Научная статья на тему 'Модель энергетического развития России: вызовы и возможности'

Модель энергетического развития России: вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ПРОГНОЗ / ENERGY DEVELOPMENT / ENERGY SOURCES / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куричев Н. К.

Автор предлагает свой прогноз мирового развития и развития России с учетом энергетической революции т. е. перехода от индустриальной энергетики с опорой на сжигание ископаемого топлива к постиндустриальной энергетике с опорой на возобновляемые источники энергии, а также кардинальных изменений в организации энергетических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Russia"s energy development: challenges and opportunities

The author suggests his forecast of global development and the development of Russia considering energy revolution, as well as drastic changes in the organization of energy systems

Текст научной работы на тему «Модель энергетического развития России: вызовы и возможности»

Модель энергетического развития России: вызовы и возможности

Н.К. Куричев

В настоящее время в России доминирует экспортно-сырьевая и отчасти потребительская модель экономического роста. Но уже к концу 2010-х гг. потенциал сырьевой модели роста будет исчерпан в связи с завершением периода роста потребления энергии и перспективой энергетической революции. Это приведет к глубокому и затяжному спаду доходов от экспорта углеводородов и подорвет основы текущей модели роста. Поэтому без реализации проекта модернизации за 2010-е гг. Россия обречена на тяжелый экономический кризис и потерю места в международном разделении труда. Целями модернизации в 2010-е годы является неоиндустриализация России на новой технологической основе с проведением структурных реформ, а в 2020-е гг. — инновационное развитие. Задача модернизационного рывка требует радикального улучшения инвестиционного климата — развития рыночных институтов, усиления прав собственности, реальной борьбы с коррупцией, преступностью и монополизмом, повышения эффективности государственного управления.

Внешние условия для модернизации

В настоящее время происходят принципиальные изменения в динамике мирового развития. Как показывает мировой опыт, максимальные темпы экономического и энергетического роста наблюдаются в фазе индустриализации1. При переходе к постиндустриальной фазе развития темпы роста потребления энергии резко снижаются. В развитых странах индустриальная фаза развития завершилась в 1970-х гг.2 В развивающихся странах она завершится не позже 2030 г. Максимальные темпы роста ВВП и потребления энергии были достигнуты в развитых странах в послевоенные годы (1950-1970 гг.). В развивающихся странах пик темпов роста потребления энергии, видимо, был пройден в 2000-е гг.

Таким образом, 2010-2030 гг. — это последняя волна быстрого роста энергопотребления. Эта волна будет значительно слабее, чем волна 2000-х гг.

1 Капица С.П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М., 2010. С. 44-60; Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. М., 2007. С. 15-42.

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 224-238; Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар. С. 18-32; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 205-212.

В 2000-е гг. в развитых странах сформировались предпосылки энергетической революции3. По сути, это переход от индустриальной «силовой» энергетики к «умной» постиндустриальной. Основные направления энергетической революции — энергосбережение; «умные сети» (шире — «умная энергетика»); электроэнергетические системы нового поколения; децентрализация энергетики; возобновляемые источники энергии; альтернативные виды энергоснабжения транспорта; углеродные рынки4. К настоящему времени каждое из указанных направлений — это крупная отрасль экономики (с оборотом в десятки и даже сотни млрд долл.), показывающие высокие устойчивые темпы роста5.

Это означает, что в долгосрочной перспективе спрос на сырье и энергоносители — основу специализации России в мире — будет расти все медленнее, затем стагнировать, а затем и снижаться. Стагнация мирового потребления ископаемого топлива с неизбежностью приведет к глубокому и устойчивому падению цен на эти виды энергоносителей. Резко ужесточится конкуренция, в первую очередь на газовом рынке Европы.

Для России это означает, что в 2010-е гг. физические объемы экспорта нефти и природного газа стабилизируются, а в 2020-е гг. начнется их стабильное сокращение (с определенного момента оно может резко ускориться). В стратегической перспективе конъюнктура мировых энергетических рынков будет ухудшаться, в то время как издержки компаний будут расти. Экспортная выручка ТЭК до 2020 г. будет держаться на уровне 2010 г. (240 млрд долл.; 2009 г. — 200 млрд долл., 2008 г. — 320 млрд долл.), но к 2030 г. упадет до 100 млрд долл.

Экономика России крайне зависима от экспорта углеводородов. В структуре экспорта на нефть, нефтепродукты и природный газ приходится до 70%, в структуре доходов бюджета углеводородная составляющая достигает 50%6. Статус России в мире основан на роли страны как экспортера углеводородов («энергетическая сверхдержава»). Глубокое и устойчивое падение цен на нефть станет серьезным вызовом для России.

Риски консервации экономики

Не позднее 2020 г. Россия столкнется с новым кризисом, вызванным спадом цен на углеводороды. Во-первых, радикально изменится торговый баланс. К концу 2010-х гг. в условиях падения цен на нефть и сырье в целом сальдо торгового баланса может стать стабильно отрицательным.

Во-вторых, изменение торгового баланса потребует перестройки всей денежно-кредитной политики Банка России. Приток иностранного капитала (в различных формах: кредитование, инвестиции и пр.) станет критичным для балансировки как текущего, так и капитального счета платежного баланса, в то время как привлекательность России для инвестиций упадет. Переход от поло-

3 Energy for 2050: Scenarios for a Sustainable Future. - IEA, 2003.

4 Energy Technology Perspectives. IEA 2010. С. 18-22.

5 Renewables Global Status Report 2009. RNE21, 2010, с. 16-60. Vision 2050. The new agenda for business. WBCSD, 2009, с. 21-34. Мировая энергетика: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Бушуева

В.В. М.: ИД Энергия, 2007, с. 333-361.

6 ТЭК и экономика России: вчера - сегодня - завтра. Взгляд из 2009 г. М.: ГУ ИЭС, 2009. С. 72-73.

жительного торгового баланса к отрицательному будет неизбежно сопровождаться глубокой и длительной девальвацией рубля.

В-третьих, радикально изменится положение бюджетной системы. В условиях долгосрочного спада нефтегазовых доходов государственные резервы будут истрачены в течение 2-4 лет. Особенно остро будет стоять проблема Пенсионного фонда из-за ухудшения демографической структуры населения. В условиях хронически дефицитного бюджета может быть три решения: сокращение государственных расходов; увеличение налоговой нагрузки; реализация программы долгосрочных государственных заимствований. Каждый из трех вариантов имеет значительные минусы.

Кризис 2020-х гг. будет схож с кризисом 2008 года. Но из-за продолжительности кризиса ни государство, ни бизнес, ни население не смогут переждать кризис, используя накопленные ранее резервы. Возрастет нагрузка на национальную экономику: налоговая, социальная и инвестиционная. Произойдет социально-политический кризис или затяжная экономическая стагнация из-за адаптации экономики, сидящей на «нефтяной игле», к постнефтяной эпохе.

Преодоление кризиса 2020 г. требует решения двух задач. Во-первых, необходимо снижение зависимости российской экономики от экспорта энергоносителей. Для этого требуется диверсификация экспорта, промышленности и экономики. Во-вторых, необходимо своевременное (в течение первой половины 2010-х гг.) проведение целого ряда структурных реформ. Нужно использовать окно возможностей для модернизации — хотя и она предполагает достаточно глубокие и болезненные изменения.

Внутренние вызовы для модернизации энергетики

Энергетика России в 2000-е гг. развивалась и развивается вовсе не по пути перехода к постиндустриальной фазе развития7. Полученные в «тучные годы» финансовые ресурсы были частично использованы на накопление государственных резервов, частично — на текущее потребление, а частично (особенно с 2005 г.) — вложены в капиталоемкие проекты сомнительной экономической эффективности. Фактически ни одно из направлений постиндустриальной энергетики в России не получило адекватного развития.

Перед Россией встает задача создания постиндустриальной энергетики и адаптации к постнефтяной эпохе. Иначе неизбежно дальнейшее нарастание технологического отставания от развитых стран, что приведет к росту издержек. Современные отрасли экономики не могут существовать в условиях ненадежного, негибкого, неэффективного энергоснабжения.

Главная угроза для экономики — постоянный рост издержек в индустриальной энергетике России. Этот процесс обусловлен целым комплексом факторов. С одной стороны, значительную роль играет низкая эффективность многих компаний и отраслей энергетики, в частности — государственных. С другой стороны, рост издержек обусловлен в значительной степени объективными факто-

7 Топливно-энергетический комплекс России. 2000-2009 гг. (справочно-аналитический обзор). М.: ГУ ИЭС, 2010 (электронный ресурс), с. 59-67. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., ГУ ИЭС, 2010 г., с. 22-28.

рами — высокой энергоемкостью экономики, изношенностью инфраструктуры, необходимостью освоения новых, как правило, удаленных месторождений и пр. В настоящее время цены на конечные энергетические товары и услуги в России приближаются или уже превысили мировые. Многие ключевые проекты и программы развития энергетики отличаются очень высоким уровнем затрат. Это строительство магистральных нефте- и газопроводов; программы газификации; строительство генерирующих мощностей в электроэнергетике; программы освоения новых месторождений (Ямал, шельф, Арктика, Восточная Сибирь и Дальний Восток). Каждый из упомянутых проектов и программ — это десятки и сотни миллиардов долларов на период осуществления; их общая нагрузка — многие десятки миллиардов долларов в год8.

В результате экономика сталкивается, с одной стороны, с высокими и постоянно растущими затратами на энергообеспечение, а с другой стороны — с отвлечением огромных средств на вложения с низкой оборачиваемостью и медленной (а в ряде случаев проблемной) окупаемостью. Экономика рискует надорваться под тяжестью растущих издержек индустриальной энергетики. Более того, индустриальная энергетика рискует сама надорваться под собственной тяжестью.

Структурные реформы в энергетике

Неоиндустриализация России возможна только на базе модернизации ТЭК и соответствующих структурных реформы в ключевых отраслях ТЭК.

В нефтяной отрасли необходимо поддерживать существующую структуру отрасли с доминированием ряда вертикально-интегрированных компаний. Для поддержания объемов добычи нефти в среднесрочной перспективе необходимо повышение гибкости и некоторое снижение уровня налоговой нагрузки на отрасль9. Основной потенциал прироста добычи связан не с освоением новых месторождений в Восточной Сибири, на Крайнем Севере и на шельфе, которое чрезвычайно дорогостояще и имеет весьма сомнительную экономическую эффективность, а с более эффективной эксплуатацией уже существующих месторождений10. В этой связи необходим переход к рентному налогообложению. Система налогообложения должна быть единой и не допускать введения специальных исключений. Отсутствие системности в предоставлении налоговых льгот создает значительный простор для лоббизма и коррупции.

Нефтепереработка является базой современной химической промышленности. В России мощности нефтепереработки устарели морально и изношены физически. В результате — высокие цены, низкое качество продукции, пробелы в продуктовой линейке нефтепереработки и нефтехимии. Для модер-

8 Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 г.). М.: ИД «Энергия», 2010. С. 155-157. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., ГУ ИЭС, 2010. С. 164-169..

9 Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития. Проект // Коллектив авторов. М.: ГУ ИЭС, 2010. С. 67-69.

10 Крюков В.А, Токарев А.Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки). Новосибирск: Наука-Центр. 2007. С. 160-166.

низации российской нефтепереработки не требуется строить крупные НПЗ с нуля — достаточно модернизации существующих НПЗ, что в большинстве случаев дешевле. Чтобы модернизация нефтепереработки стала экономически выгодной, необходимо отстроить систему акцизов и таможенных пошлин на нефть и различные виды нефтепродуктов таким образом, чтобы работа современного НПЗ для компании была существенно выгоднее, чем работа устаревших мощностей11.

В газовой отрасли главной проблемой является квазимонопольный характер отрасли. В случае отсутствия изменений газовая отрасль превратится в проблему для российской экономики. Чтобы этого избежать, необходимо радикальное повышение эффективности Газпрома и развитие независимых производителей газа. Для этого необходимо принять ряд мер.

Во-первых, государство как собственник ОАО «Газпром» должно оптимизировать его инвестиционную программу. Необходимо отказаться от проекта «Южный поток», поскольку он не обеспечен спросом, и ряда других неэффективных и дорогостоящих проектов. Необходимо перераспределение средств от строительства газотранспортной инфраструктуры в пользу добычных проектов. Для предотвращения обвального спада добычи и насыщения хотя бы внутреннего рынка действительно необходимо освоение Ямала. Контроль над расходованием средств должен резко ужесточиться.

Во-вторых, необходимо провести разделение ОАО «Газпром» по видам деятельности, чтобы естественно-монопольный сегмент — транспортировка природного газа — был отделен от потенциально конкурентного — добычи и поставки газа. В технологическом отношении нет принципиальной разницы между газовой и нефтяной отраслями, и структура последней («Транснефть» и нефтяные компании) может быть ориентиром для реформ.

В-третьих, необходимо создать адекватную налоговую систему в газовой отрасли, а именно привязать ставку НДПИ и таможенную пошлину к мировым ценам на природный газ (по аналогии с нефтяной отраслью) и с повышением ее величины. Такая таможенная пошлина позволит, кроме того, обеспечить равно-доходность экспорта и поставок на внутренний рынок при существенно более низких и стабильных внутренних ценах.

В-четвертых, необходимо обеспечить равные условия для доступа к газотранспортной системе (будущее ОАО «Трансгаз») для всех газовых компаний — как Газпрома, так и независимых производителей. Это позволит постепенно перейти к конкурентной структуре отрасли, поскольку независимые производители показывают существенно более высокие темпы роста добычи. При этом неправильным решением был бы раздел ОАО «Газпром» на ряд компаний и их приватизация, поскольку активизация перераспределительной активности практически всегда отрицательно сказывается на развитии отрасли, подменяя собой производственную деятельность и расширяя возможности злоупотреблений.

11 Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития. Проект // Коллектив авторов. М.: ГУ ИЭС, 2010. С. 122-125. Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 г.). М.: ИД «Энергия», 2010. С. 201-205, 231-236. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., ГУ ИЭС, 2010.

С. 170-179.

В угольной промышленности не оправдано введение льгот и предоставление субсидий на строительство экспортных угольных терминалов и на железнодорожные перевозки. Необходимо создать адекватную систему страхования рисков аварий в угольной промышленности и экологических рисков. С организационной точки зрения оптимальной представляется уже существующая тенденция вертикальной интеграции и консолидации отрасли в рамках металлургических холдингов или с электроэнергетиками12.

Атомно-энергетический комплекс в 2005-009 гг. стал получать очень значительные субсидии со стороны государства. Государству необходимо сосредоточить свои усилия на создании реакторов на быстрых нейтронах и реализации замкнутого ядерного топливного цикла. Необходимо ограничить государственное субсидирование строительства новых АЭС с тепловыми реакторами, ужесточить контроль над стоимостью текущего строительства, поскольку она ощутимо выше зарубежных аналогов13.

Организационная структура электроэнергетики сформировалась после реформы РАО ЕЭС. Дезинтеграция в данном случае привела к росту издержек. Государству следует поощрять горизонтальную интеграцию (в форме консолидации ряда ТГК и ОГК у единого собственника, в частности в лице ОАО «ИНТЕР РАО», «КЭС-Холдинга» и т.п.). Вертикальная координация могла бы осуществляться на базе ассоциаций энергетических компаний. Необходим целый ряд решений по совершенствованию механизма оптового рынка электроэнергии и мощности14. Для этого необходима оптимизированная программа ввода новых генерирующих мощностей, а также модернизация уже существующих, с целью снижения средних и предельных издержек по энергокомпаниям15.

В теплоснабжении необходимо создать нормальные условия для ведения бизнеса. В настоящее время проблемами теплоснабжения никто серьезно не занимается — до сих пор не принят даже Федеральный закон «О теплоснабжении», государство и бизнес не уделяют внимания отрасли. Отрасль имеет минимальную инвестиционную привлекательность, в ней почти нет крупных компаний (исключение — «КЭС-Холдинг»). С учетом катастрофического состояния теплоснабжения необходимо принять четкие решения: в каких случаях целесообразно восстановление нормального уровня работы систем централизованного теплоснабжения, а в каких — переход на децентрализованные источники.

Наконец, для модернизации необходимо реализовать государственную программу создания в России энергетики постиндустриального типа. В дополнение к Федеральному закону «Об энергосбережении» необходимо введение системы технологических стандартов и системы контроля над ними и санкций за их нарушение. Основное решение — принятие международных (ЕС, США) стандартов энергоэффективности по ключевым направлениям, в противном случае их утверждение затянется на очень длительное время. В рамках разви-

12 Шафраник Ю.К., Малышев Ю.Н., Козовой Г.И. Реструктуризация угольной промышленности России. Новая парадигма развития. М.: Нефть и газ, 2004. С. 109-113.

13 World Energy Outlook 2010. Paris: International Energy Agency, 2010. С. 344-345.

14 Беляев Л.С. Проблемы электроэнергетического рынка. Новосибирск: Наука, 2009. С. 34-45.

15 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России на период до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г. АПБЭ, 2010. С. 90-93. Электроэнергетика России в период до 2030 г.: контуры желаемого будущего, М.: ИНЭИ, 2007. С. 100-108.

тия строительного комплекса органичной частью новых технологических стандартов должны быть жесткие требования по энергоэффективности. Необходим крупный проект Федеральной сетевой компании по внедрению элементов «умных сетей». С учетом стремительного прогресса ВИЭ в мире необходима государственная программа развития возобновляемой энергетики и децентрализованного теплоснабжения.

Заключение

Структурные реформы в энергетике, необходимые для ее модернизации, должны быть частью проекта модернизации российской экономики и общества. Создание в России постиндустриальной экономики без создания постиндустриальной энергетики невозможно. Энергетика должна играть активную роль не только в финансировании модернизации, но и в формировании спроса на промышленную продукцию российских предприятий, на новые технологии и методы организации производства. Для реализации сценария модернизации экономики и энергетики необходимо проведение комплекса сложных структурных реформ. В противном случае к 2020 г. Россия столкнется с нарастающим экономическим кризисом, а к 2030 г. может потерять свое место в международном разделении труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.