УДК 332.144 (477.62)
Т. В. Дробышевская,
кандидат географических наук, Институт экономико-правовых исследований НАН Украины,
г. Донецк
СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Оптимистичные показатели темпов роста промышленного производства, заложенные в Программу научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 г. [1], в Стратегию экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 г. [2] и Программу экономического и социального развития Донецкой области на 2007—2011 гг. [3], опрокинуты глобальной экономической рецессией, начавшейся в 2008 г. Ситуация на градообразующих предприятиях сегодня хуже, чем во время разработки этих документов. По-видимому, выполненные тогда расчёты нуждаются в корректировке, но не только с поправкой на кризис. Необходима более реалистичная оценка самой возможности инновационного прорыва, с каким ассоциировался экономический прогресс мегалополиса.
Цель статьи — очертить вероятную траекторию промышленного развития донецкого «созвездия» городов до 2020 г. с учётом обстоятельств, которые могут заставить отодвинуть реализацию местных научно-технологических проектов на неопределённую перспективу.
Первое обстоятельство связано с тем, что динамику промышленного производства в области во многом определяют экспортоориентированные предприятия, а в среднесрочном периоде улучшения их позиций на внешних рынках не предвидится. Обретение устойчивости мировой финансовой системой ожидается не ранее 2011 г., и до его конца ведущие государства продолжат поиск новых «правил игры», ускоренное формирование экономики, основанной на знаниях, менее капиталоёмкой и более эффективной. Адаптация к новому экономическому порядку может растянуться до 2015 г. Производственные технологии, которые наиболее развитые страны признают устаревшими (но для Украины они являются завтрашними), будут переноситься в развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. Их товаропроизводители, использующие дешёвые природные ресурсы и труд, в условиях низкой социальной и пенсионной нагрузки на бизнес существенным образом повысят свою конкурентоспособность на рынках традиционной для Донбасса промышленной продукции. Вследствие этого экспортоориентированные предприятия донецкого региона могут утрачивать рыночные позиции, стагнировать, переходить под контроль зарубежных инвесторов.
Другим обстоятельством, не благоприятствующим инновационному прорыву регионального масштаба, станет сокращение в городах численности квалифицированных рабочих по причине продолжающегося сужения местной демографической базы.
Сдерживающим фактором окажется также расхождение между государственными и региональными инно-
вационными приоритетами. Данный вывод вытекает из анализа проекта стратегии экономического развития Украины, выдвинутого Партией регионов. На момент написания статьи проект фигурировал на официальном сайте партии [4]. Этот документ в случае его принятия не даёт оснований рассчитывать на поддержку правительством дорогих планов всестороннего технологического обновления тяжёлой промышленности Донецкой области.
Экономическая доктрина Партии регионов исходит из того, что нет возможности прямого и быстрого перехода от полусырьевого низкотехнологичного производства к экономике постиндустриальной, основанной на доминировании высоких технологий. Этапу её утверждения должен предшествовать промежуточный (подготовительный) этап позднеиндустриального развития.
Согласно проекту стратегии, содержанием этого этапа станет активизация инвестиционных процессов путём расширения производства технически сложных потребительских товаров длительного пользования по доступным для населения ценам, как это происходило в Европе в 6070-х гг. ХХ ст. С изменением облика и увеличением масштаба национального потребительского рынка сформируется механизм перехода, мотивированного устойчивым внутренним спросом, базовых отраслей промышленности на более современные технологии.
На промежуточном этапе позднеиндустриальные и постиндустриальные структурные элементы будут существовать параллельно, позволяя эволюционно сформировать высокотехнологичную промышленность. Для её кадрового обеспечения стратегия предлагает уже сегодня приближать систему образования страны к потребностям соответствующих высокотехнологичных сегментов экономики, а также создавать в крупных корпорациях секторы научных и опытно-конструкторских разработок в форме венчурных фондов.
Реализация такого курса промышленного развития
— его аргументация для хозяйствующих субъектов, межведомственное согласование мероприятий и законодательная поддержка — потребует до пяти лет, поэтому первых реальных результатов можно ожидать через одно
— полтора десятилетия.
Совокупность отмеченных внешних и внутренних обстоятельств и определит, скорее всего, содержание развития промышленного комплекса Донецкого мегалопо-лиса до 2020 г. Предприятия продолжат эксплуатировать наработанные ими схемы производства, параллельно адаптируясь к глобальным вызовам и экономической политике правительства Украины. Поэтому существенные сдвиги в отраслевой структуре градообразующей промышленности в этот период маловероятны. Главным
Таблица 1
Структура промышленного производства Донецкой области
(%)
Виды деятельности 2007 2020
факт прогноз
Промышленность, 100,0 100,0
в том числе:
угольная промышленность 9,5 8,3
добыча неэнергетических материалов 2,2 2,3
производство пищевых продуктов 5,8 6,6
лёгкая промышленность 0,2 0,2
производство кокса 5,8 5,4
химическая и нефтехимическая промышленность 4,5 4,2
металлургическое производство 46,3 43,1
машиностроение 10,4 11,8
производство других минеральных изделий 3,0 3,4
производство и распределение электроэнергии 11,0 12,5
другие 1,3 2,2
Источник фактических данных: [5, с. 16 — 17].
итогом станет достижение ею параметров стабильного функционирования.
Значимые промежуточные результаты стабилизационного сценария будут обусловлены наступлением следующих событий:
Угольная промышленность. Колебание цен на энергетические и коксующиеся угли. Закрытие шахт, которые отработали запасы. Приватизация инвестиционно привлекательных угледобывающих предприятий. Строительство частных шахт малой мощности. Увеличение объёмов добычи и утилизации шахтного метана.
Добыча неэнергетических материалов. Вовлечение в эксплуатацию месторождений новых видов минерально-сырьевых ресурсов.
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий. Обновление материально-технической базы предприятий путём модернизации, реконструкции, технического переоснащения. Создание новых предприятий.
Лёгкая промышленность. Завершение проектов технического переоборудования и модернизации основных производственных фондов. Увеличение объёмов производства с ориентацией на украинского потребителя.
Производство кокса. Вывод из эксплуатации физически изношенных и морально устаревших коксовых батарей. Концентрация производства кокса на наиболее конкурентоспособных предприятиях.
Химическая и нефтехимическая промышленность. Колебание мировых цен на минеральные удобрения. Оптимизация мощностей производства базовых видов химической продукции с учётом спроса на внутреннем и мировом рынках. Развитие производства малотоннажной и тонкой химии.
Металлургическое производство. Замена мартеновского способа производства стали на конвертерный и электросталеплавильный. Развитие собственной минерально-сырьевой базы цветной металлургии.
Машиностроение. Оптимизация производственных мощностей горного машиностроения. Развитие производства сложной бытовой техники длительного пользования.
Производство других минеральных изделий (строительных материалов, стекла). Создание новых производств строительных материалов из полимерного сырья. Строительство высокотехнологичных предприятий по выпуску стекла.
Производство и распределение электроэнергии, газа, тепла, воды. Повышение загрузки генерирующих мощностей теплоэлектростанций. Развитие ветроэнергетики. Создание новых производств бутилированной питьевой воды из месторождений подземных вод.
Учитывая предполагаемое увеличение ёмкости потребительского рынка, можно рассчитывать на более высокие по сравнению со средними по промышленности региона темпы роста производства неметаллических минеральных изделий, пищевых продуктов, лёгкой промышленности. К 2020 г. докризисные объёмы производства будут превышены в этих отраслях, а также в добыче неэнергетических материалов, машиностроении, электроэнергетике. Прогнозируемая структура промышленного производства области по основным видам деятельности приведена в таблице 1.
Вытодыь В логике стабилизационного сценария отказ от стратегии фронтальной технологической интервенции в промышленность не означает отказа от инновационного развития Донецкого мегалополиса. Меняется подход к проблеме. Базовыми концепциями становятся «управление знаниями», гибкая технологическая модернизация, ориентация на долгосрочную работу по укреплению социогуманитарных оснований экономического подъёма через системы образования, здравоохранения, обеспечения экологической безопасности, жилищное строительство, популяризацию науки, продвижение экспертных знаний в средства массовой информации.
Литература
1. Програма науково-техшчного розвитку Донецько! обласп на перiод до 2020 року (Ршення обласно! ради ввд 22.03.2002 № 3/25-656). — Режим доступу : sovet.donbass.com. 2. Стратепя економiчного i сощаль-ного розвитку Донецько! областi на перiод до 2015 року (Ршення обласно! ради ввд 23.03.2007 № 5/8-158). — Режим доступу : sovet.donbass.com. 3. Програма економiч-ного i сощального розвитку Донецько! областi на 20072011 роки (Рiшення обласно! ради вщ 31.05.2007 № 5/10198). — Режим доступу : sovet.donbass.com. 4. ^ратегия экономического развития Украины. Проект / Партия регионов. — 2005. — Режим доступу : www.partyofregions.org.ua/files/str-rus.doc. 5. Промис-ловкть Донецько! обласп в 2007 роцi : ст. зб. / Головне управлiння статистики у Донецькш областi. — Донецьк, 2008. — 90 с.
Дробишевська Т. В. СтабШзацшний сцеиарш для мктоутворюючоТ промисловостi ДонецькоТ областi
У статтi проаналiзована проблема шновацшного старту промислового комплексу областi. Розглядаеть-ся ймовiрна траекторiя промислового розвитку в пер-iод до 2020 р. в умовах посилення конкуренцп на
зовшшшх ринках i реалiзацiï полiтики стимулювання BHyTpimHboro попиту.
Ключовi слова: промисловють, розвиток, прогноз, Донецька область.
Дробышевская Т. В. Стабилизационный сценарий для градообразующей промышленности Донецкой области
В статье проанализирована проблема инновационного старта промышленного комплекса области. Рассматривается вероятная траектория промышленного развития в период до 2020 г. в условиях усиления конкуренции на внешних рынках и реализации политики стимулирования внутреннего спроса.
Ключевые слова: промышленность, развитие, прогноз, Донецкая область.
Drobyshevskaya T. V. Stabilizational script for forming a city' industry of Donetsk oblast
The problem of innovation start of industrial complex of the oblast is analyzed. The probable trajectory of industrial development in the period till 2020 is considered in conditions of intensifying of a competition in the foreign markets and realization of politics of home demand stimulation.
Key words: industry, development, forecast, Donetsk oblast.
Стаття надшшла до редакцц 14.03.2010
Прийнято до друку 27.08.2010