УДК 94(470.25)
«СРОДНИ МАТЕМАТИКЕ...» (ШАХМАТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ АКАДЕМИКА И.М. ВИНОГРАДОВА)
Станислав Георгиевич Петров1, к. ист. н., доцент Николай Витальевич Никифоров , ст. преподаватель
1 ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Великолукский филиал, Россия, г. Великие Луки ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
Имя Ивана Матвеевича Виноградова (1891-1983), разумеется, известно каждому образованному человеку: великий математик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Сталинской премии первой степени, академик Академии Наук СССР, иностранный член многих академий и обществ. Математики вспомнят о его достижениях в аналитической теории чисел: создание метода тригонометрических сумм, получение выдающихся результатов в проблеме Варинга, решение тернарной проблемы Гольдбаха.
Будучи во многих отношениях неформальной главой советских математиков, он возглавлял математический институт имени В.А. Стеклова АН СССР с 1934 года до дня своей смерти.
В биографии великого человека многое интересно и современникам, и потомкам: например, незаурядная физическая сила академика. Однако немногие знают о серьезном увлечении Ивана Матвеевича шахматами.
В настоящей статье предпринята попытка обобщить имеющиеся материалы об игре академика в шахматы, очертить круг известных в настоящее время партнеров (рис. 1): Р.О. Кузьмин (причем, выдвигается гипотеза, что И.М. Виноградов и Р.О. Кузьмин играли в Перми, Томске, Петрограде-Ленинграде в 1918-1930 годы), академик П.Л. Капица, физик Я.И. Френкель, академик-экономист С.Г. Струмилин, гроссмейстеры Пауль Керес и Василий Смыслов, будущий чемпион мира М.М. Ботвинник, мастера А.Ф. Ильин-Женевский, Ф.И. Дуз-Хотимирский, Я.Г. Рохлин (1903-1995), опираясь на изучение оставшихся книг из библиотеки академика (к сожалению, полностью она не сохранилась), авторы полагают, что Яков Григорьевич играл с И.М. Виноградовым в конце 60-х - начале 70-х годов XX века.
Сам великий математик считал шахматы очень интересной, увлекательной игрой, которая необходима человеку умственного труда, а тем более - ученому. Данное высказывание актуально и в настоящий момент.
Ключевые слова: И.М. Виноградов, Р.О. Кузьмин, М.М. Ботвинник, П. Керес,
B.В. Смыслов, Ф. Дуз-Хотимирский, А. Ильин-Женевский, П.Л. Капица, Я.И. Френкель,
C.Г. Струмилин, Я.Г. Рохлин, шахматы, библиотека академика И.М. Виноградова.
«Почему шахматы так волнуют? Наверное, потому, что они похожи на жизнь. В них вовлечены все свойства человеческой
натуры , они исполнены борьбы, преодоления чужой воли, собственной слабости; надежда и вера чередуются в них с упадком, разочарова-
нием, сыграть настоящую партию -это прожить целую жизнь», - писал Юрий Нагибин. Действительно, шахматы приносят людям много творческих радостей. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, ис-
кусства и науки, они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественного вкуса.
V
Иван Матвеевич Виноградов
Петр Леонидович Капица
Михаил Моисеевич Ботвинник Пауль Петрович Керес
Рисунок 1 - И.М. Виноградов и его партнеры в шахматной игре
К сожалению, тема «Шахматы в жизни выдающихся великолучан» совершенно не изучена. Тут больше догадок, предположений, чем фактов. В чём дело? «Молчат» архивные документы, отсутствуют какие-либо упоминания об этом увлечении вели-колучан в псковских газетах (а своей в городе на Ловати до 1919 г. не было), не вспоминают о древней игре и современники. Отсюда и выдвижение разного рода гипотез. Например, покойный А.П. Лопырёв, известный краевед, как-то задал вопрос: «Где научился играть в шахматы Александр Дмитриевич Петров?» Дома -в селе Бисерово Опочецкого уезда [8]. Так что, мол, на Псковщине, значит, и в Великолукском крае уже в первой половине XIX века было немало поклонников этой игры. Однако достоверно известно о шахматных увлечениях философа П.Л. Лаврова (1823-1901), историка М.И. Се-мевского (1837-1892), математика И.М. Виноградова (1891-1983), музыканта Б.С. Трояновского (18831951). Упорядочим и уточним имеющуюся информацию.
В середине XIX века в России почти не было шахматных клубов, где могли бы встречаться игроки, ибо царские жандармы даже кружок любителей древней игры подозревали в том, что его члены могут посягнуть на незыблемые основы самодержавия. Шахматные собрания в крупных городах, просуществовав год-другой, запрещались властями.
Все-таки после долгих хлопот 10 января 1862 года в Петербурге
было создано Общество любителей шахматной игры, которое разместилось в доме Елисеева на Невском проспекте. Инициаторами создания клуба были революционеры Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров и М.Л. Михайлов.
Мысль об учреждении шахматного клуба в столице принадлежала А.И. Герцену, об этом он сказал Н.А. Добролюбову, когда тот был у него в Лондоне. Ведь на вечерах клуба можно было легально обсуждать злободневные вопросы, вести пропаганду революционных идей.
На открытии клуба присутствовало около 100 членов. Назовем лишь немногие имена, которые вошли в золотой фонд отечественной культуры: поэт Н.А. Некрасов, писатель Ф.М. Достоевский, поэт-сатирик В.С. Курочкин, создатели сочинений Козьмы Пруткова - братья А.М. и В.М. Жемчужниковы, писатели Н.С. Лесков и А.Ф. Писемский, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, М.И. Семевский.
В июне 1862 года шахматный клуб был закрыт, чтобы способствовать тем самым, как говорилось в особом «Объявлении Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора», «прекращению встревоженного состояния умов». Начались аресты революционеров [12].
Любил играть в шахматы и выдающийся музыкант Б.С. Трояновский. «Балалаечный Паганини», - так писали о Борисе Сергеевиче в газетах и журналах Европы и Аме-
рики, сравнивая его с гениальным итальянским скрипачом. В его руках скромный народный инструмент предстал во всей своей самобытной красоте, раскрыл неисчерпаемые возможности, явил перед слушателями настоящие откровения дотоле совершенно неслыханных тембров и звучаний. Возможности инструмента убедительно раскрылись в блестящем исполнении Трояновским его виртуозных обработок русских народных песен.
Лев Николаевич Толстой говорил, что Трояновский - один из любимых им артистов, представляет собою одно из крупнейших имен в области русской народной музыки, поэтому было закономерным приглашение, присланное музыканту, с просьбой приехать в Ясную Поляну.
4 июня 1909 года Борис Сергеевич приехал в гости к великому писателю. Три вечера в доме Толстого звучали мелодии русской народной музыки, а днем великий писатель и замечательный виртуоз беседовали об искусстве, с большим удовольствием сражались за шахматной доской. Учитывая, что до конца жизни Толстой остался весьма сильным игроком в шахматы, положительная оценка способностей нашего земляка и на этом поприще - факт, который заслуживает внимания [11].
Великий математик И.М. Виноградов очень любил шахматы. Научился играть в эту древнюю игру, наверное, еще в Великих Луках, а будучи студентом Петербургского университета, стал перворазрядни-
ком (или, как говорили до 1917 года, имел первую категорию) [5].
Сам академик рассказывал: «Шахматами увлекаюсь смолоду, со студенческих лет. «Учителем» был для меня сотоварищ по Петербургскому университету Родион Осипович Кузьмин» (впоследствии - известный математик, член-корреспондент АН СССР) [10].
Кстати, выскажем предположение, что И.М. Виноградов и Р.О. Кузьмин сражались за шахматной доской почти четверть века, с 1910 по 1934 год: во время учебы на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, во время совместной работы в Пермском и Томском университетах (1918-1920 годы) и Ленинградском Политехническом институте (1920-1934 годы) [10].
Вероятно, со студенческих лет в библиотеке И.М. Виноградова сохранилась книга А.Ф. Гончарова «Краткий учебник шахматной игры» (с 112 диаграммами в тексте и портретом автора; СПб., 1914. - 233 с., сейчас хранится в фондах дома-музея академика в Великих Луках) [3].
Академик И.М. Виноградов вспоминал: «Позднее я, как и многие, оказался подверженным «шахматной горячке». Тогда о шахматах писали, пожалуй, даже больше, чем теперь о хоккее. Одно время мне казалось, что я «изобрел» новое начало: черными в ответ на любой первый ход отвечал 1. ...b6, а затем 2. ...Cb7. Белыми предпочитал
начинать партию ходом 1. g3 с последующим 2. Cg2. Только много лет спустя узнал, что идейное обоснование этого начала дал гроссмейстер Р. Рети, а остроумный С. Тар-таковер назвал ход 1. g3 «дебютом сверхбудущего» [4].
Шахматистом он был достаточно сильным. И, конечно, не стоит абсолютизировать слова первого советского чемпиона мира М.М. Ботвинника: «Оригинально ставил партию знаменитый математик Виноградов: он, прежде всего, выдвигал все пешки на один ряд вперед, «чтобы фигуры имели свободу», как пояснял он, затем играл неплохо, но спасти партию уже было невозможно...» [1]. Между прочим, это свидетельство гроссмейстера Иван Матвеевич начисто опровергал [5].
А вот что пишет студент Политехнического института в Ленинграде В. Быков, слушавший в середине 20-х годов лекции нашего земляка: «Виноградов . находил такие приемы, которые вызывали неизменно повышенный интерес к математике. На перерывах из аудитории он не уходил. Не курил. Оставался беседовать со студентами института о новых проблемах науки, интересовался студенческой жизнью и нашими увлечениями спортом, шахматной игрой, нередко выходя из нее победителем. Но мирился с поражениями в игре с В.И. Кадыко-вым, чемпионом института по шахматам до поступления к нам М.М. Ботвинника» [2].
Встречался за шахматной доской профессор и с Михаилом Ботвинником, хотя последний у Виноградова не учился [1].
Между прочим, в разные годы шахматными партнерами академика были гроссмейстеры Пауль Керес [17] и Василий Смыслов [15], мастера Александр Ильин-Женевский [9] и Федор Дуз-Хотимирский [6].
В фондах дома-музея И.М. Виноградова хранится следующая книга: Дуз-Хотимирский Ф.И. Избранные партии. М., 1953. - 160 с. ( 5 7 партий). На титульном листе посвящение: «Ивану Матвеевичу Виноградову на добрую память в знак глубокого уважения. Дуз-Хот. 14. X. 1954.» [6].
Полагаем, что в данный список необходимо включить имя Якова Герасимовича Рохлина (1903-1995), заслуженного тренера СССР и мастера спорта СССР по шахматам. [14]. Почему? В фондах дома-музея И.М. Виноградова мы обнаружили книгу: Рохлин Я.Г. Основы шахматного творчества. Ярославль, 1967. -172 с. с автографом автора: «Глубокоуважаемому академику Ивану Матвеевичу Виноградову с наилучшими пожеланиями. Я. Рохлин. 12.10.71.» [13].
И.М. Виноградов рассказывал: «Запомнились шахматные бои с мастером Ф. Дуз-Хотимирским, продолжавшиеся чуть ли не до утра. Однажды я сыграл в сеансе одновременной игры с мастером А. Ильи ным-Женевским. Сеансер знал меня и почему-то («по знакомству»)
захотел выиграть побыстрее. Но мне удалось эффектной контратакой одержать победу» [4].
Приходилось великому ученому встречаться за шахматной доской и с коллегами-академиками. На закате своих дней Иван Матвеевич поведал историку шахмат С.Я. Гро-дзенскому: «Наиболее сильными шахматными партнерами среди академиков были С.Г. Струмилин [16] и П.Л. Капица [7]. С последним я познакомился в 1920 году. Мы тогда жили с Петром Леонидовичем в одном подъезде. Сначала я Капице чаще проигрывал, а затем шансы выровнялись, и мы делили успехи приблизительно пополам».
Сильным шахматистом был и физик Яков Ильич Френкель [18]. Но он очень подолгу размышлял над каждым ходом. С ним можно было целый день играть одну партию. Помнится, одно воскресенье он мне таким образом «испортил» [4].
В свободное время Иван Матвеевич любил побывать и на турнире, понаблюдать за игрой профессионалов. Порой в качестве почетного гостя. Так, он приветствовал 31 мая 1945 года участников 14 чемпионата по шахматам в Октябрьском зале Дома Союзов в Москве [19].
Что же привлекало нашего земляка в игре на шестидесяти четырех клетках? Ответ великого математика был таков: «Для меня шахматы отдых, я рассматриваю игру только на удовольствие. Поэтому,
наверно, сам отвечаю на ходы быстро».
Конечно, шахматы - очень интересная, увлекательная игра. Ею многие серьезно интересуются. Но я хочу подчеркнуть, что ученому и вообще человеку умственного труда шахматы просто необходимы. Поясню свою мысль. Когда ученый работает, его мозг очень напряжен. Требуется отдых. Однако мозг, привыкший работать, с трудом переходит на отдых. Переходить же с напряженного состояния на нуль просто нельзя. Это опасно. Это столь же опасно, как резкая остановка после быстрого бега. Бегуну нужно постепенно перейти на ходьбу и лишь потом остановиться.
Точно так же и ученому нужна разрядка. Игра в шахматы и является, на мой взгляд, лучшей разрядкой» [4].
Наши выдающиеся земляки любили шахматы за то, что они, как говорил Л.Н. Толстой, «прекрасное развлечение: за игрой мы отдыхаем от работы», и они, разумеется, согласились бы со словами шахматного чемпиона-кубинца Х.Р. Капа-бланки: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это - интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами» [4].
Библиографический список
1. Ботвинник М.М. К достижению цели / М.М. Ботвинник. - М.: Молодая гвардия, 1978.
2. Быков В. Демократичен, но строг / В. Быков // Великолукская правда. - 1991. -21 сентября (Публикация Т.М. Андреевой).
3. Гончаров А.Ф. Краткий учебник шахматной игры (с 112 диаграммами в тексте и портретом автора) / А.Ф. Гончаров. - СПб., 1914.
4. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых / С.Я. Гродзенский. - М.: Наука, 1978.
5. Длуголенский Я.Н. Люди и шахматы: Страницы шахматной истории Петербурга-Петрограда-Ленинграда / Я.Н. Длуголенский, В.Г. Зак. - Л.: Лениздат, 1983.
6. Дуз-Хотимирский Ф.И. Избранные партии / Ф.И. Дуз-Хотимирский. - М.: Физкультура и спорт, 1953.
7. Капица П.Л. Письма о науке / П.Л. Капица. - М.: Московский рабочий, 1989.
8. Линдер И.М. Александр Дмитриевич Петров - первый русский шахматный мастер / И.М. Линдер. - М.: Физкультура и спорт, 1952.
9. Морозов С.А. Ф. Ильин-Женевский - общественный деятель, историк, шахматист / С.А. Морозов. - СПб.: Новая Ладога, 2006.
10. Ошуркова Р.А. Родион Осиевич Кузьмин / Р.А. Ошуркова // Профессора Пермского государственного университета. - Пермь, 2001.
11. Петров С.Г. Нечто большее, чем игра / С.Г. Петров // Великолукская земля. - Великие Луки, 1993.
12. Петров С.Г. Подозрительные собрания / С.Г. Петров. - СПб.: РГИ СПбГУ, 2003.
13. Рохлин Я.Г. Основы шахматного творчества / Я.Г. Рохлин. - Ярославль, 1967.
14. Рохлин Яков Герасимович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0% AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B00/oD10/o81%D0%B8%D 0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
15. Смыслов В.В. Наука побеждать / В.В. Смыслов. - М.: Этерна, 2008.
16. Струмилин Станислав Густавович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB %D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D10/o81%D0%BB%D0 %B0%D0%B2_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D 0%B8%D1%87, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
17. Хеуэр В. Пауль Керес / В. Хеуэр. - М.: Олимпия Press, 2004.
18. Храмов Ю.А. Френкель Яков Ильич / Ю.А. Храмов // Физики: библиогр. справ. / под ред. А.И. Ахиезера. - М.: Наука, 1983.
19. Шахматисты сражаются. - М.: Физкультура и спорт, 1985. E-mail: petrov [email protected]
182100 Псковская область, г. Великие Луки, проспект Гагарина д.95 ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Великолукский филиал
Тел.: (81153) 9-62-80