Научная статья на тему 'Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками'

Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / СТАБИЛЬНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКИМИ РИСКАМИ / RISK / STABILITY OF FUNCTIONING OF TREASURER SYSTEM / MANAGEMENT OF TREASURER RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Валентина Ивановна, Бабаскина Татьяна Ивановна

В статье затрагиваются актуальные вопросы функционирования казначейской системы, механизмы управления казначейскими рисками, эволюция и основные изменения в деятельности Федерального казначейства. Приводятся региональные данные по Курской области фактологические и статистические, отражающие состояние исследуемого вопроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILITY OF FUNCTIONING OF TREASURER SYSTEM AS RESULT OF MANAGEMENT OF TREASURER RISKS

In article topical issues of functioning of treasurer system, controling mechanisms by treasurer risks, evolution and the main changes in activities of Federal Treasury are raised. Regional data on Kursk region factual and statistical, reflecting a condition of the researched question are provided

Текст научной работы на тему «Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками»

УДК 332.1

Епифанова Валентина Ивановна, кандидат экономических наук, руководитель Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: epifanova_vi@mail.ru

Бабаскина Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ e-mail: babaskina_t_i@mail.ru

СТАБИЛЬНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ УПРАВЛЕНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИМИ

РИСКАМИ

Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы функционирования казначейской системы, механизмы управления казначейскими рисками, эволюция и основные изменения в деятельности Федерального казначейства. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические, отражающие состояние исследуемого вопроса.

Ключевые слова: риск, стабильность функционирования казначейской системы, управление казначейскими рисками.

Epifanova Valentina Ivanovna, the chief of the department of Federal Treasury across Kursk region, Candidate of Economic Sciences e-mail: epifanova_vi@mail.ru

Babaskina Tatyana Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor "Economy and finance" Kursk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: babaskina_t_i@mail.ru

STABILITY OF FUNCTIONING OF TREASURER SYSTEM AS RESULT OF MANAGEMENT OF TREASURER RISKS

Summary: in article topical issues of functioning of treasurer system, controling mechanisms by treasurer risks, evolution and the main changes in activities of Federal Treasury are raised. Regional data on Kursk region - factual and statistical, reflecting a condition of the researched question are provided.

Keywords: risk, stability of functioning of treasurer system, management of treasurer risks.

На современном этапе система управления в органах государственной власти представляет собой сложнейший многогранный механизм, одной из граней которого является управление рисками при осуществлении деятельности.

Сегодня понятие "риск" присуще любой организации, включая органы Федерального казначейства.

Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых органами Федерального казначейства при осуществлении полномочий, или повлиять на достижение целей и привести к потере финансовых и материальных ресурсов.

Казначейский риск как экономическая категория представляет собой разновидность финансового риска, имеющего субъективно-объективную природу, характеризующегося вероятностью отклонения качественных характеристик предоставленных услуг органами Федерального казначейства от заданных параметров вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов, процедур, административных и иных регламентов, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании.

Основные характеристики казначейского риска:

- казначейский риск проявляется в экономической сфере государства, связан с кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства;

- казначейский риск сопровождает все операции, процессы, процедуры, связанные с учетом и зачислением доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты всех уровней, кассовых выплат из бюджетов, управление операциями с финансовыми средствами на Едином казначейском счете Федерального казначейства;

- рисковое событие может произойти или не произойти. В этом выражается наличие вероятности наступления и реализации казначейского риска;

- уровень казначейского риска не является неизменным, он варьируется во времени под воздействием внешних и внутренних факторов;

- казначейский риск характеризуется наличием альтернативных вариантов принятия решения.

Возникновение казначейских рисков обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы казначейских рисков не связаны непосредственно с деятельностью органов Федерального казначейства, они зависят от экономической и социально-политической ситуации в стране.

Внутренние факторы возникновения казначейских рисков связаны непосредственно с деятельностью системы органов Федерального казначейства: с возможными негативными обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера.

В процессе реализации новых инновационных подходов по развитию органов Федерального казначействапринципиально новую роль должен играть внутренний казначейский контроль, который, развиваясь и расширяя сферу своего приложения, превращается в инструмент контроля за казначейскими рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления

данными рисками.

(

Внешние факторы - находятся вне спстсмы органов Федерального казначейства

(

Возможность сбоя функционирования различных систем - форс-мажорные

обстоятельства

Политико-правовые факторы -изменение политической ситуации или политических решений в РФ

Экономические факторы -изменение экономической ситуации или законодательства РФ

(

Внутренние факторы - находятся внутри системы органов Федерального казначейства

Невыполнение (частичное выполнение) установленных процедур сотрудниками органов Федерального казначейства

Неполная(неправильная) регламентация процедур и операций, несовершенство информационных систем, используемых органами Федерального казначейства

(

Отсутствие необходимого уровня квалификации сотрудников органов Федерального казначейства

тг

Тевыпплнентте требовании по осуществлению внутреннего контроля в структурном подразделении органа Федерального казначейства

Рисунок 1. Классификация факторов казначейских рисков в деятельности органов Федерального казначейства

Управление казначейскими рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свою процедуру (последовательность действий). Если быть точнее, то управление казначейскими рисками можно определить как деятельность, направленную на экономически эффективную защиту органов Федерального казначейства от нежелательных, сознательных и случайных обстоятельств, препятствующих достижению намеченных целей.

Система управленияказначейскими рисками - это новый, более совершенный подход, который охватывает все процессы, происходящие в органах Федерального казначейства, повышая их эффективность и результативность.

Целью внедрения комплексной системы управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства является наиболее раннее выявление возможных нарушений и недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении ими своей деятельности.

Главные задачи, которые должны быть решены при управлении казначейскими рисками, заключаются в их выявлении, оценке и процедурах минимизации.

Управление казначейскими рисками в Управлении Федерального казначейства по Курской области (далее - УФК) осуществляется по следующим направлениям.

Направления управления казначейскими рисками в УФК Выявление рисков ходе осуществления внутреннего контроля руководством и сотрудниками УФК

Выявление рисков по результатам контрольных мероприятий, проведенных ОВКиА

Выявление рисков в ходе получения внешней оценки деятельности УФК

Рисунок 2. Направления управления казначейскими рисками в Управлении Федерального казначейства по Курской области

Первое направление. Выявление рисков в ходе осуществления внутреннего контроля руководством и сотрудниками УФК с применением методов контроля "самоконтроль", "контроль по уровню подчиненности" в соответствии со Стандартом внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденнымприказом Федерального казначейства от 16 апреля 2012 г. № 164.

Процесс планирования внутреннего контроля включает следующие этапы:

- анализ всех операций, действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур, в структурном подразделении УФК, в том числе описанных в соответствующих технологических регламентах;

- оценка существующих процедур внутреннего контроля на их достаточность и эффективность, а также выявление недостающих процедур внутреннего контроля, отсутствие которых может привести к возникновению казначейских рисков.

Внутренний контроль осуществляется во всех структурных подразделениях УФК в соответствии с утвержденными Картами внутреннего контроля, с соблюдением периодичности контрольных действий и методов контроля, указанных в Карте внутреннего контроля.

По результатам проведенного внутреннего контроля отделом внутреннего контроля и аудита (далее - ОВКиА) составляется аналитическая справка для

руководителя УФК с указанием основных (системных) нарушений (недостатков), выявленных в ходе внутреннего контроля, их причинах и мерах, принятых для их устранения, а также с рекомендациями по недопущению в дальнейшем нарушений (недостатков), выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля. На основании аналитической справки руководитель УФК дает поручения структурным подразделениям УФК о принятии мер, направленных на минимизацию казначейских рисков.

Второе направление. Выявление рисков по результатам контрольных мероприятий, проведенных ОВКиА в структурных подразделениях УФК в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденными приказом Федерального казначейства от 31.03.2016 № 73.

ОВКиА ежегодно в соответствии с утвержденными Планами проводятся 27- 29 контрольных мероприятий в структурных подразделениях УФК.

ОВКиА по результатам контрольных мероприятий в отношении проверенного структурного подразделениярассчитывает интегральную оценку его деятельности и готовит проект карты рисков для рассмотрения на заседании Контрольного совета УФК. Поступившая на рассмотрение Контрольного совета УФК информация анализируется на предмет идентификации рисков, возникших в результате несоблюдения структурным подразделением требований нормативных правовых актов, технологических регламентов. На основании рассмотренных материалов проверок руководитель УФК дает поручения начальникупроверенного структурного подразделения о принятии незамедлительных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и минимизацию казначейских рисков.

Третье направление. Выявление рисков в ходе получения внешней оценки деятельности УФК.

Внешняя оценка деятельности УФК осуществлялась путем:

- направления запросов финансовому органу субъекта Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации (их структурным подразделениям), территориальному государственному внебюджетному фонду, главам муниципальных образований;

- проведения анкетирования во время бюджетных собраний;

- проведения опросово внешней оценке с использованием ресурсов официального Интернет - сайта УФК.

Внешняя оценка деятельности УФК за 2013 - 1015 годы получена от 1233 внешних респондентов. Результаты анализа внешней оценки УФК представляются ОВКиА руководителю УФК, на заседания Контрольного Совета УФК для рассмотрения и выработки предложений по принятию соответствующих управленческих решений и размещаются на Интернет - Сайте УФК. УФК оперативно реагирует на высказанные пожелания и предложениявнешних респондентов усовершенствованию работы УФК.

Применяемая УФК практика получения внешней оценки является действенным инструментом координации управления казначейскими рисками, так как концентрирует внимание на проблемах, возникающих при работе с клиентами.

В целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля в органах Федерального казначейства приказом Федерального казначейства от 25 декабря 2015 г. № 268 утвержден Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства. В настоящее время осуществляется пилотное внедрение автоматизированного последующего оперативного контроляв органах Федерального казначейства. Внедрение данного контроля позволитобеспечить оперативное информирование руководства органов Федерального казначейства о выявленных нарушениях (недостатках) в деятельности органов Федерального казначейства, своевременное принятие управленческих решений и реализацию мероприятий по минимизации внутренних казначейских рисков в деятельностиорганов Федерального казначейства.

Таким образом, построение системы управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства позволит руководству органов Федерального казначейства:

- обеспечить качественное оказание государственных услуг и выполнение государственных функций;

- рационально использовать имеющиеся средства;

- повысить эффективность бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов и их соответствие установленным требованиям;

- осуществить своевременное и качественное выполнение поставленных

задач;

- избегать риска потери финансовых и материальных ресурсов при осуществлении своей функциональной деятельности;

- обеспечить эффективность и результативность принимаемых управленческих решений по минимизации казначейских рисков.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.082004 № 120-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Положение об Управлении Федерального казначейства по курской области (утверждено приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316) // СПС КонсультантПлюс.

3. Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства (утвержден приказом Федерального казначейства от 16 апреля 2012 г. № 164) // СПС КонсультантПлюс.

4. Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими

подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности (утверждены приказом Федерального казначейства от 31.03.2016 № 73) // СПС КонсультантПлюс.

5. Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства (утвержден приказом Федерального казначейства от 25 декабря 2015 г. № 268) // СПС КонсультантПлюс.

6. Епифанова В.И. Управление Федерального казначейства по Курской области: итоги, перспективы и вызовы // Политика, экономика и инновации. - 2015. - № 3 (5). - С. 4.

7. Подосинников Е.Ю., Борщик Н.Д., Пясецкая Е.Н. История становления и развития казначейской системы на территории Курской области // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск: Изд-во КГУ, 2015. - №4 (36). - 11 с. - ISSN: 2074-1774. - URL: http://scientific-notes.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.