Научная статья на тему 'Стабильность финансовой системы России как страны - экспортера углеводородов'

Стабильность финансовой системы России как страны - экспортера углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЮДЖЕТ / НЕФТЯНЫЕ ДОХОДЫ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных Ю.Г.

В статье поднимается проблема поиска баланса между целями, инструментами и методами, составляющими сущность государственной политики по обеспечению экономической, финансовой и энергетической безопасности России как экспортера углеводородов. Подчеркивается, что при решении этой задачи следует учитывать трансформации, происходящие на глобальном энергетическом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабильность финансовой системы России как страны - экспортера углеводородов»

Финансовая система

Удк 33.336.132.1

стабильность финансовой системы россии как страны - экспортера углеводородов

Ю. Г. ЛЕСНЫХ, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: lesnih-u@mail. т Институт экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета

В статье поднимается проблема поиска баланса между целями, инструментами и методами, составляющими сущность государственной политики по обеспечению экономической, финансовой и энергетической безопасности России как экспортера углеводородов. Подчеркивается, что при решении этой задачи следует учитывать трансформации, происходящие на глобальном энергетическом рынке.

Ключевые слова: финансовая стабильность, финансовая безопасность, бюджет, нефтяные доходы, ненефтяные доходы, глобальный энергетический рынок, бюджетно-налоговая политика, риск.

Проблема экономической безопасности и защиты национальных интересов активно обсуждается научным сообществом, представителями политических и экономических элит, средствами массовой информации, а также специалистами каждой из областей, которая может быть отнесена к числу приоритетов в развитии государства.

Экономическую безопасность, на взгляд автора, целесообразно определить как состояние национальной экономики, характеризующееся ее устойчивым, социально ориентированным, поступательным развитием в векторе роста национального богатства при сформированной институциональной системе своевременного эффективного мониторинга и нейтрализации внутренних и внешних угроз национальным экономическим интересам и минимизации причиненного ими ущерба [1].

В основе большинства интересов государства -сохранения территориальной целостности, экономического и демографического роста, военной безопасности и других - лежит экономическая составляющая, а точнее - финансовая.

Если говорить о государстве как о транформа-торе национальных интересов России, то финансовую основу процесса реализации этих интересов составляют два потока, отражающих наполнение бюджета и его последующее расходование.

Именно ограниченность финансовых ресурсов является фундаментом государственной политики в области национальной безопасности. Такая политика:

1) с одной стороны, определяется эффективностью наполнения бюджета (и эффективностью соответствующих политик - фискальной, денежно-кредитной и т. д., законодательной базой);

2) с другой - зависит от эффективности расходования средств бюджета.

Таким образом, федеральный бюджет - это воплощение национальных интересов в денежной форме.

Влияние нефтегазового комплекса России на ее социально-экономическое положение, внешнюю и внутреннюю политику, финансовую систему сложно переоценить, поскольку бюджет страны по-прежнему является в значительной степени сырьевым, а сама сфера выступает как:

- один из наиболее крупных налогоплательщиков;

- источник формирования внебюджетных фондов национального благосостояния;

- источник формирования спроса на рабочую силу;

- двигатель научно-технического прогресса, инноваций;

- фактор развития обширной территории страны на пути следования логистических потоков и смежных производств;

- один из основных игроков на фондовом, банковском, страховом рынках страны (как эмитент ценных бумаг, заемщик, потребитель соответствующих услуг, участник рынка слияний и поглощений, профессиональный посредник - через соответствующие кредитные организации, страховые и инвестиционные компании в структуре нефтегазовых финансово-промышленных групп).

Отсюда наиболее острый вопрос: какова должна быть экономическая политика государства для активного использования всех источников экономического роста и обеспечения конкурентоспособности России на внешних рынках?

«Центрами импульсов развития» мировой экономики при существующем миропорядке можно назвать:

- мировой финансовый рынок;

- глобальный энергетический рынок;

- 1Т-сферу, выступающую глобальной инфраструктурой, источником и проводником трансформаций всей мировой экономики.

Для страны - экспортера топлива и энергии, занимающей такое геополитическое и геоэкономическое положение, как Россия, проблема поиска баланса между целями, инструментами и методами, составляющими сущность государственной политики по обеспечению экономической, финансовой и энергетической безопасности, становится еще более острой. Побудительным фактором к такой постановке вопроса стали очевидные трансформации, произошедшие в мировой финансово-экономической системе и на глобальном энергорынке.

Векторы, по которым движется мировой энергетический рынок, создают «поля напряженности» во всех четырех приоритетных направлениях обеспечения экономической безопасности России как нефтеэкспортера:

1) энергетическая безопасность внутреннего

рынка при экономической эффективности нефтяного кластера;

2) эффективное управление нефтяными доходами в векторе национальных интересов (использование, перераспределение в интересах будущих поколений, нивелирование возможных проявлений «голландской болезни» в экономике страны);

3) конкурентоспособность нефтяного кластера на мировом энергетическом рынке;

4) рост экономико-политического влияния России на мировой арене в векторе ее геополитических, геоэкономических, геоэнергетических интересов. Для выявления тенденций движения глобальных топливных и финансовых потоков целесообразно обратиться к фундаментальным сценариям развития отечественной минерально-сырьевой базы, российской экономики и энергетики, мирового энергетического рынка (табл. 1).

Мировое первичное потребление энергии по сценариям представлено в табл. 2.

Можно утверждать, что мировая энергетика в перспективе (через 30 лет) столкнется с вызовами энергетической революции. И это закончится переходом от индустриальной энергетики к постиндустриальной [3]. Индустриальная энергетика основана на сжигании ископаемого топлива, транспортируемого на большие расстояния. Постиндустриальная энергетика - на энергии возобновляемых источников, децентрализации энергии, переходе к «энергетике знаний» - энергоинформационным системам, внедряемым как на микроуровне (дом), так и на мезоуровне (город) [4].

При этом происходит наложение двух процессов: быстрый рост индустриальной энергетики в развивающихся странах (прежде всего в Китае) сопровождается постепенным переходом развитых стран к постиндустриальной энергетике.

В связи с этим при разработке основных положений экономической политики России и политики недропользования необходимо учитывать те значительные риски, а также новые возможности, которые несет в себе каждый из сценариев развития мировой энергетики (табл. 3).

Основные угрозы финансовой безопасности как элемент системы экономической безопасности России связаны:

- со сложностью эффективного построения налогово-бюджетной сферы из-за неопределенности нефтяных доходов бюджета;

- с негативным эффектом, оказываемым укреплением реального эффективного курса рубля на

Таблица 1

диалектика и перспективы развития мировой энергетики в рамках теории гиперболического роста мировой системы [1]

кризисы, разделяющие парадигмы развития Характеристика этапа развития мировой системы Особенности развития глобальной энергетики

Индустриальная фаза долгосрочного гиперболического роста (1800-1970гг.)

Существование в рамках модели «центр - полупериферия - периферия» В ходе кризиса темпы роста энергопотребления снижались (становились отрицательными), а после кризиса формировалась новая устойчивая траектория экспоненциального роста

Кризис начала 1930-х гг. Резкое усиление государственного воздействия на экономику в США, Германии и СССР. Ускоренная индустриализация. Предпосылка: исчерпание доступного пространства для получения ресурсов индустриальными странами Резкий рост спроса на электрическую энергию (для промышленности) и нефтяное моторное топливо

Кризис начала 1970-х гг. Переход США и Западной Европы к постиндустриальному развитию. Резкая активизация частного бизнеса, либерализация и монетизация мировой экономики, смена кейнсианского регулирования монетаристским. Ограничение возможностей индустриализации пределами экологической емкости Земли по параметрам потребления ресурсов и производства отходов. Кризис разрешен переходом к постиндустриальной фазе развития тремя путями - глобализация, информатизация и либерализация. Предпосылка: исчерпание доступного пространства для получения ресурсов индустриальными странами Ускорение развития атомной энергетики, рост спроса на газ как топливо для энергетики, обслуживающей в том числе мелкий и средний бизнес и ЖКХ

Кризис конца 2000-х гг. Исчерпание потенциала глобализации, информатизации и либерализации к началу 2000-х гг., серия кризисов конца 1990-х - начале 2000-х гг., которые не преодолены полностью. Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., обусловленный кризисом «виртуальной экономики» и спекулятивного мирового рынка «бумажных» активов (включая нефтяной фьючерсный рынок). Предпосылка: исчерпание доступного пространства для размещения производства Как ответ на череду кризисов - усиление роли государства, перехода основных углеводородных ресурсов под контроль национальных нефтегазовых компаний (вместо доминирования транснациональных компаний), развитие принципов регионального самообеспечения и национальной энергетической безопасности, интенсификации энергосбережения и развития ВИЭ

Кризис индустриальной фазы в развитых странах

2000-2009 гг. Быстрый рост индустриальной энергетики (и потребления ископаемого топлива) в развивающихся странах (на 66 %) (в первую очередь - в Китае) и постепенный переход развитых стран к постиндустриальной энергетике (рост потребления энергии на 5 %) Истощение месторождений с благоприятными условиями добычи, как результат - быстрый рост цен на нефть. Бум в сфере возобновляемой энергетики. Стимулирование перехода от индустриальной энергетики к постиндустриальной за счет развития национального и международного экологического законодательства

Постиндустриальная фаза долгосрочного гиперболического роста (2010-2050гг.)

Кризис индустриального развития 2030 г в 3-х вариантах Выход из режима индустриального роста в развивающихся странах. Потеря лидерства индустриальным центром и его переход на новую фазу развития. Предпосылка: исчерпание доступного пространства для размещения производства Энергетическая революция: переход от индустриальной энергетики к постиндустриальной

Окончание табл. 1

Кризисы, разделяющие парадигмы развития Характеристика этапа развития мировой системы Особенности развития глобальной энергетики

Инерционный кризис Продолжение постиндустриальной фазы и острый кризис после 2030 г. из-за достижения пределов роста индустриальной фазы Расширение индустриальной энергетики в развивающихся странах при медленном развитии постиндустриальной энергетики в развитых странах. Быстрый рост спроса на ископаемое топливо всех видов, рост противоречий на этой почве, ухудшение экологической ситуации

Стагнационный кризис Управляемое развитие вблизи пределов роста индустриальной фазы через экологическую парадигму и создание информационного общества, что может быть устойчиво только при значительном замедлении темпов развития и завершится кризисом 2030 г Темпы энергетического роста в развивающихся странах будут существенно ниже

Инновационный кризис Преодоление пределов роста индустриальной фазы и переход к новой фазе к 2030 г. Ключевой чертой новой фазы развития должно стать комплексное развитие человека и связанных с ним технологий - биологических, информационных, социальных, когнитивных Формирование энергетики нового типа в развитых странах и в некоторых лидирующих развивающихся странах

Таблица 2

Мировое первичное потребление энергии по сценариям в 2010, 2030 и 2050 гг., млн т н. э. [2]

Инерционный Стагнационный Инновационный

Показатель 2010 сценарий сценарий сценарий

2030 2050 2030 2050 2030 2050

Нефть 3 882 4 627 5 018 4 441 4 188 3 641 2 757

Газ 2 653 3 952 4 522 3 306 3 483 3 292 3 092

Уголь 3 278 4 617 4 487 3 209 1 794 3 526 1 812

Атомная энергия 626 776 824 512 349 1 335 2 333

Энергия биомассы 650 600 600 600 600 300 200

Гидроэнергия 572 729 952 729 952 729 952

Альтернативная 210 1 040 1 835 1 481 3 019 1 860 5 846

возобновляемая энергия

Итого... 11 871 16 342 18 239 14 279 14 386 14 683 16 993

Примечание. Млн т н. э. - миллионы тонн нефтяного эквивалента.

Таблица 3

Основные тенденции развития мировой энергетики в рамках постиндустриальной фазы долгосрочного гиперболического роста (2010-2050 гг.) и сценариев выхода из кризиса

индустриального развития 2030 г. [1]

Параметры Инерционный сценарий Стагнационный сценарий Инновационный сценарий

Предпосылки Прохождение развивающимися странами материалоемкого этапа индустриализации Трансферт существующих технологий в развивающиеся страны с целью снижения энергоемкости процесса индустриализации Переход к новой фазе в развитых странах, что сделает менее энергоемким процесс индустриализации развивающихся стран

Факторы риска для мировой энергетики Основные риски связаны с: - нестабильностью и вооруженными конфликтами на Ближнем Востоке и в Центральной Азии; - угрозами морским путям транспортировки; - борьбой между государствами за доступ к энергетическим ресурсам Существенное изменение топливного баланса и перестановки сил на топливном рынке. Общий фактор риска снижен по сравнению с инерционным сценарием. Сложная система регулирования мировой энергетики, включающая глобальные и локальные климатические соглашения, климатические налоговые и таможенные тарифы, технологические стандарты Риски, обусловленные: - существенным ростом атомной энергетики (в 4 раза по сравнению с современным уровнем); - развитием альтернативных источников энергии: продовольственной безопасности и др.

Окончание табл. 3

Параметры Инерционный сценарий стагнационный сценарий Инновационный сценарий

Точки напряженности Нефтяная отрасль, где растущий спрос столкнется с существенными ограничениями со стороны предложения Пониженное потребление нефти приведет к меньшей концентрации добычи на Ближнем Востоке, повышенному уровню самодостаточности ряда регионов-импортеров, меньшей геополитической напряженности Концентрация добычи на Ближнем Востоке с его низкими издержками. Геополитическое значение нефтяной отрасли снижено, ее использование как инструмента политического давления невозможно

Характер изменений Усиление тенденции к концентрации добычи нефти на Ближнем Востоке. Продолжение освоения месторождений со сложными условиями добычи. Результат - рост предельных издержек и цен и снижение уровня энергетической безопасности. Высокое значение «геополитики нефти». Максимальные темпы роста ВИЭ по сравнению с другими отраслями Менее существенный рост потребления нефти. Существенные изменения структуры мирового автопарка. Главный тренд: развитие всех известных альтернатив нефтепродуктам и двигателю внутреннего сгорания. Спад напряженности на нефтяном рынке - долгосрочная предпосылка снижения цен на нефть. Возобновляемая энергетика будет расти существенно быстрее инерционного сценария Потребление нефти до 2020 г. стагнирует, а к 2050 г. увеличится на 30 % к современному уровню. Радикальные изменения структуры мирового автопарка (развитие гибридов и электромобилей). Прекращение добычи в районах со сложными условиями и высокими издержками. Результат - снижение предельных издержек, в сочетании со спадом спроса - долгосрочное глубокое падение цен. Наибольший среди сценариев рост возобновляемой энергетики (к 2050 г. - в 26 раз без учета биомассы и большой гидроэнергетики)

Риски / новые возможности для России Вызовы. Угрозы конкурентной борьбы на мировом энергетическом рынке, геополитическое соперничество за контроль над районами добычи и путями транспортировки энергоносителей, угрозы национальному суверенитету, терроризм и локальные конфликты, техногенные аварии, риски технологического отставания российской энергетики от мирового уровня, моральное и физическое старение оборудования. Возможности: наращивание экспорта энергоносителей, особенно в страны Азии Вызовы. Климатических изменений и климатической политики. Россия пока не принимает достаточных мер для снижения доли углеводородов в топливном балансе, что делает позиции страны уязвимыми (системы квот на выбросы, штрафы за их превышение, снижение экспорта ископаемого топлива, возможные тарифные и нетарифные ограничения на поставки углеродо-емкой продукции и пр.). Россия не почти использует потенциал углеродных рынков, в частности проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола. В России слабо развивается индустрия возобновляемых источников энергии, энергосервисных и энергосберегающих услуг Вызовы. Серьезный риск глубокого технологического отставания. Государственная политика, включая Энергетическую стратегию России на период до 2030 г., соответствуют индустриальной экономике и нацелены на наращивание добычи нефти. Возможности: инновационный потенциал России позволяет использовать возможности сценария для кардинального роста эффективности национальной экономики и энергетики

Возможности управления рисками Риски находятся в поле государственной энергетической политики и в той или иной степени преодолеваются Вызовы данного сценария практически не учитываются в современной государственной энергетической политике Необходима корректировка государственной энергетической политики с ориентацией на перспективу создания энергетики постиндустриального типа путем: - ограничения отраслевого лоббизма индустриальной энергетики; - создания благоприятных условия развития ВИЭ

экономическое развитие в результате роста мировой цены на нефть.

Для систематизации существующих инструментов управления последствиями «ценовых шоков» в экономике страны, их расширения и гармонизации с системой противодействия угрозам национальным интересам России как нефтеэкспортера, обусловленных волатильностью мирового рынка нефти, можно предложить модель, представленную на рисунке.

Вероятные угрозы от изменения конъюнктуры мирового энергетического рынка разделены на 3 блока (или уровня в рамках системы национальной безопасности России). Меры или инструменты управления данными рисками включают как уже применяемые, так и имеющие определенный потенциал эффективности.

Изменчивость цен на нефть создает в нетто-экспортерах нефти особые сложности для макроэкономического управления. Приток иностранной валюты, связанный с поступлениями от нефти, часто ведет к повышению реального обменного курса через рост номинального курса или более высокую инфляцию - в зависимости от курсового режима.

Поэтому для повышения конкурентоспособности отечественных компаний (нефтяного кластера -на внешнем рынке; несырьевых отраслей, конкури-

рующих с импортом, - на внешних и внутренних рынках) необходимо либо снижать инфляцию, либо девальвировать номинальный курс рубля на величину, равную разнице инфляции (если инфляция внешних рынков выше российской). Но повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей в первую очередь должно основываться на снижении издержек производства, повышении качества продукции и структурных преобразованиях, а не на курсе российской валюты.

В 2000-2008 гг. денежно-кредитная политика в России была направлена на две цели:

- обеспечение низкой инфляции;

- обеспечение устойчивого валютного курса.

В тех случаях, когда эти цели приходили в противоречие, предпочтение отдавалось устойчивости валютного курса, что подталкивало инфляцию вверх. Предполагалось введение официального таргеттирования инфляции.

Хронически высокие ненефтяные дефициты российского бюджета увеличивают риски финансовой нестабильности ввиду процикличности налогово-бюджетной политики. Вместе с тем структура бюджета России на 2011-2014 гг. предусматривает высокий ненефтяной дефицит (более 10 % ВВП до конца 2014 г.

при долгосрочном целевом значении 4,7 % ВВП). ♦

Эффективное управление нефтяными доходами

Переход России на инновационно-сырьевое развитие

Энергетическая безопасность внутреннего рынка при экономической эффективности нефтяного кластера

Целевые ориентиры

ДОКТРИНА ЭКОНОМИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ КАК НЕФТЕЭКСПОРТЕРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни угроз, обусловленные «нефтяными шоками»

Рост экономико-политического влияния России на мировой арене

Рост конкурентоспособности нефтяного кластера на мировом рынке

Меры / инструменты управления угрозами

Значительный рост валютной выручки в периоды высоких экспортных цен на нефть;

укрепление реального эффективного курса рубля; высокие темпы роста инфляции;

невыполнение целевых ориентиров по укреплению курса рубля и инфляции в случае резкого скачка мировых цен на нефть

Снижение конкурентоспособности нефтяного кластера на мировом рынке и несырьевых отраслей на внешнем и внутреннем рынках при отсутствии компенсации цены инновационностью; рост импорта машин и оборудования как угроза развитию высокотехнологичных отраслей;

ухудшение финансового состояния субъектов несырьевых отраслей, рост безработицы;

рост иностранных кредитов и привлекательности финансового рынка для иностранного капитала при повышении курса рубля; рост инфляции;

дополнительный фактор риска: вступление России в ВТО_

Рост импорта, сокращение темпов экономического роста и уровня благосостояния населения России; сокращение несырьевого сектора в экономике России; повышение чувствительности российской экономики (денежно-кредитной и бюджетной политик, финансового рынка) к трансформациям мировой экономики (в том числе рынка нефти); рост экономического влияния зарубежных стран на Россию, невозможность проведения независимой внешней политики_

Жесткая денежно-кредитная политика стерилизации денежного предложения;

ориентиры налогово-бюджетной политики: (1) использование «ненефтяного сальдо» как контрольного показателя; (2) управление нефтяными доходами на базе модели постоянного дохода от нефти (МПДН); (3) недопущение чрезмерного использования дополнительных бюджетов; (4) изъятие сверхвыручки из экономики страны; повышение номинального эффективного курса рубля_

Девальвации национальной валюты;

кредитное и фискальное стимулирование несырьевых отраслей особенно в части роста технологической эффективности;

кредитное и фискальное стимулирование нефтяного кластера в части инноваций и воспроизводства минерально-сырьевой базы; повышение финансовой грамотности населения для роста финансового рынка и повышения его роли как источника привлечения инвестиций; стимулирование развития венчурного бизнеса, малого и среднего бизнеса тарифные и нетарифные механизмы ограничения импорта; государственные программы, направленные на адаптацию безработных к

экономической ситуации (переобучение, поддержка малого бизнеса)_

Сбалансированная политика по снижению негативных проявлений «голландской болезни» по направлениям: денежно-кредитная, фискальная, тарифная политики, стимулирование роста малого и среднего бизнеса, повышение технологической эффективности компаний;

снижение бюрократического и административного давления на бизнес; внедрение эколого-экономических счетов для мониторинга динамики национального богатства и управления нематериальными активами_

Угрозы безопасности России, обусловленные «нефтяными шоками», и меры по управлению ими [1]

Это снижает устойчивость бюджета и справедливость распределения нефтяных доходов между различными поколениями (табл. 4).

Президентом Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 г. в два раза по сравнению с кризисным 2009 г. Правительство РФ определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 г. при цене на нефть в 76 долл. за баррель. При неблагоприятном снижении цены до уровня 50 долл. за баррель дефицит федерального бюджета может составить около 5,2 % к ВВП в 2013 г. Также руководство страны принимает меры для того, чтобы ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти [6].

Для реализации ограничения использования нефтегазовых доходов необходимо придерживаться принципов бюджетной политики, предполагающих, что величина расходов федерального бюджета не превышает ненефтегазовых доходов, фиксиро-

Мониторинг эффективности нал как экспортера углеводородов в 2

ванных нефтегазовых трансфертов. Кроме того, финансирование дефицита за счет прочих источников планируется в размере не более 1 % ВВП, а ненефтегазового дефицита федерального бюджета -4,7 % ВВП.

Среди негативных моментов отметим, что многие применяемые инструменты денежно-кредитной политики Банка России нельзя назвать эффективными (табл. 5).

В условиях внешней неопределенности для России как нетто-экспортера углеводородов уменьшение угроз в налогово-бюджетной сфере будет способствовать притоку иностранных инвестиций, а также снизит потребности в поддержании «хеджи-вых» запасов в Резервном фонде РФ. Это позволит перенаправлять ресурсы, превышающие страховые требования, в Фонд национального благосостояния России для финансирования долгосрочных социальных обязательств государства (в том числе формируемых в рамках пенсионной системы), снижая уровень угрозы финансовой безопасности страны.

Таблица 4

ово-бюджетной политики России 11-2014 гг., в процентах к ВВП [6]

2012 2013

Показатель бюджета 2011 Бюджет Бюджет Бюджет Бюджет 2014

2011-2013 2012-2014 2011-2013 2012-2014

Совокупные доходы 19,3 17,0 18,5 16,8 18,4 18,0

Доходы помимо нефти и газа 9,5 9,1 9,9 9,2 10,2 10,3

Совокупные расходы 20,7 20,1 21,2 19,7 21,2 20,3

Общий дефицит -1,3 -3,1 -2,7 -2,9 -2,7 -2,3

Ненефтяной дефицит -11,2 -10,9 -11,3 -10,4 -11,0 -10,1

Таблица 5

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России (по состоянию на 01.06.2011) [5]

Цель Вид Инструмент срок Процентная ставка Частота

Предоставление ликвидности Операции на открытом Ломбардные аукционы 7 дней - 3 мес. Устанавливается аукционом Еженедельно

рынке Прямые РЕПО 1, 7, 90 дней; 6, 12 мес. Устанавливается аукционом Ежедневно

Покупка облигаций Банка России или государственных ценных бумаг По мере необходимости

Покупка иностранной валюты - - По мере необходимости

Постоянные Кредиты Внутридневные 0 Постоянно

механизмы Оверкайт 8,25 Постоянно

Ломбардные кредиты 1-30 дней 6,7 % Постоянно

Валютные свопы - - -

Окончание табл. 5

Цель Вид инструмент срок Процентная ставка Частота

Поглощение ликвидности Операции на открытом рынке Депозитные аукционы 4 недели, 3 мес. Устанавливается аукционом Еженедельно

Продажа облигаций Банка России До 6 мес. Устанавливается аукционом По мере необходимости

Продажа государственных ценных бумаг - - По мере необходимости

Продажа иностранной валюты - - По мере необходимости

Постоянные механизмы Депозитные операции Овернайт (Т + 0) 3,5 Постоянно

Том-некст (Т + 1) 3,5 Постоянно

Слот-некст (Т + 2) 3,5 Постоянно

1 неделя (Т + 0) 3,5 Постоянно

Слот-Уик (Т +2) 3,5 Постоянно

До востребования (колл) 3,5 Постоянно

Для оценки макрофискального положения в странах-нефтеэкспортерах традиционные показатели и инструменты дополняются ненефтяными показателями. Среди них наиболее эффективными в российских условиях являются:

- изменения в реальных расходах;

- ненефтяное первичное сальдо (ННПС);

- циклически скорректированное ненефтяное первичное сальдо (ЦСННПС) (табл. 6).

Норвегия является примером страны, где в качестве «якоря» для налогово-бюджетной политики используется циклически скорректированное ненефтяное первичное сальдо в процентах от ненефтяного ВВП. Однако в России, по мнению многих специалистов, применение указанной методики имеет особенности: количественная оценка потенциального ВВП затруднена недостатком надежных данных по ненефтяному ВВП и крупными структурными сдвигами, которые произошли в стране в последнее десятилетие. По этой причине для корректности оценки налогово-бюджетной политики в РФ рекомендуется сочетать оба подхода.

Для решения проблем, обусловленных «голландской болезнью», также необходимо постепенно ослабить влияние волатильности нефтяного рынка на формирование расходов российского бюджета. В этих условиях устойчивый уровень ненефтяного сальдо может служить «якорем» для налогово-бюджетной политики.

Есть несколько общих подходов к долгосрочному управлению нефтяным богатством (табл. 7).

Оптимальная практика требует периодической переоценки долгосрочного целевого показателя, предусматриваемого этими правилами, исходя из

Таблица 6

Преимущества показателей макрофискального

состояния государства, обусловленные их достоинствами при оценке эффективности налогово-бюджетной политики нефтеэкспортера [1]

Показатель Его специфика, отвечающая целям обеспечения финансовой безопасности нефтеэкспортера

Изменения в реальных расходах (номинальные расходы, дефлированные на какой-либо показатель цен - дефлятор государственного потребления, дефлятор ВВП или индекс потребительских цен) Традиционный показатель. Однако изменения в реальных расходах могут показывать более четко эволюцию государственных расходов, чем рассмотрение просто номинальных расходов, особенно в случае высокой инфляции, как это имеет место в России

Ненефтяное первичное сальдо Не учитывает чистых процентных платежей и поступлений от нефти, потому является лучшим показателем влияния дискреционной налогово-бюджетной политики на внутренний спрос, чем общее сальдо. Следует выражать в процентах от ненефтяного ВВП*

Циклически скорректированное ненефтяное первичное сальдо Не включает влияния автоматических стабилизаторов на ненефтяное сальдо. Потому вносит коррекцию в показатель направленности налогово-бюджетной политики с учетом влияния делового цикла. Следует выражать в процентах от ненефтяного ВВП

* В отсутствие надежных оценок ненефтяного ВВП, как в случае России, можно использовать его отношение к совокупному ВВП.

Таблица 7

Анализ методологических подходов к долгосрочному управлению нефтяным богатством, исходя из национальной специфики сложившейся институциональной системы России [1]

Подход содержание мероприятий Причины (не) оптимальности для России

«Синица в руке» Страны направляют в состав сбережений в форме финансовых активов все поступления от нефти, расходуя только доходы от накопленных финансовых активов (например, Норвегия). Считается наиболее консервативным и накладывает ограничения, особенно в первые годы добычи нефти, когда накопленное финансовое богатство является небольшим. Подходит странам, где сформировались активные предпочтения передачи значительной доли нефтяного богатства будущим поколениям (например, вследствие старения населения) или где имеется обеспокоенность вопросами долгосрочной устойчивости Не оптимально для России. Хорошо работает в странах, где уже имеется надлежащая государственная инфраструктура и где не требуются крупномасштабные государственные инвестиции для повышения производительности и потенциала роста

Модель постоянного дохода от нефти (МПДН) Страны устанавливают целевые показатели для уровня расходов, исходя из прибыли на совокупное чистое богатство государства, - чистые финансовые активы плюс нефтяное богатство. В рамках подхода на базе МПДН правительство каждый год потребляет постоянную долю чистого государственного богатства (процент от ненефтяного ВВП, в случае России - от общего ВВП), чтобы обеспечить его распределение равными долями для каждого поколения. Поддержание в среднем с течением времени стабильного ненефтяного дефицита. Ведет к тому, что более богатые будущие поколения (исходя из предпосылки, что ненефтяной ВВП растет с течением времени) получат более значительную долю нефтяного богатства в реальном выражении. Более ограничивающее с течением времени, чем правило «синицы в руке» Не оптимально для России. Когда в стране имеются значительные потребности в социальных расходах и расходах на инфраструктуру, что характерно для России, расходование более значительной части чистого богатства, чем только прибыли на финансовое богатство, является более адекватным и политически приемлемым подходом

Модель постоянного дохода от нефти в реальном выражении Цель - поддержание покупательной способности богатства, распределяемого каждый год так, что государственные расходы остаются постоянными в реальном выражении (корректируются по дефлятору). С течением времени происходит уменьшение размера аннуитетов относительно ВВП, если реальный ВВП растет. Поэтому размеры государства относительно размеров экономики уменьшаются, но оно продолжает предоставлять услуги на ту же стоимость в реальном выражении. Менее ограничительный в первые годы добычи нефти, чем стандартный подход на базе МПДН, но более консервативный в годы после исчерпания запасов нефти Оптимально для России. Хорошо подходит для стран, предпочитающих осуществлять расходование своего нефтяного богатства на начальном этапе для инвестирования в общественные товары, которые могут создать толчок для роста будущего объема производства. В то же время эти страны должны быть согласны на сокращение роли государственного сектора в экономике с течением времени

результатов стресс-тестов цен на нефть и динамики ситуации на рынках нефти, фьючерсных ценах на нефть и оценках вероятных резервов. Из рассмотренных четырех правил наиболее приемлемыми для России могли бы стать либо модель постоянного дохода от нефти (МПДН), либо критерий МПДН в реальном выражении.

Эти правила в наибольшей степени соответствуют условиям страны, поскольку: 1) они достаточно консервативны, чтобы покрывать значительные бюджетные риски, возникающие у России в долгосрочной перспективе, включая потенциально крупные бюджетные расходы на пенсионную реформу и долгосрочное давление

в сторону увеличения расходов вследствие повышения издержек системы здравоохранения; 2) аналогичное правило (стабилизирующий ненефтяной дефицит в процентах от ВВП) уже включено в Бюджетный кодекс РФ, что свидетельствует о предпочтении, отдаваемом Правительством РФ, использованию критериев благосостояния в качестве основы правила. Итак, главные угрозы национальным интересам России как нефтеэкспортера определяются направлениями трансформации мирового энергетического рынка. Условиями экономической безопасности РФ как страны - экспортера углеводородов в средне- и долгосрочной перспективе могут стать:

1) формирование благоприятного инвестиционного климата в отрасли; изменение структуры иностранных инвестиций путем минимизации доли кредитов и займов в пользу прямых инвестиций;

2) переход к «экономике знаний» на базе инновационного развития нефтегазовой отрасли в направлении поэтапного удлинения технологичной цепочки;

3) рациональное природопользование, а также развитие конкуренции в экономически целесообразных сферах, применение механизмов государственно-частного партнерства в нефтедобыче и отраслевой науке;

4) согласованные программы производственно-экономического развития нефтяных компаний с внутренним и экспортным нефтепродуктообес-печением;

5) стабилизация значений душевого потребления углеводородов в условиях ухудшения минерально-сырьевой базы страны;

6) повышение энергетической эффективности нефтедобычи, технологичности нефтедобычи и переработки, энергосбережения в отрасли, снижение энергоемкости экономики путем применения налоговых, нормативных и других механизмов поддержки;

7) развитие комплексных механизмов предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, угрозы терроризма в нефтегазовой сфере;

- построение государственной внешнеэкономической политики на условиях приоритетности энергетической безопасности внутреннего рынка;

8) диверсификация транспортных потоков для минимизации угроз со стороны стран-транзитеров; расширение рынков сбыта; построение транспортной системы, эластичной к трансформациям энергорынка;

9) конкурентоспособность отечественного топливно-энергетического комплекса на мировом рынке за счет:

- диверсификации продуктовой и экспортной линейки;

- разработки конкурентоспособных отраслевых инноваций в области добычи, переработки нефти и в смежных отраслях;

- расширение предложения топлива в условиях изменения географии и геологии отрасли за счет альтернативных источников топлива с последующим экспортом технологий и собственно топлива.

России целесообразно пересмотреть свою минерально-сырьевую политику и вписаться в общемировые тенденции поддержания и развития минерально-сырьевой базы в целях восстановления статуса мировой сырьевой державы, обеспечения сырьевой безопасности для будущих поколений и сохранения конкурентоспособности в мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Лесных Ю. Г. Экономическая безопасность России в условиях интеграции в мировое хозяйство в координатах нефтяного кластера (теория и методология). Ставрополь: СГУ 2012.

2. Тренды и сценарии развития мировой энергетики в первой половине XXI века. М.: Энергия. 2011.

3. Energy Technology Perspectives (2006, 2008, 2010). Международное энергетическое агентство (IEA). URL: http://www. iea. org.

4. A Compendium of Smart Grid Technologies. National Energy Technology Laboratory for the U. S. Department of Energy. Office of Electricity Delivery and Energy Reliability. July 2009. URL: http://www. netl. doe. gov.

5. URL: http://www. cbr. ru/.

6. URL: http://www. minfin. ru/ru/.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.