5. Шейгал Е. И., Семиотика политического дискурса : дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. с. 17.
6. Шейгал Е. И., Семиотика политического дискурса : автореф. дис. д-ра филол. Наук Волгоград, 2000. [Электронный ресурс]. URL:www.lib.ua-ru.net/diss /cont/94853.html.
7. Шуманн И., Политический конфликт и языковая коммуникация // Язык и идеология : реф. сб. - М., 1987. с. 117.
8. Weiler M., Barhett W. Reagan and Public Discourse in America. - The Univ. of Alabama Pr., 1992. p. 4.
9. http://www.bbc.com/, 07.06.2015.
10. http://www.edition.cnn.com/, 11.02.2015.
11. http://www.oed.com/, 11.02.2015.
Дубских А.И., к. филол. н. Магнитогорский Государственный технический университет им. Носова
Гревцева Е. А. магистр
Институт истории, филологии и иностранных языков
Россия, г. Магнитогорск СРЕДСТВА ВНУШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Аннотация: В данной статье анализируются основные вербальные средства внушения в политическом дискурсе, а также их роль в тексте, рассматриваются черты, характерные для политической коммуникации современных СМИ, и дается формулировка понятия манипуляции. Автор делает вывод, что для политической коммуникации типично комбинирование различных методов, позволяющих привлечь внимание аудитории. Наиболее эффективным методами признаются убеждение и внушение.
Ключевые слова: политический дискурс, манипуляция, вербальные средства, обращение.
Summary: In this article, the main verbal tactics of infusion in political discourse are analyzed as well as their role in the text. The definition of manipulative technics is given, and the terms of political discourse in mass media are described. The author came to the conclusion that the combination of different methods for gaining the auditory attention is typical for political communication. The most efficient methods are persuasion and suggestion.
Key words: political discourse, manipulation, verbal tactics, addressing. Политический дискурс представляет собой особый вид коммуникации, в котором манипулирование и поиск различных языковых средств воздействия имеют первостепенное значение.
Именно здесь суггестивные средства выходят на первый план, тем не менее это и не всегда осознается.
«Суггестия (от лат. suggestion - внушение, намек), как средство
эмоционального вербального и невербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния, выступает необходимым манипулятивным элементом обычного человеческого общения»50.
Е. Т. Юданова называет следующие основные вербальные средства с определением их функций в тексте: «теневая номинация», эмоциональная направленность в тексте, конформизация восприятия слушателя путем провозглашения очевидного и т.д.51 [2: 547-548].
Н. Чурсова отмечает, что формирование мифа является наиболее эффективным исторически сложившимся механизмом внушения, так как у аудитории уже есть свое представление о действительности. Миф достраивает его и направляет в нужное русло, либо упрощая, либо трансформируя действительность. Миф должен быть основан на конкретной традиции, существующей в обществе. Невозможно внедрить совершенно
52
новые отличные ценности, противопоставляя их традиционным.52
Что касается манипуляции, то в современном политологическом словаре она трактуется как «система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений». Также «манипуляция - управляемое извне, систематическое и целенаправленное регулирование формирования мнений и решений или влияние на эти процессы с помощью психологических методов, в ходе которого объекты манипулирования не могут осознать ущерб, наносимый свободе формирования их мнений».53
Речевые манипуляции характеризуются общими чертами, свойственными для политического дискурса нынешних СМИ, например: скрытый характер воздействия, отношение к реципиенту как к средству достижения собственных целей, стремление получить односторонний выигрыш, наличие явного и скрытого уровней воздействия, неосознанный характер поведения адресата, игра на слабостях.
С. С. Резникова считает, что для манипулятивного воздействия на реципиента используются различные языковые средства, наиболее эффективными среди которых являются следующие: безагенсный пассив, использование лексики с отрицательной или положительной коннотацией, изменение фокусировки информации, различные тропы (метафора, метонимия, сравнение, гипербола и пр.) и ложные исходные посылки.54
Помимо упомянутых выше манипулятивных приемов автор также делает акцент на генерализацию, оценочные суждения, непроверенные
50 http://www.psychologos.ru/articles/view/suggestiya, 02.02.2016
51 Юданова Е.Г. Лингвистические особенности суггестивного политического дискурса // Перспективные направления современной лингвистики. СПб., 2003. - 547-548 c.
52 Чурсова Н. Механизмы воздействия политической информации в СМИ на общественное сознание. URL: http://sociologi.mrod.m/pr/1.html, 25.12.2015.
53 Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол. наук., Москва: Политология, РГУ., 2010. - 745 c.
54 Резникова С.С. Средства и механизмы манипулирования в политическом дискурсе СМИ // Перспективные направления современной лингвистики. СПб., 2003., С. 13-14.
суждения о событиях, представленные как верифицированные, умолчание, ложные аналогии, ложные ссылки на авторитетные источники и т.д.5 Более того С.С. Резникова выделяет безагенсный пассив как распространенное средство манипулирования сознанием реципиента в сообщениях СМИ, так как он позволяет придать оттенок авторитетности и беспристрастности, а также дает возможность преподнести некое сообщение под видом общепринятой истины. Для подтверждения этой мысли автор приводит следующий пример: «Suicide bombers are supposed to be 17-year-old zealots be 17-year-old zealots with nothing to live for but the hope of a martyr's welcome by 72 virgins in paradise». Отсутствие указания на агенс в данном примере позволяет представить субъективное мнение адресанта как объективное. Отрицательное отношение автора к «камикадзе» также выражается с помощью иронии. Использование глагола seem без указания экспириенцера может быть отнесено к грамматическим способам искажения. Глагол «казаться» предполагает некое индивидуальное отражение реальности и требует указания на источник этого отражения, а при отсутствии такового приобретает кажущуюся объективность. Употребление выражений типа really, obviously, by nature, to be apparent, позволяет придать высказыванию видимость того, что оно принадлежит к числу исходных посылок, разделяемых всеми здравомыслящими людьми. Стилистические приемы, использующиеся в качестве манипуляционных, дают возможность адресанту влиять на эмоции адресата и через них непосредственно осуществлять перестройку его картины мира.54
Адресация в коммуникационном процесс также занимает не последнее место. О. Н. Морозова отмечает, что основным типом адресации в текстах политического публичного выступления является обращение, что обусловлено такой важной характеристикой публичной речи в целом и политической публичной речи в частности, как наличие непосредственного контакта с аудиторией.6 Обращенность высказывания, то есть его целевая, содержательная и формальная ориентированность на адресата, является одной из существенных характеристик политической речи. Основной смысл обращения побудительный: побудить слушать, обратить внимание на речь говорящего. Прямое обращение к слушателю облегчает непосредственность речевого контакта, привлекает внимание аудитории.
Функции обращения в тексте политического публичного выступления: номинативная, контактная, пресуппозитная, эмоционально-оценочная, этикетная, национально-культурная.54 Подбор какого-либо вида прямого обращения задается в основном комплексом факторов речевого общения, то есть следующими колляциями коммуникативной ситуации:
1) коммуникативно-целевая установка говорящего;
2) социальный статус участников и их демографические характеристики;
3) наличие этикетных норм;
4) национально-культурные особенности коммуникативного
поведения;
5) создание определенной психологической атмосферы общения. Постановка обращения в тексте играет определенную роль. Выражения, синтаксически оформленные как прямое обращение, направлены на сохранения контакта с публикой и на привлечение внимания слушателей. Последнее может быть объяснено тем, что обращение внутри предложения несколько дробит его на составные части, информативно выделяя весомые из них. Восприятие для слушателя становится легче, а внимание активизируется.
Таким образом, для политического дискурса характерно комбинирование различных средств и методов, целью которых является склонить аудиторию на свою сторону. Однако наиболее частотными являются убеждение и внушение, которые в публичных текстах неразрывно связаны и дополняют друг друга, при этом многократно усиливая производимый эффект.
Использованные источники:
1. http://www.psychologos.ru/articles/view/suggestiya, 02.02.2016.
2. Юданова Е.Г. Лингвистические особенности суггестивного политического дискурса // Перспективные направления современной лингвистики. СПб., 2003. - 547-548 c.
3. Чурсова Н. Механизмы воздействия политической информации в СМИ на общественное сознание. URL: http://sociologi.narod.ru/pr/1.html, 25.12.2015.
4. Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол. наук., Москва: Политология, РГУ., 2010. - 745 c.
5. Резникова С.С. Средства и механизмы манипулирования в политическом дискурсе СМИ // Перспективные направления современной лингвистики. СПб., 2003., С. 13-14.
6. Морозова О.Н. Функции обращения в тексте политического публичного выступления // Вопросы германской и романской филологии. СПб., 2003. Вып. 2., C. 14-17.