ЭКОНОМИКА
УДК 332.143
DOI 10.25587/2310-5453-2023-4-30-45
Срез показателей по Арктической зоне Якутии на период 2020-2022 годы
Н. Ю. Багаева * Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
г. Якутск, Россия
Аннотация. Цель работы посвящена оценке экономических показателей Арктической зоны Якутии. Анализ проводился с 2020 по 2022 гг. по официальным данным органов статистики. В августе 2020 г. в целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия) Указом Главы РС (Я) «О стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» было постановление утвердить Стратегию развития до 2035 года. Стратегия разработана в целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и определены отдельные направления, приоритеты, цели и задачи для решения ключевых проблем шциально-экономического развития арктических территорий. В статье проведена оценка социально-экономических основных показателей. На основе численности населения по улусам (районам) ранжирован гендерный состав жителей. Приводятся текущие данные по предпринимательству и самозанятости, а также формируются основные критические оценки по проблемам развития предпринимательства. Аргументируется необходимость увеличения жилищных площадей для стимулирования рождаемости и численности местного населения. Кроме того, нужно более эффективно развивать систему медицинского обслуживания местного населения, проживающего в Арктических зонах Республики Саха (Якутия). В заключительной части приводятся рекомендации на что перво-
© Багаева Н. Ю., 2023
очередно необходимо обратить внимание по развитию социальной инфраструктуры Арктической зоны, например, на увеличение жилищного фонда с целью привлечения новых жителей из других регионов, стимулирование рождаемости.
Ключевые слова: Арктика, развитие, экономические показатели, оценка, Республика Саха (Якутия), медицинское обслуживание, инфраструктура, миграция, уровень жизни.
Для цитирования: Багаева Н. Ю. Срез показателей по Арктической зоне Якутии на период 2020-2022 годы. Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2023, № 4(34). С. 30-45. DOI: 10.25587/2310-5453-2023-4-30-45
A cross-section of indicators for the Arctic zone of Yakutia for the period 2020-2022
N. Yu. Bagaeva * M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russia * [email protected]
Abstract. The purpose of the work is to assess the economic indicators of the Arctic zone of Yakutia. The analysis was carried out from 2020 to 2022, according to the official data of the statistical authorities. In August 2020, the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) issued a decree approving the «Strategy for the socio-economic development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2035». The purpose was to implement a unified state policy for the development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia), thereby ensuring a coherent approach towards the development of the region until 2035. The strategy was developed in order to implement a unified state policy for the development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) and identified individual directions, priorities, goals and objectives for solving key problems of the socio-economic development of the Arctic territories. The article is devoted to the assessment of economic indicators in the Arctic zone of Yakutia. Based on the population size by uluses (districts), the gender composition of the population is ranked. Current data on entrepreneurship and self-employment are presented, as well as the main critical assessments of the problems of entrepreneurship development. The need to increase the housing stock in order to stimulate the birth rate is argued, in addition, it is necessary to more effectively develop the system of medical care for the local population.
Keywords: Arctic, development, economic indicators, assessment, Republic of Sakha (Yakutia), medical care, infrastructure, migration, standard of living.
For citation: Bagaeva N. Yu. A cross-section of indicators for the Arctic zone of Yakutia for the period 2020-2022. Arctic XXI century. Humanitarian sciences. 2023, No. 4(34). P. 30-45. DOI: 10.25587/2310-5453-2023-4-3045
Введение
«На сегодняшний день наблюдается большой интерес к Арктике - многие страны готовы инвестировать в освоение богатых природных ресурсов макрорегиона» [8, с. 64].
В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (от 30.03.2021 № 484 с изменениями на 30.12.2022) государственной программой «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» Республика Саха (Якутия) является одним из двух субъектов Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, территории которого отнесены к Арктической зоне Российской Федерации: Абый-ский, Аллаиховский, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Булунский, Верхнеколымский, Среднеколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский национальный улусы (районы), а также Верхоянский, Жи-ганский национальный эвенкийский, Момский, Нижнеколымский и Оле-нёкский эвенкийский национальный районы. «Наша страна активно участвует в процессах перераспределения арктических территорий, прежде всего с целью укрепления собственных позиций в регионе» [7, с. 269].
Основная часть
Численность населения является базовой составляющей экономических показателей, и в данных муниципальных образованиях республики наблюдается динамичное сокращение населения, согласно показателям за 2020-2022 гг. в табл. 1.
Анализ показателей численности населения, отраженных в табл. 1, позволяет наблюдать в общей динамике отрицательные показатели. Хотя в процессе рангов этих показателей заметно, что в отдельных улусах (районах) Арктической зоны Якутии имеются положительные сведения, но только в Булунском улусе (районе) оба значения по годам составляют положительный рост.
«Результаты исследования показывают, что молодые люди готовы остаться жить в родных арктических городах, если за счет проблемно-ориентированного внедрения цифровых технологий они смогут получить качественное образование, будут защищены, востребованы, смогут вести полноценную жизнь, будут иметь возможность развиваться, участвовать в управлении, заниматься творчеством и инновациями» [9, с. 177].
Таблица 1 Table 1
Численность постоянного населения Арктической зоны Якутии
за 2020-2022 гг.
The number of permanent population of the Arctic zone of Yakutia
for 2020-2022
Улусы (районы)/ районы 2020 2021 2022 Изменения
абсолютные относительные, %
2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Все население 67652 67798 67138 -514 -660 99,2 99,0
Верхоянский 11059 10989 10906 -153 -83 98,6 99,2
Булунский 8513 8501 8543 30 42 100,4 100,5
Среднеколым-ский 7332 7312 7183 -149 -129 97,9 98,2
Усть-Янский 7008 7035 6968 -40 -67 99,4 99,1
Оленёкский 4247 4326 4324 77 -2 101,8 99,9
Нижнеколымский 4260 4228 4149 -111 -79 97,4 98,1
Жиганский 4112 4179 4153 41 -26 101,0 99,4
Верхнеколымский 4003 3984 3890 -113 -94 97, 2 97,6
Момский 3974 4051 3991 17 -60 100,4 98,5
Абыйский 3949 3916 3844 -105 -72 97,3 98,2
Анабарский 3653 3672 3631 -22 -41 99,4 98,9
Эвено-Бытан-тайский 2845 2879 2900 55 -79 101,9 97,3
Аллаиховский 2697 2726 2656 -41 -70 98,5 97,4
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Немаловажной для реализации государственной программы является гендерный состав численности населения. При этом следует
выделить, насколько мужской и женский состав наиболее благоприятен для развития Арктической зоны Российской Федерации по показателям положительного роста, показатели которых представлены в табл. 2.
Таблица 2 Table 2
Гендерное соотношение населения Арктической зоны Якутии
за 2020-2022 гг.
Gender ratio of the population of the Arctic zone of Yakutia
for 2020-2022
Улусы (районы)/ районы м/ж 2020 2021 2022 Изменения
абсолютные относительные, %
2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Абыйский м 1929 1920 1891 -38 -29 98,0 98,5
ж 2020 1996 1953 -67 -43 96,7 97,9
Анабар-ский м 1793 1801 1778 -15 -23 99,2 98,7
ж 1860 1871 1853 -7 -18 99,6 99,0
Аллаихов-ский м 1331 1342 1309 -22 -33 98,3 97,5
ж 1366 1384 1347 -19 -37 98,6 97,3
Булун-ский м 4544 4471 4488 -56 17 98,8 100,4
ж 3969 4030 4055 86 25 102,2 100,6
Верхнеколымский м 1956 1932 1908 -48 -24 97,5 98,8
ж 2047 2052 1982 -65 -70 96,8 96,6
Верхоянский м 5451 5415 5403 -48 -12 99,1 99,8
ж 5608 5574 5503 -105 -71 98,1 98,7
Жиган-ский м 2018 2057 2053 35 -4 101,7 99,8
ж 2094 2122 2100 6 -22 100,3 99,0
Момский м 1930 1948 1921 -9 -27 99,5 98,6
ж 2044 2103 2070 26 -33 101,3 98,4
Нижнеколымский м 2058 2035 1999 -59 -36 97,1 98,2
ж 2202 2193 2150 -52 -43 97,6 98,0
Оленёк-ский м 2098 2141 2140 42 -1 102,0 99,9
ж 2149 2185 2184 35 -1 101,6 99,9
Среднеко-лымский м 3512 3503 3421 -91 -81 97,4 97,7
ж 3820 3809 3742 -78 -67 98,0 98,2
Усть-Янский м 3490 3483 3434 -56 -59 98,4 98,3
ж 3518 3552 3534 16 -18 100,5 99,5
Эвено- Бытантай- ский м 1381 1402 1400 19 -2 101,4 99,9
ж 1464 1477 1500 36 23 102,5 105,6
Все население м 33491 33450 33145 -346 -305 9,9 99,1
ж 34161 34348 33973 -188 -375 99,4 98,9
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Наиболее благоприятной картиной выглядит состав женского населения, хотя в основной динамике отражается убыль населения. Устойчивый рост численности женского населения отмечается в Булунском и Эвено-Бытантайском улусах (районах), что соответствует критическим целям реализации госпрограммы.
Отсюда следует, что перед органами федеральной, региональной и местной власти на территории Республики Саха (Якутия) стоит стратегическая задача по улучшению показателей по численности населения и нужно ввести целенаправленные действия для обеспечения роста населения и удержания местных жителей.
Процесс реализации госпрограммы предусматривает стимулирование занятости населения в Арктической зоне, поддержки малой и средней предпринимательской активности, включая самозанятость. Однако численность субъектов малого и среднего предпринимательства по Республике Саха (Якутия) находится в достаточно уязвимом состоянии, т. к. по территории Арктической зоны интенсивность коммерческих усилий ввиду низкой плотности потребительской активности населения и высокой затратности транспортной коммуникации не позволяют достигать рыночных темпов развития бизнеса и товарооборота. Но, тем не менее, численность предпринимательских структур в улусах (районах) Арктической зоны Якутии колеблется от положительных к отрицательным рядам. Например, численность субъектов малого и среднего предпринимательства по улусам (районам) Арктической зоны республики представлена в табл. 3.
Таблица 3 Table 3
Численность субъектов малого и среднего предпринимательства по улусам (районам) Арктической зоны Якутии за 2020-2022 гг.
The number of small and medium-sized enterprises categorized by uluses (districts) in the Arctic zone of Yakutia for 2020-2022
Улусы (районы)/ районы 2020 2021 2022 Изменения
абсолютные отно сительные, %
2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Все население 1860 1922 1936 76 14 104,1 100,7
Верхоянский 403 415 413 10 -2 102,5 99,5
Усть-Янский 279 291 276 -3 -15 98,9 94,8
Среднеколым-ский 177 180 168 -9 -12 94,9 93,3
Булунский 151 162 154 3 -8 102,0 95,1
Верхнеколымский 123 125 134 11 9 108,9 107,2
Жиганский 121 123 136 15 13 112,4 110,6
Момский 122 129 125 3 -4 102,5 96,9
Нижнеколымский 99 103 96 -3 -7 97,0 93,2
Абыйский 99 98 100 1 2 101,0 102,0
Оленёкский 92 92 119 27 27 129,3 129,3
Эвено-Бытан-тайский 74 79 86 12 7 116,2 108,9
Анабарский 70 72 82 12 10 117,1 113,9
Аллаиховский 50 53 47 -3 -6 94,0 88,7
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Представленные расчеты в табл. 3 на основе статданных по численности малого и среднего предпринимательства по Арктической зоне
Якутии показывают, что при малочисленном количестве населения в 13 улусах (районах) республики активность предпринимательских структур весьма позитивна. В сопоставлении к данным населения по годам в 2020 г. на 1 предпринимателя приходится 36, в 2021 и 2022 гг. по 35 человек.
Кроме того, на территории Арктической зоны популярным становится новшество «самозанятость», численность которой приводится в табл. 4.
Таблица 4 Table 4
Численность самозанятых граждан по улусам (районам) Арктической зоны Якутии за 2020-2022 гг.
The number of self-employed citizens by uluses (dictricts) of the Arctic zone of Yakutia for 2020-2022
Изменения
Улусы (районы)/ 2020 2021 2022 абсолютные относительные, %
районы 2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Абыйский 1 1 5 4 4 500,0 500,0
Анабарский 3 3 3 0 0 100,0 100,0
Аллаиховский 1 2 7 6 5 700,0 350,0
Булунский 7 9 11 4 2 157,1 122,2
Верхнеколымский 5 7 7 2 0 140,0 100,0
Верхоянский 13 20 20 7 0 153,8 100,0
Жиганский 12 14 15 3 1 125,0 107,1
Момский 6 8 11 5 3 183,3 137,5
Нижнеколымский 4 5 5 1 0 125,0 100,0
Оленёкский 2 4 4 2 0 200,0 100,0
Среднеколым-ский 2 5 6 4 1 300,0 120,0
Усть-Янский 6 8 8 2 0 133,3 100,0
Эвено-Бытан-тайский 2 -2 0 0,0 0,0
Все население 64 86 102 38 16 159,4 118,6
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Приводимые показатели и расчеты в табл. 4 определяют наличие в Арктической зоне Якутии самозанятости. В сопоставлении к данным населения по годам в 2020 г. на 1 самозанятого приходится 1057, а в 2021 и 2022 гг. по 788 и 658 человек.
Приоритетность развития предпринимательства и занятости в Арктической зоне России и Якутии является архиважной для обеспечения благосостояния населения и создания рабочих мест для жителей региона. Однако существенной проблемой в данной ситуации можно выделить следующие позиции:
- «деятельность малых и средних предприятий сопровождается низким уровнем ликвидности и высоким уровнем предпринимательского риска» [5, с. 73];
- «весьма трагическую, для представителей малого и среднего бизнеса в Якутии, следует указать проблему с «доходным голодом» [4, с. 370];
- «в отечественном законодательстве отсутствует определение правового статуса самозанятых физических лиц, а также порядок регистрации в качестве такового» [3, с. 121];
- «сложность применения самозанятости в сфере сельского хозяйства, где ЛПХ является прототипом самозанятости» [1, с. 128].
Тем не менее идентифицировать статус самозанятого по признаку налогообложения можно по следующим траекториям:
- налог взимается на профессиональную деятельность в 4 % и 6 % в пределах 2,4 млн руб. в год, но в условиях рыночной модификации в Арктике достичь такой суммы будет возможно, если цены на профессиональные предложения самозанятого будут высокими;
- если самозанятый все-таки сумеет преодолеть планку 2,4 млн руб. в год, то до 5 млн руб. в год ему придется выплачивать налог в 13 % по ставке НДФЛ;
- в случае, если самозанятый перейдет на предельный доход от 5 млн руб. до 8 млн руб. в год, то налог будет взиматься 15 % по ставке НДФЛ;
- если самозанятый достигнет результата свыше 8 млн руб. в год, то статус самозанятого нужно будет переквалифицировать в статус микропредприятия.
Таким образом, можно сформулировать определенный задел для целеполагания органам власти при реализации госпрограммы, в рамках которой существенно важной станет поддержка предпринимательства в Арктической зоне по такой прогрессии.
Таблица 5 Table 5
Жилищный фонд по улусам (районам) Арктической зоны Якутии за 2020-2022 гг. (общая площадь жилищ, тыс. кв. метров)
The housing stock by uluses (districts) of the Arctic zone of Yakutia for 2020-2022 (total housing area, thousand sq. metres)
Улусы (районы)/ районы 2020 2021 2022 Изменения
абсолютные относительные, %
2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Абыйский 98,5 100 100,9 2,4 0,9 102,4 100,9
Анабарский 59,7 60,5 60,7 1,0 0,2 101,7 100,3
Аллаиховский 442,5 446,4 461,1 18,6 14,7 104,2 103,3
Булунский 169,3 184 184,4 15,1 0,4 108,9 100,2
Верхнеколымский 117,6 117,5 113,8 -3,8 -3,7 96,8 96,9
Верхоянский 279,7 282,7 280,9 1,2 -1,8 100,4 99,4
Жиганский 94,5 94,9 96,4 1,9 1,5 102,0 101,6
Момский 99,5 99,5 94,5 -5,0 -5,0 95,0 95,0
Нижнеколымский 109,4 109,9 108,5 -0,9 -1,4 99,2 98,7
Оленёкский 106,9 107,3 107,3 0,4 0,0 100,4 100,0
Среднеколым-ский 174,8 175,1 173,8 -1,0 -1,3 99,4 99,3
Усть-Янский 183,1 183,6 180 -3,1 -3,6 98,3 98,0
Эвено-Бытан-тайский 53,2 54 54 0,8 0,0 101,5 0,0
Всего 1988,7 2015,4 2016,3 27,6 0,9 101,4 100,0
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Существенная проблема в Арктической зоне Якутии с жилищным фондом, данные по которому подтверждаются в табл. 5. В настоящее время на 1 жителя Арктической зоны Якутии в 2020 г. приходилось 29,4 кв. м., в 2021 г. - 29,73 кв. м., а в 2022 г. - 30,03 кв. м. Однако за изучаемый период времени наблюдаются отрицательные показатели из 13 в 5 улусах (районах), где идет сокращение квадратных метров. В случае пересчета на 1 жителя Арктической зоны сокращение жилищных площадей явно будет больше, что создает проблемы для решения демографической задачи, т. е. повышения численности населения.
Таблица 6 Table 6
Количество амбулаторно-поликлинических организаций по улусам (районам) Арктической зоны Якутии за 2020-2022 гг.
The number of outpatient policlinic organizations by uluses (districts) of the Arctic zone of Yakutia for 2020-2022
Улусы (райо-ны)/районы 2020 2021 2022 Изменения
абсолютные относительные, %
2022/ 2020 2022/ 2021 2022/ 2020 2022/ 2021
Абыйский 2,0 2,0 2,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Анабарский 1,0 1,0 1,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Аллаиховский 4,0 4,0 5,0 1,0 1,0 125,0 125,0
Булунский 3,0 3,0 3,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Верхнеколымский 3,0 3,0 3,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Верхоянский 12,0 12,0 12,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Жиганский 12,0 12,0 12,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Момский 5,0 5,0 5,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Нижнеколымский 1,0 1,0 1,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Оленёкский 1,0 1,0 1,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Среднеколым-ский 1,0 1,0 1,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Усть-Янский 6,0 6,0 6,0 0,0 0,0 100,0 100,0
Эвено-Бытан-тайский 2,0 2,0 2,0 0,0 0,0 100,0 0,0
Всего 53,0 53,0 54,0 1,0 1,0 101,9 101,9
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01.11.2023 г.
Сложная ситуация с медицинскими учреждениями в Арктической зоне Якутии. Среднестатистически в пересчете на 1 жителя Арктической зоны приходилось в 2020 и 2021 гг. по 0,78, в 2022 г. - 0,8 единиц. Очевидно, в табл. 6 ранжирование по улусам (районам) Арктической зоны Якутии наблюдается неблагоприятная картина. Допустим, в Анабарах числится 1 учреждение на более чем 3600 человек, т. е. на 1 человека фактически получается 0,000 единиц. Либо в Жиганске 12 учреждений при численности населения более чем 4100 человек, т. е. на 1 человека приходится 0,003.
Не самое справедливое распределение, хотя в более благоприятных условиях можно было создавать мобильные медицинские команды, хотя организовать на такую огромную территорию медицинское обслуживание будет весьма затруднительной задачей.
Заключение
Таким образом, согласно установленным в госпрограмме задачам и индикаторам, можно констатировать, что на развитие Арктической зоны Якутии потребуется немало усилий, ресурсов и проектов, реализация которых действительно способствует улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности местного населения, а также освоение арктической территории станет наиболее эффективным, «несмотря на меры государственной поддержки, оказываемые в последние годы, сельское хозяйство на Крайнем Севере и в Арктике, испытывает трудности» [6, с. 81].
Главной задачей в процессе реализации госпрограммы на территории Якутии является повышение численности населения, а также обеспечение населения занятостью и рабочими местами. Поддержку
малого и среднего предпринимательства, включая самозанятость, необходимо осуществлять на организацию бизнеса, свойственной не только местной этнической культуре, традициям и продукции, но и вовлечения населения в современные технологии, посредством которых местный бизнесмен мог быть извлекать нетрудовые доходы.
Весьма реальным решением является задача, которую описывает группа специалистов, заключающаяся в том, что «в рамках новой структуры могут разрабатываться социальные инновации, инвестиционное участие в которых должны будут принять те поставщики товаров, чье товарное предложение будет включаться в систему накопления для покупателей» [2, с 59]. Следовательно, в режиме предпринимательской деятельности и занятости населения в современных торговых и социальных системах проявляются возможности извлечения нетрудовых доходов. Однозначно такой резонанс должен получить регулятивную норму, в частности, разработанную для условий развития Арктической зоны Якутии и России.
Отметим развитие социальной инфраструктуры, при котором необходимо уделить ресурсы для увеличения жилищного фонда с целью привлечения новых жителей из других регионов, а также в целях стимулирования рождаемости в Арктической зоне. «По большому счету, инфраструктурные проблемы обусловлены сложными климатическими условиями Арктики. Слишком непродолжительный навигационный период, безопасный для сборки, транспортировки и установки платформ - проблема, с которой современные технологии справиться не в силах» [10, с. 73].
Также стратегически важно развивать медицинское обслуживание, увеличивать количество амбулаторий и поликлиник в расчете на 1 местного жителя. Помимо этого, в рамках развития туризма следует выделить ресурсы на санаторно-профилактические и лечебно-оздоровительные объекты, предназначенные и ориентированные на местное население.
Литература
I. Иванов, Н. Ю. Самозанятость и личное подсобное хозяйство в Республике Саха (Якутия) / Н. Ю. Иванов, М. П. Цынзак // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 4 (57). - С. 126-132. - DOI: 10.25683/ VOLBI.2021.57.439
2. Уровень роста цен в России с 2001 по 2021 годы / Н. Ю. Иванов, М. П. Цынзак, М. А. Петраков, С. С. Степанова // Экономика и менеджмент систем управления. - 2023. - № 3 (49). - С. 53-60.
3. Кривин, Д. В. Налог на профессиональный доход в предпринимательской деятельности: проблемы и перспективы эксперимента в науке и практике / Д. В. Кривин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 3 (55). - С. 113-126.
4. Лаврова, Д. П. Состояние развития рынка малого и среднего бизнеса Якутии / Д. П. Лаврова, Н. Ю. Иванов // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2014. - № 189. - С. 368-372.
5. Машрапов, Н. К. К вопросу о проблемах малого и среднего бизнеса /
H. К. Машрапов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2015. - № 24. - С. 72-74.
6. Роднина, Н. В. Проблемы традиционных отраслей АПК Арктики в Якутии / Н. В. Роднина // Арктика и Север. - 2020. - № 41. -С. 75-86. - DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.75
7. Кадочников, А. Н. Международный правовой статус Арктики: к вопросу о защите права Российской Федерации на Арктике / А. Н. Кадочников // Проблемы защиты прав: история и современность. XV Международная научно-практическая конференция (29 октября 2020 года). -Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. - 2021. - С. 268-272.
8. Колодезникова, М. В. Проблемы Арктики: что ждет Арктику? / М. В. Колодезникова // Вестник науки. - 2020. - Т. 4. - № 6 (27). -С. 63-65.
9. Кузьменко, Е. А. «Жизненные стратегии молодежи Российской Арктики и Дальнего Востока: факторы формирования и перспективы реализации»: обзор совместного круглого стола Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и журнала «Россия: общество, политика, история» / Е. А. Кузьменко // Россия: общество, политика, история. - 2023. - № 2 (7). - С. 168-183. - DOI 10.56654/R0PI-2023-2(7)-168-183
10. Старостин, С. Н. Пошаговое освоение Арктики силами РС (Я). Экономические данные по проекте пошагового освоения Арктики для развития промышленности Республики Саха (Якутии) / С. Н. Старостин // Theory and practice of scientific research : Материалы XXXIX Международной научно-практической конференции. - Москва : Научный центр «Олимп». - 2018. - С. 73-75.
References
I. Ivanov, N. Yu., Tsynzak, M. P. (2021). Self-employment and personal subsidiary farming in the Republic of Sakha (Yakutia). Business. Education.
Right, No. 4 (57), pp. 126-132. - DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.439 (In Russ.)
2. Ivanov, N. Yu., Tsynzak, M. P., et al. (2023). The level of price growth in Russia from 2001 to 2021. Economics and management of control systems, No. 3 (49), pp. 53-60. (In Russ.)
3. Krivin, D. V. (2020). Tax on professional income in entrepreneurial activity: problems and prospects of experiment in science and practice. News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, No. 3 (55), pp. 113126. (In Russ.)
4. Lavrova, D. P, Ivanov, N. Yu. (2014). State of development of the small and medium-sized business market in Yakutia. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, No. 189, pp. 368-372. (In Russ.)
5. Mashrapov, N. K. (2015). On the issue of problems of small and medium-sized businesses. Problems of modern economics (Novosibirsk), No. 24, pp. 72-74. (In Russ.)
6. Rodnina, N. V. (2020). Problems of traditional branches of the Arctic agro-industrial complex in Yakutia. Arctic and North, No. 41, pp. 75-86. - DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.75 (In Russ.)
7. Kadochnikov, A. N. (2021). International legal status of the Arctic: on the issue of protecting the rights of the Russian Federation in the Arctic. Problems ofprotection of rights: history and modernity. XV International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg : Leningrad State University named after A. S. Pushkin, pp. 268-272. (In Russ.)
8. Kolodeznikova, M. V. (2020). Problems of the Arctic: what awaits the Arctic? Bulletin of Science, T. 4, No. 6 (27), pp. 63-65. (In Russ.)
9. Kuzmenko, E. A. (2023). «Life strategies of the youth of the Russian Arctic and the Far East: factors of formation and prospects for implementation»: a review of the joint round table of the State Duma Committee for the Development of the Far East and the Arctic and the magazine «Russia: Society, Politics, History». Russia: society, politics, history, No. 2 (7), pp. 168-183. - DOI 10.56654/R0PI-2023-2(7)-168-183 (In Russ.)
10. Starostin, S. N. (2018). Step-by-step development of the Arctic by forces of the Republic of Sakha (Yakutia). Economic data on the project of step-by-step development of the Arctic for the development of industry of the Republic of Sakha (Yakutia). Theory and practice of scientific research: Materials of the XXXIX International Scientific and Practical Conference. Moscow : Scientific Center «Olympus», pp. 73-75. (In Russ.)
Сведения об авторе
БАГАЕВА Надежда Юрьевна - ст. преп. каф. экономики и финансов Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: Bagaeva_nu1974@ mail.ru
BAGAEVA, Nadezhda Yurievna - Senior Lecturer of the Department of Economics and Finance of the Institute of Finance and Economics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.