Научная статья на тему 'СССР И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ» ВИЛЛИ БРАНДТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ'

СССР И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ» ВИЛЛИ БРАНДТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ФРГ / «НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА» / РАЗРЯДКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин Алексей Николаевич

Экономические отношения ФРГ-СССР пережили значительный рост после прихода к власти правительства Вилли Брандта. В статье исследуется конструктивная, сближающая роль экономики в концепции «новой восточной политики», анализируется эволюция взглядов федерального канцлера относительно экономической составляющей взаимодействия с СССР. Раскрывается позитивная для развития экономического сотрудничества роль Московского договора 1970 г., снявшего важные политические противоречия. В ответной заинтересованности советской стороны выделяются и анализируются политические и экономические составляющие. Определяются также основные персоналии и институты с советской стороны, заинтересованные в развитии экономического сотрудничества с ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USSR AND THE ECONOMIC ASPECT OF WILLY BRANDT’S “NEW EASTERN POLICY”: CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF ECONOMIC RAPPROCHEMENT

After Willy Brandt’s government came to power, for the first time in the post-war period, the political situation turned from a deterrent into a stimulating factor for the development of economic relations between the FRG and the USSR. The concept of Brandt’s “New Eastern Policy” was formed on the basis of a long evolution of his image of the USSR. In the field of economics, he stated the successes of Soviet construction and the need for assistance in this construction from the West. As burgomaster, the key to the birth of Brandt’s concept was the construction of the Berlin Wall, after which the formula of “change through rapprochement” was born, where the economy played a constructive role as one of the areas free from irreconcilable contradictions. With the coming to power of Brandt, the interest in the development of eastern trade between business and government coincided. One of the main achievements of Brandt’s eastern policy - the conclusion of the Moscow Treaty of 1970 - became a landmark event for the development of economic ties, creating a favorable business climate for the first time in the post-war period. For the Soviet side, the course towards economic rapprochement with the FRG was also determined by a complex of political and economic reasons. Germany, as a manufacturer of high-tech products, was of interest due to the need to modernize the Soviet economy, purchase machinery and equipment to increase labor productivity. The political factor was the desire to reduce the tension of the Cold War through mutually beneficial trade, while consolidating its own sphere of influence in Europe, and enlisting the support of influential commercial and industrial circles. General Secretary Brezhnev, KGB Chairman Andropov, as well as the Ministries of Foreign Affairs and Foreign Trade played an important role in the development and implementation of the course.

Текст научной работы на тему «СССР И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ» ВИЛЛИ БРАНДТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2 (38). С. 68-77. УДК 94 (430).087

Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(2).68-77

А. Н. Сорокин

СССР И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ» ВИЛЛИ БРАНДТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ*

Экономические отношения ФРГ-СССР пережили значительный рост после прихода к власти правительства Вилли Брандта. В статье исследуется конструктивная, сближающая роль экономики в концепции «новой восточной политики», анализируется эволюция взглядов федерального канцлера относительно экономической составляющей взаимодействия с СССР. Раскрывается позитивная для развития экономического сотрудничества роль Московского договора 1970 г., снявшего важные политические противоречия. В ответной заинтересованности советской стороны выделяются и анализируются политические и экономические составляющие. Определяются также основные персоналии и институты с советской стороны, заинтересованные в развитии экономического сотрудничества с ФРГ.

Ключевые слова: СССР; ФРГ; «новая восточная политика»; разрядка; экономические отношения.

Экономические отношения СССР-ФРГ после возникновения западногерманского государства долгое время не могли реализовать свой высокий потенциал ввиду примата нерешённых политических проблем, прежде всего германского вопроса и непризнания Западной Германией восточных границ. В наибольшей степени это относилось к немецкой стороне: правительства Аденауэра (1949-1963), Эрхарда (1963-1966) и Кизин-гера (1966-1969) не могли идти абсолютно наперекор собственным влиятельным торгово-промышленным кругам, заинтересованным в восточной торговле (Osthandel), но предпочитали не форсировать её развитие, стремясь, в первую очередь, так или иначе использовать привлекательность развития экономических отношений в качестве орудия для получения политических уступок от советской стороны. Особенно такой подход был характерен для правительства первого федерального канцлера Конрада Аденауэра. Данный подход показал себя непродуктивным: СССР на политические уступки не шёл,

успешно развивал внешнюю торговлю и налаживал экономические отношения с другими партнёрами, в том числе и западными, представители бизнеса ФРГ, заинтересованные в восточной торговле, были всё более и более недовольны. Ситуация коренным образом изменилась с приходом к власти правительства Вилли Брандта (1969-1974).

Брандт со своей восточной политикой вошёл в историю Германии. Его стратегия «изменений через сближение» путём тактики «политики мелких шагов» предполагала интенсификацию контактов, поиск компромисса, признание взаимных интересов, конструктивное сотрудничество во всех возможных областях политики, экономики, культуры, науки. Брандт положил конец оборонительно-деструктивному курсу предшественников, десятилетиями определявшему двусторонние отношения, открыл новую эру.

В концепции восточной политики Брандта экономика играла конструктивную роль. Интересно, что первый известный источник с размышлениями об экономическом

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Экономическое сближение ФРГ-СССР 1969-1974 годов: причины, акторы, основные направления», проект № 22-28-00267.

развитии СССР - это выпускное сочинение Брандта в гимназии 1931-1932 гг. Брандт-гимназист писал: «С экономической точки зрения Советы делают огромные вещи. И в этом их суть, что они превращаются из отсталой аграрной страны в прогрессивную страну с самыми современными технологиями. Им пророчат закат уже 15 лет. Они двигаются вперёд»1.

В период эмиграции Брандт вместе с социал-демократами всего мира пристально следил за развитием Советского Союза. При этом экономическое развитие, в отличие от политического, зачастую вызывало его положительную оценку. В одном из писем он отмечал превращение отсталой страны «со многими средневековыми чертами» в «одно из первых индустриальных государств» .

В своих статьях периода эмиграции он неоднократно призывал западные страны к экономическому сотрудничеству с СССР, считал, что Запад должен помочь СССР в его послевоенном экономическом строительстве. Размышляя о грядущем послевоенном периоде, Брандт писал: «Созидание в России осложнялось угрозой войны и было прервано нацистским нападением. В предыдущие годы социалистическое рабочее движение на международных конгрессах было единым в том, что оно намерено использовать все свои силы для противодействия экономическим, политическим и военным мерам, которые могут нанести ущерб безопасности Советского Союза. Все искренние демократы и друзья мира должны помочь русскому народу восстановить разрушенные части страны» .

Начав послевоенную политическую карьеру в Западном Берлине, Брандт автоматически оказался на переднем фронте Холодной войны. На посту бургомистра он пережил эволюцию взглядов от яркого и яростного «борца за свободу» перед лицом «Берлинского ультиматума» Хрущёва 1958 г. до «политика мира» [1]. Важной вехой стал 1961 г.: возведение Белинской стены знаменовало собой невозможность взаимного воздействия на развитие ключевых процессов в сферах влияния двух противоборствующих лагерей Холодной войны. Нужно было исходить из реальности существования социалистического лагеря, включающего ГДР, и искать компромисс4. Ближайший сподвижник

Брандта Эгон Бар в своих воспоминаниях сделал интересный и небезосновательный вывод о том, что возведение Берлинской стены было одновременно и кульминацией, и началом конца Холодной войны, так как оно вызвало к жизни немецкую политику разрядки . Концептуальные основы восточной политики Брандта образовали уже существующие к тому времени теории сосуществования и конвергенции, что предполагало налаживание и развитие контактов на всевозможных уровнях, признание обоюдных интересов, рост доверия6.

Брандт, в отличие от Аденауэра, любившего подчеркнуть азиатскую и антихристианскую сущность Советского Союза, не исключал СССР из европейской семьи народов. В своём телевыступлении для граждан ФРГ из Москвы по случаю подписания договора 12 августа 1970 г. он говорил: «Европа не заканчивается на Эльбе или на восточной границе Польши. Россия неразрывно вплетена в европейскую историю, не только как противник и опасность, но и как партнёр -исторически, политически, культурно и эко-номически»7. Как видно, экономические связи выступали для него как одно из магистральных направлений, связывающих исторически Европу и Россию, и он пытался донести это до своей нации.

Для политика Брандта важную роль играла теория конвергенции. Согласно этой теории, два военных блока в конечном итоге должны сближаться через следующие экономические процессы и тенденции: общее направление научно-технического прогресса, сходство в организационных формах производственных процессов (например, автоматизация), наличие высокообразованных, высококвалифицированных специалистов и т. д. Концепция Брандта «изменений через сближение» предполагала добиться улучшений путём тактики мелких шагов в областях, свободных от непримиримых противоречий, куда входила и экономика [2, 8. 178-179].

Что касается отношений между правительством Брандта и бизнесом, то для них было характерно тесное сотрудничество. Как отмечает немецкий историк Юлия фон Дан-ненберг, опытные и достаточно консервативно настроенные промышленники и даже молодое поколение индустриальной элиты

не сразу научились ладить с правительством, которое впервые за сорок лет возглавлял социал-демократ. Однако, когда дело дошло до торговли с Советским Союзом, интересы правительства и бизнеса очень удачно совпали, чего раньше не наблюдалось [3, р. 214]. Данненберг приводит адресованные Эгону Бару письма глав таких крупнейших корпораций, как «Даймлер-Бенц» и «Тиссен», в которых они после выборов 1969 г. информировали о текущем состоянии и больших перспективах своей торговли с Советским Союзом. Например, Гайнс Шмидт из «Даймлер-Бенц» 6 ноября 1969 г. поздравил Бара с назначением государственным секретарём в канцелярии, сообщил «об очень многообещающих отношениях его фирмы с советским автопромом и предложил держать его в курсе их дальнейшего развития, ибо они, безусловно, также будут иметь политические последствия» [3, р. 215].

Позиция западногерманского бизнеса, заинтересованного в торговле с Советским Союзом, оставалась неизменной. Промышленники и коммерсанты ФРГ стремились не проиграть в борьбе за огромный и перспективный советский рынок. Созданный в 1952 г. восточный комитет немецкой экономики, объединивший заинтересованных в восточной торговле представителей промышленности, последовательно в 19501960-е гг. вёл конструктивную работу по налаживанию торговых связей с СССР, зачастую при этом или не замечая, или даже преодолевая сдержанную позицию собственного правительства [4]. Заслуга западногерманского бизнеса в восстановлении и развитии торгово-экономических отношений с Советским Союзом, безусловно, велика.

В этом смысле интересна оценка происходившего третьей стороной. 23 апреля 1970 г. КГБ СССР отправил в Международный отдел ЦК КПСС, видимо, перехваченный текст сообщения «посла одной из крупных стран Юго-Восточной Азии в Бонне в свой МИД, в котором даётся анализ политики ФРГ в отношении европейских социалистических стран, и прежде всего ГДР» . В документе отмечалась взаимная заинтересованность в развитии торговли и экономического сотрудничества ФРГ и европейских социалистических стран. По мнению неназван-

ного дипломата, промышленные круги Западной Германии «прельщает мысль о превращении ФРГ в своего рода острие огромного промышленного района, охватывающего СССР и восточноевропейские страны»9.

При этом взаимодействие федерального канцлера и правительства с представителями бизнеса не было императивным, Брандт и его окружение советовались и обсуждали значимые советские предложения и не пытались идти дальше интересов бизнеса. Так было, например, в ситуации с участием «Даймлер-Бенц» в строительстве завода КамАЗ: советское руководство просило фирму стать основным проектировщиком завода, руководство ФРГ также просило фирму о максимально возможной вовлечённости, однако сам концерн отклонил советское предложение, ограничившись поставкой части оборудования. Президент автогиганта Й. Цаан подвёл итог: «"Даймлер-Бенц" не строит авто-заводы»10. Получив советское предложение создать смешанную экономическую комиссию на переговорах в Москве 1970 г., Брандт по возращению в Бонн обсудил этот вопрос с главой федерального союза германской промышленности Фрицем Бергом и главой восточного комитета немецкой экономики Отто Вольфом фон Амеронгеном и, получив сдержанную реакцию11, вернулся к обсуждению данного вопроса только через год на переговорах с Брежневым в Ореанде12.

Вилли Брандт был, конечно, больше политиком, чем специалистом в области экономики. Именно политическое решение, достигнутое благодаря реализации его концепции «новой восточной политики», сыграло важнейшую роль для развития экономических связей. Речь идёт о заключении Московского договора 1970 г. Важнейшим в договоре было признание со стороны ФРГ послевоенных границ, в том числе ГДР, Западного Берлина. Договор не содержал сугубо экономической проблематики, лишь преамбула фиксировала желание сторон «в договорной форме выразить свою решимость к улучшению и расширению сотрудничества между ними, включая область экономических отношений»13.

Ещё в 1969 г. 3-й Европейский отдел МИД в аналитической записке 1969 г. достаточно критично трактовал определённую го-

товность ФРГ расширять торговые связи как «стремление уйти от решения главных политических вопросов, разделяющих наши государства», за счёт «расчленения "пакета требований"» к ФРГ и поэтапного обсуждения каждого вопроса в отдельности», за счёт готовности «к обмену мнениями с советской стороной по "периферийным" вопросам советско-западногерманских отношений (торгово-экономические, технические, культурные связи, установление прямого воздушного сообщения, обмен консульствами и т. п.), по которым, по его мнению, есть возможность прийти к согласию и тем самым постепенно создавать более благоприятную обстановку в области политических взаимоотно-шений»14. Главным вопросом для СССР было признание границ и ГДР.

Отказ ФРГ от претензии на потерянные «восточные территории» и признание восточных границ, зафиксировавших новое территориальное устройство государств социалистического блока, был для СССР принципиальным. Политика предыдущих правительств ФРГ в отсутствие признания границ называлась «реваншистской», весь блок взаимных отношений был отягощён этой нерешённой проблемой. Из-за разных подходов и конфликтов относительно решения германского вопроса и признания границ, принципиальной и упёртой позиции оппонентов страдали реальные сферы взаимоотношений стран, в том числе экономика. Иногда доходило почти до абсурда. В качестве примера можно привести один конфликт. 7 апреля 1969 г. заместитель министра связи К. Сер-гейчук представил заместителю министра иностранных дел СССР Л. Ф. Ильичеву докладную записку «О почтовых марках ФРГ». В ней сообщалось о том, что в 1966-1969 гг. «администрация связи ФРГ выпустила в обращение почтовые марки "Исторические памятники XII века", на которых изображены здания Калининграда, Шецина, Дрездена, Западного Берлина и других городов, расположенных вне территории ФРГ». Советское министерство связи по согласованию с МИД до упомянутой записки рассматривало выпуск подобных марок «как проявление политики реванша и притязаний на единоличное представительство Германии» и «дало указание своей почтовой службе возвращать

письма, оплаченные такими марками, в ФРГ»15.

Московский договор создал, наконец-то, тот благоприятный деловой климат, который позволил экономическим отношениям в короткий период реализовать свой огромный потенциал. На встрече 25 сентября 1970 г. западногерманский министр экономики Карл Шиллер проинформировал министра внешней торговли СССР Н. С. Патоличева о том, что уже 18 августа 1970 г. «власти ФРГ отменили обязательный порядок получения лицензий при импорте из социалистических стран, включая Советский Союз, для 4 758 наименований товаров, т. е. примерно половины позиций внешнеторговой номенклатуры ФРГ», далее предполагалось отменить лицензирование ещё на 1 000 позиций16. Таким образом, уже менее чем через неделю после заключения Московского договора правительство ФРГ сделало очень важный шаг по либерализации экспорта большинства советских товаров, на чём советская сторона до этого безуспешно настаивала более десяти лет. Налицо жест добрый воли в развитие буквы и духа договора. После заключения Московского договора рост товарооборота ФРГ- СССР с 1970 по 1973 г. был взрывным, а не плавным: за четыре года он удвоился17. В Москве были открыты представительства ряда фирм и банков ФРГ (ранее СССР затягивал решение этого вопроса), было подписано также большое число двусторонних соглашений о сотрудничестве между крупными фирмами ФРГ и советскими внешнеторговыми организациями. Исчезла политическая преграда, а дальше экономическая конъюнктура взаимных отношений быстро взяла своё, или наверстала упущенное за долгие годы.

Почему экономический аспект «новой восточной политики» Брандта нашёл положительный отклик в СССР? Внешняя торговля с западными странами выполняла роль кооперационного инструмента налаживания сотрудничества. Советская экономическая политика относительно ФРГ была изначально менее идеологизирована, действительно руководствовалась во многом практическими внешнеторговыми и экономическими интересами СССР. Начиная с 1952 г., с проведения международной экономической конференции в Москве, можно говорить о смене

концепции внешнеэкономической политики СССР, об её большей открытости относительно Запада. Крупнейший отечественный исследователь экономической политики СССР в 1950-1960-е гг. М. А. Липкин отмечает, что прагматическая торгово-экономическая компонента Московского экономического совещания заключалась в выявлении возможностей восстановления и развития нормальных экономических связей между странами с различным социально-политическим строем в духе «business as usual» [5, с. 53].

Политика мирного сосуществования Хрущёва предполагала налаживание и развитие взаимовыгодных экономических контактов с Западом, политические кризисы (Берлинский, например) в меньшей мере сдержи-вающе влияли на советское руководство. Начало эпохи Брежнева знаменовалось дальнейшим углублением этой линии, взаимовыгодное недискриминационное экономическое взаимодействие со странами Запада становится важнейшим элементом советского позиционирования на мировой арене: СССР стремился к равенству и диалогу, стабилизации своих позиций в Европе за счёт снижения конфронтации с Западом и консолидации собственного лагеря [6, с. 439-467].

Кроме того, в 1950-1960-е гг. непосредственно перед внешней торговлей СССР стояла цель обеспечить страну оборудованием и технологиями для модернизации производства, увеличения производительности труда. Перед советской экономикой в тот период стояли острые проблемы невысокой производительности, нехватки инноваций, советская производительность труда значительно отставала от производительности труда в развитых странах Запада. Учитывая, что одной из важнейших задач внешней торговли в тот период был импорт машин и оборудования, повышающих производственный потенциал, модернизация производственных мощностей народного хозяйства СССР [7, с. 22-23], экономическое сближение с ФРГ, одним из признанных в тот период лидеров по экспорту этой категории товаров, выглядит абсолютно логичным.

Конструктивно развивать экономические отношения с ФРГ Советский Союз побуждали как политические, так и экономические факторы. Разработанная в 1955 г. мини-

стерством внешней торговли СССР программа по развитию торговли с Западной Германией исходила из того, что помимо экономических преимуществ (закупка ряда дефицитных товаров и уникального оборудования) торговля с ФРГ способна оказать положительное влияние на решение политических вопросов18. Однако отнюдь не в русле шантажа или давления. Политические вопросы, на которые, по мнению советской стороны, положительно могло повлиять экономическое сближение, проистекали из глобальной и двусторонней повестки. Например, советский посол в Бонне С. К. Царапкин в 1969 г. в качестве «политического бонуса» развития экономических связей видел «противодействие сближению ФРГ с КНР»19, а его приемник В. М. Фалин - укрепление «позиции сторонников ратификации Московского договора»20.

На выборах в ФРГ 1969 г. Советский Союз делала ставку на СДПГ с Брандтом во главе, на его «новую восточную политику» как программу, предполагавшую компромиссы и уступки. Перед выборами в бундестаг ФРГ советский МИД в лице своего главы и начальника 3-го Европейского отдела последовательно выступал перед руководством страны с аргументированным мнением поддержать социал-демократов и примыкавшую к ним СвДП, насколько возможно, в ожидании более благоприятной для СССР восточной политики ФРГ . Экономика при этом выступала дополнительным ресурсом, той конструктивной осязаемой основой, которая способна скрепить двусторонние отношения, взаимовыгодно связать их важными и прочными каналами взаимодействия.

Хороший пример представляет собой начало энергетического сотрудничества. Первым крупным соглашением в сфере экономики в 1969-1974 гг. стала так называемая сделка «Газ - трубы» от 1 февраля 1970 г., надолго заложившая основы тесного энергетического партнёрства между ФРГ и СССР, а затем и Россией. При начале энергетического сотрудничества для Советского Союза играли роль как экономические, так и политические факторы. Однако политические факторы не заключались в политике «разделяй и властвуй», в попытке раскола западного лагеря или в создании орудия давления

и шантажа, как считает, например, шведский исследователь Пер Хугселиус [8], а сводились к стремлению снять напряжение Холодной войны, завоевать расположение влиятельных финансово-промышленных кругов и утвердиться в международной экономике в качестве значимого актора. Увязывая энергосистемы, СССР также стремился предотвратить санкционные действия, подобные эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра 1962 г., поддержанное ФРГ [9, р. 563]. При этом сугубо экономический резон имел не меньший вес: Советский Союз был заинтересован в валютной выручке от масштабной продажи энергоресурсов для закупок в тех же странах, прежде всего машин, оборудования и технологий для модернизации собственной промышленности в 1950-1970-е гг. Для ФРГ при заключении сделки первостепенными были интересы промышленности, в частности важную роль на первом этапе переговоров сыграл министр экономики и транспорта Баварии Отто Шедль, действовавший в интересах бурно развивающейся промышленности своей федеральной земли. Вилли Брандт и федеральный министр экономики Фридрих Шиллер не инициировали сделку, а подключились уже в процессе [9, р. 564-568].

Крупнейшим проводником курса на торгово-экономическое сближение с ФРГ стал сам генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев, на тот период ещё достаточно деятельный политик, который установил прямой канал связи с Брандтом и лично прилагал усилия для реализации инициатив сотрудничества в области экономики. Брежнев поднимал экономическую повестку на переговорах с Брандтом при заключении Московского договора 1970 г., на двусторонней встрече в Ореанде 1971 г., одним из итогов которой стало решение о создании совместной экономической комиссии. Но особенно хорошо личная заинтересованность главы советского государства видна по документам визита в Бонн 1973 г., когда генеральный секретарь на встречах с политиками и промышленниками ФРГ пытался вызвать интерес к дальнейшему развитию экономического сотрудничества. Он призывал к долгосрочному партнёрству, предлагал контракты на 40-50 лет, описывал в ярких красках пер-

спективы совместного освоения месторождений Сибири22. Начиная с периода правления Брежнева и Брандта можно говорить о персональной дипломатии двусторонних российско-германских отношений на современном этапе.

Одним из теоретиков курса на сближение с ФРГ, в том числе экономическое, выступил также председатель КГБ СССР Юрий Андропов, контролировавший затем его выполнение. Андропов, как свидетельствуют в воспоминаниях непосредственные участники событий (В. М. Фалин, В. Е. Кеворков), был инициатором прямого канала связи Брежнев - Брандт для обмена информацией и контактов. По свидетельству сотрудника КГБ Кеворкова, курировавшего этот тайный канал, Андропов исходил из того, что Советский Союз «из-за упрямства, неповоротливости, а порой и недальновидности некоторых руководителей» попал «в достаточности неприятное положение, близкое к политической изоляции» и что «нужно строить свой дом в Европе, и тут без Германии не обойтись»23.

Непосредственными исполнителями деловых коммуникаций были министерство иностранных дел и министерство внешней торговли (МВТ) СССР, где необходимо выделить личный вклад в развитие торгово-экономических отношений с ФРГ министра внешней торговли Николая Патоличева, министра иностранных дел Андрея Громыко и начальника 3-го Европейского отдела МИД Валентина Фалина, ставшего впоследствии послом СССР в ФРГ. В. М. Фалин, известный советский дипломат, один из ведущих специалистов МИД СССР по Германии, готовил аналитическую информацию ещё для бесед и выступлений Хрущёва по германскому вопросу, принимал участие в консультациях и переговорах с Эгоном Баром по подготовке Московского договора. Назначение главы профильного отдела МИД на пост посла в Бонне свидетельствует о важности направления для внешней политики СССР. Сам Фалин ещё в должности начальника 3-го Европейского отдела МИД как минимум прилагал усилия для смены посла С. К. Ца-рапкина в Бонне. В аналитической записке министру иностранных дел 1969 г. он высказывал мнение, что ввиду превращения Бонна в «один из крупнейших дипломатических

центров» необходима смена посла для «улучшения постановки информационной работы, поддержания соответствующих контактов с государственными, политическими деятелями и деловыми кругами ФРГ»24. В итоге сам Фалин и занял пост.

Также следует отметить, что в вопросе экономического сближения с ФРГ советские министерства и отдельные руководители работали коллегиально и достаточно слаженно. Связка МИД СССР - МВТ СССР, например, в изучаемый период работала в целом эффективно и бесконфликтно. До вступления в должность министра внешней торговли Н. С. Патоличев, обладавший, без сомнения, высокими профессиональными компетенциями, работал в МИД СССР заместителем министра А. А. Громыко. Активную работу по улучшению климата деловых отношений, по поиску и сведению контрагентов и по сопровождению сделок вело торговое представительство СССР в Кёльне. Таким образом, можно согласиться с М. А. Липкиным, который называет стиль управления в СССР конца 1960-х гг. командным. При этом впервые в советской истории в высшем руководстве сложилась команда экспертов и политиков-профессионалов, не объединённых страхом репрессий или подковёрной борьбой, а открыто выступающих с проектами по развитию страны в различных областях [6, с. 438].

Таким образом, прорыв в экономических отношениях 1969-1974 гг. был обусловлен прежде всего благоприятной сменой политической конъюнктуры путём заключения Московского договора 1970 г. и последующего позитивного развития двусторонних политических отношений ФРГ-СССР. Лишь изменившийся внешнеполитический курс ФРГ, воплощённый в «новой восточной политике», позволил странам перейти к новому, значительно более продуктивному этапу взаимоотношений. В основе курса Брандта лежала стратегия «изменений через сближения» путём тактики мелких шагов в областях, свободных от противоречий, куда входила и экономика. В политической мысли Брандта экономическое взаимодействие с СССР прослеживается как одно из магистральных сближающих направлений. После прихода к власти коалиции СДПГ- СвДП линия Брандта на снижение конфронтации Хо-

лодной войны путём развития, в том числе, экономических связей, впервые в послевоенной истории ФРГ совпала с интересами западногерманского бизнеса, традиционно заинтересованного в восточной торговле. Для коалиционного правительства СДПГ- СвДП торговля была органичным и весомым дополнением к его восточной политике и успешно использовалась в качестве стимула для улучшения общей атмосферы политических переговоров. Что касается Советского Союза, то он последовательно выступал за развитие торговых связей с ФРГ начиная с установления дипломатических отношений в 1955 г. При этом значение имел комплекс политических и экономических причин, таких как снятие напряжённости Холодной войны, фиксация сферы влияния и разрядка в Европе, а также закупки уникального оборудования для модернизации собственной промышленности. После снятия основных политических противоречий Московским договором 1970 г. советская сторона приложила большие усилия для интенсификации экономических контактов. Большую роль сыграли личная дипломатия Брежнева, позиция председателя КГБ СССР Андропова, слаженная работа министерств иностранных дел и внешней торговли. Итогом стали значительный рост товарооборота и закрепление ФРГ в качестве внешнеторгового партнёра № 1 СССР среди стран Запада.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Willy Brandt-Berliner Ausgabe. Band 1. „Hitler ist nicht Deutschland". Jugend in Lübeck - Exil in Norwegen 1928-1940 / Hrsg. H. Grebing, H. A. Winkler, G. Schöllgen. - Bonn : Dietz, 2002. -S. 109.

2 Ibid. S. 409.

3 Willy Brandt-Berliner Ausgabe. Band 2. Zwei Vaterländer. Deutsch-Norweger im schwedischen Exil - Rückkehr nach Deutschland 1940-1947 / Hrsg. H. Grebing, H. A. Winkler, G. Schöllgen. -Bonn : Dietz, 2000. - S. 97.

4 Brandt W. Begegnungen und Einsichten: Die Jahre 1960-1975. - Hamburg : Hoffmann und Campe, 1976. - S. 17.

5 Bahr E. Das musst du erzählen. Erinnerungen an Willy Brandt. - Berlin : Propyläen, 2013. - S. 44.

6 Brandt W. Koexistenz - Zwang zum Wagnis. -Stuttgart : Deutsche Verlags-Anstalt, 1963. - S. 16.

7 Brandt W. Der Wille zum Frieden. Perspektiven der Politik. - Hamburg : Hofmann und Campe, 1971. - S. 199.

8 Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 62. Д. 567. Л. 70.

9 Там же. Л. 71.

10 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 413. Оп. 31. Д. 5891. Л. 10.

11 Willy-Brandt-Archiv // Archiv der sozialen Demokratie. A 9. 27.

12 Запись беседы Л. И. Брежнева с канцлером ФРГ В. Брандтом // Новый мир в Европе: СССР, ФРГ и Московский договор 1970 года по документам ЦК КПСС : сб. док. - М. : Кучково поле, 2020. - С. 371.

13 Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией [Московский договор], 12 августа 1970 г. // 100(0) ключевых документов по российской и советской истории. - URL: https:// www. 1000dokumente.de/index. html?c=dokument_ru &dokument=0017_mos&object=translation&st=&l=ru (дата обращения: 12.01.2023).

14 Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Ф. 0757. Оп. 14. Д. 9. П. 54. Л. 21.

15 Там же. Л. 72.

16 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 31. Д. 3652. Л. 21.

17 АВП РФ. Ф. 757. Оп. 16. П. 94. Д. 16. Л. 3; Оп. 19. П. 106. Д. 15. Л. 10.

18 РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 254. Л. 29.

19 АВП РФ. Ф. 0757. Оп. 14. Д. 9. П. 54. Л. 101.

20 АВП РФ. Ф. 0757. Оп. 16. Д. 24. П. 62. Л. 2.

21 Фалин В. М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания. - М. : Центрполи-граф, 2016. - 620 с.

22 Запись беседы Л. И. Брежнева с представителями деловых и промышленных кругов ФРГ // Новый мир в Европе... С. 657-664.

23 Кеворков В. Е. Тайный канал. - М. : Гея, 1997. - С. 23-24.

24 АВП РФ. Ф. 0757. Оп. 16. Д. 24. П. 54. Л. 130.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mödinger D. Vom Freiheitskämpfer zum Friedenspolitiker. Willy Brandt als Regierender Bürgermeister von Berlin. - Paderborn : Ferdinand Schöningh, 2019. - 378 s.

2. Schmidt W. Willy Brandts Ost- und Deutschlandpolitik // Willy Brandts Außenpolitik / Hrsg. B. Rother. -Wiesbaden : Springer, 2014. - S. 161-257.

3. Dannenberg J. von. The Foundations of Ostpolitik. The Making of the Moscow Treaty between West Germany and the USSR. - Oxford : Oxford University Press, 2008. - 320 p.

4. Jüngerkes S. Diplomaten der Wirtschaft. Die Geschichte des Ost-Ausschusses der Deutschen Wirtschaft. -Osnabrück : Fibre Verlag, 2012. - 384 s.

5. ЛипкинМ. А. Московское экономическое совещание 1952 г.: тактический маневр или новая стратегическая линия СССР // Вестник РУДН. Серия: История России. - 2010. - № 2. - С. 52-64.

6. Липкин М. А. Советский Союз и интеграционные процессы в Европе: середина 1940-х - конец 1960-х годов. - М. : Рус. фонд содействия образованию и науке, 2016. - 560 с.

7. Малькевич В. Л., Митрофанов И. Л., Иванов А. С. Внешняя торговля СССР при Н. С. Патоличеве (1958-1985). - М. : О-во сохранения лит. наследия, 2010. - 416 с.

8. Högselius P. Red Gas. Russia and the Origins of European Energy Dependence. - New York : Palgrave Macmillan, 2013. - 279 p.

9. Schattenberg S. Pipeline Construction as "Soft Powef' in Foreign Policy. Why the Soviet Union Started to Sell Gas to West Germany, 1966-1970 // Journal of Modern European History. - 2022. - Vol. 20, iss. 4. -P. 554-573. - DOI: 10.1177/16118944221130222.

Сведения об авторе

Сорокин Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

РИНЦ AuthorlD: 700577

Scopus AuthorlD: 57214146211

WoS ResearcherlD: K-5356-2018

Информация о статье

Дата поступления 8 февраля 2023 г.

Дата принятия в печать 11 апреля 2023 г.

Для цитирования

Сорокин А. Н. СССР и экономический аспект «новой восточной политики» Вилли Брандта: концептуальные основы экономического сближения // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 2(38). С. 68-77. й01: 10.24147/2312-1300.2023. 10(2).68-77.

A.N. Sorokin

THE USSR AND THE ECONOMIC ASPECT OF WILLY BRANDT'S "NEW EASTERN POLICY": CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF ECONOMIC RAPPROCHEMENT

After Willy Brandt's government came to power, for the first time in the post-war period, the political situation turned from a deterrent into a stimulating factor for the development of economic relations between the FRG and the USSR. The concept of Brandt's "New Eastern Policy" was formed on the basis of a long evolution of his image of the USSR. In the field of economics, he stated the successes of Soviet construction and the need for assistance in this construction from the West. As burgomaster, the key to the birth of Brandt's concept was the construction of the Berlin Wall, after which the formula of "change through rapprochement" was born, where the economy played a constructive role as one of the areas free from irreconcilable contradictions. With the coming to power of Brandt, the interest in the development of eastern trade between business and government coincided. One of the main achievements of Brandt's eastern policy - the conclusion of the Moscow Treaty of 1970 - became a landmark event for the development of economic ties, creating a favorable business climate for the first time in the post-war period. For the Soviet side, the course towards economic rapprochement with the FRG was also determined by a complex of political and economic reasons. Germany, as a manufacturer of high-tech products, was of interest due to the need to modernize the Soviet economy, purchase machinery and equipment to increase labor productivity. The political factor was the desire to reduce the tension of the Cold War through mutually beneficial trade, while consolidating its own sphere of influence in Europe, and enlisting the support of influential commercial and industrial circles. General Secretary Brezhnev, KGB Chairman Andropov, as well as the Ministries of Foreign Affairs and Foreign Trade played an important role in the development and implementation of the course.

Keywords: USSR; Germany; "New Eastern Policy"; detente; economic relations.

REFERENCES

1. Mödinger D. Vom Freiheitskämpfer zum Friedenspolitiker. Willy Brandt als Regierender Bürgermeister von Berlin, Paderborn, Ferdinand Schöningh Publ., 2019, 378 p. (in German).

2. Schmidt W. Willy Brandts Ost- und Deutschlandpolitik. Rother B. (ed.). Willy Brandts Außenpolitik, Wiesbaden, Springer Publ., 2014, pp. 161-257. (in German).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dannenberg J. von. The Foundations of Ostpolitik. The Making of the Moscow Treaty between West Germany and the USSR, Oxford, Oxford University Press, 2008, 320 p.

4. Jüngerkes S. Diplomaten der Wirtschaft. Die Geschichte des Ost-Ausschusses der Deutschen Wirtschaft, Osnabrück, Fibre Publ., 2012, 384 p. (in German).

5. Lipkin M.A. Moskovskoe ekonomicheskoe soveshchanie 1952 g.: takticheskii manevr ili novaya strategicheskaya liniya SSSR [Moscow economic meeting in 1952: a tactical maneuver or a new strategic line of the USSR]. VestnikRUDN. Seriya: Istoriya Rossii, 2010, no. 2, pp. 52-64. (in Russian).

6. Lipkin M.A. Sovetskii Soyuz i integratsionnye protsessy v Evrope: seredina 1940-kh - konets 1960-kh godov [The Soviet Union and Integration Processes in Europe: Mid-1940s - Late 1960s], Moscow, Russian Fundation for the Promotion of Education and Science Publ., 2016, 560 p. (in Russian).

7. Mal'kevich V.L., Mitrofanov I.L., Ivanov A.S. Vneshnyaya torgovlya SSSR pri N.S. Patolicheve (19581985) [Foreign trade of the USSR under N.S. Patolichev (1958-1985)], Moscow, Society for the Preservation of Literary Heritage Publ., 2010, 416 p. (in Russian).

8. Högselius P. Red Gas. Russia and the Origins of European Energy Dependence, New York, Palgrave Macmillan Publ., 2013, 279 p.

9. Schattenberg S. Pipeline Construction as "Soft Power" in Foreign Policy. Why the Soviet Union Started to Sell Gas to West Germany, 1966-1970. Journal of Modern European History, 2022, vol. 20, iss. 4, pp. 554573. DOI: 10.1177/16118944221130222.

About the author

Alexey N. Sorokin - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 700577 Scopus AuthorlD: 57214146211 WoS ResearcherlD: K-5356-2018

Article info

Received February 8, 2023

Accepted April 11, 2023

For citations

Sorokin A.N. The USSR and the Economic Aspect of Willy Brandt's "New Eastern Policy": Conceptual Foundations of Economic Rapprochement. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 2 (38), pp. 68-77. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(2).68-77 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.