 рабочих судостроительной мастерской, 231 рабочий плотнично-столярной мастерской и 281 рабочий железо-котельной мастерской. Всего бастовали 1 458 человек. Рабочие потребовали ускорить обещанную прибавку. После удовлетворения их требования

12 сентября с 10 часов утра работы на заводе возобновились (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 3. Л. 91 об.-92; ГАРФ МЮ. Ф. 124. 1916. Оп. 54. Д. 160. Л. 1, 3; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 26 об.-27; РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 377. Л. 48). 13 сентября забастовали 657 рабочих ночной смены и 14 сентября 175 рабочих дневной смены фабрики Балтийской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры. Рабочие высказали свое недовольство заработной платой и потребовали увеличить ее. После переговоров дирекция повысила зарплату на 15 копеек за каждый сделанный кусок ткани и 25% добавила к уже получаемой 50% добавке к жалованью. Работы на фабрике возобновились в 11 часов утра 14 сентября (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 115. Л. 331 об.-332; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 26 об.-27).

В конце сентября 1916 года дважды бастовали рабочие Ревельского судостроительного завода Северо-Западного акционерного общества. Так, 27 сентября три часа бастовали 979 рабочих судостроительной мастерской. Рабочие предъявили требования: увеличить заработную плату, улучшить условия работы и открыть вечерние технические курсы для рабочих. Администрация удовлетворила эти требования рабочих (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 3. Л. 91 об.-92; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 4; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 26 об.-27). На том же заводе 29 сентября забастовали 277 рабочих, потребовавших удалить 2 сборщиков за то, что они доносили начальству на своих товарищей. Стачка продолжалась полдня. Администрация отказалась увольнять сборщиков (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 3. Л. 91 об.-92; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 43. Л. 5).

С конца 1916 г. стачечная борьба ревельских рабочих стала принимать напряженный политический характер. Они, как и рабочие всей России, систематически поднимались на борьбу с отечественной буржуазией, получающей огромные прибыли от эксплуатации пролетариата, на борьбу с царской властью за победу революции. Рабочие использовали малейший повод, чтобы открыто выступать против произвола предпринимателей. Так, 1 декабря 1 000 рабочих (из 7300) Ревельского судостроительного завода Русско-Балтийского акционерного общества забастовали по случаю невыплаты в срок зарплаты. Пробастовав 2 часа, рабочие приступили к работе. Зарплата была выдана рабочим 3 декабря (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 4. Л. 16 об.-17; РГИА. Ф. 23.

Оп. 16. Д. 199. Л. 31 об.-32). 8 декабря после обеда забастовали около 550 рабочих Ревельского судостроительного завода акционерного общества «Но-блесснер». Забастовщики потребовали улучшить порядок раздачи хлеба, прекратить штрафовать рабочих и увеличить зарплату (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 4. Л. 16 об.-17; РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 118. Л. 8 об.-9, 35). С 9 по 12 декабря бастовали 60 рабочих сухого дока в порту Императора Петра Великого. Рабочие протестовали против лишения их обеденного перерыва (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 4. Л. 16 об.-17). 12 декабря 3,5 часа бастовали 105 рабочих железнодорожного отделения машиностроительного завода акционерного общества Фр. Крулль. Рабочие потребовали вовремя выдавать аванс и увеличить зарплату на 100%. Администрация предложила увеличить зарплату на 50%. Рабочие согласились и вышли на работу (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 118. Л. 17 об.; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 31 об.-32).

13 декабря с 7 часов утра до обеда бастовали 64 рабочих-маляров на Вагоностроительном заводе акционерного общества «Двигатель». Рабочие просили увеличить заработную плату. Частично их требование было удовлетворено (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1916. Д. 101, т. 4. Л. 16 об.-17; РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 118. Л. 18 об.-19; РГИА. Ф. 23. Оп. 16. Д. 199. Л. 31 об.-32).

В январе 1917 года в Ревеле бастовали рабочие ряда крупных промышленных предприятий. 3 января забастовали 27 рабочих нагревальщиков заклепок на Ревельском судостроительном заводе акционерного общества «Ноблесснер». Рабочие потребовали увеличить оплату их труда, но дирекция завода им отказала. Нагревальщики были заменены подручными рабочими. 5 января работы возобновились на прежних условиях (РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 27, 27 об.-28).

9 января 1917 г. в 10 часов утра 63 рабочих турбо-механической мастерской и 44 рабочих сборочно-установочной мастерской (всего 107 человек) Ре-вельского судостроительного завода Северо-Западного акционерного общества забастовали в память событий 9 января 1905 г. После обеда была сделана попытка организовать забастовку рабочими железо-котельной и судостроительной мастерских. Но после уговоров начальства они приступили к работам (РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 19-19 об., 27 об.-28). 13-14 января после обеда бастовали 830 рабочих судостроительной мастерской Ревельского судостроительного завода Северо-Западного общества. В этот и на следующий день к ним присоединились рабочие ряда мастерских. В общей сложности из 2987 рабочих бастовали 1599 человек. Рабочие требовали увеличить зарплату на 30%, уволить конторщика, берущего с рабочих взятки, рабочие меднолитейной мастерской потребовали сократить рабочий день на 1 час. Администрация частично удовлетворила требования рабочих. Основная масса рабочих 13 января приступила к работам. Рабочие медно-литейной и железокотельной мастерских в количестве 1420 человек бастовали 14 января, добиваясь удовлетворения своих требований (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88,

ч. 2. Л. 7, 8; РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 150-150 об.-153; РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 22, 26, 27 об.-28; РГВИА. Ф. 369. Оп. 9. Д. 38. Л. 170).

16 января началась одна из самых крупных стачек - стачка рабочих Ре-вельского судостроительного завода Русско-Балтийского акционерного общества. В 9 часов утра 209 рабочих кузнечной мастерской потребовали сохранить 100% оплату их труда из-за того, что в результате низкого качества кокса и материалов произошло понижение производительности труда. После переговоров с администрацией завода, согласившейся с доводами забастовщиков, работы в 10 часов утра возобновились (ГАРФ МЮ. Ф. 124. 1917. Оп. 55. Д. 61. Л. 3-3 об.; РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 173, 174, 176, 177; РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 24, 28). На следующий день 17 января в 9 часов утра забастовали 891 рабочий большой судостроительной мастерской, требовавшие чтобы дирекция увеличила заработную плату от 15 до 5% и гарантировала сохранение 100% оплаты их труда, а также выдала им рукавицы. Переговоры рабочих с администрацией к положительным результатам не привели. Рабочие настаивали на немедленном удовлетворении их требований. С утра 18 января забастовка стала нарастать. К бастующим рабочим присоединились большинство мастерских завода. В этот день из 7 164 рабочих бастовали 3 849. 19 января с утра в забастовке участвовали 6 497 человек и 20 января 6 669 человек. Дирекция завода пошла на крайние меры. 23 января было объявлено о выселении рабочих и их семей из заводских квартир, около 100 человек были уволены и в принудительном порядке направлены на работы в военную крепость. 24 января работы на заводе возобновились. Администрация частично выполнила требования рабочих. Была повышена и заработная плата (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88, ч. 2. Л. 4).

19 января 1917 г. в 11 часов утра забастовали 200 рабочих мебельного отделения фабрики Акционерного общества для механической обработки дерева

А.М. Лютера. Забастовщики потребовали увеличения зарплаты на 100%, окончания рабочего дня в субботу в 19 часов 30 минут, но при этом суббота должна было оплачиваться как 10-часовой рабочий день, и потребовали ввести на фабрике институт рабочих старост. Рабочие объясняли свои требования тем, что за время войны на все жизненные припасы цены поднялись более чем на 100%, что на получаемое ими вознаграждение существовать невозможно (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88, ч. 2. Л. 5). 26 января рабочим была сделана военная прибавка в размере 80%, поденная плата для мужчин увеличена с 1 руб. 70 коп. до 2 руб., женщинам с 70 коп. до 1 руб. В остальном было отказано (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88, ч. 2. Л. 8; РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 377. Л. 27 об.-28).

С утра 20 января забастовали 245 рабочих Ревельского судостроительного завода Северо-Западного акционерного общества. Рабочие потребовали увеличить зарплату. Забастовка продолжалась два дня. Администрация объявила рабочим, что с 1 февраля всем будет выплачиваться военное пособие. Это успокоило рабочий коллектив, и они приступили 23 января к работе (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88, ч. 2. Л. 1, 2; РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 179, 188; РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 117. Л. 96; РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 26 а, 27 об.-28). 21 января в Ревеле забастовали 1000 рабочих Судостроительного

завода «Ноблесснер» (Новая фирма - «Петровская верфь»). Стачка продолжалась два с половиной дня. Рабочие потребовали увеличить зарплату с 20 до 40 копеек в день, мастерам вежливо обращаться с рабочими, устроить вентиляцию, чистить помещения, в том числе туалетную комнату, не высылать забастовщиков в отдаленные губернии России и удалить полицию с завода. Администрация фирмы пошла навстречу рабочим, увеличив зарплату на 120%. В остальном было отказано. Работы на заводе возобновились с 13 часов 24 января 1917 года (РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 377. Л. 92).

21 января 1917 года старший фабричный инспектор Эстляндской губернии писал в Министерство торговли и промышленности, что «забастовочное движение на ревельских заводах постоянно растет», что под влиянием постоянно бастующих рабочих завода Северо-Западного акционерного общества возникают стачки на других заводах, например, на заводе «Петровская верфь», что, по мнению представителей заводов, в значительной степени на требования ревельских рабочих оказывала влияние непомерно возросшая оплата труда на многих петроградских заводах. Старший фабричный инспектор сообщил, что 20 января на заседании Особого заводского совещания ревельского района под влиянием возрастающего стачечного движения представители трех судостроительных заводов приняли решение о повышении военного пособия по случаю дороговизны в зависимости от семейного положения с 1 копейки до 5 копеек за 1 рабочий час (ГАРФ. Ф. 102. ДП 4 Д. 1917. Д. 88, ч. 2. Л. 6, 6 об.; РГИА. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 740. Л. 170).

23 января на электро-механическом заводе «Вольта» бастовали рабочие механического и монтажного отделений, потребовавшие увеличить зарплату. Администрация обещала рассмотреть требования забастовщиков и ответить. После обеда работы на заводе возобновились (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 273, 333; РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 45 об.-47).

14 февраля 1917 года после обеда на Ревельском вагоностроительном заводе «Двигатель» забастовали 68 столяров, потребовавших увеличить зарплату на 20 копеек в день и увеличить количество чернорабочих для подвозки материалов. Рабочим обещали расценки пересмотреть и количество чернорабочих увеличить. На следующий день с утра работа столяров возобновилась (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 228 об.-229). 15 февраля на том же заводе после обеда бастовали с 12 часов 30 минут до 15 часов 135 слесарей. Они потребовали, чтобы администрация увеличила им поденную плату на 20%. Слесарям обещали, что расценки будут пересмотрены (РГВИА. Ф. 369. Оп. 21. Д. 219. Л. 335).

16 февраля в течение 4 часов 45 минут бастовали 320 рабочих на заводе Ф. Крулля. Причиной забастовки стало отсутствие хлеба. После переговоров и обеспечения рабочих хлебом работы на заводе возобновились. Наконец, 23 февраля 1917 г. на Ревельском судостроительном заводе Северо-Западного акционерного общества забастовали 785 человек. Причиной стачки также было отсутствие хлеба. Забастовка продолжалась 5 часов. После подвоза хлеба работы на заводе возобновились (РГИА. Ф. 23. Оп. 29. Д. 85. Л. 45 об.,47).

Таким образом, ревельские рабочие внесли заметный вклад в революционное движение российского пролетариата. В условиях Первой мировой войны они организовали не менее 60 стачек, в которых приняли участие 38 104 рабочих. В 1915 году рабочие города провели 11 стачек, в которых участвовали 9 750 рабочих; в 1916 году в Ревеле было 36 забастовок, в которых приняли участие

17 001 рабочих и в январе-феврале 1917 года в Ревеле было 13 стачек с 11 353 забастовщиками. Стачечная борьба сплачивала пролетарские массы, дисциплинировала их, готовила к будущим выступлениям за победу революции в России.

Литература

1. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения / А.Я. Аврех. - М.: Наука, 1989. - 255 с.

2. Балабанов М. От 1905 к 1917 году: Массовое рабочее движение / М. Балабанов. - М.; Л.: Государственное издательство, 1927. - 456 с.

3. Вельман В. Краткий очерк эстонского рабочего движения (1902-1922) /

В. Вельман // Пролетарская революция. - 1923. - № 12. - М.; Пг. - С. 86-94.

4. История Таллина: с начала 60-х годов XIX столетия до 1970 года. - Таллин: Ээсти раамат, 1972. - 467 с.

5. Очерки истории Коммунистической партии Эстонии. - Ч. 1. - Таллин: Эстонское государственное издательство, 1961. - 408 с.

6. Рабочее движение в годы войны. - М.: Вопросы труда, 1925. - 364 с.

7. Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны / А.Л. Сидоров. - М.: Наука, 1973. - 456 с.

8. Стачечное движение рабочих России в годы Первой мировой войны: Материалы официальной статистики за август 1914 - январь 1917 гг. - М.: Изд-во Института истории СССР АН СССР, 1986. - С. 143-268.

Literatura

1. Avrex A. Ya. Carizm nakanune sverzheniya / A.Ya. Avrex. - M.: Nauka, 1989. -255 s.

2. BalabanovM. Ot 1905 k 1917 godu: Massovoe rabochee dvizhenie / M. Balabanov. -M.; L.: Gosudarstvennoe izdatel’stvo, 1927. - 456 s.

3. Vel’man V. Kratkij ocherk e’stonskogo rabochego dvizheniya (1902-1922) / V. Vel’man // Proletarskaya revolyuciya. - 1923. - № 12. - M.; Pg. - S. 86-94.

4. Istoriya Tallina: s nachala 60-x godov XIX stoletiya do 1970 goda. - Tallin: E’e’sti raamat, 1972. - 467 s.

5. Ocherki istorii Kommunisticheskoj partii E’stonii. - Ch. 1. - Tallin: E’stonskoe gosudarstvennoe izdatel’stvo, 1961. - 408 s.

6. Rabochee dvizhenie v gody’ vojny’. - M.: Voprosy’ truda, 1925. - 364 s.

7. SidorovA. L. E’konomicheskoe polozhenie Rossii v gody’ Pervoj mirovoj vojny’ / A.L. Sidorov. - M.: Nauka, 1973. - 456 s.

8. Stachechnoe dvizhenie rabochix Rossii v gody’ Pervoj mirovoj vojny’: Materialy’ oficial’noj statistiki za avgust 1914 - yanvar’ 1917 gg. - M.: Izd-vo Instituía istorii SSSR AN SSSR, 1986. - S. 143-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.