Максим Старчак,
политолог
США УЭ. РОССИЯ В ПОПЫТКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ТУРКМЕНИСТАНОМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
После событий 11 сентября 2001 г. политика Вашингтона относительно Ашхабада активизировалась. Туркменистан, так же как Таджикистан и Казахстан, открыл свое воздушное пространство для пролетов в Афганистан авиации США и международных коалиционных сил с гуманитарными миссиями. По мнению американских экспертов, Туркменистан - единственное из пяти государств Центральной Азии, не являющееся официальным членом операции «Несокрушимая свобода». В 2002 г. Ашхабад и Вашингтон подписали соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта столицы республики для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан, что ежегодно приносит казне Туркменистана от 8 до 12 млн. долл. Между тем американцы начали вести активные переговоры об использовании иных аэродромов. При этом рассматривалось три варианта: военные аэродромы, расположенные у Небит-Дага, Ак-Тепе и Мары-2. Выбор пал на Мары-2, так как этот аэродром способен принимать два и более авиаполка самолетов стратегической авиации. Казалось бы, размещение иностранных военных баз противоречит статусу нейтралитета Туркменистана. Однако формально, если соглашение по использованию американцами Мары-2 все же было бы подписано, то при отсутствии в нем термина «военная база» в свое время первый президент страны С. Ниязов мог бы говорить: республика не размещает на своей территории иностранные военные базы. Слухи о возможности использования американцами базы в Мары-2, растиражированные в российской прессе, вызвали гнев МИД Туркменистана, в заявлении которого от 7 сентября 2005 г. отмечалось, что подобная вымышленная информация абсолютно не соответствует действительности.
Американские эксперты полагали, что в контексте будущего планирования подготовку к постниязовскому режиму нужно хорошо продумать, поскольку доступ к Мары будет сопровожден высокими инвестиционными выплатами, а это окажет влияние на непредвиденные действия в Персидском заливе, а также в Цен-
тральной и Южной Азии. Заинтересованность Вашингтона в этой базе подтвердилась в сентябре 2005 г., когда ее реконструировали строительные компании ОАЭ, а комиссия Министерства обороны США признала объект годным к использованию. К тому же арабские строители провели полномасштабные восстановительные работы на аэродроме в Кушке. Однако переговоры о военной базе в Мары-2 зашли в тупик, постоянного присутствия американских военных Соединенным Штатам добиться не удалось. Помощь Госдепартамента, направленная в сферу безопасности Туркменистана в 2006-2008 гг., остается примерно на уровне 1,4-1,7 млн. долл. в год. Киргизстан и Узбекистан, имея военные базы США, получали на поддержку сферы безопасности в десятки раз больше.
Политика США, направленная на содействие безопасности Туркменистана, в основном сосредоточена на подношении подарков нужным высокопоставленным чиновникам и организации тренингов для разных ведомств республики. Так, Вашингтон проводит семинары для офицеров ее береговой охраны, дислоцированной в г. Туркменбаши, цель тренингов - организация операций морского досмотра, задержание чужих кораблей, обнаружение тайных отсеков, применение силы и опознание наркотических веществ. Кроме того, проводятся тренинги и семинары для сотрудников таможни и пограничников. Однако вложения в тренинги и в обучение сотрудников органов безопасности Туркменистана по сравнению с остальными странами ЦА крайне низки - в 2008 г. они составили 286 тыс. долл.
С 2003 г. Государственное таможенное ведомство, Государственная пограничная служба, а также Государственная служба судебных экспертиз и Национальный центр по исследованию преступлений при МВД Туркменистана безвозмездно получили несколько десятков автомобилей и оборудование в рамках программы по экспортному контролю и безопасности границ (БХБ8). Наряду с этим в результате отдельного взаимодействия Национальной гвардии штата Невада и правительства Туркменистана открыт контрольно-пропускной пункт «Алтын Асыр» в Эт-рекском этрапе Балканского велаята республики стоимостью, превышающей 2,5 млн. долл., а правительство США совместно с ООН вложили, соответственно, 1,8 млн. и 650 тыс. долл. в строительство контрольно-пропускного пункта в Имамназаре, второго, возведенного на границе Туркменистана и Афганистана, что отвечало инте-
ресам стратегии Центрального командования США по борьбе с наркотиками в Центральной Азии.
Однако, как уже отмечалось, Туркменистан не является лидером по получению финансовой помощи, а в структуре небольшого ее объема поддержка сферы безопасности составляет лишь 23% - меньше направляется только в экономику.
Туркменистан - нейтральное государство, что ограничивает его сотрудничество с другими странами. Хотя он и входит в СНГ на правах ассоциированного члена, военные структуры республики присутствуют на его совещаниях по борьбе с наркотиками и терроризмом, а также на встречах стран ОДКБ или ШОС лишь в качестве наблюдателей. В числе документов, определяющих двусторонние связи России и Туркменистана, - Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2002 г., и Соглашение о военном сотрудничестве 2003 г. Несмотря на то что Ашхабад и Москва заключили свыше 22 договоров и соглашений, предусматривающих широкий спектр их военных связей, приоритет РФ в двусторонних контактах - взаимодействие в топливно-энергетической сфере. Поэтому, отвечая на присутствие Вашингтона в Ашхабаде, Москва предпочла не вступать в политическую риторику, как это было с базой в Узбекистане, а в обмен на свое молчаливое согласие пыталась опередить США в борьбе за энергоресурсы Туркменистана. 10 апреля 2003 г. Россия и Туркменистан не только подписали документ о сотрудничестве в сфере безопасности (не содержащий ни слова о военном сотрудничестве), но и более важное и приоритетное соглашение о взаимодействии в газовой сфере, предусматривающее нарастающие поставки туркменского газа в Россию на период до 2028 г. Любые спорные вопросы двусторонних отношений становились несерьезными, когда появлялась возможность получить преимущество в энергетической области.
Отсутствие реального военного сотрудничества подтверждается и тем, что с 2000 г. ни один военный чиновник России не посетил Туркменистан. Более того, за годы независимости было расформировано объединенное командование и из республики выведены российские пограничники. Учитывая приоритеты РФ в энергетической сфере, соглашение по безопасности больше нужно Туркменистану. Так, ст. 4 этого документа говорит об обмене оперативной информацией в борьбе с террористами. Это может иметь место, если Россия сама информирует президента Туркменистана о каких-либо планах против него лично, возможно, даже со стороны
проамерикански настроенных государственных чиновников. В связи с этим, разумеется, такую информацию можно получить только при личной встрече. Показательно, что все крупные перестановки в силовых ведомствах Гурбангулы Бердымухаммедов делал после встреч с экс-президентом России Путиным. Так, в апреле 2007 г., после своего визита в Москву, глава Туркменистана отправил в отставку тогдашнего руководителя МВД страны Акмамеда Рахманова, сопроводив это резкими формулировками о недостатках в его работе. А 15 мая 2007 г. (всего через три дня после встречи с президентом РФ, в ходе которой было подписано Соглашение по прикаспийскому проекту) глава республики отстранил от должности начальника своей личной охраны Акмурада Реджепова.
Взаимодействие в газовой сфере и личные контакты позволяли России до недавнего времени, несмотря на попытки Вашингтона активизировать военное сотрудничество с Ашхабадом, не стремиться утверждаться в военной сфере Туркменистана. Кроме того, товарооборот между двумя странами продолжает расти, в 2007 г. он увеличился на 38% по сравнению с 2006 г. и достиг 4,8 млрд. долл. В июле 2007 г. было подписано Соглашение о Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству.
Хотя в 1994 г. Туркменистан стал первым государством региона, присоединившимся к программе НАТО «Партнерство ради мира», его сотрудничество с Североатлантическим альянсом было номинальным. Президент республики С. Ниязов предпочитал заключать двусторонние межправительственные соглашения с зарубежными государствами о подготовке офицерского состава страны. Имея солидные запасы газа, республика обменивает их (за счет долгов Украины и Грузии) на программы сотрудничества, предусматривающие контакты по военно-политическим, военным и военно-техническим направлениям, взаимодействие в вопросах связи и автоматизированных систем управления войсками, ремонт и модернизацию бронетанковой и другой техники, подготовку специалистов. Так, в счет 340-миллионного газового долга Грузия отремонтировала для Туркменистана 43 штурмовика, шесть вертолетов МИ-24 и МИ-8. Газовый долг Украины (400 млн. долл.) также отработали ее оборонщики. Туркменистан стал важнейшим партнером Украины в военно-техническом сотрудничестве. В 20032004 гг. Ашхабад закупил у Киева военную технику на сумму, превысившую 280 млн. долл.
Кроме того, нейтральный Туркменистан наладил широкие связи в сфере подготовки военных кадров: в Турции обучаются свыше 200 человек, столько же - на Украине, небольшое количество - в России и Пакистане. В самом Ашхабаде создан Военный институт Министерства обороны республики, где обучаются около 600 человек. Американцы оказали помощь в техническом обслуживании и снабжении патрульно-сторожевых катеров Туркменистана в рамках программы правительства США «Экспортный контроль и безопасность границ». В конце 2003 г. Иран передал Туркменистану семь катеров и один эсминец в долгосрочную аренду. Несколько катеров поступили из Украины, один - из США. Наряду с этим Туркменистан закупает военную технику в Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии, Беларуси.
Что же касается России, то из-за отсутствия газовых обязательств и собственных программ дарения, неучастия Туркменистана в ОДКБ и в двусторонних военных договоренностях она не развивала военно-технического сотрудничества с республикой на правительственном уровне. Имевшие место редкие контракты заключались напрямую с российскими предприятиями. Так, Уральский оптико-механический завод подписал соглашение о сотрудничестве с Минобороны Туркменистана о сервисном обслуживании бортовой электроники его ВВС. Новый президент Туркменистана проявил себя довольно активным во внешней политике, впервые посетив штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где стороны договорились углублять связи в нескольких ключевых областях. После переговоров с Генеральным секретарем НАТО Яапом де Хо-оп Схеффером наблюдатели отметили оживление диалога. А в Ашхабаде к тому же открыли Региональный центр ООН по превентивной дипломатии.
Ощущая заинтересованность главы республики в активизации внешних контактов в газовой сфере, лидеры стран НАТО намеревались использовать ее и для взаимодействия в области безопасности, что обосновывали необходимостью защиты трубопроводов от террористов. По инициативе помощника генерального секретаря Альянса по странам Кавказа и Центральной Азии Роберта Симмонса глава республики впервые принял участие в саммите НАТО в Бухаресте (апрель 2008 г.). В румынской столице он объявил о готовности расширить сотрудничество с Альянсом и предложил дополнительные миротворческие услуги; в частности, выразил готовность открыть на территории страны тренировочные
лагеря для подготовки натовских голубых касок, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО. Кроме того, Г. Бердымухаммедов дал согласие на транзит грузов Альянса по железным дорогам Туркменистана в Афганистан. Благодаря туркменской ветке Альянс может доставлять грузы в обход России - из Турции через Грузию, Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье и далее - в Кушку. Этими предложениями, как кажется, Г. Бердымухаммедов намеревался продемонстрировать свою открытость и готовность к сотрудничеству, хотел привлечь западных инвесторов к строительству газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия с целью развития связей со своим непосредственным соседом - Афганистаном.
Ашхабад поддерживает давние и прочные связи с Кабулом. Многие туркмены имеют родственников в приграничных областях Афганистана. В начале 2001 г. в Ашхабаде проходили совещания по межафганскому диалогу, инициатором которого также выступил Туркменистан. По информации газеты «Шпигель», уже в мае 2008 г. президент Г. Бердымухаммедов дал указание Таможенной службе и пограничникам страны не препятствовать транзиту грузов, направляемых НАТО в Афганистан.
Кроме того, регулярно, примерно раз в год, Туркменистан посещают представители Центрального командования США, однако эти визиты носят штатный характер. Пентагон продолжает надеяться на развитие сотрудничества с Ашхабадом. В июне 2008 г. вице-адмирал Кевин Дж. Косгриф, командующий военно-морской компонентой Центрального командования США, и контр-адмирал Уильям Гортни, к тому времени назначенный, но еще не вступивший в эту должность, посетили Ашхабад, где встретились с министром обороны и главой Государственной пограничной службы республики. Руководство Туркменистана, видимо, по-прежнему опасается за сохранность своей власти и явных шагов к военному сотрудничеству с США не делает.
Как бы в ответ на эти усилия Соединенных Штатов в июле 2008 г., т.е. перед официальным визитом президента России, в Туркменистан впервые прибыл министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который провел переговоры со своим туркменским коллегой генералом армии Агагельды Мамедгельдыевым. По сообщениям СМИ, глава российского военного ведомства «с удовлетворением отметил активизацию взаимодействия между министерствами
обороны двух стран и его выход за последние два года на качественно новый уровень». Имеется в виду то, что в 2007 г. по заказу Туркменистана Российский научно-исследовательский институт специальных систем связи, автоматизации и управления приступил к разработке единой системы управления национальными Вооруженными силами. В рамках инициированной президентом Г. Бердымухаммедовым программы технической модернизации силовых ведомств республики со второй половины 2007 г. Россия начала поставки автомобильной техники армейского образца. А. Сердюков заявил, что Минобороны РФ готово и в дальнейшем оказывать всемерную поддержку Туркменистану в реформировании и модернизации его Вооруженных сил. С этой целью стороны наметили основные направления дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в данной сфере. По словам Сердюкова, одним из примеров этого служит возобновление обучения военнослужащих Туркменистана в вузах Минобороны России, что в настоящее время осуществляется на безвозмездной основе. Более того, в июне 2008 г. после перерыва в несколько лет Россия и Туркменистан подписали контракт на закупку Ашхабадом шести реактивных систем залпового огня «Смерч», стоимость которого оценивается в 70 млн. долл. Этому способствовало предварительное посещение министром обороны Туркменистана Агагельды Мамедгельдыевым организованной на Урале международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2008», в ходе которой он выразил намерение закупить в России технику и вооружения, а также их модернизировать. В частности, министр подписал контракт на обслуживание оборудования, установленного на военной технике, а Россия согласилась передать (по договору аренды) в состав военно-морских сил Туркменистана новый боевой ракетный катер типа «Молния».
В конце августа 2008 г. на западе Туркменистана прошли военные учения, в ходе которых были продемонстрированы все виды вооружений республики. Некоторые аналитики связали это событие с пятидневной войной в Южной Осетии, настаивая на антироссийской направленности учений. Однако, как пишут те же обозреватели, самоходные гаубицы «Гвоздика» и «Акация», реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», оперативно-тактический ракетный комплекс «Скад», зенитно-ракетный комплекс «Оса», зенитная самоходная установка «Шилка», тактическая ракета «Луна-М», представленные на учениях, - образцы
техники 60-80-х годов. Тем самым сравнивать грузинскую армию с туркменской не приходится.
Больше всего следует обратить внимание на то, что уже приблизительно через месяц, в сентябре, на улицах Ашхабада три дня шла перестрелка между представителями местных мафиозных кланов либо хорошо подготовленными формированиями исламских экстремистов и правоохранительными органами страны. Знал Г. Бердымухаммедов о предстоящих акциях или нет, но августовское бряцание оружием не впечатлило эти незаконные группы. Такая пальба в столице республики может свидетельствовать лишь о неготовности силовых структур Туркменистана противодействовать подобным вылазкам. Это в очередной раз заставляет сомневаться в безопасности туркменско-афганской границы, а значит, и в эффективности помощи США, составляющей сотни тысяч долларов, направляемых ежегодно на нужды погранслужбы республики.
Подводя итоги произошедшего, президент Г. Бердымухам-медов потребовал от руководителей силовых структур открыть в стране специальную среднюю школу полиции. Кроме того, принято решение создать центр подготовки специалистов по борьбе с наркотиками и приступить к планированию и проведению на его базе мероприятий регионального масштаба. Будут сформированы и целевые специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, которые должны оснастить самыми современными средствами. Объявлено также об увеличении финансирования спецслужб и строительстве в республике 12 современных погранзастав. Понятно, самостоятельно решить такие вопросы Ашхабад не может: это требует дополнительного оснащения и обучения. Если в пограничной сфере традиционно можно ждать помощи от Госдепартамента США, то оснащение и обучение Россия способна сохранить за собой. Тем более что некоторые договоренности, как отмечено выше, уже существуют; по сообщениям СМИ, тем самым Россия всячески пытается вовлечь Туркменистан в деятельность ОДКБ или, по мнению автора этих строк, в целом в пророссийскую политику. Так, в 2007 г. Туркменистан активно подключился к экспериментальному проекту Совета Россия-НАТО по обучению кадров Афганистана и стран Центральной Азии методам антинаркотической борьбы.
Таким образом, несмотря на то что с приходом к власти нового президента Туркменистан активизировал взаимодействие с Россией, западными партнерами, Китаем, тем самым продолжил
политику равноудаленности, сотрудничество с РФ в разных сферах, в том числе в военной, имеет явный практический результат и тенденцию к дальнейшему развитию. Хотя взаимодействие с США и продолжается, Пентагон все же не участвует в вооружении, а также в подготовке военных Туркменистана. В 2008 г. Китай поставил в эту страну боевую технику, а также новое обмундирование для офицеров и солдат на основе военного кредита в 3 млн. долл. Учитывая бюджет страны, Ашхабад будет искать такое же качественное, но более дешевое вооружение и на более выгодных условиях, которые может предложить Москва.
Россия продолжит попытки вовлечь Туркменистан в военные связи, например, участвовать в Объединенной системе ПВО государств СНГ, в которой он формально состоял с 1995 г., или во взаимном уведомлении о переброске передвижных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Республика начинает осознавать опасность соседства с Афганистаном, главным источником угроз в современном мире, а также стремится сохранить авторитарную форму правления. Это диктует необходимость создания сильной армии, тем самым формируя интерес России. Однако без помощи внешних сил модернизация туркменских Вооруженных сил нереальна. Ашхабаду нужен надежный если не союзник, то предсказуемый партнер. Россия готова поддержать безопасность режима, газовых контрактов (в объединении энергетической политики и политики безопасности в данном случае РФ не уступает НАТО, вероятно, даже опережает ее). Учитывая историю единой армии, обширные официальные и неофициальные связи, есть основания утверждать, что РФ имеет все возможности усилить свое влияние в военной сфере Туркменистана.
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2009 г., № 2, р. 95-101.
Шовкат Рахматуллаев, кандидат исторических наук УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ ХХ1 в.
Процессы глобализации, все более усиливающиеся с конца XX в., охватывают практически все сферы жизнедеятельности че-