ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ОГОНЬ» В ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Маматкулова Б.Р.
Маматкулова Бахтижон Равшановна — преподаватель, кафедра языков,
Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются лексические средства репрезентации древнеанглийского концепта «огонь». При анализе древнеанглийских литературных источников и словарей обнаруживается, что древнеанглийский концепт «огонь» был вербализован с помощью десяти разнокоренных слов. В статье показано, что каждое из них обозначало определённый вид огня. Такое многообразие говорит об особой роли данного концепта в культуре народа и в сознании носителей языка.
Ключевые слова: концепт «огонь», древнеанглийская литература, вербализация, обозначения огня, образное мышление, индоевропейские корни.
Исследование вербализации концептов - одно из актуальных направлений современной лингвистики. В языкознании с конца ХХ века и по настоящее время наметилось общее стремление изучать язык не сам по себе, а в связи с человеком и его познавательными процессами, поскольку язык - один из способов познания и передачи знаний о действительности.
Кратко определим различие концепта и понятия. Понятие рационально, логически осмыслено, содержит главные характеристики объекта [3, с. 185]. Концепт же, помимо многих, в том числе и не главных, признаков, включает эмоционально-оценочное отношение, образы и чувства, связанные с данным явлением. Концепт является ментальным образованием, существующим на мысленном уровне, в сознании отдельного человека или народа в целом, и имеет языковой план выражения [1, с. 8]. Вербализована может быть только определённая его часть, поэтому изучение концептов на материале древних языков - задача несколько более сложная по причине ограниченного количества источников информации. Любой из древних концептов можно реконструировать только частично, исследуя значения вербализующих его слов и выражений в контексте литературных произведений. Результаты такого исследования являются вкладом в когнитивную лингвистику, сравнительно -историческое изучение древних языков и сопоставительную лексикологию.
Лингвистическое исследование древних концептов наиболее перспективно начинать со слов, обозначавших значимые для человека вещи и явления. Чему человек придавал большее значение (и от чего, главным образом, зависела его жизнь) - о том больше и думалось, и говорилось. Огонь был как раз одним из таких жизненно важных для древнего человека объектов.
Это отразилось в наличии множества лексических средств, обозначающих огонь в древних языках. В исследованиях В.В. Иванова и Т.В. Гамкрелидзе обнаруживается два основных индоевропейских обозначения огня. Этимологический словарь Вальде указывает следующие ИЕ корни, среди ряда значений каждого из которых было понятие «огонь»: bhereu-, leuk-, aidh-, suel-, euso- [2, с. 670]. Обратим внимание на то, что корней было реконструировано несколько, и они все разные по форме. Такое явление как наличие нескольких имён для одного носителя свойственно многим древним языкам, причём наиболее характерно оно именно для концептов, имеющих большое значение в данной культуре.
Множественность слов связана с наглядно-образным мышлением носителя древних языков. В настоящее время она проявляется у народов, живущих первобытнообщинным строем. Наглядно-образное мышление запечатлевает объект в конкретной ситуации (вместе с тем, что его окружает), далее он ассоциируется с ней и получает наименование по ассоциации. Поэтому названия одного объекта были разнокоренные, отражая образы разных вещей, окружавших его в конкретной ситуации. Отсюда - множественность названий лошади у кочевников или леса у народа, живущего в лесу.
Подобным образом, в древнеанглийском языке встречается несколько названий огня. В литературных источниках («Беовульф», «Феникс», древнеанглийские поэмы, древнеанглийская Библия) и в Англо- саксонском словаре [4] мы обнаруживаем десять разнокоренных обозначений огня: ж1её (жЫ), fyr, ad, Ьж1, bryne / byrne, brond / brand, lig, gled, swol, swaKiul. При анализе этих названий в контексте древнеанглийских произведений обнаруживается, что каждое из них действительно имело свою собственную роль. Итак, анализ семантики десяти разнокоренных древнеанглийских слов, обозначающих разные «виды» огня, показывает, что данный концепт состоял из нескольких сегментов. Основными были «огонь вообще», «огонь как свет», «огонь как активная
47
стихия» (связанный с водой) и «огонь погребального костра». В христианскую эпоху основным и единственным стал образ «огня вообще». Количество и многообразие обозначений говорит об особой роли исследуемого концепта в древнеанглийской культуре.
Список литературы
1. Агаркова Н.Э. Концепт «Деньги» как фрагмент английской языковой картины мира: автореф. дисс. к. филол. н. Иркутск, 2001. 20 с.
2. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. 1331 с.
3. Маматкулова Б.Р. Концепт «огня» и процесс его изучения в истории // Наука и образование сегодня. № 5 (16), 2017. С. 39.
HOW ABSOLUTE BEGINNERS HAVE TO BE TAUGHT Buribaeva A.I.
Buribaeva Aziza Ismatullaevna — Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES THROUGH FACULTIES, PHILOLOGY FACULTY, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: learning English is becoming the primary intention of youth and olds. However the opportunities forced every member of the society to be curious toward this procedure. Perceiving the fact youth from their early age start learning the foreign language. In turn it is the hardest activity to them, because they hardly speak in their mother tongue, there is no way to learn foreign language. But, if the learners' approach is shifted he or she may get succeeded in targeted aim. About this shifts the author highlights some illustrations. Keywords: ESL, absolute, assume, realia, minimize, absolute, zeroes.
In today's globalized world, most beginner ESL students have had some contact with the English language, usually through the internet, movies or TV. They have most likely studied English at some point in their lives and abandoned their studies - they are often referred to as false beginners. But every now and then, we come across an absolute beginner, someone who has had so little exposure to English, they can't even handle the most basic greetings, verbs or vocabulary. Whether you are teaching a complete group of absolute beginners, or a few within a group of false beginners, here are some tips that will help your students go from ESL zeroes to heroes [1].
Prioritize learning goals: Absolute beginners have had so little exposure to the English language, they have completely nothing to build on. Naturally, you'll start with the basics, but consider what they'll need to know first. Does it make sense to start with a list of foods in English? Or colors or numbers? Probably not. What they need to know first is how to introduce themselves and greet others. The natural progression from there is the use of the verb "to be" (am from. He is from. etc.). Then you'll progress on to possessives (my country, your name, his family) and so on. Give priority to the language they will need first and foremost.
Don't assume anything: Don't make assumptions about what your students know. Assume they know nothing. For example, to practice the verb to be, you ask them what nationalities they are only to find out they don't know how to say nationalities in English. Countries and nationalities should be taught first, and then practiced with the verb "to be ". And this goes for a multitude of vocabulary and expressions. Don't assume a student will be able to answer you if you ask, "How are you? Absolute beginners won't know how to reply, unless you've specifically taught them [2]. Celebrate small achievements: Absolute beginners will tell you they don't speak English - till the very end of the course. What they're thinking is that they don't speak English fluently, or like you, for example. But make sure they're aware of what they can do. If on the first day of class they've learned to greet each in English, end your lesson by celebrating this, "Congratulations! You can now introduce yourself and greet each other in English ". Take the focus away from what they can't do and focus on what they can do instead. This proves to be tremendously encouraging!
Use their senses: Absolute beginners may not have enough knowledge to understand explanations, synonyms, definitions, i.e. anything you describe with words. Instead, use their senses to maximize learning. The easiest to use with beginners are visual aids like flashcards, but don't' forget to include plenty of gestures, as well as real life objects. The use of realia will allow you to utilize several senses at the same time, and it's often more engaging than two-dimensional pictures. Don't forget to use things they can smell and taste, too [3].