Научная статья на тему 'США в территориальных спорах в Южно-Китайском море'

США в территориальных спорах в Южно-Китайском море Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
846
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / АТР / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терских Михаил Андреевич

В статье рассматривается проблематика участия США в территориальных спорах в Южно-Китайском море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США в территориальных спорах в Южно-Китайском море»

Терских Михаил Андреевич - аспирант МГИМО (У) МИД России, е-mail Mikhail.terskikh@gmail. com

М.А. Терских

США В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРАХ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ

Провозглашенное Президентом США Б. Обамой «возвращение в Азию» на протяжении двух сроков его администрации остается лейтмотивом внешнеполитической линии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Намеченный в начале 2000-х годов тренд на смещение «центра тяжести» мирового политического и экономического развития с Запада на Восток приобретает все более отчетливые формы. В этой связи ключевой задачей Вашингтона становится обеспечение своего присутствия в данном регионе, важнейшую роль в котором играет Южно-Китайское море (ЮКМ).

Стратегия США в АТР не может не учитывать Китай, мощь которого ставит под сомнение глобальное доминирование Америки. Претензии Пекина практически на всю акваторию ЮКМ угрожают, по словам бывшего Госсекретаря США Х.Клинтон, национальным интересам Вашингтона [1]. Речь идет как о свободе доступа американских вооруженных сил к морям региона, так и стабильности экономических связей. Из общего грузопотока в ЮКМ за год на сумму 5,3 трлн. долл. на внешнюю торговлю США приходится около 1,2 трлн. долл. [2] Немаловажным является и тот факт, что здесь пролегают основные транспортные маршруты, связывающие Китай с остальным миром и обеспечивающие его экономику большей частью энергоносителей.

Кроме того, с рядом стран, участвующих в конфликте по поводу суверенитета над ЮКМ и его островами, США поддерживают тесные, в том числе и военно-политические связи. Так, например, в 2011 году с Филиппинами была подписана Манильская декларация, подтвердившая положения Договора о взаимной обороне 1951 г., а в конце апреля 2014 г. - соглашение о рас-

ширении американского военного присутствия в этой стране. Особые отношения поддерживаются с Тайванем, чьи претензии в ЮКМ сходны с позицией Пекина. Также активно США расширяют круг партнеров в регионе, с которыми ранее контакты складывались непросто, прежде всего, с Вьетнамом. Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности действует с Японией, которая вовлечена с Китаем в другой территориальный спор в Восточно-Китайском море, рассматриваемый зачастую в увязке с ситуацией в ЮКМ.

Примерно до начала нынешнего десятилетия США сдержанно относились к терспорам в ЮКМ, избегая резких заявлений и явной поддержки какой-либо из сторон конфликта. Вашингтон даже предупреждал своих граждан, что в случае возникновения конфликтных ситуаций не поддержит своих бизнесменов, ведущих дела в спорных районах. Однако затем США активизировали свою деятельность в АТР, что нашло отражение как в военно-политической1, так и в экономической плоскостях2. Вопрос о ситуации в Южно-Китайском море был поставлен американской стороной на Региональном форуме АСЕАН по безопасности в июле 2010 г., после чего регулярно выдвигался на этой и других региональных площадках.

Хотя официальный Вашингтон утверждает о ненаправленности своих действий против Китая, в заявлениях на различных уровнях регулярно появляются оценки действий Пекина как «подрывающих стабильность и безопасность». США подчеркивают, что не имеют территориальных претензий в Южно-Китайском море, выступают за скорейшее разрешение возникшей ситуации путем многосторонних дискуссий (на двустороннем формате настаивает КНР). Официальная позиция заключается в том, что стороны конфликта должны соблюдать нормы международного права, в первую очередь Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (которую сами США, в прочем, не подписали), Декларацию о поведении сторон в ЮКМ, ускорить разработку соот-

1 В соответствии с Четырехлетним обзором оборонной политики США, опубликованном Министерством обороны в 2014 г., к 2020 г. 60% ВМС США будут постоянно находиться в АТР.

2 Показательными являются усилия Белого дома по продвижению Транстихоокеанского партнерства.

ветствующего кодекса поведения. Особый акцент делается на необходимости обеспечения свободы судоходства и воздушного сообщения (после создания Китам в 2013 г. опознавательной зоны ПВО в Восточно-Китайском море).

В практической плоскости США активно поддерживают оппонентов по территориальным спорам с Китаем, параллельно выступая с критикой действий Пекина. Особенно отчетливо подобная линия проявилась после событий в мае 2014 г., когда КНР в одностороннем порядке приняла решение о размещении морской буровой платформы в спорной акватории Парасельских островов. В ответ США резко осудили эти действия, в частности на Международной конференции по безопасности в АТР «Шангри-ла Диалог», провели совместные военные учения с Филиппинами, а Сенат принял резолюцию с требованием вывести буровую платформу из спорного района. Серьезный импульс был дан отношениям с Вьетнамом: осенью того же года было объявлено о частичной отмене эмбарго на поставки в СРВ летальных типов вооружения, а в июле 2015 г. США с официальным визитом посетил Генеральный секретарь Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг. Предприняты попытки расширить участие Японии в урегулировании споров в Южно-Китайском море. В частности Токио и Манила провели совместные учения на море, в ответ МИД КНР обвинил Японию в усилении напряженности в регионе.

В последнее время центральным пунктом критики действий Китая американской стороной стали проводимые в акватории ЮКМ работы по созданию искусственных островов с инфраструктурой, позволяющей называть подобные объекты «стационарными авианосцами». В июле с.г. помощник Госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Д.Рассел в очередной раз выразил обеспокоенность «масштабами и скоростью насыпных работ» [3], а в начале августа на Региональном форуме АСЕАН по безопасности в Куала-Лумпуре этот вопрос поднял Госсекретарь Дж.Керри [4]. Ранее командующий Тихоокеанским флотом США С.Свифт демонстративно участвовал в «разведывательном полете» над Южно-Китайским морем, что

было широко растиражировано зарубежными СМИ и ожидаемо вызвало резкую реакцию Пекина.

Подобные неоднозначные действия заставляют некоторых экспертов полагать, что реальные цели Белого дома могут кардинально отличаться от заявляемых [5]. В более общем смысле важнейшим интересом США является сохранение той системы региональной безопасности, которая сложилась в период «слабого Китая». При этом, судя по всему, в Вашингтоне осознают, что такой сценарий маловероятен в силу объективного роста влияния КНР в регионе и мире, поэтому, по мнению ряда специалистов, США заинтересованы не в сохранении регионального status quo, а, наоборот, в его изменении. В поддержании нынешнего баланса сил в регионе наиболее заинтересован быстрорастущий Китай, который через несколько десятилетий стабильного развития сможем оказывать большее давление на соседей, при этом Соединенным Штатам, чьи возможности доминировать в мировой политики объективно уменьшаются в связи с появлением новых центов силы, будет сложнее воспрепятствовать КНР. Существует предположение, что в Вашингтоне больше заинтересованы в поддержании напряженности в ЮКМ на высоком уровне, ведь во многом именно антикитайские настроения вдохнули новую жизнь в отношения многих стран региона с США. При этом в интересы США также входит и сохранение определенной «свободы рук» - в случае военного конфликта между КНР и одной из сторон спора у США должна быть возможность остаться в стороне от боевых действий, если издержки американского вмешательства будут расценены как слишком высокие.

Бурное развитие стран АТР, в первую очередь Китая, вынуждает Белый дом сконцентрировать усилия на данной части планеты, направленные на сохранение роли США в качестве ключевого мирового игрока. В этой связи можно ожидать дальнейшего активного участия Вашингтона в территориальных спорах в Южно-Китайском море, укрепления отношений, в том числе в сфере оборы и безопасности, со странами, оппонирующими Пекину в этих

конфликтах, а также усиления антикитайской риторики американской администрации.

* * *

1. Васильев Л.Е. [и др.]. Асеан в начале XXI век. Актуальные проблемы и перспективы, М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

2. Киреева А.А.Соотношений сил великих держав в Восточной Азии: метод структурированной оценки, Международные процессы, Т. 11. 2013. № 3-4 (34-35).

3. Кобелев Е.В. Южно-Китайское море - тлеющий очаг конфликтов, «АСЕАН в начале XXI века» - М., 2010.

4. Мамонов М.В. «Возвращение» США в Азию, Российский совет по международным делам, [электронный ресурс] Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id 4=708#top-content

5. Сумский В.В. США и Китай в Юго-Восточной Азии, ПИР-Центр, [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pircenter.org/blog/view/id/144.

6. Урляпов В.Ф. «Новое пришествие» США в Юго-Восточную Азию, Юго-Восточная Азия: актуальные проблема развития. Выпуск XVII (ЮВА 2010-2011), М. ИВ РАН, 2011.

7. А.Хроленко, Конфликт интересов КНР и США в Южно-Китайском море, РИА Новости, [электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/analytics/ 20150724/1145591659.html

8. Carlyle A. Thayer South China Sea: A Commons for China Only? YaleGlobal, 7 July 2011.

9. Jones, Bruce. Still Ours to Lead. America, Rising Powers, and the Tension Between Rivalry and Restraint. Wash., D.C.: The Brookings Institution Press, 2014

10. US Department of State, Office of the Spokesperson. Clinton Statement of South China Sea, July 23, 2013, mode of access: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/ texttrans/2011/07/20110723125330su0.9067433.html#axzz2HH2yM92n

11. East by Southeast. Daniel Russel: Remarks at the 5 th Annual South China Sea Conference, July 23, 2015, mode of access: http://www.eastbysoutheast.com/daniel-russel-remarks-at-the-5th- annual-south- china-sea-conference/

12. The Wall Street Journal. Kerry urges China to halt all activities in Disputed Sea, August 6, 2015, mode of access http://www.wsj.com/articles/kerry-urges-china-to-halt-all-activities-in-disputed-sea-1438873743

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.