Научная статья на тему 'СРЮ и руководство Черногории в 1997–1999 гг.'

СРЮ и руководство Черногории в 1997–1999 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Югославия / Черногория / Косово / Слободан Милошевич / Мило Джуканович / СРЮ / Демократическая партия социалистов
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЮ и руководство Черногории в 1997–1999 гг.»

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ = = 163

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.1.39 Я.Н. Смирнов

СРЮ и руководство Черногории в 1997-1999 гг.

Ключевые слова: Югославия, Черногория, Косово, Слободан Милошевич, Мило Джуканович, СРЮ, Демократическая партия социалистов.

Развал второй Югославии - Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) в 1991-1992 гг. оставил неизгладимый след на Балканах. Последовавшие за ним войны в 1991-1996 гг. стерли с карты Европы не только политические, но и старые этнические границы. Почти все это время руководство одной из югославских республик - Черногории - рука об руку шло с союзным центром в Белграде. Будучи отдельной государственной единицей в составе как СФРЮ, так и сменившей ее Союзной Республики Югославия (СРЮ), Черногория на официальном уровне отождествляла себя в национальном плане с Сербией, и в идеологическом - с Югославией.

Несмотря на имевшие место редкие разногласия1, руководство Черногории в лице президента республики Момира Булатовича в 1992-1997 гг. тесно сотрудничало с Сербией в лице ее президента Слободана Милошевича, находясь исключительно в фарватере политики Белграда. Будучи главой составлявшей парламентское большинство Демократической партии социалистов (ДПС), президент страны и его окружение в целом контролировали политическую жизнь в республике. В этот период серьезно укрепляются позиции и соратника Булатовича, председателя правительства Черногории, Мило Джукановича.

Ситуация стала меняться в конце 1996 г. после ноябрьских парламентских выборов, победу на которых одержала ДПС, а М. Джуканович вновь занял пост премьер-министра. Желая утвердить своих ставленников на ключевых постах

164 = Секция «ИСТОРИЯ» ==

в стране, Джуканович вступил в конфликт с действующим президентом. Не найдя возможности убедить М. Булатови-ча, он начал активную внутрипартийную борьбу, в результате которой в июле 1997 г. М. Булатович был смещен с поста председателя партии. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой Главный комитет партии, состоявший в основном из сторонников действующего президента, поддерживал Булатовича, в то время как значительная часть депутатского корпуса партии контролировалась Джукановичем.

При этом несмотря на то, что вся предвыборная кампания прошедших республиканских парламентских выборов 1996 г. строилась именно на поддержке единства Югославии, риторика М. Джукановича по отношению к Белграду начинает меняться. Так, премьер-министр Черногории публично поддержал лидеров белградских протестов, разразившихся из-за подтасовки результатов парламентских выборов в Сербии2. 2 июля 1997 г. во время своего визита в Москву в ходе пресс-конференции Джуканович заявил, что политика Милошевича тормозит возвращение СРЮ в мировое сообщество3.

С приближением даты президентских выборов, назначенных на 5 октября, М. Джукановичем через Скупщину были проведены поправки в закон о выборах президента республики. Они подразумевали, что одна партия может предоставить только одного кандидата4, что могло не позволить М. Булатовичу выдвинуть свою кандидатуру.

Белград, понимая, что рискует потерять лояльного Милошевичу руководителя Черногории, стал предпринимать меры. Конституционный суд Югославии признал поправки не соответствующими Конституции СРЮ5. Республиканская избирательная комиссия Черногории подчинилась этому решению и зарегистрировала М. Булатовича в качестве кандидата от ДПС.

По результатам выборов лидером президентской гонки стал М. Булатович, однако отрыв был минимален - чуть менее процента, что означало проведение второго тура6. Это дало возможность М. Джукановичу переиграть ситуацию

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

165

в свою пользу: воспользовавшись административным ресурсом и с многочисленными нарушениями внеся изменения в избирательные списки, он смог одержать победу. 21 октября Республиканская избирательная комиссия сообщила о победе Джукановича7. В свою очередь М. Булатович, ссылаясь на нарушения избирательного законодательства, результаты выборов не признал. Однако направленные им в Конституционный суд Черногории жалобы были отклонены.

На фоне этих событий между руководством СРЮ и руководством Черногории стал разрастаться конфликт процессуального характера. Так, Верховный Суд СРЮ отменил решения Верховного суда Черногории по внесению поправок в избирательные списки во время прошедших выборов. В свою очередь, ВС Черногории назвал такое решение нарушением конституционного порядка СРЮ8.

На определенном этапе, в феврале 1998 г., Белграду удалось снизить накал противостояния. По сути признав результаты выборов, правительство СРЮ выступило посредником в переговорах между Джукановичем и Булатовичем о преодолении политического кризиса в республике и согласовало проведение досрочных парламентских выборов. Сам М. Булатович в мае был назначен председателем правительства СРЮ, что вызвало резкую реакцию нового черногорского руководства. Оно заявило, что не будет признавать решений правительства Югославии, а председатель черногорской Скупщины С. Марович подчеркнул, что республика будет настаивать на отставке президента СРЮ С. Милошевича и смене персонального состава органов власти на союзном уровне9.

Тем временем, с обострением ситуации в Косово у руководства Черногории появилась дополнительная возможность давления на Белград. М. Джуканович заявил, что в случае задействования армии Югославии в боевых действиях, республика не будет направлять своих призывников в район конфликта. Его заявление поддержала новоизбранная Скупщина, также потребовав от Милошевича «прекратить насилие в крае» и выполнить требования ЕС10.

166

Секция «ИСТОРИЯ»

На этом фоне раскол между двумя союзными республиками продолжил углубляться. Черногория фактически отказалась от участия в работе союзных органов. Пытаясь дистанцироваться от косовского конфликта, руководство Черногории полностью вывело свою политику в фарватер западных стран. В свою очередь, парламент республики отказался от правоприменения принятого в октябре 1998 г. Скупщиной СРЮ Закона о финансировании чрезвычайных расходов на оборону11.

В конце 1998 - начале 1999 гг. одновременно с активизацией переговоров по косовскому урегулированию и возможному появлению Косово как третьей федеральной единицы, Подгорица стала выражать серьезную обеспокоенность в связи с возможным изменением расклада политических сил в Югославии. Джуканович заявил, что в случае нарушения интересов Черногории на ведущихся по Косово переговорах в Рамбуйе, республика будет рассматривать вопрос о выходе из состава Союзной республики12.

Ситуация не изменилась и с началом бомбардировок СРЮ авиацией НАТО. Беспокоясь за собственные политические позиции в республике13, среди населения которой вполне ожидаемо усилились антизападные настроения, президент Черногории призвал прекратить бомбардировки Югославии. Подгорица по-прежнему не признавала союзных органов власти, отказываясь следовать указаниям Генерального штаба Армии Югославии о переподчинении полиции республики союзным вооруженным силам. С окончанием бомбардировок руководство Черногории возложило вину за произошедшее на Белград, обвинив Милошевича в ведении необдуманной политики.

Воспользовавшись тяжелой внутри- и внешнеполитической ситуацией, в которой оказалась Югославия после бомбардировок, в июле 1999 г. Черногория запустила процесс пересмотра отношений между республиками14. Это ознаменовало начало нового этапа в отношениях между Сербией и Черногорией, в ходе которого Подгорица взяла окончательный курс на выход из СРЮ.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ = = 167

Примечания

1 Бычков Ю. Е. Черногория. От прошлого к настоящему. Страницы истории Черногории и российско-черногорских отношений. М., 2008. С. 178.

2 Архив внешней политики Российской Федерации (далее - АВП РФ). Ф. 202. Оп. 57. Д. 5. Л. 103.

3 Там же Оп. 58. Д. 6. Л. 42.

4 Там же. Л. 48.

5 Там же. Л. 54.

6 Bulatovic M. Pravila cutanja. Nis, 2005. S. 247.

7 Ibid. S. 254.

8 АВП РФ. Ф. 202. Оп. 59. Д. 7. Л. 1.

9 Там же. Л. 27.

10 Там же. Л. 85.

11 Там же. Л. 61.

12 Там же. Оп. 60. Д. 8. Л. 9.

13 The Fall of Milosevic. A three-part BBC documentary. Chapter 2: War [Интервью М. Джукановича] // YouTube [Video]. URL: https://youtu.be/fj_U9m4qzcA (accessed: 28.04.2019).

14 АВП РФ. Ф. 202. Оп. 60. Д. 8. Л. 49.

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.1.40 Н. Махмутай

Албанско-российские отношения в политической сфере (1990-2000 гг.)

Ключевые слова: Албания, сотрудничество, Россия, соглашения, партнерство.

В начале 1990-х гг. Албания переживала трудный этап перехода к демократии. Отношения Албании с Россией не получили должного развития, поскольку обе страны придерживались разных политических ориентаций на международной арене и их интересы не совпадали. Москва не проявляла интереса к связям с бывшими социалистическими странами, а внешняя политика Тираны была ориентирована на Запад1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.